Главная страница

Фомичева М.Ф. Восп произношения. Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения


Скачать 1.47 Mb.
Название Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения
Анкор Фомичева М.Ф. Восп произношения.doc
Дата 12.04.2017
Размер 1.47 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Фомичева М.Ф. Восп произношения.doc
Тип Документы
#300
страница 23 из 23
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23

Подготовительная к школе группа

Краткая характеристика речи детей


Словарь. К шести-семи годам словарь ребенка увеличивается до 3000—3500 слов. Несмотря на довольно большой запас слов, их употребление характеризуется рядом особенностей: расхождением между активным и пассивным словарем, неточным употреблением слов.

В процессе работы с детьми воспитатель стремится расширять их запас слов. Необходимо, чтобы ребенок сознательно, т. е. вникая в смысл, усваивал слова из основного словарного фонда родного языка, устойчивые словосочетания, доступные для его понимания (на скорую руку; ни свет ни заря и др.), чтобы он умел употреблять образные слова и выражения. Воспитатель приучает детей быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, правильно произносить многосложные, трудные, но часто употребляемые слова (электричество, аквариум, милиционер и др.).

Грамматический строй. К шести годам дети усваивают основные закономерности изменения слов и соединения их в предложения. Но у них встречаются ошибки в изменении слов по падежам («У меня нет перчатков»). Задача воспитателя — научить детей ясно выражать свои мысли; согласовывать слова в предложении; полно и правильно строить предложения при рассказывании и пересказе; правильно пользоваться союзами и союзными словами.

Звукопроизношение. В условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических недостатков ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. С этими детьми проводится работа по сопоставлению звуков, выделению их отличительных признаков, определению места звука в слове.

В подготовительной к школе группе могут встречаться дети с различными недостатками произношения, обусловленными отклонениями в развитии речи; они нуждаются в специальной помощи логопеда. В процессе работы, используя индивидуальный подход, помощь родителей, логопеда, необходимо всех детей научить правильно произносить все звуки родного языка, различать и правильно употреблять сходные звуки.

Обследование речи детей


Обследуя речь детей, воспитатель проверяет звукопроиз-ношение и умение дифференцировать сходные звуки. Результаты этой работы он заносит в тетрадь, а затем составляет таблицу, отражающую состояние речи детей группы.

Недостатки звукопроизношения у ребенка шести лет носят обычно стойкий характер и не являются уже физиологическими. Дети этого возраста, пропускающие, заменяющие или искажающие тот или иной звук, неправильно произносят его во всех формах речи: самостоятельной, отраженной и заученной. Так, прослушав прочитанное ребенком стихотворение, в котором имеются все группы звуков, нередко можно сразу определить недостатки его звукопроизношения. Для более тщательного обследования звукопроизношения необходимо иметь набор картинок.

Встречающиеся недостатки отмечают в графе «Звукопроизношение».

После этого проверяется умение детей дифференцировать наиболее часто смешиваемые группы звуков.

При проверке можно использовать следующие приемы:

Воспитатель кладет перед ребенком картинки, названия которых отличаются лишь одним из дифференцируемых звуков, например: крыша — крыса, мишка — миска, называет предмет и просит ребенка показать его.

Воспитатель предлагает ребенку четко, громко произнести слова — названия картинок, в которых встречаются оба дифференцируемых звука, например с и ш: солнышко, шоссе и др.

Воспитатель предлагает детям повторять за ним на слух попарно слоги с дифференцируемыми звуками, соблюдая заданную последовательность. Воспитатель называет дифференцируемые звуки в сочетании с различными гласными, меняя местами эти звуки, например: са — ша, шо — со, су — шу, ши — сы.

Если ребенок еще не произносит один из дифференцируемых звуков или заменяет его другим, то умение различать эту группу звуков проверяют, используя первый прием, где нет необходимости называть звук, а требуется лишь правильно его услышать и отличить от сходного звука.

Кроме недостатков звукопроизношения и дифференциации звуков воспитатель отмечает в таблице другие дефекты речи: заикание, гнусавость и т. п.

Занятия


В подготовительной к школе группе продолжается работа по звукопроизношению, развитию фонематического слуха и звукового анализа речи. У детей отрабатывают четкое произношение всех звуков в различных сочетаниях; большое внимание уделяют интонационной выразительности речи.

Само название группы — подготовительная к школе — говорит о том, что главная задача на данном этапе — помочь детям подготовиться к обучению грамоте. Процесс обучения грамоте состоит из трех ступеней:

1) подготовительный период к обучению грамоте;

2) букварный период обучения грамоте;

3) после-букварный период.

С материалом подготовительного периода необходимо знакомить детей до школы, т. е. в подготовительной к школе группе.

Основными задачами подготовительного периода являются практическое ознакомление ребенка с предложением, развитие умения выделять в простых предложениях (без предлогов и союзов) слова, делить слова на слоги, слоги на звуки и соединять звуки в слоги, слоги в слова, слова в предложения. В школе подготовительный период к обучению грамоте продолжается до семи дней. Если в детском саду дети не сумели практически овладеть основными понятиями, у них будет затруднено дальнейшее обучение грамоте. Поэтому в подготовительной к школе группе надо сделать предметом изучения устную речь детей, помочь им практически освоить такие понятия, как «предложение», «слово», «часть слова», «звук». Не следует спешить с прохождением материала подготовительного периода, так как чем основательнее он будет усвоен, тем лучше и быстрее дети овладеют в дальнейшем навыками чтения и письма.

Эта работа развивает у детей чувство языка, воспитывает интерес к языковым явлениям; дети сами начинают играть в «звуки», «слова».

Воспитатель подбирает материал в форме игр по следующим разделам:

Выделение слов из предложения и составление предложений из отдельных слов (анализ и синтез предложений). Это дает детям практическое представление о том, что речь состоит из отдельных слов и предложений, а также помогает усвоить грамматические понятия «предложение», «слово».

Развитие умения делить-слова на части и составлять из частей слова (слоговой анализ и синтез слов). С помощью этих игр ребенка учат делить слова на слоги. Грамматическое понятие «слог» не дается, так как дети дошкольного возраста часто путают слова слог и слово.

3. Развитие навыков звукового (фонематического) анализа слов. Под фонематическим анализом слов подразумевается умение ребенка осознавать, из каких звуков состоит слово и в какой последовательности они расположены в слове. Эти игры помогают научить детей выделять любой нужный звук из слова и определять его место в слове (начало, середина, конец).

Умение на слух различать звуки речи является основой для правильного овладения детьми грамотой. К дифференциации звуков приступают после того как дети научатся выделять звук из слова и приобретут основные навыки анализа и синтеза предложений и слов.

При дифференциации каждой пары звуков проводят 3 этапа работы:

I этап — дифференциация изолированных звуков.

Цель — обратить внимание детей на различные признаки звуков (слуховые и моторные — произносительные). Например, при произнесении звука з кончик языка находится за нижними зубами, а при произнесении звука ж кончик языка поднят вверх (комары звенят: «ззз...», пчелы жужжат: «жжж...»).

II этап — дифференциация зуков в словах.

Цель — научить выделять в слове нужный звук и правильно его произносить.

III этап — дифференциация звуков во фразовой речи.

Цель — научить правильно произносить дифференцируемые звуки во фразах.
Дифференциация твердых и мягких согласных звуков

Характерной особенностью системы согласных звуков русского языка является наличие в ней пар твердых и мягких звуков. По артикуляторным признакам мягкие согласные звуки отличаются от твердых подъемом средней части спинки языка к твердому нёбу. Звуки т', д', н кроме подъема средней части спинки языка меняют и основную артикуляцию. При произнесении твердых звуков т, д, н передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами, средняя часть спинки языка опущена. При произнесении мягких звуков т', д', н' кончик языка опускается за нижние зубы, передняя и средняя части спинки языка поднимаются к твердому нёбу.

В русской графике смягчение обозначается на письме двумя способами:

1. Если согласный произносится мягко, после него пишутся буквы и, я, е, ё, ю; если же согласный произносится твердо, пишутся ы, а, э, о, у: рад — ряд, мал — мял, лук — люк, мол — мёл, был — бил. Слова мал — мял в произношении различаются по первому звуку. В слове мал звук м твердый, а в слове мял звук м мягкий. На письме эти слова различаются по второй букве. Когда звук м твердый (в слове мал), пишется а, а когда звук м мягкий (в слове мял), пишется я.

2. Второй способ обозначения мягкости согласного на письме — это написание мягкого знака в конце слога: конь, коньки, письмо и т. п.

Дети должны хорошо различать твердые и мягкие звуки, тогда им будет легче овладеть правописанием. Начинать отработку навыков дифференциации твердых и мягких звуков целесообразно со звуков т — т', так как на них легче показать детям различие в артикуляции.
Звуки т — т’

I этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Дифференциация звуков т — т' изолированных и в слогах.

Цель. Добиваться от детей умения различать твердый и мягкий звуки (т — т') на слух. Показать разницу в их артикуляции.

Предшествующая работа. В средней и старшей группах отрабатывались мягкие звуки с', з', л', р', так что представление о твердых и мягких звуках у детей уже есть.

Подготовительная работа. Воспитатель подбирает картинки с изображением вагона и птички.

Игра «Угадай, кто поет»

Воспитатель рассказывает: «Поехал поезд в далекий путь. Едет, а колеса недовольны, что им придется далеко ехать, и они сердитую песню поют: «т-т-т». Проезжает поезд мимо леса, а на кусте птичка сидит. Услышала, что колеса сердитую песню поют («т-т-т»), и решила спеть свою песню. А песня получилась ласковая: «т'-т'-т'».

Как пели колеса вагона? А как пела птичка? Что делал кончик языка, когда мы пели песню колес? А что делал кончик языка, когда мы пели песню птички? Какая песня у колес поезда? А какая песня у птички? Теперь, дети, вы будете слушать разные песенки и показывать мне одну из ваших картинок. Если песенка ласковая, мягкая, надо показать картинку с птичкой, а если сердитая, твердая, надо показать картинку с вагоном». Воспитатель поочередно, не спеша, многократно произносит слоги, где т и т' сочетаются с разными гласными (ты-ты-ты, ти-ти-ти; тё-тё-тё, то-то-то; ту-ту-ту, тю-тю-тю; та-та-та, тя-тя-тя), а дети показывают соответствующие картинки. Потом воспитатель показывает картинки, а ребенок поет соответствующую песенку.

Методические указания. Обращать внимание детей на положение кончика языка при произнесении звуков т, т', а также на их звучание. Следить, чтобы при произнесении звука т' не слышался звук с, для этого надо произносить т' кратко.

II  этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Дифференциация звуков т — т' в словах.

Цель. Научить детей различать звуки т — т' в словах.

Предшествующая работа. Проведена дифференциация звуков т — т' изолированных и в слогах.

Подготовительная работа. Воспитатель подбирает картинки, в названиях которых имеется звук т (твердый или мягкий), например: тапочки, тыква, танк, автомат, боты, бант, батон, телефон, теленок, ботинки, аптека, тюлень и др.

Игра «Найди место своей картинке»

Педагог раздает картинки. Дети по очереди выходят к его столу, показывают и называют свою картинку и кладут в кармашек под картинку-символ — «Вагон» или «Птичка».

Методические указания. В случае необходимости воспитателю следует помочь детям произнести требуемое слово 3 слегка замедленном темпе, выделив твердый или мягкий звук.

III этап работы

(проводится как целое занятие)

Тема. Дифференциация звуков т — т' в предложениях.

Цель. Упражнять детей в правильном произношении звуков т — т' во фразовой речи.

Подготовительная работа. Педагог готовит картинки и подбирает чистоговорки на звуки т и т'.

Игра «Кто лучше придумает?»

По предметным картинкам, которые использовались на предыдущем этапе работы, дети составляют предложения. Если ребенок затрудняется, педагог задает соответствующий вопрос. Воспитатель отмечает наиболее полные предложения.

Затем дети с помощью воспитателя разучивают и проговаривают чистоговорки:

Тя-тя-тя

Тё-тё-тё —

Моем мы полы шутя.

Отложили мы шитье.

Та-та-та —

То-то-то —

У нас дома чистота.

Стали мы играть в лото.

Ты-ты-ты —

Ать-ать-ать —

Сметану съели всю коты.       

Мы идем гулять.

Ти-ти-ти —

Ат-ат-ат —

Съели кашу всю почти.

Возьмем с собою самокат.

Методические указания. Добиваться, чтобы дети составляли интересные предложения и правильно произносили звуки т — т'.

Вопросы и задания

Чем характеризуется речь детей в период от шести до семи лет?

На что следует обратить внимание при обследовании речи детей седьмого года жизни?

На что направлена работа по усвоению правильного произношения в подготовительной к школе группе?

Какими знаниями и навыками должен владеть ребенок к началу работы по дифференциации звуков?

Покажите преемственность работы в разных возрастных группах над твердыми и мягкими звуками и их дифференциацией.

Литература


Беккер К.-П., Совак М. Логопедия.—М., 1981.

Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников.— М., 1983.

Волкова Г. А. Логопедическая ритмика.— М., 1985.

Выготская И. Г., Пеллингер Е. Л., Успенская Л. П. Устранение заикания у дошкольников в игре.— М., 1984.

Дошкольная педагогика / Под ред. В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина.— М., 1986.

Ермакова И. И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков.— М., 1984.

Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников.— М., 1985. Заикание j Под ред. Н. А. Власовой, К.-П. Беккера.— М., 1983.

Игры в логопедической работе с детьми /Ред.-сост. В. И. Селиверстов.— М., 1987.

Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи.— М., 1985.

Кольцова М. М. Ребенок учится говорить.— М., 1979.

Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом.— М., 1985.

Методика развития речи детей дошкольного возраста.—М., 1984.

Негнезицкая Е. И., Шахнарович А. М. Язык и дети.—М., 1981. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной.— М., 1968.

Правдина О. В. Логопедия.— М., 1973.

Практикум по дошкольной логопедии /Под ред. В. И. Селиверстова.— М., 1988.

Федоренко Л. П. Закономерности усвоения родной речи.— М., 1984.

Филичева Т. Б., Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду.— М., 1987.

Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. А. Основы логопедии.— М., 1989.

Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения.— М., 1981.





1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23