Главная страница
Навигация по странице:

Документ Microsoft Office Word (2). Культурнодосуговая деятельность как научное знание, социальная практика и учебная



Скачать 312.31 Kb.
Название Культурнодосуговая деятельность как научное знание, социальная практика и учебная
Анкор Документ Microsoft Office Word (2).docx
Дата 30.04.2017
Размер 312.31 Kb.
Формат файла docx
Имя файла Документ Microsoft Office Word (2).docx
Тип Документы
#4902
страница 1 из 16
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Культурно-досуговая деятельность как научное знание, социальная практика и учебная дисциплина

1.1 Представление о содержании культурно-досуговой деятельности.

Современная наука связывает сущность досуга с одним из полюсов человеческой деятельности, носящей в целом двухфазовый характер: «усилие - расслабление», «работа - отдых», «утомляющий вид актив-ности - восстанавливающий вид активности» и т.п. Представле-ние об отдыхе формируется как о деятельности, имеющей многофункциональное на-значение, приобретающей сложное содержание, многообразные формы организации.

Важно уяснить характер досуговой деятельности в связи с теми по-требностями, которые человек реализует в ее процессе. Известно, что по-требности человека условно можно разделить на три типа:

ь первичные, или врожденные, - физиологические потребности в отдыхе, пище, продолжении рода и др.; физические - в чистом возду-хе, геоландшафтных и климатических условиях жизни; материальные -в товарах повседневного спроса, пищевых продуктах и др.;

ь социальные - потребности в общении, социальном обслужива-нии, транспортном передвижении и др.;

ь культурные - потребности в образовании, духовном развитии, освоении художественных ценностей и др.

Если с первичными потребностями человек рождается и они могут давать о себе знать спонтанным состоянием организма, то социальные и культурные потребности во многом формируются культурной средой, тесно соотносятся с его разумом, социальным статусом, уровнем обра-зования, общим развитием личности. В отличие от первичных запро-сов, которые более устойчивы в своих проявлениях, социокультурные потребности формируются только в социокультурной среде и по мере воспитания и взросления человека. Социокультурные потребности исключительно многообразны, сопровождают человека в течение всей его сознательной жизни. Многие из них приобретают весьма пластич-ный характер, будучи зависимыми от общественных трансформаций -новых условий жизни, уровня образования, социального окружения, моды и др.

В досуге человек реализует все три указанных типа потребностей либо в тесном переплетении, либо в некоторой последовательности. На-пример, в туристическом путешествии человек одновременно испыты-вает нужду в физиологическом отдыхе (первичная потребность), обще-нии (социальная), художественном развитии (культурная) и др.

Под содержанием досуговой деятельности подразумеваются:

ь непосредственные переживания, впечатления и состояния, которые испытывает человек, включенный в конкретный вид досуговогo занятия и тем самым удовлетворяющий свои потребности;

ь осмысление человеком воспринимаемой информации, художественных образов, общего культурного контекста, который в этой время оказывается в фокусе его внимания;

ь его оценки, которые возникают у него по поводу качества отдыха, а также услуг, если они ему оказываются в этом процессе.

Естественно, что в период досуга человек стремится испытать положительные эмоции, сосредоточиться на конструктивных мыслях, по-лучить качественный сервис - словом, добиться тех состояний, которые связаны с рекреационным эффектом.

Другой фактор, позволяющий добиться желаемого содержания, связан с реализацией человеком на досуге своих устремлений, воплощения собственной жизненной позиции. Это направление досуга можно обозначить как обращение человека к любимому делу (хобби). Тот, кто не в состоянии реализовать себя на работе, кого угнетает однообразие повседневного существования, в свободное время стремится восстановить баланс между напряжением и рекреаци-ей в любимом занятии, в котором можно проявить себя с наибольшей свободой и широтой. Занятия-хобби позволяют разным людям сохра-нять чувство самоидентичности, ощущать состояние творческого подъе-ма, самореализации.

В силу глубокого погружения человека в предмет увлечения хобби наделено исключительно высоким рекреационным эффектом, хотя со стороны порой может показаться, что человек занят пустяками. Однако организаторы досуга давно поняли, что такие увлечения открывают для бизнеса поистине безграничные возможности. Изучив наиболее массо-вые виды самодеятельно-досуговых занятий, они предлагают на рынке услуги и товары, которые работают на потребительский спрос.

Укажем еще одну особенность содержательного досуга - восприятие произведений искусства. Люди обра-щаются к искусству по-разному - с неодинаковыми целями, затрачи-вая разный объем времени и т.п. Обычно человек проявляет интерес не к искусству в целом, а к некоторым его видам и жанрам, которые привлека-ют его в наибольшей степени.

В проведении досуга и освоении искусства особо важна роль средств массовой информации (СМИ). Технические каналы связи, а также разнообразная техника предоставляют многомиллионной аудитории почти неограниченные возможности знакомиться с искусством, получать художественные впечатления не только в домашних условиях, но и в раз-личных ситуациях практически в любое время суток.

Культурно-досуговая деятельность как самостоятельная отрасль педагогической науки

Исследованием сложнейших вопросов досуга занимаются представители таких разных наук, как, например, социология и искусствоведение, этнография, археология, история, антропология. Каждая из них изучает культуру досуга под углом зрения собственного предмета исследования и оперирует ею в контексте конкретно-научного подхода.

Не вдаваясь в суть научных споров, я склонен понимать культуру досуга как многомерное социальное явление, как систему по созданию, хранению, распространению и потреблению духовных ценностей, норм, знаний, а также значений и символов.

Среди разнообразных социальных характеристик досуга для нас, пожалуй, наиболее важными представляются две:

– досуговая деятельность является, как правило, непроизводственной деятельностью;

– досуговые виды деятельности выбираются самостоятельно, по собственной инициативе.

Отечественная история изобилует примерами активной культурной деятельности россиян в досуговое время.

В сфере досуга перекрещиваются интересы личности и общества. Личность, не включенная в профессиональную деятельность отрасли культуры, фактически не имеет другого, кроме досугового, времени для собственного культурного волеизъявления.

О культурно-досуговой деятельности написано мало, несмотря на то, что она представляется достаточно крупным и сложным явлением, которое достойно стать предметом специального исследования как научного, так и прикладного характера.

В специальных исследованиях культурно-досуговая деятельность рассматривается чаще всего как составная часть свободного времени, которая затрачивается человеком на удовлетворение социальных потребностей, в том числе физических и духовных. Виды досуговой деятельности настолько разнообразны, насколько развиты культурные интересы и потребности личности. Эти интересы и потребности личность может удовлетворить дома или в учреждениях культурно-досугового типа. В условиях домашнего досуга (а это по своим масштабам – «космос») культурная деятельность, являясь противоположностью профессиональной, носит самодеятельный характер.

Совершенно иначе развивается наука о культурно-досуговой деятельности в учреждениях культурно-досугового типа, вид деятельности которых прямо соотносится с искусством, коллективными и индивидуальными формами творчества, созданием художественных произведений, театрализованными представлениями, игровыми и конкурсными программами.

Однако неопределенность ситуации характеризуется тем, что в литературе по теории педагогической науки не выработано специального определения методологии культурно-досуговой деятельности, в то время как методология является ключевым понятием любой теории, в том числе и специальной области более общей дисциплины.

В концептуальных подходах к культурно-досуговой деятельности можно выделить две большие области – это концепция досуга (менее специальная) и концепция его организации в учреждениях культурно-досугового типа.

В структуре свободного времени можно выделить, кроме того, следующие элементы: общественно регулируемую часть, куда относятся коллективное творчество, учеба, занятия физкультурой и спортом, культурное потребление, развлечение и отдых, и лично регулируемую – индивидуальное творчество, самообразование, индивидуальное культурное потребление, физкультура и спорт, любительский труд, воспитание детей, товарищеские, дружеские встречи, различные виды развлечений, пассивный отдых, занятия в неформальных объединениях. Следовательно, понятие досуга неизбежно связано с понятием культуры свободного времени, или культуры досуга.

Многообразие данного культурного явления порождает и соответствующее многообразие подходов к их рассмотрению, что, собственно, и является предметом исследования различных отраслей научного знания. Подчеркнем еще одну закономерность: чем объемнее рассматриваемое явление, тем больший круг наук изучает его.

Уже при первичном анализе культурно-досуговой деятельности обращает на себя внимание широта рассматриваемого культурного феномена. Данное понятие складывается из трех терминов: «культура», «досуг», «деятельность». В научной литературе они в обобщенном виде трактуются следующим образом.

Культура – специфический способ создания, развития и обеспечения жизнедеятельности людей, опредмеченной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и духовных ценностей, в совокупности общественных отношений.

Досуг – часть свободного времени, используемая для общения, потребления ценностей духовной культуры, развлечений и других видов нерегламентированной деятельности, обеспечивающих отдых.

Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающей среде, социуму, предполагающая ее целесообразное изменение и преобразование.

В научном обиходе используется достаточно большое количество понятий, смежных с культурно-досуговой деятельностью. В их числе – социально-культурная деятельность, культурно-просветительная деятельность, духовная деятельность, рекреативно-развлекательная деятельность, творческая деятельность, художественная деятельность и т.д. Круг подобных понятий находится в разных субординационных отношениях с культурно-досуговой деятельностью. Из их числа можно выделить частные и общие понятия. Не останавливаясь подробно на данном вопросе, выделим основные специфические характеристики культурно-досуговой деятельности:

процессуальные, предполагающие наличие субъекта и объекта деятельности, ее целей, задач, функций, прогнозируемых результатов;

пространственные, достаточно четко фиксирующие ее границы в рамках общего бюджета свободного времени;

содержательные, основывающиеся на духовно-эстетических потребностях, интересах, мотивах, психологических установках личности и социума.

Культурно-досуговая деятельность как специфическое культурное явление – общественный феномен, который вполне логично рассматривать в соотношении с такими явлениями, как трудовая деятельность, рекреационная деятельность, научная деятельность, образовательная деятельность и т.п.

Методологический характер данного феномена достаточно часто рассматривали ученые Московского и Санкт-Петербургского университетов культуры и искусств через анализ проблем досуга различных групп населения, культуры и общества, культуры и досуга, культуры и рынка, культуры личности, досуга в различных общественных формациях и др. Методологический характер указанных проблем свидетельствует об интенсивном развертывании и многообразии работ фундаментального моделирования индикаторов культурно-досуговой деятельности.

С методологической точки зрения существуют научные разработки, включающие достаточно широкий спектр видов деятельности в условиях досуга.

Традиции отечественной педагогики рассматривают «взаимосвязанную совокупность функций и целой более широкой системы»,выведенной «в результате исследования, удовлетворяющего всем нормативам научного анализа»1. Кроме того, используется метод «последовательных приближений», который в подобных случаях дает выход из методологически сложной ситуации. Культурно-досуговая деятельность осуществляет воспитание на двух основаниях: формирующей и формируемой деятельности. Специализированная культурно-досуговая деятельность носит воспитательно-формирующий, педагогический характер. Педагогическая деятельность является составной частью воспитательно-формирующей деятельности, которая выполняется специалистами.

Поэтому систему культурно-досуговой деятельности как самостоятельной отрасли педагогической науки схематично можно представить следующим образом:

- иерархичность: потребности, цели, ценности всегда выстраиваются (или могут быть выстроены) в определенную иерархию, имеют устойчивый (пусть в определенных временных границах) порядок предпочтений;

- последовательность: на смену удовлетворенной потребности или достигнутой цели приходит другая; более «высокие» потребности возникают на базе удовлетворения более «низких» и т.п.;

- дискретность: всегда можно объективно зафиксировать границы определенных этапов в процессе удовлетворения потребностей или достижения целей и ценностей;

- логичность: предыдущий этап удовлетворения или достижения должен логически не противоречить настоящему;

- сравнимость: всегда можно сказать, какая из двух потребностей (целей и др.) «сильнее», «выше» и т.п.

С помощью формальных, модельных процедур можно вывести цели глобальной системы и ее подсистем, оценить возможные альтернативные пути их развития, сформулировать приоритеты в теории культурно-досуговой деятельности, выдвинуть критерии оптимизации системы и т.д. Поэтому именно этот методологический подход, на наш взгляд, наиболее оптимален в современный период.

Этот подход может быть реализован в весьма простой форме. Если говорить о самих моделях, а не об их воспитательном обрамлении, которое не получает воплощения ни в сценариях, ни в управляющих воздействиях, ни во внутримодельных переменных, то можно утверждать, что человек как цель системы культурно-досуговой деятельности задается как некоторый набор «естественных», «минимальных» или «основных» потребностей («выживание», «удовлетворительные условия жизни», потребности в питании, образовании, жилье и медицинском обслуживании, «минимальное благополучие» и т. д.). Несмотря на признаваемую «минимальность» этих потребностей (как по содержанию, так и по задаваемому уровню удовлетворения), этот набор считается достаточным для описания целей модели, с помощью которой исследуются не частные проблемы культуры, образования, а стратегия развития личности.

В последнее время появляется тенденция повышения интереса ученых и практиков к исследованию воспитательного потенциала досуга. Это объясняется, по всей видимости, многими причинами, порождаемыми современными процессами, но в основном есть и постоянные, глубинные, соответствующие самой природе человека. Как отдельному человеку, так и целому социальному слою свойственны виды деятельности, реализация которых возможна лишь в сфере досуга. Таковы, в частности, потребности в индивидуальной и коллективной творческой деятельности, в знакомстве с произведениями искусства, посещении культурно-досуговых программ, чтении художественной литературы, просмотре телевизионных передач и др.

В любом развитом обществе формируется и действует целая система организаций и предприятий, главной функцией которых является организация культурного времяпрепровождения граждан. Сеть специализированных центров охватывает, как правило, учреждения профессионального искусства, туристско-экскурсионные предприятия, историко-культурные комплексы, развлекательно-игровые заведения, библиотечные, парковые, клубные учреждения. Каждое из культурно-досуговых предприятий выполняет свойственные только ему функции, специализируется на каких-либо видах деятельности, формах и методах работы, имеет свою производственную специфику. Следовательно, творческо-производственная и организационно-методическая деятельность сетевых единиц досуговой сферы становится предметом анализа научных дисциплин, связанных с маркетингом, менеджментом, рекламой.

Процессы, происходящие в современный период, вызвали к жизни иные научные подходы, согласно которым вырабатывается новая плюралистическая модель непрофессиональной досуговой деятельности. Главной ценностью сегодня выступает деятельность, которая соответствует общечеловеческим нормам морали, высоким образцам художественного вкуса, задачам творческого роста личности.

Поэтому ведущим научным направлением исследований культурно-досуговой деятельности как самостоятельной научной отрасли педагогической науки является технология.

Термин «технология» происходит от двух древнегреческих слов: «техне» – искусство, мастерство и «логос» – наука, знание, закон. Почти во всей специальной литературе под «технологией» в широком смысле понимается совокупность и даже система целесообразной практической деятельности в соответствии с целью, спецификой и логикой процесса преобразования и трансформации того или иного объекта.

Под технологией культурно-досуговой деятельности понимается совокупность форм, методов, методик, разработок, расчетов, моделей проектирования и внедрения различных инноваций, способных обеспечить достижение определенной воспитательной цели. С точки зрения предметной деятельности под культурно-досуговыми технологиями следует понимать педагогически организованный процесс воздействия субъекта на объект культурно-досуговой деятельности с целью формирования общественно значимых качеств личности. Применение тех или иных технологий культурно-досуговой деятельности обусловлено предметными сферами действий профессиональных работников.

Технология культурно-досуговой деятельности как учебная и научная дисциплина объединяет общие, функциональные (отраслевые) и частные технологии. Система общих технологий включает в себя диагностику, профилактику, адаптацию, реабилитацию, коррекцию, социальную экспертизу, прогнозирование, проектирование, консультирование и т.д.

Функциональные (отраслевые) технологии исходят из функционального предназначения субъекта. Например, для музея приоритетной функцией является сохранение, изучение и популяризация памятников истории и культуры; для учреждений культуры – функция рекреативная; для вуза – образовательная функция. При учете этих функций и строится основная деятельность того или иного учреждения культурно-досугового типа.

Частные технологии культурно-досуговой деятельности составляют определенные процедуры по созданию информационно-просветительных, художественно-публицистических и культурно-развлекательных программ.

Учреждения культурно-досугового типа принимают активное участие в работе со всеми слоями населения. Организация культурно-досуговой деятельности строится на принципе дифференцированного подхода. Разработка частных методик предполагает учет социально-демографических характеристик различных категорий населения. Типологизация технологий может быть осуществлена по различным основаниям, по видам, уровням, сферам применения. Так, по степени новизны различают принципиально новые (инновационные) технологии и традиционные (ретроспективные) технологии.

Важнейшей задачей специалистов учреждений культурно-досугового типа является внедрение в свою практику хорошо зарекомендовавших себя традиционных технологий, а также применение инновационных технологических процедур. При этом не следует отождествлять традиционные технологии с рутинными. Последние характеризуются такими методами воздействия на культурные процессы в условиях досуга, которые отличаются малой наукоемкостью, не мотивируют объект к изменениям и переменам, а также являются не только устаревшими, но и неэффективными. С точки зрения масштабности ряд исследователей выделяют глобальные и территориальные технологии. Первые связаны с решением общечеловеческих проблем, с тенденциями мирового развития, с социальными проблемами взаимодействия природы, общества, человека. Региональные технологии имеют определенные территориальные ограничения и отражают динамику процессов региональной жизни.

Разнообразные типы технологий можно выделить и в зависимости от характера объекта технологического воздействия. Когда он определяется управленческо-организационными акциями, выделяют технологии поиска стратегии управления, персонального менеджмента, социального программирования и прогнозирования и др.

Разработка социальных технологий в сфере культуры и досуга связана с определенными сложностями, так как эта сфера имеет открытый характер.

Культурно-досуговая деятельность как специальная учебная дисциплина выражается в подготовке квалифицированных специалистов для учреждений культурно-досугового типа. Действующая сегодня сеть средних и высших специальных учебных заведений позволяет решать базовые кадровые вопросы. Вместе с тем динамика процессов, происходящих в духовной жизни общества, требует постоянного внимания ученых и педагогов к разработке новых учебных программ, планов, перечня специальностей и квалификаций специалистов, удовлетворяющих современным насущным потребностям практики. В этой связи активно ведутся научные поиски концепций и государственных программ обучения по различным специальностям.

Отмеченные выше аспекты научного анализа культурно-досуговой деятельности не исчерпывают все возможные их варианты. Как всякое объемное культурное явление, культурно-досуговая деятельность может быть рассмотрена в контексте любой практической, организационно-методической или научно-исследовательской проблемы. Однако в любом случае масштабные исследования проводятся специалистами различного профиля на основе использования достижений педагогических наук. Актуальность проблематики культурно-досуговой деятельности продиктована заинтересованностью как государства, так и его граждан в обеспечении условий для полноценного отдыха, просвещения, творчества, нравственно-эстетического развития личности в процессе досуга.

Структурно-функциональное исследование культурно-досуговой деятельности – один из методов, который достаточно подробно изучен и освещен в специальной научной литературе. В первую очередь он применяется по отношению к социальным системам, различным формам общественной жизни, к разряду которых и относится культурно-досуговая деятельность. Сущность, специфика и социальная природа культурно-досуговой деятельности заключаются в том, что она представляет собой систему профессиональной и общественной деятельности, стимулирующую духовное развитие, активность личности и социума в условиях досуга.

Реализация научного потенциала структурно-функционального анализа позволяет в определенной логике проанализировать культурно-досуговую деятельность как своеобразную систему, определить ее основные структурные составляющие, взаимосвязи между ними, роли относительно друг друга и функции каждого элемента в отдельности.

Теоретико-эмпирические исследования, проводимые в области культурно-досуговой деятельности, свидетельствуют об активном использовании метода структурно-функционального анализа. В зависимости от предмета исследования масштабность и задачи применения метода колеблются от изучения отдельных культурно-досуговых программ в учреждениях культурно-досугового типа до разработки методологических вопросов типологии досуговых явлений, крупных экспериментов, анализа научного понятийного аппарата. Структурно-функциональный подход к изучению культурно-досуговой деятельности позволяет решать разнообразные по уровню проблемы, в том числе:

- организационно-практического характера, способствующие оперативному анализу конкретной сложившейся ситуации;

- научно-методического характера, раскрывающие целый ряд практических вопросов и предлагающие оптимальные варианты организационных, творческих и управленческих решений;

- теоретико-методологического характера, объясняющие социальную природу культурно-досуговой деятельности и отдельных ее процессов, выявляющие закономерности творческой, просветительной и рекреативной деятельности в сфере досуга.

На сегодняшний день в России сложилась достаточно стройная система исследовательских центров, организаций, отрядов исследователей, ученых, методистов и практиков, которая так или иначе заинтересована в изучении особенностей общественной организации досуга. Своеобразными флагманами являются Российский научно-исследовательский институт культурологии; Российский научно-исследовательский институт искусствознания; региональные отделения, филиалы государственных и общественных Академий наук; Государственный Российский Дом народного творчества; Государственный Российский Дом фольклора; Государственный Российский Дом художественных промыслов и ремесел, которые призваны решать основополагающие вопросы, формировать федеральные научно-исследовательские и организационно-творческие программы культурно-досуговой деятельности. В число субъектов федерального уровня входят и высшие отраслевые учебные заведения, в структуре которых функционируют соответствующие подразделения: научно-исследовательские секторы и отделы, проблемные лаборатории, социологические группы, докторантуры, аспирантуры.

Ведущими исследовательскими организациями культурно-досугового типа на уровне субъектов Федерации являются научно-методические центры культуры или аналогичные объединения, главными задачами которых выступают сбор, анализ, обобщение регионального опыта организаций культурно-досугового типа и распространение на своей территории передовых досуговых технологий. Существенную помощь в этой работе оказывают коллективы средних специальных учебных заведений культуры и искусства. На муниципальном уровне и уровне отдельных предприятий культуры решаются организационные, творческие вопросы организации культурно-досуговой деятельности конкретного населенного пункта, коллектива промышленного предприятия, той или иной категории населения.

Рассматривая научный потенциал культурно-досуговой деятельности, надо выделить и функциональный подход, поскольку исследовательские функции фактически полностью возложены на территории, которые вынуждены, как правило, самостоятельно анализировать складывающуюся в культурно-досуговой сфере ситуацию, оценивать происходящие в ней процессы, вырабатывать приоритеты и региональные программы. В силу объективных причин в последнее время все более углубляется разрыв между федеральными и территориальными подразделениями отрасли культуры. К сожалению, с каждым годом ухудшается снабжение территорий специальной литературой, сокращается количество научно-практических конференций, фестивалей профессионального и самодеятельного искусства, сужаются возможности повышения квалификации работников культуры, исчезают каналы методической помощи, уменьшается количество наименований и тираж бюллетеней комплексных научных исследований по проблемам культурно-досуговой деятельности. Намечается явный крен в сторону региональных эмпирико-технологических исследований культурно-досуговой деятельности.

Эта тенденция носит негативный характер. Сложившаяся структура отрасли культуры не позволяет сегодня делегировать полномочия полноценного научного анализа культурно-досуговой деятельности на места, в отдельные ее подразделения. Кроме того, многие субъекты Федерации не обладают достаточным научным потенциалом, способным адекватно решать насущные теоретико-эмпирические проблемы. Также эмпирико-технологические вопросы не могут быть эффективно решены без научно-методических, фундаментальных положений, которые могут быть разработаны, апробированы и зафиксированы на федеральном уровне.

Общий негативный фон и нежелательные тенденции в исследовании культурно-досуговой деятельности не снижают достоинств уже имеющегося опыта и предпринимаемых ныне попыток научного анализа общественной организации досуга. В течение последних четырех десятилетий в основном определился предмет научных исследований, обобщающих широкий круг научных и организационно-методических проблем культурно-досуговой деятельности.

Спектр теоретической проблематики культурно-досуговой деятельности включает многочисленные вопросы функционирования ее как специфической социальной системы. Культурно-досуговая деятельность несет известную социальную нагрузку, преследует определенные цели, выполняет соответствующие задачи и функции, строится на присущих ей принципах, реализуется в конкретных направлениях, формах, методах и средствах деятельности. Крупными методологическими проблемами являются исследования субъекта, объекта понятийного аппарата культурно-досуговой деятельности в системе культуры. Многие из этих вопросов являются до сих пор неразрешенными, малоизученными, спорными.

Одно из новейших направлений научно-методологических исследований культурно-досуговой деятельности – прогностическое, так как на сегодняшний день мало уделяется внимания объективным тенденциям и перспективам развития культурно-досуговой деятельности, формации видов и форм досуговой деятельности, ее стратегическим целям и задачам. Важнейшим предметом научного анализа представляется проблематика функционирования культурно-досуговой деятельности в условиях рынка. Развитие рыночных отношений в России, по нашему мнению, является определяющим условием развития культурно-досуговой деятельности, объективным фактором, влияющим на отбор содержания и форм духовного наполнения досуга.

Кроме того, явно неудовлетворительным представляется состояние изучения культурно-досуговой деятельности как целостного социального явления. Сегодня остро ощущается необходимость разработки базовых методологических проблем общественной организации досуга, на основе которых решались бы многочисленные эмпирико-технологические задачи. В числе наиболее перспективных проблем для исследования можно назвать такие, как «Социальная природа и сущность культурно-досуговой деятельности на современном этапе», «Методологические основы культурно-досуговой деятельности», «Концептуальное обоснование понятия культурно-досуговой деятельности», «Культурно-досуговая деятельность в контексте культурологии», «Культурно-досуговая деятельность в жизнедеятельности общества», «Системный анализ культурно-досуговой деятельности», «Содержание и формы в культурно-досуговой деятельности», «Принципы и функции духовного наполнения досуга», «Культурно-досуговая деятельность в системе культуры», «Субъект и объект культурно-досуговой деятельности».

Анализ социальной природы культурно-досуговой деятельности по своей сути связан с ответами на вопросы о том, какое место она занимает в структуре общества, каким образом взаимодействует с социальными институтами, каково ее предназначение, целевые установки и принципиальные отличия от аналогичных видов деятельности. Рассматривая культурно-досуговую деятельность как самостоятельную отрасль педагогической науки, необходимо подчеркнуть универсальность и динамичность ее характеристик.

Культурно-досуговая деятельность, которая является одним из элементов духовной жизни общества, содержит все признаки культурнотворческой деятельности. Причем в данном случае не имеет значения, результ какого уровня профессионализма и общественной значимости достигается. Творческая продукция, созданная человеком на досуге – самодеятельная песня, стихотворение, картина, видеофильм и др., – может представлять художественно-эстетическую ценность исключительно для самого автора и его ближайшего окружения. Но немало примеров и того, что, творя для самого себя, самодеятельные авторы создают социально значимые произведения, вошедшие в «золотой фонд» российской 
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
написать администратору сайта