Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.Просвещенный абсолютизм Екатерины II

  • Демократическое движение

  • история блок №2. Эпоха дворцовых переворотов ( хронологические рамки, изменения положения дворянства, изменение системы в органах государственного управления)



    Скачать 46.52 Kb.
    НазваниеЭпоха дворцовых переворотов ( хронологические рамки, изменения положения дворянства, изменение системы в органах государственного управления)
    Анкористория блок №2.docx
    Дата07.03.2018
    Размер46.52 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаистория блок №2.docx
    ТипДокументы
    #17565

    1. Эпоха дворцовых переворотов ( хронологические рамки, изменения положения дворянства, изменение системы в органах государственного управления).
    Эпо́ха дворцо́вых переворо́тов(от смерти Петра I в 1725 году до вступления на престол Екатерины II в 1762 году) — временной промежуток в политической жизни России XVIII столетия, когда переход высшей государственной власти происходил путём совершения гвардейцами либо придворнымидворцовых переворотов.
    Пётр I, в 1722 году издал «Указ о престолонаследии», которым предельно расширил круг возможных претендентов на престол. Петр умер 28 января 1725 г., не оставив распоряжения о преемнике. Претендентами на престол оказались его жена Екатерина и внук Петр. Фактическим правителем страны стал А.Д. Меншиков. Для лучшего управления государством был создан Верховный тайный совет - высший государственный орган, ограничивший власть Сената. 43-летняя Екатерина I подписала "тестамент" - завещание, определявшее последовательность наследования престола. Престол занял 12-летний Петр II (1727-1730) при регентстве Верховного тайного совета.
    После долгих консультаций верховники пригласили Анну Иоаноновну на русский престол. Они разработали специальные условия - кондиции, на основании которых Анна должна была управлять страной. В 37 лет Анна Иоанновна заняла русский престол (1730-1740). Символом правления Анны стала Тайная канцелярия во главе с А. И. Ушаковым.
    Абсолютистское государство шло навстречу требованиям дворян расширить их права и привилегии. Так, при Анне Иоанновне возобновилась раздача земель дворянам. В 1731 г. было отменено единонаследие, введенное петровским указом 1714 г., имения признавались полной собственностью дворянства. С 30-х годов XVIII в. дворянских недорослей было разрешено записывать в гвардейские полки, обучать дома и после экзамена производить в офицеры. В 1732 г. был открыт Сухопутный шляхетский кадетский корпус для обучения дворян. С 1736 г. срок службы для дворян ограничивался 25 годами.
    После смерти Анны Иоанновны по ее решению на престол взошел двухмесячный сын ее племянницы Иван VI Антонович. Регентом назначен был Бирон. А после, его мать Анна Леопольдовна.
    Елизавета Петровна (1741 -1761) Были восстановлены в правах Сенат, Берг- и Мануфактур-коллегии, Главный магистрат. расширение прав и привилегий дворянства, что достигалось за счет ограничения прав и регламентации жизни крестьян. В 1746 г. за дворянами было закреплено право владеть землей и крестьянами. Крестьянам было запрещено вести денежные операции без разрешения помещика. Помещик выполнял по отношению к крестьянам полицейские функции. Для поддержки дворянства был учрежден Дворянский земельный банк, отменили внутренние таможенные пошлины.
    После смерти Елизаветы Петровны в 1761 г. 33-летний Петр III (1761 -1762) стал императором России. Он принял 192 указ, из которых Манифест о даровании свободы и вольности российскому дворянству, Была объявлена секуляризация земель церкви в пользу государства.
    Расширение прав и привилегий дворянства достигалось за счет наступления на права основной массы населения страны - крестьянства. Государство испытывало огромные трудности при сборе налогов, так как усилилось бегство крестьян на окраины страны. В условиях, когда в народе были сильны цариаскис иллюзии, появлялись самозванцы.
    2.Просвещенный абсолютизм Екатерины II (1762 – 1796) «Просвещенный абсолютизм» - политика укрепления власти дворян в условиях развития буржуазных отношений, стремление к «всеобщему благу», использование идей Просвещения для укрепления власти императора. Попытками преобразований в духе просвещённого абсолютизма были:
    -созыв и деятельность Уложенной комиссии (1767—1768);
    -реформа административно-территориального деления Российской империи;
    -принятие Жалованной грамоты городам, оформившей права и привилегии «третьего сословия» — горожан. Городское сословие делилось на шесть разрядов, получило ограниченные права самоуправления, избирало городского голову и членов городской Думы;
    -принятие в 1775 году манифеста о свободе предпринимательства, согласно которому для открытия предприятия не требовалось разрешения правительственных органов;
    -реформы 1782—1786 гг. в области школьного образования.
    3. Внешняя политика Екатерины II. Во внешней политике можно выделить следующие главные задачи: обеспечение выхода к Черному морю и польский вопрос. Правление Екатерины II называют "Золотым веком", т.к. русской монархии немецкая принцесса вернула былой блеск, за, что и была прозвана Великой. Во внешней политике после завоеваний Екатерины II все европейские государства искали союза и поддержки России как у государства обладающего реальной и политической силой. Руководитель российской внешней политики при Екатерине II канцлер А.А. Безбородко говорил в конце своей карьеры молодым дипломатам: "Не знаю, как будет при вас, а при нас ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела". Подводя итог можно сказать, что благодаря правлению Екатерины II к концу 18 века Россия получила большой толчок в политическом, государственном, духовном, экономическом развитии.
    В царствование Екатерины II России удалось приблизиться к решению внешнеполитических задач, стоявших перед страной на протяжении долгих десятилетий.
    Превращение России в великую европейскую державу требовало постоянного подтверждения этого статуса. Без ее участия не решался ни один крупный вопрос европейской политики.
    Ослабление военной мощи Турции и Крыма делали все более реальным обеспечение возможности выхода России к Черному морю.
    Союзнические отношения России с Австрией и Пруссией создавали возможность для возвращения в состав России украинских и белорусских земель, находившихся с XIV в. в составе польско-литовского государства. Сохранялась задача обеспечения безопасности петровских завоеваний в Прибалтике. Великая французская революция вызвала не только создание под эгидой Екатерины II первой антифранцузской коалиции, но и положила начало идеологизации внешней политики России. Все эти факторы и обусловили основные направления внешней политики Екатерины II.
    В 1775 г. началась война английских колоний в Северной Америке за независимость. Англия обратилась к России с просьбой о найме русских войск для участия в борьбе с американскими повстанцами. В ответ Екатерина II не просто отказала в этом, но и признала независимость Соединенных Штатов Америки. В 1780 г. Россия приняла декларацию о «вооруженном нейтралитете», согласно которой судно любого нейтрального государства находится под защитой всех нейтральных государств. Это сильно задевало интересы Англии и не могло не ухудшить российско-английских отношений.
    Внешняя политика Екатерины Великой привела к значительному росту территории России. В ее состав вошли Правобережная Украина и Белоруссия, Южная Прибалтика, Северное Причерноморье, множество новых территорий на Дальнем Востоке и в Северной Америке. Русской императрице присягали жители греческих островов и Северного Кавказа. Население России увеличилось с 22 до 36 млн человек.
    Другим важным итогом внешней политики Екатерины II было начало превращения России из великой европейской в великую мировую державу. «Не знаю, как будет при вас, а при нас ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела», - говорил екатерининский канцлер граф А. Безбородко. Русский флот бороздил теперь просторы не только прибрежных морей, но и Средиземного моря,Тихого и Атлантического океанов, поддерживая силой своих орудий внешнюю политику России в Европе, Азии и Америке.
    4. "Золотой век" русского дворянства.
    -В царствование Екатерины II дворянство окончательно формируется как самое привилегированное сословие государства. Для укрепления роли дворянства на местах в 1775 г. было принято "Учреждение для управления губерний Всероссийской империи"(Страна делилась на 50 губерний по 300-400 тыс. душ мужского пола. Губернии делились на уезды по 20-30 тыс. душ. Губернии возглавляли назначенные правительством губернаторы. Подчинявшиеся непосредственно императрице, наиболее важные губернии по 2-3 объединялись под властью генерал-губернатора. Генерал-губернаторы назначались и в столицы. Губернские учреждения были основаны на разделении административных, финансовых и судебных функций. Общими делами губернии руководило губернское правление. Финансами занималось Казенная палата. Судебными инстанциями становились Палаты уголовного и гражданского суда, Верховный земский суд и Совестный суд, в уездах - Нижний земский суд. Судебная система была сословной. Уездом управлял капитан-исправник. Город управлялся городничим, назначенным правительством, и делился на части во главе с частным приставом и кварталы во главе с надзирателем. Центр тяжести в управлении перемещался на места. Коллегии, таким образом перестали функционировать, за исключением Иностранной, Военной и Адмиралтейской.)
    -Продолжением реформ местных органов власти стала "Жалованная грамота городам" (1785), которая определила систему управления в городах. Она закрепила сословную структуру населения города, деля его на 6 разрядов с различными правами. Жители города избирали орган самоуправления - общую городскую думу, городского голову и судей. Городская дума избирала исполнительный орган Шестигласную думу. Компетенция думы ограничивалась вопросами благоустройства, соблюдения правил торговли, народного образования и т.п. Ее деятельность находилась под контролем городничего, назначенного правительством.
    -В 1785 г. была опубликована и "Жалованная грамота дворянству" - "Грамота на право вольности и преимущества благородного российского дворянства". Привилегии дворян получали статус закона. Грамота подтверждала право дворян не служить государству. Дворяне освобождались от податей и телесных наказаний, имели право на торговлю и предпринимательство, не могли быть лишены дворянского звания, жизни и имения без суда. Дворяне имели исключительное право собственности на землю с крестьянами. Дворянство получало свое сословно-корпоративное устройство - уездные и губернские дворянские собрания, которые избирали соответственно уездных и губернских предводителей дворянства. Дворянам присваивалось звание "благородного сословия".
    5.Экономика: расширение товарно денежных отношений, применение вольнонаемного труда, начало технического перевооружения
    Сельское хоз-во: аграрная страна, 9/10 населения задействованы в нем; вырос оброк в 2-5 раз, увеличение барщины, упрочнение общины.
    Промышленность: применение принудительного и частично-вольного труда. Малопродуктивность российской промышленности, отставание от западных стран.
    Торговля: формирование всероссийского рынка(стимуляция ростом промышлености, тормозит низкая покупательная способность).расширение торговых операций и увеличение ассортимента товара. развитие в городах магазинной торговли в городах. Значительные успехи в внешней торговле (вывоз превышал ввоз), вывозили пшеницу, кожу, лён, лес.
    Транспорт: развитие водного транспорта, создание системы каналов соединявших Балтику с Москвой. Создание железнодорожных путей, первый в 1837 между Москвой и Петербургом.
    6. Эра либерализма Александра 1
    Александр восстановил отмененные Павлом Жалованные грамоты дворянству и городам, объявил широкую амнистию людям, которые подвсрпжсь преследованиям при Павле. Был вновь разрешен свободный въезд и выезд за границу, ввоз иностранных книг, отменялись ограничения на торговлю с Англией и раздражавшие людей регламентации в быту, одежде, общественном поведении и т. д. Эги меры создали Александру славу либерала.
    7. Реформы Сперанского
    В его проекте — «Введение к уложению государственных законов» — намечался принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти путем созыва представительной Государственной думы и введения выборных судебных инстанций. Одновременно он считал необходимым создать Государственный совет, который стал бы связующим звеном между императором и органами центрального и местного управления. Все вновь предложенные органы осторожный М. М. Сперанский наделял лишь совещательными правами и отнюдь не покушался на полноту самодержавной власти.
    8. Конституция Н.М.Муравьева и «Русская правда» Пестеля Н. М. Муравьев выступал за конституционную монархию — политическую систему, в которой исполнительная власть принадлежала императору (наследственная власть царя сохранялась для преемственности), а законодательная власть — парламенту («Народное вече»). Избирательное право граждан ограничивалось довольно высоким имущественным цензом. Таким образом, из политической жизни страны исключалась значительная часть малоимущего населения. П. И. Пестель безоговорочно высказался за республиканский государственный строй. В его проекте законодательной властью обладал однопалатный парламент, а исполнительной — «Державная дума» в составе пяти человек. Ежегодно один из членов «Державной думы» становился президентом республики. П. И. Пестель провозгласил принцип всеобщею избирательного права. В соответствии с идеями П. И. Пестеля в России должна была быть учреждена парламентская республика с президентской формой правления. Это был один из наиболее прогрессивных политических проектов государственного устройства того времени. В решении важнейшего для России аграрно-крестьянского вопроса П. И. Пестель и Н. М. Муравьев единодушно признали необходимость полной отмены крепостного права Н. М. Муравьев, считая помещичью собственность на землю неприкосновенной, предлагал передать во владение крестьянам приусадебный участок и по 2 десятины пахотной земли на двор. По мнению П. И. Пестеля, необходимо было создать общественный фонд из государственной, монастырской и части конфискованной у помещиков земли для предоставления всем желающим надела,
    достаточного для «пропитания».
    9. Политика бюрократического реформаторства Николая |


    10. Крестьянский вопрос при Николае 1.
    Было запрещено отдавать крепостных на заводы и ограничено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь. В 1841 г. принят закон, не разрешавший продавать крестьян поодиночке и без земли. В 1843 г. безземельных дворян лишили права приобретать крестьян.
    В 1842 г. был издан указ «Об обязанных крестьянах». Он продолжил линию, намеченную указом 1803 г. Новый указ сохранил рекомендательный характер. Он разрешал помещикам отпускать крестьян на свободу с предоставлением им земельного надела, но не в собственность, а в пользование. За данный надел крестьяне обязаны были выполнять прежние повинности, т. е. работать на барщине или платить оброк. В 1837—1841 гг. под руководством графа П. Д. Киселева была проведена широкая система мероприятий — реформа управления государственными крестьянами.
    11. Внешняя политика России в первой половине 19 века.
    В первой половине XIX в. Россия обладала значительными возможностями для эффективного решения своих внешнеполитических задач. Они включали защиту собственных границ и расширение территории в соответствии с национальными, геополитическими, военно-стратегическими и экономическими интересами страны. Это подразумевало складывание территории Российской империи в ее естественных границах но морям, рекам и горным хребтам и в связи с этим добровольное вхождение в нее или насильственное присоединение многих соседних народов. Дипломатическая служба России была четко налаженной, разведка— разветвленной. Армия насчитывала около 500 тыс. человек, была хорошо экипирована и обучена. Военно-техническое отставание России от Западной Европы не было заметно до начала 50-х годов. Это позволяло России играть важную, а иногда и определяющую роль на международной арене.
    12. Реформы Александра 1
    Правление Александра I ознаменовалось либерализацией самодержавия в духе просвещенного абсолютизма (амнистия пострадавших при Павле, ослабление цензуры). «Штаб» реформ с 1801 г. — неофициальный Негласный комитет (А. А. Чарторыйский, Н. Н. Новосильцев, П. А. Строганов, В. П. Кочубей). В 1802 г. коллегии заменяются 8 министерствами (на принципах единоначалия) и Комитет министров. В1803 г. начинается реформа системы образования (в т.ч. создано 5 университетов и Царскосельский лицей, в котором учился А. С. Пушкин). В 1803 г. издан Указ о вольных хлебопашцах, разрешавший отпускать крестьян с землёй, но за высокий выкуп. В 1804 г. ограничено крепостное право в Прибалтике.
    После поражения в войне с Наполеоном в 1807 г. для успокоения общества начинается новая серия реформ, связанных с именем М. М. Сперанского. Создается высший совещательный орган — Государственный совет. В 1810-1811 гг. упорядочена система министерств. Проведена финансовая реформа, затронувшая интересы дворянства. Готовится проект конституции, предполагавший дать гражданские права крепостным, а в перспективе и освободить их. Это, как и профранцузская ориентация Сперанского, привело к его отставке.
    В 1815 г. Александр I даровал конституцию Польше, дав ей автономию. Разрабатывался проект конституции России («Уставная грамота Российской империи»). В 1819 г. освобождены без земли крестьяне Прибалтики. Созданы в целях экономии военные поселения, что привело к волнениям.
    В конце 1810-х гг. реформы свернуты, курс правительства и дисциплина среди чиновников и в армии ужесточились. Усилилась цензура. По имени фактического главы правительства А. А. Аракчеева этот период назван «аракчеевщиной».
    В своих реформах Александр I, помня судьбу отца, боялся задеть дворянство. Проблема крепостного права осталась нерешённой. В то же время либеральная атмосфера его правления позитивно сказалась на развитии культуры.

    12,1. Отмена крепостного права. Великой назвали современники реформу 1861 г. Она принесла свободу более чем 30 миллионам крепостных крестьян, расчистила дорогу для становления буржуазных отношений, экономической модернизации страны. Вместе с тем реформа имела половинчатый характер. Она была сложным компромиссом между государством и всем обществом, между двумя основными сословиями (помещиками и крестьянами), а также между различными общественно-политическими течениями. Процесс подготовки реформы и ее реализация позволили сохранить помещичье землевладение, обрекли российских крестьян на малоземелье, нищету и экономическую зависимость от помещиков. Реформа 1861 г. не сняла аграрный вопрос в России, который оставался центральным и наиболее острым во второй половине XIX — начале XX в.

    12,2. Военная реформа. Поражение в Крымской войне показало, что российская регулярная армия, основанная на рекрутском наборе, не может противостоять более современным европейским. Необходимо было создать армию, обладающую обученным запасом личного состава, современным оружием и хорошо подготовленными офицерскими кадрами. Ключевым элементом реформы стал закон 1874 г. о всесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет. Срок действительной службы устанавливался в сухопутных войскахдо 6, на флоте — до 7 лет. Сроки действительной службы в значительной степени сокращались в зависимости от образовательного ценза. Лица, имевшие высшее образование, служили всего полгода. В 60-х годах началось перевооружение армии: замена гладкоствольного оружия нарезным, введение системы стальных артиллерийских орудий, улучшение конного парка. Особое значение имело ус-
    коренное развитие военного парового флота. Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии, специализированные юнкерские училища и академии — Генерального штаба, Артиллерийская, Инженерная и др. Улучшилась система управления вооруженными силами.
    Все это позволило сократить численность армии в мирное время и вместе с тем поднять ее боеспособность.

    12,3. Судебная реформа. «Новые судебные уставы» 1864 г. Вводили в России принципиально новую систему судопроизводства. Они предусматривали всесословность суда, его независимость от администрации, несменяемость судей, гласность и состязательность судебного процесса. В нем участвовали прокурор (обвинитель) и адвокат (защитник). Вопрос о виновности обвиняемого решался присяжными заседателями. Была строго разграничена компетенция разных судебных инстанций. Мелкие гражданские дела разбирались в мировом суде, уголовные и тяжкие — в окружном. Особо важные государственные и политические преступления рассматривались в судебной палате. Высшей судебной инстанцией стал Сенат. Созданная система отражала самые прогрессивные тенденции в мировой судебной практике. Однако, проводя реформу, правительство оставило множество лазеек для вмешательства в судопроизводство. Некоторые принципы лишь декларировались. Например, крестьяне подлежали своему сословному суду. Для политических процессов было создано Особое присутствие Сената, заседания которого имели закрытый характер, что нарушало принцип гласности.

    12,4. Реформа местного управления. После отмены крепостного права возникла необходимость изменения местного управления. В 1864 г. была проведена земская реформа. В губерниях и уездах создавались земские учреждения (земства). Это были выборные органы из представителей всех сословий. Высокий имущественный ценз и многоступенчатая сословная (по куриям) выборная система обеспечивали преобладание в них помещиков. Земства были лишены каких-либо политических функций. Сфера их деятельности ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения: устройство и содержание путей сообщения, земских школ и больниц, забота о торговле и промышленности. Земства находились под
    контролем центральной и местной властей, которые имели право приостанавливать любое постановление земского собрания. Несмотря на это, земства сыграли особую роль в развитии просвещения и здравоохранения. Кроме того, они стали центрами формирования либеральной дворянской и буржуазной оппозиции. Следующим шагом была городская реформа. «Городовое положение» 1870 г. создало в городах всесословные органы — городские думы. Они занимались вопросами благоустройствд города, попечением о торговле, обеспечивали просветительские и медицинские нужды. В городских думах в связи с высоким имущественным избирательным цензом главенствующая роль принадлежала крупной буржуазии. Как и земства, они находились под строгим контролем правительственной администрации.

    12,5. Реформы в сфере образования и печати. Реформы управления, суда и армии логически потребовали изменения системы образования. В 1864 г. были изданы «Устав гимназий» и «Положение о народных училищах», регламентировавшие начальное и среднее образование.
    Главное заключалось в том, что фактически было введено доступное всесословное образование. Наряду с государственными возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разделены на классические и реальные. В них принимались
    дети всех сословий, способных внести плату за обучение. В 1863 г. новый Устав вернул автономию университетам, ликвидированную Николаем I в 1835 г. В них восстанавливалась самостоятельность решения административно-финансовых и научно-педагогических вопросов.
    В 1865 г. были введены «Временные правила» о печати. Они отменили предварительную цензуру для ряда печатных изданий: книг, рассчитанных на состоятельную и образованную часть общества, а также центральных периодических изданий. Новые правила не распространялись на провинциальную печать и массовую литературу для народа. С конца 60-х годов правительство начало издавать указы, во многом сводившие.
    14. Реформы С.Ю. Витте.
    Несомненной заслугой Витте является проведение им денежной реформы в 1897. В результате Россия на период до 1914 получила устойчивую валюту, обеспеченную золотом. Это способствовало усилению инвестиционной активности и увеличению притока иностранных капиталов. В 1898 провёл реформу торгово-промышленного налогообложения. Реформу Витте завершил закон от 29 августа 1897 г., который определял принципы эмиссии кредитных билетов. Государственному банку бало разрешено выпустить в обращение кредитных билетов на сумму 600 млн. рублей; 50 % этой суммы покрывалось золотом, остальная эмиссия обеспечивалась товарным покрытием ( в виде векселей ).
    В результате экономических реформ, проведенных С.Ю. Витте, произошло не только укрепление финансов и рубля, но и были созданы условия для бурного промышленного подъема. Политика ускоренного развития промышленности за счет мобилизации внутренних ресурсов, привлечения иностранных капиталов, таможенной защиты отечественной промышленности и поощрения экспорта привела к увеличению промышленного производства за 90-е годы XIX в. в 2--3 раза. Россия приблизилась к индустриально развитым странам.
    15. Общественно-политические движения в России во второй половине XIX в. Во второй половине XIX в. в России сформировались политические движения, борющиеся за демократические преобразования политической власти, экономических и социальных отношений. Демократическое движение в России складывалось в двух направлениях: либеральное и революционное. Русские либералы представляли небольшую по численности, но влиятельную группу людей, состоящую из преподавателей университетов, государственных чиновников, писателей, врачей, ученых. Наиболее видными их идеологами были Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, позже – П.Н. Милюков, В.Д. Набоков. Либеральные демократы были настроены резко критически к существующему строю и предлагали провести модернизацию страны в духе западной демократии. Они добивались подписания царем манифеста, который объявил бы о выборах в стране на основе равного избирательного права высшего законодательного органа – парламента – с правом контроля над властью монарха и правительства. Либералы добивались предоставления гражданам страны равных прав и свобод, в том числе национального равноправия и свободы вероисповедания. Либеральные демократы отвергали революцию и убеждали монарха в необходимости проведения реформ. Царское самодержавие не прислушивалось к советам либералов и невольно толкало их к революционным методам борьбы. Второе течение, борющиеся против самодержавия, было революционно-демократическим. Социальной базой его были люди разных мелких чинов (врачи, студенты, учителя) – их называли разночинцами. Интеллигенция и молодежь видели бедственное положение народа, сочувствовали ему и стремились сделать что-то для него, "отдать долги". Они шли в народ, чтобы просвещать и лечить его. За эту деятельность их прозвали "народниками". По своей идеологии народники были социалистами. Они считали, что их задача – привести народ в справедливое, социалистическое общество, минуя капитализм. В крестьянской общине они видели элементы социализма. Народники хотели поднять крестьян на бунт, на революцию против царизма. Это была одна из целей их походов в народ. Но крестьяне не доверяли народникам и не пошли за ними. Осознав, что народ на революцию не поднять, народники перешли к индивидуальному террору. Они организовали много покушений на государственных чиновников, от их бомбы погиб Александр II в 1881 г. В конце 80-х гг. народничество ослабло, отказалось от революции, перешло на позиции либерализма. С развитием промышленности в России формируется рабочий класс. Тяжелое экономическое положение, политическое бесправие толкали рабочих на борьбу. С 1895 г. рабочие открыто начинают бороться  против царизма. Среди них начинают распространяться идеи марксизма. В конце XIX – начале ХХ вв. в России действовали и консервативные силы. К ним относились помещики, монархически настроенные чиновники. Они хотели сохранить в России самодержавие, искренне веря, что это наиболее целесообразная форма власти для такой огромной, многонациональной страны, какой была в это время Россия. Лидером консерваторов был крупный чиновник К.П. Победоносцев, приближенный Александра III, правившего с 1882 по 1894 г. а потом и Николая II (1895-1917).
    16. Внешняя политика России во второй половине XIX в. После окончания Крымской войны главной задачей русской внешней политики стал пересмотр условий Парижского мирного договора (1855). Российская дипломатия смогла успешно разрешить эту задачу, используя ситуацию, сложившуюся в Европе в связи с усилением Пруссии. После того как последняя нанесла сокрушительное поражение Австрии (1866) и Франции (1871), Россия не встретила с их стороны сопротивления своим планам. В 1870-х гг. Россия создает на Черном море военный флот, восстанавливает разрушенные крепости и приступает к решению восточного вопроса. В эти годы усиливается освободительное движение на Балканах, которое турки пытались подавить, действуя самыми жестокими мерами. Россия оказывала балканским народам поддержку, поначалу неофициальную (сбор пожертвований, отправка добровольцев офицеров, солдат, врачей). В апреле 1877 г., когда невозможность уладить дело миром стала очевидной, Россия объявила войну Османской империи. Эта война, стоившая России многих жертв, закончилась ее грандиозной победой. Захватив турецкую крепость Плевну, русские войска перешли Балканы и одержали победы в Южной Болгарии. В феврале 1878 г. в местечке Сан-Стефано под Константинополем был подписан договор, по которому Сербия, Черногория и Румыния получали полную независимость. Болгария становилась автономным княжеством, ее зависимость от Турции ограничивалась уплатой дани. Условия Сан-Стефанского договора вполне отвечали интересам России и балканских народов. Однако усиление России на Балканах и в ближневосточном регионе пугало западноевропейские державы. В этих условиях русское правительство согласилось на созыв общеевропейского конгресса, который состоялся в Берлине летом 1878 г. Россия на нем оказалась в полной изоляции: ей противостояли Англия и Австро-Венгрия, пользовавшиеся поддержкой Франции. Германский канцлер О. Бисмарк по всем существенным вопросам также занял антирусскую позицию. В результате Сан-Стефанский договор был пересмотрен. Сербия, Черногория и Румыния сохранили независимость, но Болгария была разделена по Балканскому хребту на две части; Северная получала полную автономию. Южная оставалась турецкой провинцией (управлялась губернатором из христиан). Англия самовольно оккупировала Кипр, ставший ее важнейшей военно-морской базой в Средиземном море; Австро-Венгрия захватила Боснию и Герцеговину. Т.о., из кровопролитной для России войны максимальную пользу извлекли западноевропейские державы.В конце XIX в. внешнеполитическая ориентация России меняется. Германская империя усиливается и начинает восприниматься русским правительством как самый опасный противник. В 1882 г. Германия, Австро-Венгрия и Италия заключают т.н. Тройственный союз, направленный против Франции, но угрожавший и России. Германия и Австро-Венгрия в 1880 — 1890-х гг. ведут активную борьбу за усиление влияния на Балканах. В 1880-х гг. возникают серьезные экономические противоречия между Россией и Германией: русское правительство устанавливает высокие таможенные пошлины на немецкие товары, Германия — на русскую сельскохозяйственную продукцию. Все это заставило русское правительство искать союзника, которого можно было бы противопоставить центрально европейским державам. Им стала Франция (стремившаяся взять реванш у Германии за проигранную войну). Стороны пришли к заключению военной конвенции (ратифицирована в 1894 г.), по которой обязывались оказать друг другу военную помощь в случае нападения Германии (или ее союзников). Так было положено начало Антанте (от франц. — сердечное согласие), противостоящей Тройственному союзу. Присоединение Закавказья к России началось в первые годы XIX в. Многочисленные феодальные государства этого региона, раздираемые междоусобицами, служили легкой добычей своим южным соседям — Ирану и Турции. Для России присоединение Закавказья означало укрепление южных границ и усиление позиций на Черном и Каспийском морях.
    17. Революция 1905 - 1907 гг. Ее главными результатами стали: - создание в России парламента и политических партий; - проведение столыпинских реформ. Причины революции: - экономический кризис российского капитализма на рубеже XIX - XX вв.; - нерешенность крестьянского вопроса и слишком тяжелые условия отмены крепостного права - отсутствие социальной справедливости в большинстве сфер жизни страны; - отсутствие представительных органов, явное несовершенство политической системы; - низкий авторитет царя Николая II и его окружения, вызванный его инертной политикой, негибкостью, запаздыванием с принятием решений, коррупцией верхов, неудачами в русско-японской войне. Поводом к революции послужило "кровавое воскресенье" 9 января 1905 г. Накануне, в декабре 1904 г., в Санкт-Петербурге началась массовая стачка на Путиловском заводе, переросшая во всеобщую. К январю 1905 г. в столичной стачке участвовали 111 тыс. человек. Революция проходила в три этапа: - январь — октябрь 1905 гг. — развитие революции по нарастающей; - октябрь 1905 — лето 1906 гг. — пик революции, ее переход в политическое поле; - лето 1906 — лето 1907 гг. — удовлетворение части требований буржуазной части руководства революцией, затухание революции. 17 октября 1905 г. царь Николай II издал Манифест, которым узаконил основополагающие права и свободы и учредил парламент. В декабре 1905 г. была предпринята попытка вооруженным путем захватить власть в Москве — Декабрьское вооруженное восстание. Данное восстание было подавлено царскими войсками. 23 апреля 1906 г. царь издал "Основные государственные законы", которые стали прообразом Конституции и закрепили основные права и свободы и порядок выборов Государственной Думы. Также в апреле 1906 г. состоялись первые в истории России выборы в Государственную Думу. Переворот 3 июня 1907 г. считается временем окончания первой русской революции 1905 — 1907 гг.
    18. Высоча́йший Манифе́ст Об усоверше́нствовании госуда́рственного поря́дка (Октя́брьский манифе́ст) — законодательный акт Верховной Власти Российской империи, обнародованный 17 (30) октября 1905. Был разработан Сергеем Витте по поручению Императора Николая II в связи с непрекращающейся «смутою». В октябре в Москве началась забастовка, которая охватила всю страну и переросла во Всероссийскую октябрьскую политическую стачку. 12—18 октября в различных отраслях промышленности бастовало свыше 2 млн человек. Эта всеобщая забастовка и, прежде всего, забастовка железнодорожников, и вынудили императора пойти на уступки.
    19. Политические партия в России в начале XX века. В партии по защите прав крестьян почти не было крестьян, в партии по защите прав рабочих было мало рабочих. Безработные, интеллигенция, студенты и среди них почти все евреи – это ядро политических партий России начала 20 века. 1898 -  создание в Минске партии из 8 человек. РСДРП – Российская социал-демократическая рабочая партия.

    1901 – создание партии СР – социал - революционеров. Они выступали за крестьянскую революцию. Тактика борьбы – террор. Они убивали чиновников, чтоб другие боялись и делали для народа хорошие дела. Например, на убийство генерал-губернатора тратили ок. 30 тысяч рублей, т.е. зарплату 3 тысяч простых рабочих. Лучше бы раздали рабочим эти деньги, их детишек покормили.

    1903 – 2-й съезд РСДРП. Образовалось 2 направления: меньшевики – за мирные реформы в России, и большевики – за вооруженную борьбу против правительства.      

    1905 – были созданы партии КД (кадеты) – конституционные демократы и Октябристы, в честь Манифеста 17 октября. Они были за реформы в России мирным путем и за ограниченную монархию.

    В первые годы XX века в России сложилось около 90 политических партий (вот сколько людей не желали работать и отмывали деньги на свои похотелки). Всех их можно поделить на 3 направления:

    правые – за сохранение монархии и прежних порядков,

    центристы – за реформы мирным путем,

    левые – за революционный переворот, переустройство силой оружия.

    А народ в это время работал по 11 часов в день, кормил свои семьи.  Он не воспринимал всерьез говорунов из этих партий.
    20. Первый российский парламент. Парламент - это выборный коллегиальный представительный орган государственной власти. Парламенту свойственны следующие характерные черты.

    21. Столыпинская аграрная реформа. Обобщённое название широкого комплекса мероприятий в области сельского хозяйства, проводившихся правительством России под руководством П. А. Столыпина начиная с 1906 года. Основными направлениями реформы были передача надельных земель в собственность крестьян, постепенное упразднение сельской общины как коллективного собственника земель, широкое кредитование крестьян, скупка помещичьих земель для перепродажи крестьянам на льготных условиях, землеустройство, позволяющее оптимизировать крестьянское хозяйство за счёт ликвидации чересполосицы.
    написать администратору сайта