Главная страница
Навигация по странице:

  • Развитие государственного управления в XVII веке

  • Управление в России с начала 13века до 1917 года.

  • Государственное управление в советский период.

  • 5. Государственное управление в России в 1991-1993 годы

  • Раздел 2. Теория управления.

  • 1-я школа Научное управление (1885 - 1920)

  • Ключевые положения школы

  • Классическая или административная школа в управлении (1920 - 1950)

  • Проблемы, рассматриваемые школой

  • 7.Сущность, содержание и характеристика управления. Взаимосвязь понятий

  • ответы1-80. История государственного управления в России



    Скачать 1.21 Mb.
    НазваниеИстория государственного управления в России
    Анкорответы1-80.doc
    Дата24.04.2017
    Размер1.21 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаответы1-80.doc
    ТипДокументы
    #2557
    страница1 из 19
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19




    Раздел 1. История государственного управления в России.

    1. Становление российской государственности в период до XVII века.

    Государство -- это основной институт политической системы, организация, выполняющая функции нормативно-регулятивного управления обществом. Главным признаком государства является публичная власть, которая опирается на механизмы принуждения, используя правовые санкции, и реализуется через деятельность государственных служащих.

    .Становление и развитие российской государственности насчитывают много веков. Начало этому процессу было положено в Древнерусском государстве и продолжается до сих пор. Россия за всю свою историю прошла пять основных периодов государственного развития: Древнерусское государство, Московское государство, Российская империя, Советское государство и Российская Федерация.

    Древнерусское государство с центром в Киеве возникло в середине IX века и существовало до середины XV века. Этот период отмечен утверждением основных начал государственности на Руси, слиянием северного и южного ее центров, возрастанием военно-политического и международного влияния государства, наступлением закономерного для раннефеодальных монархий этапа его раздробления и утраты централизованного управления. Духовным отцом и основателем Древнерусского государства суждено было стать князю Владимиру Святославовичу, нареченному Красным Солнышком. При нем в 988 году Русь приняла православие как государственную религию. После этого в стране стала распространяться грамотность, развиваться живопись и литература. Однако к концу XII века на Руси формируется ряд самостоятельных государств. Из-за их раздробленности в первой трети XIII века на русские земли постоянно начинают нападать враги. В результате в XIV веке Древняя Русь как государственная общность прекращает свое существование. Московское государство существовало с середины XV до конца XVII века. В эту эпоху произошло окончательное освобождение русских земель от вассальной зависимости Золотой Орды, завершился процесс «собирания земель» вокруг Москвы, произошло оформление основных государственно-политических, социально-экономических и культурных начал российского самодержавия. Ярким проявлением повышения авторитета государя Московского явилось торжественное венчание Ивана IV на царство в 1547 году. За этим событием последовали важнейшие реформы органов государственного управления, судебной системы, армии, церкви. Становление российского самодержавия в XVI веке сопровождалось его успехами в области централизации государства и активизацией внешней политики. Обеспечению роста международного авторитета Московского государства способствовало также значительное расширение его территории за счет успешных завоевательных походов и колонизации новых земель на востоке. Все это привело к образованию великорусской нации.


    1. Развитие государственного управления в XVII веке

    Управление экономическими процессами в России имеет глубокие исторические корни. В этом направлении развивалась и теоретическая экономическая мысль от А. П. Ордин-Нащокина и И. Т. Посошкова до академиков А. И. Берга, В. М. Глушкова, Л. В. Канторовича, С. Г. Струмилина, В. С. Немчинова и совре­менных исследователей, практическая деятельность глав государ­ства от Петра I до Ленина, Сталина и сегодняшних реформаторов. Многие поколения российских ученых и практиков внесли свой заметный вклад в совершенствование системы управления эко­номикой.

    XVII в. — одно из наиболее бурных столетий не только в истории России, но и многих западных и восточных государств. В России оно носило переходный характер, когда прежняя система управления сословной монархии и ее институты переживают расцвет, но со второй половины века отмирают и начинается процесс формирования абсолютной монархии.

    Проблемы перерастания самодержавия в абсолютизм, эволюция Земских соборов, боярской Думы, приказной системы, местного управления и самоуправления, формирования служилой бюрократии всегда привлекали внимание как крупнейших дореволюционных (Б.Н. Чичерин, В.О. Ключевский, А.Е. Пресняков, Н.П. Лихачев и др.), так и советских историков (М.Н. Тихомиров, С.Б. Веселовский, Н.П. Ерошкин, Н.Ф. Демидова, A.M. Сахаров и др.). Духовно-религиозные основы государственности России этого периода наиболее полно рассмотрены в работах Л.А. Тихомирова, М.В. Зызыкина и митрополита Иоанна (Снычева).

    Основными источниками по теме являются Соборное уложение 1649 г., законодательные акты, разрядные книги и служебные списки, присяги и др. Ценный материал содержится в трудах иностранных авторов — Адама Олеария, И. Стрейса, С. Коллинса и др.

    Реформы Петра I затрагивали многие направления общественной жизни как на государственном уровне, так и на уровне хозяйственных организаций и были связаны со становлением крупной промышленности, развитием мелкого ремесленного производства, сельского хозяйства, финансовой системы, внешней и внутренней торговли

    1. Управление в России с начала 13века до 1917 года.

    Государство Российская империя охватывает эпоху с конца XVII до начала XX века. За это время произошли становление, расцвет и крушение российской самодержавной монархии. Эпоха Петра I явилась переломным периодом в истории России. Его реформы охватили все сферы государственной и общественной жизни, определив на длительную историческую перспективу развитие нашей страны. Они были направлены на максимальную централизацию в управлении государством при его решающем влиянии на жизнь всех слоев общества и жесткой регламентации всех ее сторон. После смерти Петра I Российская империя вступила в эпоху дворцовых переворотов. За период с 1725 по 1762 год на российском престоле сменились шесть самодержцев, включая младенца-царя Ивана Антоновича. Огромное значение в управлении империей тогда приобрели всесильные временщики. Правление Екатерины II (1762 -1796 гг.) ознаменовалось декларированной политикой «просвещенного абсолютизма», небывалым ростом привилегий дворянства как благородного сословия Российской империи и одновременно невиданным размахом крепостнического произвола.

    Попытки Павла I (1796 - 1801гг.) ограничить екатерининские вольности дворянского сословия привели к очередному дворцовому перевороту и убийству императора, раздражавшего высшее чиновничество и офицерство своими непредсказуемыми действиями.
    В XIX веке Россия вступила с блестящим фасадом имперского могущества и огромным грузом все нарастающих внутриполитических и социальных проблем. Александр I (1801 - 1825 гг.) начал свое правление с напряженного поиска путей реформирования доставшейся ему в наследство огромной империи. Однако этот процесс был прерван Отечественной войной 1812 года, которая как бы разделила царствование Александра I на два различных этапа: первый характеризовался «конституционными исканиями», а второй - укреплением полицейского государства - аракчеевщиной.


    1. Государственное управление в советский период.

    История советского гос.управления берет начало со II съезда Советов. Он собрался в переломный момент, когда Петроград был в руках восставших рабочих и крестьян, а Зимний дворец, где заседало буржуазное Временное правительство, еще не был взят восставшими. Создание новой системы гос.управления начиналось с выработки и провозглашения определенных политических постулатов. В этом смысле первым «управленческим» документом новой власти следует признать обращение II съезда Советов «Рабочим, солдатам, крестьянам!», принятое на первом заседании съезда 25 октября 1917 г, которое началось в 10 часов утра. Этот документ провозглашал установление советской власти, т.е. образование Советского государства. Здесь же были сформулированы основные направления внутренней и внешней политики нового государства: установление мира, безвозмездная передача земли крестьянству, введение рабочего контроля над производством, демократизация армии и др.

    Большевики, исходя из взглядов своих вождей-теоретиков, считали необходимым после прихода к власти сломать старую государственную машину, разрушить изжившую себя систему управления, которая не в состоянии решить новые задачи. Вместе с тем они не исключали возможности сохранения и использования некоторых элементов старого государственного механизма, в частности, органов управления хозяйством: аппарат управления банковской системой, почтой, железными дорогами, трестами, синдикатами, который можно было использовать, приспособив его к выполнению новых функций.

    Управленческая неопытность новых наркомов компенсировалась революционным энтузиазмом и организаторскими навыками, полученными в период борьбы за власть. В структуре и делопроизводстве новых наркоматов наблюдалось великое разнообразие подходов к решению управленческих задач

    10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов принял Конституцию РСФСР, а 19 июля 1918 г. она вступила в законную силу.

    Конституция РСФСР 1918 г. состояла из 6 разделов:

    1. Декларация прав трудящихся;

    2. Общие положения Конституции РСФСР;

    3. Конструкция Советской власти;

    4. Избирательное право;

    5. Бюджетное право;

    6. О гербе и флаге РСФСР.

    Конституция закрепила политическую основу - Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, диктатуру пролетариата в форме Республики Советов. В ней нашли отражение важнейшие мероприятия Советского государства в области экономики: национализация земли, банков, лесов, недр, вод; введение рабочего контроля и ВСНХ как первых шагов к национализации фабрик, заводов, рудников, транспорта; аннулирование внешних займов, заключенных до революции. Конституция отразила Федеративный принцип государственного устройства.

    В развитие науки и практики управления в советский период вложили свой вклад А.К. Гастев, А.И. Берг, В.М. Глушков, Л.А. Канторович, С.Р. Струмилин, B.C. Немчинов и другие. В целом методы управления на предприятии (микроуровень) предусматривали использование основных принципов менеджмента, разработанных за рубежом, но в условиях преобладания государственной собственности в России объективно требовалась единая система управления от рабочего места до народного хозяйства страны.

    В период «военного коммунизма» (1919–1921) для отражения международной агрессии против России командный метод управления сверху донизу и внеэкономические формы принуждения к труду были исторически оправданы.

    После окончания гражданской войны новая экономическая политика предполагала ослабление государственного воздействия на экономику и расширение рыночных отношений.

    В период перехода к крупному машинному производству (индустриализации) и коллективизации на селе во второй половине 20-х гг. государственное управление вновь стало преобладать.

    Кооперативы в любой отрасли деятельности положительно зарекомендовали себя как организационно-экономическая формация в СССР, методика перехода к ним причинила крупный материальный ущерб сельскому хозяйству. Фактически политика коллективизации проводилась организационно-административными методами управления в ущерб экономическим и социально-психологическим.

    Если в период Великой Отечественной войны (1941 – 1945) непосредственное управление предприятиями со стороны государства было вызвано чрезвычайными обстоятельствами, то после войны продолжение этого курса было обусловлено преобладанием государственной собственности на средства производства и землю. Управление продолжало осуществляться сверху вниз фактически до начала 90-х гг., т.е. до признания многообразия форм собственности

    5.Государственное управление в России в 1991-1993 годы

    Эпоха Российской Федерации началась в декабре 1991. За прошедшее время в стране произошли принципиальные перемены. Была принята новая Конституция РФ 1993 года, которая позволила сформировать демократическую политическую систему. Стала реальностью многопартийность. Россияне избрали Президента РФ, депутатов Государственной Думы, губернаторов, мэров, органы местного самоуправления. Наиболее заметными и осознанными стали достижения России во внешней политике. Было фактически прекращено состояние “холодной войны”, снята угроза глобального военного конфликта социалистического Востока и капиталистического Запада. Прекратилась идеологизация внешней политики, а вместе с ней и поддержка антиамериканских режимов в “третьем мире”, и вдохновление региональных конфликтов. Но военно-политические уступки проводились зачастую в одностороннем порядке и не сопровождались реальной интеграцией Советского Союза в мировые сообщества. СССР постепенно утрачивал свои позиции мировой державы, а новой России это предвещало серьезные внешнеполитические проблемы. А именно внешняя политика разделилась на два направления: отношения с независимыми государствами, бывшими ранее союзными республиками - “ближним зарубежьем”, и отношения с государствами, ранее являвшимися “внешними” для СССР - “дальним зарубежьем”.

    После распада СССР Россия сократилась не только географических, но и политических параметрах. Она потеряла ряд важных морских портов, военных баз, курортов, появилась Калининградская область, отделенная от России Белоруссией и Литвой. Она не только лишилась традиционных союзников в Восточной и Центральной Европе (социалистический лагерь распался), но и получила вдоль своих "прозрачных" границ ряд государств с недружественно настроенным руководством (особенно в Прибалтике). Россия как бы отдалилась от Европы, стала еще более северной и континентальной страной.

    Значительно пострадала обороноспособность, практически отсутствовали границы с бывшими республиками. Российский флот лишился баз в Балтийском море, предстояло делить черноморский флот с Украиной. Бывшие республики национализировали наиболее мощные военные группировки на своих территориях. Необходимо было выводить войска из Германии, Польши, Венгрии, Прибалтики. Развалилась единая система противовоздушной обороны. Было потеряно былое влияние на страны Центральной и Восточной Европы. Бывшие партнеры по СЭВ и Варшавскому договору связывали свои планы на будущее с Европейским союзом и НАТО.

    Обострились проблемы русских в ближнем зарубежье и беженцев из соседних государств в Россию. Разрастались военные конфликты у ее границ (Нагорный Карабах в Азербайджане, Абхазия в Грузии, Таджикистан). Все это ставило принципиально новые внешнеполитические вопросы.

    Формально РФ была суверенной, хотя и в составе СНГ, но страна не имела ни границ, ни армии, ни таможни, ни понятия гражданства, ни системы управления экономикой. В отношениях с партнерами по СНГ Россия отошла от двух крайних позиций - имперских попыток силового восстановления союзного государства и самоустранения от проблем бывшего Союза. Именно благодаря этому удалось избежать серьезного конфликта в рамках СНГ. Все бывшие республики СССР, став членами ООН, несколько “отдалились” от России. Однако продолжалось это не долго, у каждой из этих стран появилось множество проблем, решить которые им было не под силу. Возникли и обострились вооруженные конфликты в Таджикистане, Грузии, Нагорном Карабахе, Молдове.

    В этих условиях другого выхода, чем укрепление СНГ не виделось. За 1992 год было принято свыше 250 документов, регулирующих отношения в рамках Содружества. Тогда же был подписан Договор о коллективной безопасности подписанный 6 странами из 11 (Армения, Казахстан, Россия, Узбекистан, Таджикистан, Туркмения).

    Но с началом экономических реформ в России Содружество пережило в 1992 году первый серьезный кризис. Экспорт российской нефти сократился вдвое (в то время как в другие страны вырос на треть). Начался выход стран СНГ из рублевой зоны. Провал ГКЧП и крах перестройки означал не только конец социалистического реформирования экономики, но и победу сторонников либеральных реформ. Руководство России выбрало либеральный путь, провозгласив в октябре 1991 года переход к рыночным отношениям, а затем к либеральной политической модели.

    Правовой основой для свободы предпринимательства явилась Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., закрепившая многообразие форм собственности, государственную поддержку конкуренции и охрану права частной собственности.

    Принципиально новым подходом к управлению на местах (в городах, районах, сельских поселениях) явилось введение местного самоуправления, организационно обособленного от органов государства.
    .

    Раздел 2. Теория управления.

    6.Научные школы управления.

    Управление есть элемент и одновременно функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических и др.) обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы и цели деятельности.

    Первые школы в теории управления появились в Америке и Европе, т.к. это связано с зарождением капитализма и индустриальным развитием (промышленность, производство)

    1-я школа Научное управление (1885 - 1920)Тейлор, Френк, Гилберт, Тантт. Книга «Принципы научного управления»

    Главное внимание исследователей и практиков управления этой школы уделялось вопросам эффективности труда на основе анализа содержания работы и ее элементов (на уровне ниже управленческого)

    Ключевые положения школы:

    - Научные принципы организации труда; - Рационализация трудовых операций; - Нормирование труда; - Разделение труда в управлении; - Разделение ответственности за результаты труда м/у менеджерами и рабочими- Человек рассматривался как «винтик в машине»

    Концепция научного управления показала, что управление является самостоятельной областью научных исследований, что методы и подходы, используемые наукой, могут быть эффективны в практике достижения целей организацииции.

    Школа научного управления дала немало идей, используемых в современном менеджменте. Среди них:- научный подход к менеджменту и его принципам; - анализ содержания работы и способов ее выполнения; - нормирование труда; - работа с кадрами (отбор, переквалификация…); - мотивация труда работников.

    Классическая или административная школа в управлении (1920 - 1950)

    Классическая школа возникла на основе идей школы научного управления. Основоположники: Анри Файоль, Дж. Муни, Л. Урвик, Р. Дейвис, М. Вебер, Ч. Бернард.

    Проблемы, рассматриваемые школой:

    - принципы и функции менеджмента; - принципы работы и функции менеджеров всех уровней управления; - построение организации (структура и управление работниками);

    - процессный подход к управлению; - власть и ответственность; - справедливость оплаты труда.

    Начали изучать человека Главной целью школы была разработка универсальных принципов управления. А.Файоль выделил 14 основных принципов управления:

    1)Разделение труда; 2)власть и ответственность; 3)дисциплина; 4)единство распорядительства (единоначалие); 5)единство руководства; 6)подчинение частных интересов общим; 7)вознаграждение по труду; централизация и децентрализация; 9)иерархия руководства; 10)порядок; 11)справедливость; 12)постоянство состава персонала; 13)инициатива; 14)единение персонала (корпоративность).

    Основной вклад школы в современный менеджмент состоит в рассмотрении управления как процесса, состоящего из взаимосвязанных функций, а также в разработке концепции «менеджмента персонала».

    Приверженцы классической школы не очень заботились о социальных аспектах. Они старались взглянуть на организацию с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие закономерности. Традиционно функциями считались финансы, производство и маркетинг.

    Классическая школа заложила фундамент мировой управленческой науки.

    7.Сущность, содержание и характеристика управления. Взаимосвязь понятий «управление», «руководство» и «менеджмент».

    РУКОВОДСТВО - одно из центральных понятий в теории организации и управ­ления, которое может быть определено: либо как персонифицированная деятель­ность должностного лица в организации, связанная с непосредственным управле­нием персоналом (деятельность по управ­лению человеческими ресурсами в организации); либо как проявление лидерст­ва в системе формальных отношений; либо как тип организационного поведе­ния, обусловленный определенным должностным статусом и предусматрива­ющий властные полномочия (см.: Персо­нал организации: Лидерство в организации; Организационное поведение; Формальная (официальная) организация; Статус ра­ботника в организации). В ряде зарубеж­ных теорий (Э. Воутилайнен, Й. Ниссенен, П. Поренне, Т. Санталайнен) выде­ление Р. в особый вид управленческой де­ятельности связывается с его принципи­альным разделением на управление дея­тельностью (главная составляющая дея­тельности менеджеров) и управление людьми (руководство
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
    написать администратору сайта