Главная страница
Навигация по странице:

Бек А. и др. Когнитивная терапия депрессий. Аарон Бек, А. Раш, Брайан Шо, Гэри Эмери. Когнитивная терапия депрессии


Скачать 2.2 Mb.
Название Аарон Бек, А. Раш, Брайан Шо, Гэри Эмери. Когнитивная терапия депрессии
Анкор Бек А. и др. Когнитивная терапия депрессий.doc
Дата 24.04.2017
Размер 2.2 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Бек А. и др. Когнитивная терапия депрессий.doc
Тип Документы
#2701
страница 1 из 31
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

Аарон Бек, А. Раш, Брайан Шо, Гэри Эмери.

Когнитивная терапия депрессии.

Когнитивная терапия депрессии / Аарон Бек, А. Раш, Брайан Шо, Гэри Эмери. - СПб.; Питер, 2003. – 304 с.: ил. – (Серия Золотой фонд психотерапии).

(Aaron Beck, A. Rush, Brian Shaw, Gary Emery. Cognitive Therapy of Depression, 1979)

Данная книга представляет собой итог многолетней исследовательской и клинической практики авторов. В ней представлены специальные техники, позволяющие скорректировать когнитивные искажения пациента и в конечном счете способствующие ослаблению депрессивных симптомов. Предложенная авторами концепция домашней работы, или «аутотера-пии», открывает реальную возможность для расширения терапевтического процесса и выведения его за рамки терапевтических сессий. Книга адресована как психотерапевтам, придерживающимся когнитивно-поведенческой традиции, так и специалистам, стремящимся расширить границы профессионального знания.

Оглавление

Предисловие. ……………………………………………………………………… 5

Глава 1. Обзорная. ……………………………………………………… 7


Проблема депрессии. ……………………………………………………… 7

Значение психотерапии в лечении депрессий. ………………………………………………………8

Определение когнитивной терапии. ………………………………………………………8

Новые черты когнитивной терапии. ……………………………………………………… 10

Когнитивные модели: историческая перспектива. ……………………………………………………… 11

Когнитивная модель депрессии…………………………………………………………12

Концепция когнитивной триады. 12

Структура депрессивного мышления. 13

Неправильная обработка информации. 14

Предрасположенность к депрессии. 15

Модель реципрокного взаимодействия. 15

Превалирующая роль когнитивных факторов в депрессии. 16

Когнитивные революции: научная и депрессивная парадигмы. 17

Требования к когнитивному терапевту. 18

Ограничения когнитивной терапии. 19

«Ловушки» когнитивной терапии. 20

Максимизация эффектов когнитивной терапии. 22

Глава 2. Роль эмоций в когнитивной терапии. 23

Идентификация и выражение эмоций. 24

Роль эмоций в терапевтических отношениях. 26

Высвобождение эмоций. 27

Глава 3. Терапевтические отношения в контексте когнитивной терапии. 28

Требования к терапевту. 28

Теплое отношение к пациенту. 29

Точная эмпатия. 29

Искренность. 30

Терапевтическое взаимодействие. 30

Базовое доверие. 31

Раппорт. 31

Терапевтическое сотрудничество. 32

Получение исходных данных. 32

Подтверждение интроспективных данных. 33

Исследование предубеждений. 33

Планирование эксперимента. 33

Домашние задания. 34

Глава 4. Структура терапевтического интервью. 34

Руководящие указания для терапевта. 34

Вникните в «личную парадигму» пациента. 34

Избегайте оценочных суждений и наклеивания ярлыков. 35

Не ищите за самопораженческим поведением «бессознательных мотивов». 35

Соразмеряйте уровень собственной активности с потребностями пациента. 36

Опрос как основное терапевтическое средство. 36

Расспрашивайте пациента вместо того, чтобы спорить с ним или читать наставления. 38

Не злоупотребляйте юмором. 39

Структура когнитивной терапии. 39

Подготовьте пациента к терапии. 39

Объясните пациенту план терапии. 40

Определите повестку дня в начале сессии. 41

Формулируйте и проверяйте гипотезы. 41

Поддерживайте обратную связь с пациентом. 42

Суммируйте услышанное и побуждайте к этому пациента. 44

Задействуйте родственников и друзей пациента. 44

Используйте аудио- и видеосредства. 44

Глава 5. Первое интервью.………………………………………………………45

Как начать интервью. 45

Поиск информации. 46

Диагностическая информация. 47

Оценка психического статуса. 47

Центральная жалоба как симптом-мишень. 48

Терапевтические цели первого интервью. 48

Выбор симптомов-мишеней. 49

Обратная связь с пациентом. 49

Глава 6. Сессия за сессией: обычный курс терапии. …………………………………………50

Общее описание курса. 50

История болезни. 51

Сведения о пациенте. 51

Диагностическое обследование. 51

Глава 7. Поведенческие техники. ………………………………………………………56

К когнитивной модификации через поведенческие изменения. 56

Составление распорядка дня. 57

Оценка мастерства и удовольствия. 61

Техника градуированных заданий. 64

Когнитивная репетиция. 65

Тренинг ассертивности и ролевые игры. 66

Общие рекомендации по применению поведенческих техник. 67

Глава 8. Когнитивные техники. ………………………………………………………68

Обоснование. 68

Подготовка пациента к когнитивной терапии. 69

Разъяснение термина «когниции». 70

Влияние когниций на эмоции и поведение. 70

Когниции и недавние переживания. 71

Выявление автоматических мыслей. 71

Исследование автоматических мыслей и проверка реальностью. 72

Техника реатрибуции. 74

Поиск альтернативных решений. 75

Протокол дисфункциональных мыслей. 77

Глава 9. Работа с симптомами-мишенями. 78

Отбор симптомов-мишеней и техник. 78

Аффективные симптомы. 79

Печаль. 79

Индуцированный гнев. 79

Отвлечение внимания. 79

Польза юмора. 80

Дозированное выражение чувств. 80

Повышение толерантности к дискомфорту. 81

Приступы «неконтролируемого» плача. 82

Чувство вины. 82

Стыд. 83

Гнев. 83

Тревога. 83

Мотивационные симптомы. 84

Утрата позитивной мотивации и уклонение от активности. 84

Повышенная зависимость. 85

Когнитивные симптомы. 86

Нерешительность. 86

Преувеличивание проблем. 87

Самокритика. 88

Абсолютистское мышление. 90

Нарушения внимания и памяти. 91

Поведенческие симптомы. 91

Пассивность, инертность, избегание. 91

Ослабление способности к решению «житейских» проблем. 94

Ослабление социальных навыков. 95

Физиологические симптомы. 95

Расстройства сна. 95

Расстройства аппетита и снижение сексуального влечения. 95

Социальный контекст симптомов. 96

Глава 10. Методы работы с суицидальным пациентом. ……………………………………………………… 96

Оценка суицидального риска. 96

Суицидальное намерение как континуум. 97

Исследование мотивов суицида. 98

Склонить чашу весов против суицида. 99

Работа с чувством безысходности. 99

Совместное решение житейских проблем. 102

Вакцинация против стресса. 103

Рост суицидальных желаний в ходе терапии. 103

Глава 11. Интервью с суицидальным пациентом. …………………………………………104

Глава 12. Депрессогенные убеждения. …………………………….…………………………115

Выявление дисфункциональных убеждений. 116

Модификация убеждений. 119

Убеждения как «мишень». 119

Модификация «долженствований». 120

Убеждения как «персональные контракты». 121

Убеждения как самореализующиеся пророчества. 123

Дисфункциональные убеждения и когнитивные ошибки. 123

Отказ от дисфункциональных убеждений: возможные выгоды и потери. 124

Роль действия в изменении убеждений. 125

Пациент как источник контраргументов. 126

Пересмотр убеждений, основанный на переоценке собственных достоинств. 127

Разоблачение предвзятости и произвольности убеждений. 128

Долгосрочная и краткосрочная эффективность убеждений. 129

Глава 13. Домашние задания как часть терапии. ………………………………………129

Обоснование необходимости домашних заданий. 130

Постановка домашнего задания. 131

Приемы, побуждающие к выполнению домашних заданий. 132

Выявление дисфункционального отношения к домашним заданиям. 133

Составление распорядка дня. 135

Планирование занятий, доставляющих удовольствие. 136

Планирование занятий, пробуждающих чувство умелости и мастерства. 136

Письменные отчеты и задания. 137

Роль пациента в проектировании домашних заданий. 138

Специальные домашние задания. 139

Библиотерапия. 139

Использование аудиозаписей. 139

Подготовка к возможным проблемным ситуациям. 140

Схема назначения домашних заданий. 140

Глава 14. Технические трудности. 141

Советы терапевту. 141

Контртерапевтические установки пациента. 142

Примеры контртерапевтического поведения пациента. 149

Глава 15. Проблема завершения терапии и проблема рецидивов. ……………………… 151

Подготовка к завершению терапии………………………………………………………………151

Опасения пациента в связи с предстоящим окончанием терапии. ………………..……..……152

Преждевременное завершение терапии. …………………………………………….……….…154

Быстрое смягчение или исчезновение симптомов. ………………………………………….…154

Негативные реакции на терапевта.………………………………………………………………154

Отсутствие стойких улучшений или рецидивы во время терапии. ………………………..….154

Рецидивы депрессии после завершения терапии. ……………………………………………...155

Глава 16. Групповая когнитивная терапия в лечении депрессии. ……………………….156

Введение. 156

Общие соображения. 156

Клинические соображения. 157

Сравнение себя с другими. 157

Негативное воздействие членов группы друг на друга. 158

Искажения «универсальные» и личные. 158

Формальные аспекты. 159

Ориентация на проблему или на процесс?. 159

Закрытые или открытые группы?. 159

Количество терапевтов и их роль. 160

Группа: состав и размер. 160

Продолжительность и частота сессий. 160

Общая продолжительность групповой терапии. 160

Групповая терапия в сочетании с индивидуальной терапией. 160

Проведение курса групповой терапии. 161

Подготовительные интервью. 161

Последовательность и структура групповых сессий. 161

Проблемы управления группой. 164

Примеры типичных терапевтических приемов. 164

Извлечение выгоды из попыток пациентов перебивать друг друга. 164

Использование членов группы в качестве «котерапевтов». 165

Эмпирические исследования эффективности групповой когнитивной терапии. 166

Глава 17. Когнитивная терапия и использование антидепрессантов. ……………………167

Введение. 167

Оценка пациента и диагностика депрессии. 169

Роль когнитивной терапии в повышении приверженности пациента режиму лечения. 175

Приложение. 181

Шкала депрессии Бека. 181

Шкала суицидальных мыслей. 183

Протокол дисфункциональных мыслей. 185

Лист для оценки компетентности когнитивного терапевта. 186

Причины невыполнения домашних заданий (заполняется пациентом). 189

Схема обследования и терапии, принятая в «Центре когнитивной терапии». 190

Литература. ……………………………………………………… 192

Эта книга посвящается нашим детям:

Рою, Джудит и Элис Бек, Мэттью Рашу и Стивену Шо
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31
написать администратору сайта