Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Углубленное изучение предлагаемых обстоятельств роли. Определение основной потребности персонажа, мотивов его поступков.

  • 3. Анализ авторских ремарок и взаимоотношений с другими персонажами.

  • Входит Роза, она немного выпила».

  • «зажигает сигарету»

  • «Роза проходит мимо них, ничего не замечая».

  • Входит Роза. Бросает на стол газету»

  • Взаимоотношения с Сильвией

  • Взаимоотношения с Айрис

  • Взаимоотношения с Лоуренсом

  • Физическое и психологическое самочувствие Мисс Розы по эпизодам: 3 эпизод.

  • защита дипломной роли. 1. Изучение содержания пьесы и роли. Разбор и анализ темы, идеи, проблемы


    Скачать 34.79 Kb.
    Название1. Изучение содержания пьесы и роли. Разбор и анализ темы, идеи, проблемы
    Анкорзащита дипломной роли.docx
    Дата20.09.2017
    Размер34.79 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлазащита дипломной роли.docx
    ТипДокументы
    #10389

    1.
    Изучение содержания пьесы и роли. Разбор и

    анализ темы, идеи, проблемы.

    Для защиты дипломной роли я выбрала пьесу, которая была написана канадским драматургом, актером и режиссером Морисом Паничем «Девочка в аквариуме для золотой рыбки»,написанная автором в 2002 году.
    Морис Панич – драматург, актер и режиссер (Канада). Родился в 1952 году в Калгари в семье переселенцев с Украины. Воспитывался в Эдмонтоне, окончил факультет радио и телевидения Технологического института в Северной Альберте. В 1977 году окончил факультет словесности в Университете Британской Колумбии, а также актерскую школу в Великобритании.

    Морис Панич – автор более 80-ти постановок и двух дюжин пьес, которые были поставлены в Канаде, США и Великобритании. Работает в Торонто и Ванкувере. Канадские критики называют его автором «черных комедий, балансирующих на грани между надеждой и отчаянием».

    В основу пьесы «Девочка в аквариуме для золотой рыбки» заложена идея любви и взаимопонимания, без которых невозможно построить взаимоотношений в семье. Не зря Морис Панич в пьесе цитирует Роберта Сервиса « Никто не убежит от бед, коль нет любви в дому пустом»( в пьесе это произносит Оувен (хозяин дома) , этими словами он пытается возвратить взаимопонимание, мирные отношения в семье, любовь, необходимое духовное объединение, и т.д. )

    На протяжении всей пьесы прослеживается ключевая тема - «подросток в неблагополучной семье».

    Время действия пьесы разворачивается в период Карибского кризиса в 1962 году. Автор проводит грань между событиями на Карибе и проблемами в семье главных героев. Ведь основная проблема пьесы – это развод родителей, т.е кризис в семье .Семья на грани развала. Отсутствие взаимоотношений, эмоции взрослых ранят детскую душу и загоняют детей в мир одиночества . Не зря автор для пьесы выбирает название- «Девочка в аквариуме» . Аквариум символизирует одиночество ребенка. Аквариум – это мир малышки Айрис-главной героини пьесы, считающей, что её смытая «в унитаз» рыбка Амаль реинкорнировалась в человека. Для девочки Амаль – это символ единения семьи. Если прочитать слово «Амаль» наоборот, то получится Лама. Лама, в тибетском буддизме  религиозный учитель , т.е. для неё он духовный наставник. Он -гармония, единство души и тела. .

    На первых этапах работы режиссер Н.В. Таякина меня назначала на роль Сильвии, но после перовой читки по- ролям я попросила роль Мисс Розы. Это женщина, которая хочет женского счастья. У неё нет человека, который бы её поддерживал, понимал и любил. Для Айрис кажется, что Мисс Роза – злодейка, которая хочет разрушить их семью. Как говорит сама девочка : «Она ведь связана с дьяволом». Для меня было очень интересно разгадывать этого персонажа, который в себе сочетает насколько внешне отрицательного и настолько же внутренне мягкого и уязвимого человека.





    2.
    Углубленное изучение предлагаемых

    обстоятельств роли. Определение основной потребности персонажа, мотивов его поступков.

    Под предлагаемыми обстоятельствами Станиславский понимал прежде всего фабулу пьесы, описанные в ней факты, события, взаимоотношения действующих лиц, эпоху, время и место действия, актерское и режиссерское видение произведения.

    Выделяют обстоятельства малого, среднего и большого круга.

    Обстоятельства большого круга касаются общей ситуации окружения персонажа (город, страна, исторический период, политическая ситуация в стране и мире и т. д.). Моя героиня Мисс Роза проживает в Канаде в период Карибского кризиса 1962 год.  Тревожная обстановка в мире не смогла не оставить следа в одиноком сердце мисс Розы, пережившей все тяготы войны, но не убившей в себе надежду построить своё личное счастье.

    Обстоятельства среднего круга касаются его общей жизненной ситуации (его пол, возраст, семейная ситуация, социальный статус, окружение и т. д.).

    Мисс Розе 36 лет, она работает на консервной фабрике и снимает комнату в доме, хозяинами которого являются Оувен- ГЛАВА СЕМЬИ, Сльвия - его жена и их дочь Айрис. Роза - одинокая женщина, которая скрашивает свое свободное время в «Ассоциации войны», откуда приходит всегда пьяная и унылая.

    Обстоятельства малого круга касаются ситуации, происходящей с персонажем в текущий момент (где он находится, с кем разговаривает, что ему нужно от собеседника и т. д.). 

    На протяжении всей пьесы Мисс Роза посещает 3 места: дом, консервную фабрику и ассоциацию войны. У неё напряженные отношения с всеми жильцами дома за исключением Оувена.

    Основная потребность Розы тесно перекликается со сверхзадачей : стать хозяйкой дома и завоевать сердце Оувена. Мотивом ко всем её поступкам служит желание избежать одиночества и построить на конец своё женское счастье.


    3.
    Анализ авторских ремарок и взаимоотношений с

    другими персонажами.
    Ремарка - это авторское пояснение для режиссера, актера или читателя, дающее краткую характеристику места действия или особенностей поведения персонажей. Это важная часть авторского текста, и если режиссер или актеры хотят точнее понять мысли автора, они должны внимательно изучить предлагаемые им ремарки, которые раскрывают атмосферу действия, характеры персонажей, их внутренний мир и их конфликты. Это вовсе не значит, что режиссер обязан послушно выполнять каждую ремарку, он может менять их или развивать в соответствии со своим замыслом. Но прежде чем менять или отменять данные авторские указания, следует попытаться вникнуть в эту важную часть пьесы. Иногда ремарки имеют огромное смысловое и событийное значение. Прекрасная книга Б. Г. Голубовского «Читайте ремарку!» заканчивается словами: «Читайте ремарку - она может быть верным помощником, она может подтолкнуть вашу фантазию к неожиданным открытиям».

    В 14 эпизоде автор делает пометку «Входит Роза, она немного выпила». Этой ремаркой он помогает мне, как актрисе, поймать состояние моей героине нужной именно для этого эпизода. На протяжении всей пьесы Роза находится довольно часто в алкогольном опьянении. Этим она пытается заглушить раздирающую боль одиночества и никому не нужности в душе.

    В 8, 20, эпизоде предлагается следующая ремарки «зажигает сигарету» и «курит». Морис Панич показывает указывает на стремление персонажа к обдумыванию дальнейших действий. Курение Мисс Розы – это отголоски тяжелого военного прошлого.

    В 23 эпизоде Роза произносит фразу: «Посмотрите на меня. В этом мире у меня всё хорошо» и после этого сразу же автор делает следующую ремарку «Роза проходит мимо них, ничего не замечая».Данная ремарка позволяет увидеть насколько эгоцентрична моя героиня. На пути поиска личного счастья, она не желает замечать ничего того, чтобы смогло омрачить без того её больную и одинокую душу.

    В 25 эпизоде стоит ремарка «Входит Роза. Бросает на стол газету» и следом бросается фраза моей героини: «Русские уступили. Забрали свои ракеты с Кубы». Данная ремарка направлена на слом темпо-ритма спектакля. Она помогает сделать высказывание более действенным. Плюс ко всему автор дает мне, как актрисе, точную пристройку.
    Как говорилось ранее взаимоотношения у Мисс Розы с жильцами дома напряженные, единственный человек к которому она испытывает нежные и теплые чувства – это Оувен. Она пытается всеми силами души и поступками завоевать его любовь. Роза лелеет надежду на то, что когда-нибудь сердце Оувена оттает. Она станет его спутницей по жизни и хозяйкой дома.
    Взаимоотношения с Сильвией:

    Отношения с Сильвией резко отличаются от тех отношений, которые у неё с Оувеном. Роза видит в ней преграду своим мечтам. Они и Сильвией пытаются задеть друг друга, особенно это прослеживается в сцене, где Сильвия спрашивает:

    - Мисс Роза. Ассоциация ветеранов ещё не открылась?

    - А как запястье?

    Или когда Сильвия в присутствии Розы говорит Оувену :

    - А что нам нужно знать про него? Разве необходимо становиться близкими друзьями… с жильцами?

    Сильвия это угроза, которую нужно уничтожить.
    Взаимоотношения с Айрис

     С первого выхода Розы становится понятно, что отношения ее с девочкой Айрис очень враждебные и ни одна из них не может терпеть другую. Роза не выносит девочкины выходки и фантазии ее считает глупостью, не смотря на то, что является её крестной. К тому же Айрис обвиняет мою героиню в том, что она является одной из причин распада ее семьи, так как постоянно пытается соблазнить Оувена .

    Отношения девочки и Розы особенно ярко проявляются, когда на фразу Айрис:

    - Только то, что вы - до некоторой степени - злодейка.

    На что Роза парирует ей:

    - Ты бы лучше молилась до потери пульса, чтобы твоя мамочка не уехала. Потому что тогда останемся только ты да я, куколка. А я тебя не так чтобы люблю.
    Взаимоотношения с Лоуренсом

    Для семьи символ единения – это рыбка Амаль, после того как мама смыла её в унитаз, появляется Лоуренс. Девочка считает, что душа рыбки реинкорнировалась в этого загадочного гостя. Следовательно он является препятствием для Мисс Розы. Поэтому она в самом начале она пытается напоить его и соблазнить, чтобы узнать кто он и чего хочет от этой семьи. Моя героиня находится в состоянии бешенства от того, что ни одна из её попыток не увенчалась успехом. Но после сцены с Оувеном потеряв всякую надежду на завоевание его любви, она говорит Лоуренсу такую фразу : «Не убегайте из-за меня» , этими словами она как бы хочет попросить прощения за содеянное ранее.







    4.

    Сбор материала роли. Поиск жизненных аналогий,

    ассоциаций, наблюдений.
    С режиссером спектакля Ниной Васильевной Таякиной мы очень глубоко изучали культуры Канады, мировую историю 1962 года. Смотрели фильмы о буддизме, изучали костюмы и людей живших в тот период времени.
    У меня есть на примере взаимоотношений Айрис и Мисс Розы жизненная аналогия . Свою Мисс Розу я делала по характеру и повадкам с моей учительницы оригами в школе. Когда я была такая же маленькая как Айрис, то мне казалось что она «дьявол». Ей на тот момент было, так же как и Розе 36 лет, она была одинока без мужа и детей. Мне казалось, что она издевается надо мной и специально делает все, чтобы зацепить меня. Но сейчас, когда я её вижу, то понимаю что на самом деле она не «злодейка», а просто женщина со строгим характером. Свои наблюдения я вела, когда приезжала домой и виделась с ней.

    Другой пример – это мамина старая подруга. Она тоже одинока и до сих пор не смогла обрести семью. Она строга, но при этом чувствуется её боль одиночества. Я уверена если бы, как говорит Мисс Роза «подвернулся человек, который нужен» , то может бы и сложилось её семейное счастье.

    Я читала статьи и книги об одиноких женщинах. По всем источникам, у меня сложилось определенное мнение о них:

    Одинокая женщина коварна. Она способна на многое ради своего счастья. Но ради счастья ли? Вряд ли такую жизнь можно назвать счастьем. Скорее всего, на такую жизнь ее толкает неуверенность в себе, пронесенная через недолгую жизнь, внутренняя пустота и простое плотское влечение. Чаще всего одинокая женщина покушается на чужого мужа. В принципе что мы и видим в этой пьесе у Розы по отношению к Оувену.

    5.

    Определение жанра пьесы и роли, способа

    существования, сценической атмосферы.

    Всякое произведение тем или иным способом отражает жизнь. Способ отражения, угол зрения автора на действительность, преломленный в художественном образе, и есть жанр. Моя задача заключается в том, чтобы проникнуть в природу авторского замысла, определить меру, качество и градус условности, которой пользуется автор. И чем глубже изучаешь этот способ, тем больше приближаешься к индивидуальной манере и стилю данного автора, к неповторимым особенностям того конкретного произведения, которое на данном этапе волнует.

    Современные авторы чаще всего не определяют жанр пьесы, т.к. происходит смешение жанров. Так и в пьесе Мориса Панича. Это не бытовая семейная драма, это черный юмор, психологизм, экзистенциальные мотивы. Всё это рождает определенную сложность, а с другой стороны – многообразность существования в этой пьесе.

    В этом потоке жанров мы определяем: воспоминание с элементами фантастики и гротеска.

    Способ существования связан с жанром, с общением со зрительным залом. Моя героиня Роза и ее способ существования обусловлен воспоминаниями девочки. Следовательно, в ее воспоминаниях, фантазиях роза получается достаточно ярким персонажем. Она является хищницей, которая разрушает семью. Мой способ существования в спектакле гротесковый. Особенно ярко это проявляется в сценах с Лоуренсом и с Оувеном. В спектакле эти сцены решены при помощи танца и музыки. Жанр пьесы и спектакля оставил с след и на костюме моей героини. Это красные предметы на одежде - сеточка на голове, перчатки, пояс, туфли.

    Атмосфера — это воздух спектакля, «силовое поле», которое создается в спектакле усилиями'- всего коллектива. Сам актер, мир, окружающий его в спектакле: тишина, пауза, звуки, спет в темнота (организованные темпо-ритмически режиссером), напряжение борьбы между персонажами, мизансцены, свет и костюмы, декорация и музыка— все, что излучает пространство сцены, создает атмосферу спектакля. Атмосфера о многом рассказывает зрителям, вместе с тем Она является важным стимулом творчества актера. Атмосфера — понятие-результат. Верно построенная жизнь пьесы — прежде всего через актера, условие рождения нужной атмосферы. Являясь мощным выразительным средством спектакля, сценическая атмосфера требует от режиссера верного определения исходного предлагаемого обстоятельства, поскольку оно имеет решающее значение в создании атмосферы. 
    Музыка все чаще становится активным эмоциональным началом, она практически связана с действием, атмосферой спектакля и призвана раскрывать и дополнять сущность драмы. Таким образом, способность актера и режиссера чувствовать эмоциональный и ритмический строй музыкального произведения, способность и умение строить мизансцену, действовать и двигаться в музыке и с музыкой приобретают очень важное значение.

    Каждый предмет на сцене участвует в развитии драматического действия.

    Спектакль обладает собственной уникальной атмосферой, главной характеристикой которой можно назвать, на мой взгляд, постоянный эмоциональный накал, который на протяжении спектакля не ослабевает, периодически только лишь меняя свой «градус».

    Первая встреча с семьей погружает нас в атмосферу кризиса; обособленности каждого члена семьи его одиночества, холодности столкновение взглядов. Семья живет в унисон с событиями, происходящими в стране в это время, а именно «Карибским кризисом» и «холодной войной». В артерии спектакля присутствует эта трагичность, боль, которая завуалирована смешными и нелепыми воспоминаниями Айрис, но мы не играем эту боль, она приходит к зрителю от понимания темы, идеи и проблемы спектакля, и только когда приходит осознание, появляется сочувствие и сопереживание. А сама атмосфера не нагромождена страданиями…Всё намного легче, это множество разных ситуаций, смешных и не очень, запутанных отношений между людьми, нелепых, но оправданных поступков. И все они находятся на сцене в дымке прошлого.

    6.

    Определение физического и психологического

    самочувствия (по картинам)
    Поведение человека имеет две стороны: физическую и психическую. Причем одно от другого никогда не может быть оторвано и одно к другому не может быть сведено. Всякий акт человеческого поведения есть единый целостный психофизический акт. Поэтому понять поведение человека, его поступки, не поняв его мыслей и чувств, невозможно. Но невозможно также понять его чувства и мысли, не поняв объективных связей и отношений его с окружающей средой. Станиславский пришел к выводу, что только физическая реакция актера, цепь его физических действий, физическая акция на сцене может вызвать и мысль, и волевой посыл, и в конечном итоге нужную эмоцию, чувство. Система ведет актера от сознательного к подсознательному. Строится по законам самой жизни, где существует нерасторжимое единство физического и психического, где самое сложное духовное явление выражается через последовательную цепь конкретных физических действий.

    Физическое и психологическое самочувствие Мисс Розы по эпизодам:

    3 эпизод.

    Это первое появление Мисс Розы, которое сразу же ломает темпо-ритм данной сцены. Роза - бодра, весела, полна решимости наступать. Она готова к атаке. Речь её уверенна, каждое слово – это крючок, брошенный в воду в надежде зацепить добычу.

    8 эпизод.

    Роза в этом эпизоде собирает информацию о Лоуренсе, пытается втереться в круг доверия девочки, старается быть дружелюбной, мягкой. Мисс Роза делает вид, что ей не безразлична судьба девочки. Но после своей неудавшейся попытки, когда Айрис поняла её намерения, она вновь возвращается к своему прежнему поведению. Она раздраженна, импульсивна, резка в словах и действиях.

    8(а) эпизод.

    В данном эпизоде Мисс Роза соблазняет Мистера Лоуренса.
    написать администратору сайта