Главная страница
Навигация по странице:

  • Использование зарубежного опыта в работе дошкольных образовательных учреждений1

  • Шпоры к госам базовая часть. История образования и педагогической мысли как области научного знания



    Скачать 65.44 Kb.
    НазваниеИстория образования и педагогической мысли как области научного знания
    АнкорШпоры к госам базовая часть.docx
    Дата23.01.2018
    Размер65.44 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаШпоры к госам базовая часть.docx
    ТипДокументы
    #15862
    страница1 из 3
      1   2   3

    1. История образования и педагогической мысли как области научного знания

    Постановка образования и воспитания, деятельность образовательных учреждений предполагают анализ оснований педагогической деятельности, исследование места, смысла и задач образования.

    Слово педагог– греческого происхождения (от «пайд» – ребенок и «аго» – вести). Так называли человека, который водил ребенка в школу.

    В античности различались понятия «педагогика» и «педагогия». Первое имело смысл общего взгляда на концепцию образования, т. е. как на философию, соотносящую образование с другими формами жизни, всей культурой. А уже производной от нее была педагогия как конкретное воплощение педагогической концепции, как методика – то, что в сегодняшнем понимании выражается понятием «педагогика». Логическим итогом античной «философии образования» явилось понятие «пайдейя». Пайдейя органично сочетала образование и воспитание, значительно выходя за рамки простого обучения.

    Каждая эпоха имеет свою пайдейю, воспитывая, формируя характерный именно для нее образ человека. Если окинуть взглядом путь от античной пайдейи к современности, то можно заметить, что развитие европейской цивилизации все более сводило образование к обучению, подчиненному сугубо практическим целям.

    В жесткой форме требования к образованию ставились в СССР, что имело прямую социально-политическую обусловленность. Образование носило характер «указующего обучения». Вся деятельность школы и вузов была ориентирована на неизменность социально-экономического и политического устройства и, соответственно, неизменность образовательных приоритетов. В школьных, да и вузовских учебниках научные результаты преподносились как последние, окончательные истины, не подлежащие сомнению и пересмотру. Система образования характеризовалась полным отсутствием выбора как со стороны учащихся, так и преподавателей, что исключало формирование адаптационных и упреждающих качеств. По существу, задачей образования было «воспитание обслуги» .

    Между тем совсем иными были традиции дореволюционного образования.В нынешней безотчетной оглядке на Запад стоит обратить внимание, что в англосаксонских языках нет понятия, которое объединяло бы образование и воспитание. Английские термины относятся скорее к обучению. Это говорит не о бедности английского языка, а о типе культуры и цивилизации, слишком длительное время ориентированных на успех, на обладание (в том числе знаниями) как показатель успеха.
    Определяя философию образования,можно сказать, что это – форма самоосознания педагогической деятельности, философская рефлексия над образованием и педагогикой, анализ систем образования, места, смысла и задач образования. В сферу философии образования входят механизмы формирования и эволюции концепций образования и их воздействия на образовательный процесс, тенденции современного образования.

    Следует иметь в виду, что образование – это не только приспособление к ситуации, но и определенная оппозиция ей, блокирование ее отрицательных тенденций. Задача современной философии образования – прогностическое целеполагание,исходящее из реального прогноза, оценки перспектив, их сочетания с велением времени, духом культурной ситуации. Именно поэтому философия образования призвана отрабатывать возможные сценарии развития образования глобального масштаба.

    Роль образования в современной ситуации следует оценивать по тому, насколько оно формирует тип личности, адекватный объективным социокультурным запросам. Скорее всего, современное образование должно ориентироваться на «формирование свободной и ответственной личности, способной конструктивно работать в проблемных ситуациях, сочетающей профессиональную компетентность с гражданской ответственностью, обладающей должным мировоззренческим кругозором и нравственным сознанием».

    2. Теоретические основы поликультурного образования.

    Поликультурное образование- концепция и педагогика воспитания и образования в контексте культурного многообразия.

    В качестве групповых субъектов в многоэтностном обществе могут быть выделены субкультуры, к которым присущи следующие хар-ки:1. Этническая; 2.культурная; 3. Языковая; 4. Статус национального большинства или меньш.

    Типы субъектов воспитания: 1.конкретные группы,не обладающ. гос. автономией; 2. Конкр. Гр,имеющие автономию; 3. Нац. Меньшинства,оформившиеся на протяжении нового и новейшего времени.

    Пед. Концепция является историч. Продуктом мировоззренческих установок, единый народ, культура, язык.

    Главная идея:нормативная культура большинства неизбежно поглощает языки и культуры меньшинства.

    Концепция предусматривает стабильный баланс культурного многообразия и многокультурность.

    Согласно концепциям кроскультурализма самоценность большинства и малых субкультур поддерживается и уважается.

    Эти концепции означают сохранение и разделение наций по этническим и расовым признакам и следовательно противоречат замыслам воспитания как объединительного процесса.

    Концепции поликультурного образования базируются в ряде общих педагогических принципов: 1. Воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных качеств; 2. Воспитание для сосуществования социальн.группами различных этносов и религий; 3. Воспитание готовности к взаимному сотрудничеству.

    Уровни поликультурной воспитанности: 1. Осведомленность и понимание (знание о собственнной этногруппе,знание об иных культурных группах их истории,религии); 2.оценка и согласие (принятие культурного плюрализма, освобождение от стериотипов, приобретение поликульт образования ); 3. Убежденность и защита(реализация и оценка поликульт опыта,готовность к разрешению социально расовых проблем,использование личного опыта при анализе культ дискуссии )

    В поликультурном образовании различают: 1.реальный диалог 2 виртуальный диалог.

    3.Роль социально-психологического знания в решении проблем образования.

    4. Клиническая психология детей

    Клиническая психол-предмет,изучающий психологические факторы происхождения и течения болезней,а также влияние болезни на личность и психологические аспекты лечебных взаимодействий.

    Любое изменение состояния здоровья оказывает влияние на личность.Вызывая прежде всего изменение восприятия себя и окружающего мира.

    Возрастные особенности внутренней картины болезни. При оценке субъективной стороны заболевания всегда следует учитывать возраст ребенка,чем младше ребенок тем в большей степени заболевания проявляется на соматическом уровне (тела).

    В подростковом возрасте заболевания проявляются на уровне сознания идей.

    У детей до 6 лет переживания болезни сопровождается на фантастическом представл о ней,навеянными переживаниями и страха от процедур.

    У подростков заболев проявляется в защитных формиах поведения (упрямство,регресс прошлого)

    В юношеском возр проявляются ситуации максимализма во всем,дети скрывают свое состояние,но при этом рвут и портят отношения со взрослыми.

    В молодом возр при восприятии болезни происходит перестройка картины будущего.

    В пожилом возрасте любое заболевание переживается гораздо тяжелее, чем в другом возрасте,это связано с ощущением конечности бытия.

    Симптом-единичн наруш.которое проявляется в различных сферах (поведение,эмоции).

    Синдром-устойчивая савокупность симптомов.

    Основн синдроматические расстройства. 1. Невростенический (астенический-повышение утомляемости у ребенка;обессивный-синдром навязчевого состояния у детей понижение настроения; истерический-синдром выражения эмоциональнодвигат реакция на события жизни;ипохондрический-поиск болезни,страх,тревога) 2.сумеречное сознание(не понимание что происходит) 3. Галюциноторно бредовый синдром.

    5. Основы дефектологии

    Специальная педагогика-теория и практика специального образования лиц с отклонениями психологическим и физическим развитием,для которых образование в обычных педагогических условиях с помощью общих педагогических и средств затруднительно либо невозможно вообще.

    Объект-дети с особыми образовательными потреностями.

    СП-область психологич науки изучения детей для которых характерны отклонения психологическими,физическими отклонениями.

    Объект это дефективные дети,дети с патологией развития с отклонениями в развитии,с наруш в развитиии,дети-инвалиды,дети с ограничеснными возможностями здоровья и жизнедеятельности.

    Задачи СП: 1. Изуяение общихи специфических закономерностей нормального и аномального развития; 2. Изучение особенностей и развития детей с различными видами нарушений; 3. Изучение закономерностей развития личности; 4. Изучение психологических проблем интеграции и и интегрирования обучения.

    Причины аномального развития: 1. Факторы,действующие на плод во время беременности…

    6. Социальная педагогика как наука и сфера практической деятельности.
    Предметом изучения социальной педагогики является социальное воспитание чаловека и осуществляется на протяжении всей жизни человека.

    Соц пед как наука имеет свою структуру и имеет несколько разделов:1 Социология социального воспитания(изучает процесс социализации человека и его факторы); 2 Соц пед виктимология(виктимо-жертва)(изучает категории людей,которые стали или могут стать жертвами неблагоприятных условий социальзации); 3 Философия соц воспитания (изучает сущность и место воспитания в обществе); 4 Теория соц воспит (описывает,объясняет и прогнозирует функционирование соц воспит); 5 Психология соц воспит (изучает соц пед механизмы социальзации личности,особенности их на разных возрастных этапах); 6 Методика соц воспит (изучает методы,способы осуществления соц воспит); 7 Менеджмент и экономика соц воспит (изучаются потребности соц экономичн развития общества.ресурсы общества и вопросы управления соц воспит на разных уровнях).

    Социальная педагогика относится к относительно самостоятельной научной отрасли,предметом ее изучения является социальное воспитание.

    Соц воспитание-воспитание всех возрастных и социальных категорий людей,осуществляется как ворганизации специально созданной для этого,так же и в тех организациях в которых воспитание не является основной функцией (предприятие,воспит обуч.).

    7. Социализация как социально-педагогическое явление

    Социализация-процесс становления личности,усвоения индивидом социальных ценностей,соц опыта присущих данному опыту.

    Процесс социализации можно рассмотреть как приспособление человека к обществу и обособление его.

    К основным движущим силам относят осознание и неосознание биопсихического механизма.

    Наиболее важными движущими силами,обеспечивающими функционирование неосознаваемости механизмов относят:1 Устремленность(в самом раннем возрасте ребенок чувствует потребность в защищенности,поэтому чаще всего он устремляется к своей матери); 2 Эмоциональная заразительность(проявляется в раннем возрасте,передаются через эмоционально чувствит матери(улыбка)); 3 Эмоциональная обусловленость активности и устремленности ребенка (ребенок нуждается во внимании и ласке,что способствует подражанию и укреплению эмоциональной обусловленности его действий); 4 Подражание (благодаря ему реб усваивает первый соц опыт,копирут тех кто чаще всего общается с ним); 5 Внушаемость(наибольшей внушаемой силой для ребенка являются те,кто является для ребенка авторитетом);6 Потребность человека в социальном общении(проявляется с рождения и требует удовлетворения именно в семье получать наибольшую возможность в реализациии);7 Любознательность (тремление к познанию нового).

    Осознаваемые механизмы: 1 Саморазвитие психики человека(с возрастом развитие психики становится зависимым от осознаваемых действий и поступков); 2 Эмоциональная восприимчивость(та сила,которая активизирует индивидуальные возможности человека,его волевые усилия и дают эмоциональную удовлетворенность); 3 Волевая активность(устремленность ребенка к чему то новому).

    Факторы социализации: 1. Мегафакторы (космос,планета,мир,которые через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли); 2 Макрофакторы (страна,этнос,государство,которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах); 3 Мезофакторы (условия социализации больших групп людей,выделенных по местам и типу местности(регион)); 4 Микрофакторы (семья,дом,группы сверстников).

    8. Основные напрвления психического развития ребенка в дошк возрасте

    З сферы психич развития реб в дошк возрасте:1 познание(воображение,память,внимание); 2 личностная сфера(самосознание,формирование самоооценки,развитие эмоций); 3 деятельность(игровая,продуктивная,трудовая,муз).

    Методы изучения психики ребенка дошк возр подразделяются на 2 группы: 1 основные(наблюдение,эксперимент); 2 вспомогательные(беседа,анкетирование,тестирование).

    Закономерно развитие психики ребенка является взаимодействие биологических(наследственные свойства организма) и социальных факторов(общение ребенка в социуме,обучение и воспитание).

    Обучение воспитания играют важную роль психики ребенка,тк имеют целенаправденный характер.

    Воспитание предполагает формирование нравственных качеств всех сторон личности ребенка.

    Деятельность является движущей силой психич развития и предполагает формирование различных видов деятельности.

    9. Образовательные программы для дошк учреждений

    Программа «Радуга»

    Программа «Детский сад - дом радости»

    Программа «Развитие»

    Программа «Одаренный ребенок»

    Программа «Истоки»

    Программа «Детство»

    Программа «Из детства в отрочество» 

    Программа «ТРИЗ» 

    Программа «Юный эколог»

    Программа «Я- человек»

    Программа «Дружные ребята»

    Программа «Наследие» 

    Программа «Основы безопасности детей дошкольноговозраста»

    Программа «Дошкольник и экономика»

    Расширение образовательного пространства современного дошкольного образования 

    Использование зарубежного опыта в работе дошкольных образовательных учреждений1

    Педагогика Марии Монтессори

    Вальдорфский детский сад 

    «Пилотная школа»

    «Шаг за шагом» (Step by step)

    Центр ранней социализации детей «Зеленая дверца»

    Приложение

    Закон Российской Федерации «Об образовании» (12.07.1995)  

    Всеобщая декларация прав человека (10.12.1948) 

    Декларация прав ребенка (20.11.1959) 

    Конвенция о правах ребенка (15.09-13.12.1959)

    10. Психолого-педагогическое сопровождение самоопределения и профессиональной ориентации учащихся.

    11. Качественые и количественнные методы в общей сист методов псих пед иссл.

    Методолгия-система способов организации построения теоретической и практической деятельности,а также учение об этой системе.

    Классификация методов психолого-педагогического исследования

    Ананьев разделил на 4 группы: 1 организационные(сравнительный метод как сапоставление различных групп по возрастам деятельности;лонгитюдный-как многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного временни;комплексный-как исследование одного объекта,представителями разных наук); 2 Эмпирические(наблюдение и самонаблюдение;эксперимент;психологический метод;анализ процессов и продуктов деятельности;моделирование;биографический метод); 3 По способу обработки данных(метод математико-статистического анализа данных и методы качественного описания);4 Интерпритационный(генетический;структурный).

    Результатом применения эмпирических методов является данные,фиксирующие состояние объекта показателями приборов.

    Результатом применения теоретических методов представление знаний о предмете в форме естественно-языковой,знаково-символической,пространственно-схематической.

    Дружинин выделил теоретические методы псих пед исследования:1 Дедуктивный(восхождение от абсолютного к конкретному,результат-теория,закон); 2 Индуктивный(восхождение от частного к общему,результат-закономерность,классификация); 3 Моделирование(результат-модель объекта,процесс состояния).

    12. Особенности применения качественных и количественных методов описания результатов групповых и индивидуальных псих пед иссл.

    Методология в узком смысле слова есть учение о методах, и хотя мы не сводим ее к такому пониманию, учение о методах играет в методологии чрезвычайно важную роль. Теория методов исследования призвана вскрыть их сущность, назначение, место в общей системе научного поиска, дать научные основы выбора методов и их сочетания, выявить условия их эффективного использования, дать рекомендации по конструированию оптимальных систем исследовательских приемов и процедур, т. е. методики исследования. Методологические положения и принципы именно в методах получают свое действенное, инструментальное выражение.

    Широко употребляемое понятие «метод научного исследования» — в значительной мере условная категория, объединяющая и формы научного мышления, и общие модели исследовательских процедур, и способы (приемы) выполнения исследовательских действий.

    Ошибочно подходить к методам как к самостоятельной категории. Методы — производное от цели, предмета, содержания, конкретных условий исследования. Они во многом определяются характером проблемы, теоретическим уровнем и содержанием гипотезы.

    Система методов, или методика, поиска — это часть исследовательской системы, закономерно ее выражающая и позволяющая осуществлять исследовательскую деятельность. Конечно, связи методов в исследовательской системе сложны и многообразны, и методы, являясь своеобразной подсистемой исследовательского комплекса, обслуживают все его «узлы». В целом же методы зависят от содержания тех этапов научного поиска, которые логически предшествуют этапам подбора и использования процедур, необходимых для проверки гипотезы. В свою очередь, все компоненты исследования, и методы в том числе, детерминированы содержанием изучаемого, хотя и сами определяют возможности- постижения сущности того или иного содержания, возможности решения определенных научных задач.
      1   2   3
    написать администратору сайта