Главная страница
Навигация по странице:

Экзамен по философии. Ответы на вопросы. 2010. Экзамен по философии. Ответы на вопросы. Экзамен по философии. Ответы на вопросы (2010) Античная философия. Досократики


Скачать 461.5 Kb.
Название Экзамен по философии. Ответы на вопросы (2010) Античная философия. Досократики
Анкор Экзамен по философии. Ответы на вопросы. 2010.doc
Дата 12.04.2017
Размер 461.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Экзамен по философии. Ответы на вопросы. 2010.doc
Тип Документы
#722
страница 1 из 6
  1   2   3   4   5   6




ЭКЗАМЕН ПО ФИЛОСОФИИ. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ (2010)

1. Античная философия. Досократики

Досократики

В центре внимания всей философии досократиков – Космос ‒ структурно организованная совокупность и упорядоченная целостность вещей.

Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен)

Фалес Милетский (ок. 640 – ок. 546 до н.э.). Все произошло из воды. Все в мире одушевлено. Быть значит жить. Все, что существует, – живет. Жизнь предполагает дыхание и питание. Первую функцию выполняет душа, вторую ‒ вода (материя). Согласно легенде, Фалес первым из греков начал доказывать геометрические теоремы.

Анаксимандр (ок. 610 – ок. 540 до н.э.). Источник всех существующих вещей – апейрон ‒ вечное и беспредельное начало, среднее между воздухом и огнем, которое всем управляет. Возникновение и развитие мира – периодически повторяющийся процесс. Одновременно сосуществует бесчисленное множество миров.

Анаксимен (ок. 585 – ок. 528/525 до н.э.). Все вещи происходят из воздуха – либо путем разрежения за счет нагревания, либо путем сгущения, приводящего к охлаждению. Твердые предметы (земля, камни и др.) – сгустившийся и застывший воздух. Воздух находится в непрестанном движении и изменении.

Пифагор Самосский (ок. 570 – ок. 497 до н.э.)

Все есть число, т.е. разумное сочетание величин, составляющих пары противоположностей: предел и беспредельное, чет и нечет, единство и множество, правое и левое, мужское и женское, свет и тьма, добро и зло. Все происходящее в мире управляется определенными математическими отношениями. Задача философа – вскрыть эти отношения.

Гераклит Эфесский (ок. 540 – ок. 480 до н.э.)

Первоосновой вещей является огонь. Периоды «возгорания» и «угасания» огня чередуются друг за другом, и это чередование продолжается вечно. Все течет. Все в мире состоит из противоположностей, противоборствующих друг с другом. Существование каждой вещи и каждого процесса определяется взаимодействием и борьбой противоположностей. Действуя одновременно, противоположно направленные силы образуют напряженное состояние, которым определяется внутренняя гармония. Для ее выражения Гераклит использовал слово «Логос» (греч. logos – «слово», «закон»).

Элейская школа (Парменид, Зенон)

Парменид (род. ок. 540/515 до н.э.). Главные характеристики истинно сущего бытия: оно не возникло, неуничтожимо, целокупно, единственно, неподвижно и нескончаемо во времени. То, что бытие не возникло и не может погибнуть, непосредственно следует из невозможности небытия.

Зенон Элейский (род. ок. 500 /490 до н.э.). Книга Зенона включала в себя апории (греч. aporia – «затруднение»). Апория «Дихотомия» заключается в следующем. Прежде чем пройти некоторое расстояние, необходимо пройти половину этого расстояния. Но прежде чем пройти половину, необходимо пройти половину половины, и так до бесконечности. Однако невозможно коснуться бесконечного числа точек в конечное время. Апории показывают, что вера в реальную множественность вещей и реальность движения является результатом ошибки, допущения о том, что существует небытие.

Учение элейцев наносило серьезный удар по ранней «ионийской» традиции, которая занималась поиском некой космической праосновы вещей, подрывалось обоснование взаимосвязи всех вещей. Выход из создавшегося положения был найден: следовало отказаться от поисков одного порождающего начала и допустить существование многих структурных элементов вещей. Наиболее выдающимися представителями этого нового направления в греческой философии были Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп и Демокрит.

Эмпедокл из Акраганта (ок. 490 – ок. 430 до н.э.)

Четыре элемента: огонь, воздух, вода и земля, – корни всех вещей. Они вечны, неизменны и не способны переходить друг в друга. Все вещи получаются в результате соединения этих элементов в определенных количественных пропорциях.

Существуют две космические силы – Любовь и Ненависть. Они нематериальны, но пространственно протяженны. Любовь соединяет разнородные элементы, Ненависть – разъединяет их. Попеременное преобладание этих сил определяет циклический ход мирового процесса.

Анаксагор из Клазомен (ок. 500 – 428 до н.э.)

В мире имеется бесконечно большое число мельчайших, не видимых глазу и бесконечно делимых частиц – гомеомерий. Гомеомерии – такие структурные единицы бытия, у которых каждая часть подобна другой и одновременно целому. Во всем имеется часть всего, а каждая вещь только кажется тем, что в ней преобладает. «Ум» ни с чем не смешивается, содержит в себе полное знание обо всем и имеет величайшую силу.

Демокрит из Абдеры (ок. 460 – ок. 370 до н.э.)

Небытие существует не менее, чем бытие, и это небытие есть пустота. Пустота разделяет мельчайшие частицы бытия – атомы. Атомы отличаются друг от друга величиной, формой и положением. Они беспорядочно носятся в пустоте и, соединяясь друг с другом, порождают всевозможные миры. Атомы неизменны, невидимы, неделимы и совершенны. Их бесконечное множество. Причиной движения атомов, их сцепления и распада является необходимость – природный закон, правящий мирозданием.

Все живое отличается от неживого наличием души. Она состоит из мелких круглых подвижных атомов. Душа имеется не только у человека, но и у животных и растений. Она умирает вместе со смертью тела, рассеиваясь в пространстве. Боги также состоят из атомов и потому не бессмертны, однако они представляют собой очень устойчивые соединения атомов, которые недоступны органам чувств.

2. Классическая философия Античности (Сократ, Платон, Аристотель)

Сократ (ок. 470 – 399 до н.э.)

По мнению Сократа, люди поступают безнравственно, заблуждаются и страдают именно потому, что не знают, чтó есть добро, а чтó – зло. Сократ предпочитал речам непосредственный разговор с собеседником. Путем наводящих вопросов и ответов соображения собеседника последовательно доводились до абсурда. По мнению Сократа, каждый человек уже содержит в себе знание истины, но только не осознает ее, пока предложенные ему вопросы не приведут его к противоречию с самим собой, а, следовательно, к признанию своего невежества. Сомнение же в истинности прежних суждений ведет к самопознанию.

Платон Афинский (ок. 427 – 347 до н.э.)

Мир, воспринимаемый человеческими чувствами, есть лишь слабое отражение, бледный отпечаток самостоятельно существующих «идей» – сверхчувственных прообразов всех вещей, которые постигаются только в мышлении.

Душа человека бессмертна. После вхождения в тело она способна помнить все то, что она совершила в ином мире. Видя общее между столами, домами, людьми, человек вспоминает «идеи» этих вещей – вечные и неизменные.

В душе человека соединяются два начала: разумное «светлое» и неразумное «темное». Душа принадлежит и земному миру, и занебесной области. Вслед за пифагорейцами Платон называет тело «гробницей души». Только любовь к мудрости – философия – вновь окрыляет душу.

Аристотель из Стагиры (384 – 322 до н.э.)

Аристотель не признавал самостоятельного существования общих понятий – «идей». Общее не существует отдельно от единичного, но пребывает в самой единичной вещи и познается только через нее. Не созерцание запредельного мира «идей», а наблюдение мира реальных вещей ведет к пониманию высшей истины.

Следует предположить существование двух «первых» вещей. «Первое движимое» – «первое небо» (сфера «неподвижных звезд»). «Первое движущее» – «неподвижный вечный первый двигатель». Это Бог-Перводвигатель. Он неподвижен и бестелесен.

Причин бытия четыре:

  1. форма – «формальная причина»;

  2. материя – «материальная причина»;

  3. источник движения – «действующая причина»;

  4. цель – «целевая причина».

«Форма» Аристотеля – это платоновская «идея», превращенная из занебесного «образца» во внутренний принцип существования вещи. Формы вечны и неизменны.

Аристотель различает четыре типа движения:

  1. возникновение и уничтожение;

  2. качественное изменение;

  3. количественное изменение, т.е. увеличение и уменьшение;

  4. перемещение вещи с места на место.

3. Философия эпохи эллинизма (киники, стоики, эпикурейцы)

Киники

Основателем философии киников был Антисфен (ок. 446 ‒ 366 до н.э.). Антисфен отстаивал воззрение о том, что существует лишь то, что можно воспринимать чувствами. Поэтому реально существует лишь единичное, лишь отдельные вещи. Антисфен отвергает и идеалистическую интерпретацию души как вечную, бессмертную и противоположную смертному телу. Он характеризует ее как материальную и в определенном смысле аналогичную телу, которое ее содержит.

В центре интересов Антисфена, как и всей остальной кинической философии, находятся этические проблемы. Вершиной добродетели он считает автаркию ‒ автономию нравственной личности. Киники отвергали потребительскую жизнь, презирали почести. Согласно их этическому учению, естественные потребности людей нужно удовлетворять, однако неправильно в процессе удовлетворения этих потребностей стремиться к наслаждению.

Наиболее известным пропагандистом кинической этики был Диоген из Синопа (ок. 404 ‒ 323 до н.э.), известный своей скромной, непритязательной жизнью. Идеал простой жизни киники весьма тесно связывали с возвратом к природе. Естественное удовлетворение природных потребностей, устранение всех искусственных препятствий и достижение автаркии являются главным смыслом кинической этики. Высшим нравственным идеалом киников, которого можно достичь путем подавления страстей и ограничения до минимума потребностей, является полная апатия ‒ безразличие к миру, обществу, почестям и всем прочим ценностям.

Стоицизм

Основателем стоицизма был Зенон из Китиона (ок. 333 – 262 до н.э.). Свое название это философское направление получило от названия места, где собирались ученики Зенона. Это была Стоя – пóртик в Афинах (портик – крытая коллонада храма).

Мир («космос») находится в бесконечном пространстве и является разумным живым существом, которое организует все свои части в целесообразно устроенное целое. В мире существуют два начала – активное и пассивное, «действующее» и «претерпевающее». Действующее начало – это Логос, или Бог. Претерпевающее начало – это бескачественная сущность, материя. Оба начала телесны и не имеют формы.

Действующее начало представляет собой тончайшую материю, всюду распространенную и все наполняющую. Стоики называли ее «пневмой».

По истечении определенного периода времени наступает «мировой пожар», и все вещи вновь обращаются в огонь. Затем возникает новый мир, после чего следует новый «мировой пожар». Так следует друг за другом бесконечное число мировых циклов.

Все в мире предопределено.

Страсти следует не только смирять, но и искоренять, т.е. стремиться к освобождению от страстей, к «бесстрастию» ‒ «апатии». Стоики проповедовали космополитизм – учение об универсальном мировом гражданстве, равенстве и братстве всех людей как детей единого Бога, или природы.

Эпикур Афинский (341 – 271 до н.э.)

Цель философии – достижение счастья, т.е. полного отсутствия страданий. Философия состоит из трех частей: этики, физики и каноники. Этика – главная из частей. Она представляет собой учение об условиях достижения счастья и о том, что ему препятствует. Обоснованием этики служит физика – учение о природных началах (атомах) и строении мироздания. Обоснованием физики служит каноника – знание критерия истины и правил ее постижения.

Эпикур признавал существование Богов, которые не влияют на жизнь Вселенной и человека, живут незаметно.

Атомы движутся в пустоте с одинаковой скоростью прямолинейно, т.е. сверху вниз. Но они способны на спонтанное (случайное) отклонение от прямолинейного движения, в результате чего их траектории пересекаются, образуются вещи, взаимосвязи между вещами и само мироздание. Поскольку такое отклонение случайно, возможна свобода в движении атомов, а значит и в поведении людей.

Началом и концом счастливой жизни является наслаждение. Эпикур сводил наслаждение к отсутствию страданий. Цель жизни заключается в состоянии полной свободы от телесных страданий и душевных тревог, т.е. в душевной невозмутимости и безмятежности ‒ атараксии.

4. Философия Средних веков

Средневековая философия была тесно сопряжена с теологией. Однако философия, в отличие от религии, исходила из сомнения в истинности догматов. От разума ожидалась победа над этими сомнениями.

Средневековую философию условно можно разделить на периоды:

  1. апологетика;

  2. патристика;

  3. схоластика.

Апологетика

Апологеты – защитники христианства ‒ доказывали, что языческие верования несовместимы с требованиями разума и добродетели, а эллинская философия погрязла в противоречиях.

Юстин Мученик (ок. 100 – ок. 165). Юстин не отрицает за языческой мудростью права называться мудростью, но считает ее мудростью низшего порядка по сравнению с мудростью христианской. Юстин отождествляет Логос с Христом, чего до него не делал никто. Сын рождается от Отца, как свет от света. И Бог-Отец, рождая Сына, ничего не теряет от своей Божественной Сущности, как ничего не теряет один свет, от которого зажжен другой. Формула «Свет от Света» стала одним из пунктов христианского Символа Веры, который был принят на Никейском соборе.

Тертуллиан (155/165 – после 220). Вся античная культура извращает человеческую жизнь, подчиняя ее ложным целям и ценностям. Именно простая, необразованная душа – христианка. Все изобретения философов бессмысленны и ничтожны в сравнении со свидетельствами души простого человека. Подлинной наставницей человека является не философия и культура, а природа. От культуры следует освобождаться, как от тяжелой болезни. Вера – антипод разума. Впоследствии Тертуллиану будет приписана формула: «Верую, ибо абсурдно».

Патристика

Учения Отцов церкви называют патристикой.

Климент (ок. 150 – 216). Иудейская и эллинская философия вели человечество к христианству. Философия должна быть служанкой богословия. Это положение станет впоследствии основой средневековой философии. Вера не только не страдает от логических доказательств, а, наоборот, углубляется благодаря философским обоснованиям. Таким образом, Климент первым в истории христианства сформулировал принцип гармонии веры и разума. В положительном Богопознании ‒ в катафатической теологии ‒ Бог постигается по Его земным творениям, а также путем истолкования образов Священного Писания. Но возможности положительного Богопознания ограниченны. В отрицательном Богопознании ‒ в апофатической теологии ‒ о Боге говорится посредством отрицательных характеристик: Бог не имеет физических измерений, находится вне пространства и времени, вне телесных форм и словесных выражений.

Ориген (ок. 185 – 253/254). Бог есть бестелесный Дух. Аналогично Ориген характеризует и душу человека. Источником Зла является свобода. Зло проистекает из той свободы выбора, которой Бог-Отец наделил бестелесных духов. Но в результате неверного выбора эти духи стали отпадать от Бога. Предвидя это, Бог сотворил материю и стал связывать падшие души с материальными телами, наказывая их за первородный грех земным воплощением. Изгнание духов не вечно. Претерпев в этом мире страдания и пережив катарсис ‒ духовное очищение, а также возрождение, духи получают прощение и возвращаются к Богу. Восстановит свой духовный облик и сам Дьявол. Мир творится Богом из ничего. Ориген признает платоновское учение о переселении душ. На V Вселенском соборе в Константинополе в 553 г. учение Оригена было признано неканоническим.

Аврелий Августин (354 – 430). Всякое учение касается либо вещей, либо знаков. Есть вещи, которые одновременно могут быть знаками. Но в пределе есть «некая высшая вещь», которая никогда ни для чего не служит обозначением. Эта уникальная вещь может быть названа только «Богом». Бог есть Благо, Он – Творец всего благого. Он абсолютно свободен, творит существа только со свободной волей, не являясь при этом ответственным за злые воли. Идея предопределения у Августина близка к идее предзнания. Предзнание предполагает все возможные случаи, а предопределение – только тот, который будет обязательно осуществлен человеком. Наличие свободной человеческой воли не противоречит предопределению.

Схоластика

Проблема универсалий. Термин «универсалия» был введен для обозначения общих имен. Суть проблемы: существуют ли универсалии реально, или они существуют только как названия или имена.

Решение проблемы универсалий предлагали три философских течения:

1. Реализм: универсалии существуют объективно и до отдельных вещей, будучи их идеальными началами в уме Бога (Ансельм Кентерберийский).

2. Номинализм: реально существуют только отдельные тела и вещи, а универсалии – это только имена, которые существуют после вещей (Иоанн Росцеллин).

3. Концептуализм: универсалии существуют в вещах, выражают общее в вещах, общее существует как значение слова (Пьер Абеляр).

Официальная католическая церковь осуждала номинализм и склонялась к к реализму.

Пьер Абеляр (1079 – 1142). Был блестящим логиком, который доказывал возможность изучать теологию именно логическим способом. Диалектическая теология, основанная на логических аргументах, подверглась критике Бернаром Клервоским ‒ представителем мистической теологии, которая основывалась на данных внутреннего опыта. Абеляр теоретически сформулировал мысль об исторической ограниченности человеческого знания и постоянного ввода в него знания нового. Абеляр был инициатором выделения этики из теологии.

Фома Аквинский (1225/6 – 1274). Фома переосмыслил христианскую философию на почве учения Аристотеля. Он пытался найти общие основания веры и разума. Фома отвергает и мнение, согласно которому существование Бога определяется только верой. Фома предлагает доказательства, исходя не из представления о Божественной сущности, относительно которой человеческому разуму ничего не известно, а из идеи Божественных действий. Эти действия можно воспринимать чувствами, и они дают основания для доказательства существования Бога.
  1   2   3   4   5   6
написать администратору сайта