Главная страница
Навигация по странице:

  • 17.Закон в системе нормативно-правовых актов: понятие, признаки, виды.

  • 18. Юридическая техника: понятие и характеристика. Юридическая техника

  • Правила юр/техники

  • 19. Правотворчество: понятие, виды, принципы, стадии.

  • Принципы правотворчества: - принцип демократизма

  • Стадии правотворческого процесса – это выработанные наукой и практикой и закрепленные законом относительно обособленные этапы принятия нормативного акта.

  • Стадия законодательной инициативы; Стадия обсуждения проекта закона; Стадия принятия проекта закона; Стадия опубликования закона.

  • Процедура принятия федеральных законов в России

  • 20. Законодательный процесс в РФ: понятие, особенности, стадии. Законодательный процесс

  • тгип. Экзаменационные вопросы по тгиП. Место и роль теории государства и права в системе социальных и юридических наук



    Скачать 0.57 Mb.
    НазваниеЭкзаменационные вопросы по тгиП. Место и роль теории государства и права в системе социальных и юридических наук
    Дата30.03.2018
    Размер0.57 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлатгип.docx.docx
    ТипЭкзаменационные вопросы
    #32030
    страница5 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    Существуют следующие виды кодификации:

    а) принятие основ и основных начал законодательства - пример, основы уголовного законодательства СССР.

    б) принятие федеральных кодексов и уставов - устав железных дорог СССР.

    в) принятие кодексов - гражданский кодекс, уголовный кодекс.

    г) принятие уставов, регламентов, положений - основной вид кодификации.

    • неофициальную систематизацию. Каждый человек может осуществлять эту систематизацию для написания дипломной работы, и она не будет носить никакого официального характера.

    Есть ещё один вид систематизации правовых актов – инкорпорация - это объединение нормативно-правовых актов определенного уровня в сборники или собрания законодательства. Такая обработка законов и иных актов, содержащих нормы права, при которой их содержание не меняется, но весь правовой материал объединяется и располагается в определённом систематическом порядке. Присутствует лишь внешняя сторона систематизации, это лишь простая классификация. Может быть: генеральной (инкорпорация всего законодательства страны) или частной; официальной (свод законов государства) или неофициальной (создание сборников по инициативе частных лиц), полуофициальной (инкорпорация по поручению министерств). Официальной инкорпорацией чаще всего занимается Министерство юстиции.

    Инкорпорация нормативно-правовых актов непосредственно связана с их учетом, т.к. базируется на определенном максимально полном фоне соответствующих актов, ибо первой задачей инкорпорации является подготовка перечня актов, из которых должен состоять сборник. Нормативные акты могут инкорпорироваться в том виде, в каком они были приняты правотворческими органами.

    В последние годы появляется большое количество нормативно-правовых актов, в связи с этим, должны разнообразиться формы и виды систематизации. Говорят, что есть что-то смешанное между кодификацией и инкорпорацией и называют это консолидацией. Она представляет собой нечто среднее между кодификацией и инкорпорацией. Несколько нормативных актов объединяются в один. Устраняются противоречия и повторы, обычно носит неофициальный характер.

    В последнее время стали ещё выделять такой вид систематизации, как учёт нормативно-правовых актов. Его ведут специальные учреждения и в Думе и в Совете Федерации и в Правительстве ведут такую работу. Берут на учёт все действующие нормативно-правовые акты

    17.Закон в системе нормативно-правовых актов: понятие, признаки, виды.

    Закон — это нормативный акт, принятый высшим законодательным органом или путем референдума, обладающий высшей юридической силой.

    Признаки закона:

    1. Закон — это нормативный акт, содержащий нормы права.

    2. Закон принимается путем всенародного голосования (референдума) или высшим законодательным органом — парламентом.

    3. В силу указанного закон обладает высшей юридической силой. Это означает, что другие органы не могут изменять законы, что все прочие нормативные акты, называемые подзаконными, должны издаваться в соответствии с законами, не нарушать их. Правоприменительные, индивидуальные акты также должны выноситься на основе законов. Если при решении конкретного дела возникает ситуация, когда подзаконный акт (например, указ Президента или постановление Правительства РФ) противоречит закону, то правоприменитель должен отдать предпочтение закону.

    4. Законы не только регулируют наиболее важные, коренные общественные отношения, но и устанавливают принципиальные положения правового регулирования.

    Законы Российской Федерации можно подразделять по субъектам, их принимающим, по юридической силе и по отраслям права. По субъектам принятия законы делятся на:

    а) принятые на референдуме;

    б) принятые Федеральным Собранием РФ;

    в) законы субъектов федерации.

    Путем референдума мо1ут быть приняты как федеральные законы, так и законы субъектов федерации.

    Федеральные законы подразделяются на федеральные конституционные законы и просто на федеральные (текущие) законы.

    Конституционные федеральные законы принимаются по вопросам, прямо указанным Конституцией РФ. Законы, прямо не отнесенные к числу конституционных, таковыми не являются, несмотря на их важность и необходимость.

    Законы субъектов федерации принимаются в пределах полномочий этих субъектов, определенных Конституцией РФ, федеральными договорами и специальными договорами, заключенными Российской Федерацией с отдельными субъектами.

    18. Юридическая техника: понятие и характеристика.

    Юридическая техника – совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в целях их ясности, понятности и эффективности.

    Объектом юридической техники является текст нормативного документа, в отношении которого применяются интеллектуальные усилия законодателя.

    Уровень юридической техники всегда служит надежным показателем уровня развития правовой культуры общества.

    Средства юр.техники: *юр/термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания), *юр/конструкции (строение нормативного мат-ла, предусматривающее определенное сочетание прав, льгот, обяз-стей, запретов; либо юр/состав правонарушения).

    ВИДЫ юр/техники: 1) правотворческая техника, т.е. техника принятия и оформления норм/актов; (это техника оформления и формулирования законов; оформления кодексов; техника индивидуальных актов (бланк протокола допроса и т.п.).

    2) Правоприменительная техника включает в себя: *приемы оформления и построения правоприменительных актов – протоколов, приговоров, судебных решений. Каждый правоприменительный акт должен содержать – наименование, время, место, его применявший орган. *Способы разрешения коллизий и пробелов в праве. *Способы процедурно – процессуального оформления юриической практики, в том числе следственной, судебной. *Способы применения и толкования юридических норм и НПА. *Способы легализации документов, т.е. придание им юридической силы, среди таких способов распространение получили нормативное удостоверение сделок, государственная регистрация.

    3) Интерпретация (Толкование) права - это интеллектуальный процесс, направленный на выявление смысла норм права самим интерпретатором и доведение этого смысла до сведения других заинтересованных лиц (разъяснение).

    Правила юр/техники: *конкретность, ясность и исчерпывающая полнота правового регулирования;

    логика в изложении текста документа и связь нормативных предписаний между собой;

    * отсутствие противоречий, пробелов, коллизий как в нормативном акте, так и во всей системе законодательства;

    * ясность, простота применения и понимания терминов; недопустимость использования в тексте документа неясных, многозначных и нечетких, эмоционально насыщенных терминов типа «бесчинство», «буйнопомешанный» и др;

    * краткость и компактность изложения правовых норм, сокращение до минимума дублирования нормативного материала по одному и тому же вопросу.

    Приемы юр/техники:

    *по степени обобщения конкретных показателей: абстрактные – когда при формировании НП используется обобщающая формулировка

    * По степени обобщения конкретных показателей различаются два приема: абстрактный и казуистический.

    Абстрактный (обобщающий) – это такой прием формулирования юридических норм, при котором фактические данные охватываются обобщающей формулировкой, т.е. родовыми признаками. Например, в нормативном положении "лицо освобождается от ответственности при отсутствии в его действиях вины" слова "отсутствие вины" являются обобщающей формулировкой, которая охватывает все случаи, когда лицо не предвидело и по обстоятельствам данного дела не могло предвидеть противоправные результаты своего поведения.

    Казуистический – при формулировании НПр. последовательно перечисляются условия при которых она действует.

    * По способу изложения элементов юридической нормы различаются три приема: прямой, ссылочный и бланкетный.

    При прямом изложении все элементы нормы прямо формулируются в данной статье нормативного акта.

    При ссылочном изложении отдельные элементы нормы не формулируются в данной статье; в ней делается отсылка к другой норме, где содержатся нужные предписания. Этот прием изложения применяется для установления связи между частями нормативного материала и для избежания повторений.

    При бланкетном изложении отдельные элементы норм тоже прямо не формулируются, но недостающие элементы восполняются не какой-либо точно указанной нормой, а правилами определенного вида, которые со временем могут изменяться. Иными словами, здесь как бы дается "открытый бланк", ссылка на вид правил.

    * правовые презумпции – предположения о наличии или отсутствии определенных фактов основанное на связи м/д предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтвержденная предшествующим опытом.

    * юридические фикции - несуществующие положения признаваемые в соотв-вии с зак-вом сущ-щими и ведущее соотв-щие правовые последствия.

    * правовые аксиомы – положения самоочевидные истины, не требующие доказательств в юр-ком процессе.

    * правовые преюдиции - обязательность для всех судов, рассматривающих дело, принять без проверки и доказательств факты, ранее установленные вступившим в законную силу судебным решением или приговором по другому делу. В этом случае говорят, что такие факты имеют преюдициальное значение и не подлежат доказыванию (оспариванию).

    * юридическая конструкция - Представляют собой такое структурное расположение правового материала, которое характеризуется внутренним единством прав, обязанностей и форм ответственности соответствующих лиц.

    * концепция НПА – абстрактная, общественная идея, построенная но основе опыта или умозрения и положенная в кач-ве основы норм-ого акта.

    * правовой символ – охраняемый гос-вом условный символ, отличительный знак, представляющий собой видимое или слышимое образование, которому субъект пртв-ва придает особый политико-правовой смысл не связанный с сущностью этого образования.

    19. Правотворчество: понятие, виды, принципы, стадии.

    Правотворчество – это деятельность компетентных государственных органов по принятию, изменению и отмене нормативно-правовых актов и юридических норм.

    Виды правотворчества в зависимости от субъектов различают:

    - непосредственное правотворчество народа в ходе референдума;

    - правотворческая деятельность компетентных государственных органов;

    - правотворчество органов местного самоуправления;

    - санкционирование государством обычаев;

    - выработка судебного прецедента.

    Принципы правотворчества:

    принцип демократизма, население должно привлекаться к участию в правотворчестве, а его мнение учитываться при разработке и принятии нормативных актов;

    принцип законности, правотворчество должно осуществляться только уполномоченными на то компетентными органами с соблюдение всех требований к его процедуре;

    принцип гласности, правотворческая деятельность должна осуществляться в открытой и доступной для населения форме;

    принцип научности, к участию в правотворческой деятельности должны привлекаться ученые, эксперты, специалисты-практики, которые должны дать прогноз последствий принятия того или иного нормативного акта;

    принцип профессионализма, правотворческая деятельность должна осуществляться профессионально подготовленными субъектами с использованием специальных приемов и средств юридической техники;

    принцип плановости, правотворческая деятельность должна осуществляться по заранее продуманному плану;

    принцип исполнимости, принимаемы нормативные акты должны иметь финансовую и кадровую базу, необходимую для их должного исполнения.

    Стадии правотворческого процесса – это выработанные наукой и практикой и закрепленные законом относительно обособленные этапы принятия нормативного акта.

    1. Стадия законодательной инициативы;

    2. Стадия обсуждения проекта закона;

    3. Стадия принятия проекта закона;

    4. Стадия опубликования закона.

    Процедура принятия федеральных законов в России

    В соответствии с действующей Конституцией Российской Федерации федеральные законы принимаются Федеральным Собранием по строго определенной процедуре, состоящей из нескольких стадий.

    Законодательный процесс начинается со стадии законодательной инициативы, т.е. определенного Конституцией порядка представления проектов законов. Проекты законов представляются в Государственную Думу только органами и должностными лицами, перечисленными в ст. 104 Конституции. Среди них: Президент Российской Федерации, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды Российской Федерации. Право законодательной инициативы имеют также законодательные органы субъектов федерации.

    Законопроекты предварительно рассматриваются в комитетах Государственной Думы и в первом чтении (для одобрения общей концепции законопроекта) на заседаниях Государственной Думы.

    Федеральный закон принимается путем голосования депутатов. Для принятия закона необходимо, чтобы за него проголосовало больше половины от общего числа депутатов Государственной Думы.

    Принятый Государственной Думой закон передается на одобрение Совета Федерации. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если он не был рассмотрен ею в 14-дневный срок. Однако некоторые законы (о бюджете, налогах, ратификации международных договоров и иные) требуют обязательного рассмотрения в Совете Федерации.

    Закон, не одобренный Советом Федерации, считается не принятым. Однако он вновь может быть рассмотрен Государственной Думой и принят уже без одобрения Советом Федерации, если за него проголосует не менее двух третей депутатов Государственной Думы.

    Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации (или принятый повторно Государственной Думой квалифицированным большинством) закон передается для подписания Президенту Российской Федерации. Президент в течение 14-ти дней подписывает закон, либо отклоняет его.

    В случае отклонения Президентом закона, Государственная Дума и Совет Федерации повторно рассматривают его. Президент обязан подписать закон, если он будет повторно принят большинством не менее двух третей состава Государственной Думы и Совета Федерации.

    Определенные особенности имеет порядок принятия федеральных конституционных законов, а также процедура внесения изменений и дополнений в Конституцию Российской Федерации.

    20. Законодательный процесс в РФ: понятие, особенности, стадии.

    Законодательный процесс — процесс принятия и вступления в силу законов, начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона, — в России проходит следующие стадии:

    • законодательная инициатива. Право законодательной инициативы (внесения законопроекта в Государственную Думу) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным органам субъектов Федерации, а также Конституционному, Верховному и Высшему Арбитражному Судам по вопросам их ведения;

    • рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Проект, как правило, рассматривается трижды. В первом чтении обычно анализируются общие положения, во втором тщательно рассматриваются детали и вносятся поправки, в третьем чтении поправки уже не вносятся: законопроект просто одобряется или не одобряется в целом;

    • принятие законов Государственной Думой. Федеральные законы принимаются Государственной Думой простым большинством голосов, федеральные конституционные законы (о референдуме, чрезвычайном или военном положении, принятии в состав России нового субъекта и т.д.) принимаются, если они одобрены двумя третями голосов. Принятые законы в пятидневный срок передаются на рассмотрение Совета Федерации;

    • одобрение законов в Совете Федерации. Федеральные законы считаются одобренными, если за них проголосовали больше половины членов Совета Федерации. Федеральные конституционные законы одобряются, если за них проголосовали больше 3/4 членов. Законы должны быть одобрены или отклонены в двухнедельный срок;

    • подписание законов Президентом РФ. Принятый и одобренный закон передается на подпись Президенту РФ. который должен подписать или отклонить закон (наложить вето) в двухнедельный срок. Отклоненный закон возвращается в Государственную Думу на повторное рассмотрение и внесение поправок. Вето Президента РФ может быть преодолено, если за закон в ранее принятой редакции проголосует более 2/з депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. В этом случае Президент РФ будет обязан подписать закон в недельный срок;

    • опубликование и вступление в силу. Подписанный Президентом РФ закон должен быть обнародован в недельный срок. Закон вступает в силу через 10 дней (если специально не указаны иные сроки) после официального опубликования полного текста закона в специальных изданиях (обычно в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации»).

    Во времени действие правовой нормы начинается с момента вступления закона в силу и заканчивается в момент утраты законом своей юридической силы вследствие истечения срока его действия (например, было введено чрезвычайное положение сроком на один месяц); прямой отмены акта другим актом; замены действующего акта на другой. Как правило, законы и иные нормативные акты не имеют обратной силы. Это значит, что в случае правонарушения применяется тот закон, который действовал во время правонарушения (за исключением случаев, когда новый закон подразумевает смягчение или устранение ответственности за такие правонарушения, и других, особо оговоренных случаев).

    Существуют также ограничения действия закона в пространстве: некоторые законы действуют только на определенной территории. Например, законы, принятые в каком-либо государстве, действуют только на территории этого государства; некоторые законы действуют в границах определенного региона (например, Дальнего Востока). Нормы деятельности за пределами национальных границ определяются специальными соглашениями или законами соответствующих стран.

    Обычно нормы распространяются на всех лиц, находящихся на территории страны, включая не только граждан страны, но и иностранцев, и лиц без гражданства. В иных случаях в тексте нормативного правового акта специально определяется круг лиц, которым адресованы нормы.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
    написать администратору сайта