Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Экономика
Финансы
Психология
Биология
Сельское хозяйство
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
История
Физика
Экология
Этика
Промышленность
Энергетика
Связь
Автоматика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

история и развитие молодежных движений. История и развитие молодежных движений Бондаренко Роман Александрович



Скачать 64.86 Kb.
НазваниеИстория и развитие молодежных движений Бондаренко Роман Александрович
Анкористория и развитие молодежных движений.docx
Дата25.04.2017
Размер64.86 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаистория и развитие молодежных движений.docx
ТипДокументы
#3329
страница1 из 2
  1   2

История и развитие молодежных движений

Бондаренко Роман Александрович

История некоммунистического молодежного движения

  1. Возникновение молодежного движения в России. Студенческое движение.

  2. Патриотическое направление.

  3. Культурно-просветительское направление молодежного движения.

  4. Политические молодежные организации.

Возникновение молодежного движения в России

Конец 19-начало 20 вв.Собственно молодежные движения связаны, в первую очередь, с религиозными организациями. Начало 20 вв. Всемирный Христианский союз молодых людей. Вскоре образуется самостоятельное молодежное общество Маяк. 1905 – зарегистрировано. Т.к был манифест о даровании основных политических свобод. Маяк – российский христианских союз мл. Обязательного, фиксированного членства не было. В Санкт-Петербурге 1615 м.л. в 1909 году. Функционировал при поддержке барона Николаи, приближенного к императорской семье. Цель общества – содействие молодежи, нравственное, умственное, физическое развитие. В маяке это достигалось через пропаганду христианских ценностей, их внедрение во все стороны жизни. Маяк был неполитическим - в него входили люди с разными политическими взглядами. Формы работы Маяка: просветительские лекции, тематические культурно-исторические вечера, благотворительные вечера, благотворительные кампании (например, «день ромашки», сбор средств для борьбы с туберкулезом, в них участвовал целый ряд организаций, продажа ромашек), организация правильного досуга. В нем были опробованы: группа встреч (сбор и обсуждение важных тем), возникновение клубов (существовали на добровольные пожертвование). Мероприятия были бесплатными. Практически все, кто работал в маяке, работали бесплатно. Идея агитационных пароходов и поездов. Функция трудоустройства. Маяк и молодежные христианские общества аккумулировали и принесли формы и методы работы, которые могут быть использованы и сейчас. Во многом исток молодежных движений. Это обязано тому, что задач политических не стояло.

Студенческое движение.

Внедрение активных протестных форм ( забастовок). Студенты активно принимали участие в демонстрации протеста совместно с рабочими, особенно на первомай. Нелегальные студенческие организации, существовали под эгидой различных партий. Произошло три нелегальных студенческих съезда. Пик развития – революция 1905 года.

Российское молодежное движение формировалось под двумя тенденциями.

– религиозно-просветительские ( совершенствование общества через совершенствование каждого)

- радикальное изменение общества через формы политической борьбы

По мере приближения событий 17-ого года вторая тенденция всё более нарастало.

Патриотическое направление.

Скаутская и сокольство.

Обе организации пришли в России из вне и относятся примерно к 1908-9 году. В 1908 Николай 2 прочел книгу «Юный скаут». Баден Паул излагал основы детской организации, основанной на принципах патриотизма, ставила задачу привить юношам рыцарское отношение к окружающим, любовь к Родине. Организация стала развиваться. Основателем скаутского движения был Пантюхов, капитан русской армии. В 1909 году возник первый патруль скаутского движения в Царском селе. Организация была рассчитана на юношей. Первые отряды для девочек возникают в 15-16 году. Развивалось скаутское движение очень активно, сформированы правила, общие для всех скаутских организаций. Задача скаутского движения – нравственное и физическое развитие. Самодисциплина, выносливость. Система направлений и ступеней. В 1915 году проходит Всероссийский съезд инструкторов и лиц, интересующихся скаутизмом. Одной из главных задач на этом съезде было недопущение политизации подрастающего поколения. Съезд закрепил систему иерархии, организации. Скаутская организация просуществовала до 1923 года, после чего была расформирована.

В 1909 году возник Союз русского сокольства. Основная задача – гармоническое развитие духа и тела человека, в направление непрестанного совершенствования своего народа, а через него славянства и всего человечества. Движение появилось в Чехии. Идеологом данного движения был Мирослав Тырш. Идея распространялась вообще по славянскому миру. Идеологом у нас был Гижитский. В качестве основных задач:

-нравственное и физическое воспитание

- борьба с отнародованием

- создание кадров русского сокольства

Достаточно быстро сокольство распространилось по России, преимущественно охватывает южные города. Активно развивалось в нем участвовало несколько десятков тысяч человек. Формы работы близки к скаутизму. После революции также была развалена.

Т.о. в первое десятилетие 20-ого века сформировался сегмент патриотических детских организаций, которые активно действовали, их развитие было прекращено не по внутренним, а общеисторическим причинам.

Культурно-просветительское направление

Появление также вызвано событиями первой русской революции, ученическими волнениями. Активное участие принимали Шацкий, Зеленко, опыт работы в Сибири винограда. Деятельность общества Сетлемент . вели просветительскую работу среди бедноты. В 1906 году Шацкий и Зеленко основали такое общество в Москве. В нем действовали клуб, школа, детский сад. Система кружков, основанная на детском самоуправлении. Занимались организацией детского отдыха. Просуществовал около двух лет. Ему на смену пришло общество Детский труди отдых, колония Бодрая жизнь. После первой мировой войны идею подхватили дома учащихся и дома юношества. Шагом вперед было основание Рязанского дома юношества, его организатором был Виноградов с февраля 1916 года. Было пять основных направлений – филантропическая деятельность, умственное развитие и умственная гимнастика, физическое воспитание, эстетическое воспитание. Работали литературный, научный, богословский, музыкальный, драматический, ремесленный, кружок помощи жертвам войны. Кроме того там действовали книжная лавка, школьная касса, бюро труда, журнальная комиссия. В декабре 1917 года вышел первый номер «Голос молодежи». в литкружке занимался, в частности, Анфиногенов. Благотворительной деятельности было дано несколько спектаклей по Островскому. Активно работал на ниве помощи нуждающимся, в частности, у них был огород, где выращивали овощи для себя и для детского приюта, организовывались сады и ясли для детей беженцев и фронтовиков. Работали мастерские, производили вещи для армии. В сельской местности работали дружины для помощи семьям фронтовиков. Дом юношества во многом повторял программу Сетлемента. Просуществовал чуть более полутора года, в ноябре 1917 был закрыт. Дома юношества работали в Астрахани, Самаре – дом учащегося юношества до 1919 года. На протяжении гражданской войны дома юношества, основанные на этих принципах работы, были в Красноярске, Кузнецке и ряде других городов. Поскольку эти учреждения заявляли себя вне политики, новая власть относилась к ним достаточно критично и практически все они были закрыты, традиция продолжалась в виде культурных кружков, что позже было подхвачено комсомолом. Летом 1917 года в Петрограде был организован «Труд и свет», объединяющий рабочих. Численность - 17000 человек. Славит всемогущий труд и нелицеприятный свет науки, общество аполитично. Он своей задачей ставил повышение культурного уровня членов через самообразование. Просуществовал около трех месяцев. Не менее активно большевики действовали в организациях, взять под контроль «Труд и свет» не получилось. Т.о. культурно-просветительское направление в молодежном движении было достаточно активным, но, к сожалению, оно не вписалось в новую реальность, где серьезная организация не могла быть вне политики. «Кто не снами – тот против нас».

Политические молодежные организации

Молодежь активно участвовала в деятельности практически всех правил, являясь полноправными членами. Специальных организаций до 17 года не было, т.к. все политические партии делали ставку на причисление молодежи сразу к своим партиям. Специальные политические молодежные организации начали образовываться после февраля 1917 года. Кроме того, появляются новые организации, которые хотя и не ставили политических задач, тем не менее, оказались втянуты в политику. Организация Средних Учебных Заведений. ОСУЗ объединил достаточно разную политически ориентированную молодежь, основные лозунги : «международный революционный социализм», «демократическое прекращение войны», ОСУЗ достаточно активно действовал, постепенно втягиваясь в политическую борьбу, поддерживал временное правительство, ОСУЗ как организация не поддержала большевистский переворот. В 17 году практически все политические партии создают свои молодежные организации или секции. Активно этим занимались анархисты. Выступали за уход против государства, против форм правления, выступали за различные формы самоуправления. Действовал ряд молодежных организаций, в основном региональных, в Москве было несколько таких. Наиболее известная – Московская Организация Анархисткой Молодежи. был создан эсеровский союз молодежи. старались объединить на базе своей революционной организации наиболее обширную часть молодежи. ставили задачей распространение своей идеологии, путем вовлечения в свою организацию. Поэтому в повседневной деятельности они делали упор на культурное просвещение. Через привлекательные мероприятия способствовали распространению. Меньшевики создали социально-демократический союз молодежи. В этом союзе ставилась задача привлечения рабочей молодежи, строить социализм через просвещение. Социал-демократы, меньшевики стремились к объединению всех левых молодежных организаций на базе того, что их объединяло. Из правых организаций наиболее заметно работала с молодежью партия «Народной свободы», они же кадеты, очень успешно сотрудничали с уже имеющимися молодежными организациями – младо крестьянами, скаутами. Против политизации молодежи и учебных заведений. В школе не должно быть политики! Однако этому не суждено было сбыться. Создавалась масса других организаций. Например, союз аспирантистов.

Возникновение коммунистического молодежного движения

  1. Молодежное коммунистическое движение в 1917-1918 годах. Создание РКСМ

  2. РКСМ и РКП(б)

  3. КИМ

  4. Комсомол в гражданской войне

  5. Детское коммунистическое движение

Молодежное коммунистическое движение в 1917-1918 годах. Создание РКСМ

С марта 17-ого года начинаются обсуждение, однако дальше создания молодежных организаций на предприятиях не пошло. На Путиловском, Обуховском заводе. К маю возникли районные социалистические союзы рабочей молодежи. В частности, на Васильевском острове, на выборгской стороне. Среди лозунгов большевиков «Защита прав молодежи» имел большое значение. В частности, в мае 1917 года на марсовом поле прошел митинг малолетних рабочих и работниц Петрограда. «долой эксплуатацию детского труда». В Москве первые молодежные организации возникают на заводе Мельхейсона, Бромлей, фабрике Роккар. К лету 1917 года революционные организации возникаю на Урале, Украине. В этот период в руководстве партий борются два подхода либо создание массовых организационно-самостоятельных союзов, с тем, чтобы они были подготовительным этапом, средством вовлечения молодежи в партию, эту позицию отстаивала Крупская. Вторая позиция – это создание молодежной секции партии, куда бы принимались уже идеологически устоявшиеся молодые люди. Позиции боролись между собой на протяжении всего 17, начала 18 года. Уже на 6-ом съезде (июль – август 1917 года) РСДРП ставилась задача уделить возможный максимум внимания созданию молодежных союзов. Резолюция ставила задачу, но не говорила как. Хотя склонялась к широкому подходу – за массовость. С точки зрения массовости такая организация должна быть самостоятельной. Главная задача будущего союза –« развитие классового самосознания пролетарского юношества путем пропаганды идей социализма». Как мы видим, в этот момент были поставлены задачи создания нового союза, но реализованы не были. Вплоть до захвата власти большевиками – октябрь 17 года, далее разговоров и эпизодических мероприятий дело не продвинулось. После переворота стало очевидно, что молодежь наиболее активно политический слой общества. От её позиции достаточно много всего зависит, поэтому с лета 18 года начинается активная работа по созданию молодежного союза, нужно отметить, что эта работа шла сверху. Например, статья Крупской «Как организоваться рабочей молодежи. с июля 18 года разворачивается работа по подготовке учредительного съезда союза новой организации. Большую роль в подготовке съезда сыграла созданное специальное бюро по подготовке съезда. Первый съезд РКМС прошел с 24 октября по 29 октября 18 года, 29 октября 1918 года было провозглашено создание РКСМ. На съезде из 176 делегатов с решающим голосом, 88 были членами РКП(б). На утверждено название РКСМ, приняты основные тезисы программы, устав, устанавливавший организационную структуру нового союза. Высший орган РКСМ – съезд, в перерывах между съездами повседневной деятельностью руководил ЦК, выбранный на съезде. Первоначально возглавлял ЦК председатель, первым председателем стал Ефим Цетлин. В ходе съезда было заявлено о политическом характере нового союза. Была поставлена задача на участие в мировой революции, на её поддержку. В учредительных документах заявлялось, что союз организация партийная и всецело подчинен и контролируется партией. После проведения первого съезда 18-19 год – это время, когда комсомол становился главным в коммунистическом молодежном движении. В частности в него входило 22 тысячи человек. Гораздо более влиятельной была организация учащихся коммунистов, объединявшая учащихся старших классов, однако в отличие от комсомола они не были столь жестко централизованны, а значит и не могли быть удобным проводником в партийной политике в молодежной среде.

На семинар:

Молодежь в годы революции и гражданской войны

  1. Общая характеристика периода ( учебники истории)

  2. Судьбы молодежи в гражданской войне А. Гайдар «Школа» (как складывается судьба главного героя? Насколько закономерен его путь к красным? Что свидетельствует о расколе молодежи и общества в гражданской войне)

«Отца у тебя убили - раз. К людям таким попал -

два. С товарищами поссорился - три. Из школы тебя выгнали - четыре. Вот

ежели все эти события откинуть, то остальное, может, и сам додумал290 стр»

Белые были главной преградой на этом пути, и, уходя в армию, я еще не

мог ненавидеть белых так, как ненавидел их шахтер Малыгин или Шебалов и

десятки других, не только боровшихся за будущее, но и сводивших счеты за

тяжелое прошлое.

А теперь было уже не так. Теперь атмосфера разбушевавшейся ненависти,

рассказы о прошлом, которого я не знал, неотплаченные обиды, накопленные

веками, разожгли постепенно и меня, как горящие уголья раскаляют случайно

попавший в золу железный гвоздь.

И через эту глубокую чужую ненависть далекие огни "светлого царства

социализма" засияли еще заманчивее и ярче

  1. Возникновение РКСМ. Место комсомола в государственной системе. В.И Ленин «Задачи союзов молодежи»(место молодежи в строительстве «нового общества», задачи комсомола в молодежном движении, содержание коммунистического воспитания молодежи: «учиться коммунизму», классовая борьба, коммунистическая государственность

В апреле 1919 года проводится съезд коммунистов-учащихся, там было более 200 делегатов.

Выступал Ленин, съезд по его прямому настоянию принимает решение о присоединении к комсомолу, РКСМ примерно в это же время при работе среди учащихся. В мае 1919 года принимается постановление от бюре ЦК РКП(Б), в котором вся работа среди молодежи должна была сосредотачиваться в РКСМ, т.о. к середине 1919 года был взят курс на монополизацию работы среди молодежи в рамках комсомола.

РКСМ и РКП(Б)

Формально комсомол являлся независимым от партии. Однако уже в момент возникновения партия взяла на себя организационное усилие по созданию комсомола. Т.о., с первых дне своего существования комсомол превратился в инструмент партийной политики в молодежной среде. Сами лидеры большевиков это не скрывали.

- Идеологический и политический контроль. Комсомол – проводник, инструмент партии.

- Организационно комсомол зависел от партии, т.к. практически все руководящие должности заняли партийные.

- Финансово зависели от партии. С момента создания из средств исполнительной власти, партия контролировала.

- Отчетность комсомольских организаций перед партийными, партийные комитеты и организации систематически зачитывали доклады и отчеты соответствующих комсомольских организаций.

Кроме того, партия озаботилась кадровым вопросом, помимо непосредственного направления на работу молодых коммунистов организуется подготовка кадров, во всех партшколах создаются комсомольские секции. Т.о уже на этапе формирования кадров партия брала комсомол под контроль. Всегда партия плотно контролировала и комсомольскую печать. Первоначально комсомольские странички возникают в партийных газетах, а потом возникают «Юный коммунист», «известия РКСМ» и т.д. как правило, главными редакторами назначались партийные. Комсомол работал в тесном контакте с партией и под её непосредственным руководством.


Международное направление деятельности. Коммунистический интернационал молодежи

1917-1918 годы. Вся политика большевиков была направлена на «разжигание пожара мировой революции». Среди идеологов партии общепринятой была точка зрения о необходимости мировой социалистической революции как условий существования новой власти. События 18 и 19 годов говорили о возможности такого сценария. Советские республики были провозглашены в Латвии, Венгрии, Финляндии. Германия находилась на пороге революционных событий. Выступления рабочих прокатились практически по всем странам. В связи с этим РКП(Б) достаточно большое внимание уделяла международным аспектам. В 1918 году был создан КомИнтерн. 19 мая 1919 года исполком коминтерна обратился к молодежи мира с призывом к объединению и созданию КИМа. Первый учредительный конгресс КИМа прошел в течении недели с 20 по 26 ноября 1919 года в Берлине, прошел он нелегально. На нем присутствовало 19 делегатов от 13 стран. На этом конгрессе обсуждались программа, устав, а также был избран исполком. Основная дискуссия развернулась вокруг вопроса о самостоятельности молодежных организаций, об их отношениях с коммунистическими партиями, с другой стороны об обязательности решений самого КИМа. По обоим вопросам в итоге были приняты позиции РКСМ, и в последующие годы КИМ работал как проводник советской позиции. Прежде всего, это объяснялась тем, что финансовое и организационное обеспечение КИМа легло на РКСМ. Так, в частности, архивы содержат 10-ки документов, связанных с финансированием КИМа. Исполком КИМа разместился в Москве. Основные направления деятельности КИМА – поддержка национальных коммунистических организаций и разовых акций. К ним относятся : молодежные демонстрации во Франции, Англии. Также на территории советской России печатались многочисленные периодические издания и литература на иностранных языках для молодежи других стран. Кроме того, КИМ достаточно активно пытался взять под свой контроль существующие молодежные организации. Если это не удавалось, то брался курс на разложение данной организации. К начал 20-ых годов коммунистический интернационал молодежи, по сути превратился в «международный отдел» РКСМ и служил проводником в политике советского комсомола на международной арене. КИМ просуществовал вплоть до 40-ых годов и превратил полностью свой существование в годы второй мировой войны.

Комсомол в годы гражданской войны

В ходе гражданской войны комсомол провел несколько мобилизаций, когда комсомольцы направлялись на наиболее угрожаемые участки. В партизанском движении участвовала именно молодежь. Значительную долю новых командирских кадров составляла молодежь. Основной проблемой гражданской войны была проблема транспортного сообщения. ЖД были в ужасном состоянии, к началу 19 года встала задача по налаживанию работы транспорта. В апреле 1919 года возникает новый почин – начали проводить коммунистические субботники и воскресники. С зимы 20-ого года стали проходить тематические недели – все мероприятия были направлены на одну цель. Первая неделя «Неделя фронта и транспорта». Проводится «Неделя сухаря», «Неделя чистоты», «Неделя всеобуча». Комсомольцы явились основой ЧОНовских отрядов (части особого назначения). В годы гражданской войны комсомол попытался найти свою позицию – с 20-ого года стал выступать как защитник интересов рабочих – отстаивались права несовершеннолетних. Велась борьба за улучшение условий труда. Комсомол расширял свое влияние в годы гражданской войны. Численность комсомола с октября 18 по октябрь 20-ого выросла более чем в 20 раз с 22-ух до 482 тысяч человек. Это свидетельствовало, что комсомол начинает становится реальной силой на ниве молодежной политики. Одной из основных проблем было слабое влияние комсомола среди сельской молодежи, другой проблемой стал низкий политический уровень новых комсомольцев, оказалась размыта и классовая основа – было много интеллигенции. Если брать молодежное движение в целом, то помимо раскола молодежи гражданская война породила еще и проблему беспризорности. Существуют разные цифры – от 2,5 до 10 млн человек. Уже в начале 20-ых годов этой проблемой начали заниматься ВЧК. В это же время стало очевидно, что и детское движение требует организации.

Детское коммунистическое движение

Общая нехватка школ, педагогических кадров. С начала 20-ых годов был взят курс на создание детской коммунистической организации, тем более что отдельные детские организации существовали и до этого. В Туле в 1918 году действовал детский пролеткульт, кот объединял до 1000 детей. На Украине в 2о-ом году действовала юношеская трудовая армия, в 19-20 году в Перми действовал детский коммунистических клуб «Муравейник». В 1918 году в Александровском уезде Владимирской губернии появляется союз юных коммунистов (От 12 до 16). Уже в этот период начинаются достаточно активные дискуссии вокруг вопроса об организации детей. Одной из основных проблем детского движения этого периода было «Рабское подражание бой-скаутизму» (Крупская). Основная задача, которая ставилась перед новыми организациями – коммунистическое воспитание детей. Одним из теоретиков стала Надежда Константиновна Крупская. Она написала ряд работ, крупнейшей из которых была «РКСМ и бой-скаутизм». Были обоснованы цель и педагогические принципы создания деятельности. В частности, воспитывать преданных партии юных ленинцев. Ставилась задача поддерживать связь с жизнью, использовать доступные возрасту методы и формы работы, добиваться широкого развития самоуправления. В 21 году на втором конгрессе КИМа ставится задача формирования детских коммунистических групп. ЦК РКСМ с начала 1922 года приступает к организации первых коммунистических групп, которые возникают под руководством комсомольских ячеек. Первые такие группы возникают в Замоскворечье. Одним из основателей пионерского движения был Зорин. Возникали на безе заводских и фабричных клубов и комсомольских организаций, в основном по территориальному признаку. 19 мая 1922 конференция РКСМ принимает постановление о детском движении и с этого момента началось создание пионерской организации. Первоначально носила имя Спартака, были приняты законы, символика, гимн.

Семинар

Общая характеристика молодежного движения в 20-ые годы

Система работы с беспризорниками на примерах шкид и колонии имени горького

Основные положения системы макаренко. Как сложилась судьба макаренко

Что общего и различного в работе шкид и колонии. Как сложилась судьба сороки-росинского

Какие формы актуальны и сейчас, что может взять учитель

Молодежь в 20-ые годы

  1. Организационное развитие комсомола

  2. Ликвидация некоммунистических организаций

  3. Основные направления деятельности комсомола в 20-ые годы

  4. Культурная революция и молодежь

  5. Оппозиционное течение в молодежной среде

  6. Молодежное движение в эмиграции

Организационное развитие комсомола

Комсомол в начале 20-ых годов переживал очевидный кризис – внешняя реставрация старого (НЭП), с другой стороны – резкое увеличение численности комсомола. Отсюда определенное ухудшение с точки зрения качества, сплоченности комсомола как организации. Намечаются две тенденции в работе комсомольских организаций – администрирование (попытки бороться с кризисом исключительно административными методами), в 21 году производится перерегистрация членов РКСМ, в результате чего численность комсомола уменьшается вдвое, для непролетарских элементов вводится шестимесячный кандидацкий стаж, вводятся различные условия приема в комсомол. С другой стороны усиливается взаимодействие с партией, появляется институт партприкрепленных, когда к ячейкам комсомола прикреплялся опытный коммунист, курирующих деятельность, в связи с этим усиливалась бюрократизация комсомольской жизни. Вторая тенденция – разложение, т.е. отсутствие какой-либо работы с молодежью и аморальным поведением комсомольских руководителей, которые пользовались имеющимися ресурсами. Попытки решения этих проблем искались, прежде всего, на пути административных решений. В начале 20-ых годов была установлена четкая структура комсомола. Наверху стоял центральный комитет, который избирался съездом. Из состава ЦК избиралось бюро и первый секретарь ЦК РКСМ, тогда как в комсомоле в этот период насчитывалось 700 тысяч человек. Увеличению численность способствовал созыв после смерти Ленина. Ниже стояли губкомы со своими бюро и первыми секретарями, дальше уездкомы также со своими, волкомы(волостные комитеты), волостным комитетам подчинялись ячейки. Т.о. административное построение комсомола повторяет административное построение деления страны. В 24 году, после смерти Ленина было принято решение о присвоении комсомолу его Ленина, т.о. ВЛКСМ. Одной из основных проблем деятельности комсомола была проблема коммунистического воспитания молодежи, эта проблема существует на протяжении всего существования. Возникает система комсомольского политического просвещения, основой политпросвещения стали кружки. Численность комсомола шла по нарастающей. Уже в 26 году в комсомоле состояло 1 млн 780 тысяч человек. В 26 году проходит седьмой съезд комсомола, который принимает переименование в ВЛКСМ, принимает новый устав. Закрепляется принцип демократического централизма, подразумевающий выборность всех комсомольских органов, подчинение нижестоящих органов вышестоящими. Важная роль отводилась партийному руководству комсомолом. Многие молодые коммунисты состояли и в ВЛКСМ. На 26 год в составе комсомола было 144 тысячи членов ВКПБ. Сохранялся институт партприкрепленных, т.о . в 20-ые годы резко увеличилась численность, складывались основные организационные формы работы.

Ликвидация некоммунистических организаций

Уже в начале своей деятельности комсомол рассматривал другие молодежные организации как конкурентные, как противников в молодежной политике. Практически сразу борьбу за влияние на молодежь комсомол переводит в полицейскую плоскость. ЦК РКСМ еще в начале 20-ых годов неоднократно выходило с ходатайством о «создании при ВЧК специального органа для наблюдения для некоммунистических организаций», в начале 20-ых годов было создано специальное отделение по контролю для контроля над некоммунистическими молодежными организациями. Уже в начале 20-ых годов, при поддержке ГПУ перешли к политике ликвидации некоммунистических организаций. В 22 году бюро ЦК ВЛКСМ принимает решение о роспуске скаутских отрядов. С 22 года пошла волна разгрома скаутского движения. Скаутские отряды лишались помещений, руководители и наиболее активные участники задерживались и арестовывались. Последним заметным движением был съезд скаутов в селе Всехсвятском, был разогнан комсомольцами и работниками ГПУ, а руководство скаутов было арестовано и оказалось в концлагерях. Аналогичная судьба постигла и Союз русского сокольства, он также в 23 году был официально закрыт. Путем репрессий были ликвидированы Союз молодых социал-демократов, молодые эсеры. Многие были сосланы в эмиграцию, но даже их комсомол не оставлял в покое. В 22 году издается резолюция о «положении студенчества за границей». Кроме того, организовывалось давление и на неполитические организации, в 23 году был закрыт союз аспирантистов, были созданы абсолютно невозможные условия для деятельности религиозных организаций, поскольку к середине 20-ых годов именно церковь оставалась единственным конкурентом за влияние на молодежь. О влиянии церкви говорит тот факт, что не смотря на все меры, в середине 20 годов союз молодых христиан объединял около 3 млн человек. Для борьбы с религиозным влиянием был создан союз безбожников СССР, который занялся активной антирелигиозной и антицерковной пропагандой. Применялись как запретительные и карательные меры, закрытие церквей, комсомольцы, которые участвовали в совершении религиозных обрядов, исключались из комсомола. Второе направление – агитационное, когда велась активная работа против религиозного дурмана, активно проводились различные лекции, мероприятия, разоблачавшие религиозные чудеса. Разрабатывается целая система альтернативных праздников, активно проводится комсомольская Пасха, комсомольское Рождество. Альтернатива, проводились в те же сроки, наполнение антирелигиозное. Инсценировки, карнавалы, лекции, собрания. Достаточно быстро вышли на борьбу с верующими людьми и религиозными обрядами. Комсомольцы активно участвовали в закрытии церквей, многие церкви не просто закрыли, а разгромили. Т.о. борьба за молодежь шла в основном административными и полицейскими методами через запрещение деятельности и репрессии.

Основные направления деятельности в работе комсомола

Время поиска комсомолом своего места в формирующейся советской тоталитарной системе. Шли поиски, как направлений деятельности, так и форм их реализации.

  1. Участие в промышленной политике советского государства. «Участие в построении социалистической индустрии» - экономическая работа комсомола. В отличие от времени гражданской войны организаторская роль комсомола в промышленности падает. Комсомол активно участвует в борьбе за повышение производственной дисциплины. Проводились собрания, конференции, на который обсуждались вопросы повышения производственной дисциплины. Появляется первая форма работы, когда комсомол берет на себя контрольные функции. Появляются комсомольские контрольные посты – авангардные тройки. Они следили за качеством продукции и трудовой дисциплиной. Важной формой борьбы была также стенная печать. Но в первой половине 20-ых годов основную часть работы по этому направлению составляла защита интересов молодежи на производстве. Комсомол во многом выполнял функции молодежного профсоюза, он лоббировал интересы на самом высоком уровне, в частности, по инициативе комсомола проводится ряд мер по борьбе с молодежной безработицей, в начале 20-ых годов вводится бронь для молодежи. фиксируется минимальный уровень заработка, ограничивается продолжительность рабочего дня для молодежи. На местах были созданы экономико-правовые отдела комсомола, которые следили за правильностью начисления зарплаты молодежи, за нарушителями, оказывают помощь в трудоустройстве. Кроме того, комсомол окончательно переходит на производственный принцип построения – первичные организации на предприятиях, а не по месту жительства как пионерия.

  2. С 20-ых годов важным направлением становится работа комсомола на селе. Комсомольцы на селе представляли малый процент от общего числа молодежи. Они занимались, в основном агитационной работой. В первую очередь, агитировали за введение новых форм хозяйства – кооперативы. Часто первые кооперативы на селе были комсомольскими. Именно этим образующимся комсомольским кооперативам направлялась государственная помощь и поддержка, в частности, первые трактора. Комсомольцы активно поддерживали многие начинания – электрификация деревни, ремонт дорог, мостов, создание пожарных дружин и т.д.

  3. Участие в послевоенном строительстве, резкое сокращение армии. Одна из проблем армии - нехватка квалифицированных призывников – некоторые даже не знали грамоты. Наиболее технически насыщенными были части флота. Уже в начале 20-ых годов комсомол принимает шефство над рабоче-крестьянским красным флотом. Проводились комсомольские мобилизации на флот, в ходе которых отбирались те, кто мог служить на флоте. 40% должностей занимали комсомольцы.

  4. Политическое просвещение. В 20-ые годы закладываются основы полит просвещения. Курс политграмоты стал обязателен для каждого комсомольца. С 23-его года вводится единая система политического образования, в три ступени – кружок для новичков, политкружок, кружок по изучению ленинизма. К 24-ому году было охвачено 80% городских и более 50% сельских комсомольцев. В этот период активно шел перевод полит просвещения на национальные языки, стала развиваться комсомольская печать. Начал выходить журнал «Комсомольский агитпроп работник», издается методическая литература, формируется массовая комсомольская печать. Выходит первый номер «Молодая гвардия» - 22-ой год. С 24-ого журнал «смена», с 25-ого «Журнал для крестьянской молодежи», с 25 мая 1925 года вышел в свет первый номер «Комсомольской правды». Но все эти меры полностью проблему не решили и задача политического просвещения еще долго стояла перед комсомолом ( до 50-ых годов).

Культурная революция и молодежь

В этот момент ставилась задача создания новой пролетарской культуры – продвижение культуры в массы. Одним из основных направлений культурной революции была борьба с безграмотностью – ликбез. Были развернуты пункты ликвидации безграмотности – ликпункты. Кроме того, создавались клубы, избы-читальни на селе. В начале 20-ых годов произошло резкое сокращение государственного финансирования всех направлений деятельности, в связи с этим резко возросла роль общественных организаций. Многие 10-ки тысяч комсомольцев на общественных началах выступают в роли учителей, обучая грамоте. Работа организовывалась в клубах, красных уголках. С 23-его года на селе начали организовываться школы крестьянской молодежи. Комсомол играл очень большую роль при организации этих школ – искали помещение, подбирали учителей. Отдельным вопросом была нехватка квалифицированных кадров. Особое внимание комсомола уделялось высшей школе. Вузы были образованы, но уровень подготовки слушателей был низок. С начала 20-ых годов функционируют рабфаки. Комсомол вел активную работу по подбору и направлению на рабфаки молодежи. Кроме того, комсомол организовывал производственное обучение – школы ФЗУ(фабрично-заводского ученичества). Обучение в них велось без отрыва от производства, в вечерние часы, могли повысить квалификацию. К началу 26-ого года в стране функционировала 927 школ ФЗУ. Важным направлением была работа в высшей школе. В середине 20-ых годов организовываются ячейки почти во всех ВУЗах. Уже в 24 году комсомольцы составляли порядка 20% студентов. Проблема квалифицированных кадров была острейшей проблемой советской республики. Не хватало инженерных, технических кадров. Уже со 2-ой половины 20-ых годов в ВУЗах и техникумах появляются формы политической учебы, в частности еженедельные политчасы, которые вели наиболее подготовленные студенты. Одновременно с 22-ого года берется курс на создание, укрепление позиций комсомола в средней школе, здесь большое внимание уделялась подготовке педагогических кадров. Комсомол участвовал в наборе педагогических кадров. В конце 20-ых годов проводятся даже специальные мобилизации на учебу в пед ВУЗы и пед техникумы. В 25 году была принята программа совместной работы РКСМ и учительства в средней школе. Таким образом, комсомол в школе рассматривался как важнейший проводник партийной и государственной политики. На уровне ЦК ВКП(Б) принимается ряд постановлений, которыми на комсомол возлагалась задача по поддержке образования, подчеркивалась роль комсомола в коммунистическом воспитании. Т.о. вопросы учебы всё больше входили в центр внимания школьных комсомольских вопросы воспитания, досуг детей и школьников. В частности, с конца 20-ых годов взялись за организации летних оздоровительных лагерей школьников. Активно разворачивается сеть школ крестьянской молодежи. Однако проблема неграмотности по-прежнему была значимой, особенно ясно это выразилось в процессе индустриализации. С 28-ого года на общегосударственном уровне стартует кампания «Долой неграмотность». Борьба с неграмотностью была провозглашена одной из основных задач комсомола. В рамках этой кампании всесоюзный культпоход. В рамках этой деятельности была организована работа на добровольных началах (поиск помещений, сбор средств). Активно занимались организацией детских комнат. Грамотные комсомольцы стали «учителями», создается целая культ армия, на селе активно развиваются школы-передвижки. Ликвидация неграмотности была одним из важных направлений культурной революции, потому что она создавала основу для всего остального. Вторым направлением была борьба за новый быт, за ликвидацию буржуазных пережитков. Внедрение в повседневную практику равных гендерных прав. Это и просветительская деятельность, создание условий для продвижения женщин, поддержка женщин. Следующее важное направление культурной революции – культурный досуг. Упор на организацию клубной работы и, прежде всего, через организацию массового культурного творчества – художественная самодеятельность. Важным аспектом этого направление было создание сети клубов, здесь работа велась фабриками, профсоюзами. Рядом с этим направление возникает создание новой пролетарской культуры.

Широко разворачивается ТРАМовское движение (театры рабочей молодежи). Первый ТРАМ возникает в 25-ом году в Ленинграде. В рамках ТРАМовского движения выросли такие личности как Рина Зеленая, Шостакович и т.д. Кроме ТРАМов действовали еще ТРАМ ядра. Одной из основных задач ТРАМы ставили воспитание нового человека, отсюда и ориентация на новую драматургию. Шел активный поиск новых форм и методов. Активно комсомольские ячейки действовали и в старых театрах. Активно обсуждались вопросы продвижения нового пролетарского искусства. Очень важное значение уделялась литературе. Комсомол активно участвовал в подготовке и проведении съездов советских писателей, организация командировок, выездов. Комсомол принял участие в становлении Светлова, Симонова, Михалкова. Важнейшим средством воздействия на писателей было печать их произведений. Основной заработок – тиражное вознаграждение. Т.о., в 20-ые годы закладываются основы новой культуры, в создании которой комсомол принимает самое активное участие. В этот период окончательно формируется комсомольская и молодежная печать, издается с 25 года «Комсомольская правда», как всесоюзный орган, издаются региональные газеты, пионерские издания. Всего, к концу 20-ых годов издавалась 51 региональная комсомольская газета, 19 пионерских, 33 различных комсомольских и пионерских журналов. Через эту прессу проводилась партийная идеология в молодежной среде.

Оппозиционное течение в молодежной среде

Здесь можно выделить следующие формы проявления оппозиционных настроений.

  1. Участие в некомсомольских организациях (в оставшихся религиозных)

  2. Участие в различных оппозиционных течениях внутри коммунистического движения (середина 20-х годов- внутрипартийная борьба)

  3. Стихийные (неорганизованные протесты)

На 28-ой год по данным официальной статистики в религиозных организациях состояло 2 млн. молодых людей. В этот период активно начали действовать различные нетрадиционные религиозные организации. Активно распространялась религиозная литература, организовывались встречи, чаепития. Во многих местах религиозные организации были более влиятельны, чем комсомольские организации.

Здесь нужно выделить события 23-24 годов, когда была объявлена партийная дискуссия. Троцкий выступил в ней с позиции изменения приоритетов развития – идея постоянной революции. Троцкий делал ставку на молодежь и одной из задач он выдвинул омоложение партии, идеи троцкизма были достаточно популярны в молодежной среде. Троцкий в этой дискуссии проиграл. Была проведена чистка комсомольского руководства, сторонники Троцкого были решены руководящих постов. В 25-ом году сформировалась, так называемая, новая оппозиция. Её лидерами были Зиновьев и Каменев. Выдвинули идею равноправности, партнерских отношений комсомола с партией. Кроме того, новая оппозиция предлагала активно работать в деревне, вне комсомола. Через собрание середнятской молодежи. После 26-ого года целый ряд оппозиционных течений указывал на необходимость изменения работы с молодежью, в частности, указывалось на развитие демократии внутрипартийной жизни. Идеи Троцкого были по-прежнему популярны среди молодежи. В 27-ом году проводится еще одна чистка комсомольского аппарата, с устранением всех сторонников Троцкого. Процессы чисток продолжались в 20-ые, 30-ые годы. Фактически к 27-ому году комсомол превращается в достаточно монолитный орган, готовый к реализации любых партийных директив. В ходе чисток разворачивается настоящая «охота на ведьм». С конца 20-ых годов, вслед за оргвыводами, исключением из комсомола, обычно следовали и полицейские меры (арест, ссылка, заключение).

Наиболее яркой формой стихийного протеста были выступления на комсомольских собраниях, письма в руководящие органы. В конце 20-ых годов происходит несколько, хоть и не очень многочисленных, но публичных выступлений. Некоторые комсомольских собрания превращаются, по сути, в критику руководства, проходят, хоть и немногочисленные демонстрации в 27-ом, 28-ом годах. Катится новая волна чистки, работают, так называемые, оппозиционные тройки.

Надо отметить, что единой, монолитной молодежной организации пока не существовало, но она активно создавалась руководством страны для проведения «нужной» политики.

Молодежное движение в эмиграции

В эмиграции действовал целый ряд молодежных организаций, в основном это приемники организаций, которые действовали в России. Одним из наиболее влиятельным было скаутское движение под руководством Олега Михайловича Пантюхова. Уже в 20-ом году под его руководством создается организация Русских скаутов за границей. Отделение её были в Манчжурии, Эстонии, Бельгии, Югославии, США и т.д. С конца 20-ых годов русские участвуют в международном скаутском движении, основной своей задачей считают служение родине. Россия раньше всего, важнее всего, выше всего. Русские скаутские организации не растворялись в национальных, пытались сохранить русские традиции.

С 23 года действует эмигрантский союз Русского Сокольства за границей. Их задача – национальное воспитание, которое должно сделать родившегося русского человека русским. Соколы активно создавали свои организации, они действовали в ряде стран.

В 24 году возникает студенческое христианское движение за рубежом. Христианское движение рассматривало в качестве своей основной задачи «развивать и крепить личную внутреннюю жизнь», христианское православное воспитание молодежи. Активно занимались просветительской деятельностью, велась большая издательская деятельность. Причем издавались как классики, так и современники – Бердяев, Шмелев, Бунин… в рамках русского христианского студенческого движения возникает первая специфическая эмигрантская организация – национальная организация витязей. Они ставили своей целью воспитание детей и молодежи под девизом «За Русь, за веру». Заведомо аполитична, главная задача «развитие сознательного чувства любви и преданности своего отечества». Работали в эмиграции и политические организации – молодые социал-демократы (меньшевики), молодые эсеры. Делали основной упор на подготовку и распространение литературы со своими взглядами внутри России. В 23-ем году создается политическая эмигрантская организация «Союз младороссов». Основными целями они ставили сплочение всех молодых сил и подготовку их к борьбе за спасение и возрождение родины. Видели они это, прежде всего, через образование и воспитание в духе национальных традиций. Существовало много небольших организаций, но фактически все они потеряли свое влияние с сокращением базы. Внуки уехавших своей принадлежности к России не ощущали. К концу 30-ых годов молодежные организации стали терять численность и влияние.

Комсомол в конце 20-ых, 30-ые годы

  1. Организационное развитие комсомола в 20-е, 30-ые года

  2. Комсомол и индустриализация

  3. Комсомол и коллективизация

  4. Комсомол и военное строительство

  5. Комсомол в годы «большого террора»

Организационное развитие комсомола

Этот период характеризуется бурным ростом численности комсомола (1928-1932 годы). На 1-ое января 1932 года – 5 млн. 400 тыс. человек. С одной стороны, этот рост объяснятся ростом влияния комсомола, стремлением молодежи участвовать в социалистическом строительстве, с другой, была, конечно, погоня за показателями. Только за 31-ый год в комсомол было принято почти 3,5 млн. человек. После 32-ого года происходит спад численности, 33-ий год 4,5 млн., 34 – 3, 750, 35- 3,530, 36 – 3,900, 37 – 4,300. К началу 41-ого года в комсомоле насчитывалось 10, 300 млн. подобное колебание численности союза объясняется, прежде всего, проводимой политикой, когда с одной стороны были чистки, с другой стороны был ограничен прием в члены ВЛКСМ. С 41-ого года численность только нарастала. В середине 30-ых годов принимается решение о перестройке аппарата ЦК ВЛКСМ. Комсомольский аппарат критиковался за копирование методов и форм партийной работы. Было решено усилить воспитательную роль комсомола, и было решено усилить дифференцированный подход к различным категориям молодежи. Создаются отдела основных категорий молодежи. Отделы рабочей, крестьянской, студенческой, учащейся молодежи и отделы по направлениям - агитпроп, орготдел и др. В 36-ом году меняется возраст членства в ВЛКСМ, с 15 до 26. В работе первичных организаций окончательно укрепляется производственный принцип организации. Несмотря на провозглашающийся принцип демократического централизма (основной организационный принцип деятельности комсомола, заключающийся в выборности всех руководящих органов снизу до верху, подчинение нижестоящих органов вышестоящим), нормы внутрисоюзной демократии не выполнялись. Уже с начала 30-ых годов фактически оформляется бюрократический централизм, когда деятельность выборных органов подменяется аппаратом. С середины 30-ых годов закрепляется принцип номенклатуры должностей. Пленумы практически не собирались, решения от имени комитетов принимали либо бюро, либо секретарь соответственно комитета. По прежнему одной из основных проблем было идеологическое воспитание и политическое просвещение молодежи. перестраивалась система политической учебы, в частности, вводится, с 32 года вводится политминимум, т.е. некий набор политических знаний, которым должен владеть каждый комсомолец. Соответственно, проводятся периодически проверки сдачи этого политминимума. Постоянно расширялась сеть кружков политпросвещения, а с 36-ого года формируется специальный аппарат пропагандистов. Были организованы всесоюзно областные школы пропагандистов. Активно в 30-ые годы комсомол работал среди учащейся молодежи (школы и ВУЗЫ) в 30-ые годы вводится специальная должность секретаря комитета комсомола по работе среди школьной молодежи и пионеров. Комсомол контролировал и руководил деятельностью пионерской организации. В ВУЗах комсомол обращал внимание, прежде всего, на «качество» студентов, с точки зрения социального происхождения и верности идеалам. Партия по-прежнему управляла комсомолов и в конце 30-ых в устав ВКП(б) был введен отдельный раздел – партия и комсомол. Т.о. в течении 30-ых годов комсомол окончательно превращается в орган, проводивший партийно-государственную политику в отношении молодежи.

Комсомол и индустриализация

С принятием индустриализации комсомол проводит государственную политику индустриализации. В рамках этой политики комсомол берет на себя функции организатора и мотиватора молодежи в сфере промышленности. Комсомольские организации на производстве всё более влезают в чисто производственные вопросы, главные из которых: дисциплина, повышение производительности труда. С этого периода нормальным становятся отчеты о собраниях о производственной деятельности, производственных показателях. Комсомол активно борется против прогульщиков, нарушителей производственной дисциплины, активно распространяется такая форма, как товарищеские суды. Активно используется стенная печать. Во-первых, в 27-ом году объявляется массовый поход за рационализацию производства, т.е. внедрение улучшений на предприятии. Активно эксплуатируется конкурсный момент. Появляется производственная перекличка предприятий – предприятия публично рапортовали о своих успехах. В этот момент зарождается и такая форма, как комсомольско-молодежные ударные бригады – 1926 год на одной из ЖД станций Москвы. Эти бригады, за счет более рациональной организации труда, более ответственного отношения к делу добивались хорошего результата. Как правило, ставились на наиболее тяжелые участки. В 28-ом году появляются отряды легкой кавалерии. Это группы комсомольцев, которые неожиданно проводили проверки на предприятиях. К 30-ому году в таких отрядах работали более 250 тыс. комсомольцев. К концу 20-ых годов относится и появление социалистического соревнования. В начале 29-ого года комсомольская правда призвала к началу всесоюзного соревнования. Различные промышленные коллективы соревнуются между собой по уровню выполнения основных показателей. Количество выпущенной продукции, процент выполнения плана. К середине 29-ого года стали проводится внутри предприятий. Активно комсомол включается в движение «5-тилетку в 4-е года». С 29-ого года комсомол начинает поддерживать конкретные инициативы по развитию производства, в частности начинает шествовать над ДонБАССом. К 33-ему году там же большая часть шахтеров – комсомольцы. Основная задача первых пятилеток- создание новых предприятий. Появляются комсомольские ударные стройки. Крупнейшими из них стали ДнепроГЭС, СельМашСтрой в Ростове-на-дону, ТрактороСтрой, УралМашСтрой, Магнитка и др. формы работы комсомола на этих стройках были следующие. Во-первых, обеспечение этих строек рабочей силой. Прежде всего, это шло через комсомольские организации. Шефство комсомола над объектами, работа комсомола среди молодежи на предприятиях. 7000 комсомольцев направили на Сталинградский тракторный, построили за год. Из наиболее значительных работ – Днепрогэс, туркмено-сибирская жд дорога, кузбасс. Активно развивалась форма социалистического соревнование – более полное использование внутренних ресурсов. Диповское движение – догнать и перегнать. Широко распространяется движение ударных бригад – за досрочное выполнение плана. Под лозунгом «Техника решает все», в начале 31-ого развивается движение по сдаче технического минимума – экзамен по основам технических знаний. Чуть позднее Изотовское движение – обучение молодых рабочих передовым методам труда. 33-ий год – «Работать от гудка до гудка», за повышение уровня производственной дисциплины. С 35-ого – стахановское движение, связано с перевыполнением норм выработки за счет использования передовых методов труда. Вслед за Стахановым развивается целое движение и уже через год оно включало в себя множество молодых рабочих. Молодежь внесла огромный вклад в индустриализации страны, она явилась основным ресурсом. Массовый энтузиазм был умело использован властью.

Комсомол и коллективизация

В конце 20-ых годов оформлен курс на коллективизацию сельского хозяйства. Возникает проблема отчуждения. Комсомол стал одним из проводников этой политики в деревне. Прежде всего, комсомольцы первыми вступали в колхозы и своим примером «вдохновляли» всех на кооперативное движение. Активно они действовали во вновь организованных колхозах. Прежде всего, занимали руководящие должности – счетоводы, бухгалтера, бригадиры. Активно занимались защитой колхозной собственности. Только на украине в 33 году действовали более 6000 тысяч групп по охране урожая. Из комсомольцев набирались кадры механизаторов для машинно-тракторных станций. Кроме того, МТС стали проводником государственной политики на селе, при них были организованы политотделы, которые занимались вопросами агитации, пропаганды, комсомольцы занимались агитацией на селе. Комсомольцы вплоть до 37-ых годов были малочисленны, к ним относились враждебно. В этот период нередки были случаи избиения комсомольцев. В этот период сельским комсомольцам было разрешено ношение оружия. Комсомол очень активно принял участие в раскулачивании, в комсомольские ячейки входили комиссии по раскулачиванию. Уже в начале 30-ых годов, когда стали использовать технику, стало понятно, что работать на тракторах некому. Лозунг «Комсомольцев на тракторы», комсомольские ячейки отправляли молодежь на курсы трактористов. К этому периоду относится создание первой женской тракторной бригады, которую возглавила Паша Ангелина. В частности, её бригада перевыполняла нормы в 2,5-3 раза. С 33-его года началось расширение сети комсомола на селе, комсомол постепенно завоевывал позиции среди сельской молодежи, хотя, по-прежнему доля комсомольцев среди сельской молодежи была незначительной. Село активно сопротивлялась новой политике. К концу 30-ых годов в сельском хозяйстве была создана, по сути, крепостническая система. До 56-ого года они не могли покинуть место жительства.

Комсомол и военное строительство

С 31-ого года комсомол взял шефство над военно-воздушным флотом. Обучение молодежи основам летного дела. «Комсомольцы – на самолеты». По всей стране, совместно с ОСОАВИАХИМом. По всей стране развивается сеть аэроклубов. В середине 30-ых годов «Миллион парашютистов Родине». В каждом парке культуры и отдыха стояла парашютная вышка. Кроме того, комсомол активно участвовал в работе по физической подготовки молодежи. в 30-ом году был утвержден первый комплекс ГТО. Комплекс нормативов, который надо было сдать, чтобы получить значок. За период с 30-ого по 40-ой год значки ГТО получили более 7 млн. человек. Комплекс ГТО изначально был рассчитан на подготовку к службе в военных силах. Для детей был комплекс БГТО. Была развернута сеть физкультурных секций и клубов, только в кружках и секциях ОСОАВИАХИМа к 40-ому году занималось более 13 млн. человек. Оборонно-массовая работа с 39-ого года становится одним из основных направлений деятельности комсомола. С конца 30-ых годов комсомол перестраивает свою работу в армии, встраиваясь в систему политической подготовки. С 39-ого года была введена всеобщая воинская повинность. Шла милитаризация комсомольского аппарата, это проявлялось как внешне, так и в перестройке деятельности аппарата. Создаются специальные сектора по военной работе. Кроме того, с 39-ого года комсомол участвовал в отборе молодежи для учебы в военных училищах. Комсомольцы активно участвовали в военных конфликтах – бои возле озера Хасан, на реке Ханкин-Гол, в войну с белофиннами 1939-40 годы. Т.о. комсомол принял активное участие в милитаризации жизни советского государства, которая активно набирала обороты уже с середины 30-ых годов.

Комсомол в годы «большого террора»

Репрессии, в первую очередь, были направлены против комсомольского аппарата, т.о. было достигнуто полное подчинение всего общества, человек, не задумываясь, выполнял любой приказ сверху. Комсомольский аппарат серьезно пострадал в ходе репрессии. Люди, проводившие первую волну репрессии, могли оказаться жертвами во второй. Пример тому первый секретарь комсомола – Косарев. С 34 до первой половины 35 почти 450 тысяч человек были исключены из комсомола. Массовые чистки прошли по всем комсомольским организациям, больше всего пострадали Куйбышевская, Горьковская, Сталинградская области. Достаточным основанием было отсутствие на собраниях и конференциях. Особенно вал репрессий коснулся комсомольского аппарата. В 37-ом году принимается постановление ЦК КПСС «О работе врагов народа в рядах комсомола». В 37-ом году вал репрессий докатился до руководства, в августе 37-ого около половины руководителей. После пленума были арестованы еще 10-ки членов ЦК ВЛКСМ. Косарева расстреляли в 38-ом. Чистка прокатилась практически по всем областным организациям. По разным оценкам от 30-ти до 50-ти процентов комсомольских работников было расстреляно, это создано достаточно «благоприятные» условия для карьерного роста.

  1   2
написать администратору сайта