Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

13.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУ1. 13. использование худ. Литературы в обучении



Название 13. использование худ. Литературы в обучении
Анкор 13.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУ1.doc
Дата 24.12.2017
Размер 31 Kb.
Формат файла doc
Имя файла 13.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУ1.doc
Тип Документы
#13789

13. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУД. ЛИТЕРАТУРЫ В ОБУЧЕНИИ.

  1. Роль худ. лит-ры в формировании ист. знаний.

Воздействие худ. лит-ры на формирование мировоззрения очень велико(мемуары, письма). Можно встретить яркие примеры того, какое влияние на взгляды оказала худ. лит-ра . Революционная молодёжь воспитывалась на романе «Что делать». Сила воздействия худ. произведений определяется не только тем, что в них воплощаются общественно-политические идеалы, но и тем что в них отражаются объективные соц. отношения. Само зарождение ист. знаний связано с лит-рой. Ещё до появления письменности ист. действительность осмысливали худ. образами. В мифологической форме представления передавали из поколения в поколение. До развития археологии единственным источником по изучению прошлого были «Одиссея» и «Илиада», кот. дали ценный материал о жизни греков. Важным источником явл. и ранний средневековый эпос, а также скандинавские, ирландские, исландские саги. Даже после выделения ист. знаний из литры, последние сохранили значение источника. русское прошлое заключено в былинах. Давно отделившись от от лит-ры ист. идёт вместе с лит-рой. Ист. взгляды писателей отражаются в их творчестве. Нередко писатели выступают как историки- исследователи, а историки-исследователи как писатели. Прежде чем написать «Капитанскую дочку», Пушкин собрал большой материал.
Ист. и лит-ра по-разному отражают жизнь общества. Ист. познаёт мир в форме понятий, категорий, лит-ра – в форме худ. образов. Ист. тенденции проявляются через деяния людей, понятия, соц. и ист. процессы. Проанализировав ист. процессы создаётся соц. модель. Историков упрекают в том, что ист. процессы в их трудах выглядят анонимно. При создании ист. образа используют приёмы и научные исследования, однако худ. лит-ру не следует упускать, к ним прибегают при воссоздании картины жизни, событий, деятельности ист. личности. Историк и художник ставят разные задачи. В центре их внимания разные стороны действительности. В ист. исследовании учёный выделяет причинно-следственные связи, привлекает данные смежных наук. Писатель же показывает жизнь людей, раскрывает внутренний мир.
Современные методисты отводили не малую роль формированию у учащихся ярких ист.

представлений используя худ. лит-ру. В раскрытии ист. знаний широко применяют способы отражения ист. искусством ( сюжетный рассказ, путешествие в древность, худ. картина, кино ).
В 5-6кл. Коровкин указывает, что типичные худ. образы не только дополняют словесные характеристики, но и лежат в основе при раскрытии конкретного ист. понятия. Учитель располагает всеми возможностями для исп. худ. лит-ры в обучении истории. Наличие большого выбора худ-ист. книг специально для детей, рекомендованные списки худ. лит-ры по ист., хрестоматии.
Коровкин указывает, что худ. ист. произведения предотвращают модернизацию прошлого у учащихся. Основные метод. рекомендации по применению худ. лит-ры обобщены в труде Вагина. Методисты занимаются и вопросом внеклассного чтения худ. лит-ры.
С т.зр. научно-познавательной специфики следует различать лит. памятники изучения эпохи и ист. беллетристику (романы, повести). Все произведения Шекспира лит. памятник 15-16вв. Лит. произведения отражают ист. факт опосредованно через восприятие и худ. осмысление автором. Позиция лит. героя не всегда совпадает с автором, они могут быть противоположны. На первом плане не ист. факт, а его проекция. Другой специфической чертой лит-ры явл. переплетение реального и вымышленного. В качестве сходного материала писатель берёт реальные действия, если он строго следует жизненной правде. Часто за лит. персонажи берутся реальные прототипы, но образы героев не копируют этих людей. Вымысел рассматривают в 2х аспектах:

- кот. основан на реальных событиях и типизирует его;

- в кот. воплощены идеалы автора.
Однако, не смотря на всю значимость лит. памятников основную роль в раскрытии ист. знаний играет ист. беллетристика. В ней писатель изучает факты, и труды учёных выступают исследованием. Писатель подчиняет ист. материал худ. замыслу, что приводит к свободному обращению с фактами, что не допустимо для историка. Писатель отбирает, расставляет и подчиняет вымыслу ист. факты, руководствуясь худ. планами. В свою очередь вымысел для него средство реконструкции прошлого. Ист. факты и вымысел сливаются в худ. образе, кот. воплощает жизненную правду эпохи.
написать администратору сайта