Главная страница

2_семестр_2_курс_зачет_помазан. 1. Літературні джерела Фауста


Скачать 425 Kb.
Название1. Літературні джерела Фауста
Анкор2_семестр_2_курс_зачет_помазан.doc
Дата17.07.2018
Размер425 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла2_семестр_2_курс_зачет_помазан.doc
ТипДокументы
#23069
страница1 из 10
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

1. Літературні джерела „Фауста”.


«Фауст» - самое полное воплощение духа великого поэта-мыслителя Гете. Не в одно другое из своих замечательных творений он не вложил столько, сколько в эту фантастическую историю. Он долго работал над трагедией – целых 60 лет, почти всю свою жизнь. Она длилась 82 года и пришлась на время, когда произошло много значительных мировых событий. Сознание писателя вбирало жизненные впечатления, поэтически перерабатывало их, связывало с замыслом произведения. В нем отражены в художественно преображенном виде и его сердечные переживания, и духовные порывы, и идейные искания, и политическая жизнь эпохи.

Гете долго обдумывал «Фауста» в целом и в частностях. Он записывал то, что оформлялось в его творческом сознании. Затем откладывал рукопись, через некоторое время возвращался к ней, дополнял, изменял, но печатать написанное не торопился, считая, что замысел еще не получил должного воплощения.

Периоды работы на «Фаустом» можно разделить на:

Начальный период – 1768-1775-постепенное возникновение замысла и первый вариант драмы, так называемый «Пра-Фауст».

Второй период – 1788-1790. «Вставка» конце пребывания Гете в Италии и по возвращении в Ваймар возникает ряд сцен, отсутствовавших «Вставка» «Пра-Фаусте». Меняется кое-что из ранее написанного.

Третий период – 1797-1808. Гете завершает первую часть «Фауста» и в 1808 году появляется в печати полная первая часть трагедии.

Четвертый период – 1825-1831. после долгого перерыва Гете энергично принимается за работу над второй частью трагедии. В 1828 году он публикует значительно дополненную «Елену» и в июне 1831 вторая часть «Фауста» закончена.

Самое раннее упоминание Гете о Фаусте встречается в его комедии «Совиновники» (1769). Он видел представление о нем в кукольном театре и читал старинную книгу.

Иоганн Фауст был исторической личностью. Предания говорят, что он принадлежал к числу тех людей 16 века, которые не удовлетворялись схоластической наукой тог времени. Естествознание тогда еще только зарождалось. Ученые совершали многочисленные опыты и проводили длительные наблюдения. Иногда, одержимые нетерпеливым стремлением поскорее проникнуть в тайны природы и овладеть ими для практических целей, некоторые из них прибегали к помощи магии и алхимии. Дурная слава о них сложилась из-за того, что они шли не проторенными путями, вступая в противоречие, как с официальной религиозной идеологией, так и с признанной университетской наукой, топтавшейся на месте.

Дурная слава окружала не только память Фауста, но и других экспериментаторов, например, Парацельса. Неизвестный автор первой книги о Фаусте ссылается на то, что существует всем известная пространное предание о разных похождениях доктора Фауста, знаменитого чародея и чернокнижника, повсюду на сборищах и пирушках люди любопытствуют и толкуют о судьбе упомянутого Фауста.

Книга осуждает Фауста с протестантских позиций за безбожие. Однако ее читали не только богобоязненные люди. О судьбе Фауста в ней рассказано так живо и красочно, что можно было получить удовольствие от повествования, вопреки моральным поучениям автора.

Сын крестьянина, Фауст родился не далеко от Ваймара. Его дядя живший, в Виттенберге, взял юношу к себе и отдал учиться в университет. У него был острый ум, склонный к наукам, он легко добился звания магистра богословия. Затем он занялся магией, так как не хотел больше называться теологом, стал мирским человеком, именовал себя доктором медицины, стал астрологом и математиком, а чтобы соблюсти пристойность, сделался врачом.

Заклинаниями Фауст вызвал к себе духа из ада, и к нему явился Мефистофель. Они заключают договор: Фауст продает дьяволу свою душу, а тот обязуется исполнять все его желания. Фауст придается всяким грехам, в том числе и блуду. Он ведет также с Мефистофелем долгие беседы на разные темы, например, об устройстве ада и могуществе дьявола. Но Фауста интересуют и другие вопросы: об искусстве астрономии и астрологии, о движении неба, его красе и происхождении, наконец, о том, каким образом бог сотворил зиму и лето, как он создал мир и человека. Дух, поучающий Фауста. Всегда выражает еретические взгляды.

В преданиях о Фаусте Гете, несомненно, увлекло стремление героя проникнуть в тайны природы. Он справедливо виделся ему как один из титанов человечества. Гете сочувствовал бунтарскому духу Фауста, так как его образ был близок Гете не только идейно. Он узнавал в нем свою неудовлетворенность книжной наукой, увлечение магией, жажду быстрого мгновенного проникновения в тайны природы, мечту о беспредельном могуществе человека.

Перейдя из народной книги через трагедию Марло «Трагическая история доктора Фауста» в кукольный немецкий театр, образ Фауста лишился высоких философских мотивов, которые составляли пафос героя трагедии Марло. Пьеса о нем стала набором забавных комических и фантастических происшествий, привлекательным балаганным зрелищем.

Если первый, более старинный ульмский вариант сохраняет основной мотив фаустовского стремления к знанию, то другой пьесе «Доктор Фауст, или Великий Некромант» лишь в одной фразе из всего пространного монолога слышится подлинный Фауст.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта