Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

История развития управления как науки и ее роль в формировании экономической базы



Скачать 279.5 Kb.
Название История развития управления как науки и ее роль в формировании экономической базы
Анкор Lektsii_po_USP_dlya_zaochniko.doc
Дата 12.11.2017
Размер 279.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Lektsii_po_USP_dlya_zaochniko.doc
Тип Документы
#11194
страница 1 из 4
  1   2   3   4


История развития управления как науки и ее роль в формировании экономической базы.
Управление, как профессиональная деятельность, известно давно. По археологическим раскопкам прослеживается существование органи­заций в доисторические времена, поэтому управление так же старо, как и мир. С годами организации становились все более упорядоченными и устойчивыми, а управленческая деятельность - все более сложной.

Еще в IV столетии византиец Маврикий сформулировал свод принципов, которыми должен был пользоваться руководитель в своей управлен­ческой деятельности.

С ростом общественного производства, особенно с увеличением масштабов организаций, роль управления постоянно возрастала. Заводчики и фабриканты (предприниматели) на первых порах сами управляли производственной деятельностью своих предприятий. Позднее появилось специальное лицо - управляющий хозяйством пред­принимателей.

Концепция управления как научной деятельности развивалась в течение длительного времени, однако, основным толчком к пониманию роли управления как науки стала промышленная революция конца XVIII - начала XIX в. Творцом нового взгляда на управление стал Ф.Тейлор, выпустивший в 1911 г. книгу «Принципы научного управле­ния».

Несколько позднее управление в английском языке стало называть­ся менеджментом (от англ. manage - управлять). В свою очередь этот термин происходит от латинского слова manus - рука. Именно с этим словом связано понятие руководство.

В русском языке руководить - значит управлять, направлять действия кого-либо или чего-нибудь, например, управлять хозяйством, производственным процессом на предприятии (в строительной организации), а управляющий - это лицо, ведущее дела какого-либо предприятия или хозяйства.

В науке об управлении широко распространено представление об управлении как о процессе реализации функций, которые должен осуще­ствлять всякий руководитель в своей деятельности. Именно такой смысл вкладывает в понятие управления Менецберг. Он находит «в роли руко­водителя набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности».

Совершенствование управления невозможно без изучения, систе­матизации и обобщения опыта развития общественных отношений как в экономике в целом, так и в области строительства.

Важным фактором ускоренного развития строительного произ­водства является научно-технический прогресс. Ускоренно развиваются технические средства управления, особенно информационно-вычис­лительная техника.

Идет поиск рациональных организационных форм использования ЭВМ. Однако, несмотря на большую помощь научно­-технических средств, управление производством связано, прежде всего, с налаживанием взаимодействия между людьми, и роль человека с развитием научно-технического прогресса непрерывно возрастает. Самые совершенные средства производства человек превращает в действующие потребительские стоимости. Важно заинтересованное отношение человека к труду, без этого не действует самое новейшее оборудование. Экономика не может эффективно функционировать, если у людей нет желания трудиться с наибольшей отдачей. Широкому проявлению инициативы и предприимчивости способствуют рыночные отношения в экономике.

Однако нельзя забывать, что при любых экономических формах развития общественного производства большое значение имеют социальные вопросы. В рыночной экономике они получают новый импульс, так как в связи с самофинансированием производственной деятельности строительных предприятий обеспечение рентабельности их работы находится в руках самих трудовых коллективов. Именно в рыночных условиях трудовые коллективы имеют возможность направ­лять заработанные средства на строительство жилья, объектов социаль­ного назначения, внедрение трудосберегающей технологии и в целом на улучшение условий трудовой деятельности.

В рыночных условиях руководитель должен быть профессионалом и человеком, психологически подготовленным к работе в такой эконо­мике. Эти условия усложняют взаимоотношения между строительным предприятием и заказчиками, требуют от руководителей активного мышления.

Организаторская деятельность руководителей базируется на знании теории управления и его методологических основ.

Квалифицированное управление невозможно без познания науки управления и повышения профессионального потенциала руководителя. При этом, чтобы не изобретать то, что уже было познано в прошлом, надо знать это прошлое. Исторический подход к изучению теории управления позволяет лучше познать современные проблемы, принципы, закономерности и методо­логические основы управления. Всегда полезно обращаться к опыту, совершенствования управления в своей стране и за рубежом, к изучению достижений научной мысли в историческом аспекте. Вместе с тем работа руководителя не может быть эффективной без умения применять познанную методологию управления на практике.

Еще А. Файоль (крупный французский предприниматель и ученый) писал: «Управление - это трудное искусство, требующее вдумчивости, опыта, решительности и чувства меры».

Отметим, что высшее учебное заведение не может выпустить из своих стен готового руководителя, от выпускника вуза не ждут практи­ческого знания всех вопросов. Однако без теоретических познаний эти качества трудно приобрести. Они позволяют молодому инжeнepy быстрее освоиться с тонкостями процесса управления.

Управление предприятиями представляет собой сложную проблему, которую человечество решает на протяжении многих столетий. На раннем этапе развития производства, в том числе и строительного, коллективный труд выступал как простое объединение усилий многочисленных работников. Управленческая деятельность не обособлялась от непосредственной производственной деятельности и сводилась в основном к надзору отдельных лиц над работниками в процессе производства.

ПУТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ.

  1. Особенности строительства как отрасли.

  2. Цели и принципы управления.

  3. Методы управления и руководства в строительстве.


I.

Основными задачами управления в строительстве являются создание и уско­ренное обновление основных фондов народного хозяйства, предназна­ченных для развития общественного производства и решения социаль­ных задач.

Основой строительства, занимающего значительную часть времени в инвестиционном цикле, является строительное производство. Его задача состоит в выпуске в соответствии с проектами строительной продукции, т.е. готовых для эксплуатации зданий, сооружений и их комплексов. Строительное производство - сложная система (суперсис­тема), состоящая из производственных и организационных систем, а также управляющей информационной системы.


  • Производственные системы - это первичные строительные предприятия, выпускающие строительную продукцию в виде зданий, сооружений и их комплексов с использованием сырьевых материалов, комплектующих изделий, строительной техники, вспомогательных зданий и электроэнергии.

Процесс возведения сооружений, как правило, разделяется на взаимосвязанные операции, выполняемые строительными предприя­тиями с различной степенью специализации подразделений или отдель­ными специализированными предприятиями.

Таким образом, производственная система включает совокупность действий строительных и монтажных предприятий различной степени специализации, в состав которой входят также вспомогательные и обслуживающие хозяйства.

В производственной системе все предприятия находятся в определенных взаимоотношениях - связях.

Связи могут иметь характер директивных или договорных взаимоотношений, а также производственного кооперирования.

Директивные связи обусловливаются подчиненностью предпри­ятий и их подразделений и проявляются в виде административного планирования, нормирования, финансирования и т.п.

Договорные связи налаживаются после заключения договоров и контрактов на проектирование объектов, их возведение, поставку ресурсов и т.п.
Связи производственного кооперирования возникают при совместном осуществлении работ на объектах и проявляются в :

- технологической,

- организационной,

- экономической и

- социальной сферах.
1. Задача технологической сферы - рациональный выбор техни­ческих средств и технологических приемов выполнения работ с целью создания из материалов, изделий и конструкций частей зданий и сооружений.

2. Задача организационной сферы - создать прогрессивные условия для работы специализированных предприятий и их подразделений в ходе строительства объектов.

3. Задача экономической сферы - осуществить единство экономических процессов в производстве и экономических связей участников строительства.

В области экономики строительного производства важное значение имеют такие категории, как доходность работы, материальное стимулирование и т.п. В этой сфере выявляются экономические закономерности взаимодействия всех элементов в ходе строительства с целью повышения эффективности строительного производства в целом.

4. Задачи социальной сферы характеризуют социальные отношения в произ­водственном коллективе. Они определяют экономические принципы организации строительства.

Между рассмотренными сферами существуют определенные коммуникационные связи и зависимости. Каждая из них отражает одну из сторон управления строительством объектов и оказывает влияние на построение структуры связей между исполнителями. Связующими звеньями в работе строительных предприятий в различных сферах деятельности являются организационные и управляющие информаци­онные системы.


  • Организационные системы в строительном производстве представ­ляют собой иерархию управленческих звеньев, обеспечи­вающих финансирование, поставку сырьевых материалов, комплекту­ющих изделий, строительной техники и реализующих заключение контрактов на строительство и сбыт готовой строительной продукции.




  • Управляющая информационная система обеспечивает сбор, хранение, обработку и поиск данных. Выходной продукцией этой системы является информация, на основе которой принимаются управленческие решения.

II.

Управление строительным производством - это научная дисциплина, опирающаяся на многие теоретические и прикладные знания о производстве и окружающей его внешней среде.

Ее основу составляют экономические и социально-психологические законы и закономерности. Категориями теории управления являются целеполагание, принципы, закономерности, правила и методы управленческой деятельности, основу которой составляют управленческие решения. Они отражают объективные условия развития производственной деятель­ности, служат исходным элементом развития производства.

Исходный пункт управления - целеполагание.
Цель управления - достижение какого-либо результата производственной деятельности. Она определяет направление и характер деятельности.

Цель управления строительством состоит в том, чтобы при соблюдении конкретных сроков возведения объектов и при минимальных затратах ресурсов достигнуть высоких текущих технико-экономических показателей и конечного результата - хозяй­ственного дохода, а также создать условия для его роста в перспективе.

Важнейшей задачей управления является решение социальных вопросов, обеспечивающих рациональный труд работников при строительстве и вводе в эксплуатацию зданий и сооружений.

Цели, а отсюда и программы управления, могут быть долгосрочными и краткосрочными.

Между этими целями должна быть взаимосвязь, при которой краткосрочные планы являются средством выполнения среднесрочных, а среднесроч­ные - долгосрочных.

В принципах (от лат. principium - начало, основа) обобщены познан­ные законы и закономерности и оправдавший себя опыт управления, зафиксированный в виде правил, положений, рекомендаций.
Принципы управления отражают объективные особенности производства и требования к системе управления. Они должны быть объективными и соответствовать закономерностям развития социальной структуры общества.

Анализ объективных особенностей современной общественной жизни, закономерностей развития социальной структуры производства и состояния производственной деятельности предприятий показывает, что в настоящее время управленческая деятельность базируется на следую­щих основных принципах:
1.научный подход к управлению;

2. государ­ственное регулирование развития важнейших отраслей;

3. соблюдение установленных государством требований к экологии и охране труда;

4. оптимальное сочетание многоукладности экономических форм хозяй­ствования;

5. соответствие управляющей подсистемы (субъекта управле­ния) управляемой (объекту управления);

6. самоуправляемость систем;

7. правильный подбор и расстановка кадров;

8. централизация управления;

9. единоначалие;

10. корпоративный дух и единство командования;

11. стимулиро­вание трудовой деятельности;

12. свобода для предпринимательской деятельности.
Формы проявления основных (общих) принципов уточняются путем использования в управлении ряда частных принципов, конкретизи­рующих действие основных и способствующих их реализации.
К частным принципам относятся:

1. выделение главного звена в достижении цели;

2. четкое разделение прав, обязанностей и ответ­ственности за результаты деятельности;

3. объективность и конкретность руководства;

4. оперативность в действиях;

5. обязательность обратной связи;

6. оперативный, надежный и полный учет результатов деятельности;

7. экономическая эффективность деятельности;

8. преемственность положи­тельного опыта, постоянное стремление к повышению квалификации и авторитета.

III.

В качестве объектов управления в строительстве могут выступать процессы осуществления строительных программ, а в строительном производстве - производственные процессы их реализации.

Объектами руководства при этом являются трудовые коллективы на производстве и в подразделениях аппарата управления.

В ходе осуществления этих процессов используются различные методы управления, которые различаются:

1. по продолжительности циклауправления;

Исходя из продолжительности цикла управления методы управ­ления могут быть стратегическими, рассчитанными на текущий год или на оперативный и краткосрочный периоды.

В основе этих методов лежат планы: стратегические (на 10-15 лет), годовые, оперативные на квартал и месяц и недельно-суточные (диспетчерские) графики.
2. по способу циркуляции информации в системе управления;

По способу циркуляции информации методы управления разли­чают по виду информационных каналов.
Такими каналами могут быть:

- межличностные связи;

- каналы движения бумажных источников инфор­мации;

- телефонные коммуникационные связи;

- компьютерные видеока­налы.
3. способу принятия решений.

По способу принятия решений методы управления делятся на альтернативные и коллегиальные. В первом случае решения принимаются единолично, во втором - правлениями и советами строительных предприятии.

Основу методов руководства трудовыми коллективами составляют побудительные воздействия на людей.

  • Организационные методы руководства включают приемы и средства организационного влияния (воздействия) на трудовые коллективы. К задачам этих методов руководства относится разработка положений, определяющих состав организационно-подготовительных мероприятий и способов их реализации.

  • Распорядительные методы руководства предназначены для конкретизации всех форм воздействий в процессе управления.

  • Экономические методы руководства занимают центральное место в производственной деятельности трудовых коллек­тивов строительных предприятий.

При хозрасчете обеспечивается: самоуправление, самофинансирование и самоокупаемость.

Особое значение в использовании экономических методов руковод­ства приобретают договорная цена и кредит.

Цена формируется на базе сметой стоимости, в которую включаются все расходы на строительство зданий и сооружений. Именно договорная цена, исходящая из сметы и согласованная с заинтересованными сторонами, является важным экономическим механизмом воздействия на трудовые коллективы в строи­тельстве, так как обеспечивает возмещение расходов и получение хозяйственного дохода.

Хозяйственный доход - это разница между договорной ценой товарной строительной продукции и затратами на ее производство.

Повышение хозяйственного дохода возможно только через уменьшение непроизводительных затрат, повышение производи­тельности труда, сокращение сроков строительства и улучшение качества строительной продукции.

Для увеличения хозяйственного дохода необходимы систематическая экономия трудовых, транспортных, мате­риальных и энергетических затрат, а также сокращение расходов на содержание управленческого аппарата.

Образовавшаяся после уплаты налога и процентов за кредит остаточная прибыль поступает в распоряжение трудового коллектива.

  • Социально-психологические методы руководства связаны с изучением социальных и психологических мотивов действий людей. Воздействие осуществляется или через условия труда, или непосред­ственно на психику работников.

Обычно эти методы разделяют на социальные и психологические.
  1   2   3   4
написать администратору сайта