Главная страница
Навигация по странице:

ДИССЕРТАЦИЯ- ПОСЛЕДНЯЯ ВЕРСИЯ. 1 Теоретические основы формирования профессионального потенциала будущего инженера



Скачать 15.78 Mb.
Название 1 Теоретические основы формирования профессионального потенциала будущего инженера
Анкор ДИССЕРТАЦИЯ- ПОСЛЕДНЯЯ ВЕРСИЯ.doc
Дата 28.04.2017
Размер 15.78 Mb.
Формат файла doc
Имя файла ДИССЕРТАЦИЯ- ПОСЛЕДНЯЯ ВЕРСИЯ.doc
Тип Реферат
#4741
страница 1 из 18
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

1 Теоретические основы формирования профессионального

потенциала будущего инженера


11

1.1 Педагогическое проектирование как оптимальный подход в организации профессиональной подготовки в вузе


11

1.2 Психолого-педагогические основы профессионального потенциала будущего инженера и стадии его формирования


27

1.3 Формирование профессионального потенциала посредством проектирования модели специалиста


50

2 Разработка модели будущего инженера-механика и экспериментальная проверка формирования профессионального потенциала в вузе



71

2.1 Разработка модели будущего инженера-механика на основе педагогического проектирования


72

2.2 Педагогические условия формирования профессионального потенциала будущего инженера


101

2.3 Опытно-экспериментальная проверка эффективности формирования профессионального потенциала будущего инженера


118

Заключение

141

Список использованных источников

143

Приложение А Протокол самофотографирования профессиональной деятельности специалиста


155

Приложение Б Анкета для работодателя

157

Приложение В Свидетельство о государственной регистрации объекта интуллектуальной собственности



164

Приложение Г Акты внедрения результатов диссертационной работы

166



Введение
Актуальность исследования. Современный период развития высшего профессионального образования в Республике Казахстан можно охарактеризовать следующим образом: период перехода к рыночным отношениям закончен; началась целенаправленная работа над созданием качественной, конкурентоспособной системы образования, интегрированной в мировое образовательное пространство. Такое утверждение является обоснованным с учётом появления следующих основополагающих программных и нормативных документов:

  • Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 19 марта 2004 года «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации» [1];

  • Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 22 февраля 2007 года «Новый Казахстан в новом мире» [2];

  • Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2010 года, утверждённого Указом Президента Республики Казахстан от 4 декабря 2001 года, №735 [3];

  • Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы, утверждённой Указом Президента Республики Казахстан от 11 октября 2004 года, №1459 [4].

В соответствии с Государственной программой развития образования разработаны основополагающие стандарты, регламентирующие содержание и уровень подготовки специалистов с высшим и послевузовским образованием ГОСО РК 5.03.001-2004 [5], ГОСО РК 5.03.002-2004 [6], ГОСО РК 5.03.003-2004 [7].

Стратегией развития высшего и послевузовского образования предусматривается:

- трансформация высшего и послевузовского профессионального образования в трёхступенчатую модель: бакалавриат – магистратура – докторантура;

- дальнейшее совершенствование классификатора специальностей высшего образования для устранения сегментации, узкопрофильности, диспропорции и излишнего дублирования в подготовке кадров;

- разработка и внедрение прогрессивных систем и технологий обучения, в том числе кредитной и дистанционной;

- разработка образовательных программ бакалавриата, гармонизированных с международными по структуре и содержанию;

- создание условий для преимущественной подготовки кадров высшей квалификации по техническим специальностям, обеспечивающих реализацию стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы;

- формирование нового принципа управления вузами, основанного на стратегическом планировании, системе менеджмента качества и повышении автономности;

- создание условий для подготовки к аккредитации профессиональных образовательных программ вузов в соответствии с требованиями ведущих зарубежных аккредитационных агентств;

- укрепление и обновление материально-технической и учебно-лабораторной базы высших учебных заведений.

Первой ступенью профессиональной подготовки в вузе является бакалавриат. Подготовка специалистов в магистратуре призвана проводиться по двум нап­равлениям: углубленному профильному и научно-педагогическому. Завершающим образовательным уровнем является докторантура, где осуществляется подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации.

Профессиональное образование на современном этапе развития государства должно строиться с учётом двух основных объективно действующих факторов: научно-технического прогресса и развивающихся рыночных отношений. Внедрение информационных технологий, электронизации, кибернетизации во все сферы человеческой деятельности диктует особую необходимость модернизации профессионального образования, подготовку кадров для машиностроения как по содержанию, так и методике преподавания, с целью приведения их в соответствие с научно-техническим прогрессом.

В условиях, когда потребителю кадров не навязываются выпускники вуза в соответствии с безусловным государственным распределением, когда сегодняшний выпускник не наделяется какими-либо льготами молодого специалиста, заказчик вправе ужесточить требования к выпускнику по критерию качества его подготовки. И здесь под ужесточением требований следует понимать не только какое-то количественное увеличение знаний и умений выпускника вуза, но вполне возможную со стороны заказчика свою трактовку и своё понимание качества подготовки специалиста, специализацию, профилизацию и тому подобное. Если в эпоху государственного распределения за каждым выпускником было заранее закреплено место его будущей работы, где он мог длительное время доучиваться, получая недостающие знания и умения непосредственно на производстве, то сегодняшний выпускник вуза должен практически сразу включаться в работу предприятия с соответствующим уровнем полезности – отдачи.

Вопросы теории и методики профессионального образования всесторонне изучаются отечественными учёными, их иследованию посвящены работы Арынгазина К.М.[8], Джадриной М.Ж.[9], Каргина С.Т.[10], Абдраман Ш.А.[11], Минжанова Н.А.[12], Мусалимова Т.К.[13].

К общим проблемам педагогического проектирования обращались в своих работах Батышев С.Я.[14], Беспалько В.П.[15], Гершунский Б.С.[16].

Проблемы профессионально-трудового обучения исследованы в работах Атутова П.Р.[17], Наурызбая Ж.Ж.[18], Шкутиной Л.А.[19], Хайруллина Г.Т.[20].

Содержание и методы различных аспектов изучения техники и технологии исследованы Андриановым П.Н.[21], Амосовым В.А.[22], Васильевым Ю.К.[23], Скаткиным М.Н.[24].

Вопросы профессиональной подготовки специалистов занимают существенное место в психологии и педагогике высшей школы. Теоретические разработки в области содержания образования инженерных кадров отражены в трудах Абдыкаримова Б.А.[25], Егорова В.В.[26], Зеера Э.Ф.[27], Леднёва В.С.[28], Маленко А.Т.[29], Момынбаева Б.К.[30], Сейтешева А.П.[31] проблемы формирования и развития профессионально важных качеств рассматриваются в работах Безруковой В.С.[32], Исаевой З.А.[33], Симонова В.П.[34], Сарсенбаевой Б.Г.[35], Скибицкого Э.Г.[36].

Подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием необходимо нацелить, в первую очередь, на удовлетворение требований потребителя, а не на формирование благоприятных количественных показателей в статистической отчётности всей заинтересованной в этом структуры управления подготовкой кадров.

Всё изложенное выше говорит о необходимости разработки и внедрения эффективной системы управления качеством подготовки специалистов. Важным этапом в разработке и внедрении системы управления качеством подготовки специалиста является документированное определение содержания образования. Необходим документ, который бы регламентировал качество подготовки специалиста, на основе которого должен строиться весь педагогический процесс в вузе. Эта задача может быть успешно решена посредством формирования профессионального потенциала на основе проектирования модели специалиста, вариант которой, разработан автором и представлен в данном исследовании.

В настоящее время категория «потенциал» находит применение в многочисленных научных областях и поэтому имеет разную трактовку.

Исследования направляются на рассмотрение различных видов потенциала: экономический, производственный, аграрный, резервный, народно-хозяйственный, трудовой.

В науковедении разработаны содержание и структура научного и научно-технического потенциала. Наряду с этим особое внимание уделяется развитию потенциала в производственной сфере.

Довольно основательно рассматриваются методологические проблемы исследования личностного потенциала работника философами и социологами. Учёные подходят к исследованию данной проблемы с позиции повышения роли человеческого фактора. Вводят в научный оборот философское по содержанию социальное понятие «личностный потенциал работника», раскрывают сущность, структуру и функции; особенно выделен социологический подход к становлению труда как духовной ценности в структуре самосознания работника общественного производства (Аскин Я.Ф.[37], Батурин Н.А.[38], Байлук В.В.[39], Бернштейн Н.А.[40], Бычко И.В.[41], Горбунов Э.П.[42], Грехнев В.С.[43], Гронскас В.К.[44], Донченко Е.А.[45], Тихонович В.А.[45], Иванов В.П.[46], Келенджеридзе М.В.[47], Ковалёв А.Г.[48], Кузьмин В.П.[49], Лифшиц М.А[50], Ломов Б.Ф.[51], Лосик А.В.[52], Моисеев Н.Н.[53], Назимова А.К.[54], Огородников В.П.[55], Сетров М.И.[56], Сохань Л.В.[57], Титаренко А.И.[58], Воронцов Б.Н.[59]).

Из этого следует многосторонний характер востребованности понятия потенциала, что обнаруживает связь между видами, так как их объединяет его общее свойство или особенность. Особенность потенциала заключается в ценности той или иной его разновидности и рассматривается в прямом или опосредованном воздействии на развитие и формирование личности.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
написать администратору сайта