Главная страница
Навигация по странице:

  • Требования и указания к выполнению контрольной работы

  • ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

  • ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

  • МЕТОДИЧКА ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ. Доклад на определенную тему, освещающий её с различных сторон на основе обзора литературы и разных источников



    НазваниеДоклад на определенную тему, освещающий её с различных сторон на основе обзора литературы и разных источников
    АнкорМЕТОДИЧКА ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ.doc
    Дата14.04.2017
    Размер224 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаМЕТОДИЧКА ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ.doc
    ТипДоклад
    #1044
    страница1 из 3
      1   2   3

    ВВЕДЕНИЕ
    Для современной высшей школы характерно стремление к идее универсального образования и формирования целостного мировоззрения студента. Реализации данной идеи способствует изучение и освоение целого ряда вузовских общеобразовательных дисциплин, среди которых своё особое место занимает такая, изучаемая с конца минувшего столетия во всех вузах России, научная и учебная дисциплина, как культурология. Культурология призвана объединить теоретические, исторические и прикладные аспекты изучения культуры и создать единую систему культурологического знания. Программа учебного курса «Культурология» тематически разнообразна и включает в себя такие разделы, как: сущность культуры и её функции; морфология культуры; типология культур; проблема соотношения культуры и цивилизации; основные аспекты взаимоотношений природы и культуры, общества и культуры; система ценностей современного общества; личность в социокультурном пространстве; причины и пути разрешения кризиса современной культуры; специфика современной российской культуры, её проблемы и перспективы.

    Целью курса культурологии является формирование у будущих специалистов целостного представления о культуре, содействие выработке их мировоззренческих установок по отношению к разнообразным явлениям культуры, оформлению их личных ориентаций в культурном пространстве и знаний культурных основ своей специальности. От понимания и усвоения культурологических проблем зависит как общий уровень культуры, так и практическая деятельность будущих специалистов, их способность ориентироваться в современном мире и успешно адаптироваться к быстрым изменениям во всех сферах жизни социума.

    Процесс изучения курса культурологии предполагает внеаудиторную самостоятельную работу. Немаловажной частью подобного самообразования студентов-заочников является контрольная работа. Под таковой в учебном процессе понимается краткое изложение в письменном виде содержания определённой научной проблемы, результатов её научных исследований. Проще говоря, это своего рода письменный доклад на определенную тему, освещающий её с различных сторон на основе обзора литературы и разных источников.

    Контрольная работа предполагает самостоятельную работу студента по выбранной теме и носит обучающий характер с элементами научного исследования. Её главная цель – способствовать формированию у студента навыков работы с научной и справочной литературой по заданной теме, умений грамотно, логично и последовательно излагать материал на основе изученных источников, делать самостоятельные выводы и суждения.

    Учитывая специфику самостоятельной работы, предлагаем некоторые методические рекомендации по подготовке и написанию контрольной работы.
    Требования и указания к выполнению контрольной работы
    Контрольная работа служит основанием для предварительной оценки знаний студента и средством контроля его текущей учебной деятельности.

    Тема контрольной работы выбирается из приведенного ниже тематического перечня и определяется по последней цифре номера зачетной книжки студента (при этом из нескольких, содержащих данную цифру, вариантов выбирается один).

    Контрольная работа должна состоять из следующих частей:

    1. Титульный лист. 2. План работы. 3. Введение. 4. Основная, содержательная часть контрольной работы. 5. Заключение. 6. Список использованной литературы.

    Каждую из указанных частей работы следует начинать с новой страницы.

    При оформлении контрольной работы необходимо учитывать следующее:

    1. Объем контрольной работы, написанной от руки, должен быть в пределах стандартной ученической тетради (12–18 листов). При этом текст контрольной работы должен быть написан аккуратно, разборчиво. Контрольная работа, оформленная небрежно, написанная неразборчивым почерком, а также выполненная по неправильно выбранному варианту, возвращается студенту без проверки с указанием причин возврата.

    Контрольная работа, выполненная в машинописном варианте, должна быть объемом не менее 15 страниц стандартного формата (А 4). Машинописный текст контрольной работы выполняется в текстовом редакторе Word на формате бумаги А 4 (210-297 мм). Требования к полям: правое – 10 мм, верхнее, левое и нижнее – 20 мм. Установки текста: шрифт – Times New Roman, кегль 14; межстрочный интервал – 1,5; абзац – 1,25; выравнивание – по ширине; автоматический перенос слов. Страницы контрольной работы должны быть пронумерованы.

    2. Оформляемый в конце работы библиографический список должен включать в себя указание на пять и более источников, использованных при работе над контрольной (т.е. учебников, учебных пособий, монографий, сборников статей, словарей, справочников, журнальных статей и т.п.). Источники приводятся в алфавитном порядке (т.е. по первой букве их названия либо фамилий авторов). Источник обозначается в такой последовательности: 1) автор; 2) название работы; 3) место издания; 4) название издательства; 5) год издания; 6) количество страниц в источнике. Каждый источник имеет свой порядковый номер и располагается от абзаца. Данное методическое пособие предлагает список литературы, из которого можно подобрать соответствующие теме публикации. Это, впрочем, не исключает права студента самостоятельно подбирать необходимую литературу при написании контрольной работы.

    3. Контрольная работа по дисциплине «Культурология» является допуском студента заочной формы обучения к зачету. Работа должна быть представлена студентом на кафедру «Гуманитарные науки» в первые 3–5 дней зачетно-экзаменационной сессии с тем, чтобы преподаватель вовремя сумел её проверить. Без зачета по контрольной работе студент к сдаче зачета по дисциплине не допускается. Если контрольная работа студента не зачтена, он выполняет её вновь либо по прежнему варианту, либо по варианту, указанному преподавателем.

    ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
    Тема 1. Культурология как наука.

    Тема 2. Структура современного культурологического знания.

    Тема 3. Культура как предмет изучения культурологии.

    Тема 4. Эволюция представлений о культуре.

    Тема 5. Культура как система ценностей.

    Тема 6. Структура культуры.

    Тема 7. Материальная культура и её строение.

    Тема 8. Духовная культура, её сущность.

    Тема 9. Динамика культуры.

    Тема 10. Прогресс и регресс в культурном развитии.

    Тема 11. Функции культуры.

    Тема 12. Физическая культура.

    Тема 13. Культура и природа.

    Тема 14. Культура и традиция.

    Тема 15. Культура и цивилизация.

    Тема 16. Культура и образование.

    Тема 17. Мифология и культура.

    Тема 18. Религия и культура.

    Тема 19. Искусство и культура.

    Тема 20. Мораль и культура.

    Тема 21. Наука и культура.

    Тема 22. Культура и техника.

    Тема 23. культура и коммуникации.

    Тема 24. Культура и общество.

    Тема 25. Социальные функции культуры.

    Тема 26. Социальные институты культуры.

    Тема 27. Культура как социальная связь.

    Тема 28. Знаковая природа культуры.

    Тема 29. Культура и политика.

    Тема 30. Культура и быт. Обыденная культура.

    Тема 31. Культура и экономика

    Тема 32. Массовая и элитарная культура,

    Тема 33. Интеллигенция и культура.

    Тема 34. Культура и молодежь.

    Тема 35. Культура как способ бытия человека.

    Тема 36. Человек как творец культуры.

    Тема 37. Личность и культура.

    Тема 38. Понятие культурного человека.

    Тема 39. Культура человеческого поведения.

    Тема 40. Культура человеческого общения.

    Тема 41. Студент и культура.

    Тема 42. Культура Востока и Запада.

    Тема 43. Архаичная культура.

    Тема 44. Культура ранних цивилизаций.

    Тема 45. Культура Древней Месопотамии.

    Тема 46. Культура Древнего Египта.

    Тема 47. Культура Древней Индии.

    Тема 48. Культура Древнего Китая.

    Тема 49. Особенности античной культуры.

    Тема 50. Культура Древней Греции.

    Тема 51. Культура Древнего Рима.

    Тема 52. Особенности средневековой культуры.

    Тема 53. Средневековая культура арабского Востока.

    Тема 54. Особенности культуры Возрождения.

    Тема 55. Особенности культуры Нового времени.

    Тема 56. Культура европейского Просвещения.

    Тема 57. Проблема Запад – Россия – Восток в культурологическом аспекте.

    Тема 58. Славянская культура.

    Тема 59. Культура Византии.

    Тема 60. Культура Руси до монгольского нашествия.

    Тема 61. Русская культура XIII–XVII вв.

    Тема 62. Культура России XVIII века.

    Тема 63. Культура России XIX века.

    Тема 64. Развитие культуры в СССР.

    Тема 65. Отечественная культура новейшего времени.

    Тема 66. Культура Сибири.

    Тема 67. Особенности мировой культуры XX века.

    Тема 68. Цивилизационная концепция культуры.

    Тема 69. Психоаналитическая трактовка культуры.

    Тема 70. Игровая концепция культуры.

    Тема 71. Антропологическое направление в изучении культуры.

    Тема 72. Структуралистская трактовка культуры.

    Тема 73. Культурологические концепции в России (рубеж XIX–XX веков).

    Тема 74. Культурология и философия русского космизма.

    Тема 75. Актуальные проблемы культуры начала XXI в.

    Тема 76. Культура и глобальные проблемы современности.

    ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
    Тема 1. Культурология как наука

    1. Культурология и её предмет.

    2. Культурология в системе гуманитарного знания.
    Тема 2. Структура современного культурологического знания.

    1. Философия культуры.

    2. История культуры.

    3. Социология культуры.

    4. Культурная антропология.
    Тема 3. Культура как предмет изучения культурологии

    1. Понятие культуры.

    2. Определения культуры.

    3. Современные подходы к пониманию культуры.
    Тема 4. Эволюция представлений о культуре.

    1. Историческое развитие понятия «культура».

    2. Понимание культуры в эпоху античности.

    3. Понимание культуры в эпоху средневековья.

    4. Осмысление культуры в эпоху Нового времени.
    Тема 5. Культура как система ценностей

    1. Понятие ценности.

    2. Культура как система ценностей.

    3. Ценностное отношение человека к миру.

    4. Общечеловеческие ценности и их место в культуре.
    Тема 6. Структура культуры.

    1. Культура как целостная система.

    2. Структура культуры.
    Тема 7. Материальная культура и её строение.

    1. Понятие «материальная культура» и её элементы.

    2. Культура производства. Культура рыночной экономики.

    3. Культура потребления.
    Тема 8. Духовная культура, её сущность.

    1. Базовые ценности духовной культуры: вера, добро красота, истина свобода, равенство, справедливость.

    2. Структура и ценности духовной культуры.

    3. Проблемы развития духовной культуры в современном обществе.
    Тема 9. Динамика культуры

    1. Сущность идеи «циклического» и «линейного» развития культуры.

    2. Причины процесса динамики культуры.

    3. Самобытность и уникальность развития культур и единство культурной истории человечества.


    Тема 10. Прогресс и регресс в культурном развитии

    1. Идея культурного прогресса в истории европейской мысли.

    2. Проблема культурного прогресса.

    3. Будущее культуры человечества в футурологических теориях современности.
    Тема 11. Функции культуры.

    1. Мировоззренческая функция.

    2. Коммуникативная функция.

    3. Ценностная функция.

    4. Семиотическая функция.
    Тема 12. Физическая культура

    1. Структура физической культуры.

    2. Здоровье как ценность в различных культурах.

    3. Телесная красота и художественная культура.
    Тема 13. Культура и природа

    1. Культура как преобразованная природа.

    2. Отношение человека к природе как проблема культуры.

    3. Экологическая культура и этика.
    Тема 14. Культура и традиция

    1. Традиция как способ передачи социального опыта.

    2. Место и роль традиции в культуре. Преемственность и новаторство.

    3. Традиции разных культур.
    Тема 15. Культура и цивилизация

    1. Понятия «культура» и «цивилизация», их взаимосвязь.

    2. Соотношение культуры и цивилизации.

    3. Цивилизация и история.
    Тема 16. Культура и образование

    1. Общество и образование.

    2. Культура как основа образования и воспитания.

    3. Образование как социокультурный процесс.
    Тема 17. Мифология и культура

    1. Мифология как особое отношение человека к миру.

    2. Понятие мифа. Типология мифов.

    3. Миф и современная культура.
    Тема 18. Религия и культура

    1. Происхождение и сущность религии.

    2. Место религии в системе культуры.

    3. Христианство в развитии европейской культуры.
    Тема 19. Искусство и культура

    1. Происхождение искусства.

    2. Художественная культура, её место и роль в обществе.

    3. Искусство и развитие личности.
    Тема 20. Мораль и культура

    1. Происхождение и сущность морали.

    2. Мораль как форма культуры. Моральные знания, ценности и нормы.

    3. Нравственная основа культуры человека.
    Тема 21. Наука и культура

    1. История становления науки.

    2. Наука как особая часть культуры.

    3. Наука и жизненные ценности. Наука и мораль.
    Тема 22. Культура и техника

    1. Понятие техники. Техника и человек в процессе истории.

    2. Техника как социокультурное явление.

    3. Технический прогресс и развитие культуры.
    Тема 23. культура и коммуникации

    1. Культура как система коммуникаций.

    2. Межличностная коммуникация.

    3. Массовая коммуникация.
    Раздел II. Культура и общество
    Тема 24. Культура и общество

    1. Общество как мир культуры.

    2. Социальные потребности в знании о культуре.

    3. Культурология как наука о культуре.
    Тема 25. Социальные функции культуры

    1. Социальная сущность культуры.

    2. Роль культуры в жизни общества.

    3. Социальные функции культуры.
    Тема 26. Социальные институты культуры

    1. Основные социальные институты культуры.

    2. Государство и управление культурой.

    3. Культурная политика и её задачи.
    Тема 27. Культура как социальная связь.

    1. Информационная и коммуникативная функция культуры.

    2. Развитие культуры и межкультурная коммуникация.

    3. Массовая коммуникация и современная культура.
    Тема 28. Знаковая природа культуры

    1. Смысловое отношение человека к миру. Обозначение смысла.

    2. «Знак» и «символ». Роль символа в науке, религии и искусстве.

    3. Культура как социальный знак.
    Тема 29. Культура и политика

    1. Взаимосвязь культуры и политики в развитии общества.

    2. Культура и власть: культура, контркультура, андеграунд.

    3. Политическая культура и современное общество. Культура и демократия.
    Тема 30. Культура и быт. Обыденная культура

    1. Обыденная жизнь человека и культура.

    2. Содержание и формы обыденной культуры.

    3. Культура быта (культура досуга; домашнее хозяйство; будни и праздники и др.)
    Тема 31. Культура и экономика

    1. Соотношение культуры и экономики в развитии общества.

    2. Экономическая культура.

    3. Культура и коммерция: противоречия и взаимосвязь.

    4. Культура предпринимательской деятельности.
    Тема 32. Массовая и элитарная культура

    1. Массовая культура: понятие, становление и социальные функции.

    2. Соотношение массовой и элитарной культуры.

    3. Средства массовой информации и развитие культуры.
    Тема 33. Интеллигенция и культура

    1. Понятие «интеллигенция» в русской культуре.

    2. Интеллигенция и творчество.

    3. Социокультурная роль интеллигенции.
    Тема 34. Культура и молодёжь

    1. Молодёжь и её социокультурная роль.

    2. Особенности молодёжной культуры.

    3. Молодёжные субкультуры и современное общество.
    Тема 35. Культура как способ бытия человека

    1. Человеческая сущность культуры.

    2. Культура как способ бытия человека.

    3. Культура как способ индивидуального бытия человека.
    Тема 36. Человек как творец культуры.

    1. Творчество как способ существования культуры.

    2. Человек – творец культуры.

    3. Развитие человека как творческая самореализация.
    Тема 37. Личность и культура

    1. Понятие личности. Личностный характер культуры.

    2. Социализация личности. Усвоение культуры общества.

    3. Формирование духовного мира личности.
    Тема 38. Понятие культурного человека

    1. Исторические модели культурного человека.

    2. Русское Просвещение и культурный идеал.

    3. Современное представление о культурном человеке.
    Тема 39. Культура человеческого поведения

    1. Поведение в развитии и становлении человека.

    2. Воспитание и его культурное содержание.

    3. Правила и стереотипы поведения. Этикет.
    Тема 40. Культура человеческого общения

    1. Понятие общения. Общение в становлении и развитии человека.

    2. Общение как отношение между людьми. Типы и формы общения.

    3. Общение как культурное взаимодействие.
    Тема 41. Студент и культура

    1. Образование и социокультурное развитие личности.

    2. ВУЗ как культурная среда.

    3. Особенности студенческой культуры.
      1   2   3
    написать администратору сайта