Главная страница
Навигация по странице:

Психология. Аттестационные билеты на 1 класс по Психологической подготовке Психологическая подготовка



Скачать 4.61 Mb.
Название Аттестационные билеты на 1 класс по Психологической подготовке Психологическая подготовка
Анкор Психология.doc
Дата 15.04.2017
Размер 4.61 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Психология.doc
Тип Документы
#1172
страница 1 из 10
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Аттестационные

билеты на 1 класс по

Психологической подготовке

Психологическая подготовка


Билет №1.

1. Психологические особенности выполнения специалистами спасателями профессиональных задач, динамика психических состояний в процессе выполнения спасательных работ.

2. Острые реакции на стресс: плач, двигательное возбуждение (их внешние проявления, приемы оказания экстренной психологической помощи пострадавшим с данными реакциями на стрессовую ситуацию).

Билет №2.

1. Понятие стресса. Физиологические и психологические составляющие стресса.

2. Способы регуляции эмоциональных состояний: мимика хорошего настроения, звукодвигательные упражнения.

Билет №3.

1. Влияние ЧС на функционирование психики человека. Признаки стрессового напряжения. Адекватное и неадекватное реагирование на стресс.

2. Способы регуляции эмоциональных состояний: дыхательные упражнения («Успокаивающее дыхание», «Выдыхание усталости», «Зевок»).

Билет №4.

1. Психологическое воздействие ЧС на население. Группы пострадавших в зоне ЧС. Задачи психологической помощи различным группам пострадавших, формы и методы психологической помощи. Вербальное и невербальное общение.

2. Способы регуляции эмоциональных состояний: воздействие на биологически активные точки (упражнения «Разрядка», «Антистресс», «Точки»).

Билет №5.

1. Факторы, определяющие психическую устойчивость спасателя в ЧС, при ведении работ в условиях риска для жизни.

2. Острые реакции на стресс: нервная дрожь, ступор (их внешние проявления, приемы оказания экстренной психологической помощи пострадавшим с данными реакциями на стрессовую ситуацию).

Билет №6.

1. Основы психической саморегуляции.

2. Острые реакции на стресс: истерика, агрессия (их внешние проявления, приемы оказания экстренной психологической помощи пострадавшим с данными реакциями на стрессовую ситуацию).

Билет №7.

1. Кризисные состояния, их последствия. Суицидальное поведение как форма кризисного реагирования

2. Способы регуляции эмоциональных состояний: изменение тонуса мышц.


Билет №8.

1. Приемы выживания и поддержания жизнедеятельности в ЧС.

2. Острые реакции на стресс: страх, апатия (их внешние проявления, приемы оказания экстренной психологической помощи пострадавшим с данными реакциями на стрессовую ситуацию).

Билет №9.

1. Психология горя. Типичные и нетипичные патологические симптомы его проявления.

2. Приемы волевой мобилизации («волевое дыхание», «возбуждающее дыхание», «волевое внимание» и др.).

Билет №10.

1. Психология горя. Начальная фаза горя (состояние шока и оцепенения), помощь человеку в этой ситуации.

2. Способы регуляции эмоциональных состояний: самовнушение.

Билет №11.

1. Профессиональное выгорание и сотравматизация. Причины профессионального выгорания и сотравматизации.

2. Методы снятия усталости.

Билет №12.

1. Коллективные и индивидуальные формы панических реакций в ЧС, условия их возникновения, методы предупреждения и пресечения при проведении спасательных работ.

2. Методы снятия болевых ощущений (упражнения: выдыхание боли, снятие головной боли, снятие сердечной боли, снятие болевого ощущения при вывихе, переломе).

Билет № 13.

1. Управление психическим состоянием спасателей и повышение эффективности спасательных работ. Приемы рациональной организации труда и отдыха при ведении спасательных работ.

2. Техника проведения аутогенной тренировки.

Билет № 14.

1. Основы физических и психических резервов организма, условия их мобилизации.

2. Техника проведения медитации.

Билет №15.

1. Приемы проведения реабилитационных и восстановительных мероприятий.

2. Способы вывода пострадавших из обморочных состояний («Треугольник жизни», «Антишок»).


Билет №1.

1. Психологические особенности выполнения специалистами спасателями профессиональных задач, динамика психических состояний в процессе выполнения спасательных работ.
Труд спасателей сопряжен с большой эмоциональной и психологической нагрузкой, обусловленной особенностями их деятельности:

- непрерывным нервно-психическим напряжением, вызываемым систематической работой в необычной среде (при высокой температуре, сильной концентрации дыма или отравляющих веществ, в замкнутом пространстве и т.д.);

- большими физическими нагрузками, связанными с демонтажем конструкций и оборудования;

- трудностями проведения работ в ограниченном пространстве, часто с риском для жизни;

- высокой ответственностью каждого спасателя при относительной самостоятельности действий и решений по спасению жизни людей.
Психологические состояния в ЧС.

Чрезвычайно ответственные и опасные условия могут вызвать психические состояния, которые способны не только понизить, но и дезорганизовать готовность. Поэтому готовность следует рассматривать с учетом природы таких состояний, как стресс, фрустрация, психическая напряженность. Эти состояния нарушают, прежде всего, сложные действия и интеллектуальные процессы, тогда как простые обладают относительно большей устойчивостью. Отрицательное влияние данных состояний выражается в ухудшении понимания, памяти, мышления, в скованности действий, несоразмерности, даже хаотичности движений. Затрудняется протекание контролирующих и регулирующих функций сознания, а это мешает своевременно учитывать и предвосхищать изменения в обстановке, оперативно видоизменять приемы и способы действий.

Фрустрация (лат. frustratio­ обман, тщетное ожидание) – есть острое переживание неудовлетво­ренной потребности, как биоло­гической (голод, жажда, сон и т.д.), так и социальной. С точки зрения нарушения в сфере поведе­ния фрустрация может прояв­ляться в двух уровнях: как утра­та волевого контроля (дезоргани­зация поведения) или как сниже­ние степени обусловленности со­знания адекватной мотивацией(потеря терпения и надежды).

Тревога - напряженность, тя­гостный душевный дискомфорт. Раздражители, ранее являвшие­ся нейтральными, усиливают тревогу. Интенсивная тревога снижает возможность логичес­кой оценки воспринимаемой ин­формации, ее правильной пере­работки.

Страх - ощущение безысход­ности, неотвратимости надвига­ющейся катастрофы – вызывает повышенную двигательную ак­тивность, панические поиски по­мощи.

Стресс(англ. – напряжение) – неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, состоящий в адаптации (приспособлении) к возникшей трудности, какова бы она ни была. Через осуществление приспособительной функции происходит восстановление нормального состояния организма.

Положительные эффекты стресса выражаются в активизации психики, ускорении психических процессов, гибкости мышления, улучшении оперативной памяти и т.д. При психологическом стрессе его выраженность зависит от той оценки, которую человек дает воздействующему фактору. Изменив оценку, можно изменить интенсивность стрессовой реакции.

Можно выделить три существенных периода, когда психологические факторы специфически оказывают влияние на психо-эмоциональную сферу спасателей:

1. подготовка к выполнению профессиональных задач;

2. выполнение этих задач

3. период после окончания их выполнения.

2. Острые реакции на стресс: плач, двигательное возбуждение (их внешние проявления, приемы оказания экстренной психологической помощи пострадавшим с данными реакциями на стрессовую ситуацию).

Плач

Плач можно отнести к реакциям, которые позволяют отреагировать негативные эмоции, поэтому реакцию плача можно рассматривать как нормальную и даже желательную реакцию в ситуациях потери близкого человека, потери жилья, дома. Проявление реакции плача является симптомом переработки негативных эмоций, поэтому крайне важно дать реакции плача состояться.

Признаки: Человек уже плачет или готов разрыдаться; подрагивают губы; наблюдается ощущение подавленности; в отличие от истерики нет возбуждения в поведении.

Помощь. В ситуации, когда у пострадавшего начинается реакция плача, крайне важным является дать человеку поддержку на рациональном, вербальном и телесном уровне. Нежелательно оставлять пострадавшего одного, если невозможно оказать такому человеку профессиональную помощь, необходимо позаботиться о том, чтобы рядом с ним кто-то находился, желательно, чтобы это был близкий или знакомый человек. Можно и желательно использовать элементарные приемы телесноориентированной терапии: установите физический контакт с пострадавшим (взять за руку; положить свою руку на плечо или спину; погладьте по голове). Это поможет человеку почувствовать, что кто-то рядом, что он не один.

Применение приемов « активного слушания», помогает присоединиться к человеку на вербальном уровне, что обеспечивает возможность состояться реакции плача, выплеснуть свое горе: периодически произносите «угу», «ага», «да», кивайте головой т.е. подтверждайте, что слушаете и сочувствуете; повторяйте за человеком отрывки фраз, в которых он выражает свои чувства; говорите о своих чувствах и чувствах пострадавшего. Не задавайте вопросов, не давайте советов.

Если человек сдерживает слезы, не происходит эмоциональной разрядки, облегчения. Если это продолжается достаточно долго, то может повредить физическому и психологическому здоровье человека.

Двигательное возбуждение

Иногда потрясение от критической ситуации настолько сильное, что человек просто перестает понимать что происходит вокруг него. Он не понимает где враги, а где помощники, где опасность, а где спасение. Единственное что он может делать это двигаться. Движения могут быть совсем простые (я побежал, а когда пришел в себя оказалось, что я обнаружил, что не знаю где нахожусь) или достаточно сложные (я что-то делал, с кем-то разговаривал, куда-то бежал, но ничего не могу вспомнить)

Признаки. Движения резкие, часто бесцельные и бессмысленные действия; ненормально громкая речь; часто отсутствует реакция на окружающих.

Есть опасность причинения вреда себе и другим.

Помощь. Необходимо поймать человека с помощью приема «захват»: находясь сзади, просуньте свои руки подмышки пострадавшему, прижмите его к себе и слегка опрокиньте на себя (рис.); изолируйте пострадавшего от окружающих; массируйте ему позитивные точки (рис.); говорите спокойным голосом, не спорьте, в разговоре избегайте фраз с частицей «не».

Двигательное возбуждение может смениться нервной дрожью, плачем, а также агрессивным поведением (см. помощь при данных состояниях)

Билет №2.

1. Понятие стресса. Физиологические и психологические составляющие стресса.

Понятие стресса.

Физиологические и психологические составляющие стресса.
Проблема реагирования человеческого организма на постоянно меняющиеся и зачастую негативные в психологическом плане воздействия окружающей среды и различных аспектов человеческой деятельности не нова. Еще исследования В. Кеннона (1927, 1929) показали, что организм стремится обеспечить постоянство своей внутренней среды, постоянство уровней функционирования своих систем. Когда возникают новые условия, происходит перестройка, которая через цепь преобразований восстанавливает прежнее равновесие, но уже на ином уровне. Новые условия могут определяться не только физическими раздражителями, но и психологическими причинами.

. В переводе с английского стресс – это давление, нажим, напряжение, а дистресс – горе, несчастье, недомогание, нужда.
Общий адаптационный синдром имеет стадии:

1) реакция тревоги, во время которой сопротивление организма понижается («фаза шока»), а затем включаются защитные механизмы;

2) стадия сопротивления (резистентности), когда напряжением функционирования систем достигается приспособление организма в соответствии с новыми условиями, в результате чего человек сбалансировано расходует оптимальную энергию, либо, если приспособление не достигнуто, переходит в третью стадию;

3) стадия истощения, в которой выявляется несостоятельность защитных механизмов и нарастает нарушение согласованности жизненных функций.
Стресс – это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию).

В условиях служебной деятельности в МЧС наряду с физиологическими психические аспекты деятельности являются наиболее сильными стрессорами. Не сама ситуация, конечно, является стрессором, а отношение человека к ситуации может сделать ее стрессовой. Вообще, нет ни одной абсолютно стрессогенной ситуации, но каждая ситуация, в зависимости от отношения к ней, может оказаться стрессором. Отсюда и роль психологических мотивационных факторов, определяющих отношение.

Физиологические изменения в организме, на­блюдаемые на первом этапе стресс-реакции:

  1. учащение сердцебиения;

  2. усиление сердечных сокращений;

  3. расширение сосудов сердца;

  4. сужение брюшных артерий;

  5. расширение зрачков;

  6. расширение бронхиальных трубок;

  7. увеличение силы скелетных мышц;

  8. выработка глюкозы в печени;

  9. увеличение продуктивности мыслительной деятель­ности;

  10. расширение артерий, проходящих в толще скелет­ных мышц;

  11. ускорение обмена веществ.

2. Способы регуляции эмоциональных состояний: мимика хорошего настроения, звукодвигательные упражнения.

Мимика хорошего настроения

Работа мышц лица начинается с напряжения и расслабления мышц лба (маска удивления, маска гнева), а затем мышц щек, жевательных мышц, мышц шеи.

Комплекс упражнений №19

  1. Растянуть губы в улыбке как можно дальше, подобие улыбки Буратино. Вернуться в начальное положение. Повторить 5-7 раз.

  2. Надуть щеки. Выдохнуть воздух, мысленно надувая воздушный шарик. Повторить 5-7 раз.

  3. Руку положить на лоб. Стараясь, не морщив лоб, поднять брови и глаза вверх. Повторить 5-7 раз.

  4. Закрыть глаза. Сильно зажмуриться. Ощутить, что стало темно. Прикрыть глаза руками. Ощутить, что стало еще темнее. Представить перед собой темный бездонный колодец, черный бархат, что- то черное. Ощутить, что стало еще темнее, увидеть, почувствовать эту темноту. Побыть в ней. Убрать руки от лица. Ощутить, что стало светлее. Глаза не открывая, почувствовать, что стало светлее. Медленно открыть глаза. (Обратно возвращаться медленнее в два раза). Упражнение выполняется 1 раз.

  5. Делать глотательные движения.

  6. Поднять уголки губ вверх, улыбнуться, почувствовать, как приятные ощущения от уголков идут к ушам.

  7. Провести рукой по мышцам шеи и, если они напряжены, сделать несколько наклонов и вращательных движений головой, помассировать шею. Затем легко погладить мышцы от плеча к уху, потереть подушечками пальцев заушные бугры. Это позволяет улучшить приток крови к голове, поможет снять нервное напряжение.

Если зажим снять не удается, то его можно разгладить с помощью легкого самомассажа круговыми движениями кончиками пальцев. Конечным результатом является достижение «маски релаксации»: веки опущены, все мышцы лица разглажены, лицо становится несколько сонным, равнодушным, нижняя челюсть лица опущена, язык слегка прижат к зубам, как будто собирается сказать «да».
Звукодвигательные упражнения

В таких упражнениях используется звук в сочетании с пением с целью вибрационного воздействия на определенные органы.

Считается, что звук «и» вибрирует глотку и гортань, звук «ы» вызывает вибрацию головного мозга, «а» и «о» - область груди, «э» и «оу» - легких, сердца, печени, желудка.

Вибрация звуком оказывает благоприятное влияние на все органы, особенно на сердечно-сосудистую систему, усиливает защитно-адаптационные реакции организма.

Упражнение №20

Для снятия психических напряжений, негативных эмоциональных состояний рекомендуется напевать звукосочетание «м-пом-пээээ»: «М - пом» - коротко, а «пеэ-эээ» - растянуто.

Известно, что мимическая мускулатура способна оказывать влияние на эмоциональное настроение человека; поэтому необходимо приучать себя поддерживать постоянно доброе, приятное выражение лица.

Билет №3.

1. Влияние ЧС на функционирование психики человека. Признаки стрессового напряжения. Адекватное и неадекватное реагирование на стресс.
Адекватное реагирование на стресс.

В соответствии представленному здесь взгляду на природу стрессов адаптация происходит за счет повышения порогов сенсорных реакций на внешние раздражители, – человек перестает обращать внимание практически на все слабые раздражители, сильные и сверхсильные раздражители воспринимает как нормальные, сохраняя избирательное внимание, направленные на внешние раздражители, способствующие достижению цели. При этом происходит концентрация на деятельности, внимание сужается (не видит и не слышит ничего, кроме того, что важно), переключаемость внимания резко возрастает, что обеспечивает возможность не фиксироваться на травмирующем раздражителе, отвлекаться от него.

Происходят изменения памяти: актуализируется воспроизведение. Человек может ничего не запомнить в условиях стресса, но зато мгновенно вспомнить (воспроизвести) весь жизненный опыт, который может быть использован для создания модели достижения цели и, следовательно, выхода из стресса.

Резко изменяется структура мышления. Начинают преобладать классификации с уменьшением критериев для принятия решений, что делает их оригинальными, нестандартными, нетрадиционными. Личностные изменения не происходят, что выражается в сохранении иерархии мотивов существующих до стресса.

Неадекватное реагирование на стресс.

При неадекватном реагировании на стрессогенную ситуацию происходит смена ранее существующих мотивов с преобладанием мотивов самосохранения.

Все это может приводить к изменению восприятия времени, при котором короткие временные интервалы недооцениваются (кажутся короче), а длинные переоцениваются (кажутся длиннее).

В ситуациях сильного стресса возможно появление паники – целенаправленное поведение, планирование, оценка ситуации и адекватности действий невозможны, возникает моторная расторможенность (человек бежит, мечется, совершает множество бессмысленных действий).

В зависимости от типа нервной системы вместо паники может возникать ступорозное состояние. В ступоре человек вообще не реагирует на внешние раздражители, предельно экономя энергию. Для людей находящихся в ступоре характерна «внутриутробная поза», они часто укрываются с головой одеялом (поведение страуса). Человек в этом состоянии практически беспомощен, не смотря на сохранность процессов мышления, в случае угрозы жизни спасти себя сам не может, за помощью не обращается и нуждается в активной помощи со стороны.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
написать администратору сайта