Главная страница
Навигация по странице:

  • 58. Политическая система общества: понятие и элементы. Политическая система

  • 59. Место и роль государства и права в политической системе общества.

  • 60. Правовое государство: понятие, содержательные черты и условия становления в Российской Федерации.

  • Правовое государство

  • Основы для формирования правового государства

  • тгип. Экзаменационные вопросы по тгиП. Место и роль теории государства и права в системе социальных и юридических наук



    Скачать 0.57 Mb.
    НазваниеЭкзаменационные вопросы по тгиП. Место и роль теории государства и права в системе социальных и юридических наук
    Дата30.03.2018
    Размер0.57 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлатгип.docx.docx
    ТипЭкзаменационные вопросы
    #32030
    страница13 из 13
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

    56. Политический режим: понятие и виды.

    https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5797131c8102f/img17.jpg

    Политический режим — это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего, отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.

    Согласно одной точке зрения понятия "политический режим" и "государственный режим" можно расценивать как тождественные. Исходя из другой — понятие "политический режим" — более широкое, ибо включает в себя методы и приемы осуществления политической власти со стороны не только государства, но и политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т. п.

    Политический режим — это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории "политический режим" и "политическая система" тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая — как эта власть осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо недемократично).

    Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Исходя из него судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.

    Признаки политического режима:

    степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;

    соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

    гарантированность прав и свобод личности;

    характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;

    степень реализации политической власти непосредственно народом;

    положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

    место и роль негосударственных структур в политической системе общества;

    соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

    характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц;

    тип политического поведения;

    характер политического лидерства;

    учет интересов меньшинства при принятии политических решений;

    доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т. п.) при осуществлении политической власти;

    степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;

    принципы взаимоотношения общества и власти;

    политическое и юридическое положение и роль в обществе "силовых" структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности и т. д,};

    мера политического плюрализма, в том числе многопартийности;

    существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших,

    Таковы элементы, в совокупности составляющие содержание категории "политический режим".

    Выделяют следующие разновидности политических режимов:

    1. Демократический. Он присущ прежде всего странам с социально ориентированной экономикой, где существует сильный «средний класс». Государственная власть осуществляется с учетом конституционных положений о разделении властей, системы сдержек и противовесов и т.д. Методы принуждения строго ограничены законом, массовое или социальное насилие исключается. Государственная власть применяет различные методы прямых и обратных связей с населением.

    Можно выделить две группы признаков, присущих данному виду политического режима.

    Первая группа это формальные признаки: а) народ — основной источник власти; б) юридическое равенство всех граждан;

    в) преобладание большинства над меньшинством при принятии решений; г) выборность основных государственных органов.

    Вторая группа это реальные признаки: а) развитые институты представительной и непосредственной демократии; б) гарантирование гражданам политических прав и свобод; в) свобода информации и независимость СМИ; г) партийный и политический плюрализм; д) разделение властей; е) независимость профсоюзов; ж) местное самоуправление; з) сильная ограниченность политического и правоохранительного насилия; и) признание этнических и других социальных меньшинств.

    Демократический государственный режим существует в США, Великобритании, Франции, Японии, Канаде, Австралии, ряде стран Европы.

    2. Авторитарный. При таком режиме преобладают методы принуждения, но при этом сохраняются некоторые черты либерализма. Выборы в различные органы государственной власти являются формальными. Существует искаженный принцип разделения властей и как результат этого искажения явное доминирование исполнительной власти. Переизбрание главы государства (если это президент) не ограничено.

    3. Тоталитарный. Режим целиком основан на методах физического, психического, идеологического принуждения. Существуют слитные партийно-государственные органы. Законом устанавливаются различные градации прав граждан. Местное самоуправление и разделение властей отсутствует.

    4. Переходный. В некоторых странах существуют промежуточные, полудемократические режимы (Турция), в других — режимы переходные от тоталитаризма к авторитаризму (страны Африки), от тоталитаризма и авторитаризма к демократии (постсоциалистические государства Азии).

    57. Механизм (аппарат) государства. Система государственных органов в Российской Федерации.

    http://referatwork.ru/image.php?way=oplibru/baza5/1780125091940.files/image004.jpg

    https://www.metod-kopilka.ru/images/doc/57/57344/img6.jpg

    58. Политическая система общества: понятие и элементы.

    Политическая система – это совокупность государственных и негосударственных институтов, посредством которых осуществляются политическая власть и управление обществом.

    Выделяют следующие особенности политической системы:

    Политическая система складывается под воздействием многих факторов – экономических, социальных, исторических, психологических и др., но ее функционирование в результате определяется человеком. Вся политическая активность в государстве осуществляется через и для людей.

    Политическая система состоит из четырех подсистем:

    • политические организации – государство, политические партии, общественно-политические организации и движения

    • политические нормы – нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь страны

    • политические отношения – отношения между структурными элементами политической системы

    • политическая идеология – идеологические и психологические характеристики политической системы

    59. Место и роль государства и права в политической системе общества.

    Государство является центральным элементом политической системы, т. к. политическая система общества появляется только вместе с государством, без государства не может быть и политической системы. Место и роль государства в политической системе определяется рядом его черт и признаков, которые ставят государство в особое положение по сравнению с другими субъектами политической системы.

    Черты государства, определяющие его положение в политической системе, таковы:

    - Универсальность государственной власти. Государство - это организация, которая объединяет все общество в целом, универсальная организация. Ни одна другая организация не может конкурировать с государством по сфере охвата масс.

    - Государство обладает монополией на государственное принуждение. Только оно располагает армией, милицией и т. д. Хотя определенными средствами воздействия обладают и другие организации, эти средства не являются столь действенными.

    - Государство создает правовую основу организации и деятельности для других элементов политической системы, для их формирования. Во внутренние дела других организаций государство вмешиваться не должно, но внешне именно оно оформляет их деятельность.

    - Государство обладает монополией на налоги и в руках государственной власти сосредоточен бюджет.

    - Государство обладает суверенитетом, является его главным субъектом, основным источником реализации политической власти. Вокруг него объединяются все остальные составляющие. Если партии и другие институты представляют интересы и позиции тех или иных категорий и группировок граждан в политической системе, то государство выражает всеобщий интерес.

    - Прерогатива государственной власти как составляющая его суверенности. Означает, что государство может разрешить, запретить, приостановить на своей территории деятельность любой другой власти, любых других субъектов политической системы.

    - Государство обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций, это единственная полновластная организация в масштабе всей страны. Негосударственные организации такими свойствами и функциями не обладают. Они решают локальные по содержанию и объему задачи в строго определенной сфере общественно-политической жизни.

    Некоторые авторы подчеркивают - и справедливо, - что государство лучше характеризовать не столько как главное, сколько как особое звено политической системы. Роль главного звена, охватывающего своей организующей и направляющей деятельностью активность всех структурных элементов, выполняет личность, в то время как особым звеном является государство.

    60. Правовое государство: понятие, содержательные черты и условия становления в Российской Федерации.

    В процессе становления правового общества начинают меняться подходы во взаимоотношениях государства и человека. Эти изменения проявляются в юридической регламентации статусов как отдельной личности, так и государства. Теперь уже человек, его права и свободы должны стоять на первом месте, а правовой режим с его ограничительными функциями должен действовать преимущественно для государства.

    Правовое государство характеризуется тем, что:

    1) в отношении личности создаются все условия для его правовой свободы;

    2) основанием для этого становится принцип «дозволено все, что не запрещено законом». А также положение, что человек, являясь автономным субъектом, свободен распоряжаться своими силами, способностями, имуществом;

    3) в свою очередь, право, являясь формой и мерилом свободы, должно как можно больше раздвинуть границы ограничений личности, особенно в области экономики, а также в сфере внедрения научно-технического прогресса в производство.

    Правовое государство — государственная власть ограничена правом.

    Выделяют следующие признаки правового государства:

    1) народный суверенитет;

    2) верховенство права, а именно правовая организация власти государства, которая предполагает: ограничение власти государственных органов нормами права, которые основываются на общественной воле; прямое, непосредственное действие закона как основополагающего юридического документа, который может быть создан как представительными органами, так и напрямую населением;

    3) правовая защита личности человека от произвола должностных лиц и т. д.

    Основы для формирования правового государства: 1) политическая основа, которой свойственно наличие суверенитета, регулирующего интересы членов политической системы общества и реализующего правовое равновесие и свободное развитие данных интересов; 2) экономическая основа, которая представляет собой производственные отношения, сложившиеся в обществе. Они характеризуются многоукладностью, а также наличием разных форм собственности (государственной, частной, коллективной и т. д.); 3) социальная основа, которой свойственно создание саморегулирующегося гражданского общества. В нем каждый гражданин государства имеет возможность для реализации своих творческих, а также трудовых потенциалов. Гражданское общество одновременно обеспечивает многообразие мнений, личных свобод и прав; 4) нравственная основа. Ее формируют общечеловеческие позиции справедливости, гуманизма, свободы и равенства человека и гражданина.

    Принципы правового государства:

    1) верховенство закона – принцип, который является высшей формой организации и защиты свободы личности;

    2) разделение властей – принцип, фиксирующий разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, относительно самостоятельных, взаимно ограничивающих друг друга с помощью закрепленной законодательно системы «сдержек и противовесов»;

    3) реальность в обеспечении прав и свобод человека и гражданина;

    4) взаимная ответственность государства и личности – принцип, который закрепляет равенство и справедливость в отношениях между государством и личностью;

    5) соответствие внутригосударственного законодательства общепризнанным нормам и принципам международного прав.

    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13
    написать администратору сайта