Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.Юрисдикционное правоприменение: Заключается в применении санкций в случае нарушения норм права.Принципы правоприменения: 1.

  • Признаки правоприменения

  • Стадии правоприменительного процесса

  • Виды толкования по субъектам.

  • Толкование по субъектам

  • Телеологическое (целевое) толкование

  • 37. Правовое поведение: понятие, признаки, виды.

  • тгип. Экзаменационные вопросы по тгиП. Место и роль теории государства и права в системе социальных и юридических наук



    Скачать 0.57 Mb.
    НазваниеЭкзаменационные вопросы по тгиП. Место и роль теории государства и права в системе социальных и юридических наук
    Дата30.03.2018
    Размер0.57 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлатгип.docx.docx
    ТипЭкзаменационные вопросы
    #32030
    страница8 из 13
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

    2. Обладает повышенной социальной значимостью по сравнению с другими формами реализации права;

    3. Осуществляется не в произвольной форме, а в строго установленном законом порядке;

    4. Сопровождается вынесением индивидуального правового акта (правоприменительного акта);

    5. Является сложной формой реализации права;

    Виды правоприменения:

    1.Позитивное правоприменение:

    Осуществляется как обязательное условие нормальной реализации некоторых регулятивных норм. В порядке позитивного правоприменения, происходит, например, назначение пенсии, выделение земельного участка и т. д.

    2.Юрисдикционное правоприменение:

    Заключается в применении санкций в случае нарушения норм права.

    Принципы правоприменения:

    1. Законность;

    2.Целесообразность;

    3. Социальная справедливость;

    4. Обоснованность принимаемых решений;

    32. Стадии и принципы применения права.

    Правоприменение - это форма реализации права, имеющая место в случаях, когда сами субъекты не могут реализовать свои права самостоятельно. Такие случаи как:

    возникновение спора о праве;

    установление фактов, имеющих юридическое значение;

    Признаки правоприменения

    -является государственной властной деятельностью, а также деятельностью негосударственных органов, наделенных правоприменительной функцией в силу закона.

    -осуществляется в рамках конкретных правоотношений;

    -осуществляется в установленных государством процессуальных формах;

    -сопровождается вынесением индивидуального персонифицированного и казуистичного правоприменительного акта.

    Стадии правоприменительного процесса

    -установление фактической основы дела - исследование всех существенных юридических фактов;

    -установление юридической основы дела - выбор соответствующей нормы права и установление её подлинности (действительности);

    -принятие решения по делу;

    -оформление правоприменительного акта, в т.ч. в устной форме.

    Таким образом, применение права — это властная деятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.

    Применение права имеет следующие признаки:

    1) осуществляется органами или должностными лицами, наделенными функциями государственной власти;

    2) имеет индивидуальный характер;

    3) направлено на установление конкретных правовых последствий — субъективных прав, обязанностей, ответственности;

    4) реализуется в специально предусмотренных процессуальных формах;

    5) завершается вынесением индивидуального юридического решения.

    33. Акты применения права: понятие, признаки, виды.

    Правоприменительный акт – официальный правовой акт-документ компетентного органа, содержащий индивидуальное государственно- властное веление по конкретному юридическому делу, принятый на основе соответствующих норм права с целью нормальной реализации субъективных прав и обязанностей, установления их меры и объема.

    Признаки:

    •принимаются компетентными органами, должностными лицами, обладающими властными полномочиями;

    •носят государственно-властный, обязательный характер;

    •имеют индивидуальное значение, всегда персонифицированы, содержащиеся в нем правоположения рассчитаны только на конкретный, строго определенный случай;

    •имеют документальную письменную форму;

    •выражают решение юридического дела, определяют меру и объем субъективных прав и обязанностей, их наличие или отсутствие, меру и вид юридической ответственности;

    •выступают юридическими фактами, т.е. влекут возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

    Виды:

    1. Акты, которые принимаются в рамках оперативно-исполнительной и юрисдикционной деятельности и направлены на реализацию субъективных прав и юридических обязанностей.

    К ним относятся:

    •конкретизирующие (акты приема на работу, о назначении пенсии и т.п.).

    •разрешительные (прием и выход из гражданства, разрешение на приобретение и использование оружия и т.д.);

    •регистрационные (регистрация договора купли-продажи жилого дома, включение в списки избирателей и т. п.);

    •учредительные (регистрация добровольных объединений, юридических лиц и т.д.)

    2. Акты, выносимые в порядке разрешения споров о праве и охране правопорядка (правообеспечительные, правоохранительные акты). В них содержится властное предписание исполнить юридическую обязанность, устраняются препятствия в использовании субъективных прав, определяются мера и объем юридической ответственности

    34. Пробелы в законодательстве: понятие, причины, способы восполнения.

    Иногда в процессе выбора и анализа правовой нормы, которая должна быть применена к конкретному случаю, в законодательстве обнаруживается пробел.

    Пробелом называют отсутствие правовой нормы, регулирующей определенные общественные отношения. Пробелы бывают действительными и мнимыми. Действительный пробел имеет место при отсутствии юридической нормы, регулирующей такие общественные отношения, которые по своему характеру являются правовыми. Когда же речь идет об отсутствии правовой нормы, регулирующей общественные отношения, по своему характеру не являющиеся правовыми, то говорят о мнимом пробеле. Действительные пробелы подлежат устранению, мнимые пробелы в этом не нуждаются.

    По причинам возникновения пробелы бывают первоначальными и последующий.

    Первоначальные пробелы могут возникнуть в силу целого ряда причин: недостатков юридической техники, недосмотра законодателем и т.п. Возникновение последующих пробелов обуславливается появлением новых общественных отношений. Существуют два пути устранения пробелов в законодательстве. Первым путем является совершенствование законодательства в процессе правотворческой деятельности. Второй путь - восполнение пробела в процессе применения права, когда правоприменительный орган, обнаружив пробел, принимает решение во аналогии закона или по аналогии права.

    Аналогией закона называется принятие решения по конкретному делу на основе правовой нормы, регулирующей сходный случай.

    Применение аналогии закона возможно в том случае, когда:

    а) отсутствует правовая норма, необходима для принятая решения по рассматриваемому делу;

    б) отсутствует обычай делового оборота, регулирующий данное общественное отношение;

    в) отношение не урегулировано соглашением сторон;

    г) в законодательстве имеется норма, регулирующая сходные отношения. На основе этой нормы и выносится решение по делу.

    Если имеются вышеперечисленные обстоятельства, но отсутствует норма, регулирующая сходные отношения, то решение принимается по аналогии права.

    Аналогия права - это принятие решения по делу на основе общих принципов права.

    35. Толкование права: понятие, виды, значение.

    Толкование права - это деятельность компетентных органов государства, общественных организаций и отдельных граждан по уяснению и разъяснению смысла норм права в целях их наиболее правильной реализации. Элемент процесса толкования включает: - толкование, уяснения:

    - внутренний мыслительный процесс не выходящий за рамки того, кто его толкует

    - толкование разъяснением – это деятельность следует за уяснением и состоит в объяснении и изложении смысла государства воли другим участникам отношений.

    необходимость толкования норм права носит общий характер, а применение права относится конкретной жизненной ситуаций.

    - юридические нормы содержат много специальных правовых терминов оценочных категорий и понятий естественных наук.

    - вызывается не совершенствованием законодательной техники отсутствием ясного точного языка нормативного акта.

    - толкование вызывается тем, что закон использует выражения: иные, другие, и т.п. слова.

    Виды толкования (результаты): по субъектам по объему

    По объему толкования:

    - буквальное (адекватное) имеет место, когда смысл и словесное содержание совпадает

    - ограничительное – когда совестное содержание шире их подлинного смысла (дети обязаны содержать родителей)

    - распространительное – словесное содержание уже их подлинного смысла (судьи не зависимы и подчиняется только закону)

    Способы толкования:

    Грамматическое, т.е. филологическое, языковое – выясняется значение отдельных слов путем морфологических и синтаксического анализа текста (казнить нельзя помиловать где ставить запятую)

    Логически используются законы логики:

    а) метод абстрагирования (метод истинности) (загрязненности воздуха, если при этом пострадали люди)

    б) выведение определений умозаключения на основании нормы выведенной толкованием.

    в) историческое – исследование и анализ исторических условий их принятия выяснение целей и задачи заложенной в них законодателем.

    г) систематические – уяснение содержания норм права путей сопоставления с другими нормами и установление связи м/д ними.

    Значение толкование:

    1.Является важным условием эффективности реализации норм права.

    2. Обеспечивает правильное единообразное понимание и применение норм на всей территории РФ.

    3.Способствует устранению пробелов и др. дефектов законодательства.

    4.неправильное использование норм не является грубым нарушением и является достаточным основанием для отмены или изменения вынесенного решения.

    Виды толкования по субъектам.

    - это индивидуальная волевая деятельность субъектов права по уяснению и разъяснению НП в целях их наиболее правильной быстрой, эффективной реализации.

    Толкование по субъектам:

    1.не официальное 2. официальное

    официальное – имеет обязательный характер и осуществляется уполномоченным на то органом.

    виды официального толкования:

    - аутентическое – дается гос. органом издавших НПА

    - легальное – осуществляется гос.органами и должностными лицами наделенные правом давать общеобязательные разъяснения НП, принимаемыми другими органами (нормативное толкование) (конституционный суд толкует нормы конституции)

    - казуальное толкование – разъяснения смысла нпа даваемое компетентным гос.органам применительно к конкретному случаю (казус) (обжалование приговор суда).

    неофициальное – не имеет обязательного характера и осуществляется не уполномоченным на то субъектом

    а) доктринальное – имеет научный характер и осуществляется специалистами в области права (комментарии к кодексам)

    б) специальное (компетентное) – осуществляется специалистами в области права (адвокат нотариус)

    в) текущее (обыденные) – осуществление гражданами не являются специалистами в области права – маргинальное - конформистское.

    Значение толкование:

    1. является важным условием эффективности реализации нп.

    2. обеспечивает единообразие правильное понимание и применение права на всей территории РФ

    3.это средство правового воспитания способствует повышению правовой культуры населения

    4. способствует установлению пробелов законодательства

    36. Способы (приемы) толкования права: понятие и характеристика.

    Уяснение нормы права осуществляется при помощи определенных приемов (способов), которые представляют

    собой совокупность средств, позволяющих установить содержание нормы и выраженной в ней воли

    законодательства.

    1. Грамматический способ толкования права (филологический, текстовой) основан на анализе отдельных слов, лексической связи между словами, в том числе с помощью знаков препинания, союзов, вводных слов.

    2. Логический способ состоит в том, что он предполагает исследование логической связи между отдельными положениями нормы права или акта на основе правил логики, поскольку смысл предписания не всегда совпадает с его словесной формой. Анализу подвергаются не отдельные слова, а обозначаемые ими понятия, явления, соотношение между ними.

    3. Систематический способ определяется тем, что каждая норма права есть часть системы права, следовательно, взаимодействует с множеством норм. Поэтому при систематическом способе смысл нормы уясняется путем определения места и значения данной нормы с другими нормами в данном институте, данной отрасли, подотрасли права. Кроме того, раскрываются юридические связи толкуемой нормы с другими правовыми нормами, близкими ей по содержанию. Это помогает установить сферу действия данной нормы, круг субъектов, на которых она распространяется, позволяет также выяснить противоречия и коллизии в законодательстве, нормы, которые фактически не действуют. При толковании используется связь норм Общей части кодекса с Особенной частью. Это также дает возможность более полно раскрыть смысл и содержание толкуемой нормы.

    4. Историко-политический способ состоит в определении тех или иных условий и обстоятельств (экономических, политических, социальных и иных), которые вызвали к жизни данную правовую норму, в том числе цели и задачи, которые ставило перед собой государство, регулируя данную сферу общественных отношений. Без учета историко-политической обстановки, в которой принималась данная норма или данный акт, создается опасность принятия решений формально правильных, но по существу противоречащих тем задачам, которые ставились при регулировании общественных отношений.

    Реализация норм права – это юридически значимое действие, содержащее правильную государственную оценку фактических обстоятельств дела. Например, нормы периода военного времени невозможно правильно истолковать без учета данной обстановки.

    5. Телеологическое (целевое) толкование позволяет обеспечить правильное, точное и единообразное понимание и применение закона. Оно направлено на выявление целей издания акта, как непосредственных, так и перспективных, конечных. Такой способ толкования необходим при существенных изменениях общественно- политической обстановки в стране и коренных изменений правового регулирования общественных отношений.

    6. Специально-юридический способ толкования права представляет собой изучение технико-юридических приемов выражения воли законодателя. Иначе говоря, данный способ базируется на правилах юридической техники. При этом содержание норм права устанавливается посредством анализа юридических терминов, понятий, конструкций.

    7. Функциональное толкование права сводится к учету условий и факторов, при которых реализуются норма права, в том числе особенностей места, времени, других обстоятельств

    37. Правовое поведение: понятие, признаки, виды.

    Правовое поведение характеризуется как юридически значимое, осознанное поведение лиц, урегулированное нормами права, создающее юридические последствия - позитивные или негативные.

    Для такого поведения характерны:

    а)  юридическая значимость, подвергаемая оценке с точки зрения интересов лица, общества и государства. Правовое поведение либо имеет социально-полезный характер, юридически безразличный, либо наносит вред интересам других людей, обществу;

    б)   субъективная  самооценка  (интеллектуальная,   психическая). Правовое поведение является осознанным, волевым, осуществляется под контролем лица, совершающего юридически значимые действия или бездействия;

    в) урегулированность нормами права, либо осуществляемое в зоне их действия, в правовом пространстве, в зоне действия юридических принципов;

    г)  юридическая результативность, выражающаяся в наступлении юридических последствий  (позитивных, негативных) в случае совершения юридически значимых действий, бездействий.

    Различают следующие виды правового поведения: правомерное поведение, пограничное поведение (маргинальное, девиантное, виктимное), правонарушение.

     К общим признакам правового поведения, которые присущи и правомерному, и противоправному поведению, он относит: 1) социальную значимость правового поведения, 2) подконтрольность правового поведения сознанию и воли лица, 3) четкую регламентированность правового поведения, 4) подконтрольность правового поведения государству и 5) способность правового поведения вызывать юридические последствия (правовое поведение влечет или способно повлечь юридические последствия

    А. С. Шабуров к признакам правового поведения относит: 1) социальную значимость правового поведения, 2) его психологизм, субъективность, 3) правовую регламентацию правового поведения, 4) его подконтрольность государству, 5) способность правового поведения влечь за собой юридические последствия.С позиций права поведение оценивается по-разному и выделяются следующие основные его виды:1. Правомерное - социально полезное и соответствующее правовым предписаниям. Различные виды и формы правомерного поведения субъектов проявляются в процессе действия и реализации норм права.2. Противоправное - социально вредное и нарушающее требования норм права. Одним из видов противоправного поведения являются правонарушения.3. Объективно-противоправное - поведение недееспособного (невменяемого, малолетнего) лица, казус, деяние, не имеющее признаком правонарушения, не влекущее мер юридической ответствености.Казус - это случай, результат стихийных бедствий, природных явлений. Это может быть и невиновное причинение вреда, когда отсутствует причинная связь между поступком того или иного лица и наступившими негативными последствиями.

    4. Злоупотребление правом - социально вредное, осуществляемое на основании правовых норм поведение управомоченного субъекта, порой связанное с неправовыми средствами реализации субъективного права.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13
    написать администратору сайта