Главная страница
Навигация по странице:

  • 2) Аспекты психологической службы образования.

  • 3) Структура службы(психологическая служба в системе народного образования)

  • 5) Психологическая служба образования, или школьная психология, за рубежом.

  • Ганичева. 1 Цели и задачи психологической службы в детском образовательном учреждении


    Скачать 194.4 Kb.
    Название1 Цели и задачи психологической службы в детском образовательном учреждении
    АнкорГаничева.docx
    Дата12.04.2017
    Размер194.4 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаГаничева.docx
    ТипДокументы
    #459
    страница1 из 10
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    1)

    Цели и задачи психологической службы в детском образовательном учреждении

    Цель психологической службы образования – сохранение психического и психологического здоровья детей (Дубровина И.В.).

    Сохранение психического здоровья предполагает создание психолого-педагогических условий, которые обеспечивают полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза.

    Сохранение психологического здоровья предполагает создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих духовное развитие каждого ребенка (т.е. ориентацию на нравственные ценности и их жизненную реализацию), его душевный комфорт, полноценное и всестороннее развитие каждого ребенка на максимуме его возможностей.

    Условие для осуществления данной цели деятельности психолога – психологическое сопровождение ребенка – это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого в целях разрешения трудностей на разных этапах развития и создание оптимальных условий для максимальной реализации личностного потенциала.

    Задачи психологической службы образования (Дубровина И.В.):

    1. Реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития ребенка каждого возраста;

    2. Развитие индивидуальных особенностей детей – интересов, способностей, склонностей, увлечений и др.;

    3. Создание благоприятного для развития ребенка психологического климата в детском саду, который определяется организацией продуктивного общения ребенка со взрослыми и сверстниками, а также созданием для каждого ребенка на всех этапах онтогенеза ситуаций успеха в той деятельности, которая является для них личностно-значимой;

    4. Оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, педагогам.
    2) Аспекты психологической службы образования.

    Психологическая служба образования — интегральное явление, представляющее собой единство четырех его составляющих, или аспектов, — научного, прикладного, практического и организационного. Каждый из аспектов имеет свои задачи, решение которых требует от исполнителей специальной профессиональной подготовки.

    Научный аспект предполагает проведение научных исследований по проблемам методологии и теории практической психологии образования — нового научно-практического направления психологии развития, изучающего индивидуальные проявления возрастных закономерностей психического развития, условия становления личности и индивидуальности как предпосылок психологического здоровья в дошкольном и школьном возрастах. Одна из задач здесь — научное обоснование и разработка психодиагностических, психокоррекционных, психопрофилактических и развивающих программ, способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в конкретных условиях современного образования. Отличие этих исследований от академических заключается в том, что они не только выявляют те или иные психологические механизмы или закономерности, но и определяют психологические условия развития этих механизмов и закономерностей в контексте целостного становления личности конкретного ребенка. Научный сотрудник, выполняющий эти исследования, ориентируется на практического психолога как основного своего заказчика.

    Прикладной аспект предполагает использование психологических знаний работниками образования. Главными действующими лицами этого направления являются воспитатели, педагоги, методисты, которые или самостоятельно, или в сотрудничестве с психологами используют новейшие психологические данные при составлении учебных программ и планов, создании учебников, разработке дидактических и методических материалов, построении программ обучения и воспитания.

    Практический аспект службы обеспечивают непосредственно практические психологи детских садов, школ и других образовательных учреждений, задача которых — работать с детьми, группами и классами, воспитателями, учителями, родителями для решения тех или иных конкретных проблем. Они обязаны профессионально грамотно использовать все то, чем располагает наука на сегодняшний день.

    Организационный аспект включает в себя создание действенной структуры психологической службы образования, обеспечивающей как взаимодействие всех звеньев службы по содержательным и организационным вопросам, так и контроль за профессиональной деятельностью и повышение профессиональной квалификации практических психологов. Эти звенья, выстроенные в иерархической последовательности, могут быть представлены следующим образом: один или группа практических психологов в образовательном учреждении; научно-методические подразделения психологической службы (центры, кабинеты и др.) при муниципальных органах, в структуре городских, областных и краевых учреждений образования; отделы психологической службы в структуре министерств (департаментов) образования каждого субъекта федерации. Только достаточно разработанная структура, звенья которой укомплектованы специалистами, способна обеспечить полноценное психологическое обслуживание системы образования, оказывать действенную помощь как детям, родителям, педагогам, так и учреждениям образования и всей образовательной системе в целом.
    3) Структура службы(психологическая служба в системе народного образования)

    Психологическая служба образования создается как единая система в масштабах любой административной единицы: города, области, региона, а в перспективе — всей страны. Каждое звено этой системы имеет свои четко определенные функции. Гарантией эффективности деятельности психологической службы служит последовательное и четкое профессиональное взаимодействие всех подразделений. В самом общем виде структура включает три звена: практический психолог (или группа психологов) в образовательном учреждении; районный (муниципальный) кабинет (отдел) психологической службы; Центр (окружной, городской, региональный) психологической службы.

    Практический психолог работает в конкретном учебном заведении — детском саду, общеобразовательной школе, гимназии, детском доме и др. Здесь он осуществляет в первую очередь следующую работу: » психологическое изучение детей для индивидуального подхода к ним на протяжении всего периода обучения, обеспечения полноценного развития каждого ребенка, раннего выявления, преодоления и профилактики неуспеваемости и недисциплинированности детей; + консультирует воспитателей, учителей, администрацию образовательного учреждения, родителей по проблемам обучения и воспитания; повышает уровень психологических знаний; помогает решению проблем педагогов как профессионалов.

    Районные (муниципальные), областные, городские (в зависимости от структуры органов управления народного образования в конкретном регионе) психологические кабинеты (отделы) сосредоточивают свою деятельность на следующем:

    ♦ ведут непосредственную работу с психологами образовательных учреждений;

    ♦ контролируют и организуют их деятельность;

    ♦ оказывают методическую и иную профессиональную помощь;

    ♦ пропагандируют психолого-педагогические знания;

    ♦ проводят психодиагностику и психокоррекцию особо сложных случаев;

    ♦ участвуют в работе медико-психолого-педагогических комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних;

    ♦ консультируют администрацию образовательных учреждений по социально-психологическим проблемам управления, создания оптимального социально-психологического климата в педагогическом коллективе и другим вопросам профессиональной деятельности.

    В штат кабинета помимо психологов входят также социальные работники, педагог, врач-психоневролог.

    Центр психологической службы образования — главная организация, руководящая деятельностью психологов, работающих в образовательных учреждениях, психологических кабинетах, и специалистов всех психологических служб определенного региона. Центр отвечает за научно-методическое и научно-организационное обеспечение этих служб, за профессиональный уровень психологов, работающих в данных службах. В Центр могут обращаться родители, педагоги, другие работники народного образования.

    Центр состоит из двух основных отделов — индивидуальной помощи и психологического обеспечения образовательных учреждений.

    Руководящим органом психологической службы образования выступает отдел психологической службы органов (или психолог) управления образованием соответствующего уровня. На федеральном уровне — отдел, занимающийся вопросами психологической службы в Министерстве образования России.
    5) Психологическая служба образования, или школьная психология, за рубежом.

    Психологическая служба образования, или школьная психология, существует во многих странах, охватывая всю систему обучения и воспитания ребенка с дошкольного возраста до окончания школы, и имеет почти вековую историю.

    Наиболее представлена эта служба в США, где она начала развиваться примерно с начала 1800-х годов и в настоящее время является одной из наиболее жизненных и действенных направлений современной психологии.

    Школьная психология в США закреплена законом.

    Первыми психологами-практиками в США были экспериментальные психологи, изучавшие проблемы самовоспитания. Но очень скоро основными функциями школьной психологической службы стали измерение и тестирование и главенствующей задачей — отбор детей для обучения по специальным программам.

    Широкая практика тестирования в американских школах, и прежде всего тестов на определение коэффициента умственной одаренности (IQ), способствовала, в частности, возникновению и развитию службы «гайденс». С 1945 по 1960 год в практику специалистов-консультантов службы «гайденс» прочно вошли батареи тестов как основной инструмент деятельности.

    Однако следует отметить эволюцию школьной психологии и значительные достижения в развитии теории и практики школьной психологической службы в США за последние 35-40 лет.

    В 60-х годах была создана профессиональная организация школьных психологов. Важное значение для развития школьной психологической службы имела конференция в Уэльсе (1973), на которой рассматривались вопросы о целях и роли школьной психологической службы, об этических и юридических ее основаниях, проблемах профессионализации школьного психолога, содержание программ обучения школьного психолога и т. д. В 80-х годах в США была организована Национальная ассоциация школьных психологов (NASP).

    Выделяется несколько уровней функционирования психологической службы:

    • на первом производится главным образом тестирование с целью классификации учащихся для специального обучения;

    • на втором работа направлена как на тех учащихся, которым необходимо специальное обучение, так и на тех, кто имеет умеренно выраженные учебные и поведенческие проблемы;

    • третий уровень предполагает прямую психологическую помощь всем нуждающимся в ней учащимся и консультацию персонала школы по вопросам психологии развития.

    К концу XX века в США было издано достаточно большое количество различной литературы, посвященной проблемам школьной психологической службы. В частности, в книге К. Рейнолдса, в которой рассматриваются основы теории и практики современной школьной психологии в США.

    Здесь отмечается, что школьная психологическая служба относится к числу служб для клиентов от дошкольного до высшего образования, и основная ее цель — служить психическому здоровью и образовательным интересам детей и юношества. Это предполагает:

    а) психологическое и психолого-педагогическое измерение и оценку «школьного функционирования» детей и юношества;

    б) активное вмешательство психолога, направленное на обеспечение полноценного влияния школы на развитие ребенка;

    в) помощь педагогическому персоналу и родителям;

    г) консультирование и совместную работу с персоналом школы и (или) с родителями по проблемам учащихся, связанным со школой, и проблемам персонала школы как профессионалов.

    Таким образом, в хорошо организованной школьной психологической службе, первоначально предназначенной для отбора детей, все четче проявляются новые, прогрессивные тенденции, которые находят широкое практическое распространение в детской практической психологии.

    Интересен опыт развития школьной психологической службы во Франции. Отцом французской школьной психологии называют Альфреда Бине.

    В 1905 году Министерство образования Франции обратилось к Бине с просьбой психологически исследовать проблему детей, которые не в состоянии обучаться в школе по общей программе. В результате этого исследования появился знаменитый тест Бине—Симона, позволяющий выявлять детей с задержкой умственного развития. За этим последовало открытие специальных школьных классов для таких детей, а в 1909 году открылась первая во Франции профессиональная школьная психологическая служба. В 1947 году в Париже начала работать группа школьных психологов под руководством профессора А. Валлона. Он полагал, что цель школьной психологической службы в психологической помощи каждому ребенку, в создании оптимальных условий обучения и воспитания всех без исключения детей.

    В 1951 году Министерство образования Франции впервые представило описание функций школьных психологов.

    Однако в силу изменения политики в образовании деятельность службы во Франции была приостановлена, а школьные психологи переведены на должности учителей начальных классов.

    Потребность в школьных психологах на протяжении 50-60-х годов нарастала прежде всего вследствие значительного увеличения количества детей с задержками умственного развития и другими нарушениями. Министерство образования обратилось к психологической науке, по существу, вновь за психометрическими методами с целью отбора детей, не способных обучаться в массовой школе.

    Для решения этих задач в 1960 году открывается четыре психологических центра. Однако начиная с 1970 года работают так называемые группы психолого-педагогической помощи, каждая из которых представляет собой команду, состоящую из одного специалиста по школьной психологии, одного специалиста по психологии обучения, одного специалиста по психомоторному развитию. Такая бригада призвана обслуживать от 800 до 1000 учащихся и, хотя территориально располагается в какой-то одной школе, обслуживает, как правило, несколько школ. Объектом деятельности этих групп являются в первую очередь дети дошкольного и младшего школьного возраста (2-12 лет), причем основное внимание уделяется работе с детьми 3-7 лет. В центре — проблемы обучения и поведенческие проблемы, которыми, соответственно, занимаются разные специалисты. Одна из основных задач — выявление детей, нуждающихся в особых формах и методах обучения. Проводятся также консультации родителей и педагогов по указанным проблемам.

    С середины 80-х годов начинается новый этап в развитии практической школьной психологии во Франции. В 1985 году была создана рабочая группа, которая провела специальную работу по определению функций педагогического психолога во Франции.

    Позже во Франции происходит создания единой системы школьной психологической службы, направленной на помощь отдельным индивидам, группам и целым учреждениям. Цели этой новой системы — предотвращать школьный неуспех, способствовать социальному научению и социальной адаптации детей, помогать детям с умственной отсталостью интегрироваться в общий поток учащихся (что прямо противоположно цели, выдвигаемой на предшествующих этапах службы, — отделять таких детей), содействовать общеобразовательному и профессиональному росту учащихся, повышать квалификацию учителей, социальных работников, администрации, других специалистов в области народного образования.

    Несмотря на то, что измерение и тестирование(измеряли только умственное развитие) и сейчас чрезвычайно широко применяются в практике психологической службы, последнее время многих ученых во всех странах мира не устраивает такая ограниченная деятельность школьных психологов.

    И. Мюллер считал, что при современном уровне технического и экономического развития, для того чтобы овладеть профессией и преуспеть в жизни, требуются кроме определенного уровня умственного развития и другие способности и качества: умение хозяйственно мыслить, технико-конструктивные и технико-практические способности, активная волевая и эмоциональная деятельность, энергия и настойчивость и т. п. Сейчас нельзя, по мнению автора, ценить человека только со стороны его интеллектуальных способностей, надо оценивать его всесторонне, как становящуюся личность.

    Глубокую неудовлетворенность формальными психометрическими тестами давно уже выражают английские психологи. На конкретных примерах они демонстрируют научную несостоятельность применяемых тестов, их ограниченность и искусственность. Одним из существенных недостатков тестового материала они, в частности, считают полное игнорирование эмоциональных моментов, которые в реальных жизненных ситуациях являются существенной частью поведения.

    К концу XX века определенный опыт организации и деятельности школьной психологической службы был накоплен и в странах Восточной Европы (Шванцара; Черны; Витцлак.). Здесь психологическая служба школы ставила перед собой задачи, решение которых было направлено, прежде всего на получение психологической информации об учащемся или коллективе класса с целью создания условий, стимулирующих развитие.

    Психологическая служба школы в большинстве стран Восточной Европы развивалась в форме психолого-педагогических районных или областных центров или консультаций. Основным содержанием этой службы в этих странах стала помощь в обеспечении развития здоровой личности, коррекция разного рода затруднений в развитии личности, проблемы профессиональной ориентации. Доминирующая функция психолога-консультанта, например, в Чехии и Словакии проявлялась в психодиагностической деятельности. Ее результатом служило диагностическое заключение, из которого вытекали последующие рекомендации.

    Большое место в консультациях этих стран занимало определение у всех детей готовности к обучению в школе, так называемой школьной зрелости, за год до поступления ребенка в школу (в этих странах дети начинают учиться с 6 лет). В зависимости от уровня развития ребенка психолог давал соответствующие рекомендации. Через год, перед самым поступлением в школу, этих детей обследовали еще раз.

    В консультациях или центрах этих стран осуществлялась диагностика различного типа трудностей, связанных с учебой в школе.

    Консультации и центры того времени занимаются и с теми учащимися, у которых имеются проблемы личностного характера, трудности в поведении, воспитании.

    Следует подчеркнуть, что психологические консультации и центры того времени в основном занимаются решением конкретных проблем, с которыми к ним обращаются родители или учителя

    Таким образом, психологическая служба системы народного образования в странах Восточной Европы к концу XX века занимала существенное место в деле воспитания и обучения детей, подростков и юношей.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
    написать администратору сайта