Главная страница
Навигация по странице:

Гимнастика развивается по своим собственным закономерностям



Скачать 28.52 Kb.
Название Гимнастика развивается по своим собственным закономерностям
Дата 03.02.2018
Размер 28.52 Kb.
Формат файла docx
Имя файла 1347_referat.docx.docx
Тип Реферат
#31785

Содержание

Введение 3


Введение

Гимнастика (от греческого «гимназо»  обучаю, тренирую)  система телесных (физических) упражнений, сложившаяся в Древней Греции за много веков до нашей эры,  служила целям общего всестороннего физического развития и совершенствования. Впрочем, существует и другая, менее убедительная, версия происхождения этого слова от греческого «гимнос» – обнаженный, так как древние занимались телесными упражнениями обнаженными. Гимнастика на современном этапе сложилась как стройная система методов и средств, направленных на всестороннее физическое развитие людей. Она располагает научной теорией, методикой, предусматривающими широкое использование гимнастических упражнений в разных звеньях системы физического воспитания. История гимнастики – это специфическая отрасль знаний, важный раздел истории физической культуры и общей культуры, наука о закономерности гимнастики в различные исторические эпохи в связи с экономическими, политическими и культурными условиями жизни людей [7].

Гимнастика развивается по своим собственным закономерностям:

  1. Обогащение гимнастов и тренеров опытом соревнований и организации учебно-тренировочной и воспитательной работы с гимнастами.

  2. Совершенствование программ, правил соревнований, терминологии, теории и методики обучения и спортивной тренировки.

  3. Проведение научных конференций, семинаров, исследований.

  4. Совершенствование системы подготовки педагогов-тренеров.

  5. Улучшение качества гимнастических снарядов, оборудования, мест занятий.

Вопросами истории гимнастики занимались такие ученые как М.Л. Журавин, Л. Кун, Н.Ф. Кулинко, В.В. Столбцов.

Цель реферата – изучить историю становления и развития гимнастики.

Задачи:

  1. Изучить историю становления и развития гимнастики в различные исторические периоды.

  2. Охарактеризовать направления развития гимнастики в современное время.

  3. Проанализировать особенности развития гимнастики в Республике Беларусь.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования; описание.

1 Гимнастика у древних народов
В глубокой древности, в эпоху первобытнообщинного строя, гимнастических упражнений в нашем понимании еще не было, ни не были выделены в самостоятельный объект познания использования в подготовке человека к жизни и трудовой деятельности. Все двигательные действия носили прикладной характер и использовались для удовлетворения основных жизненных потребностей в пище, жилье, одежде. Дети в своих движениях подражали взрослым охотникам, земледельцам, скотоводам, воинам, деятельность которых была насыщена самыми разнообразными движениями, – продолжительной ходьбой, бегом, преодолением всевозможных препятствий, лазанием по деревьям, ползаньем, переползанием, метанием различных предметов, стрельбой из лука, переправой через водные преграды разными способами и др. [3].

В качестве упражнений применялись ходьба, бег, прыжки, метание диска, борьба, кулачный бой, игры (преодоление различных препятствий, лазание, перелезание и др.).

В Афинах – центре древнегреческой культуры того же времени – было хорошо развито ремесленное производство, торговля, морской флот, наука, искусство. Здесь возникла и практически воплощалась идея воспитания гармонически развитой личности. В этом государстве так же, как и в Спарте, дети до 7 лет воспитывались родителями, а затем мальчики богатых родителей посещали платные мусические школы (от слова «муза» – покровительница науки, искусства), а с 12-13 лет обучались в государственной школе – палестре (от слова «палее» – борьба).

Гимнастикой занимались представители привилегированных сословий. Категорически запрещалось посещать занятия рабам, не допускались и женщины [3].

Древнекитайские системы гимнастики складывались преимущественно в монастырях: монахам не разрешалось иметь при себе оружия, но ввиду того, что во время их странствий на них нападали бродяги, разбойники, они вынуждены были защищаться врукопашную. Им не разрешалось самим нападать – это считалось большим грехом перед Богом. Запрет на ношение оружия побуждал их к изобретению приемов самозащиты [5].

В Древней Индии в основе гимнастических упражнений лежало религиозно-философское учение – йога. Согласно йоге человек может познать сущность вещей, самого себя, если пройдет длинный подготовительный путь – с помощью специальных гимнастических упражнений сформирует в себе целый ряд «добродетелей» и соответствующим образом подготовит свой организм к активной двигательной деятельности.
2 Гимнастика в средневековье
Средние века охватывают период с конца V до XVII века, когда феодализм был основным общественным строем в наиболее развитых районах. В разное время в различных частях мира народы пришли к новым формам физической культуры. Эти формы соответствовали их изменившемуся образу жизни и общественному строю [5].

В Китае, Индии, Японии, где большую роль играли традиции, не отказались от старых форм физической культуры, а просто изменили их. Совершенно другое положение сложилось на территории бывшей Римской империи, где преобразование рабовладельческой формации сопровождалось катастрофическими потрясениями. Существовавшие там институты античной физической культуры вступили в противоречие с интересами становившегося общества. В Византии были возрождены атлетические соревнования, соревнования на колесницах, наблюдалось увлечение конным поло, которое было заимствовано у персов.

Различные общественные потребности, условия, местные обычаи создали пестрое многообразие форм физической культуры. Однако из-за общественного строя физическая культура все больше становилась классовой. Обособлялись нормы игр и спортивные занятия, в связи с вассальными отношениями, различиями в жизни городского и сельского населения. Наиболее сильно физическая культура правящего класса развилась там, где для удержания власти от правителя требовались большие физические способности. Большую роль в развитии феодальных форм физической культуры играли также различные мировые религии [5].

3 Гимнастика в Эпоху Возрождения
Возрождение – это целая эпоха в идейном и культурном развитии ряда стран Западной и Центральной, а также Восточной Европы. Приняты следующие хронологические рамки эпохи: Италия – XIV-XVI вв., в других странах – XV-XVII вв.

С точки зрения истории физической культуры и спорта эпоха Возрождения замечательна тем, что в ее условиях оформился интерес к организованной системе физической подготовки в педагогике. Наиболее известными пионерами физического воспитания в Италии стали Пьетро Паоло Верджерио, Гварино де Верона, Витторино да Фельтре. Мысли о физическом воспитании излагали итальянцы Энеа Сильвио Пикколомини, Мефео Верджио, Джакопо Садолетти, Иероним Меркуриалис, Томмазо Кампанелла [6].

Созвучные идеи об элементах физической культуры высказывали представители западноевропейского Возрождения Эразм Роттердамский, Хуан Луис Вивес, Томас Мор, Франсуа Рабле, Мишель Монтень, Иохим Камерариус.

В целом пионеры физического воспитания эпохи Возрождения своей деятельностью создали предпосылки для того, чтобы элементы физической культуры вошли в содержание педагогики.
4 Развитие гимнастики в Республике Беларусь
Развитие гимнастики в Беларуси имеет хорошие устойчивые традиции, которые заложены еще были в советское время. Белорусские гимнасты начали участвовать в Олимпийских играх с 1960 года в г. Риме. Первым серебряным призёром в спортивной гимнастике стал Николай Милигуло.

А, если говорить о всех выдающихся результатах гимнастов того времни, то их не перечесть: в 1964 г., в Токио  белоруска Елена Волчецкая  принесла золотую медаль в копилку сборной СССР. В1968 г., в Мехико  Лариса Петрик завоевала золотую медаль. В 1972 г., в Мюнхене  Ольга Корбут  выиграла на Олимпиаде аж 3 золотые медали, Антонина Кошель завоевала на тех же соревнованиях золотую медаль. Также золотые призеры олимпиад-белорусы Томара Лазокович, Нелли Ким (3 золотые медали в Монреале, 2 золотые медали в Москве), Светлана Богинская (2 золотые медали в Сеуле), серебряные призеры Владимир Щукин и Николай Малеев.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В нашей работе были рассмотрены этапы становления и развития гимнастики.

Свое рассмотрение данной проблемы мы начали с изучения становления гимнастики и выяснили, что в древнее время гимнастических упражнений еще не было и в самостоятельный объект познания использования в подготовке человека к жизни и трудовой деятельности они не были определены.

В Средневековое время развитие гимнастики, как науки сопровождалось рядом нововведений. В итоге – обнаруживается многообразие форм физической культуры.

В эпоху Возрождения оформился интерес к организованной системе физической подготовки в педагогике. Для гимнастики этот период стал толчком к развитию новых идей, новых направлений ее совершенствования.

Так в мировой теории и практике гимнастики сложились три основных школы: французская, немецкая и чешская.

На Республике Беларусь спортивная гимнастика развивается с 1920. Занятия гимнастикой с 1889 включались в учебные программы учительских семинарий (г. Молодечно, Несвиж, Полоцк, Свислочь); как элемент общефизической подготовки – в школьные программы.

На сегодняшний день гимнастика в республики один из наиболее значимых видов спорта: в подготовке спортсменов участвуют не только специальные спортивные учреждения, но и учреждения общего среднего образования.

В завершении хотелось бы отметить, что исторические особенности развития гимнастики, как науки в нашей стране тесным образом связаны с мировой практикой, но, вместе с тем, имеют черты индивидуальности.
Список использованных источников


  1. Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров; под общ. ред. Н.Н. Маликова. – 3-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 528 с.

  2. Визитей, Н.Н. Курс лекций по истории спорта: учеб.пособие / Н.Н. Визитей – М: Физическая культура, 2006. – 328 с.

  3. Голощапов, Б.Р. История физической культуры и спорта: учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б.Р. Голощапов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 312 с.

  4. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта / Л.П. Матвеев – М.: Воениздат, 1997. – 230 с.

  5. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры/ Л.П.Матвеев. – М.: ФиС, 1991. – 347 с.

  6. Нахаева, Е.М. История физической культуры и спорта: Курс лекций / Е.М. Нахаева. – Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2005. – 88 с.

  7. Оздоровительная гимнастика. Теория и методика: Ю.В. Менхин, А.В. Менхин  Санкт-Петербург, Феникс, 2002 – 384 с.

  8. Холодов, Ж.К., Кузнецов, В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для вузов. – 3-е изд. – М: Академия, 2004. – 48 с.

  9. Хрестоматия по истории физической культуры и спорта. / Сост.: В.И. Столяров, Н.Н. Чесноков, Е.В. Стопникова. – М.: Физическая культура, 2005. – Ч.1-2.

  10. Художественная гимнастика. История, состояние, и перспективы развития: И.А. Винер-Усманова, Е.С. Крючек, Е.Е. Медведева, Р.Н. Терех  Санкт-Петербург, Человек, 2014 – 216 с.


написать администратору сайта