Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

Силлабус по Возрастной психологии. Казахский гуманитарноюридический инновационный университет Гуманитарный факультет



Скачать 40.82 Kb.
Название Казахский гуманитарноюридический инновационный университет Гуманитарный факультет
Анкор Силлабус по Возрастной психологии.docx
Дата 08.05.2017
Размер 40.82 Kb.
Формат файла docx
Имя файла Силлабус по Возрастной психологии.docx
Тип Документы
#9052

Казахский гуманитарно-юридический инновационный университет
Гуманитарный факультет
Кафедра педагогики и психологии

«Утверждаю»

Зав. кафедрой ПП:

____________Избасарова Ф.Д.

«26» 09 2012 г.


Силлабус

Дисциплина: Возрастная психология

Курс: I

Специальность: Педагогика и психология

Составитель: Мирошникова Л.С.

Количество кредитов: 2

Экзамен II семестр

Семей 2012

Силлабус по дисциплине составлен на основании рабочей учебной программы.

Составитель: к.п.н., доцент Мирошникова Л. С.

Обсуждено и утверждено на заседании кафедры педагогики и психологии протокол №2 от 26. 09. 2012 г.

1.Данные о преподавателе:

Преподаватель: Мирошникова Л.С. к.п.н, доцент

Контактная информация: 64-54-84

Кабинет №32 корпус №3 улица Шмидта 44

2.Пререквизиты: Психология развития человека, Введение в психологическую профессию.

В ходе изучения этих дисциплин студенты должны усвоить знания по проблемам онтогенеза различных психических процессов и качеств личности, а также с особенностями профессии психолога. Уметь использовать психологические знания в практической деятельности.

3.Постреквизиты: Социальная психология, История психологии.

После изучения этих дисциплин студенты должны знать закономерности социально-психологических явлений, уметь оперировать социально-психологическими понятиями, иметь навыки гармоничного общения с людьми. Знать этапы развития психологической науки, уметь критически осмысливать различные теории разных этапов, выделять то позитивное, что можно использовать на современном этапе.

Краткое описание дисциплины:

Целью изучения дисциплины является ознакомление студентов с самостоятельной отраслью психологической науки «Возрастная психология» а также расширение их знаний в области изучения психического развития человека в онтогенезе.

Задачи дисциплины:

- Дать сведения об истории развития данного предмета в отечественной и зарубежной психологии.

- Раскрыть методологические основы исследований в области возрастной психологии.

-Показать особенности психического развития на каждом возрастном этапе.

После завершения дисциплины студент должен

Знать:

- Процесс развития человека в трёх системах: Физическом, когнитивном, психосоциальном.

- Теории развития человека.

- Развитие человека: перспективы, процессы и методы исследования.

- Динамику развития и структуру личности и деятельности человека.

Уметь:

- Уметь использовать полученные знания на практике.

- Создавать методическую базу для контроля за ходом полноценного психического развития ребёнка.

4. Распределение часов по видам занятий.



Название темы

Количество часов

Лекций

Практ./

Лаб.

СРСП

СРС

1

Предмет и задачи возрастной психологии

1

1







2

Методы возрастной психологии







1




3

Краткие сведения из истории возрастной психологии

2

1







4

Различные теоретические подходы к исследованию психики ребёнка




1







5

Особенности проведения анкетирования в возрастной психологии







1




6

Познание и поведение в раннем возрасте










4

7

Возрастная периодизация

1

1







8

Характеристика метода беседы в возрастной психологии







1




9

Возрастная переодизация Э. Эриксона







1




10

Особенности развития детей младшего возраста

1

1







11

Особенности развития речи у детей раннего возраста







1




12

Стадии психосексуального развития по З. Фрейду










6

13

Психологические особенности детей раннего возраста

2

1







14

Особенности общения ребёнка в раннем детстве




1







15

Стадии интеллектуального развития по Ж. Пиаже










5

16

Теория Ж. Пиаже понятие об эгоцентризме детской мысли










5

17

Психологические особенности детей дошкольного возраста

2

1







18

Развитие познавательных процессов дошкольника




1







19

Особенности изобразительной деятельности дошкольника










5

20

Особенности общения дошкольников со сверстниками










4

21

Особенности развития детей младшего школьного возраста

2

1







22

Развитие познавательных процессов младшего школьника




1







23

Особенности развития личности школьника в современных условиях







1




24

Диагностика готовности ребёнка к школе







1




25

Особенности развития детей подрасткового возраста

2

1







26

Развитие познавательных процессов в подрастковом возрасте




1







27

Психологические особенности учебной деятельности старшего школьника







1




28

Причины отклоняющегося поведения «Трудных» подростков







1




29

Психологическая характеристика детей старшего школьного возраста

2

1







30

Становление личности в ранней юности. Особенности самосознания




1







31

Товарищество, дружба и любовь в юношеском возрасте










6

32

Подготовка старшеклассников к семейной жизни










5

33

Общее понятие о возрастной психологии и ей структуре










5







15

15

15

45


Содержание дисциплины.

Тема 1: Предмет и задачи возрастной психологии 1ч.

  1. Возрастная психология как отдельная отрасль общей психологии.

  2. Связь возрастной психологии с другими науками.

  3. Значение возрастной психологии для практики обучения и воспитания.

Тема 2: Краткие сведения из истории возрастной психологии 2ч.

  1. История исследования проблемы детства.

  2. Первые научные исследования по проблеме возрастной психологии.

  3. Значение теории Дарвина для развития идей возрастной психологии.

  4. Вклад советских психологов в развитие возрастной психологии.

Тема 3: Возрастная периодизация 1ч.

  1. Вклад педагогов в проблемы возрастной периодизации Я. А Коменский, Ж. Ж. Руссо, У. Д. Ушинского значении знаний по возрастной психологии для обучения.

  2. Вклад психологов в разработку проблем возрастной периодизации П.П. Блонский, Л. С, Выгодский, А. Н. Леонтьев.

  3. Возрастная периодизация Д.Б Эльконина.

Тема 4: Особенности развития детей младенческого возраста 1ч.

  1. Отличие новорожденного ребёнка от детёнышей животных.

  2. Рефлексы новорожденного.

  3. Развитие движений младенца. Хватание, перемещение в пространстве, манипулирование предметами.

  4. Общение младенца со взрослыми как ведущий вид деятельности.

  5. Игрушка, как средство общения и психического развития младенца.

Тема 5: Психологические особенности развития детей раннего возраста 2ч.

  1. Деятельность в раннем детстве. Передвижение в пространстве.

  2. Предметная деятельность.

  3. Особенности игровой деятельности.

  4. Рисование и конструирование.

  5. Специфика общения ребёнка в раннем детстве. Развитие речи.

  6. Возникновение самостоятельности. Кризис 3-х лет.

Тема 6: Психологические особенности детей дошкольного возраста 2ч.

  1. Предметная деятельность школьника.

  2. Особенности игровой деятельности школьника. Сюжетно ролевая игра

  3. Рисование и конструирование.

  4. Развитие произвольности.

  5. Развитие познавательных процессов дошкольника. Внимание, память, мышление.

  6. Общение и речь дошкольника. Игрушка как средство общения.

  7. Общение мальчиков и девочек.

  8. Общение и готовность ребёнка к школе.

  9. Развитие личности в дошкольном возрасте.

Тема 7: Особенности развития детей младшего школьного возраста 2ч.

  1. Психологические особенности этапа школьного обучения.

  2. Три типа трудностей на первом этапе обучения в школе. Адаптация ребёнка к школе.

  3. Познавательное развитие детей младшего школьного возраста. Развитие памяти, мышления, внимания, воображения.

  4. Новообразование в психике младшего школьника.

  5. Формирование личности в младшем школьном возрасте.

А) Развитие мотивации достижения успеха;

Б) Становление самостоятельности и трудолюбия;

В) Усвоение правил и норм общения;

Тема 8: Особенности развития детей подросткового возраста 2ч.

  1. Изменение социальной ситуации развития в подростковом возрасте.

  2. Проблемы адаптации при переходе из младшего звена в среднее.

  3. Общение со сверстниками как ведущая деятельность в подростковом возрасте.

  4. Совершенствование психических процессов в подростковом возрасте.

  5. Анатомо-физиологические особенности развития подростка. Половое созревание подростка и его влияние на психическое развитие. Различные подходы к проблеме полового созревания.

  6. Совершенствование познавательных процессов в подростковом возрасте.

  7. Ситуация личности развития в подростковом возрасте. Особенности самосознания подростка. Общение со сверстниками, как фактор формирования личности.

  8. Формирование волевых и деловых качеств личности.

Тема 9: Психологическая характеристика детей старшего школьного возраста 2ч.

  1. Общая характеристика ранней юности.

  2. Особенности когнитивного развития в старшем школьном возрасте. Развитие общих и специальных способностей. Развитие мышления.

  3. Психосексуальное развитие в ранней юности.

  4. Становление личности в ранней юности. Особенности самосознания и самооценки в юношеском возрасте

  5. Формирование и развитие морали. Становление мировозрения

  6. Нравственное самоопределение.

  7. Профессиональное самоопределение.

График выполнения и сдачи СРСП



Тема

Содержание задания

Литература

Форма контроля

Сроки сдачи (неделя, месяц)

Максим. Оценочный бал

1

Методы возрастной психологии

Перечислить и охарактеризовать методы возрастной психологии

«Возрастная и педагогическая психология» под ред. М В. Гамезо м.1984

Конспект

3 неделя, февраль

2

2

Особенности проведения анкетирования и тестирования в возрастной психологии

Составить конспект, ответить на вопросы:

1.Основные требования к построению анкет и тестов.

2.Принципы классификации анкет и тестов.

3.Специфика использования анкет и тестов в возрастной психологии

Абрамова Г.С. «Возрастная психология» м. 1993

Конспект

4 неделя, февраль

2

3

Характеристика метода беседы в возрастной психологии

Составить конспект.

Ответить на вопросы:

1.Достоинства и недостатки метода беседы.

2.Содержание беседы (наличие плана, составление плана целям исследования)

3. Организация беседы (приёмы регистрации ответов испытуемых, содержание и план беседы с разными испытуемыми)

Немов Р.С. Психология т2 м. 1999

Конспект

2 неделя, март

1

4

Возрастная периодизация Э. Эриксона

Составить конспект, раскрыть стадии развития ребёнка по Э. Эриксону.

Ответить на вопрос: В чём её отличие от периодизации Д. Б. Эльконина

Немов Р.С. Психология т2 м. 1999

Конспект


4 неделя, марта

2

5

Особенности развития речи детей раннего возраста

Составить конспект. Ответить на вопросы: Основные этапы речевого развития у детей от 1 до 3 лет

Мухина В.С. «Возрастная психология» м.1992

Конспект


1 неделя,

апреля

1

6

Особенности развития личности школьника в современных условиях

Подготовить конспект, ответить на следующие вопросы:

1.Роль компьютеризации в развитии личности, школьника.

2.Значение режима дня в современных условиях жизни детей и подростков.

3. Влияние уровня притязаний и самооценки на развитие личности современного школьника.

Немов Р.С. Психология т2 м. 1999

Конспект

2 неделя, апреля

2

7

Диагностика готовности ребёнка к школе

Подобрать задания для выявления позиции школьника умственной готовности, эмоционально волевой готовности, рвзвитие моторики и координации движения.

«Рабочая книга школьного психолога» м. 1991

«Готовность к школе» руководство практического психолога под ред. Дубровиной И.В.

Конспект

2 неделя, мая

2

8

Психологические особенности учебной деятельности старшего школьника

Подготовить конспект, ответить следующие вопросы:

1.Характеристика познавательных интересов старших школьников.

2. Учебно-профессиональная деятельность – ведущий вид деятельности в старшем школьном возрасте.

3.Особенности умственного развития и обучаемость старшего школьника.

«Возрастная и педагогическая психология» под ред. Рамезо М.В. м 1984

«Трудный подросток: причины и следствия»

Киев 1985

Конспект

3 неделя, мая

1

9

Причины отклоняющегося поведения «Трудных» подростков как крайнее направление общих закономерностей личности

Составить конспект, ответить на вопросы:

1.Какова роль родителей в проявлении отклоняющегося поведения.

2.Какова роль школы.

3. Другие факторы

Солдатенко Н.Г. «Психология трудного подростка» рига 1980

Белкин А. «Отклонение в поведении школьников» Свердловск 1973

Конспект

4 неделя, мая

2

8.График выполнения и сдачи СРС



Тема

Содержание задания

Литература

Форма контроля

Сроки сдачи (неделя, месяц)

Максим. Оценочный бал

1

Познание и поведение в раннем возрасте

Дать общую характеристику развития ребёнка в возрасте от 1 до 3 лет.

Крайг «Психология развития» СПБ Питер 2000

Реферат

4 неделя,

февраль

4

2

Стадии психосексуального развития жизни ребёнка по З. Фрейду

Дать характеристику стадий психосексуального развития по З. Фрейду, раскрыть качества личности проявляющиеся на каждой стадии

Обухова Л.Ф. «Возрастная психология» м. 2000

Конспект

2 неделя, Марта

6

3

Стадии интеллектуального развития по Ж. Пиаже

Подготовить конспект, дать характеристику стадии интеллектуального развиия ребёнка. Подготовить таблицу

Обухова Л.Ф. «Возрастная психология» м. 2000

Конспект, Таблица

3 неделя, марта

5

4

Теория Ж. Пиаже понятие об эгоцентризме детского мышления

Подготовить конспект.

Раскрыть сущность феномена эгоцентризма детского мышления. Привети примеры исследования этого феномина

Обухова Л.Ф. «Возрастная психология» м. 2000

Конспект

1 неделя, апреля

5

5

Особенности изобразительной деятельности дошкольников

Подготовить конспект.

Ответить на вопросы:

Как изменяется изобразительная деятельность по возрастам от1до3, от3 до7 лет.

Абрамова Г. С. «Возрастная психология» м 1999

Конспект

3 неделя, апреля

5

6

Особенности общения дошкольников со сверстниками

Подготовить конспект.

Ответить на вопросц:

1.Значение общения для развития дошкольников

2.Особенности общения в игровой деятельности

Немов Р.С. «Психология» т2 1995

Конспект

4

неделя, апрель

4

7

Товарищество дружба и любовь в юношеском возрасте

Подготовить конспект. Ответить на вопросы:

1.В чём особенности юношеской дружбы, товарищества, любви

Кан И.С. «Психология юношеской дружбы» м 1980

Галод С.И. «Нравственнопсихологические и социальные основы взаимоотношений юношей и девушек. Духовное становление человека» лгу 1992

Проверка конспекта

1 неделя, мая

6

8

Подготовить старшекласников к семейной жизни

Подготовить конспект.

Ответить на вопросы:

1.Роль семьи в подготовке старшеклассника к семейной жизни

2. Роль школы в эом процессе

Чудновский В.Э. «Некоторые вопросы подготовки старшеклассников к семейной жизни» м 1990

Конспект

2 неделя, мая

5

9

Общее понятие о возрастной психологии, и её структуре

Подготовить тестовые задания по возрастной психологии

«Возрастная и педагогическая психология» под ред. Ромезо М. 1984

Тестовые задания

3 неделя, мая

5


9.Система оценки знаний студента

(Изучение дисциплины заканчивается экзаменом, который охватывает весь пройденный материал. Обязательным условием для допуска к экзамену является выполнение всех предусмотренных заданий в программе).

Рейтинговый контроль (текущий) – 60%

Экзамен (итоговый) – 40%

Критерии оценки знаний студента на экзамене (разрабатывает кафедра по устным экзаменам по типовой программе дисциплины)

Оценка по буквенной системе

Цифровой эквивалент баллов

Процентное содержание

Отлично

А

4,0

95-100

А-

3,67

90-94

В+

3,33

85-89

Хорошо

В

3

80-84

В-

2,67

75-79

Удовлетворительно

С+

2,33

70-74

С

2

65-69




С-

1,67

60-64

D+

1,33

55-59

D

1

50-54

F

0

0-49

Неудовлетворительно

.

Расчёт рейтинга



Виды работ

Кол-во баллов

1

2

3

Текущий контроль

СРСП и СРС

Рубежные контрольные работы

60 % (Распределение в зависимости от объёма и специфики дисциплины)




Экзамен

40%




Итого

100%


Итоговая оценка подсчитывается по формуле:

ИО=

Где:

Ри – Итоговый рейтинг

Э – Цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Я ожидаю, что вы будете посещать все занятия, выполняя при этом выше изложенные требования. В случае, если вы по какой-либо причине не сможете посещать занятия, то будете нести ответственность за весь материал, изученный на пропущенных занятиях. Недостающие баллы вы будете набирать на экзамене. Если не наберёте, то будете отнесены или оставлены на повторное обучение.
написать администратору сайта