Главная страница
Навигация по странице:

  • 8.Право: понятие, признаки и их характеристика. Право

  • 9.Право и мораль, их соотношение. Мораль (М)

  • Право (П)

  • Отличие морали от права

  • 4. по характеру и способам их воздействия на сознание и поведение

  • 5. по хар-ру и порядку ответственности за их нарушение

  • 6. по уровню требований, предъявляемых к поведению человека.

  • 10. Норма права: понятие и признаки. Норма права

  • 11. Структура норм права, характеристика ее элементов. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта.

  • Диспозиция

  • 12. Виды (классификация) правовых норм, их характеристика.

  • тгип. Экзаменационные вопросы по тгиП. Место и роль теории государства и права в системе социальных и юридических наук



    Скачать 0.57 Mb.
    НазваниеЭкзаменационные вопросы по тгиП. Место и роль теории государства и права в системе социальных и юридических наук
    Дата30.03.2018
    Размер0.57 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлатгип.docx.docx
    ТипЭкзаменационные вопросы
    #32030
    страница3 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    1.Общесоциальные функции (- осн. направления прав. воздействия на разл. сферы обществ. жизни)

    1) экономическая (упорядочивает произ-ные отношения, закрепляет формы соб-ти, опред-ет механизм распределения общ. богатства и т.п.);

    2) политическая (закрепляет полит. строй общества, механизм функц-ния гос-ва, регламентирует полит. отношения, регулирует Де субъектов полит системы);

    3) воспитательная (оказывает педагогическое возде-ие, формирует у субъектов мотивы правомерного поведения);

    4) коммуникативная (выступает способом связи между субъектом и объектом управления, между законодателем и обществом).

    5) духовная

    6) социальная

    2. Спец. юр. функции (- прав. регулирование обществ. отн-й)

    1) регулятивная (развитие общественных отношений)

    Имеет первичное значение, устан-ет наиболее ценные связи для общ-ва и гос-ва, регулирует обществ. отношения

    Формы осуществления:

    - определение соответствующих юр. фактов в гипотезах юр. норм.

    Делится на:

    А) регулятивно-динамическая (активное поведение через обязывающие нормы)

    Б) регулятивно-статическая (пассивное поведение - действуют запрещающие нормы)

    2) охранительная функция.

    Устанавливает меры по защите регулируемых правоотношений (юр. отв-сть)

    Специфика в следующем:

    1. характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей (санкция, установление запретов и реализацией юридической ответ-ти;

    2. информатор о том, какие социальные ценности взяты под охрану посредством правовых предписаний;

    3. является показателем политического и культурного уровня развития общества.

    Формами осуществления:

    - установление обязанностей, запретов, приостановлений, мер пресечения, мер принуждения;

    - фиксация негативных санкций - наказаний и процедуры их реализации.

    8.Право: понятие, признаки и их характеристика.

    Право – это система общеобязательных норм, опирающихся на идеи справедливости и свободы, выраженных в признаваемых гос-вом источниках и являющихся критерием правомерно-дозволенного, запрещающего и предписанного поведения.

    Право понимается неоднозначно разл. специалистами в отдельных науках, в следствии чего порождаются разл. подходы к сущности права:

    1. Норм. подход: Пр – это сис-ма норм, выраж. в офиц. источниках, признаваемых гос-вом

    2. Социологический : Пр – это сис-ма отношений, в рамках реализуются интересы индивида и общ-ва;

    3. Психологический: Пр – это совок-ть чувств, идей, проявляющихся в соц. сферах (в психологич. сферах жизни общ-ва)

    Право – это уровень осознания субъекта, ценности и полезности прав предписания

    Признаки права (термины):

    - обычные права, вошедшие в привычку

    - сис-ма морал. прав

    - свобода поведения, основанная на уставных положениях

    В юр. смысле Право рассматривается как:

    1. Объективное право – сис-ма формально-определенных юр. норм, установленных и обеспеченных гос-вом, направленных на регулирование обществ. отношений.

    2. Субъективное право – мера юридически возможного поведения субъекта для удовлетворения его потребностей и общественных интересов

    Право возникает при участии 2 субъектов – людей и гос-ва.

    Отличительные черты права:

    • Выступает отдельно от общественных отношений;

    • Состоит из норм, которые поддерживаются принудит. силой гос-ва;

    • Выражает волю господствующего класса

    Признаки права:

    1. Общие (как соц. норма)

    • Сост. из норм. установок

    • Выражает идеи справедливости и свободы

    • Имеет свой спец. предмет отражения (правопорядок)

    • Право регулирует поведение чел-ка, воздействуя на его мысли и чувства

    • Имеет специфич. форму выражения – закон-во

    1. Специфические (присущи закон-ву):

    • Возведенная в закон воля

    • Формальная определенность (=письм. форма выражения)

    • Системность (взаимосвязанность и согласованность)

    • Охраняется гос-вом

    • Равный масштаб по отношению к разным людям

    • Динамизм (измен. в зависимости от жизни общества)

    Сущность права отождествляется с правопорядком. Сущность права представляет собой нормативную форму упорядочения и стабилизации общественных отношений, охраняемую гос-м принуждением.

    Правопонимание - это процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению

    Становление права есть процесс и результат целенаправленной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие и отношение к нему.

    9.Право и мораль, их соотношение.

    Мораль (М) - это система норм и принципов, регул-х поведение людей с позиций добра и зла, справед-го и несправедливого и т.п.

    Право (П) – это система соц норм, которые устанавливаются и защищаются гос-ом, формально определены, и общеобязательны для всех.

    Единство права и морали состоит в том, что:

    1. они представляют собой разновидности соц. норм, образующих в совок-ти целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают некоторыми общими чертами, у них единая нормативная основа;

    2. П и М преследуют в конечном счете одни и те же цели и задачи — упорядочение и совершенствование общ-ной жизни, внесение в нее организующих начал, развитие и обогащение личности, защиту прав чел-ка, утверждение идеалов гуманизма, справедливости;

    3. у П и М один и тот же объект регулирования — общ-ные отношения (только в разном объеме), они адресуются к одним и тем же людям, слоям, группам, коллективам; их требования во многом совпадают;

    4. право и мораль в качестве норм-х явлений определяют границы должных и возможных поступков субъектов, служат средством выражения и гармонизации личных и общ-ных интересов;

    5. право и мораль в философском плане представляют собой надстроечные категории, обусловленные прежде всего эконом-ми, а также полит-ми, культ-и и иными факторами, что делает их социально однотипными в данном обществе или в данной формации;

    6. право и мораль выступают в качестве фундам-ых общеисторических ценностей, показателей соц-го и культ-го прогресса общества, его созидательных и дисциплин-х начал. Цель права — «установить совместную жизнь людей так, чтобы на столкновения, взаимную борьбу, ожесточенные споры тратилось как можно меньше душевных сил»ю

    Отличие морали от права:

    1. способом формирования (установления). Право создается гос-ом. Нормы морали – в процессе практической деятельности людей.

    2. по методам их обеспечения. Право охраняется гос-ом. Мораль опирается на силу общ-ного мнения. Нарушение нрав-ных норм не влечет за собой вмешательства гос-ных органов.

    3по форме их выражения, фиксации. Правовые нормы закрепляются в спец. юр. актах гос-ва, то нравственные нормы не имеют четких форм выражения, а возник. и сущ-ют в сознании людей-участников общественной жизни.

    4. по характеру и способам их воздействия на сознание и поведение людей. Право регул-ет взаимоотношения между субъектами с точки зрения их юридических прав и обязанностей, а мораль -с позиций добра и зла.

    5. по хар-ру и порядку ответственности за их нарушение. Противоправные действия влекут за собой реакцию гос-тва, т.е. особую, юр. ответственность, Иной характер носит "воздаяние" за нарушение нравственности. Четкой процедуры нет. Наказание выражается в том, что нарушитель подвергается моральному осуждению, к нему применяются меры общ-ого воздействия

    6. по уровню требований, предъявляемых к поведению человека. Выше у морали, которая требует от личности гораздо большего, чем юридический закон, хотя он и предусматривает за некоторые противоправные действия весьма суровые санкции. Нравственность выверяет поступки людей

    7по сферам действия. Моральное пространство гораздо шире правового. Право регулирует не все, а лишь важные области общ-ной жизни (собственность, власть, труд, управление, правосудие.)

    9у П и М различные исторические судьбы. Мораль "старше по возрасту", древнее, она всегда существовала, и будет существовать в обществе, тогда как право возникло лишь на определенной ступени социальной эволюции.

    10. Норма права: понятие и признаки.

    Норма права – общеобязательное, формально-определенное правило поведения субъектов общественных отношений, установленных (санкционированных) и охраняемых гос-вом.

    Признаки норм права:

    1. Общие: - общий характер, т.е. рассчитана на упорядоченное поведение не одного, а многих, заранее не персонифицированных лиц. - типичность, т.е. она регулирует поведение, часто встречающееся, распространенное (напр, применение труда, выплата заработной платы, закл-ие договора, неисполнение обязат-тв). - многократная повторяемость, т.е., урегулировав одну ситуацию, она начинает действовать вновь (напр, оплата очередной раз проезда в транспорте, уплата налогов с вновь полученного дохода, несение ответст-ти за вновь совершенное правон-ние). 2. Специальные: - отражение наиболее важных общественных отношений, Малозначительные для общества в целом виды поведения ими не регул-ся, (напр, режим дня, межличностные отношения в семье, способы принятия на работу (учебу), использование заработной платы и т.д.). В этих и др. подобных ситуациях действуют нормы морали, традиции, обычаи и другие соц-ые нормы. - общеобязательность, т.е. распространяется на всех лиц и все обязаны следовать правовым предписаниям; - связь с гос-вом: гос-во издает (санкционирует) и гарантирует исполнение норм права. В юр-ой лит-ре называют и иные признаки норм права: норма права имеет предоставительно-обязывающий характер, т.е. с одной стороны, она предоставляет свободу действий, направленных на удовлетворение законных прав субъекта, а с другой – обязывает совершать или не совершать определенные действия, ограничивая таким образом свободу отдельных лиц.

    Формальная определенность норм права. Этот признак проявляется двояко: 1.В содержании, объеме прав и обязанностей, четких указаний на последствия их нарушений; 2. В том, что любая норма права закреплена в статье, главе, разделе и т.д. официального документа – нормативно-правового акта.

    Специализация норм права предполагает, что между нормами права есть разделение труда, они специализируются на выполнении какой-то одной «своей» юр-ой операции.

    Юстициабельность норм права, т.е. возможность на их основе вынесения решения по конкретному делу. Кроме этих признаков, называют и такие нормы права, как системность, процедурность, объективность, справедливость и т.д

    11. Структура норм права, характеристика ее элементов. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта.

    Норму права нельзя отождествлять с тем или иным отдельным положением и фрагментом текста позитивного права, с его статьями, параграфами и иными составными чертами.

    Норма права и статья нормативно-правового акта могут не совпадать. Норма права — это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции, санкции — исходный элемент системы права, а статья законодательного акта — форма выражения государственной воли — исходный элемент системы законодательства.

    1. Норма права излагается в нескольких статьях закона. Иногда диспозиция и санкция содержатся в одной статье, а гипотезу следует искать в других. По такому принципу построен Уголовный кодекс, где гипотезы выделены в часть Общую. В Гражданском кодексе иначе: санкциям посвящена особая глава в Части I, предусматривающая меры защиты, конкретные же виды договоров (диспозиции) содержатся в Части II.

    2. В одной статье нормативного акта содержится одновременно несколько норм. Особенно этим отличаются статьи Семейного кодекса РФ. Вот пример, когда статья содержит сразу три нормы: «Для усыновления требуется согласие усыновляемого, если он достиг десятилетнего возраста. Если до подачи заявления об усыновлении ребенок проживал в семье усыновителя и считает его своим родителем, усыновление в виде исключения может быть произведено без получения согласия усыновляемого. Согласие ребенка на усыновление выдается органами опеки и попечительства».

    3. Норма права «разбросана» по разным нормативным актам. Законодатель в этих случаях часто дает отсылку к статье того нормативного акта, где находится недостающая часть нормы. Но бывает и так, что отсылку к конкретной статье законодатель не дает, называя лишь нормативный акт. Так, ст. 211 УК РСФСР гласит: «Нарушение правил дорожного движения, повлекшее... наказывается...». Более того, встречаются случаи, когда отсутствует и название того нормативно-правового акта, где может содержаться недостающая часть нормы. В таких случая обычно употребляется фраза: «Ответственность наступает согласно действующему законодательству». Это самый неудобный случай изложения правовых норм.

    Законодатель использует следующие способы изложения норм права в нормативно-правовых актах:

    1. Прямой — все элементы юридической нормы приводятся в статье нормативно-правового акта непосредственно и в очевидной взаимосвязи друг с другом. В рамках прямого способа выделяются простой (описательный) и развернутый (большинство норм уголовного права) способы изложения.

    2. Отсылочный — в статье один из элементов юридической нормы указывается путем отсылки к другой, конкретной, как правило, родственной, статье этого же нормативно-правового акта.

    3. Бланкетный (открытый) — указывается на элемент нормы права путем отсылки не к конкретной статье нормативно-правового акта, а к другому нормативно-правовому акту в целом или к его части, или к нескольким нормативно-правовым актам (распространен при изложении конституционных норм).

    Структура правовой нормы:

    Гипотеза - это часть нормы права, содержащая указание на конкретные фактические жизненные обстоятельства (события, действия, состояния), при которых данная норма права вступает в действие.

    Диспозиция - это часть нормы права, содержащая само правило поведения, которому субъекты права должны следовать, если они оказываются в условиях, предусмотренных в гипотезе.

    Санкция - это часть нормы права, содержащая вид и меру возможного наказания за невыполнение требований диспозиции,, или поощрения за совершение рекомендуемых действий.

    12. Виды (классификация) правовых норм, их характеристика.

    Выделяют следующие основные виды правовых норм:

    1) в зависимости от содержания они подразделяются на:

    исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий, и т.п.);

    общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;

    специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности);

    2) в зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности) - на конституционные, гражданские, административные, земельные и т.п.;

    3) в зависимости от их характера - на материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);

    4) в зависимости от методов правового регулирования делятся на:

    императивные (содержащие властные предписания);

    диспозитивные (содержащие свободу усмотрения);

    поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение);

    рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);

    5) в зависимости от времени действия - на постоянные (содержащиеся в законах) и временные (указ Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием);

    6) в зависимости от функций - на регулятивные (предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений, например нормы конституции, закрепляющие права и обязанности граждан, президента, правительства и т.д.) и охранительные (направленные на защиту нарушенных субъективных прав, например нормы гражданско-процессуального права, призванные восстанавливать нарушенное состояние с помощью соответствующих юридических средств защиты);

    7) в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм, - на общераспространенные (действуют в отношении всех граждан, например нормы Конституции РФ) и специально распространенные (действуют только в отношении определенной категории лиц - пенсионеров, военнослужащих, учащихся и т.д.);

    8) в зависимости от степени определенности элементов правовой нормы - на абсолютно определенные (точно определяющие права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, последствия несоблюдения предписаний нормы; например нормы УК РФ, устанавливающие точный и исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих ответственность), относительно определенные (устанавливающие возможные варианты поведения; например санкции статей Особенной части УК РФ, предусматривающие верхний и нижний пределы уголовного наказания) и альтернативные (закрепляющие несколько возможных вариантов действия, из которых необходимо выбрать один с учетом конкретных обстоятельств; например, установление нормами УК РФ различных видов наказания - лишение свободы, или исправительные работы, или штраф);

    9) в зависимости от сферы действия - на общефедеральные (действуют на территории всей страны, например нормы Уголовно-исполнительного кодекса РФ), региональные (действуют на территории субъектов РФ - в республиках, краях, областях и т.п.) и локальные (действуют на территории конкретного предприятия, учреждения, организации);

    10) в зависимости от юридической силы - на правовые нормы законов и подзаконных актов;

    11) в зависимости от способа правового регулирования - на управомочивающие (предоставляющие возможность совершать определенные действия, например принять завещание, требовать исполнения обязательств), обязывающие (предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия, например возместить убытки, уплатить квартплату, возвратить в библиотеку книги) и запрещающие (не разрешающие производить определенные действия, например нарушать правила дорожного движения, совершать хищения);

    12) в зависимости от субъектов правотворчества - на нормы, принятые государственными (законодательными, исполнительными) органами и негосударственными структурами (народом на референдуме либо органами местного самоуправления).
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
    написать администратору сайта