Главная страница
Навигация по странице:

Билет № 4. 4 ндс плательщики, объект, налоговая база



Скачать 34.29 Kb.
Название 4 ндс плательщики, объект, налоговая база
Анкор Билет № 4.docx
Дата 02.05.2017
Размер 34.29 Kb.
Формат файла docx
Имя файла Билет № 4.docx
Тип Документы
#6372

4 - 1. НДС: плательщики, объект, налоговая база

Налог на добавленную стоимость относится к косвенным налогам, которые занимают одно из основных мест в отечественной налоговой системе, К ним относятся также акцизы и таможенные платежи.

Начиная с 01.01 2004 года, НДС исчисляется по следующим ставкам 18; 10 и 0 процентов.

При реализации товаров (работ, услуг) по ценам и тарифам, включающим в себя НДС по ставкам 18 или 10%, применяются расчетные ставки соответственно 15,25 и 9,09%.

НДС по экономическому содержанию представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения, определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Он имеет универсальный характер, поскольку взимается практически со всех товаров, работ, услуг в течение всего кругооборота товаров от предприятия до магазина. Причем каждый промежуточный участник этого процесса является плательщиком данного налога.

НДС это налог не на предприятие, а на потребителя. Предприятия выступают лишь в качестве сборщиков данного налога, т.к. он устанавливается в виде надбавки к цене или тарифу, которая оплачивается конечным потребителем.

Взимание налога осуществляется методом частичных платежей. На каждом этапе технологической цепочки производства и обращения товара налог равен разнице между налогом взимаемым при продаже и при покупке.

Таким образом, налоговые платежи тесно связаны с фактическим оборотом материальных ценностей, и его величина изменяется пропорционально росту величины объекта обложения, а ставки при этом остаются неизменными. Применение той или иной ставки зависит от того, что является объектом налогообложения.

В России в объект налогообложения включены суммы, не имеющие отношения к добавленной стоимости: суммы штрафов, акцизные надбавки и др. Из этого следует, что название налога и механизм его исчисления противоречат его экономическому определению. Налог на добавленную стоимость в РФ ориентирован на повсеместный и всеобъемлющий охват результатов товарообменных операций, чем объясняется его чрезвычайно высокое фискальное значение. В 2004 г. в федеральный бюджет поступило 1069,7 млрд. руб., что равнозначно 39,5% от всех налоговых поступлений. Он продолжает удерживать первое место в налоговых доходах федерального бюджета. Средства, поступающие от НДС, позволяют решать задачи самого различного уровня.

Таким образом, являясь по существу налогом на потребление, НДС обеспечивает регулярное поступление финансовых средств в казну государства и позволяет охватить все сферы производства и реализации валового внутреннего продукта.

Налогоплательщики НДС

Налогоплательщиками согласно ст. 143 НКРФ признаются организации, индивидуальные предприниматели, реализующие товары и услуги на территории РФ. К ним также причисляются декларанты, перемещающие импортируемые товары через таможенную границу РФ. Они должны делать расчет НДС, уплачивать его в установленные сроки, выписывать счета-фактуры и вести книгу продаж и книгу покупок.

Не являются плательщиками НДС налогоплательщики перешедшие на упрощенную систему налогообложения (УСН).

Не признаются налогоплательщиками НДС организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в Сочи 2014 года.

Существует ряд особенностей налогообложения по железнодорожным, авиационным, морским и речным перевозкам, когда в качестве плательщиков выступают управления дорог, производственные объединения по совокупности за все свои структурные подразделения. Организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от исполнения обязанности налогоплательщика, если в течение трех предшествующих месяцев их налоговая база не превысила 2 млн. руб. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика производится на 12 последовательных месяцев. По истечении этого срока организации и индивидуальные предприниматели должны вновь подавать заявление. В случае если в течение периода выручка от реализации товаров (работ, услуг) превысит лимит, то, начиная с 1-го числа месяца, в котором было это превышение, и до окончания периода освобождения налогоплательщики утрачивают право на освобождение и уплачивают налог на общих основаниях.

Объект налогообложения

Объектами налогообложения признаются следующие операции: реализация на территории РФ товаров, выполненных работ и оказанных услуг, в том числе реализация предметов залога и передача товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации (передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе также признается реализацией); передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не относятся на себестоимость продукции, выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

В Целях главы 21 НК РФ не признаются объектом налогообложения:

1) операции, указанные в пункте 3 статьи 39 НК РФ;

-передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);

-передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;

-выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;

-передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;

-операции по реализации земельных участков (долей в них);

-передача имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам).

3. Не признается реализацией товаров, работ или услуг:

1)осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);

2)передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;

3)передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;

4) передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный)капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов);

5) передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;

6) передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;

7) передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации;

8) изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации;

9) иные операции в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Порядок расчёта НДС

Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между суммой налога, исчисленной по установленной ставке с налоговой базы, и суммой налоговых вычетов, то есть суммы НДС уплаченной при приобретении товаров, работ, услуг.

Налоговая база

При применении налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке. В общем случае представляет собой стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), исчисленную исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения в них НДС и налога с продаж.

При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной или натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

При определении налоговой базы выручка (расходы) налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ соответственно на дату реализации товаров (работ, услуг) или на дату фактического осуществления расходов.

При определении налоговой базы учитываются:

  • авансовые или иные платежи, полученные в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг;

  • суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг);

  • суммы, полученные в виде процента (дисконта) по полученным в счет оплаты за реализованные товары (работы, услуги) облигациям и векселям, процента по товарному кредиту в части, превышающей размер процента, рассчитанного в соответствии со ставками рефинансирования ЦБ РФ, действовавшими в периодах, за которые производится расчет процента;

  • суммы страховых выплат, полученные по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств контрагентом страхователя-кредитора (учитываются, если страхуемые договорные обязательства предусматривают поставку страхователем товаров (работ, услуг), реализация которых признается объектом налогообложения).

Ставки налога

По ставке 0 процентов облагаются экспортируемые товары и оЯд работ и услуг, связанных непосредственно с транспортировкой товаров через таможенную границу.

По ставке 10 процентов облагаются некоторые продовольственные товары и товары для детей по перечню, установленному правительством РФ.

Остальные товары (работы, услуги) облагаются по ставке 18 процентов.

Расчетные ставки (соответственно 9,09 % и 15,25 %) применяются при:

  • получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг);

  • удержании налога налоговыми агентами;

  • реализации товаров (работ, услуг), приобретенных на стороне и учитываемых с НДС реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц.

Порядок исчисления налога

Общая сумма НДС представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных отдельно, как соответствующая налоговым ставкам процентная доля соответствующих налоговых баз. Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде. Сумма налога по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по налоговой ставке 0 %, исчисляется отдельно по каждой такой операции (при этом предоставляется отдельная налоговая декларация).

Сумма налога, предъявляемая продавцом покупателю

При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг предъявляет к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога. В расчетных документах, в том числе реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой. Оформление расчетных и первичных учетных документов, выставление счетов-фактур производится без выделения соответствующих сумм налога при:

- реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению;

- освобождении налогоплательщика от исполнения обязанностей налогоплательщика;

В этом случае на документах делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)». При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в цены (тарифы). При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами на чеках и других выдаваемых покупателю документах сумма налога не выделяется (требования по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы).

Порядок и сроки уплаты налога

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода (месяца). Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую исчисленную сумму налога, то:

- сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по итогом этого налогового периода принимается равной нулю;

- положительная разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой начисленного налога, подлежит возмещению налогоплательщику.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими налогоплательщиками в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога:

- налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика;

- налогоплательщиками, применяющими освобождение от налогообложения отдельных операций.

Налоговая декларация предоставляется в сроки, установленные для уплаты налога.

Особые случаи

В случае частичного использования покупателем приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) в производстве и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, суммы налога, предъявленные продавцом, включаются в затраты пропорционально доле стоимости товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, в общем объеме выручки от реализации товаров (работ, услуг) за отчетный период. Если доля товаров (работ, услуг), используемых для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению, в данном налоговом периоде не превышает 5 % (в стоимостном выражении) общей стоимости приобретаемых товаров (работ, услуг), используемых для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), суммы НДС в состав затрат на производство не включаются. Такие суммы НДС подлежат налоговому вычету.

4 - 2. Состав затрат на производство и реализацию продукции

Затраты на производство и реализацию продукции, образующие ее себестоимость - это текущие затраты, покрываемые из выручки от реализации продукции в процессе кругооборота оборотного капитала.

Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) классифицируются по ряду признаков:

по роли в процессе производства они подразделяются на основные и накладные. Основные затраты непосредственно формируют создаваемый продукт, составляют его физическую основу: сырье, материалы, полуфабрикаты, заработная плата и т.п. Накладные затраты связаны с обслуживанием процесса производства: содержание оборудования, цехового и общезаводского персонала и т.п.;

по способу включения в себестоимость продукции затраты делятся на прямые и косвенные. Прямые затраты можно непосредственно отнести на себестоимость единицы каждого вида изделий: сырье, энергия технологическая, заработная плата станочников и др. Косвенные затраты распределяются по отдельным группам продукции пропорционально избранной базе;

по зависимости затрат от изменения объема выпуска продукции они подразделяются на постоянные и переменные. Величина постоянных затрат остается одинаковой при изменении объема производства (арендная плата, амортизация, содержание зданий и др.). Переменные расходы, напротив, увеличиваются или уменьшаются под влиянием динамики выпуска продукции. Эта группировка затрат широко используется в теории зарубежной микроэкономики;

По составу затраты подразделяются на одноэлементные и комплексные.

Одноэлементными называются затраты, состоящие из одного элемента,- материалы, заработная плата, амортизация и др. Эти затраты независимо от их места возникновения и целевого назначения не делятся на различные компоненты.

Комплексными называются затраты, состоящие из нескольких элементов, например, цеховые и общезаводские расходы, в состав которых входит заработная плата соответствующего персонала, амортизация зданий и другие одноэлементные затраты.

Учет по видам затрат классифицирует и оценивает ресурсы, использованные в процессе производства и реализации продукции. По данному признаку затраты классифицируют по статьям калькуляции и экономическим элементам.

Установлен единый для всех предприятий перечень экономически однородных элементов затрат: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация основных фондов; прочие затраты. Под экономическим элементом затрат принято понимать экономически однородный вид затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), который на уровне предприятия невозможно разложить на отдельные составляющие. Группировка затрат по экономическим элементам является объектом финансового учета и показывает, что именно израсходовано на производство продукции, каково соотношение отдельных элементов в общей сумме затрат. Она позволяет определять и анализировать структуру текущих издержек производства и обращения.

Для исчисления себестоимости отдельных видов продукции производственные предприятия используют группировку затрат по статьям калькуляции.

Калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) – это исчисление величины затрат, приходящихся на единицу (выпуск) продукции. Ведомость, в которой производится расчет на единицу продукции, называется калькуляцией. В наиболее общем виде номенклатура статей калькуляции выглядит следующим образом:«Сырье и основные материалы». «Полуфабрикаты собственного производства». «Возвратные отходы» (вычитаются). «Вспомогательные материалы». «Топливо и энергия на технологические цели». «Расходы на оплату труда производственных рабочих». «Отчисления на социальные нужды». «Расходы на подготовку и освоение производства». «Расходы по эксплуатации производственных машин и оборудования». «Цеховые расходы». «Общехозяйственные расходы». «Потери от брака». «Прочие производственные расходы». «Коммерческие расходы».

Итог первых десяти статей позволяет получить цеховую себестоимость, итог первых тринадцати статей образует производственную себестоимость, а итог всех четырнадцати статей – полную себестоимость продукции.

По срокам использования в производстве различаются каждодневные, или текущие, затраты и единовременные, разовые затраты, осуществляемые реже чем один раз в месяц.

4 - 3. Факторы кредитной политики КБ

Кредитная политика коммерческого банка — это комплекс мероприятий банка, цель которых — повышение доходности кредитных операций и снижение кредитного риска.
При формировании кредитной политики банк должен учитывать ряд факторов, ее определяющих:
Макроэкономические факторы носят объективный характер, и коммерческий банк должен максимально их учитывать, приспосабливая к ним свою кредитную политику. К макроэкономическим факторам относятся:
— общее состояние экономики страны;
— денежно-кредитная политика Центрального Банка России;
— финансовая политика Правительства России.
Оценка экономического потенциала региона, в котором функционирует коммерческий банк, — необходимый элемент разработки стратегии его деятельности на рынке кредитных услуг; и поскольку общая экономическая ситуация в регионе зависит от местных предприятий, то региональные характеристики являются в значительной степени производными по отношению к отраслевым. В целом можно выделить следующие региональные и отраслевые факторы, влияющие на кредитную политику коммерческого банка:
— общее состояние экономики в регионе и отраслях, обслуживаемых банком;
— состав клиентов банка и их потребность в кредите;
— наличие в регионе банков-конкурентов. Внутрибанковские факторы формирования кредитной политики
во многом определяются качеством управления банком, уровнем финансового менеджмента, эффективностью внутреннего контроля, подготовленностью персонала банка.
Кредитная политика банка определяет стандарты, параметры и процедуры, которыми руководствуются банковские работники в своей деятельности по предоставлению, оформлению кредитов и управлен

4 – 4 Преимущества и недостатки краткосрочных долговых обязательств

Краткосрочные обязательства - долговые обязательства со сроком погашения до одного года.

Преимущества краткосрочных обязательств

  • возможность изменения сроков в соответствии с изменением потребностей компании;

  • конфиденциальность;

  • ссуда может быть согласована по сравнению с подготовкой публичного предложения;

  • устраняется возможность невозобновления краткосрочных займов;

  • устраняются расходы по публичному размещению.

Недостатки краткосрочных обязательств

  • обычно требуется имущественный залог;

  • бюджетные и финансовые документы могут быть периодически затребованы кредитором.


Выбор способа финансирования активов компании включает в себя выбор между риском и прибыльностью.

Обычно, чем короче сроки выплат в счет долговых обязательств фирмы по графику, тем больше риск, что фирма не сможет возвратить ссуды и выплатить проценты по ним. С другой стороны, чем длиннее сроки выплат по графику, тем менее рискованно финансирование фирмы при прочих равных условиях.

Когда финансирование осуществляется на долгосрочной основе, то фирма точно знает, какие проценты она должна платить в течение того времени, когда ей необходимы эти средства.

Если же фирма осуществляет финансирование за счет краткосрочных ссуд, то информация о процентной ставке в течение периода рефинансирования может оказаться неопределенной. Такая неопределенность в известном смысле представляет риск для того, кто берет заем. Процентные ставки по краткосрочным ссудам колеблются сильнее, чем процентные ставки по долгосрочным кредитам. Фирма, вынужденная рефинансировать свою краткосрочную ссуду в период повышения процентных ставок, может заплатить более высокий процент по краткосрочной ссуде, этот процент может оказаться выше, чем процент по долгосрочному кредиту. Поэтому отсутствие достоверной информации о процентных ставках по краткосрочным обязательствам в будущем может представлять риск для фирмы.

Различия в риске при краткосрочном и долгосрочном финансировании должны быть сбалансированы относительно различий в расходах на выплату процентов. Чем длиннее сроки уплаты задолженности фирмы по графику, тем более "дорогим", вероятно, будет финансирование. По этой причине ожидаемые затраты на долгосрочное финансирование обычно больше, чем на краткосрочное. В периоды, когда процентные ставки высоки, процентная ставка по краткосрочным ссудам может превышать процентную ставку по долгосрочным кредитам, но в течение длительного промежутка времени фирма обычно платит больше за долгосрочные кредиты.

В дополнение к более высоким ожидаемым издержкам на проценты по долгосрочным кредитам фирма может выплачивать проценты по ним в периоды, когда средства не нужны. Краткосрочное финансирование позволяет фирме быть более гибкой. Если существует вероятность того, что потребность фирмы в капитале уменьшится, краткосрочное финансирование дает возможность выплатить кредит в соответствии с уменьшением потребности в денежных средствах. Таким образом, ожидаемые издержки побуждают финансировать потребность в средствах на краткосрочной основе. В результате возникает проблема выбора между риском и прибыльностью. Обычно краткосрочные ссуды более рисковые, чем долгосрочные, но зато издержки по ним меньше.

Прямое финансирование текущей деятельности осуществляется путем привлечения различного рода банковских кредитов, косвенное финансирование совершается за счет кредиторской задолженности, называемой иногда коммерческим кредитом.
написать администратору сайта