Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

КУРСАЧ. Курсовая работа по дисциплине Общая психология



Скачать 154.86 Kb.
НазваниеКурсовая работа по дисциплине Общая психология
Дата28.02.2018
Размер154.86 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКУРСАЧ.docx.docx
ТипКурсовая
#31900
страница1 из 4
  1   2   3   4

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА»

Факультет Социальной педагогики и психологии (заочная форма обучения)

Кафедра Прикладной психологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Общая психология»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОСТИ И ЛИДЕРСТВА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Шемит Александра Павловна

2 курс, 25 группа

Научный руководитель: Качан Галина Алексеевна

Доцент, кандидат педагогических наук

Витебск, 2017

Реферат

Курсовая работа 41 с., 3 рис., 2 табл., 25 источников, 3 прил.

АГРЕССИВНОСТЬ, АГРЕССИВНОСТЬ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОСТИ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИДЕРСТВА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ, САМООЦЕНКА.

Объект исследования – особенности агрессивности и лидерства

Предмет исследования – психологические особенности агрессивности и лидерства в юношеском возрасте.

Цель работы – определение психологических особенностей агрессивности и лидерства в юношеском возрасте.

Метод исследования: тестирование.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 4


  1. Психологические особенности агрессивности и лидерства ………...……..…... 7

1.1 Понятие агрессии и агрессивности. Виды агрессии. Виды агрессивности ……………..………………………….…………………………………..7

1.2. Психологические особенности проявления агрессии в юношеском возрасте. Понятие самооценки 14

1.3. Понятие лидер. Классификация лидеров. Понятие лидерство. Психологические особенности личности лидера …..………….………...………...… 17

1.3.1Личностные черты лидера ………………………….……..…………18

1.3.2.Стили лидерства и руководства ….……………………..…………..23

2 Эмпирическое исследование психологических особенностей агрессивности и лидерства в юношеском возрасте …………………………………………...………... 28

2.1 Описание этапов и выборки эмпирического исследования. База исследования …………………………………………………………………………… 28

2.2 Методы и методики экспериментального исследования ……………….. 29

2.3 Описание и анализ результатов эмпирического исследования психологических особенностей агрессивности и лидерства ……………………….. 31

Заключение …...……………………………………………………………………… 37

Список использованных источников ……………..………………………………….. 40

Приложения …...…………..…………………………………………………………. 42

Введение
В качестве темы данной курсовой работы нами были выбраны психологические особенности агрессивности и лидерства в юношеском возрасте.

Агрессивность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень агрессивности – это так называемая полезная агрессия, назначение которой является обеспечение безопасности субъекта на личностном уровне.

Когда же этот уровень превышает оптимальный, можно говорить о появлении повышенной агрессивности, что свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности человека к тем или иным социальным ситуациям. У людей с данным уровнем агрессии формируется установочное отношение к себе как к сильному, умелому. В свою очередь это порождает общую установку на уверенность в себе. Типичным проявлением заниженной самооценки является повышенная агрессивность, выражающаяся в склонности не испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях. Очевидно, имеющие такую самооценку, находятся в постоянном психическом перенапряжении, которое выражается в состоянии напряженного ожидания неприятностей, нарастающей, несдерживаемой раздражительности, эмоциональной неустойчивости.

Изучением данной проблемы занимались такие ученые как Бороздина Л.В., Румянцева Т.Г., 3. Фрейд, Д. Доллард, К. Лоренц, Л. Берковец, Д. Зиллманн, А. Басс, У. Джеймс и другие отечественные и зарубежные психологи.

Современное общество так устроено, что появляются ситуации, в которых не обойтись без четкого руководства, без человека, который смог бы объединить людей в группу, сплоченный и дружный коллектив, со своими «законами», порядками, правилами поведения, моральными, этическими и эстетическими нормами, единой целью и т.д. Но далеко не все люди способны взять на себя такую ответственность, ведь в случае неудачи лидер станет «козлом отпущения», а не как представитель группы и ее интересов во внешней среде.

Современные теории лидерства в социальной и политической психологии, казалось бы, охватывают все стороны объективного явления лидерства: личность лидера, социальную и персональную картины его становления; типы лидерства; взаимодействие и взаимоотношение лидера и его окружения; мотивы, установки, поведение ведомых; соотношение между лидерством формальным (руководством) и неформальным; основные характеристики групп ведомых; ситуации, в которых осуществляется лидерство.

Лидер должен быть личностью, способной генерировать новые идеи, умеющей вовремя уступить место другим во имя единства общества и его благополучия, сохранив при этом свое лицо и независимость. В специальных исследованиях личностных качеств, необходимых для становления лидера, насчитываются сотни разнообразных черт личности. Всем им трудно соответствовать, однако критерии отбора, выбора должны быть.

Цель данной курсовой работы: определение основных психологических особенностей агрессивности и лидерства в юношеском возрасте.

Задачи курсовой работы:

  1. анализ теоретических подходов психологических особенностей агрессивности и лидерства;

  2. выявление психологических особенностей агрессивности

  3. выявление психологических особенностей агрессивности в юношеском возрасте;

  4. выявление психологических особенностей лидерства;

  5. выявление психологических особенностей лидерства в юношеском возрасте;

  6. выявление психологических особенностей агрессивности и лидерства в юношеском возрасте;

  7. проведение эмпирического исследования;

  8. анализ и интерпретация результатов практического исследования.

Объектом исследования данной курсовой работы являются особенности агрессивности и лидерства.

Предметом исследования курсовой работы является выявление психологических особенностей агрессивности и лидерства в юношеском возрасте.

Методом исследования данной курсовой работы является метод тестирования.

В курсовой работе использовались следующие методики: Диагностический опросник «Изучение агрессивности» А. Басса – Дарки, Диагностика лидерских способностей Е. Жарикова и Е. Крушельницкого, «Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования» (опросник Казанцевой Г.Н.).

  1. Психологические особенности агрессивности и лидерства


1.1 Понятие агрессии и агрессивности. Виды агрессии. Виды агрессивности
Проблема агрессии и агрессивности одна из самых актуальных проблем современных наук о человеке и обществе. Вполне логично напрашивается вывод о том, что агрессия в разных ее проявлениях – неотъемлемый атрибут человеческого существования во все периоды социального развития. Ответ на вопрос «почему это так?» невозможно найти без всестороннего анализа ключевых понятий «агрессия», «агрессивность. Существующие на сегодняшний день теории агрессии по-разному объясняют причины и механизмы агрессивного поведения человека. Одни из них связывает агрессию с инстинктивными влечениями [1, 2], в других агрессивное поведение трактуется как реакция на фрустрацию, в третьих, агрессия рассматривается как результат социального научения.

Агрессия (от лат. aggressio – нападение) – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицат. переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.)[3, с. 8].

Басс дает следующее определение агрессии: агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Некоторые авторы отмечают, что для того чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям.

Е.В. Змановская называет агрессией любую тенденцию (стремление), проявляющеюся в реальном поведении или даже в фантазировании, с целью подчинения себе других, либо доминировать над ними. Подобное определение агрессии исключает ряд достаточно часто встречающихся агрессивных проявлений, в частности, таких как аутоагрессия, агрессия, направленная на неодушевленные предметы и т.д.

Несмотря на различия в определении понятия агрессии у разных авторов, идея причинения ущерба (вреда) другому субъекту присутствует практически всегда. Как отмечает А.А. Реан, вред (ущерб) человеку может наноситься и посредством причинения вреда любому неживому объекту, от состояния которого зависит физическое или психологическое благополучие человека.

В психологической литературе часто смешивают понятия агрессии и агрессивности. По определению Е.П. Ильина, агрессивность – это свойство личности, которое отражает склонность к агрессивному реагированию при возникновении фрустрирующей и конфликтной ситуации. Агрессивное действие – это проявление агрессивности, как ситуативной реакции. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении. Агрессия же – это поведение человека в конфликтных и фрустрирующих ситуациях [4].

По определению А.А. Реана, агрессивность – это готовность к агрессивным действиям в отношении другого, которую обеспечивает (подготавливает) готовность личности воспринимать и интерпретировать поведение другого соответствующим образом. Агрессивность как личностная черта входит в группу таких качеств, как враждебность, обидчивость, недоброжелательность и т.д. В связи с этим А.А. Реан выделяет потенциально агрессивное восприятие и потенциально агрессивную интерпретацию как устойчивую личностную особенность мировосприятия и миропонимания [20].

По определению Э.Фромма, кроме разрушительной, агрессия выполняет еще и адаптивную функцию, т.е. является доброкачественной. Она способствует поддержанию жизни и является реакцией на угрозу витальным потребностям. К. Лоренц считает агрессию важным элементом эволюционного развития.

Э Фромм предлагал рассматривать две разновидности агрессивного поведения:

1. доброкачественную агрессию

2. злокачественную агрессию.

Э Фромм считает, что человек психологически культурен лишь в той степени, в какой он оказывается в состоянии контролировать в себе стихийное начало. Если механизмы контроля ослаблены, то человек склонен к проявлению злокачественной агрессии, синонимами которой можно считать деструктивность и жестокость [21].

Аналогично Фромму, в настоящее время психологи выделяют два вида агрессии и вкладывают в них приблизительно тот же смысл:

— конструктивная агрессия (открытые проявления агрессивных побуждений, реализуемые в социально приемлемой форме, при наличии соответствующих поведенческих навыков и стереотипов эмоционального реагирования, открытости социальному опыту и возможности саморегуляции и коррекции поведения);

— деструктивная агрессия (прямое проявление агрессивности, связанное с нарушением морально-этических норм, содержащее элементы делинквентного или криминального повеления с недостаточным учетом требований реальности и сниженным эмоциональным самоконтролем).

Наибольшее экспериментальное подтверждение получили фрустрационная теория агрессии и теория социального научения [5]. При этом следует отметить, что до сих пор идут споры о биологической обусловленности агрессии. В различных теориях агрессия представляется не только фактором разрушения, она выполняет еще и адаптивную функцию. Так, по определению Э. Фромма агрессия может быть «доброкачественной», так как способствует поддержанию жизни и является адекватной защитной реакцией на угрозу витальным потребностям [6]. К. Лоренц считает агрессию важным элементом эволюционного развития [2]. Наблюдая за поведением животных, он пришел к выводу, что агрессия, направленная против собратьев по виду, никоим об разом не вредна для этого вида, напротив, она выполняет функцию его сохранения – позволяет группе иметь самых сильных и умных особей, и лучших из возможных вожаков. Но излишнее упрощение этой теории породило представление о конфликте как необходимом законе жизни и игнорирование ценности неагрессивных и не соревновательных форм поведения в человеческом обществе. Человек культурен лишь в той степени, в какой он оказывается в состоянии контролировать в себе стихийное начало, заложенное в древних мозговых структурах. Если механизмы контроля ослаблены, то человек склонен к проявлению «злокачественной агрессии» [6], синонимами которой можно считать деструктивность и жестокость, в первую очередь, по отношению к другим. При этом важно отметить, что агрессивные деструктивные действия наносят вред не только жертве, но и самому агрессору [6, с. 168]. Но проблема заключается в том, что нет четких критериев различения доброкачественной и злокачественной агрессии. Без объективизации сферы витальных интересов человека практическое разграничение доброкачественной и злокачественной агрессии невозможно. Сфера витальных потребностей у человека значительно шире, чем у животных, и включает не только физические, но и психические условия, поэтому современная наука не дает бесспорного перечня витальных потребностей человека. В первом приближении, потребность в свободе, любви, уважении, сохранение своей системы ценностей – все это можно отнести к витальным интересам личности.

В психологическом словаре находим следующее определение: «Агрессияиндивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей» [7, с. 9].

В словаре психоанализа Ч. Райкрофт определяет агрессию как гипотетическую силу, инстинкт, или первопричину, которая представляется побудителем ряда действий и чувств [8]. Ч. Райкрофт указывает на то, что даже когда термин используется как синоним деструктивности, существуют различные разногласия в том, является ли агрессия первичным влечением, то есть разрушительным агрессивным инстинктом, или же реакцией на фрустрацию.

Учитывая представленные варианты определения, под агрессией можно понимать такую форму поведения, которая нацелена на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. При этом агрессивные действия могут выступать в качестве средства достижения какой-либо значимой цели, как способ психической разрядки, замещения, удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности [9, с. 8-9].

Выделяются следующие виды агрессии.:

1) физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта;

2) вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятия, ругань);

3) прямая агрессия – непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта;

4) косвенная агрессия – действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т. п.), и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. п.);

5) инструментальная агрессия, являющаяся средством достижения какой-либо цели;

6) враждебная агрессия – выражается в действиях, имеющих целью причинение вреда объекту агрессии;

7) аутоагрессия – агрессия, проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства;

8) альтруистическая агрессия, имеющая цель защиты других от чьих-то агрессивных действий [3 c. 8].

А.А. Реан, обозначая границы понятия агрессии, определяет его как любые действия, которые причиняют ущерб другому человеку, группе людей или животному. Если говорить о внутривидовой агрессии, то определение становится еще более кратким и должно связываться с причинением ущерба человеку или группе людей [10]. Он же акцентирует внимание на том, что необходимо различать понятия «агрессия» и «агрессивность». Если под агрессивностью понимается свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, то агрессия представляет собой определенные действия, причиняющие ущерб другому объекту. [11, с. 56]. Уровни агрессивности определяются как научением в процессе социализации, так и ориентацией на культурно-социальные нормы, важнейшими из которых выступают нормы социальной ответственности.

Агрессивность может иметь качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность, как правило, обладает определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие агрессивности определяет весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта социально опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а с другой, может не принимать социально опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом «злонамеренной активности». Однако само по себе деструктивное поведение «злонамеренностью» не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны. Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления на два основных типа: мотивационная агрессия как самоценность, и инструментальная как средство, подразумевая при этом, что оба типа агрессии могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его, и сопряжены эмоциональными переживаниями: гнев, враждебность и др. Под гневом понимается эмоциональная реакция, определяемая как внутреннее напряжение, часто проявляющаяся с включением лицевой и скелетной мускулатуры.

Рассмотрим виды агрессивности. Различают агрессивность недифференцированную, локальную, враждебную и жестокую.
  1   2   3   4
написать администратору сайта