Главная страница
Навигация по странице:

Типологія держави. 1 Політика та її різновиди



Скачать 36.01 Kb.
Название 1 Політика та її різновиди
Анкор Типологія держави.docx
Дата 04.05.2017
Размер 36.01 Kb.
Формат файла docx
Имя файла Типологія держави.docx
Тип Документы
#7189

1) Політика та її різновиди

Политика-это сфера деятельности, которая связана с отношениями между социальными классами, группами и нациями. Политика разделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя политика включает в себя следующие элементы:

-экономическая политика-мероприятия государства, которые направлены на развитие национально политики.

-социальная политика- мероприятия государства, которые направлены на уменьшение разницы в доходах между богатыми и бедными слоями населения.

-национальная политика- защита интересов и культур всех национальностей, которые проживают на территории данного государства.

-научно-техническая политика

-экологическая политика

-демографическая политика

Внешняя политика включает в себя

-внешняя политика полит. партий и общественных организаций

-внешняя политика государства- защита интересов.

- мировая политика – политические процессы планетарного масштаба, которые затрагивают все или многие государства мира.

2) Політологія та її рівні.

В структуре политической власти различают три взаимодействующие уровне: 1) высшее - это руководство высших органов власти (законодательных, исполнительных, судебных), 2) средний или промежуточной - это аппарат политической власти среднего уровня, бюрократия разных рангов. Средний уровень связывает институциональную власть с неформальной, общественными организациями, движениями, партиями, 3) третий уровень включает в себя непосредственно политическое общение людей малых групп.

3) Функції політології

1)Дескриптивная функция – собирание политических фактов и их первоначальное осмышление.

2) Нормативная функция – создание политологией политических норм и ценностей.

3) Методологическая функция – создание политологических теорий, которые обьясняют сущность и закономерности политических явлений и процессов.

4) Интегративная функция – создание политологией политических идей, которые обьединяют общество.

5) Мировозрическая функция – участие политологии в выработке человеком и обществом системного и научного представлений о мире.

6) Идеологическая функция – заключается в том, что политология является составной частью всех политических идеологий и участвует в их создании.

7) Прогностическая функция – составление сценария развития политических процессов в будущем.

4)Методи політології.

Метод социологических исследований – проведение социологических расследований, которые позволяют определить отношение людей к политике.

Системный метод – изучение политических явлений и процессов как систем взаимосвязанных элементов.

Бихевийристкий – изучение политической психологии и политических явлений.

Модернистский – применение политологических исследований, теорий и знаний из других научных дисциплин (мат. Статистика, кибернетика)

Исторический – влияние исторических процессов на те, которые происходят сейчас.

Сравнительный – сопоставление данных процессов с другими процессами.

5) Категории политологии

1) Политика 2) Государство 3)Политическая партия 4)Политическая власть 5) Политическая идеология 6) Политическая культура 7) Политическое сознание 8)Политическая элита 9) Политическое лидерство

6) Політологія та історична наука

История представляет примеры развития политической жизни общества. В исторической науке существует самостоятельный раздел – политическая история, изучающий мир политического в прошлом. Политология же, изучая исторический опыт развития общества в прошлом, постигает закономерности развития политической жизни. История развития политической мысли также является предметом политологии. Для исторической науки характерно изучать события в хронологическом порядке. Политология обобщает опыт прошлого, выделяет основополагающее, типичное, закономерное, повторяющееся в развитии общества и делает выводы. История имеет дело преимущественно с уже происшедшими процессами и феноменами, свершившимися фактами. Объект изучения политологии – живая реальность, окружающая действительность, затрагивающая интересы групп людей.

7) Політологічні теорії Стародавнього світу

Конфуций 6 век до н.э. По его мнению государство можно представить как большую семью. В этой семье старшими являются политическое руководство, а младшие общество, народ. Младшие члены семье должны подчиняться разумному управлению политического руководства.

Платон 4 век до н.э. Свои политические идеи изложил в книгах «Государство» и «Законы». Является создателем теории идеального государства. По его мнению государство должно состоять из 3 классов – класс философов, класс воинов и класс купцов, крестьян. Платона считают основоположником идеи тоталитаризма. Он считал демократию негативным государственным устройством.

Аристотель 4 век до н.э. Политические взгляды изложил в книге «Политика». Он выделил 6 наиболее характерных для его времени государственных устройств, 3 положительных – монархия, аристократия, полития и 3 отрицательны- демократия, олигархия, тирания.

8) Політичні погляди доби Середньовіччя

Представителями политической мысли Средних веков являются Августин Аврелий «О граде Божьем» и Фома Аквинский «Сумма Теология». Согласно философии и политической мысли Средневековья, все события которые происходят в мире определяются борьбой светлых и темных сил. Единственной возможной формой государственного устройства считалась монархия. Монарх рассматривался как человек, который поставлен Богом, чтобы управлять государством и отвечает за свой народ перед ним

9)Політологічна думка доби Відродження

Н. Макиавэлли (Флоренция, Италия), 16 век. Свои политические идеи изложил в книгах «Государь» и «История Флоренции». Изучал проблему политического лидерства, он считал, что политический лидер должен действовать не по моральным ценностям, а в соответствии с интересами государства. Главная цель государя достижение важных для государства целей любой ценной. Приписывают принцип «Цель оправдывает средства».

Утопический социализм (от утопия- нигде)- представители Компонело «Город Солнца» (Италия) и Томас Мор «Утопия» (Англия). Основная цель утопического социализма – создание идеального государства.

10) Політологічні теорії 17 сторіччя

Основные политические идеи: 1) рациональность – принципы согласно которому политические событие могут быть поняты разумом. 2) разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную. 3) частная собственность – это основа соц. Экономической и полит. Системы общества. 4) Идея общественного договора

11) Політологічні теорії 18 сторіччя

Происходило развитие таких политических идей как рациональность (принцип, согласно которым политические события могут быть поняты разумом), разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную, идея общественного договора. Они были развиты такими философами как Дидро, Вольтер, Руссо, Франклин. Эти теории стали идеологической основой двух крупнейших событий 18 века – борьба за независимость США с образованием Американского государства и Великая французская революция. Была создана концепция Географической школы, представители Гердер и Мотескье. Смысл – политические особенности и развития отдельных государств со всего мира определяют разнообразные географические факторы: климатические условия, размеры и местоположение государства, наличие плодородных почв и полезных ископаемых, наличие судоходных рек и выход к морям и океанам и т.д.

12) Політологічні концепції 19 сторіччя

Марксизм – это теория была создана в середине 19 века и основоположником Марксизма это немецкие философы Маркс и Энгельс .
Маркс считал что причиной развитие социальных политических процессов являиться классовая борьба (борьба между классами предпринимателей и наемных рабочих) – это борьба вызвана различными интересами классами и имеет антагонистический неразрушимы характер. Исходом классовой борьбы будет всемирная коммунистическая революция. И установление на все планете коммунистического общества.

14) Політологічна теорія Т. Моска та В. Порето

Классические теории политической элиты были разработаны (в первой четверти ХХ в.) итальянскими политическими мыслителями К. Моска, В. Парето и немецким социологом Р. Михельсом.

Г. Моска считал, что общество во все времена управлялось не массами и не лидерами-одиночками, но особым, организованным, внутренне сплоченным и политически компетентным меньшинством – «политическим классом». Вначале этот класс сосредоточивает в своих руках государственное управление, а позднее целиком монополизирует всю полноту власти, выполняя все политические функции и пользуясь вытекающими из этого преимуществами.

Г. Моска выделял 3 типа политического управления: автократический тип, при котором правительство передает определенную часть властных полномочий обществу; либеральный тип, при котором общество путем выборов делегирует власть правительству; смешанный тип, при котором общество выбирает политического лидера (президента), а тот, в свою очередь, назначает членов политического руководства (американская модель власти).

Таким образом, с точки зрения Г. Моска, вся история человечества представляет собой процесс, сознательно руководимый и направляемый политическими элитами, а задача политической науки состоит в исследовании условий прихода элиты к власти и удержания её в своих руках.

Политологическая концепция В. Парето более психологична, чем теория Г. Моска. По мнению В. Парето, общество как система всегда стремится к социальному равновесию. Равновесие обеспечивается взаимодействием множества элементов (общественных сил), образующих 4 группы – экономические, социальные, политические и интеллектуальные элементы.

15) Теорія постіндустріального суспільства

Создана в США в середине 20 века- О. Тоффлер и Д. Бэлл. Согласно этой теории человечество проходит в своем развитии три основных этапа.

1) Доиндустриальное общество- развитие сельского хозяйства основа, в политическом отношении монархия

2) Индустриальное общество- промышленность, в политическом отношении период зарождения демократии, появление массовой печати, начало работы политических партий.

3) Постиндустриальное общество- развитие науки, техники, сферы услуг, в политическом отношении общество, где существует правовое государство и гражданское общество.

16) Політологічні аспекти теорії глобалізації.

Теория глоболизации (всемирная система) – это процес создания единого мирового устройства. Существует две основних концепции глоболизации: 1) заключаэться в том что глоболизация должна происходить под. руководством одной или нескольких государств. Представители французки ученые Аттали, это теорія была особо влиятельна в первом 10-летии 21 века; 2) Основывается на том что глоболзация должна происходить на основании взаимовыгодного диалога культур и цивилизаций. Основоположник теории американский ученый Хамский.

17) Поняття політичного життя

Политическая жизнь - это совокупность духовных , чувственных , эмоциональных и практических предметных форм политического бытия человека и общества, характеризует их отношение к политике и участие в ней . Понятие политической жизни аналогичное понятием общественного , экономического , культурного , духовного , материального , религиозной жизни и другим его видам . Понятие политической жизни используется для общей оценки политической и социальной обстановки конкретных эпох , стран , обществ , деятельности и политического поведения классов , социальных слоев , групп , отдельного человека . Характеристика же самой политической жизни позволяет оценивать условия , в которых оно существует , и его определяющие социальные , политические , экономические и культурно-исторические факторы : тип государства , политический строй общества , его политическую организацию и культуру , структуру власти , формы общения и многое другое .

18) Різновиди політичного життя та їх сутність.

Політичне життя – це частина суспільного життя, яка впливає з конкретно-історичної і усвідомленої політичної діяльності людей і спрямована на виявлення та реалізацію соціально-політичних інтересів та потреб у процесі формування та здійснення політичної влади в суспільстві.

Важливими елементами політичного життя є відношення до держави, її діяльності; відносини між політичними лідерами тощо.

Політичне життя досить різноманітне.

Топологія політичного життя:

- за шириною охоплення – внутрішньополітичне і зовнішньополітичне;

- за сферою виявлення – соціальне-політичне, етнополітичне, адміністративно-політичне, військове та інше.

- за суб’єктами політики

- за діяльністю політичних органів

- за формою діяльності народу

- за формою організації

- за рівнем здійснення.

Політичне життя суспільства зумовлено також діяльністю соціальних спільнот – націй, класів, верств і груп активної позиції особистості.

До особливостей політичного життя відносяться: стабільність, цілісність, єдність, соціальна упорядкованість, активність, громадянське узгодження.

19)Політична система та її основні елементи

Понятие политическая - это целостный комплекс всех политических явлений , которые существуют в обществе , для завоевания, удержания или участия в осуществлении политической власти . Другими словами , это механизм организации и функционирования политической власти .

Политическая система общества состоит из следующих элементов:

• политической власти - центрального компонента , связывающего все остальные составляющие в систему;

• субъектов политической деятельности ( государства , политических партий , движений , общественных организаций и др. .)

• политических норм и принципов - правил поведения , обеспечивающих определенный уровень общественного организованности , стабильности и устойчивости как политических институтов , так и всей системы в целом (обычаи , традиции политической жизни и т.д. ) ;

• политических отношений - отношений между социальными группами , нациями , народностями , политическими институтами по поводу власти в связи с разработкой и осуществлением политики ;

• политического сознания - включает в себя идеи , теории , взгляды , представления, чувства , традиции, является отражением политики и политических отношений ;

• политической культуры - совокупности специальных знаний и опыта в политической сфере деятельности , восприятие и усвоение системы политических ценностей субъектами политики .

20) Функції політичної системи.

Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в её функциях. Выделяют следующие функции политической системы:

  • Обеспечение политической власти для определённой социальной группы или для большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования — демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т. п.).

  • Управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических институтов).

  • Мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение).

  • Выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, чёткого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна).

  • Удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей).

  • Интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии).

  • Политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путём обучения всё новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности).

  • Легитимация политической власти (то есть достижение определённой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам)

21) Типологія політичних систем

Политическая система - упорядоченная , сложная , многогранная система государственных и негосударственных отношений социальных ( общественных и политических ) институтов , выполняющих определенные политические функции . Она призвана отражать различные интересы социальных групп , которые непосредственно или через свои организации и движения оказывают влияние на государственную власть . В зависимости от типа политического режима политические системы делятся на : демократические , тоталитарные , автократические . Типология политических систем по характеру ценностей предложил американский политолог Алмонд Габриэль. Он различал четыре типа :

- Англо - американская политическая система : большинство граждан разделяют общие базовые ценности и нормы ; граждане и политические элиты толерантны друг к другу . Многообразие социальных интересов представлена ​​в политической системе независимыми политическими партиями , группами интересов , средствами массовой информации , которые функционируют на демократических началах. Политические системы этого типа стабильны, эффективны, способны к саморегулированию . Англо - американский тип политической системы сложился в Великобритании , США , Канаде , Австралии и др. ..

- Континентально - европейская политическая система характеризуется сосуществованием и взаимодействием в политической культуре элементов старых и новых культур , традиций . Это обусловливает политическую нестабильность в обществе и может приводить к существенным изменениям политической системы

- Доиндустриальные и частично индустриальный тип предполагает сочетание различных политических культур и отсутствие четкого распределения властных полномочий ; этот тип сложился во многих странах Азии , Африки и Латинской Америки .

- Тоталитарную с гомогенной политической культурой, определяется отсутствием плюрализма и возможности реализации собственного интереса . Тотальный идеологическое влияние . Этот тип существовал в фашистских Италии и нацистской Германии , СССР. Сохраняется доныне в Северной Корее, Вьетнаме .

По характеру взаимодействия с внешней средой различают :

- Открытые системы , имеют динамическую структуру и широкие связи с окружающей средой ;

- Закрытые системы , для которых характерна жестко фиксированная структура .

22) Типи політичних систем за Г. Алмондом.

Политическая система - это сложная, разветвленная совокупность различных политических институтов, социальных общностей, форм взаимодествия между ними, в которых реализуется политическая власть.
Политическая система имеет свои возможности или спообности, амереканским политологи Истон и Алмонд называют четыре основные особенности:
регулирующа, причасная до управленим людей.

  • Экстракционная функция — черпаются ресурсы из внутренней и внешней среды.

  • Дистрибутивная функция — согласование интересов различных групп внутри общества.

  • Регулирующая функция — управленческие действия.

23) Політика та її основні функції

Политика - целенаправленная деятельность, связанная с принятием ответственных решений в области взаимоотношений между различными общественными группами , государствами и народами , связанная с борьбой за получение или удержания государственной власти , как орудия регулирования и формирования этих отношений . В отечественной политологии [ 4 ] выделяют следующие функции политики : руководство и управление обществом , сохранения организованности и общего порядка ;

• обеспечение защиты основных прав человека ;

• управленческая (политическое руководство обществом) ;

• интегрирующая , что обеспечивает консолидацию общества , достижения стабильности общества в целом и составляющих его частей , систем ;

• регулятивная , что способствует упорядочению , регламентации политического поведения и политических отношений ;

• теоретико - прогностическую , цель которой - выработка концепции , курса развития общества ;

• содействие выявлению интересов различных групп общества и согласования этих интересов ;

• нормативная , связанная с выработкой и утверждением системы норм и ценностей в обществе;

• социализации личности - функция привлечения , включения индивида в общественную жизнь , видимо политическая среда ;

• обеспечение общества действенным принципом распределительной справедливости ;

• обеспечение преемственности и инновационности социального развития как общества в целом , так и отдельной личности ;

• обеспечение как внутри самого государства , так и за ее пределами безопасности для всех групп и слоев общества .

24) Політична влада та її роль у політикумі.

Власть - это специальный социальный институт, который упорядочивает социальные отношения и поведение индивида. Политическая власть - определяет воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает государство. Политическая власть носит общественно-опосредованный характер. Проявляется в общих решениях и решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд). В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными субъектами, политическая власть мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами во время стабильности, общего согласия. Воля к власти у одних дополняется потребностью других присоединиться к властной воле, идентифицировать себя с ней, подчиниться ей.

Понятие «политическая власть» тесно связано с понятием «легитимность». Легитимная власть – это такая власть, которой доверяют, которую признают правомерной граждане данного государства, по крайней мере, их большинство. Макс Вебер предложил выделять три вида легитимности власти: традиционный, харизматический, рациональный. Эти типы легитимности, названные Максом Вебером, носят идеальный характер, то есть являются в известной мере абстракциями, не существующими в политической действительности в «чистом виде». В конкретных политических системах данные три типа переплетаются при доминировании одного из них, что и позволяет характеризовать легитимность или как традиционную, или как харизматическую, или как рациональную. Иными словами, эта классификация служит инструментом анализа легитимности власти в каждой конкретной политической системе.

25) Основні ознаки політичної влади

Власть - способ реализации общих интересов и достижения общих целей . Одним из видов социального взаимодействия является власть политическая . Она характеризуется следующими признаками:

1 . Политическая закрепляет приоритетность интересов субъектов власти, становятся общеобязательными для всех слоев населения.

2 . Политическая власть по своей сути содержит противоречие между субъектом и объектом властвования , т.е. власть есть способность подчинять , оказывать влияние с помощью определенных средств, вызывает сопротивление у части населения . Такожпануючий субъект имеет преимущество (статус , авторитет , информированность , знания и др.). .

3 . Взаимоотношения субъектов , овладения определенной совокупностью средств, обеспечивающих формирование и реализацию способности одних навязывать свою волю другим .

4 . Признаком политической власти является также объективные условия - отношения , которые обусловливают волевые действия людей. По субъективно волевыми отношениями всегда стоят объективный взаимосвязь , потребности и интересы.

5 . На современном этапе развития общества доминирующими формами господства субъектов становятся политическое влияние , доверие , сотрудничество , стимулирования , а также привлечения народных масс к принятию политических решений .

6 . Политическая власть существует и функционирует в различных видах: государственная , партийная , региональная , международная и др. .

Отличие государственной власти от политической состоит в том , что государство предполагает существование особого аппарата с присущими ему материальными средствами воздействия на людей , опираясь на институты права .

26) Поняття легітимності політичної влади та її типи (за теорією Вебера).

Основным в понятии «легитимность» является характер отношения к власти со стороны подвластного ей населения. Если население (народ) принимает и положительно оценивает власть, признает ее право управлять, и согласен подчиняется ей, то такая власть — легитимная. Если же это не так, и народ власть не «любит» и власти не доверяет, хотя и подчиняется ей до поры до времени в рамках инстинкта самосохранения (прежде всего из-за страха массовых репрессий), то такая власть предстает как нелегитимная

Различают три «идеальных типа» легитимности:

  • традиционную, опирающуюся на совокупность обычаев, сила действия которых признана с незапамятных времен, и на укоренившуюся в человеке привычку придерживаться таких обычаев;

  • харизматическую, которая всецело характеризуется личной преданностью людей, подвластных делу какого-либо человека и их доверием только к его особе как лидеру-вождю;

  • рациональную, проистекающую из соответствия власти рациональному принципу, с помощью которого установлен правовой порядок действующего политического строя.

29) Основні функції політичної влади

Власть - организована и регулятивно - контролирующая основа политики , одно из важнейших и древнейших политических знаний управления обществом , культурной деятельностью , конкретным жизнью человека . Основными функциями политической власти являются:

• Интегративная функция власти направлена ​​на консолидацию всех социально - политических сил , интеграцию прогрессивных политических , идеологических , интеллектуальных ресурсов общества с целью реализации общественно - значимых , исторически определенных целей.

• Регулятивная функция власти обеспечивает создание политических механизмов регулирования жизнедеятельности общества , поддерживает волевыми методами функционирования этих механизмов.

• Функция мотивации означает , что власть формирует мотивы политической деятельности , подчиняет им как общезначимые , так и другие мотивы согласно политических интересов субъектов властвования , их политико - организационных структур .

• Стабилизационная функция власти нацелена на обеспечение устойчивого , стабильного развития политической системы , всех ее структур , гражданского общества .

30) Поняття держави та її роль у політичній системі.

Место и роль государства в политической системе общества зависит от типа политической системы и форма правления. Особенность – государство играет роль основного орудия, так как обладает такими средствами, которыми не обладают другие субъекты.

Государство занимает центральное, ведущее место в политической системе общества, так как оно:

  1. Выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных;

  2. Границах по признаку гражданства; Является единственным носителем суверенитета;

  3. Обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом;

  4. Обладает силовыми структурами (вооруженными силами, милицией, службой безопасности);

  5. Обладает, как правило, монополией на правотворчество;

  6. Обладает специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта);

32) Функції держави.

Функции государства — главные направления и виды деятельности государства, обусловленные его задачами и целями и характеризующие его сущность.

Функции государства нельзя отождествлять с функциями его отдельных органов, которые являются частью аппарата государства и находят свое выражение в компетенции, в предмете ведения, в правах и обязанностях (полномочиях), закрепленных за ними.

Приведенные ниже функции государства отражают реализацию общесоциальных или «общих дел» (а не классовых), обеспечивающих объективное существование людей.

Можно классифицировать функции современного государства по различным критериям: субъектам, объектам, способам, средствам и другим элементам государственной деятельности.

Функции государства по способам его деятельности'.

— законодательная,

— исполнительная (управленческая),

— судебная,

— правоохранительная,

— информационная.

Функции цивилизованного государства по сферам (объектам) его деятельности можно разделить на внутренние и внешние.

33) Типологія держави

Типология государства - разделение всех государств, существовали и существуют , на две большие группы - типы по их существенными признаками . Согласно марксистского положения , при формационном подходе классовая сущность государства определяется экономическим фактором , состоянием производственных отношений , способом производства в целом. Каждое государство имеет свою социальную базу. Государство всегда опирается на определенные социальные силы -классы , слои , религиозные формирования и др. . Именно опора власти в государстве на определенные социальные силы определяет ее сущность по формационной теории . Согласно этой теории история государственности зародилась с возникновением рабовладельческого государства. Сущность этого государства заключалась в том , что она представляла собой диктатуру класса рабовладельцев , орудие их организованного насилия над эксплуатируемыми рабами , механизм внеэкономического принуждения рабов к производительному труду . Основу производственных отношений рабовладельческого общества составляла полная собственность на орудия труда , средства производства и рабов , рассматривались как одушевленные орудия труда. Рабовладение было индивидуальным , коллективным или государственным . Раб считался главной производственной силой.

Закрепощенные крестьяне в отличие от рабов определенные личные права , но они были прикреплены к земле , находились в прямой зависимости юридической зависимости от феодалив.У этот период существовала дифференциация на крупных и мелких феодалов. Существенное значение в условиях феодализма имел разделение общества на сословия : светские феодалы , феодалы церковные и простое население , среди них , разумеется первые два пользовались значительными привилегиями. Типичной формой феодального государства была монархия .

Буржуазный тип государства . Ее социальной базой становятся частные предприниматели -собственники основных средств производства. Эта социальная база сужается или расширяется в зависимости от этапов развития буржуазного общества , которых было два:

• Свободный этап капитализма

• Монополистический этап капитализма

Экономическая свобода становится базой для создания гражданского общества , основанного на неприкосновенности частной собственности , свободе договорных отношений , политической и идеологической свободе.

Отдельно следует вынести вопрос о социалистическом тип государства . Особенности этого типа государства виделись в том , что социалистическое государство должно служить народу , базироваться на общественной собственности на средства производства , строиться на принципах гуманизма , демократии коллективизма и справедливости .

написать администратору сайта