Главная страница
Навигация по странице:

ЛЕКЦИИ ПО КПТ 2. Курс лекций по специальности 071302 Социальнокультурная деятельность и народное художественное творчество



Скачать 180.13 Kb.
Название Курс лекций по специальности 071302 Социальнокультурная деятельность и народное художественное творчество
Анкор ЛЕКЦИИ ПО КПТ 2.docx
Дата 12.04.2017
Размер 180.13 Kb.
Формат файла docx
Имя файла ЛЕКЦИИ ПО КПТ 2.docx
Тип Курс лекций
#98
страница 1 из 9
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ

Свистунова М.М.

Композиция постановка танца

Курс лекций

по специальности 071302 «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество»

специализации «Хореографическое творчество»

Барнаул 2010

Рассмотрен на заседании П(Ц)К дисциплин специализации

Хореографическое творчество

протокол № 7 от 20 мая 2010 г.

Составитель: преподаватель дисциплин специализации «Хореографическое творчество»

М.М. Свистунова

Рецензент: преподаватель дисциплин специализации «Хореографическое творчество»

О.А. Сухинина.

Рассматриваются основные понятия композиции и постановки танца, законы драматургического построения хореографического номера. Даются теоретические основы работы с музыкальным материалом, особенности построения рисунка, составление танцевальных комбинаций, основных форм хореографии, специфики работы в детских хореографических коллективах.

Рекомендуется студентам хореографических специализаций в помощь при подготовке к экзамену.

АККК, Барнаул, 124 с.

ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение……………………………………………….……...….5

2. Хореография, как вид искусства……………………………..…6

3. Истоки хореографического искусства……...…………………..8

4. Жанры хореографического искусства……………...…………..9

5. Художественный образ…………………………………..…….14

6. Художественная форма и содержание…………………..…….19

7. Основные этапы работы балетмейстера по созданию хореографического произведения………………………….…….21

8. Общие законы (принципы) композиции танца…………......25

9. Хоровод, как форма народно-сценической хореографии …...34

10. Образ в хороводе…………………………………………..…..46

11. Композиция рисунка танца…………………….……………..47

12. Основные выразительные средства в музыке…………...…..51

13. Музыка и танец………………………………………………..56

14. Балетмейстер и сфера его творческой деятельности……..…57

15. Хореографическая лексика. Её виды……………………..….59

16. Хореографический текст……………………………………...60

17. Танцевальный фольклор-первооснова создания народно-сценической хореографии………………………………...………62

18. Пляска, как форма народно-сценической хореографии….…66

19. Виды плясок и их отличительные черта…………………..…69

20. Кадриль, как разновидность плясовых форм танца…….…..79

21 Методы и приёмы развития лексики в хореографическом номере……………………………………………………..……….87

22. Детский танец…………………………………………...……97

23. Специфика работы балетмейстера в детском хореографическом коллективе……………………………….…109

24. Миниатюра, как форма сценической хореографии………..112

25. Тематический танец, как форма сценической хореографии……………………………………………………...114

26. Виды репетиционной работы……………………………….118

27. Хореографическая сюита, как форма сценической хореографии………………………………………………….…..122

Литература………………………………………………….…….125

1. Введение

Курс композиции постановки танца на хореографических отделениях учебных заведений один из ведущих предметов. Композиция играет огромную роль в создании любого вида художественного произведения. Она является его основой, его конструкцией, вытекает из темы, идеи, сюжета, замысла. Организует и связывает все части произведения в единое целое. Понятие композиция применено к хореографическому искусству и означает процесс сочинения танца, составление его частей во взаимосвязь друг с другом. Процесс этот очень кропотливый, требует времени для отбора материала, а также вбирает в себя изучение определенного теоретического материала. Теория композиции в хореографии находится лишь в стадии становления, поэтому считается делом нужным и необходимым собрать весь теоретический материал воедино. Основные законы композиции имеют объективный характер, существуют и действуют во всех видах и жанрах искусства.

Будущий балетмейстер – педагог овладевает профессией при изучении цикла предметов, включающего его развернутые хореографические дисциплины. Предмет композиция постановка танца призван формировать творческие способности студентов, образное мышление, общую художественную культуру и вкус

2. Хореография, как вид искусства

Искусство –это форма общественного сознания, отражающая действительность в художественных образах, предназначено для развития человека и для влияния на процесс общественной жизни.

Искусство призвано воспитывать человека, как человека по средствам развития в нём добрых и прекрасных начал, формирует и развивает его всесторонне, влияет на его духовный мир в целом, возбуждает фантазию.

Заставляет работать мысль, помогает любить достойное, учить верной эмоциональной реакции на вещи, события, поступки, формирует нравственные принципы (поведение человека в жизни отношение к другим людям, расширяет кругозор, укрепляет идейные позиции).

Искусство, является одним из важнейших источников наших знаний о мире, даёт знание об эпохах, об образе жизни, мыслях, чувствах вкусах и идеалах людей.

Искусство реально существует как система его видов, имеющих выразительные средства, находящихся между собой во взаимосвязи и подчиненных общим задачам художественной деятельности в ту или иную эпоху.

Искусство принято делить на три вида:

  1. Пространственные виды искусства:

  1. прикладные (трудовые) - архитектура, декоративно-прикладное искусство.

  2. изобразительное искусство – скульптура, живопись, графика, художественная фотография.

Пространственные виды искусства воспринимаются зрением. Они передают статичное состояние явлений, воспроизводят видимую красоту действительности, гармонию пространства, способы надолго приковывать внимание, бессильны передавать изменения жизни, её течение, т.е. это выхваченное мгновение.

  1. Временные искусства:

  1. искусства слова (литература)

  2. искусства звука (музыка)

Эти искусства воспринимаются слухом. Способны передать ход событий или развитие чувств, произведение как – бы течёт безостановочно во времени, мы не сможем «долго рассматривать её», оно движется, вперёд не ждёт нас и это осложняет восприятие произведений этих видов искусства.

  1. Пространственно-временные (зрелищные, игровые виды искусства):

  1. хореография

  2. театр

  3. кино

  4. телевиденье

  5. эстрада

  6. цирк

Воспринимается и зрением и слухом, и сочетает в себе черты искусства первых двух видов (например, хореография связь с изобразительным искусством, оно идёт в расположении танцующих в пространстве, которое подчинено графическим законам, также непосредственная связь с музыкой, хореографические образы развиваются во времени.)

Искусство делится на:

- первичные - т.е. – автор - произведение - зритель

- вторичные (исполнительские) автор – произведение – исполнители - зритель.

Таким образом, хореография относится к пространственно - временным и вторичным видом искусства и отражается действительность хореографического образа.

3. Истоки хореографического искусства

Танец – это вид искусства, в котором средством создания хореографического образа, является музыкально - ритмически организованные движения и положения человеческого тела. Хореографические движения условны, основаны на выразительных и изобразительных движениях, существующих в жизни, но не являются прямым их изображением.

Первоисточники жеста и движения связаны с трудовыми процессами и наблюдениями человека над природой. Танец один из наиболее древних видов искусства, ещё у первобытных народов существовали воинственные пляски, охотничьи пляски, пляски мамонтов. Не умея объяснять явления, природы люди приписывали им сверхъестественное могущество, обожествляли их. В честь таинственных сил, совершали различные обряды, составной частью которых был танец, тесно связанный со словом, музыкой, песней. Они составляли синкретическое единство, были неотделимы друг от друга и в самостоятельные виды искусства выделились позднее.

Синкретизм – это слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное неразвитое состояние чего-либо.

Первобытные пляски включали в себя элементы подражания (повадки животных, приёмы охоты). Танец имел утилитарное, (т.е. практическое значение), т.е. человек вымаливал обильный урожай, победу над врагами. Постепенно создаются ритмически - организованные, примитивные, танцевальные «pa» (движение или шаг) иллюстрирующие тот или иной род деятельности или выражения чувства, эмоций.

Танец выделяется в самостоятельный вид искусства, приобретает художественное эстетическое изображение.

Путём естественного отбора движений и ритма у каждого народа под влиянием жизненного уклада и окружающей действительности сложились свои танцевальные традиции, манеры исполнения, хореографический язык.

В процессе исторического появляются различные виды танца (жанры): классический, народный, бальный танцы, свободная пластика. Поэтому танцевальное искусство в целом во всех его разновидностях объединено термином – ХОРЕОГРАФИЯ (с греческого «хорео» - двигаться, «графо» - пишу), термин принят в конце 19 века.

Танец можно разделить на:

  1. Бытовой – он разворачивается в обычных жизненных условиях, исполняется для себя и доставляет радость и удовольствие, прежде всего самим танцующим.

Делится на два вида:

- народный,

- бальный.

2. Сценический – он предназначен для зрителя и предполагает создание хореографического образа. Делится на:

- эстрадный - это отдельный танцевальный номер эстрадной программы, может быть основан на любом жанре хореографического искусства.

-балет - это высшая форма хореографического искусства синтетически объединяет в себе музыкальное, театральное хореографическое и изобразительное искусство. Центральное место принадлежит хореографии.

4. Жанры хореографического искусства

  1. Народный танец

Народный танец различают:

- собственно народный (исполняющийся в народе, быту)

– народно-сценический танец, обработанный для сцены, зрителя.

– фольклорный танец (это народный танец прошедших времён)

- характерный танец (любой народный танец, поставленный в балетном спектакле).

Народный танец складывался и развивался под влиянием хореографических, исторических, социальных условий жизни определённой национальности. Отражает психику народа, его характер, темперамент имеет тесную связь с национальной музыкой. Каждая национальная хореографическая культура отличается определённым комплексом движений, специфическим характером и манерой исполнения.

Источники содержания народного танца

  1. Трудовая деятельность народа – это трудовой процесс отдельные его этапы, взаимоотношения людей в труде и отношение к труду (белорусский «Ленок», узбекский «Пахта»). А с появлением фабричного ремесленного труда появляются такие танцы, как «Сапожник», «Ткачи».

  2. Природно-климатические условия жизни и различные явления природы. Человек наблюдая окружающую природу, часто прибегал к её образам, пластики для создания художественного образа или хореографической характеристики образа самого человека. Например, народы занимались охотой и обобщили наблюдения о животном мире и появились танцы, такие как «Журавль», «Гусачок», якутские «Нерпы», «Медведь», индийские танцы «Павлины».

  3. Жизненный уклад народа – его нравы, мораль, этика. Эти танцы выражают сложившиеся в народе представления о понятии, об общественных отношениях между людьми. Например, большое место в танцевальном творчестве занимает тема любви, благородных чувств, почтительное отношение к женщине, это выражается в польском танце «Мазурка», в русском танце «Кадрили». Часто в народных танцах отражается героизм, народный дух в плясках «С саблями».

  4. Сфера домашнего хозяйства. Человек в своей повседневной жизни часто имеет дело с какими-то предметами обихода, инструментами. Часто использует в своём творчестве для создания образа окружающей жизни. Например, танец «Веретено», «С платками», «Чашками», «С табуретками».

Национальные костюмы.

Они имеют большое влияние на характер исполнения, так плавность русских и грузинских танцев, помогает длинное платье и характерное движение. Жёсткие сапоги с обивкой в венгерских и русских танцах обуславливают наличие характерных движений. Народный танец передавался в поколение, обогащаясь виртуозной техникой. Развитию народного танца также способствовало развитию ансамбля народного танца, которое есть во всех республиках.

В 1937 году был создан государственный академический ансамбль народного танца СССР под руководством Игоря Моисеева, который всесторонне способствовал популяризации танцевального наследия народов всего мира.

  1. Классический танец

Этот термин возник в России в конце 19 века, вытеснив такие термины, как серьёзный, академический. Термин подчёркивал совершенствование этой системы, и её образцовый характер. В основу школы классического танца вошли систематизация и отбор движений из народных плясок, бытовых танцев, которые отличались большей выразительностью и законченностью.

Система классического танца берёт своё начало в 15-16 веках, в Италии, где сделаны первые этапы, систематизировать свод танцевальных движений и положений. Дальнейшее развитие получает во Франции и вся терминология классического танца на французском языке.

Основными школами классического танца считаются Италия, Франция, Россия.

Отличительные черты русской школы классического танца:

- предельная выразительность;

- музыкальная отточенность;

- одухотворённость;

- осмысленность движений;

- подчинение техники, выразительности;

- создание волнующих образов.

Классический танец построен на изучении различных группах движений, объединенных различными признаками. Например, группа plie или tendu. В системе разработаны чёткие позиции рук и ног, число групп движений строго ограничено.

Основные требования классического танца:

- выворотность;

- подъём на полупальцы;

- стремление в полётности;

- благородство;

- строгость;

- завершённость форм;

- чёткие линии в позах.

Классический танец является наиболее абстрактным видом хореографического искусства, так как отдельно движение, позы не значат. Только движение в различных комбинациях при тесной связи с музыкой могут создать образ. Лексика классического танца даже при наличии профессионального оттенка, не терпит буквального воспроизведения движений, той или иной национальной культуры. Так как классический танец в своём арсенале использует обобщённые пластические элементы, которые по своей сути напоминают сложные философские абстракции. Овладеть классическим танцем в совершенстве могут не все, поэтому, прежде всего, нужен отбор по физическим данным.

- выворотность;

- большой шаг;

- пропорции фигуры;

- стройность ног;

- гибкость;

- наличие музыкального слуха и ритма.

В настоящее время специалисты, хореографы пришли к единому мнению, чтобы плодотворная работа с участниками коллектива других жанров так же невозможна без учения основ классического танца.

Классический тренаж вырабатывает красивую пластику рук, хорошую осанку, свободу и выразительность движений, в результате этого расширяется память для творческой деятельности каждого исполнителя, будучи хорошо подготовленного физически. Свободно владея своим телом, он сможет более творчески подойти к созданию художественного образа.

  1. Бальный танец

Это современное обозначение танца, которое служит для массового развлечения. Бальный танец прошлых веков называют историко-бытовым. На определённом этапе разделения общества на классы появились салонные или бальные танцы, привилегированных слоёв общества. В основу их легли бытовые танцы простого народа. Например, народные контрдансы превратились в салонные «Лансье», крестьянский бранль видоизменился в салонный басданс. Народные истоки обеспечили широкое распространение бального танца. Он возник в Италии в 15 века, а в 17 веке распространился по всей Европе. В 1661году была основана Королевская академия танца, которая установила определённые правила исполнения бальных танцев. Бальному танцу учились у специальных педагогов или в специальных школах. В середине 19 века самым популярным стал вальс. В начале 20 века на бальный танец стали оказывать влияние страны Южной и Северной Америки. Появляются такие танцы как вальс Бостон, Блюз, Фокстрот, Чарльстон, Танго, Румба, Самбо и другие. Среди современного бального танца сохранились лучшие образцы латиноамериканского происхождения. К ним относятся Самбо, Румба, Ча-ча-ча, Джайв, Посодобль. И танцы из раздела стандарт медленный и быстрый Фокстрот, медленный вальс и Танго. Создаются новые танцы на национальной основе, русский - лирический, сударушка, литовские, «рильё». Бальные танцы делятся на парные и массовые. В отличие от парных, массовые танцы исполняются группой танцующих круг, линию или хаотично расположенных по площадке. В последнее время появляются танцы с повышенной ритмичностью, близостью к современному образу жизни, они вызывают интерес у молодёжи, дают выход энергии, удовлетворяют потребность в празднике, игре, вырабатывают умение держаться в обществе. Поэтому танцевальные вечера, дискотеки, являются эффективным средством организации досуга культурной формой отдыха.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
написать администратору сайта