Главная страница
Навигация по странице:

Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушение речи у детей. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушение речи у дете. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Нарушения речи у детей Пособие для воспитателей дошкольных учреждений



Скачать 0.63 Mb.
Название Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Нарушения речи у детей Пособие для воспитателей дошкольных учреждений
Анкор Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушение речи у детей.docx
Дата 12.04.2017
Размер 0.63 Mb.
Формат файла docx
Имя файла Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушение речи у дете.docx
Тип Реферат
#556
страница 8 из 22
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   22

Ламбдацизм и его исправление

Недостатки произношения звуков лил' носят название ламбда-цизма. Те разновидности дефекта, которые выражаются в замене этих звуков какими-либо другими, носят название параламбдацизма.

Артикуляция звука л состоит в следующем. Положение губ зависит от последующего произносимого гласного. Верхние и нижние резцы находятся на незначительном расстоянии друг от друга. Язык упирается своим кончиком в верхние резцы или их десны. Боковые края языка не смыкаются с коренными зубами, в результате чего по бокам остаются проходы для выдыхаемого воздуха. Корневая часть языка поднята, благодаря чему при наличии боковых проходов с обеих сторон язык принимает форму седла. Мягкое нёбо поднято, закрывает проход в нос. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Мягкий звук л (л') отличается по артикуляции от твердого тем, что поднимается не корневая часть языка, а передне-средняя часть его спинки; смыкается не только кончик языка с деснами, но и значительная поверхность передней части спинки с альвеолами. Нередко л' вообще произносится при опущенном кончике языка путем смыкания передней части спинки с альвеолами (рис. 25).

Нарушение и твердого, и мягкого л встречается очень редко. Обычно неправильно произносится лишь твердый звук. Это объясняется тем, что он более сложен по артикуляции.

Недостатки произношения фонемы л имеют ряд разновидностей. Сюда относится: удлинение смежных гласных ("аампа", "паака", "стоо" вместо лампа, палка, стол); произнесение л в виде краткого гласного звука типа ы ("ыампа", "паыка", "стоы"); замена л фонемой й (j) ("йампа", "пайка", "стой"), фонемой л' ("лямпа", "палька", "столь"), фонемой н ("нампа", "панка", "стон"); произнесение л в виде заднеязычного носового звука нг ("нгампа", "нгапа" вместо лампа, лапа).

Наиболее распространенным видом ламбдацизма является произнесение в качестве л звука в или краткого у. Язык при этом оттянут в глубь рта, как при гласном у.

Из аномалий анатомического строения речевого аппарата, предрасполагающих к ламбдацизму, следует назвать корткую подъязычную уздечку.

Для исправления ламбдацизма используются следующие приемы.

Сначала ребенку дают задание по предлагаемому образцу, пользуясь зеркалом, свободно высунуть язык и зажать его между зубами. Затем он должен, не меняя положения языка, произнести протяжно а или ы. Теперь логопед только формулирует инструкцию, а сам артикулирует перед зеркалом без голоса. Уже при этом положении речевых органов может получиться протяжный л, на что, однако, не следует обращать внимание ребенка, чтобы он не сбился на привычное произношение.

Первые упражнения, направленные на закрепление полученной артикуляции, сводятся к произнесению полученного звука в слогах с гласным а: сначала в закрытом слоге (ал), затем между гласными (ала) и, наконец, в открытом слоге (ла). Далее вводятся слоги с гласными ы, о, у (ала, алы, ало, алу, ла, лы, лу и т. д.).

В тех случаях, когда ламбдацизм затрагивает не только л, но и его мягкую пару - л', исправление первого звука служит надежной базой для усвоения второго. Последнее обычно легко достигается в открытых слогах с гласными переднего ряда (ли, ле), а затем и с другими гласными при сопоставлении слогов, включающих лил' (ла-ля, ло-лё, лу-лю).

После того как будет достигнута правильная артикуляция звука л и проделаны упражнения по его закреплению на материале слогов, флов и фраз, в случаях параламбдацизма необходимо провести ряд упражнений, направленных на выработку дифференциации вновь усвоенного звука и того, которым он ранее заменялся.

Дефекты нёбных звуков (к, к'; г, г'; х, х'; й (j)) и их исправление

Недостатки произношения звуков к и к' носят название каппацизма, г и г'-гаммацизма, х и х'- хитизма.Те разновидности дефекта, которые связаны с заменой этих звуков какими-либо другими, называются паракаппацизмом, парагаммациз-мом, парахитизмом. Недостаток произношения звука й (j) называется йотацизмом.

Артикуляция звука к состоит в следующем. Положение губ зависит от последующих гласных. Между верхними и нижними резцами сохраняется некоторое расстояние. Кончик языка опущен и значительно отдален от нижних зубов, а задняя часть спинки языка смыкается с нёбом. В момент произнесения звука смычка между языком и нёбом взрывается, освобождая путь проходящему позади под давлением воздуху, который с характерным шумом вырывается наружу. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты (рис. 26).

image028.jpg

Рис. 26. Профиль артикуляции звуков к, г, х

Звук г по механизму своего образования отличается от звука к лишь смыканием и последующей вибрацией голосовых связок уже в момент, предшествующий взрыву (рис. 26).

Особенность артикуляции звука х, отличающая его от звука к, состоит в том, что спинка языка не полностью смыкается с нёбом, оставляя по средней линии щель, проходя через которую струя выдыхаемого воздуха вызывает шум, присущий фонеме х (рис. 26).

Мягкие звуки к', г', х' (рис. 27) отличаются от парных твердых перемещением смычки или щели, образуемой языком и нёбом, вперед, к средней части твердого нёба.

image030.jpg

Рис. 27. Профиль артикуляции звуков х', й (j)

image032.jpg

Рис. 28. Постановка звука й (j)

Встречаются три основных вида каппацизма. Особенность первого вида состоит в том, что вместо звука к слышится характерный негромкий гортанный щелчок. Он возникает в результате того, что голосовые связки плотно смыкаются, действием дыхательных мышц под ними создается повышенное давление воздуха, после чего смычка взрывается и воздух с шумом прорывается через голосовую щель.

Ко второму виду относится паракаппацизм в виде замены звука к на звук г ("тапуста", "рета", "паут").

В третьем случае взрывной звук к заменяется фрикативным х ("хапуста", "реха", "паух"), что опять-таки характеризует дефект как паракаппацизм.

Аномалией в строении речевого аппарата, предрасполагающей к возникновению каппацизма, является неправильная форма твердого нёба, когда оно оказывается слишком узким и высоким, затрудняющим образование плотной язычно-нёбной смычки.

Исправление каппацизма. Если не удается исправить к на основе подражания с показом артикуляции перед зеркалом, прибегают к механическому способу постановки к от г с помощью шпателя. Ребенка побуждают произнести слоги та-та-та. Повторному произнесению тех же слогов предшествует нажим шпателем на переднюю часть спинки языка и удержание ее за нижними резцами. При таких условиях вместо го получается гя. Далее упражнение проделывается при несколько более глубоком нажиме на язык, в результате чего вместо га должно получиться кя. Наконец, шпатель продвигается еще глубже и получается чистый к (рис. 29).

Проводя упражнения на закрепление звука к в слогах и словах, логопед должен следить за тем, чтобы перед гласными переднего ряда (ке, ки) смычка языка с нёбом перемещалась вперед. В противном случае не будет получено правильное звучание этих слогов, в которых твердый к переходит в мягкий к.

image034.jpg

Рис. 29. Профили артикуляции при постановке звука к

Добившись правильного произношения звука к, можно затем без затраты каких-либо дополнительных усилий получить его мягкую пару - к'. В тех случаях, когда исправляют паракаппацизм, выражающийся в замене звука к на тили х, упражнения на материале слогов, слов и фраз должны быть направлены и на закрепление звука к, и на дифференциацию этого звука с его прежним заместителем.

Недостатки произношения звука х могут проявляться либо в нарушении нормального его звучания (хитизм), либо в замене его звуком к (парахитизм). В первом случае обычно слышится ослабленный гортанный шум, который возникает вследствие того, что выдыхаемый воздух встречает на своем пути щель, образуемую не языком и нёбом, а сближенными голосовыми складками. Вместо халва, муха, мох слышится тогда "hалва", "муhа", "моh". Такое образование х, вполне нормальное для многих языков (в том числе украинского), несвойственно русскому языку. Во втором случае язык активно участвует в артикуляции, однако вместо щели образует с нёбом смычку.

Исправление хитизма и парахитизма. В обоих случах следует прежде всего попытаться получить правильное произношение х исходя из звука к и сопровождая артикуляцию придыханием. Результатом должна быть своеобразная язычно-задненёбная аффриката, нечто вроде кх. В дальнейшем остается лишь отделить фрикативную часть такого сочетания от взрывной и закрепить полученную артикуляцию упражнением.

Если такой прием не приведет к цели, следует воспользоваться другим. Он заключается в постановке х от с механическим способом, аналогичным тому, с помощью которого ставится к от г (см. выше). Ребенка побуждают произнести слог са, протягивая согласный звук -ссса. Повторному воспроизведению того же слога предшествует нажим шпателем на переднюю часть спинки языка и удерживание ее за нижними резцами. При таких условиях вместо са получается нечто среднее между ся ища. Дальнейшее продвижение шпателя в глубь рта приводит к превращению слога ся в хя, а при еще более глубоком нажиме получается ха.

Недостатки произношения звука г в общем аналогичны рассмотренным выше разновидностям каппацизма и хитизма. В одних случаях вместо г слышится гортанный щелчок, в других - южнорусский г, представляющий собой как бы озвонченный х, в третьих - гортанный, звонкий фрикативный звук, образуемый сближением и вибрацией голосовых связок (украинский звук г).

Встречается также - чаще у детей дошкольного возраста - пара-гаммацизм в виде замены г звуком д ("дуси", "рода" вместо гуси, рога).

Если ребенок правильно произносит звук к (изначально или в результате исправления каппацизма), то первая попытка устранения гаммацизма должна состоять в показе и объяснении отличия звука г от его глухой пары. При этом полезно приложить руку ребенка к шее (выше гортани) и дать ему возможность ощутить вибрацию гортани и движение передней стенки глотки, которое возникает под давлением воздуха, скапливающегося в ней до взрыва воздуха.

Можно взять в качестве аналогов такие пары слогов, как афа-ава, аса-аза, аша-ажа, ana-аба, ата-ада, и на этой основе получить пару ака-ага. Ребенок должен произнести эти слоги вслед за логопедом, контролируя и у себя и у него звонкость парных фонем с помощью руки, приложенной к шее.

Если описанные приемы не приведут к цели, следует воспользоваться механическим способом постановки звука г от д, аналогичным тому, который был указан выше для постановки к от т. На этот раз слог да последовательно преобразуется в слог дя (первый этап), затем в гя (второй этап) и, наконец, в га (третий этап).

За первичной постановкой звука г следуют упражнения на материале слогов, слов и фраз, которые в случае парагаммацизма, выражающегося в замене звука г на д, должны быть направлены как на закрепление звука, так и на его дифференциацию с прежним заменителем.

Недостатки произношения звука j (й) встречаются преимущественно у дошкольников и состоят обычно в его замене звуком л' ("ляблоко", "обезляна", "трамваль" вместо яблоко, обезьяна, трамвай; "лёжик", "ружлё" вместо ёжик, ружьё; "любка", "игралю" вместо юбка, играю).

Исправление недостатка в простейших случаях может быть достигнуто путем временной замены звука ;" (й) гласным и. Ребенку предлагают произнести сочетания гласных типа иа, аиа, ио, аи, ои и др., несколько протягивая фонему и. Так же произносятся простейшие слова с восходящими и нисходящими дифтонгами: иа - иаблоко; ио -иожик; аи - играй; ои - стой и т. п. Далее вводят более трудные слова: маиак, смеиотся, играиут. Наконец, следуют самые трудные: обезиана, пиот, шиут и др.

Постепенно длительность гласного и сокращается, и из слогоеого звука он превращается в неслоговой.

Если указанный прием не приведет к цели, можно воспользоваться механическим способом постановки j (й) от з, аналогично тому, как х ставится от с (см. выше), но с той разницей, что завершающим является в данном случае не третий, а второй этап работы. Ребенка побуждают произнести слог за (протягивая согласный звук) и нажимают шпателем на самую переднюю часть языка, в результате чего получается нечто среднее между з'а и ж'а. Затем шпатель продвигают несколько глубже, пока не послышится четкое ja (рис. 28).

Подобным же образом из сочетания аза получается aja.

Далее из сочетаний зо, зу, зе, азо, азу, азе получаются слоги jo(ё), jy(ю), jэ(e), аё, аю, ае и т. п.

Дефекты озвончения и их исправление

Специфическим недостатком, характерным для произношения всех звонких звуков независимо от способа и места образования, твердости и мягкости, является воспроизведение их в виде соответствующих парных глухих звуков ("самок", "щук" вместо замок, жук; "терево", "куси", "нулка" вместо дерево, гуси, булка). Нередко этот недостаток сопутствует тугоухости.

Исправление данного недостатка следует начинать с фрикативных звуков з и ж как более легких для усвоения. В качестве исходной надо брать фонему в, обычно произносимую правильно, звонко.

Логопед протяжно произносит звук ф, а затем, не прерывая выдоха, включает голос и переходит на звук в (ф _______ в ______ ). При этом он обращает внимание ребенка не только на различие в звучании звуков, но и на то, что в момент произнесения твердого звука в можно, прикоснувшись рукой к гортани, ощущать ее вибрацию.

В следующий момент то же упражнение вместе с логопедом сопряженно (одновременно) проделывает ребенок, контролируя одной рукой вибрацию гортани логопеда, а другой - своей собственной гортани.

Затем таким же образом произносится звук с, который при включении голоса преобразуется в фонему з (с ____ з ______ ).

Работа над звонкими фрикативными согласными заканчиваетсяпостановкой ж, что также достигается включением голоса в моментдлительного произнесения ш (ш ____ ж _____ ).

За первичной постановкой звуков з и ж следуют упражнения на материале слогов, слов и фраз, направленные на их закрепление и на дифференциацию с парными глухими (з-с, ж-ш).

Значительно большие трудности могут возникнуть при постановке звонких взрывных б, д, г.

Начинать целесообразно с фонемы б. Ребенку предлагается трехкратно произнести слог ба (ба-ба-ба). При этом полезно несколько удлинять тот момент произнесения фонемы б, когда голос звучит еще при сомкнутых губах, до взрыва. При переходе от слога к слогу голос должен звучать непрерывно. Следует дать ребенку возможность воспринимать этот слоговой ряд не только на слух, но и с помощью осязания вибрации гортани, щек.

Добившись изолированного воспроизведения звонких согласных, необходимо в процессе упражнений на материале разнообразных слогов, слов и фраз закрепить их в речи и выработать у ребенка навык дифференциации этих звуков с парными глухими (п-б, т-д, к-г и др.).

Дефекты смягчения и их исправление

Специфический дефект произношения мягких согласных заключается в замене их парными твердыми ("дада;", "тота", "утук", "фонар" вместо дядя, гегя, утюг, фонарь). Прием исправления данного дефекта, основанный на подражании, предполагает слуховое восприятие мягких звуков и зрительное восприятие артикуляции этих фонем при сопоставлении их с парными твердыми фонемами (па-пя, ма-мя, фа-фя, апа-апя, ама-амя, афа-афя и т. п.). Следует пояснить ребенку, что при произнесении твердых губных звуков язык имеет плоскую форму, тогда как при произнесении мягких звуков кончик языка упирается в нижние резцы, а спинка выгибается к твердому нёбу. Приоткрыв рот, надо показать ребенку перед зеркалом различие в положении языка и побудить его воспроизвести увиденное.

Далее следует подробное повторение за логпедом слогов с губными и язычно-зубными парными мягкими согласными: па-пя, апа-апя, ап-апъ, та-тя, ата-атя, ат-ать, ма-мя, ама-амя, фа-фя, афа-афя, аф-афъ и др. В случае успешного воспроизведения ребенком мягких согласных звуков целесообразно сразу же использовать слова с мягкими согласными {пять, Катя, мяч и т. п.).

Если прямое подражание окажется неэффективным можно попробовать обходной путь. Ребенку предлагают произнести гласный u, a затем слог пи. При наличии смягчения фонемы п в позиции перед гласным и надо предложить ребенку несколько раз повторить тот же слог шепотом, постепенно укорачивая и, в результате чего может получиться отчетливое п', с некоторым придыханием. Тогда следует перейти к звукосочетанию апи, которое следует произносить вначале громко, затем шепотом и, наконец, так, чтобы первый гласный проговаривался громко, а второй - шепотом и кратко. Так можно получить сочетание апь. Закрепив полученный таким образом мягкий звук п-п* можно переходить к открытому слогу пя, сначала отделяя согласную фонему от гласной (п* ____ а), а потом сливая их. Затем можно вводить слоги с другими гласными и слова. Далее проводится аналогичная работа над другими губными мягкими согласными (м', ф', в').

В более трудных случаях, когда попытки вызвать мягкие согласные по подражанию оказываются безуспешными или малоэффективными, рекомендуется применять механический способ, который состоит в следующем. В качестве исходного используется звук т, от которого с помощью механического воздействия на язык ставится звук т'. Предложив ребенку произнести несколько раз звук г или слог та и удерживая при этом кончик языка шпателем за нижними резцами (прижимая передний край языка), можно автоматически получить звук г', в изолированном виде (т'т'т') или в открытом слоге (гя, тя, тя). Такой эффект достигается тем, что механическое удерживание языка внизу приводит к образованию смычки с помощью его спинки, что в свою очередь неизбежно вызывает подъем спинки языка к нёбу.

Аналогичным путем из слога ат получают слог ат'. Такой способ постановки т' представляет собой не что иное, как выполнение первого этапа механической постановки к от т (см. выше). После того как в результате упражнений с помощью шпателя, а затем и собственного пальца ребенка артикуляция будет закреплена, следует отказаться от механических средств и проделывать дальнейшие упражнения на основе самостоятельного воспроизведения звука т' в разных слогах и словах.

Тот же механический способ применяется при постановке звуков д' от д и н' от н.

Усвоив на примере язычно-зубных смычных звуков принцип образования мягких согласных от парных твердых путем подъема спинки языка к нёбу, ребенок легче овладевает произношением других мягких злуков, которые целесообразно ставить в следующем порядке: ф в', п', б', м', с', з', р', л'.

Что касается звуков к', г', то специальной работы над ними обычно не требуется, так как в русском языке они, как правило, встречаются лишь перед гласными и, э (кирпич, гиря, хитрый, на руке, на ноге, о петухе и т. п.) и усваиваются в этой позиции (особенно перед звуком и) без труда.

Закрепляя мягкие согласные на материале слов, слогов и фраз, необходимо уделить специальное внимание упражнениям, направленным на дифференциацию (не только в произношении, но и на слух) этих звуков и их твердых вариантов.

Следует подчеркнуть, что логопедическая работа проводится в единстве с работой по развитию речи и мышления. Содержание речевого материала должно быть доступным и понятным детям. На протяжении всех занятий необходимо использовать приемы, вызывающие у детей положительные эмоции: одобрение, похвалу, поощрение.

В результате описанной выше коррекционной работы дислалия у детей исчезает полностью и навсегда.
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   22
написать администратору сайта