Главная страница
Навигация по странице:

  • Билет №2. Религиозный подход к изучению истории

  • Билет №3. Религиозно-биосферный подход к изучению истории

  • Билет №4. Восточные славяне

  • Билет №5. Образование государства

  • Билет №6. Норманская теория происхождения русского государства

  • Билет №7. Киевская Русь

  • Билет 1. Всемирно прогрессивный подход к изучению истории



    Скачать 0.56 Mb.
    НазваниеБилет 1. Всемирно прогрессивный подход к изучению истории
    АнкорBILYeT_PO_ISTORII_1.doc
    Дата07.05.2017
    Размер0.56 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаBILYeT_PO_ISTORII_1.doc
    ТипДокументы
    #8871
    страница1 из 12
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    Билет №1. Всемирно прогрессивный подход к изучению истории

    Всемирно-прогрессивный подход предполагает, что история движется по восходящей линии:

    - Марксистское

    Отдает приоритет в изучении прогрессу - развитию общества, общественным отношениям, связанным с формами собственности, классовой борьбе (рассматривает человека в обществе).

    Во всех странах закономерна революционная смена общественно-экономических формаций и возникновение бесклассового коммунистического общества

    - Либеральное

    Отдает приоритет в изучении прогрессу - развитию личности и обеспечению ее индивидуальных свобод (элемент противопоставления человека обществу, человек и общество).

    - марксистское направление всемирно-прогрессивного подхода делит историю на первобытное общество, феодальное, капиталистическое и коммунистическое общество (первая фаза - социализм);

    - либеральное направление всемирно-прогрессивного подхода делит историю на аграрное (традиционное), индустриальное, постиндустриальное (информационное) общество.

    Все страны, эволюционируя, придут к цивилизации, которая ассоциируется с сегодняшним обществом в Западной Европе. В процессе исторического прогресса возникают альтернативы. Одна альтернатива - цивилизованная (западная), а другая - нецивилизованная (восточная). В результате прогресса во всех странах победит цивилизованная (западная) альтернатива развития

    - Технологическое

    Отдаёт приоритет в изучении прогрессу - научно-техналогическому развитию
    Билет №2. Религиозный подход к изучению истории

    Движение человека к Богу, Высшая ценность – Душа

    Смысл истории человечества - спасение души. Главное в истории – это выделение человека из животного мира греха, освобождение от дьявольских козней плоти и спасение Души, движение к Богу.
    Билет №3. Религиозно-биосферный подход к изучению истории

    Главное в истории: развитие прогресса по возрастающей приводит к абсолютному господству человека над природой.

    Предполагает, что смысл жизни человека в здоровье, долголетии, гармонии с окружением. Человек-часть природы. Предметом изучения в этом подходе является региональная общность-регион мира.
    Билет №4. Восточные славяне

    Восточные славяне в древности Славянские племена издавна обитали в Центральной Европе, в Прикарпатье, на Балканском полуострове. Их движение на восток происходит в V-VII вв. н.э. Постепенно они проникают в лесные массивы Восточно-Европейской равнины. Освоение славянами этой обширной территории обошлось без кровавых столкновений с населявшими ее балтийскими и угро-финскими племенами. Пришельцы и старожилы, как правило, мирно уживались друг с другом; при этом в ходе постоянных хозяйственных и прочих контактов значительная часть местного населения ославянивалась. Иначе складывались взаимоотношения славян с их южными соседями скотоводческими народами, кочевавшими в степях. В начале VII в. союз антов, состоявший в основном из земледельческих славянских племен, был разгромлен в Северном Причерноморье кочевыми племенами аваров. В том же VII в. другие кочевники хазары создали здесь сильное государство Хазарский каганат, расположившийся на территории Северного Причерноморья, Северного Кавказа и прикаспийских степей. Многие восточнославянские племена вынуждены были признать господство хазар и платить им дань. Расселение славян по территории Восточно-Европейской равнины в VII в основном завершилось. Племена, жившие рядом в одинаковых природных условиях, как правило, создавали племенные союзы для совместного освоения территории и защиты ее от внешних врагов. Обширные земли на севере, вокруг озера Ильмень, находились во владении союза славен ильменских. Относительно густо были заселены центр и юго-запад. В верховьях Днепра располагались союзы дреговичей, древлян, радимичей и северян; на землях в среднем течении Днепра, где леса постепенно сменялись лесостепью, жили поляне. Плодородные земли по Днестру были заняты белыми хорватами и волынянами, угличами и тиверцами. Наконец, на глухой восточной окраине, в покрытом лесами междуречье Верхней Волги и Оки, жили немногочисленные племена кривичей и вятичей.

    По данным археологии, к раннеславянским относят пражскую, корчакскую, Пеньковскую, колочинскую и киевскую культуры, самая ранняя из которых, киевская, со II—III в. н. э. являлась северным соседом более развитой и полиэтничной Черняховской культуры, ассоциируемой с государством Германариха. Редкие, немногочисленные и недолговременные поселения славян были расположены «в необычных топографических условиях: в местах низких, зачастую ныне затопляемых во время половодий»[13]. Материальная культура славян раннего Средневековья была чрезвычайно непритязательной даже для той сравнительно примитивной эпохи. Славяне жили в небольших квадратных полуземлянках из бревен с печами-каменками, объединенных в селища, то есть поселения не были укрепленными и пригодными для обороны. При приближении неприятеля славяне, по-видимому, просто скрывались в лесах и водоемах своей страны, оставляя на разграбление свои небогатые дома. Керамика была ограничена горшками грубой лепной работы, металлических изделий было мало, и их практически никогда не клали в могилы.

    У восточных славян очень долго был патриархально-родовой строй, поэтому у них долго сохранялся и семейно-родовой культ в виде почитания предков, связанного с погребальным культом. Очень прочно удерживались верования, касающиеся отношения умерших к живым. Все умершие резко делились на две категории: « чистых» покойников — умерших естественной смертью («родители»); и на « нечистых» — умерших насильственной или преждевременной смертью (к ним относились и дети умершие некрещеными) и колдуны. Первых обычно почитали, а вторых (« мертвяков» — отсюда происходят много суеверий связанных с умершими) боялись и старались обезвредить.
    Билет №5. Образование государства

    Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом

    длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к

    классовому обществу.

    Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к

    выделению из их среды наиболее зажиточной части. Родоплеменная знать и

    зажиточная часть общины, подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждается

    для поддержания своего господства в государственных структурах.

    Зародышевую форму государственности представляли собой восточнославянские

    союзы племен, которые объединились в суперсоюзы, правда, непрочные. Одним

    из таких объединений был, по-видимому, союз племен во главе с князем Кием.

    Есть сведения о некоем русском князе Бравлине который воевал в хазарско-

    византийском Крыму в VIIIIX вв., пройдя от Сурожа до Корчева (от Судака до

    Керчи). Восточные историки рассказывают о существовании накануне

    образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских

    племен: Куябы, Славии и Артании. Куябой, или Куявой, тогда называлась

    область вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень. Ее

    центром был Новгород. Местоположение Артании — третьего крупного

    объединения славян — точно не установлено.

    Согласно "Повести временных лет", русская княжеская династия берет свое

    начало в Новгороде. В 859г. Северные славянские племена, платившие тогда

    дань варягам или норманнам (по мнению большинства историков, выходцам из

    Скандинавии), изгнали их за море. Однако вскоре после этих событий в

    Новгороде началась междоусобная борьба. Чтобы прекратить столкновения,

    новгородцы решили пригласить варяжских князей как силу, стоящую над

    противоборствующими группировками. В 862г. князь Рюрик и его два брата

    были призваны на Русь новгородцами, положив начало русской княжеской

    династии. Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу. Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части. Родоплеменная знать и зажиточная часть общины, подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждается для поддержания своего господства в государственных структурах.

    Зародышевую форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен, которые объединились в суперсоюзы, правда, непрочные. Одним из таких объединений был, по-видимому, союз племен во главе с князем Кием (VI в.) Есть сведения о некоем русском князе Бравлине, который воевал в хазарско-византийском Крыму в VIII-IX вв., пройдя от Сурожа до Корчева (от Судака до Керчи). Восточные историки рассказывают о существовании накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куябой, или Куявой, тогда называлась область вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень. Ее центром был Новгород. Местоположение Артании — третьего крупного объединения славян — точно не установлено.

    Согласно "Повести временных лет", русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде. В 859г. северные славянские племена, платившие тогда дань варягам, или норманнам (по мнению большинства историков, выходцам из Скандинавии), изгнали их за море. Однако вскоре после этих событий в Новгороде началась междоусобная борьба. Чтобы прекратить столкновения, новгородцы решили пригласить варяжских князей как силу, стоящую над противоборствующими группировками. В 862 г. князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало русской княжеской династии.
    Билет №6. Норманская теория происхождения русского государства

    Норманнская теория (норманизм) — направление в историографии, развивающее концепцию того, что народ-племя Русь происходит из Скандинавии периода экспансии викингов, которых в Западной Европе называли норманнами.

    Сторонники норманизма относят норманнов (варягов скандинавского происхождения) к основателям первых государств восточных славян — Новгородской, а затем Киевской Руси. Фактически это следование историографической концепции Повести временных лет (начало XII века), дополненное идентификацией летописных варягов как скандинавов-норманнов. Вокруг этнической идентификации разгорелись основные споры, временами усиленные политической идеологизацией.

    Широкую известность в России норманнская теория получила в 1-й половине XVIII века благодаря деятельности немецких историков в Российской Академии наук Готлиба Зигфрида Байера (1694—1738), позднее Герарда Фридриха Миллера, Штрубе-де-Пирмонта и Августа Людвига Шлёцера.

    Если варяжская легенда не вымысел (так считает большинство историков), рассказ о призвании варягов свидетельствует, лишь о норманнском происхождении княжеской династии. Версия об иноземном происхождении власти была довольно типична для Средневековья. Датой образования Древнерусского государства условно считается 882 г., когда князь Олег, захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде (некоторые летописцы называют его воеводой Рюрика), предпринял поход на Киев. Убив княживших там Аскольда и Дира, он впервые объединил северные и южные земли в составе единого государства. Так как столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государство часто называют Киевская Русь.

    Аргументы норманистов

    Древнерусские летописи

    В 862г. для прекращения междоусобиц племена восточных славян (кривичи и ильменские словене) и финно-угров (весь и чудь) обратились к варягам-русь с предложением занять княжеский престол. Откуда призвали варягов, летописи не сообщают. Можно примерно локализовать местожительство Руси на побережье Балтийского моря («из-за моря», «путь к варягам по Двине»).

    Письменные свидетельства современников

    Письменные свидетельства современников о Руси перечислены в статье Русь (народ). Западноевропейские и византийские авторы IX—X веков идентифицируют Русь как шведов, норманнов или франков. За редким исключением арабо-персидские авторы описывают русов отдельно от славян, помещая первых вблизи или среди славян.

    Археологические свидетельства

    В 2008 году на Земляном городище Старой Ладоги археологами обнаружены предметы эпохи первых Рюриковичей с изображением сокола, возможно позднее ставшее символическим трезубцем — гербом Рюриковичей. Похожее изображение сокола отчеканено на английских монетах датского конунга Анлафа Гутфритссона (939—941 гг.).

    Возможные лингвистические доказательства

    Целый ряд слов в русском считается германизмами, скандинавизмами и хотя их в русском языке сравнительно немного и большая их часть относится именно к древнему периоду. Существенно, что проникали не только слова торговой лексики, но и морские термины, слова бытовые и термины власти и управления, собственные имена. Так появились собственные имена Игорь, Олег, Ольга, Рогнеда, Рюрик, слова: сельдь, ларь, пуд, крюк, якорь, ябеда, плис, кнут, мачта и др.
    Билет №7. Киевская Русь

    Образование Киевской Руси

    Киевская Русь возникла на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен — ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян, вятичей.

    Основателями Киева летописная легенда считает правителей племени полян — братьев Кия, Щека и Хорива. По данным археологических раскопок, проводившихся в Киеве в XIX—XX веке, уже в середине I тысячелетия н. э. на месте Киева существовало поселение. Арабские писатели X века (аль-Истархи, Ибн Хордадбех, Ибн-Хаукаль) позднее говорят о Куябе как о крупном городе. Ибн Хаукаль писал: «Царь живет в городе, называемом Куяба, который больше Болгара… Русы постоянно торгуют с хозаром и румом (Византией)»

    Первые сведения о государстве русов относятся к первой трети IX века: в 839 году упомянуты послы кагана народа Рос, прибывшие сначала в Константинополь, а оттуда ко двору франкского императора Людовика Благочестивого. С этого же времени становится известным и этноним «Русь». Термин «Киевская Русь» появляется впервые в исторических исследованиях XVIII—XIX веков.

    В 860 году («Повесть временных лет» ошибочно относит его к 866 году) Русь совершает первый поход на Константинополь. Греческие источники связывают его с так называемым первым крещением Руси, после которого на Руси, возможно, возникла епархия, и правящая верхушка (возможно, во главе с Аскольдом) приняла христианство.

    Дружина

    Дружина в период IX—X вв. была наемной. Значительную её часть составляли пришлые варяги. Также её пополняли выходцы из прибалтийских земель и местных племен. Размеры ежегодной оплаты наемника оцениваются историками по-разному. Жалование выплачивалось серебром, золотом и мехами. Обычно воин получал около 8-9 киевских гривен (более 200 серебряных дирхемов) в год, однако к началу XI века плата рядовому войну составляла 1 северную гривну, что гораздо меньше. Рулевые на кораблях, старосты и горожане получали больше (10 гривен). Кроме того, дружина кормилась за счет князя. Изначально это выражалось в форме столования, а затем превратилось в одну из форм натуральных налогов, «кормление», содержание дружины податным населением во время полюдья. Среди дружин, подчиненных великому князю, выделяется его личная «малая», или младшая, дружина, которая включала 400 воинов. Древнерусское войско включало в себя также племенное ополчение, которое могло достигать нескольких тысяч в каждом племени. Общая численность древнерусского войска достигала от 30 до 80 тысяч человек.

    Налоги (дань)

    Формой налогов в Древней Руси выступала дань, которую выплачивали подвластные племена. Чаще всего единицей налогообложения выступал «дым», то есть дом, или семейный очаг. Размер налога традиционно был в одну шкурку с дыма. В некоторых случаях, с племени вятичей, бралось по монете от рала (плуга). Формой сбора дани было полюдье, когда князь с дружиной с ноября по апрель объезжал подданных. Русь делилась на несколько податных округов, полюдье в киевском округе проходило по землям древлян, дреговичей, кривичей, радимичей и северян. Особый округ представлял собой Новгород, выплачивающий около 3000 гривен. Максимальный размер дани по поздней венгерской легенде в X веке составлял 10 тыс. марок (30 или более тысяч гривен). Сбор дани осуществляли дружины по несколько сотен воинов. Господствующая этно-сословная группа населения, которая называлась «русь» выплачивала князю десятую часть от своих годовых доходов.

    В 946 году после подавления восстания древлян княгиня Ольга провела налоговую реформу, упорядочив сбор дани. Она установила «уроки», то есть размеры дани, и создала «погосты», крепости на пути полюдья, в которых жили княжеские администраторы и куда свозилась дань. Такая форма сбора дани и сама дань назывались «повоз». При уплате налога подданные получали глиняные печати с княжеским знаком, что страховало их от повторного сбора. Реформа содействовала централизации великокняжеской власти и ослаблению власти племенных князей.

    Право

    В X веке на Руси действовало обычное право, которое в источниках называется «Закон русский». Его нормы отражены в договорах Руси и Византии, в скандинавских сагах и в «Правде Ярослава». Они касались взаимоотношений между равными людьми, русью, одним из институтов была «вира» — штраф за убийство. Законы гарантировали отношения собственности, в том числе и собственности на рабов («челядь»).

    Принцип наследования власти в IX—X веках неизвестен. Наследники были зачастую малолетними (Игорь Рюрикович, Святослав Игоревич). В XI веке княжеская власть на Руси передавалась по «лествице», то есть не обязательно сыну, а наиболее старшему в роду (дядя имел преимущество над племянниками). На рубеже XI—XII веков столкнулись два принципа, и разгорелась борьба между прямыми наследниками и боковыми линиями.

    Денежная система

    В X веке сложилась более-менее унифицированая денежная система, ориентированная на византийскую литру и арабский дирхем. Основными денежными единицами были Гривна (денежная и весовая единица Древней Руси), куна, ногата и резана. Они имели серебряное и меховое выражение.

    Тип государства

    Историки по-разному оценивают характер государства данного периода: «варварское государство», «военная демократия», «дружинный период», «норманнский период», «военно-торговое государство», «складывание раннефеодальной монархии».
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
    написать администратору сайта