Главная страница
Навигация по странице:

Борытко. 1 удк 37. 012(075. 8) Ббк



Скачать 2.56 Mb.
Название 1 удк 37. 012(075. 8) Ббк
Анкор Борытко.doc
Дата 12.04.2017
Размер 2.56 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Борытко.doc
Тип Учебное пособие
#328
страница 9 из 31
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   31

71

Субъектность предполагает субъективность в восприятии и оцен­ке наблюдаемых явлений и процессов, что обусловлено прошлым опытом исследователя, его информационными потребностями, индивидуальными различиями. В этом отношении результаты пси­холого-педагогического исследования никогда не могут быть пол­ностью объективными и беспристрастными, они всегда носят на себе отпечаток взглядов, мировоззрения, стиля научного поиска получившего их исследователя. Причем этот факт нельзя одно­значно расценивать как недостаток. Ведь таким способом обеспе­чивается разнообразие педагогическою знания, а следовательно, потребность в сопоставлении, сравнении, взаимодополнении раз­личных исследовательских данных.

Классическая концепция объективности берет начало от самых ранних попыток научного познания объектов и явлений неживого мира. Наблюдатель мог счесть себя объективным в том случае, если ему удавалось отрешиться от собственных желаний, страхов и на­дежд, равно как и исключив предполагаемое воздействие промыс­ла божьего. Это, конечно же, был огромный шаг вперед, именно благодаря ему и состоялась современная наука. Однако мы не дол­жны забывать, что подобный взгляд на объективность возможен лишь в том случае, если мы имеем дело с явлениями неживого мира. Здесь подобного рода объективность и беспристрастность сраба­тывают прекрасно. Они вполне срабатывают и тогда, когда мы име­ем дело с низшими организмами, от которых мы достаточно отчуж-дены, чтобы продолжать оставаться беспристрастными наблюда­телями. Ведь нам на самом деле все равно, как и куда движется амеба или чем питается гидра. Но чем выше мы поднимаемся по филогенетической лестнице, тем труднее нам сохранять эту отстра­ненность. <...>

Мать, очарованная своим младенцем, завороженно исследует сантиметр за сантиметром его крохотное тельце, и она, несомнен­но, знает о своем малыше — знает в самом буквальном смысле — гораздо больше, чем кто-либо, не интересующийся этим конкрет­ным ребенком. Нечто похожее происходит между влюбленными. Они так очарованы друг другом, что готовы часами рассматривать, слушать, познавать друг друга. С нелюбимым человеком такое вряд ли возможно — слишком быстро одолеет скука'.

Пристрастность к объекту исследования (а по сути — заинте­ресованность в развитии образования) не только не мешает, по помогает исследователю более глубоко проникать в суть проис­ходящих перемен в ребенке и процессах педагогической реаль­ности.

1 Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики / пер. с англ. А.М.Тат-лыдаевой; науч. ред., вступ. статья и коммент. Н. Н.Акулиной. — СПб., 1997.

72

А. Маслоу раскрывает два преимущества «любящего знания»:

  1. человек, знающий, что он любим, раскрывается, распахи­вается навстречу другому, он сбрасывает с себя все защитные маски, он позволяет себе обнажиться, не обязательно только физически, но также психологически и духовно, разрешает себе стать понятным;

  2. когда мы любим, или очарованы, или заинтересованы кем-то, мы меньше обычного склонны к властвованию, к управле­нию, к изменению, к улучшению объекта своей любви и манипу­лированию им.

Речь, конечно, не идет о субъективизме как предвзятости и отрицании объективных фактов, полученных в процессе исследо­вания. Для предотвращения этого существуют статистические ме­тоды, методы групповой экспертной оценки и другие средства повышения достоверности результатов исследования, о которых речь пойдет в следующих главах.

В исследовательской деятельности происходит осознание про­фессиональной позиции исследователя, ее оформление, провер­ка оптимальности. В рамках избранных методологических подхо­дов исследователь вырабатывает индивидуальный стиль научного поиска, утверждает его в ситуациях представления и защиты ре-зультатов исследоваиия.

3.2. Виды научных исследований в образовании

Структура педагогической и психологической науки. Структура психолого-педагогических исследований определяется номенкла­турой научных специальностей, которая периодически пересмат­ривается и утверждается правительством. Эта номенклатура явля­ется основанием для присвоения ученых степеней и званий, пла­нирования научных исследований, открытия диссертационных советов. Она же может служить ориентиром для определения ис­следователем направления собственного поиска, если он надеет­ся получить дальнейшее признание, найти приложение получен­ным результатам.

Действующая номенклатура по педагогическим и психологи­ческим наукам включает следующие научные специальности:

Код

Наименование

13.00.00

Педагогические науки

! 3.00.01

Общая педагогика, история педагогики и образования

13.00.02

Теория и методика обучения и воспитания (по обла­стям и уровням образования)

73


Код
Окончание

Наименование

13.00.03

Коррекциейная педагогика (сурдопедагогика и тифло­педагогика, олигофренопедагогика и логопедия)

13.00.04

Теория и методика физического воспитания, спортив­ной тренировки, оздоровительной и адаптивной физи­ческой культуры

13.00.05

Теория, методика и организация социально-культур­ной деятельности

13.00.07

Теория и методика дошкольного образования

13.00.08

19.00.00

Теория и методика профессионального образования

Психологические науки

19.00.01

19.00.02

Общая психология, психология личности, история психологии

Психофизиология

19.00.03

19.00.04

Психология труда, инженерная психология, эргоно­мика

Медицинская психология

19.00.05

Социальная психология

19.00.06

Юридическая психология

19.00.07

Педагогическая психология

19.00.10

Коррека (ион i шя 11сихология

19.00.12

Политическая психология

19.00.13

Психология развития, акмеология

По каждой из специальностей утвержден паспорт, определяю­щий специфику соответствующих исследований. В паспорт науч­ной специальности входит шифр и наименование, формула спе­циальности, описание области исследования и указание на от­расль наук, к которым относится данная специальность.

Так, содержанием специальности 13.00.01 — «Общая педагоги­ка, история педагогики и образования», которая отнесена к отрас­ли педагогических наук, согласно паспорту, является исследова­ние проблем философии образования, педагогической антропо­логии, методологии педагогики, теории педагогики, истории пе­дагогики и образования, этнопедагогики, сравнительной педаго­гики и педагогического прогнозирования. К области исследова­ния отнесены:


  • философия образования (исследование мировоззренческих и парадигмальных оснований теории и практики образования);

  • педагогическая антропология (исследование антропологичес­ких оснований образования — воспитания и обучения — человека как предмета образования);

  • методология педагогики (исследование места и роли педаго­гики в системе духовной жизни общества и научного знания; объек­ты и предметы педагогики; методы педагогических исследований);




  • теория педагогики (исследование подходов и направлений на обоснование и реализацию педагогических концепций, сис­тем; создание условий для развития личности);

  • история педагогики и образования (исследование историчес­кого развития институлизированной и неинститулизированной практики образования, политики в области образования, педаго­гической мысли на уровнях общественного и теоретического со­знания в различных сферах духовной жизни общества);

  • этнопедагогика (исследование становления, современного со­стояния, особенностей взаимодействия, перспектив развития и возможностей использования этнических традиций образования);

  • сравнительная педагогика (исследование истоков и сравни­тельный анализ современного состояния педагогики и образова­ния в зарубежных странах, различных регионах мира, а также пер­спектив их развития);

  • педагогическое прогнозирование (исследование методологии, методики, теории прогнозирования развития педагогики и обра­зования, определение на этой основе перспектив их эволюции в нашей стране и за рубежом).

Содержание специальности 13.00.02«Теория и методика обу­чения и воспитания {по областям и уровням образования)»: разра­ботка теоретико-методологических основ теории, методики и тех­нологии предметного образования (обучения, воспитания, раз­вития) в разных образовательных областях, на всех уровнях сис­темы образования в контексте отечественной и зарубежной обра­зовательной практики. Области исследований и разработок отра­жают основные структурные компоненты научной отрасли «Тео­рия и методика предметного образования», определяют перспек­тивы ее развития, ориентированы на разрешение актуальных про­блем предметного образования. Области знания: математика, фи­зика, химия, литература, биология, социология, политология, русский язык, родной язык, русский язык как иностранный, иностранные языки, информатика, изобразительное искусство, история, обществознание, культурология, экология, география, музыка, гуманитарные и общественные науки (уровень начально­го образования), естественно-математические науки (уровень на­чального образования), менеджмент. Уровни образования: общее образование, профессиональное образование.


74

75



Область исследования по этой специальности включает в себя:

- методологию предметного образования: историю становле­
ния и развития теории и методики обучения и воспитания по
областям знаний и уровням образования; вопросы взаимодействия
теории, методики и практики обучения и воспитания с отрасля­
ми науки, культуры, производства; тенденции развития различ­
ных методологических подходов к построению предметного обра­
зования и т.д.;

  • цели и ценности предметного образования: разработку целей предметного образования в соответствии с изменениями совре­менной социокультурной и экономической ситуации в развитии общества; развивающие и воспитательные возможности учебных дисциплин; проблемы формирования положительной мотивации учения, мировоззрения, научной картины мира, соотношений научной и религиозной картин мира у субъектов образовательно­го процесса и т. п.;

  • технологии оценки качества предметного образования: про­блемы мониторингу оценки качества обучения по разным пред­метам: теоретические основы создания и использования новых педагогических технологий и методических систем обучения, обес­печивающих развитие учащихся па разных ступенях образования; оценка профессиональной компетентности и различные подходы к разработке постдипломного образования учителя предметника; разработку содержания предметного образования и т.д.;

  • теорию и методику внеурочной, внеклассной, внешкольной учебной и воспитательной работы по предметам, в том числе до­полнительного образования по предмету.

Содержание специальности 13,00.08«Теория и методика про­фессионального образования»: область педагогической пауки, ко­торая рассматривает вопросы профессионального обучения, под­готовки, переподготовки и повышения квалификации во всех видах и уровнях образовательных учреждений, предметных и отрасле­вых областях, включая вопросы управления и организации учеб­но-воспитательного процесса, прогнозирования и определения структуры подготовки кадров с учетом потребностей личности и рынка труда, общества и государства.

Области исследования определены с учетом дифференциации по отраслям и видам профессиональной деятельности и включа­ют в себя, в частности, такие вопросы, как:

  • генезис и теоретико-методологические основы педагогики профессионального образования;

  • последипломное образование;

  • подготовка специалистов в высших учебных заведениях, уч­реждениях среднего и начального профессионального образования;

  • внутрифирменная подготовка рабочих;

  • дополнительное профессиональное образование;

76


  • переподготовка и повышение квалификации работников и специалистов;

  • непрерывное профессиональное и многоуровневое образова­ние;

  • образовательный менеджмент и маркетинг;

  • профессиональное обучение безработных и незанятого насе­ления;

  • взаимодействие профессионального образования с рынком труда и социальными партнерами;

  • профессиональная ориентация, культура и проблемы воспи­тания;

  • профессиональный консалтинг и консультационные услуги.

Содержание специальности 19.00.01«Общая психология, пси­хология личности, история психологии»: исследование фундамен­тальных психологических механизмов и закономерностей проис­хождения, развития и функционирования психики человека и животных, человеческого сознания, самосознания и личности в процессах деятельности, познания и общения; применение этих закономерностей для решения практических задач диагностики, консультирования, экспертизы, профилактики психологических проблем, возможных аномалий и поддержки личностного разви­тия; исторический, теоретический и методологический анализ психологических теорий, концепций и воззрений; разработка ис­следовательской и прикладной методологии, создание методов психологического исследования и практической работы.

Область исследования включает в себя такие вопросы, как:

  • разработка и анализ основ общепсихологического и истори-ко-психологического исследования;

  • происхождение и развитие сознания и деятельности челове­ка в антропогенезе;

  • внимание и память; автобиографическая память;

  • психологические проблемы речевого общения и психолин­гвистика;

  • сознание, мировоззрение, рефлексивные процессы, состоя­ния сознания, измененные состояния сознания;

■- деятельность, ее структура, динамика и регуляция, психоло­гия активности;

  • способности, одаренность, талант и гениальность, их при­рода;

  • тендерные различия познавательных процессов и личности;

  • индивид, личность, индивидуальность; структура личности; проблема субъекта в психологии;

  • жизненный путь, его структура и периодизация; жизнетвор-чество и т.д.

Содержание специальности 19.00.07' — «Педагогическая психо­логия»: исследование психологических фактов, механизмов, за-

77

кономерностей учебной деятельности и действия ее индивидуаль­ных или коллективных субъектов (обучающихся, группы, класса, аудитории), самой педагогической деятельности и действия ее субъекта — педагога, многоуровневого взаимодействия субъектов педагогической и учебной деятельности в образовательном про­цессе; исследование влияния образовательного процесса, образо­вательной среды на психические новообразования обучающихся, их личностное развитие на разных ступенях образования; иссле­дование развития педагогической психологии в исторической рет­роспективе и современном состоянии.

Область исследования включает в себя следующие вопросы:

  • психологию обучающегося на разных ступенях образования (дошкольного, школьного, вузовского), его личностное и психо­логическое развитие;

  • психологию образовательной среды;

  • психологию учебной деятельности, учения;

  • психологические особенности обучающихся как субъектов учебной деятельности;

  • педагогическую деятельность, профессионально-педагогичес­кие особенности педагогов (стиль, способности, компетентность, контроль);

  • образовательный процесс как единство обучения и воспита­ния и т.д.

Содержание специальности 19.00.13«Психология развития,

акмеология» в области психологических, педагогических паук: исследование процессов развития и формирования психики лю­дей на разных ступенях их жизненного цикла (от прснатального периода, возраста новорожденное™ до зрелости, старения и ста­рости). Это развитие протекает при тех или иных внешних и внут­ренних условиях (условиях среды, наследственности, накоплен­ного опыта, целенаправленных или случайных воздействий и т.п.).

Поскольку специфически человеческое развитие и функцио­нирование психики не происходят вне процессов общения и орга­низационных структур (начиная от детско-родительских отноше­ний и кончая деловыми взаимодействиями в бригаде хирургов или в государственной службе), социальные явления закономер­но оказываются в зоне внимания исследователей.

Один из аспектов данной специализации — изучение культур­но-исторического развития психики, сравнительное изучение раз­вития психики в разных культурах, развитие психики в антропо­генезе и сравнительное изучение биологического и историческо­го развития психики. Психическое развитие в детстве вносит хотя и не очевидные, но очень существенные (иногда непоправимые) вклады в становление взрослого человека. А период взрослости значим для существования общества. Комплексным изучением именно взрослых (прежде всего со стороны анализа условий их

78

наивысших достижений в деятельности) занимается акмеология (греч. акте — «цветущая сила», «вершина»).

Если в исследовании преобладает констатирующий подход (ус­тановление фактов, закономерностей), оно может быть отнесе­но к психологическим наукам; если выражен нормативно-цен­ностный, проектировочный, формирующий подход — к наукам педагогическим. Это различение отдается на усмотрение диссер­тационных советов. Объектом исследования и формирования в любом случае являются специфически человеческие особенно­сти психической регуляции активности индивидуальных и груп­повых субъектов в зависимости от закономерного влияния раз­нообразных факторов на тех или иных стадиях соответствующего развития.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   31
написать администратору сайта