Главная страница
Навигация по странице:

Борытко. 1 удк 37. 012(075. 8) Ббк



Скачать 2.56 Mb.
Название 1 удк 37. 012(075. 8) Ббк
Анкор Борытко.doc
Дата 12.04.2017
Размер 2.56 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Борытко.doc
Тип Учебное пособие
#328
страница 7 из 31
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   31
ГЛАВА 2

СООТНОШЕНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО,

ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ЭМПИРИЧЕСКОГО

УРОВНЕЙ ИССЛЕДОВАНИЯ

В какой тебя среде сформировало?... Д. Л. f/еонтьсе. Однопеишия

Во всякой теории выделяются различные се «этажи» —- уров­ни, каждый из которых имеет свое строго определенное назначе­ние. Понимание соотношения этих уровней позволяет осознанно использовать различные типы знания и оптимально организовы­вать научный поиск, т.е. владеть методологией науки.

2Л. Понятие «методология образования»

Методология как теоретический ориентир в науках об образова­нии. В первой главе рассматривались различия между практиче­ской и научной деятельностью в сфере образования, а также — между науками, изучающими человека и практику образования; в каждой из них выделяется раздел методология науки, посвя­щенный обеспечению эффективности проводимых исследований.

Важнейшие задачи методологии науки — помощь исследовате­лю в организации научного поиска, формирование у нею специ­альных умений в области исследовательской работы, а также по­мощь педагогу-практику в осмыслении его профессионально-лич­ностной позиции.

Под методологией понимают учение о принципах построения, формах и способах познавательной деятельности.

В понимании методологии образования можно выделить два аспекта:

- во-первых, методология образования понимается кок систем­ное изложение ведущих идей (философских, психологических, пе­дагогических и др.), которые становятся руководящими принци­пами в научной и практической деятельности и в формировании содержания исследования; именно такое понимание методологии образования имеют в виду, когда говорят о методологических ос­новах отдельного исследования или о методологических основа­ниях профессиональной позиции педагога;

- во-вторых, методология образования — это нормативное зна­ние о способах организации научного исследования в образовании, его программе, логике, основных характеристиках, методах оценки качества исследовательской работы.

Методология образования — это учение о самом психолого-педа-гогическом знании, закономерностях его развития, принципах под­хода и способах его добывания, категориальном аппарате, основа­ниях и структуре психолого-педагогической теории.

Функции методологии в науке и практике образования. Под функ­цией понимается связь какого-либо компонента с системой, его назначение, роль в этой системе. Соответственно, значение мето­дологии наиболее полно раскрывают ее функции в теории и прак­тике образования, а также в профессиональной деятельности пе­дагога.

Методология образования выполняет различные функции.

Познавательная функция состоит в получении системы новых знаний. В их содержание включаются знания о путях и способах повышения эффективности и качества психолого-педагогических исследований, о закономерностях и тенденциях развития психо­лого-педагогических наук в их неразрывной связи с практикой образования, о методах оценки качества исследовательской рабо­ты, правилах осуществления научной деятельности, способах по­строения и обоснования теорий и концепций образовательной деятельности.

Критическая функция позволяет педагогу осознать необходи­мость преобразования педагогической действительности, так как полученные знания демонстрируют разрыв между тем, что есть в данный момент, и тем, что необходимо для успешного развития системы образования. Выявив «белые пятна» в психолого-педа­гогических науках, методология образования предлагает пути их устранения.

Реализуя рефлексивную функцию, методология образования как бы поднимается над психолого-педагогическими науками и смот­рит на них сверху; при этом ее интересует не образовательная практика, а то, как ученые исследуют действительность, — идет своеобразный процесс самопознания. Основное методологиче­ское умение педагога — способность осмысливать свою деятель­ность (рефлексировать по поводу своей деятельности) в терминах психолого-педагогических наук.

В качестве важнейшей закономерности методологии образова­ния выступает внутренняя зависимость и взаимосвязь цели, содер­жания, философских и общенаучных установок, принципов и средств исследования.


56

57

Выделяют четыре уровня методологии образования: философ­ский, общенаучный, конкретно-научный и технологический.

2.2. Философский уровень методологии образования

На философском уровне методология представляет собой сис­тему исходных философских идей, на основе которых развивают­ся психолого-педагогические науки; при этом методологические функции выполняет вся система философского знания. Философ­ский уровень методологии образования определяет также общие принципы познания и категориальный строй психолого-педаго­гических наук.

Общие представления исследователя о природе, обществе, че­ловеке, его месте в мире оказывают непосредственное влияние на построение психолого-педагогических концепций. Эти представ­ления определяются, в свою очередь, тем, каких философских взглядов придерживается исследователь, какое направление в философии ему особенно близко. Рассмотрим популярные среди педагогов и психологов философские направления.

Экзистенциализм (философия существования). Основной тезис экзистенциализма: «Человек есть то, что он сам из себя сделает». Основное понятие — «существование» (экзистенция). Под экзис­тенцией понимается индивидуальное бытие человека. В филосо­фии существования считается, что в человеке изначально заложе­ны основные способности — к познанию, творчеству и нравствен­ному поведению. Но то, насколько человек сумеет реализовать эти способности, зависит исключительно от него самого. Таким образом, не внешние условия определяют характер жизни чело­века, а внутренняя духовная жизнь и интенсивная душевная ра­бота. Отсюда — понимание воспитания не как внешнего воздей­ствия, а как самовоспитания. Педагогу отводится роль помощни­ка в сложном процессе духовного становления воспитанника.

Экзистенциальный подход характерен акцентированием вни­мания на внутреннем мире человека, ценностно-смысловой сфе­ре его сознания. Данный подход направлен на выявление сущно­стных сил человека. Здесь исследуются различные формы внут­ренне обусловленной активности (самовоспитание, саморазвитие, самоорганизация, самообразование, саморегуляция, самоуправ­ление), условия развития человеческого в человеке (механизмы самореализации, саморазвития, социальной самозащиты, адап­тации человека к социальным условиям, его интеграции в обще­ство).

В экзистенциализме подробно разработано учение о кризисных ситуациях в жизни человека. Во время таких ситуаций происходит выбор человеком дальнейшего пути своего развития. Кризисные

ситуации активизируют процессы самопознания, самоизменения, в результате чего человек поднимается на новую ступень духовно­го развития. Учение о кризисных ситуациях лежит в основе пред­ставлений о стадийном характере педагогического процесса.

Философы-экзистенциалисты считают, что главным объектом познания является не внешний мир, а внутренний мир самого человека. Поэтому ведущую роль в обучении они отводят гумани­тарным предметам. Философия существования лежит в основе педагогических концепций, разрабатываемых в рамках гуманитар­ной образовательной парадигмы.

Философия прагматизма в образовании. Основной тезис праг­матизма в образовании: «Школа — инструмент жизни». Основные понятия — «опыт, дело» (от греч. pragma). Считается, что знание служит развитию способностей человека и приносит ему пользу тогда, когда оно получено в процессе практической деятельности. Школа же должна не столько давать знания, сколько готовить ребенка к жизни в обществе. Поэтому в образовании надо исполь­зовать не отвлеченные теоретические рассуждения, а практиче­ские методы, дающие ребенку возможность проявить свою актив­ность.

Еще одна важная установка прагматизма — идея о природ­ной, генетической уникальности каждого человека. На основе этой идеи делается вывод о том, что в задачи образования входит все­мерное развитие всех врожденных способностей человека. В разви­тии способностей главную роль играют не систематические зна­ния, а всевозможные упражнения, позволяющие ребенку про­явить и усовершенствовать свои способности. Идея об уникально­сти каждого человека позволила сторонникам прагматизма обо­сновать учение, известное в педагогике как педоцентризм. Соглас­но этому учению в центре образовательного процесса находится ребенок с его интересами и потребностями. По словам одного из самых ярких представителей прагматизма, американского фило­софа и педагога Дж. Дьюи, ребенок — это солнце, вокруг которо­го вращаются все планеты — содержание и средства образования, сами педагоги. Философия прагматизма особенно популярна се­годня в странах Западной Европы и США.

Бихевиоризм в теории и практике образования. Ведущий тезис бихевиоризма (от англ. behaviour поведение): «Основные про­блемы, с которыми встречается мир сегодня, могут быть решены только при условии улучшения человеческого поведения». Основ­ные понятия — «стимул» и «реакция». Сторонники бихевиоризма исходят из того, что поведение человека определяется не его лич­ными эмоциями, желаниями, целями, особенностями характера, а внешними стимулами. Такие стимулы, подкрепляющие то или иное поведение человека, заключены прежде всего в окружаю­щей человека социальной среде. Но факторы подкрепления мож-


58

59

но создать и специально с целью формирования у человека задан­ного, совершенно определенного поведения.

Положительные факторы (разные формы поощрения) служат для закрепления желательного поведения. Отрицательные факто­ры (наказание в разных его видах) заставляют человека избегать нежелательного поведения. «Желательность» или «нежелательность» того или иного поведения определяется потребностями общества, поскольку цель образования видится в приобщении человека к нормам общества: на первый план выдвигается идея обществен­ного блага.

Таким образом, для бихевиоризма главное — организация вне­шних условий воспитания и обучения, а не внутренние факторы становления человека, как в экзистенциализме. Современный би­хевиоризм (необихевиоризм) уже не рассматривает зависимость между внешними условиями становления человека и его поведе­нием как однонаправленную: акцентируется способность челове­ка воздействовать на социальную среду и контролировать собствен­ное поведение. Идеи бихевиоризма лежат в основе некоторых тео­рий организации воспитывающей среды, программированного обучения и др.

Диалектический материализм в образовательной сфере. Основ­ной тезис диалектического материализма: «Бытие определяет со­знание». Основное понятие: «формирование». В рамках этого фи­лософского направления в качестве объекта педагогического воз­действия рассматривается не целостный человек, а лишь сто свой­ства как социального существа (личность). Считается, что прояв­ления духовной жизни человека ограничиваются его нравствен­ностью, а потому «собственно человеческое в человеке», то, что составляет основу его бытия, не изучается. Поэтому образование понимается как феномен, зависящий исключительно от конкрет­ных исторических и социокультурных условий, а становление че­ловека — как процесс, определяемый условиями его жизни. Цели образования задаются извне — обществом и государством, а вос­питание представляется как целенаправленное формирование за­данных качеств.

Все, что происходит в природе и обществе, рассматривается как причинно-обусловленное, и потому момент случайности ис­ключается из образовательного процесса, который считается пол­ностью управляемым. В то же время диалектический материализм утверждает: все. что существует в мире, находится не только в причинно-следственной зависимости, но и в непрерывном раз­витии. Это положение чрезвычайно важно для понимания сущно­сти педагогического процесса.

Применяются в основном методы исследования, характерные для естественных и общественных наук. Диалектический материа­лизм в течение долгого времени служил основой советской педа-

гогики. Его идеи лежат в основе многих технократических кон­цепций образования. Основанные на диалектическом материализ­ме, педагогические концепции, как правило, технологичны и свя­заны с организацией разнообразной деятельности детей, поскольку считается, что личность развивается в деятельности.

Религиозная философия и образование. Основной тезис рели­гиозной философии в образовании: «Воспитание — подготовка к вечной жизни». Основное понятие: духовность. В человеке наряду с психофизическими и социальными качествами признается су­ществование духовного начала, в котором проявляется связь че­ловека с Богом.

Духовная жизнь человека тесно связана с поиском смысла жиз­ни, своего места в мире и с творчеством как способом взаимо­действия с миром. Человек наделен свободной волей, которая позволяет ему выбирать между добром и злом. Задача педагога — научить ребенка различать добро и зло и помочь ему сделать пра­вильный выбор.

Главной задачей образования считается развитие «внутреннего is человеке», становление его как духовного существа, а потому воспитанию отдастся приоритет перед обучением. Особое значе­ние придается нравственному воспитанию. В религиозной фило­софии считается, что становление человека определяется не ма­териальными условиями его жизни, а внутренними закономерно­стями его духовного развития и действием невидимых сил добра и зла. Положения о врожденности важнейших человеческих ка­честв, о развитии человека в процессе решения им важнейших проблем бытия, связанных с выявлением смыслов и значений окружающих человека вещей, о приоритете самовоспитания над «воспитанием извне» роднят религиозную философию с экзи­стенциализмом.

Наука, философия и религия в исследовании образования. На­уку, философию и религию рассматривают как разные способы постижения реальности, в том числе педагогической. Научный способ постижения педагогической реальности предполагает по­лучение знаний главным образом эмпирическим путем, с помо­щью применения методов, разработанных в рамках естественных и общественных наук. Это позволяет выявить причинно-следствен­ные связи, установить закономерности, классифицировать мно­гообразные педагогические явления.

Однако чтобы понять сущность и предназначение человека, его место среди людей и окружающего мира, нужно принципи­ально иное знание — философское либо богословское. Филосо­фия и религия предполагают иные методы постижения реально­сти, основанные на интуиции, непосредственном постижении и т.п.; к числу таких методов относится, например, понимание. В философии существует множество течений; среди них есть как


60

61

идеалистические, так и материалистические. Религия же полно­стью построена на основе идеализма, т. е. признает примат духов­ного начала над материальным. Кроме того, религия исходит из того, что многие явления непознаваемы и могут быть приняты человеком только как результат его веры.

Философия, наука и религия как способы постижения педаго­гической реальности не исключают друг друга — их методы исполь­зуются для исследования педагогических феноменов разного по­рядка.

2.3. Общенаучный уровень методологии образования

Общенаучный уровень методологии образования представляет собой систему подходов к пониманию действительности, приме­няемых во всех или в большинстве научных дисциплин. На этом уровне определяются также типы научно-педагогических и пси­хологических исследований, их этапы и элементы (объект, пред­мет, проблема, тема и др.).

Если на философском уровне определяются фундаментальные особенности исследования, имеющие мировоззренческое значение, то на общенаучном — исследователь избирает общие способы изу­чения образовательных феноменов.

Отдельные методы помогают получить конкретные данные и раскрыть различные свойства, аспекты изучаемого объекта, а вы­бор научного подхода связан с задачей отбора методов, объеди­нения их в систему, классификации полученных данных, обна­ружения определенного типа закономерностей и разработки ре­комендаций. Таким образом, выбор определенного научного под­хода обусловливает целостность научной теории, ее оптималь­ность, практическую значимость. Наиболее распространены в пе­дагогической науке системно-структурный и деятелытостный подходы.

Системно-структурный подход в образовании. Системно-струк­турный подход отражает всеобщую связь и взаимообусловленность объектов, явлений и процессов педагогической реальности. Он утверждает необходимость подходить к ним как к системам, име­ющим определенное строение и свои законы функционирования.

Системный подход (или метод системного анализа) требует рассматривать все явления и процессы не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Он ориентирует на рассмот­рение педагогических явлений с точки зрения таких категорий, как система, отношение, связь, взаимодействие. Связь означает

установление общего, единение. При исследовании связей выяс­няются основания — различные факторы, способствующие их установлению; даются пространственные и временные характе­ристики элементов; выявляются характер контакта, природа свя­зей (качественные и количественные характеристики).

Особый интерес для исследования педагогических явлений представляют функциональные связи, при которых изменения од­ного объекта сопровождается изменениями другого; структурные связи (относительно устойчивые), характеризующие взаимодействие элементов системы как единого целого; причинно-следственные свя­зи объектов, в которых один из них обязательно ведущий. Имеют­ся и другие связи (по содержанию, по типу структуры и пр.).

Системный подход ориентирует исследователя на то, чтобы рассматривать любой педагогический объект в трех аспектах: как явление, как процесс и как деятельность.

Исследование объекта как явления позволяет определить функции системы, выявить составляющие ее элементы, просле­дить связи между ними, а также связи системы с окружающей средой. Кроме того, исследование объекта как явления дает воз­можность обнаружить интегративные системные свойства и каче­ственные характеристики, которые отсутствуют у составляющих систему элементов.

Изучение объекта как процесса позволяет выявить стадии, которые проходит система в своем развитии, описать качествен­ное своеобразие каждой стадии.

Результатом исследования объекта как деятельности яв­ляется модель работы педагога-практика с исследуемым феноме­ном.

С системным подходом тесно связаны структурный и функцио­нальный подходы. При структурном подходе акцент делается на выявлении и описании строения системы и составляющих ее эле­ментов, а также связей между ними. На основе выявленной струк­туры делаются заключения о других характеристиках системы. Функ­циональный подход направлен на выявление функций («задач») каждого элемента системы и самой системы в целом.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   31
написать администратору сайта