Главная страница
Навигация по странице:

ПРАВО 1. Диссертация состоит из введения, четырех глав, включающих 17 параграфов, заключения и списка использованной литературы



Скачать 61.68 Kb.
Название Диссертация состоит из введения, четырех глав, включающих 17 параграфов, заключения и списка использованной литературы
Анкор ПРАВО 1.docx
Дата 19.10.2017
Размер 61.68 Kb.
Формат файла docx
Имя файла ПРАВО 1.docx
Тип Диссертация
#10875
Категория Юриспруденция. Право
страница 1 из 4
  1   2   3   4

Структура работы.Диссертация состоит из введения, четырех глав, включающих 17 параграфов, заключения и списка использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введенииобоснована актуальность темы исследования, обозначены его цель, задачи, объект и предмет, охарактеризована степень научной разработанности, определены теоретическая и методологическая основы исследования, показаны научная новизна, теоретическая и практическая значимость, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе - «Теоретико-правовой анализ понятийно-категориального аппарата правовой культуры»,правовая культура рассмотрена диссертантом как правовая категория общей теории права с позиции различных подходов к ее исследованию, соотношению с другими основными правовыми категориями; а также как общественное явление с позиции культурологи, социологии, философии, политологии и других общественных наук.

В первом параграфе «Основные подходы к исследованию правовой культуры в современной юридической науке»проведен анализ формирования в науке различных подходов к исследованию правовой культуры, различных определений понятия «правовая культура», объективных и субъективных причин противоречий во взглядах по данному вопросу, на основе которых формулируется авторское определение «правовой культуры».

Проанализированы следующие подходы, имеющие место в современной юридической литературе: антропологический (деятельностный) подход (Н.Н.Вопленко), согласно которому «правовая культура есть процесс и результат творчества человека в сфере права, характеризующийся

21

созданием и утверждением в жизни правовых ценностей; аксиологический (ценностный) подход (Соколов Н.Я.), который позволяет относить к культуре не всю человеческую деятельность и ее результаты, а только то, что является благом, определенной ценностью для индивидов и их общности; социологический подход (А.П.Семитко, В.П. Сальников), где культура понимается как фактор организации и формирования жизни общества, характеризуется местом в социальной системе, связи с правом и другими структурами общества, а также ее функционирование в едином комплексе социальных регуляторов; философском подходе (С.С.Алексеев), при котором правовая культура представляет собой своего рода юридическое богатство, выраженное в достигнутом уровне развития регулятивных качеств права, накопленных правовых ценностей, тех особенностей права, юридической техники, которые относятся к духовной культуре и правовому прогрессу. В работе также анализируются культурологический, семиотический, «суммативный», лингвистический и психологический подходы.

Будучи сторонником интегративного подхода к праву, диссертант полагает, что для глубокого разностороннего познания правовой культуры полезны и важны различные подходы, которые отражают какую-то часть правовой реалии. Следовательно, уместно использовать интегративный подход для исследования правовой культуры, который имеет целый ряд преимуществ по отношения к иным подходам, так как устраняет односторонность в трактовке и дает возможность всесторонне исследовать правовую культуру, что снимает остроту противоречий между ними. Основываясь на признании плюрализма правовых ценностей, полагая их относительность в зависимости от места и времени, интегративный подход позволяет учитывать социальную обусловленность правовой культуры и, следовательно, ее изменчивость.

При этом, доминирующим среди остальных подходов, представляется возможным признать аксиологическое видение правовой культуры, что позволяет относить к культуре не всю человеческую деятельность и ее результаты, а только то, что является благом, определенной ценностью для индивидов и их общностей и в силу этого более четко отграничить ее от других близких и взаимосвязанных с ней категорий, таких как правовая действительность, правовая система, правосознание и др. Достоинством аксиологического подхода является ценностная интерпретация понятия правовой культуры, представленной в виде человеческих прогрессивных достижений техники правотворчества и правореа-

22

лизации, демократических и гуманистических идей правового развития, институтов правосудия и т.д.

Правовая культура, по мнению автора, представляет собой совокупность всех правовых ценностей, образующих продуктивно-позитивный пласт в правовой жизни отдельных людей, социальных групп и общества в целом, где под ценностями понимаются только позитивные, прогрессивные явления и процессы. Понятие «правовые ценности» выражает, таким образом, сущностную сторону правовой культуры.

Поэтому, в правовую культуру не могут быть включены правонарушения и иные негативные юридические явления, процессы и состояния, которые выступают в качестве регрессивных факторов, препятствующих нормальному развитию личности и общества.

Диссертант считает обоснованным выделение понятия «правовая антикультура» как антипод правовой культуры, проявляющейся в правонарушениях, правовом нигилизме, коррупционном поведении, технико-юридических дефектах законодательства и др., носящих деструктивный характер, и выражающийся в снижении эффективности действия права, уровня правопорядка.

Характеристикой правовой культуры является мера (степень) освоения и использования накопленных человечеством правовых ценностей, где мера выражает глубинное диалектическое единство качественных и количественных характеристик и является показателем развития правовой культуры, как личности, так и социальной группы и общества в целом.

Анализ подходов к правовой культуре наглядно демонстрирует сложность и многогранность изучаемого феномена.

Во втором параграфе «Методология анализа правовой культуры» раскрываются методологические основания познания правовой культуры, адекватная сущности данного правового феномена и его современного состояния.

Диссертант отмечает, что генезис отечественной правовой культуры требует совершенствования методологии ее познания, и расширения возможностей научного объяснения происходящих в ней тенденций и процессов.

При этом важнейшим методологическим правилом в исследовании сущности и закономерностей правовой культуры является именно системное, комплексное применение всех обозначенных методов в их диалектическом единстве.

23

Одним из важных методов является структурно-функциональный подход к правовой культуре, позволяющий не только раскрыть ее активную роль в правовой системе общества, стремящейся сохранить целостность своих структурных частей в рамках собственного системного начала, но и уделить внимание ее структурным элементам, выявить их функциональную характеристику. В том числе с помощью синергетики возможно осмыслить и отыскать внутренние резервы для развития и саморазвития современной правовой культуры.

Диссертантом разделяется убеждение в необходимости методологического плюрализма при исследовании правовой культуры, позволяющего использовать весь комплекс научных методов, применить интегративный подход.

Важнейшее значение в проведенном исследовании отдано общетеоретическому подходу. С его помощью раскрываются характерные черты российской правовой культуры, выявляются исторические традиции, осмысливается правовой менталитет, делаются выводы о тенденциях развития изучаемого явления и др. Правовая культура современной России - чрезвычайно сложное, внутренне противоречивое и многоаспектное явление. Для ее изучения требуется абстрактно-аналитический подход. Он предполагает исследование не локальных эмпирических правовых явлений, а макромасштабных процессов в правовой сфере.

В третьем параграфе «Соотношение «правовой культуры» с базовыми правовыми категориями» диссертант отмечает, что «правовая культура» соотносится, прежде всего, с такими правовыми категориями, как право, правосознание, правовое поведение. Однако, преставление о правовой культуре было бы не полным, если не рассмотреть его в связи с такими категориями, как «правовая система», «правовая жизнь», «правовая политика», «политическая культура».

Понятие правовая система, отражающее весь спектр правовых явлений, имеющих место в обществе, появилось в результате развития юридической науки. Чаще всего правовую систему определяют как конкретно-историческую совокупность права, законодательства, юридической практики и господствующей правовой идеологии в данном государстве. Правовая система охватывает все имеющиеся в обществе внутренние согласованные, взаимосвязанные правовые компоненты, средства, явления, которые оказывают воздействие на правовую жизнь общества, действия его субъектов.

Правовая система - это категория, охватывающая всю правовую сферу жизни общества как многоаспектное, сложносоставное явление.

24

Правовая культура представляет собой один из способов организации этой правовой сферы, она является одновременно и содержательной, и оценочной категорией, отражающая качественное состояние правовой жизни общества. Как содержательная категория она воспроизводит эту сферу в сознании индивида и общества, то есть на идеальном уровне, а также в материализированном виде. В этих же рамках она действует как оценочная категория, «высвечивающая», те же нормы, институты, отношения и т.д. и определяя тем самым качественное состояние правовой жизни общества на том или ином этапе его развития. Отсюда - неизбежность повторения одного в другом: правовой культуры в правовой системе общества, и наоборот. Правовая культура пронизывает само право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, законотворческую и правоприменительную деятельность[6].

Это дает основания для вывода, что правовую культуру не следует выделять в качестве отдельного компонента правовой системы, так как она свойственна всем ее элементам как качественное состояние всей правовой деятельности, выражающееся в достигнутом уровне развития правовых явлений и процессов.

Наряду с понятием «правовая система» общества в литературе в настоящее время многие отечественные авторы достаточно обстоятельно исследуют категорию «правовая жизнь», под которой понимается совокупность всех форм юридического бытия общества, выражающаяся в правовых актах и иных проявлениях права (в том числе и негативных), характеризующая специфику и уровень существующей юридической действительности, отношение субъектов к праву и степень удовлетворения их интересов[7].

В сравнении с понятием «правовая жизнь» правовая культура - более узкое понятие, выступающее его составной частью.

Правовая культура тесно связана с политической культурой, которые взаимно дополняют одна другую и, вероятно, не могут существовать изолировано, их уровни должны быть сопоставимы. Взаимодействие доминирующих в обществе политической и правовой культуры выражается в том, что они действуют в одном направлении: либо способствуют утверждению и развитию демократического правового государства, либо препятствуют этому процессу. Определяющей среди названных культур следует считать политическую культуру, так как она характеризует более

25

широкое политической пространство, в рамках которого существует правовая сфера.

Обе сферы - политика и право, преломляются в правовой политике, под которой понимается законность (легитимность) не столько самой политики в целом, сколько применяемого арсенала средств, методов, инструментов. Направлениями правовой политики могут выступить основополагающие направления юридической деятельности: правотворчество, правореализация, правоинтерпретация, научно-доктринальная деятельность, юридическое образование.

Правовая политика призвана управлять процессами правового развития конкретной страны, повышать степень упорядоченности и организации юридического бытия. Она представляет собой систему приоритетов в юридической деятельности, в правовой сфере, основывается на общепризнанных нормах международного права, находит свое выражение преимущественно в правовых актах и юридической идеологии конкретной страны.

В четвертом параграфе «Структура правовой культуры» освещаются не только элементы структурного состава, но и взаимосвязи между ними, которые характеризуют правовую культуру как целостную систему.

Несмотря на трудности определения элементного состава правовой культуры, являющиеся следствием различных подходов к изучаемому феномену, при проведении диссертационного исследования установлена следующая логическая структура правовой культуры, состоящая из трех основных взаимосвязанных элементов: права, правового сознания, правомерного поведения.

Выделение элементов правовой культуры условно, так как они тесно взаимосвязаны, и каждый из элементов проявляется в других. Важно подчеркнуть, что определяя правовую культуру как степень освоения правовых ценностей, в структуре изучаемого явления автором выделяются состояние (степень) каждого из элементов, их уровневое состояние:

1) состояние позитивного права, законодательства, совершенство его содержания и формы;

2) состояние правосознания в обществе, т.е. степень знания и понимания права, уважение к праву, осознание необходимости его использования, соблюдения, исполнения;

3) состояние правовой деятельности, включающей правотворческую, правоприменительную деятельности;

26

4) правомерное поведение граждан, характеризующееся степенью исполнения требований законности, состоянием правопорядка в обществе.

Одной из основных характеристик правовой культуры следует назвать деятельностную характеристику. Правовая культура находит выражение в человеческой деятельности, которая предполагает не просто правомерное, а социально-активное поведение. О социально-правовой активности свидетельствует добровольная, сознательная деятельность, выражающаяся в интересе к праву, его уважении. Социально-преобразующая юридическая деятельность, способы ее осуществления и позитивные результаты считаются в науке фундаментальными свойствами правовой культуры.

В современной юридической литературе относительно структуры правовой культуры утверждается, что правовая культура - это полиструктурное образование, включающее несколько структур: генетическую и функциональную, логическую (логико-философскую) и психологическую, временную и пространственную, стохастическую и другие структуры[8]. Данная точка зрения имеет право на существование. Вместе с тем такой чрезмерно широкий подход размывает структурное единство правовой культуры, «уводит» от анализа ее собственно элементов. Так же возникает вопрос о сочетаемости таких разных подструктур в одной общей.

В пятом параграфе «Функциональная характеристика правовой культуры» анализируются роль и функции правовой культуры общества, социальной группы и индивида в становлении правовой государственности и предлагается их следующая иерархия.

1. Функции высшего уровня, призванные характеризовать правовую культуру как целостное явление. К ним относится функция передачи от поколения к поколению правовых ценностей, которая является доминирующим направлением правового воздействия правовой культуры.

2. Функции основного уровня, которые характеризуют основные направления воздействия правовой культуры в целом. К ним следует отнести:

- познавательно-преобразовательную функцию, связанную с процессом познания объективных закономерностей правовой действительности, с теоретической деятельностью, направленной на осмысление

27

правовых явлений и призванной содействовать развитию правового сознания;

- оценочную функцию, выражающуюся в разнообразных явлениях и фактах, которые формируют правовую систему ценностей, отражаясь в сознании и поступках людей;

- регулятивную функцию, проявляющуюся в процессе реализации правовых норм соответственно с уровнем правовой культуры субъектов; она реализуется через правовые и другие социальные нормы, обеспечивает соответствующее поведение, подчинение людей и их деятельности определенным правилам;

- коммуникативную функцию, проявляющуюся в общении, возможности субъектов адекватно воспринимать и использовать правовую информацию;

- воспитательную функцию, направленную на формирование устойчивых правовых качеств субъектов и активного сознательного правомерного поведения.

3. Функции обеспечивающего уровня. К ним следует отнести:

- охранительную функцию, назначение которой состоит в защите общезначимых, социально важных ценностей и вытеснение явлений, признаваемых социально опасными, вредоносными, противоправными;

- прогностическую функцию, которая сводится к научному предвидению, к определению перспектив развития правовых явлений, возможных путей решения правовых проблем с целью достижения желаемого состояния.

Классификация функций правовой культуры и построение их иерархии является в определенной степени условным, но теоретически значимым в рамках задач проведенного исследования.

В реальной жизни функции правовой культуры не существуют изолированно друг от друга, они тесно взаимосвязаны и только в системе они могут достигнуть результата.

В шестом параграфе «Виды и типы правовыхкультур» рассматриваются виды классификаций правовых культур по разным основаниям.

По субъектному составу (в зависимости от носителя) исследуется: правовая культура личности, социальных групп и общества в целом. По глубине отражения правовой действительности выделены следующие виды (уровни) правовой культуры: обыденная, профессиональная, теоретическая.

С точки зрения цивилизационных критериев, представляется возможным выделить восточную и западную правовые традиции, которые лежат в основе правовых культур восточного и западного типа.

28

Делается акцент на типологии правовой культуры, предложенной А.П.Семитко, согласно которой выделяются два исторических типа: социоцентрический и персоноцентрический типы правовой культуры, в основе которых - правовое положение личности, уровень обеспечиваемой правом свободы человека. «Российская правовая культура переживает сегодня переходный от социо- к персоноцентризму период. Общая тенденция развития - персоноцентристская», - утверждает автор[9].

Профессором А.Н.Бабенко обосновывается типология правовой культуры личности, основанием для деления в которой берется правовое взаимоотношение государства, гражданского общества и личности. На этой основе он выделяет следующие типы правовой культуры личности: этатистский (авторитарный), цивилистский (либеральный), равновесный (гуманистический)[10]. Признавая предложенную ученым классификацию типов личности как достаточно убедительную, вероятно, следует признать, что указанные типы в «чистом» виде в конретно-исторических условиях вряд ли существуют.

Тем не менее, что прогнозируемый для России равновесный тип действительно мог бы стать компромиссным вариантом сочетания персоноцентризма и социоцентризма, особенно в переходный период.

Представляется возможным выделить основные черты, присущие правовой культуре.

1. Правовая культура является частью общечеловеческой культуры, создаваемой постепенным, преемственным общественным развитием, совокупной работой сменяющих друг друга поколений. Правовая культура функционирует в органическом взаимодействии с другими ее областями и сферами: экономической, политической, нравственной, религиозной и т.д., испытывая на себе их обратное воздействие, которое нередко является определяющим. Феномен правовой культуры характеризует структуру отношений конкретного общества и составляющих его социальных групп в историческом контексте, а также является критерием оценки, индикатором уровня развития общества и его институтов.

2. Правовая культура, являясь разновидностью социокультуры, выражается в достигнутом уровне правотворческой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития общества, правовой системы в целом.
  1   2   3   4
написать администратору сайта