Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. .Основные характеристики римской государственности и факторы, влиявшие на ее трансформацию

  • Республиканский период

  • Римская империя

  • 2.

  • 3 . Понятие, этапы и значение рецепции римского права.

  • Влияни

  • РЧП экз. 1. Основные характеристики римской государственности и факторы, влиявшие на ее трансформацию



    Скачать 117.31 Kb.
    Название1. Основные характеристики римской государственности и факторы, влиявшие на ее трансформацию
    АнкорРЧП экз.docx
    Дата25.04.2017
    Размер117.31 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРЧП экз.docx
    ТипДокументы
    #2993
    КатегорияЮриспруденция. Право
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    1.Основные характеристики римской государственности и факторы, влиявшие на ее трансформацию.
    2. Периодизация истории римского права.
    3. Понятие, этапы и значение рецепции римского права.
    4. Значение понятий «публичное право» и «частное право».
    5. Понятие права цивильного, права народов, естественного права.
    6. Понятие «источник права»; система источников римского права.
    7. Римское законодательство; значение законов XII таблиц.
    8. Возникновение, особенности и значение права магистратов.
    9. Правовая наука как источник римского права.
    10. Причины создания и характеристика законодательства Юстиниана.
    11. Особенности римского гражданского процесса; понятие, значение и виды actio.
    12. Формы римского гражданского процесса; характеристика легисакционного процесса.
    13. Характеристики формулярного процесса. Экстраординарный процесс.
    14. Понятие субъекта и виды субъектов права. Определение правоспособности и дееспособности.
    15. Основания для разграничения правоспособности физических лиц.
    16. Утрата и ограничения правоспособности; понятие гражданской чести.
    17. Влияние возраста, состояния здоровья, пола на правовое положение физического лица.
    18. Правовое положение объединений и виды объединений. Понятие юридического лица.
    19. Понятие и способы определения родства. Агнатское и когнатское родство.
    20. Понятие и виды брака. Основания действительности брака в римском классическом праве.
    21. Правовое положение супругов в браке с властью мужа и в браке без власти мужа.
    22. Правовое положение детей. Основания возникновения и прекращения отцовской власти.
    23. Понятие объекта и виды объектов права; вещь как основная категория римского вещного права.
    24. Определение вещи; различные способы классификации вещей.
    25. Понятие и виды вещных прав; основные характеристики вещных прав.
    26. Причины развития института «владение» и его главные характеристики.
    27. Собственность и право собственности; виды собственности в римском праве.
    28. Понятие и содержание права собственности.
    29. Общие представления о способах приобретения права собственности; производные способы приобретения права собственности.
    30. Первоначальные способы приобретения права собственности.
    31. Исковые и преторские способы защиты права собственности.
    32. Возникновение и развитие института «права на чужую вещь»; разновидности прав на чужую вещь.
    33. Понятие, основные характеристики и виды сервитутов; эмфитевзис и суперфиций.
    34. Развитие и основные положения залогового права.
    35. Понятие обязательства и развитие римской системы обязательств; содержание обязательства.
    36. Основания возникновения и прекращения обязательств.
    37. Понятие и виды контрактов; безымянные контракты. Пакты и их разновидности.
    38. Контракты литеральные и вербальные; сущность и значение стипуляции.
    39. Понятие договора; заключение и действительность договоров.
    40. Ответственность за неисполнение обязательств.
    41. Понятие, содержание и ответственность сторон договора купли-продажи.
    42. Сравнительный анализ договоров займа и ссуды.
    43. Понятие и основные характеристики договоров поклажи и ручного залога.
    44. Понятие и основные характеристики договоров поручения и товарищества.
    45. Понятие, основные характеристики и виды договоров найма.
    46. Обязательства как бы из договоров; ведение чужих дел без поручения и неосновательное обогащение.
    47. Основные положения деликтного права. Квази-деликтные обязательства.
    48. Понятие и основания универсального и сингулярного наследственного правопреемства.
    49. Понятие и формы завещания; условия действительности завещания.
    50. Историческое изменение порядка и основные правила наследования по закону; необходимое наследование.

    1. .Основные характеристики римской государственности и факторы, влиявшие на ее трансформацию
    1. Эпоха царей (753-510 до н.э) Первоначальная римская община образовалась из соединения родов, первоначальная терр – земли родов. Римским гражданином признавался тот, кто происходил из одного из родов. Называли римские граждане себя «отцовскими детьми». Община состояла из полноправных и неполноправных (пришельцев, не имевших гр прав).

    • Во главе общины – вождь –царь (полная власть во всех делах). В управлении участвовало собрание граждан и совет старейшин – сенат, который управлял в междуцарствии. Существовало юр (правило: царь применяет только законы) и нравственное ограничение царской власти (все подчинялись, но не считали его высшим существом; могли убрать, если злоупотреблял)

    • Граждане (квириты) составляли народное собрание, которое соглашалось или отвергало предложения царя. Одобренное предложение становилось законом (как договор м/у царем и общиной)

    • Сенат – совет старейшин – выступал как носитель высшей власти и покравительства богов (сенат-залог непрервыного существования госва и его монархического порядка). Главная задача: сохранение гражданского стро; право вето на те постанволения народного собрания, кот были неприемлемы. Это был орган-хранитель действующих обычаев.

    2. Республиканский период (509-27 до нэ) (510 г – изгнания царей). Неграждане составляли толпу (plebes) – полит бесправные, передавали это состояние потомкам, т.к. недопустим римский брак. Происхждение плебса связано с завоеванием соседних территорий. Также были чужестранцы, пришедшие в Рим по эконом причинам. Плебеи были недовольны тем, что не имею полит и многих гр прав. Вскоре вспыхнула борьба двух римских общин (граждан и плебеев). В середине 6 века Сервий Тулий возложил нап неграждан обязанности (платить налоги, трудовая повиннсоть, военная служба). Новая форма народного собрания – центуриатные комиции. Проблемы конца 6 века до н.э.: противорчение м/у властью царя и полит амбициями знати, м/у бедными и богатыми, м/у гражданми и плебеями. В 510 упразднили монархическое правление – Рим становится республикой.

    • Юридически царская власть не была устранена – она передалась двум лицам (консулам)на год (характеризовалась полнотой, ответственностью, срочностью и коллегиальностью). Для чрезвычайных случаев предусматривалася 1 правитель – диктатор.

    • Народное собрание теперь (были включены неграждане) могло обсуждать законопроекты, ежегодно избирать консула, пересматривать смертные приговоры над гражданами

    • Полит права общинного собрания были переданы собранию лиц, обязыннм нести военную службу – центуриатным комициям.

    • Сенат остался патрицианским, сохранил право утверждать/отменять решения общины, утверждать должностые лица, выбранные общиной.

    • Было установлено господство аристократии

    • В 495-494 гг до н.э. – революция из-за бедственного положения крестьянства. Теперь установили плебейскую магистратуру. Появились плебейские трибуны, которые могли отменять действие администрации, общины. Во главе трибун – эдилы. Но бедственное положение плебеев не прошло, т.к. положение было вызвано тем, что патриции захватили земли, было несправедливое налогообложение. Было решено составить комиссию децемвиров и создать единое гражданское уложение.

    • Создание 12 таблиц (451-450 до н.э).

    • Проект Лициния-Секстия: предоставление плебеям права занимать одну из консульских должностей, доступ плебеев к жреческих должностям, выравнивание соц-эк положения мжду гражданами. Упразднение привилегий, гражданское равенство и соц реформа – закон 367 года

    • Закон Петелия (326 или 313 до нэ) – устранение жестокости долгового процесса (отмена личной ответсвенности должника, только имущественная; передача в рабство только судом)

    • С середины 2 в до нэ (после победы над Карфагеном) Рим не имеет равных – полит и торгово-эконом центр мира

    • С гракхианских реформ 2 века до нэ начинается кризис внутри страны

    3. Римская империя (27 до нэ – 476 н.э). С приходом Октавиана Августа началась эпоха установления монархии.

    • Начальное госустройство переходного периода –принципат (диархия): соперничество сенатского правления с единовластием у принцепса. Право получило толчок для развития.

    • Прекращение двоевластия в 284 году с приходом Диоклетиана – черты абсолютной монархии – домината, принцепс ревращается в монарха

    • Разделение админмстративное на Зап и Вост Римскую империю

    • 476 – уничтожение Зап Римской империи

    2. Периодизация истории римского права.

    I) VIII-HI в. до н. э. – период древнего, или квиритского права –начальное формирование римского права.

    • Право существовало только в рамках патриархальной римской общины, для членов общины и ради сохранения ее ценностей и привилегий, пронизано сакральным, и потому формально-консервативным началом. В этот период отмечается становление главных видов источников римского права, переход от обычного права к государственному законодательству

    • В V в. до н. э. была осуществлена первая кодификация – Законы XII Таблиц, которые закрепили основные институты правовой системы Рима (деление вещей, способы их передачи, деликты и т. д.). Систематизация правовых норм была примитивна, и не всегда четко выделялись правовые институты.

    • В этот период зародились способы осуществления права. Сначала это было понтификальное производство, осуществлявшееся жрецами. В конце периода появилась должность претора и зародился легисакционный процесс.
      Римское право в этот период представляло привилегированное право – цивильное (или квиритское) право.

    II) III–I в. до н. э. – предклассический период

    • социальная унификация римской общины, стирание принципиальных граней между патрицианством и плебеями. Складывание деятельности всех институтов римской государственности и судебной системы; источник права наряду с общенародным государственным законодательством – судейское и магистратское правотворчество.

    • Издавались законы, развивающие отдельные институты римского права и создающие новые. Развивались институты наследственного права, сервитуты, деликты.

    • Легисакционный процесс преобразовался в формулярный. На требования права оказывали влияние греческая философия и греческие правовые доктрины. Зарождались традиции римской юриспруденции и связанной с ней частной практики.

    III) I в. до н. э.-III в. н. э. – классический период. 

    • Формирование принципов публичного права. Складывалось уголовное право с самостоятельными объектами правовой охраны и принципами применения. Сформировался общий правовой статус свободного гражданина.

    • Законченный вид приобрели институты собственности, владения, видов дозволенных и охраняемых правом сделок, правовых требований и т. д.

    • Основные источники права – сенатусконсульты, конституции и ответы юристов. Появился экстраординарный процесс.

    • Расцвет римской юридической науки и судебной юриспруденции (деятельность Цицерона).

    IV) IV–V в. н. э. – постклассический период.

    • развитие императорского законодательства. Преобладающая форма права и источник норм – закон. Судебный процесс стал неразделим с государственным администрированием. Предпринимались попытки кодификации права.

    В конце периода была создана кодификация императора Юстиниана. Правовые институты изменились незначительно.
    ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
    а) от основания Рима до разрушения Карфагена и Коринфа (754–146 гг. до Р.Х.);
    б) от разрушения Карфагена и Коринфа до прихода к власти Диоклетиана (146 г. до Р.Х. – 284)
    в) от Диоклетиана до Юстиниана (284–565 гг. н.э.).
    --------------------------------------------------------------------------------------------------------
    1.Архаический период (754–367 гг. до Р.Х.) - от образования Города до утверждения должности городского претора;
    2.Предклассический период (367–27 гг. до Р.Х.) - от утверждения должности городского претора до начала принципата;
    3.Классический период (27 г. до Р.Х. – 284 г.) - от возникновения принципата до утверждения домината;
    4.Послеклассический период (284–565 гг. н.э.) - от утверждения домината (прихода к власти Диоклетиана) до завершения правления византийского императора Юстиниана.

    3. Понятие, этапы и значение рецепции римского права.
    Рецепция (от receptio – «принятие») – восстановление действия (отбор, заимствование, переработка и усвоение) того содержания римского права, которое оказалось пригодным для регулирования новых отношений общественного развития.

    Предметом рецепции являлось римское частное право. Римское публичное право перестало существовать вместе с падением Рима.
    В 1080 г., в одной из итальянских библиотек обнаруживается рукопись, содержащая Дигесты Юстиниана. Обнаруженные тексты переписываются, чтобы регулировать отношения (по владению, брачно-семейные, наследственные)

    Рецепция римского права обусловливалась:

    • высоким уровнем римского права – наличием в готовом виде ряда институтов, регулировавших отношения развитого товарооборота, четкостью и ясностью правовых норм. Римское классическое право во многом было свободно от национальной ограниченности, приобрело черты универсальности и почиталось как «общее, высшее, научное право»;

    • недостатками местного, в основном обычного, права. Обычное право было архаично, содержало многочисленные пробелы, неясности, противоречия. 

    Причины рецепции римского права:

    • римское право давало готовые формулы для юридического выражения производственных отношений развивающегося товарного хозяйства;

    • короли, находя в римском праве государственно-правовые положения, обосновывающие их претензии на абсолютную и неограниченную власть, использовали их в борьбе с церковью и феодальными сеньорами;

    • повышение интереса к римскому праву в силу широкого обращения эпохи Возрождения к античности

    Этапы рецепции:

    • изучение римского права в отдельных городских центрах Италии. Происходило по Своду законов императора Юстиниана в Болонской школе искусств и связано с именем Ирнерия. Образовались школы:

    – глоссаторов: изучение римского права первоначально выражалось в кратких замечаниях и разъяснениях (глоссах), делаемых между строками и на полях рукописей римских законов;
    – постглоссаторов, для деятельности которых типично приспособление римского права к использованию в судах. Аккурсий в середине XIII в. соединил существовавшие при нем комментарии римского права и создал сводную глоссу (Glossa Ordinaria);

    • распространение рецепции на территории ряда государств и практическое применение римского права в деятельности судей-практиков;

    • переработка и усвоение достижений римского права.

    Влияние на «Кутюмы Бовези» на Саксонское зерцалона Германское гражданское уложение на «Каролину» , на Соборное уложение 1649 г.
    4. Значение понятий «публичное право» и «частное право».
    1. Публичное право (метод субординации) – совокупность норм, регулирующих вопросы религиозного характера и вопросы управления. Это право, которое относится к положениям Римского государства.

    • Публичное право включало в себя святыни, служение жрецов, положение магистратов (Ульпиан). К нему относились нормы, определяющие правовое положение государства и его органов и регулирующие их отношения с частными лицами. 

    • Римское публичное право содержало нормы о судопроизводстве: формах судебного процесса, вызове в суд, доказывании и доказательствах, процессуальном представительстве; уголовного права: о преступлениях и наказаниях, об ответственности за преступления; о законах, сенатус-консультах и долговременном обычае; о порядке похорон и церемоний; о правоспособности и дееспособности лиц, о структуре власти, о занятии государственных должностей. 

    • Нормы публичного права носили повелительный характер (императивные) и не могли быть изменены.

    • Применялись методы власти и подчинения. Публичное право неразрывно связано собязанностями.

    2. Частное право (метод координации) – совокупность норм, регулирующих вопросы имущественных и семейных отношений в римском обществе. Это право, которое относится касается выгоды, интересов отдельных лиц. Частное право регулировало отношения частных лиц между собой и в институтах, связанных с производством, обменом вещей и услуг.

    • Частное право делилось на комплекс имущественных (по поводу вещей) и личных прав (абсолютных, неотчуждаемых).

    • Римское частное право регулировало: 
      -имущественные и некоторые неимущественные отношения;
      -семейные отношения:
      -порядок заключения брака,
      -положение главы семьи, личные неимущественные и имущественные отношения в семье;
      -отношения собственности, права на чужие вещи (сервитуты, залоговое право, эмфитевзис и супер-фиций);
      -обязательственные правоотношения, т. е. порядок заключения и исполнения договоров, ответственность за неисполнение;
      - наследование, т. е. переход имущества к другим лицам после смерти наследодателя.

    • Государство минимально вмешивалось в частное право. Основное место занимали условно-обязательные, управомочивающие, разрешающие нормы, т. е. нормы диспозитивные (восполняющие). Частное право могло изменяться и либо применяться, либо нет, было глубоко индивидуалистичным. Частное право, в отличие от публичного, – действительно право, за редким исключением (например, обязанность принятия наследства при наличии отказа). Частное право – самая оформленная и

    законченная часть римского права.
      1   2   3   4   5
    написать администратору сайта