Главная страница
Навигация по странице:

Дальний Восток. Дальневосточный район



Скачать 88.5 Kb.
Название Дальневосточный район
Анкор Дальний Восток.doc
Дата 20.05.2017
Размер 88.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Дальний Восток.doc
Тип Документы
#9626

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ РАЙОН

Республика Саха (Якутия), Приморский и Хабаровский края, Еврейская автономная область. Амурская, Камчатская (в том числе Корякский автономный округ), Магаданская и Сахалинская области. Чукотский автономный округ

Площадь 6,2 млн км2, население 7 млн человек

В общероссийском разделении труда Дальний Восток — это в первую очередь мощный рыбопромышленный комплекс (около 40% улова рыбы в стране). Здесь добывают цветные и редкие металлы, развиты некото­рые отрасли машиностроения, лесная, деревообрабатывающая промыш­ленность и морской транспорт. Важное значение имеют производство сои, риса, пантовое хозяйство, заготовка пушнины.

С развитием рыночной экономики и расширением связей России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона особое значение приобретает роль Дальнего Востока как «ворот» России в этот быстро развивающий­ся регион, на который приходится около половины мирового валового продукта, причем, согласно прогнозам, эта доля будет возрастать.

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВА

Экономико-географическое положение Дальнего Востока уникально. Удаленность от европейской части страны и широчайший выход (около 4,5 тыс. км) к Тихому океану определили его не только экономическое, но и социально-политическое значение как форпоста страны на ее вос­точных рубежах. Через дальневосточные порты Россия осуществляет внешнеторговые связи со странами Тихоокеанского бассейна. Все они резко различаются уровнем и структурой хозяйственного развития, на­бором и масштабами освоения природных ресурсов, что создает контраст экономических потенциалов и взаимодополняющих потребностей и объ­ективно способствует экономическому взаимодействию. Так, Япония, западные районы США и Канады — крупнейшие потребители природ­ных ресурсов (нефть, газ, коксующийся уголь, лес, руды и др.). При этом они заинтересованы в сбыте продукции своей высокоразвитой про­мышленности. Развивающиеся страны Азии и Латинской Америки, тяготеющие к бассейнам Тихого и Индийского океанов, представляют собой обширный рынок потребления продукции обрабатывающей про­мышленности и могут поставлять некоторые виды сырья, сельскохо­зяйственную продукцию, товары широкого потребления. Многие круп­ные проекты на Дальнем Востоке можно осуществлять совместно с зарубежными странами на компенсационной основе. Разработка на Дальнем Востоке некоторых видов сырья и топлива оказывается невыгод­ной, поскольку в Сибири они расположены ближе к европейской части страны и нередко имеют более, благоприятные технико-экономические показатели. Поэтому здесь длительное время ресурсы осваивали выбороч­но: золото, редкие и цветные металлы, ценные виды рыбных ресурсов, а также те, крупномасштабное освоение которых стимулировалось по­требностями внешнего рынка (коксуюпщйся уголь, древесина и др.).

Территория Дальнего Востока расположена в различных природных зонах — от тундры на севере до субтропической тайги на юге. Это обусло­вило разную хозяйственную освоенность и специализацию промышлен­ности его регионов, разные типы сельского хозяйства (от рисосеяния в Приморье до оленеводства на Чукотке). Рельеф района преимущест­венно горный, его природные ландшафты контрастны. Богатство и раз­нообразие полезных ископаемых, колоссальные ресурсы морей и самой обширной в мире области шельфа северной части Тихого океана, значи­тельные запасы гидроэнергии, огромные лесные массивы с ценными по­родами деревьев, разнообразные виды культурных растений и полезных животных — все это создает благоприятные условия для развития слож­ного комплекса производств. Топливно-энергетические ресурсы района достаточны для развития крупного хозяйства. Использование гидро­энергии Амура и его крупных притоков позволит одновременно регули­ровать их сток, что важно для предотвращения катастрофических пери­одических наводнений, наносящих большой ущерб. На Камчатке для производства электроэнергии используют термальные источники (Паужетская геотермальная электростанция). Изучают проблему примене­ния энергии морских приливов для сооружения в Пенжинской губе при­ливной электростанции.

Тихоокеанские моря выделяются разнообразием биологического сырья: до 200 видов рыб (в их числе лососевые: кета, горбуша, нерка, кижуч, чавыча), 10 видов китов, различные морские звери (моржи, тю­лени, морские котики и др.), крабы, промысловые черви, моллюски, во­доросли.

Суровый, засушливый, резко континентальный климат — один из основных факторов, осложняющих развитие северо-восточной части района, открытой широким фронтом к морям Северного Ледовитого и Тихого океанов и отгороженной высокими горными поднятиями на юге от теплых и влажных воздушных масс. Почти вся эта территория распо­ложена в области вечной мерзлоты. При строительстве здесь приходится применять особые строительно-технические методы и специальные типы фундаментов, «консервирующих» вечную мерзлоту. Не случайно стоимость 1 м2 жилой площади в Магаданской области в 4 раза, а на Чукотке — в 10 раз выше, чем в южной зоне. Существенно ограничено сельскохозяйственное производство. Сильные морозы затрудняют работы на открытом воздухе, осложняют использование механизмов. Это требует дополнительных капиталовложений в промышленное, транс­портное и гражданское строительство.

НАСЕЛЕНИЕ

В районе проживает 5,0% населения страны. Заселенность различных частей Дальнего Востока резко контрастна. Относительно более освоен его юг. Средняя плотность населения в районе низкая — около 1,2 чело­века на 1 км2. Она колеблется от 13,6 человека на 1 км2 в Приморском крае до 0,1—0,5 человека на 1 км2 на северо-востоке. Плотнее заселена Зейско-Буреинская равнина и территории, протянувшиеся вдоль Сибир­ской железной дороги. На юге Приморья (треугольник Уссурийск — Владивосток — Партизанок) плотность населения около 50 человек на 1 км2. Русские составляют более 88% населения района, украинцы — около 7%. Здесь проживают также корейцы, белорусы, евреи. Коренное население представляют якуты (около 0,4 млн человек) и группа малых народов: на Камчатке — коряки, ительмены, чукчи, эвены; в бассейне Амура, ниже Хабаровска — нанайцы и ульчи; к востоку от Нижнего Амура — орочи; на севере Хабаровского края — эвенки. По берегам та­ежных рек Сихотэ-Алиня живут удэгейцы. Немногочисленна группа нивхов-аборигенов в северной части о. Сахалин и в низовьях Амура.

Доля городского населения велика — 76%, а в областях с небольшим развитием сельского хозяйства еще больше, например в Магаданской об­ласти 91%. Около 50% всех горожан района сосредоточено в крупных городах с численностью жителей 100 тыс. и более. Выделяются город­ские агломерации: Владивостокская (возникла на базе портового и рыбного хозяйства) и Хабаровская (сложилась вокруг краевого центра на базе переработки лесных и других ресурсов). В южной части о. Сахалин вокруг городов Южно-Сахалинска и Корсакова сконцентри­ровались поселки городского типа, возникшие в связи со строительством предприятий целлюлозно-бумажной и рыбной отраслей. С сооружением БАМа большие перспективы получили Комсомольская-на-Амуре агло­мерация и города Советская Гавань, Ургал, Тында, которые стали ядра­ми освоения новой промышленной зоны, формирующейся вдоль магист­рали.

Специфическая особенность Дальневосточного района — острый дефицит рабочей силы. Ежегодно сюда привлекают трудовые ресурсы из других районов страны. Однако из-за суровых природных условий и от­ставания социальной инфраструктуры велик обратный отток населения, особенно обострившийся с прекращением государственной поддержки некоторых менее рентабельных производств на севере.

СТРУКТУРА И ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВА

В структуре хозяйства Дальнего Востока доля промышленности, стро­ительства и транспорта составляет более общественного производст­ва. При этом основную часть промышленной продукции дают добываю­щие отрасли. В последние десятилетия здесь ускоренными темпами развивали как отрасли специализации, так и вспомогательные, и об­служивающие с целью существенно изменить структуру промышленно­го производства и всего хозяйства района — увеличить его комплекс­ность.

На Дальнем Востоке с его редкой заселенностью и разобщенностью хозяйственных ареалов исключительно велико значение транспорта. Роль отдельных его видов на юге и северо-востоке района существенно различна.

Южную часть, включая о. Сахалин, обслуживают железные дороги. Сибирская железнодорожная магистраль — основная транспортная артерия района. К ней примыкают железнодорожные линии, соединяю­щие крупные города с морскими портами Волочаевка — Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань, Партизанок — Находка и др. Байкало-Амурская магистраль протяженностью более 3 тыс. км создала новые предпосылки для развития Дальнего Востока. Расстояние между Тайше­том и Комсомольском-на-Амуре сократилось на 475 км.

Экономические и культурные связи Камчатки, Курильских островов и Сахалина в значительной мере зависят от работы морского транспорта. Через порты Владивосток и Находка открывается кратчайший выход в Тихий и Индийский океаны. Морской транспорт обслуживает связи с зарубежными странами. В заливе Америка в бухте Врангеля сооружен крупный глубоководный порт Восточный. Для судоходства используют Амур и его крупные притоки— Зек», Бурею, Уссури, Бикин, Амгунь и др. Из-за малых глубин в устье Амура не заходят средние и крупнотон­нажные морские суда, что несколько снижает значение водного транс­порта для межрайонных связей.

Автомобильный транспорт обеспечивает главным образом внутри­районные связи. Большую работу во внутрирайонных и особенно в меж­районных перевозках выполняет авиационный транспорт. Развивается трубоароводный транспорт (газопровод Оха — Комсомольск-на-Амуре и др.).

На северо-востоке района основную транспортную работу производят водный (велика роль Северного морского пути) и автомобильный транс­порт. Важное значение имеет авиационный транспорт, особенно в пере­возках пассажиров, почты, срочных грузов, а также в медицинском обслуживании жителей. Построенная в последние годы железная дорога Тында —- Беркакит с продолжением ее до Томмота радикально улучшит транспортную ситуацию в этой части района.

Сельское хозяйство Дальнего Востока в основном имеет внутрирай­онное значение. Его доля в общественном производстве составляет менее 1/3. Объем производства ведущих земледельческих культур недостато­чен для удовлетворения потребностей населения района в продуктах пи­тания, а обрабатывающей промышленности— в сельскохозяйственном сырье. За последнее время несколько увеличился валовой сбор картофе­ля и овощей, надои молока, производство яиц, мяса птицы (в основном благодаря укреплению кормовой базы животноводства), расширилось производство сои, риса и другой сельскохозяйственной продукции.


ВНУТРЕННИЕ РАЗЛИЧИЯ

В Дальневосточном районе по некоторым основным характеристикам — экономико-географическому положению, природным ресурсам и услови­ям их освоения, общероссийской специализации хозяйства — выделяют­ся два подрайона: Дальневосточный Юг (с Камчаткой) и Дальневосточ­ный Север (Северо-Восток). Многие исследователи считают необходимым рассматривать их как самостоятельные экономические районы России.

Дальневосточный Юг

Приморский и Хабаровский края. Еврейская автономная область, Амурская, Камчатская (в том числе Корякский автономный округ) и Сахалинская области

Здесь на территории, составляющей 30% площади Дальневосточного района, сосредоточено более 80% его жителей, производится 98% рыбопродуктов, сконцентрированы вся выплавка черных и цветных метал­лов, нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность, основное машиностроение, деревообработка, добыча угля и большая часть сельскохозяйственного производства. Для Дальневосточного Юга дб сих пор характерно выборочное освоение ресурсов. Экономически более освоенная полоса прилегает к Сибирской железнодорожной маги­страли. Лишь отдельные центры, главным образом горнодобывающие, разместились в таежных районах. Большую, северную часть территории подрайона, почти не затронутую в недавнем прошлом хозяйственной деятельностью, начали осваивать с сооружением БАМа.

Топливно-энергетический комплекс. В топливном балансе подрайона на уголь приходится около 65% потребляемого топлива. Уголь добывают в Приморском (Артем, Партизанок) и Хабаровском (Чегдомын) краях, Амурской (Райчихинск) и Сахалинской областях. Около 70% добычи составляют бурые угли, которые разрабатывают преимущественно открытым способом. Добыча нефти развивается на Сахалине; перера­батывают нефть на заводах Комсомольска-на-Амуре, куда она поступает по трубопроводу, и в Хабаровске. Природный газ добывают на севере о. Сахалина; здесь на шельфе формируются крупнейшие газодобывающие комплексы Сахалин-1 и Сахалин-2. На Дальнем Востоке пока еще действует множество мелких неэкономичных электростанций. Наибо­лее крупные составили основу создающейся энергетической системы Дальневосточного Юга: Артемовская, Хабаровская ТЭЦ-1, Комсомоль­ская ТЭЦ, Комсомольская ТЭЦ-3, Райчихинская и Приморская ГРЭС. Сооружена Зейская ГЭС. В узком ущелье (Талаканский створ) строят Буреинскую ГЭС мощностью 2 млн кВт, которая наряду с производством электроэнергии будет обеспечивать регулирование р. Бурей от частых паводков (здесь затопляется лишь узкий горный коридор). Ниже по те­чению будет построена компенсирующая ГЭС мощностью 320 тыс. кВт. Сооружают Уссурийскую ТЭЦ.

Рыбопромышленный комплекс объединяет предприятия по добыче и переработке рыбы и морепродуктов (креветки, криль, кальмары, морской гребешок, морская капуста, анфельция), расположенные в Приморском крае, на побережье Камчатки и Сахалина, Курильских островах. Основа комплекса — океаническое рыболовство. Мощный ры­боловный, рыбоперерабатывающий и транспортно-рефрижераторный флот насчитывает сотни судов. Преобладает экспедиционная форма добычи — активный лов. Обслуживает комплекс большая группа пред­приятий и организаций: научно-исследовательские и проектные инсти­туты рыбного хозяйства, судоверфи и судоремонтные заводы, рыбные порты, предприятия по производству тары (Находка, Холмск, Петропав­ловск-Камчатский, Владивосток, Дальнереченск) и др.

Лесоэнергохимический комплекс базируется на богатейших лесных ресурсах района. Наиболее интенсивно разрабатывают леса, примы­кающие к железным дорогам — Сибирской магистрали и линии Волочаевка — Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань. В бассейне Амура (вдоль БАМа) заготавливают более 60% всей древесины, поставляемой из Амурской области. Другой крупный лесозаготовительный район — Хабаровский, объединяющий лесные массивы в бассейнах нижнего те­чения Уссури и Нижнего Амура. В Приморье заготовки леса ведут главным образом в бассейне среднего течения Уссури, а также на юге, в Шкотово-Партизанском лесосырьевом районе. Давно эксплуатируют лесные ресурсы о. Сахалин. Механическую переработку древесины осуществляют в местах пересечения сплавных рек с железными дорога­ми. Крупные центры деревообработки: Благовещенск, Хор, Хабаровск (Николаевна), Амурск, Лесозаводск, Дальнереченск, Александровск-Сахалинский. Лесопильные заводы производят также шпалы, фанеру, домостроительные детали, мебель, спички и другие изделия. На Сахали­не создано целлюлозно-бумажное производство. Здесь имеются несколь­ко целлюлозно-бумажных комбинатов и фабрика картонажной тары. Крупный целлюлозно-картонный комбинат сооружен в Амурске (близ Комсомольска-на-Амуре). В дальнейшем строительство ЦБК возможно вдоль БАМа, а также в районах Хабаровска и Свободного. Развивается более комплексное использование древесины: налажено производство древесностружечных и древесноволокнистых плит, гидролизные заводы выпускают этиловый спирт, кормовые дрожжи и др.

Комплекс пирометаллургии цветных металлов наиболее развит в Приморском крае (Дальнегорск). Он представлен добычей полиметалли­ческих руд, их обогащением и металлургическим переделом. Дальне­горск связан автомобильной дорогой со ст. Варфоломеевкой и узкоко­лейной железной дорогой с пос. Рудная Пристань. Хрустальнинский горно-обогатительный комбинат оловянных рудоконцентратов объ­единяет Кавалеровскую группу рудников и обогатительных фабрик. Кавалерово соединено автомобильной дорогой со ст. Варфоломеевкой, пос. Рудной Пристань и бухтой Ольга. В этом районе расположены и от­дельные "рудники. На базе крупного месторождения плавикового шпата создан Ярославский ГОК. Оловянные руды добывают и обогащают близ Облучья и в Солнечном.

Машиностроительный комплекс. Профилирующие производства — авиастроение, судостроение, станкостроение, электротехническое и сельскохозяйственное машиностроение, производство литейного и гор­ного оборудования, энергетическое машиностроение, особенно дизель­ное и кабельное производства. Машиностроение слабо обеспечено мест­ными черными и цветными металлами. Нет химических предприятий по производству конструкционных материалов и деталей из пластмасс. Передельный металлургический завод «Амурсталь» в Комсомольске-на-Амуре не обеспечивает потребностей дальневосточного машиностроения в черных металлах. Большинство заводов работают на привозном метал­ле, при этом значительную часть выпускаемой ими продукции вывозят в европейскую часть страны. Наиболее крупные центры машиностроения:

Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Владивосток, Арсеньев и Благове­щенск.

Агропромышленный комплекс. Общероссийское значение имеют про­изводство и переработка технических культур, а также оленеводство

и клеточное звероводство. Производство зерна и выращивание крупного рогатого скота развиты еще недостаточно. Более 80% пахотных земель сосредоточено на Зейско-Буреинской, Приханкайской и Среднеамурской низменностях. В подрайоне сосредоточено более 90% всех российских посевов сои. Особенно велики они в Амурской области, Еврейской АО и значительны в Приморском крае» В Прихаякайской низменности соби­рают большие урожаи риса. В Приморье развиты крупное товарное пче­ловодство, оленеводство (панты — неокостенелые рога молодых пятнис­тых оленей — используют для получения медицинского препарата пан­токрина) и пушное звероводство. Здесь имеется единственное в стране крупное сельскохозяйственное предприятие по выращиванию женьшеня ради его целебного корня.

Индустриально-строительный комплекс развит в основном в круп­нейших сложившихся промышленных узлах, а также в зоне, тяготею­щей к БАМу (там он специализирован на создании объектов, сооружае­мых в соответствии с программой освоения территории, прилегающей к магистрали).

В пределах Дальневосточного Юга возможно формирование террито­риально-производственных комплексов, включающих несколько про­мышленных узлов. Часть их уже в достаточной степени сложилась, некоторые формируются, но возможности многих из них пока еще изучают или проектируют. В приамурской полосе (Амурская область, Хабаровский край) создаются промышленные узлы и центры: вдоль Главной Сибирской магистрали — Хабаровский и Приамурский (Зей-ско-Буреинский); вдоль БАМа — Комсомольский-на-Амуре, Тын-динский, Зейско-Селемджинский, Ургальский и др. Дальневосточная часть зоны влияния БАМа благодаря своему положению и благопри­ятным условиям строительства — одна из наиболее перспективных ее частей. Прежде всего это относится к Комсомольскому-на-Амуре про­мышленному узлу, включающему Комсомольск-на-Амуре, Амурск и Солнечный. В проекте Нижне-Амурский и Тугуро-Чумиканский узлы. Их создание возможно по мере строительства железнодорожных линий к Де-Кастри (от Комсомольска-на-Амуре) и Чумикану (от Селемджинска или Березовки). В южной части подрайона выделяются: Южно-Примор­ский, Дальнегорско-Кавалеровский, Прихаикайский и Южно-Сахалин­ский промышленные узлы и центры.

Дальневосточиый Север (Северо-Восток)

Республика Саха (Якутия), Магаданская область,'Чукотский автономный округ

Этот огромный по территории (4,3 млн км2) подрайон выделяется окраин­ным географическим положением, суровой природой и малонаселенно­стью. Разработка ценных и дефицитных полезных ископаемых с высоким содержанием важных компонентов — главная специализация Северо-Востока, определяющая его место в общероссийском хозяйстве. Единство под­района обусловливается не только общностью природных условий и спе­циализации хозяйства, во и общими методами освоения территории, эко­номическими связями по отдельным видам топлива и сырья (завоз грузов со стороны Якутии в Магаданскую обл., а из порта Нагаево— в Якутию).

Промышленные очаги подрайона, связанные главным образом с добы­чей полезных ископаемых, значительно удалены друг от друга. Формиро­вание каждого из них сопровождалось созданием различных предприятий по обслуживанию основных производств и обустройству возникающих по­селков: электростанций, ремонтных мастерских, строительных организа­ций и производства строительных материалов, предприятий лесозаготови­тельных, лесообрабатывающих, легкой и пищевой отраслей. Сюда прокла­дывали автомобильные дороги от основных транспортных магистралей.

В подрайоне разрабатывают несколько угольных месторождений. Уголь добывают в Якутии (месторождения Сангарское, Кангалесское, Зыряновское, Джебарики-Хайское и Нерюнгринское) и в Магаданской обл. (Аркагалинское, Беринговское, Анадырское и Омсукчанское). Пре­обладают небольшие электростанции и электросиловые установки. Со­зданы или сооружаются крупные электростанции: Якутская, работаю­щая на природном газе, Чульманская ГРЭС, Вилюйская в Колымская ГЭСу Вилибйиская АЭС и др.

Горнодобывающая промышленность резко выделяется в хозяйстве Северо-Востока и по количеству занятых в ней, и по стоимости валовой продук­ции, и по наличию основных фондов. Главное место в ней занимает добыча золота, алмазов, олова, вольфрама, слюды и других полезных ископаемых.

Лесозаготовки сосредоточены в местах потребления деловой древеси­ны, преимущественно в южных районах Якутии. Леспромхозы сплавля­ют лес по р. Лене. Большую его часть направляют в Якутск, часть выво­зят на предприятия Чукотки.

В Магаданской области имеются предприятия рыбной промышлен­ности.

Обрабатывающая промышленность представлена небольшими пред­приятиями. Машиностроение и металлообработка — разнообразными предприятиями по ремонту автомобилей, промышленного оборудования и сельскохозяйственных машин. Выделяются Магаданский машино­ремонтный, Оротукаиский горного и обогатительного оборудования и судоремонтные заводы на р. Лене, Из многие лесообрабатывающих предприятий только два сравнительно крупных лесопильных завода (в Якутске и пос. Пеледуе на р. Лене/близ впадения в нее р. Витима).

Местное производство лишь частично удовлетворяет потребности населения в продовольственных и промышленных товарах. В Якутске работают кожевенно-обувной комбинат, колбасная фабрика, хлебокомбинат, имеется швейное производство. Множество мелких производств входит в состав промкооперации.

Сельскохозяйственное производство относительно развито в Якутии» но оно не обеспечивает полностью нужды населения в продуктах животноводства и растениеводства. Главные отрасли: животноводство, оленеводство, коневодство, звероводство, охотничий промысел. Почти все сельскохозяйственные угодья, пахотные земли и сенокосы сосредоточе­ны в центральной и юго-западной части Якутии. Размеры сельскохозяй­ственных участков и животноводческих ферм невелики. К тому же они чрезвычайно рассредоточены, что усложняет механизацию труда, повы­шает материальные и трудовые затраты, а следовательно, себестоимость сельскохозяйственной, особенно земледельческой продукции. Дальневосточный Север (Северо-Восток) включает в себя районы пионер­ного освоения, многие из которых имеют большие перспективы развития.

В Республике Саха (Якутия) (территория 3,1 млн км2, население 1000,7 тыс. человек, доле в нем городского населения 64,2%) — самом об­ширном в стране по территории субъекте Федерации — можно выделить несколько перспективных районов, промышленных узлов и центров.

Западно-Якутский район создается в важнейшем алмазодобывающем районе страны. В его состав входят часть узда, связан­ных автотрассой: Ленский (г. Ленек (28,1 тыс. жителей) — транспорт­ные ворота района на р. Лене с строительной индустрии, ремонтно-механический и другие обслужи­вающими предприятиями; поселки Алмазный и Новый); Чернышевский (6,5 тыс. жителей, энергетический центр — Вилюйская t9C); Айха-ло-Удачненский (г. Удачный (17,6 тыс. жителей), поселки Айхал, По­лярный на базе алмазных месторождений). В юго-западной части района возможно возникновение новых промышленных узлов на базе Мухтуйской ГЭС мощностью 4—5 млн кВт, крупных Среднеленского и Ленского целлюлозно-бумажных комбинатов, а также довольно значительного центра домостроения, судостроения и судоремонта в пос. Пеледуе.

Восточно-Якутский район формируется в крупнейшем горнопромыш­ленном районе, специализирующемся на добыче олова, вольфрама, золота и некоторых других полезных ископаемых в восточной части горной страны, гигантской подковой окаймляющей Центральную Якутию с вос­тока и юга. В долинах рек Индигирки, Яны, Омолоя и их притоков, а также среднего течения р. Алдана, разделенных мощными хребтами (Верхоянский, Черского, Джугджур и др.), формируются горнопромыгй-ленные узлы: Яяский с Центрально-Янским (Эге-Ханя, Батагай и др.) и Депутатским оловодобывающими центрами; Куларский (Омолойский) золотодобывающий (Кулар, Омолой); перспективный Южно-Янский оловодобывающий. Транспортной осью служит р.Яна. По ней грузы, направляемые из Осетрова по р. Лене и далее морем Лаптевых через Тикси, Нижнеколымск, поднимаются до портов Куйги (и далее авто­транспортом до Депутатского и Кулара) и Батагая (далее до Эге-Ханя). Проектируют автотрассу Хандыга — Эге-Ханя — Куйга. Перспективна энергетическая база Янского узла— угли Джебарики-Хайского место­рождения (южнее Хандыги), гидроэнергия р. Адычи (возможно стро­ительство ГЭС на 300 тыс. кВт), а также предположительно АЭС. Джугд-журский узел включает в себя золотодобывающий центр (прииски Ыныкчан, Бриндакит, Югарёнок) и перспективные медно-вольфрамо-вые месторождения (Агылкинское и др.), на базе которых возможно создать несколько горнорудных комбинатов. Верхне-Индигирский узел с золотопромышленными приисками близ Усть-Неры, а также Сарылахским золото-сурьмяным месторождением в Оймяконском районе распо­ложен в 1000 км от Магадана. Но он ориентирован на связи с Магадан­ской областью (транспортные связи по Колымской автотрассе, снабже­ние электроэнергией от Аркагалинской ГРЭС, ремонт оборудования и автотранспорта на предприятиях области). Однако с сооружением авто­трассы со стороны р. Лены через Хандыгу возможна переориентация связей района с восточного (через Находку и Магадан) на западное (Ленское) направление, что существенно сократит пробег грузов.

Южно-Якутский — крупнейший перспективный промышленный комплекс Якутии, развивающийся на базе расположенных близко друг к другу месторождений коксующихся углей, железных руд, а также слюды, золота, апатитов, древесины, гидроэнергии. Освоение терри­тории значительно ускорилось после сооружения железной дороги Тында — Веркакит. Источником энергоснабжения комплекса стала Чульманская ГРЭС. Введена в эксплуатацию Нерюнгринская ГРЭС. Построена линия электропередачи от Зейской ГЭС через Тынду до Нерюнгри. Создан Нерюнгринский разрез. Возможны разработка желез­ных руд Таежного месторождения, добыча слюды (флогопит) и эксплу­атация лесов. Вблизи Алдана открыто Селигдарское месторождение апатита с прогнозными запасами 1,5—2 млрд т.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Важнейшая задача развития Дальнего Востока — создание в регионе вы­сокоразвитого народнохозяйственного комплекса. При формировании этого района необходимо перестать рассматривать его лишь как тихооке­анский форпост страны и ее сырьевую базу. В связи с этим основными направлениями развития региона должны стать:

1) формирование системы отраслей, связанных с освоением ресурсов океана, в особенности рыбных;

2)'комплексное использование сырьевых ресурсов — руд цветных и редких металлов, древесины и др.; сооружение предприятий закончен­ного цикла, выпускающих готовую продукцию или как минимум полу­продукты;

3) развитие топливно-энергетического комплекса с целью полного обеспечения района, топливом и энергией и частично поставки их в дру­гие районы страны и на экспорт;

4) расширение производственной инфраструктуры;

5) совершенствование региональной научно-технической политики, переспециализация машиностроительных предприятий в основном для обеспечения местных нужд и экспорта;

6) улучшение продовольственного снабжения за счет преимуществен­но местных ресурсов;

7) развитие социальной инфраструктуры для прочного закрепления населения;

8) усиление экспортной направленности хозяйства» расширение торговли и кооперации со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, создание производств, ориентированных на связи с. этим огромным ре­гионом.
написать администратору сайта