Главная страница
Навигация по странице:

30. Право в системе социальных норм



Скачать 279 Kb.
Название 30. Право в системе социальных норм
Анкор Teoria_gosudarstva_i_prava_shpory.doc
Дата 24.04.2017
Размер 279 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Teoria_gosudarstva_i_prava_shpory.doc
Тип Документы
#2093
страница 1 из 5
  1   2   3   4   5


30. Право в системе социальных норм.

Система нормативного регулирования предст-ет собой совокупность норм, упорядочивающих поведение лю­дей в различных сферах жизнедеятельности.

В обществе существуют две подсистемы норм: технические и социальные. Тех-е нормы — это правила исп-я тех-х средств, зданий, производственных комплексов, технологий и явле­ний природы в процессе их эксплуатации. Эти нормы выступают как средство организации производственных процессов в режиме безопасности и наибольшей эффективности. Тех-е нормы ре­гулируют отношения типа "человек — машина" (субъект — объект). Соц-е нормы предст-ют собой средства организации обществ-х отношений: они регулируют поведение людей в обществе. Соц-е нормы упорядочивают отношения в связ­ке "человек — человек" (субъект — субъект).

Тех-е нормы и соц-е взаимодействуют между со­бой. Важнейшие для общества технические нормы закрепляются го­с-ми стандартами, инструкциями, спец-ми прави­лами и охр-ся гос-вом от нарушений, в т.ч. уголовно-правовыми мерами.

Осн-ми видами соц-х норм являются обычаи, тра­диции, нормы морали, религиозные нормы, нормы права и кор­поративные нормы.

Объединяющим началом поведенческих норм выступает их со­циальный хар-р, общность выполняемых ф-ций. Различие соц-х норм проявл-ся по способу их установл-я и средствам охраны от нарушений. На этой основе выделяют общий признак соц-х норм — правило поведения — и отличит-е признаки — источник происхожд-я, способ обеспечения их действия.

Обычаи — это правила поведения, сложившиеся под воздей­ствием обст-в и выполняемые в силу привычки. Традиции — это исторически сложившиеся правила пове­д-я, выполняемые под воздействием обществ-го мнения. Нормы морали — правила повед-я, сложившиеся в об­щ-ве в соотв-вии с общепринятыми представлениями о до­бре и зле, выполняемые в силу внутреннего убеждения. Религиозные нормы — это правила повед-я, сложив­шиеся в соотв-и с духовными потребностями чел-ка, вы­полняемые в силу внутреннего убеждения. Корпоративные нормы — это правила повед-я, ус­т-е обществ-ми организациями для своих членов, охраняемые от нарушений уставными мерами. Нормы права — это правила повед-я, уст-е ли­бо санкционированные гос-вом и обеспеченные его силой.

Соц. нормы м. б. классифицированы по различ­ным основаниям:

1. По источнику возникновения различают: обычаи (традиции), нормы морали, религиозные нормы, корпоративные и юридиче­ские.

2. По сфере урегулирования общественных отношений: выделяют политические, организационные эстетические и правовые нормы.

  1. По способу выражения: письменные и устные соц. нормы.

31. Понятие и признаки права.

Право - совокупность общеобязат-х, формально-определенных норм, кот-е выражают гос. волю общества, ее общечеловеческий и классовый хар-р; издаются или санкционируются гос-вом и охраняются от нарушений возможностью гос. принуждения; являются властно-официальным регулятором общественных отношений.

Признаки права.

1) Нормативность. Право, которым располагает каждый человек или юридическое лицо, не произвольно, они отмерены и определенны в соответствии с действующими нормами. Ценность рассматриваемого свойства состоит в том, что в нормативности выражается потребность утверждения в общественных отношениях нормативных начал, связанных с обеспечением упорядоченности общественной жизни, защищенного статуса автономной личности, ее прав и свободы поведения. Нормы права следует рассматривать как «рабочий инструмент», с помощью которого обеспечивается свобода человека и преодолевается социальный антипод права – произвол и беззаконие.

2) Формальная определенность. Предполагает закрепление правовых норм в каких-либо источниках. Нормы права официально закрепляются в законах, иных нормативных актах, которые подлежат единообразному толкованию. В прецендентом праве формальная определенность достигается официальной публикацией судебных решений, признаваемых в качестве образцов, обязательных при рассмотрении аналогичных юридических дел. В обычном праве она обеспечивается формулой закона, который санкционирует применение обычая, либо текстом судебного решения принятого на основании обычая.

3) Системность. Право – это прежде всего совокупность, а точнее – система норм или правил поведения. Это не случайный набор случайных норм, а строго выверенная, упорядоченная совокупность вполне определенных правил поведения, это - система.

4) Связь с гос-вом. В мире сущ. множество систем различных соц. норм, но только система правовых норм исходит от государства. Создавая нормы права, гос-во действует непосредственно через свои уполномоченные органы.

5) Интеллектуально - волевой характер. Право проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно есть форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений – предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности, цели и интересы общества, отдельных лиц и организаций.

Волевое начало права нужно рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, в основе содержания права лежат социально-правовые притязания отдельных лиц, их организаций и социальных групп, и в этих притязаниях выражается их воля. Во-вторых, регулирующее действие права, возможно, лишь при

31. «участии» сознания и воли лиц, которые реализуют юридические нормы. В-третьих, право выражает государственную волю общества, обусловленную экономическими, духовными, а так же национальными, религиозными, демографическими и другими условиями его жизни. Государственная воля аккумулирует интересы различных классов, слоев и групп населения и объективизируется в исходящих от государства и охраняемых им общеобязательных установления, правилах поведения, именуемых правовыми нормами.

6) Обеспеченность возможностью государственного принуждения. Государственное принуждение - специфический признак права, отличающий его от иных форм социального регулирования: нравственности, обычаев, корпоративных норм. Государственное принуждение подразделяется на: физическое и психическое.

Под физическим принуждением понимаются всякие предусматриваемые правом меры, состоящие в применении физической силы для поддержания правопорядка, в том числе репрессивные меры, например, заключение в тюрьму, смертная казнь и т. п.

При психологическом принуждении на первом плане стоит страх подвергнуться тем мерам, которые предусмотрены правом на случай неповиновения. Именно страх психически принуждает граждан сообразовывать своё поведение с требованиями права.

7) Общеобязательный характер. Общеобязательность означает непременность выполнения всеми членами общества требований, содержащихся в нормах права. Она возникает вместе с нормой права, вместе с нею развивается и одновременно с отменой акта, содержащего нормы права, прекращается.

32. Основные школы права.

Нормативистская Т (Кельзен): право – совокуп-ть уст-х и охр-х гос-вом норм. Т.о., осн-ой акцент делается на нормативности права, его формальной определ-сти и обеспеч-сти гос-ным принужд-ем. «+»: эта Т ориентирует на соблюд-е законов, дает точные критерии тем, кто применяет право, - они д. соблюдать законы, действующие в дан. момент, лаконичность, четкость. «-»: объяснение права из самого права, т.е. изолир-ть от эк-ки, пол., соц. сферы.; формализм; гос-во объявл-ся гл-м ист-ком правовых норм и, след-но, то, что оно создает, и явл-ся правом. Отсюда – игнорир-ние содержания права, степени свободы личности, соотв-вия правовых норм потребностям обществ-го развития. Подход базир-ся на Т позитивного права, кот-я отожд-ет право и закон, и считает, что свои права человек получает не от абстрактной природы, а в силу закрепл-я этих прав в законе. Соотнош-е права и закона: право = закон.

Т естественного права: Т.Гобс, Д.Локк, Б.Спиноза, Ж.-Ж.Руссо, А.Н.Радищев и др., в XVII-XIII вв. Гос-во - рез-т юр-го акта - общественного договора, кот. является порождением разумной воли народа. В силу договора часть своих прав люди делегировали гос-ву, в обмен на его защиту. В работах многих представителей этой школы обосновывалось право народа на насильственное, революционное изменение строя, кот. нарушает естественные права (Руссо, Радищев и др.). Народ обладает естественным, неотчуждаемым правом не только на сознание своего права на основе Общественного договора, но и на его защиту. Различают два вида права. Одно - естественное, предшествующее общ-ву и гос-ву. Второе - позитивное право - является порождением гос-ва. Естественное право включает в себя такие неотъемлемые права человека, как право на жизнь, свободное развитие, участие в делах общ-ва и гос-ва, частн. собств-ть. Позитивное право основыв-ся на требованиях естественного, это совокупность правовых норм, созданных и охраняемых гос-вом. Соотношение права и закона по данной Т звучит следующим образом: право – идеал, предел в виде подлинных прав и свобод человека, к которому стремится закон, право > закона. «-»: гос.-прав. явл-ия рассм-ся как продукт чел. разума и воли (субъективно-идеалистич. трактовка), игнор. объективн. эк. и соц.-полит. факторы. «+»: приоритет естеств. права над позитивным.

Историческая Т (школа) права возникла в Германии в 1-й половине 19 в., гл-е представители этой школы - это Савиньи и его ученик Пухта. Представители этой Т опровергали идею сущ-я естественного права, утверждая, что единое право для всех народов невозможно. У каждого народа складыв-ся свое нац-ное право, в котором выражается народный дух. Источником права является обычай, а дело гос-ва – признать эти обычаи и санкционировать их. По этой Т право зарожд-ся и развив-ся исторически, развиваясь в народном правосознании и проявляясь в виде обычаев и законов. Соотнош-е права и закона можно выразить формулой: право ≠ закон.

32. Классовая (марксистская) Т (основатели - К.Маркс, Ф.Энгельс). Право - это возведённая в закон воля господствующего класса, орудие для подавления угнетённого класса господствующим, по этой Т право обусловлено эк-ми условиями жизни общ-ва и возникло вместе с возникновением классов, т.е. право – часть надстройки над эк-ким базисом. Представители этой Т согласны с философской концепцией в том, что право – это свобода, но в определенных истор-х у-виях. Право явл-ся свободой только в у-виях простого товарного произв-ва (16-17 вв): каждый человек обладал собств-тью и трудился на ней, произв-е продукты обменивал на рынке свободно и эквивалентно на основе договора. Этот договор был воплощением рав-ва и свободы. Кажд. собственник им. право на защиту гос-вом своего права собств-ти и договора. Но с переходом к расширенному тов-му произв-ву (от Т-Д-Т к Д-Т-Д’) право из свободы превращается в свою противополож-ть, т.е. в рабство, эксплуатацию, произвол, т.к. основная часть населения теряет собств-ть в рез-те свободной рыночной конкуренции и превращ-ся в пролетариев, а договор как воплощение свободы и рав-ва превращается в труд. договор – договор о купле-продаже раб. силы. Р.с. ост-ся ед-ной собств-тью пролетариев, и она продается по меновой ст-ти, кот-я равна общему труду, необх-му для произв-ва товаров. Купив р.с., капиталист оплачивает меновую ст-ть, использует потребительскую ст-ть, а разницу кладет себе в карман. Т.о., право перестает быть свободой, а превращ-ся в эксплуатацию. Соотнош-е права и закона: право – воля эк-ки господствующего класса, возведенная в закон.

Социологическая Ттрактует право, как регулируемые им обществ-е отношения. Сторонники этой Т считают, что право надо искать не в нормах, а в самой жизни. Они различают право и закон, но полагают, что норма права, взятая вне регулируемых ею обществ-х отношений, теряет свои регулятивные свойства. Право рассматр-ся не как с-ма абстрактных норм, а как сеть конкретных правоотношений, как нормы, фактически применяемые на практике. Этот подход не дает четких ориентиров для правоприменителей и таит в себе опасность произвола, "вольного" обращения с законами. Он применим гл. образом в законотворч-ве и служит ориентиром для законодателя, к-ый должен анализ-ть, что реально складыв-ся на практике, какие нормы примен-ся, а какие - нет. Соотнош-е права и закона: закон – тот идеал, к которому стремится реальное право.

Психологическая Т (Л.Петражицкий и др.): право – рез-т психологич-х установок, переживаний, его возникн-ние и действие объясн-ся психологией личности. Суть данной Т состоит в утвержд-и психолог-кой потребности чел-ка жить в рамках организов-го сообщ-ва, в чувстве необх-ти коллект-го взаимод-вия. Право - следствие психологич-х закономерностей развития чел-ка. Т.о. интуитивное право – эмоции, кот-е испытывают люди, вступая в отношения между собой, а позитивное право – право, созд-е гос-вом. Соотнош-е права и закона можно выразить так: право ≠ закон.

33. Понятие и призн. нормы права. Классиф-я НП.

Норма права — это общеобязательное, установленное или санкционированное и охраняемое государством правило поведения, выражающее обусловленную материальными условиями жизни общества волю и интересы народа, активно воздействующее на общественные отношения в целях их упорядочения.

Признаки НП: 1. общее правило поведения – нп адрес. всем субъектам права. 2. обязательное правило поведения. 3. формально-опред. поведение – точное предпис-ие в офиц. док-х. 4. двусторон. правило повед-ия – корреспондир-ся права и обяз-ти. 5. одновременно мера возмож-го поведения и критерий его оценки. 6. исходит от гос-ва и обеспеч-ся его силой.

Классификация норм права:

1.По отраслевой принадлежности, т.е. по предмету и методу прав. регулирования, все нормы классиф-ся по институтам и отраслям права.

2.По юридической силе, т.е. по актам, в которых нормы права содержатся, они делятся на нормы закона и нормы подзакон. актов, причем по этому признаку возможна дальнейшая более детальная классиф-ция.

3.По степени общности содержания нормы права делятся на нормы-принципы, общие нормы и конкретные нормы.

4.По характеру (или составу) предписываемых правил поведения (форме регулир-ия) правовые нормы м. б. обязывающими (предписывают совершение содержащихся в норме действий); управомочивающими (дозволяют или разрешают соверш-е содержащихся в норме действий); запрещающими (предписывают воздержание от содержащихся в норме действий, т.е. являются косвен. указанием на правило поведения).

5.По степени активизации социально полезной деятельности субъектов права нормы права условно можно делить на обычные и поощрительные. В принципе все они “поощряют” такую деят-ть, но выделение поощрительных норм целесообразно потому, что они чаще всего специально направлены на стимулирование правомерной деят-ти, такой, к-ую субъекты юридически не обязаны совершать.

6.По способам установления правил поведения нормы права делятся на категорические и диспозитивные. Первая формулирует определенное правило поведения, исключает какой-либо выбор, хотя может устанавливать как запрет, обязывание, так и дозволение; вторая предоставляет субъектам самим определять конкретное содержание своих прав и обязанностей и устанавливает правило на случай, если субъекты не воспользовались своим правомочием.

7.По техническим приемам установления правила поведения нормы права делятся на определенные, бланкетные и отсылочные.

8.По непосредственному предмету воздействия правовые нормы можно классифицировать на социально-технические и социальные.

9.Классификацию норм права можно проводить и по признакам, свойственным гипотезе, диспозиции, санкции.

34. Логическая структура нормы права. Способы изложения норм права в статьях нпа.

Эта структура выражается в жесткой, инвариантной связи таких элементов, которые в своем единстве обеспечивают государственно-властное регулирование общественных отношений.

В соответствии с этим логическая норма включает в свой состав три основных элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию.

а) гипотеза- указание конкретных фактических жизненных обстоятельств (события, действия людей, совокупность действий, т.е. фактические составы), при которых данная норма вступает в действие. Гипотеза (предположение) - это элемент правовой нормы, в котором указывается, при каких условиях следует рукаводствоваться данным правилом. В гипотезе излагаются те фактические обстоят-ва, при наличии к-х у лиц возникают юр. права и обязанности.

б) диспозиция - “сердцевина” нормы права, т.е. указание на правило (правила) поведения, которым должны подчиняться субъекты, если они оказались причастны к условиям, перечисленным в гипотезе. Диспозиция раскрывает само правило поведения, содержание юридических прав и обязанностей лиц.

в) санкция - вид и мера возможного наказания (кары), если субъекты не выполняют предписание диспозиции, или поощрения за совершение рекоменд-х действий. След., назнач-е санкции - побудить субъектов действовать в соотв-и с предписаниями нормы права.

«Если при опред. обстоят-вах (гипотеза) субъект совершит известное действие (диспозция), то наступят предусмотр. последствия (санкция)».

Статья нпа - это форма выражения, способ изложения правовой нормы. Существуют следующие основные способы изложения правовых норм в статьях нормативно-правовых актов:

Прямой способ изложения.

Суть этого способа состоит в том, что в статье нормативно-правового акта излагаются все 3 элемента правовой нормы (гипотеза, диспозиция и санкция). Здесь логическая структура нормы права совпадает со структурой статьи нормативно-правового акта. Можно найти множество примеров такого построения нормативного материала, когда бы оно идеально соответствовало 3-х членной структуре нормы права. В действующих нормативно-правовых актах такое совпадение бывает не всегда. Главное состоит в том, чтобы лица, применяющие норму права, смогли бы обнаружить в статьях нормативно-правового акта или актов все структурные элементы , так как только при их наличии норма может обеспечить государственно-властное регулирование общественных отношений.
  1   2   3   4   5
написать администратору сайта