Главная страница
Навигация по странице:

  • Активные

  • 1. Можно выделить следующие виды композиции

  • Законы организации композиции

  • 3. Законы организации композиции

  • Сюжетный (семантический) центр

  • 5. Основные принципы композиционно-художественного формообразования: а). Рациональность

  • Структурность

  • Фронтальная композиция. Объемно-пространственная композиция. Глубинно-пространственная композиция

  • . Глубинно-пространственная композиция

  • . Контраст, нюанс, тождество

  • курс лекций по графдизайну 2курс. Курс лекций по графдизайну 2 курс. Тема 1 Первичные графические элементы композиции и основные принципы ее организации 1 Графический дизайн и композиция



    Скачать 60.97 Kb.
    НазваниеКурс лекций по графдизайну 2 курс. Тема 1 Первичные графические элементы композиции и основные принципы ее организации 1 Графический дизайн и композиция
    Анкоркурс лекций по графдизайну 2курс.docx
    Дата27.04.2017
    Размер60.97 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлакурс лекций по графдизайну 2курс.docx
    ТипКурс лекций
    #4331
    страница1 из 3
      1   2   3

    КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ГРАФДИЗАЙНУ 2 КУРС.

    Тема №1 Первичные графические элементы композиции и основные принципы ее организации

    1. 1 Графический дизайн и композиция

    Понятие графического дизайна. Историческая справка. Что сегодня представляет собой графический дизайн. Визуальная коммуникация. Влияние тенденций моды и общественного сознания на графический дизайн. Композиция как понятие. Система, структура. Психологические особенности восприятия визуальной информации. Зоны активного восприятия. Взаимосвязь видения и вербализации. Современные особенности восприятия. Ассоциативность элементов. Первичные графические элементы композиции (точка, линия, пятно). Способы группировки.

    1. Графический дизайн - специальная область художественно - проектной деятельности, которая направлена на создание визуальных сообщений, распространяемых с помощью средств массовой коммуникации.

    2. В современном мире графический дизайн – это вся визуальная среда (фирменный стиль, реклама, иллюстрации, дизайн СМИ, мультипликация, 3D-графика, графика в кинематографе, телевизионные заставки, все виды печатной продукции, фотографика, веб-дизайн и т. д), которая коллективно стихийно создается дизайнерами, художниками и пользователями сети Интернет.

    3. Визуальная коммуникация – общение, в котором носителями информации являются графические знаки (индексы, иконы, символы).

    Любой продукт графического дизайна предназначен для визуальной коммуникации. В этом основное отличие графического дизайна от искусства. Произведения искусства не являются коммуникантами (шифрами, содержащими определенные сведения). Произведения графического дизайна всегда являются коммуникантами, то есть содержат определенную информацию, сведения. Цель графического дизайна всегда – передача информации (в товремя, как цель искусства – передача переживаний, осмысление информации).

    6. Композиция (от лат. сompositio – соединение, связь) представляет собой совокупность пространственных, чувственных, световых, перспективных и иных отношений, связывающих отдельные элементы произведения в единое целое с целью выражения общей идеи. Любое произведение искусства (дизайна) представляет собой эстетически связанную систему. Система – это структурированный состав, органическое единство состава и структуры. Структура – способ организации состава, совокупность логических связей системы1. В случае произведения искусства (дизайна) составом являются его элементы – цвета, фигуры, линии и т. д. Структурой, связывающие эти элементы в единое целое является композиция. Таким образом, композиция может быть определена как:

    а). соединение частей в гармоничное целое;

    б). структура, логика эстетически связанной системы.

    7. Построение композиции находится в зависимости от психофизиологических особенностей восприятия визуальной информации, общих для большей части людей. В первую очередь глаз человека схватывает контур (силуэт). Простые формы быстрее считываются, сложные требуют от зрителя больших усилий для изучения, что приводит к утомлению зрения, неосознанно зритель упрощает сложную форму до более простой и лаконичной. Особенности психофизиологии восприятия определяют различную значимость зон чистого листа. К зонам активного восприятия относятся зоны верхней левой четверти листа и центр; верхняя часть плоскости более активно изучается, чем нижняя. Зрительно центр листа смещается вверх. Наименее активно зритель исследует правый угол, его изучение требует дополнительных усилий, – необходимо специально направить взгляд в эту зону. В связи с зонами активности выделяют преобладающие направления: Активные – верхняя горизонталь, левая вертикаль, диагональ из левого нижнего угла в верхний правый угол. Данные направления ассоциируются с понятиями «начала» и «развития». Пассивные –нижняя горизонталь, правая вертикаль, диагональ из верхнего левого угла в нижний правый. Направление ассоциируется с понятиями «напряжение», «угасание», «завершение», «ограничение». Разная активность зон и направлений лежит в основе газетной верстки и стандартного построения сайтов: расположение названия и основные пункты содержания или меню расположены в верхней части листа, газетная площадь в левой верхней части стоит дороже, чем площадь в правой нижней части листа.

    14. К первичным графическим элементам композиции относятся точка, линия и пятно.

    а). Точка – минимальная единица изображения. Точка при любых размерах изображения смотрится как нечто очень маленькое. Точка характеризуется компактностью и способностью сделать акцент.

    б). Линия – математически, это след движущейся точки или граница пересечения двух плоскостей. Можно сказать, что это объект, имеющий одно измерение – длину. линия – это последовательная векторно-ориентированная структура. Линия обладает следующими свойствами: пластичность, упругость, определенное направление, способность связывать и разделять элементы.

    в). Пятно – графическое средство, представляющее собой выборочное заполнение плоскости определённым цветом или тоном. Характеризуется двухмерностью, определённой степенью густоты и прозрачности, определённой фактурой.

    В основном, пятно бывает двух видов: аморфное пятно и силуэт –четкое пятно. В характеристике пятна важны: тон - развитие градаций черного и белого, и цвет. По цвету и тону пятно может быть локальным или градиентным. Благодаря различным свойствам материала пятно может быть: прозрачное, густое, растекающееся, распыленное, растушеванное, штриховое, мягкое, жесткое, однородное или неоднородное, равномерное или неравномерное, фактурное, векторное или растровое.

    С семантической точки зрения пятно может быть:

    - Декоративное – украшающее;

    - Экспрессивное – выражающее эмоции;

    - Изобразительное – имеющее конкретный смысл.

    15. При построении композиции также необходимо знать о приемах расположения форм, объектов относительно друг друга в формате:

    фронтальное расположение, расположение встык, внахлест, расположение, при котором часть объекта является элементом другого объекта, глубинно- пространственное расположение, объемное.

    1. Можно выделить следующие виды композиции:

    а). Формальная композиция – композиция, лишенная предметного содержания и построенная на сочетании абстрактных элементов (линий, пятен, цвета). В формальной композиции важен не сюжет, а исключительно законы и принципы ее собственного построения, пластические формы. Эмоциональное воздействие на зрителя оказывает чистая художественная форма, цветовой и пластический строй произведения. Формальная композиция показывает логику, раскрывает законы, по которым строится любое визуальное произведение.

    Язык дизайна во многом строится по законам формальной композиции. Исторически появление дизайна связано с осознанием формальной композиции как таковой. В 10-20 годы XX века в рамках авангардных модернистских направлений искусства – абстракционизм, супрематизм, дадаизм, кубизм – было открыто беспредметное искусство. Его появление связано с именами В. Кандинского, К. Малевича, Х. Миро, К. Швиттерса и др. Формальная композиция показывает действие свойств и законов композиции в «чистом» виде.

    б). Декоративная композиция – композиция, смысл которой сводится к украшению чего-либо. В декоративной композиции отсутствует какое-либо содержание, кроме самой композиции. Поэтому декоративная композиция часто строится по принципу орнамента. К декоративным композициям относятся узоры на народной посуде, орнаменты на одежде, и т. д.

    в). Станковая композиция. Станковой композицией, как правило, называют картину, написанную на мольберте .

    и). Объемная композиция – композиция, строящаяся в трех измерениях.

    к). Архитектурная композиция – композиция архитектурных объектов. Перечень можно продолжить.

    Законы организации композиции:

    а). равновесие (уравновешенность), законченность, композиционный центр.

    б). Свойства композиции: целостность (единство и соподчинение), гармоничность, выразительность, информативность.

    в).Также существуют основные принципы композиционно- художественного формообразования: рациональность, тектоничность, структурность, гибкость, органичность, образность, новизна.

    3. Законы организации композиции

    а). Равновесие (уравновешенность) – способность композиции

    восприниматься одинаково «нагруженной» во всех своих частях. Каждый элемент композиции имеет «точки опоры» и «центр тяжести» -условные, субъективно определяемые единицы «веса» в композиции.

    б). Законченность – способность композиции восприниматься таким образом, что не возникает желания что-либо добавить или убрать. Способность восприниматься единым целым. Основной прием достижения законченности композиции, который изобрели еще древние греки, - объединение форм с помощью вписанных в формат простых геометрических фигур, чаще всего – круга или квадрата, как самых устойчивых и завершенных.

    в). Композиционный центр – это структурная единица, вокруг которой и по отношению к которой выстраиваются все элементы композиции.

    Композиционный центр — это элемент визуальной композиции, который прочитывается в первую очередь, благодаря построению композиции; условный центр тяжести композиции; элемент, который выделяется по форме, проработанности, несет в себе смысловую нагрузку. При отсутствии в изображении композиционного центра визуальный ряд теряет конкретность. Являясь сложно структурированной системой, композиция предполагает наличие нескольких видов центров. В композиции выделяют следующие центры:

    геометрический,

    оптический,

    сюжетный (семантический), и непосредственно композиционный, который мы можем обозначить как логический.

    Геометрический центр — это точка пересечения диагоналей прямоугольного изображения. Любая композиция обладает геометрическим центром не в силу своей художественной специфики, а потому, что представляет собой некий пространственный объект, плоскую фигуру или объёмное тело. Геометрический центр не является результатом композиционного построения, но оказывает влияние на структуру композиции. Если «центр тяжести» объекта совпадает с геометрическим центром изображения, то композиция в целом воспринимается как стабильная, статичная, неизменная. Центром тяжести может являться не только композиционный центр, но и ось симметрии, относительно которой располагаются объекты.

    Оптический центр – это точка, расположенная немного выше пересечения диагоналей формата; место, куда, в силу особенностей восприятия, зритель направляет взгляд в первую очередь. Данный центр также не является результатом построения. Если структурный элемент композиции помещается в оптический центр, он будет прочитан в первую очередь. Если, наоборот, необходимо создать смысловую паузу, задержать скорость восприятия определённого элемента, - объект удаляется из оптического центра.

    Сюжетный (семантический) центр — содержит главный или важный сюжетный элемент (или группу элементов).

    Логический центр, который и принято считать композиционным центром – это элемент, который выделяется благодаря самой логике построения композиции. Композиционный центр создается формальными элементами изображения: точками, штрихами, пятнами, цветом, фактурами, указателями, линиями и т. п. Композиционный центр — это не всегда точка,

    он может быть представлен некоторой протяжённой областью. Сюжетным (семантическим) центром обладают только композиции, предполагающие наличие определённого смыслового содержания. Поэтому в формальной композиции семантического центра быть не может, присутствует только логический центр. Логический центр присутствует в любой композиции, так как любую композицию можно прочитать с точки зрения формального построения. Сюжетный центр может совпадать с

    композиционным, а может быть пространственно отделён от него. Функции у сюжетного и композиционного центров разные. Композиционный центр организует изображение в соответствии с логикой формальной композиции;

    сюжетный центр организует семиотическую структуру композиции. В тех случаях, когда сюжетный и композиционный центры совпадают, можно говорить о едином сюжетно-композиционном центре. Сюжетных центров может быть несколько. Отказавшись от явного семантического центра, автор

    дает зрителю самому определиться с сюжетом.

    Таким образом, структура любой композиции включает: вне зависимости от построения – геометрический и оптический центр; согласно логике построения – композиционный центр; при наличии смыслового наполнения – сюжетный (семантический) центр.

    Отдельно стоит коснуться темы отсутствующего центра. Человеческое сознание, веками формировавшееся как логоцентрическое, в эпоху постмодерна начинает приобретать черты ризоматичности. Разорванность, ризоматичность, отсутствие фиксированного центра – признаки постмодернистского искусства и дизайна. Именно в настоящее время дизайнеры всё чаще предлагают решения, заведомо лишённые центра, или обладающие несколькими равноправными центрами.

    4. Свойства композиции

    а). Целостность (единство и соподчинение) – оптимальное соотношение элементов композиции и связей между ними, которое дает возможность сразу охватить взглядом изображение, т. е. обеспечить зрительное восприятие объекта как целого.

    Целостность: - Наличие формата – ограниченность, отделение объекта от среды. Основными приемами ограниченности являются: введение общей рамки, заполнение всей поверхности общим фоном, введение одинакового оформления все форм.

    Компактность – правильный и оптимальный выбор количества элементов, которое может восприниматься одновременно. Взрослый человек может нормально воспринять одновременно от 5 до 9 объектов, большее число элементов вызывает ощущение хаотичности. Поэтому при большом количестве элементов композиции рекомендуется объединять их в группы. Элементы в группе могут быть связаны по различным признакам.

    - Отсюда – третье условие целостности – связность (связь объектов по различным признакам).

    Способы группировки элементов: группировка по расположению на формате, группировка по размерам (большие с большими, – маленькие с маленькими), по подобию (например, синие элементы), группировка вокруг центра, по смыслу, по форме, а также структурная связь (элементы связаны легко прочитываемой структурой, например, шахматной клеткой).

    б). Гармоничность – единство эстетических и логических характеристик композиции, при котором её внутреннее содержание полностью выражается во внешней форме. Гармония определяется как согласие, созвучие, противоположность хаосу. Наиболее гармоничным считается (и является) искусство древних греков, так как единственным содержанием греческого искусства было прекрасное тело, и выражалось это содержание посредством скульптурного (живописного, графического) изображения прекрасного тела1. В связи с этим можно выделить два случая дисгармонии в искусстве:

    в).Выразительность – впечатление, которое производит художественное произведение. Основным критерием выразительности является сила эмоций, испытываемых зрителем. Приёмы художественной выразительности (изобразительно- выразительные средства): стилизация, типизация, трансформация, схематизация, агглютинация, юмор, цитаты, игра слов и т. д

    г). Информативность – любая композиция является сообщением, которое может быть прочитано.

    Для визуальных графических сообщений характерно: - Многовариантность прочтения. В отличие от текстовых сообщений любое изображение можно при желании истолковать по-разному.

    - Одномоментность восприятия. В отличие от текста изображение воспринимается сразу все целиком.

    - Часть информации воспринимается бессознательно. Например, бессознательно человек по-разному реагирует на разные цвета, возбуждаясь от красного и успокаиваясь при восприятии синего цвета.

    5. Основные принципы композиционно-художественного формообразования:

    а). Рациональность – предпочтение простейшего решения, экономия средств.

    б). Тектоничность – зрительное впечатление устойчивости1. В некоторых случаях при построении композиции следуют противоположному принципу – атектоничность – зрительное впечатление неустойчивости, полета.

    в). Структурность – закономерная взаимосвязь элементов.

    г). Гибкость – пластичность решения.

    д). Органичность – естественное взаимодействие частей.

    е). Образность – эмоциональное и культурное богатство решения

    (произведение трогает эмоционально и ассоциируется с чем-либо из

    существующего опыта зрителя)2.

    ж). Новизна – открытие, отсутствие аналогов.

    Вопросы:

    1. Назовите и охарактеризуйте виды композиции. 2. В чем заключаются особенности формальной композиции? 3. Назовите и охарактеризуйте законы организации композиции.

    4. Назовите и охарактеризуйте основные свойства композиции. 5. Что такое композиционный центр, и какие еще можно выделить центры в композиции 6. Дайте определение гармоничности композиции.

    1. 3 Виды пространственных форм

    Фронтальная композиция. Объемно-пространственная композиция. Глубинно-пространственная композиция.

    1. В зависимости от различий движения в глубину объемные формы делятся на: фронтальные, объемно-пространственные и глубинно- пространственные.

    2. Фронтальная композиция – это композиция с небольшой глубиной и фронтальным расположением элементов, для восприятия которой достаточно фронтального статического положения зрителя. То есть это композиция, которая не требует осмотра сбоку и сзади.

    К фронтальным относятся все «плоскостные» композиции, а также композиции, имеющие рельеф. Фактурные, рельефные плоскости также относятся к фронтально-пространственным формам.

    Для фронтальных композиций характерно следующее:- при создании и восприятии фронтальнй композиции исключается влияние среды, то есть сохраняется возможность не задумываться о масштабе, стилистике, построении пространства, в котором произведение будет существовать.

    Фронтальные композиции развиваются внутри себя и представляют собой замкнутые композиции.

    Самостоятельность произведения подчеркивается рамой, линией и другими композиционными приемами, которые решают проблему вычленения произведения из пространства. В то же время фронтальная композиция «в раме» может стать элементом глубинно- пространственной композиции в решении, как интерьера, так и экстерьера, стать композиционным центром.

    3. К объемно-пространственной композиции можно отнести любые произведения, имеющие три измерения (длину, ширину и высоту), то есть параметры, характеризующие объем вообще. Это скульптура, мелкая пластика, малые архитектурные формы, мебель, транспорт, одежда1. Объемно-пространственная композиция – композиция, которая развивается в трех координатных направлениях при соблюдении общей компактности; композиция, которая воспринимается зрителем с разных точек зрения вокруг композиционно-пространственного центра.

    4. Глубинно-пространственная композиция – это композиция, характеризующаяся развитием в глубину. Зритель воспринимает такую композицию при движении вглубь. Глубинная композиция воздействует на зрителя не только сочетанием плоскостей, объемов, но и паузами между ними, то есть пространством. Влияние пространства на зрителя гораздо сильнее, чем плоск ости или объема, причем дело не в художественной ценности пространства, а в том, что зритель находится внутри него, становится частью созданного художником мира.

    Характеристики глубинно-пространственной композиции:

    - открытость и замкнутость глубинного пространства;

    - развитие в трех направлениях;

    - планировка (которая может быть осевой, лучевой, центрической);

    - композиционный центр;

    - также глубинная композиция характеризуется различными видами

    Глубинно-пространственные композиции зависят от временных изменений, и могут развиваться или меняться со временем (сезонное изменение парков, временные изменения городов и т. д.).

    Вопросы:

    1. Какие существуют виды композиции в зависимости от движения в

    глубину?

    2. Чем характеризуется фронтальная композиция?

    3. Чем характеризуется объемно-пространственная композиция?

    4. Чем характеризуется глубинно-пространственная композиция?

    5. Как строится логоцентрическое пространство?

    6. Чем ризоматическое пространство отличается от логоцентрического?

    Тема № 2 Типология композиционных средств и их взаимодействие

    Ритм. Метр. Контраст, нюанс, тождество. Пропорциональность, золотое сечение. Масштаб, размер. Статика, динамика. Симметрия, асимметрия, диссимметрия. Композиционная доминанта.

    1. Основные композиционные средства, их еще называют средствами гармонизации художественной формы, представляют собой следующий ряд: ритм, контраст, нюанс, тождество, пропорциональность, масштаб, статика, динамика, симметрия, асимметрия, доминанта.

    2. Ритм – закономерное чередование или изменение элементов, свойств, явлений во времени и пространстве. Ритм является одной из основополагающих установок человеческого восприятия. Именно поэтому наличие определенного ритма в композиции облегчает ее восприятие, делает ее сразу более привычной. Человек всегда стремился привести к определенному ритму свои архитектурные, музыкальные и литературные произведения, танцы.

    Ритмичное воспринимается как имеющее естественный порядок, правильное. Повтор облегчает восприятие формы. Повторяющиеся элементы в рекламе делают ее более запоминающейся.

    В композициях ритм может быть явным и скрытым. Явный ритм – это поместить элементы на полосатый фон.

    Скрытый ритм представляет собой сложное чередование акцентов, иногда смысловых, направлений, технических приемов.

    Метр – частный случай ритма – представляет собой повторение через равный интервал одинаковых или сходных признаков. Элементы располагаются через равные интервалы. Заметим, что для наилучшего восприятия ритмический ряд долже иметь начало и конец, гаситься. Это наблюдение является, опять же, достоянием древних греков, в храмах которых крайние колонны делались несколько толще, а промежуток между ними меньше, что создавало зрительное ощущение остановки ритмического ряда.

    3. Контраст, нюанс, тождество

    а). Контраст – резкое различие элементов композиции, сочетание противоположных характеристик – высокого и низкого, линий и пятен, тёмного и светлого. Контраст является мощным средством усиления выразительности, так как противоположные характеристики подчеркивают друг друга и оттеняют. Светлое рядом с темным кажется светлее, изящное рядом с грубым кажется еще утонченнее, и т. д.

    Нюанс – плавный переход характеристик, такое соотношение элементов композиции, при котором преобладает сходство, но имеются незначительные отличия. Нюанс также является сильным выразительным средством, однако, если контраст привлекает внимание, вызывает сильные эмоции, то использование нюанса апеллирует к интеллекту, к тонкому вкусу, к игре ума. Неслучайно в период модерна произведения часто строились на цветовом нюансе. В современном дизайне активно используются оба средства выразительности.
      1   2   3
    написать администратору сайта