Главная страница
Навигация по странице:

методика Курсовой Работы. Курсовая работа является важнейшей формой самостоятельной работы студента


Название Курсовая работа является важнейшей формой самостоятельной работы студента
Анкор методика Курсовой Работы.doc
Дата 02.10.2017
Размер 77 Kb.
Формат файла doc
Имя файла методика Курсовой Работы.doc
Тип Курсовая
#10656

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ, НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ СТУДЕНТА НАД КУРСОВОЙ РАБОТОЙ

Курсовая работа является важнейшей формой самостоятельной работы сту­дента.

Цель написания курсовой работы на первом курсе — углубленное изучение наиболее важных и сложных проблем экономической теории, имеющих непосредст­венное отношение к российской действительности. Непосредственными задачами данной формы самостоятельной работы являются:

  • научится самостоятельно работать с библиографией, библиотечными каталогами, подбирать необходимый материал;

  • усвоить назначение «Ведения» и «Заключения» к научной работе;

  • научиться самостоятельно излагать материал (а, в дальнейшем, и свои взгляды на проблему);

  • овладеть научно-исследовательским стилем письма, для которого характерны отсутствие личных местоимений, неупотребление глаголов, выражающих чувства (эмоции), повествование от третьего лица, особая мера выдержанности оценок, недопустимость политизированного подхода и т.д.;

  • полностью усвоить формальные и редакционные требования оформления работы.

Успешное выполнение курсовой работы во многом зависит от правильной организации ее подготовки и написания, а также соблюдения основных требований, которые к ней предъявляются. Соответствие работы предъявляемым формальным требованиям является составной частью оценки за курсовую работу (см. Прил. 4).

Основные требования, предъявляемые к курсовой работе

Студент самостоятельно или с помощью преподавателя, закрепленного кафедрой в качестве научного руководителя, выбирает из списка, предложенного кафедрой, тему для своей будущей курсовой работы и сообщает ее своему научному руководителю. Тема курсовой работы может быть предложена студентом помимо указанного списка, но она обязательно должна быть согласована с научным руководителем. Игнорирование данного требования может привести к возврату уже выполненной курсовой работы, без ее рецензирования со всеми вытекающими из этого факта последствиями.

Тема курсовой работы раскрывается на основе изучения основной и до­полнительной литературы, а не только на базе материалов учебников и учебных по­собий. В списке литературы должно быть не менее 10—15 названий различных ис­точников (монографий, журнальных и газетных статей, справочников, учебников, учебных пособий и официальных документов).

Курсовая работа обязательно должна иметь план, включающий введение, основную часть, заключение, список использованной литературы, а в ряде случаев и приложения.

Соответствующим образом должен быть оформлен научный аппарат: сноски, ссылки, список использованной литературы.

Текст должен иметь характер самостоятельного изложения в соответствии с планом курсовой работы. Не допускается дословное переписывание материалов

из источников.

Размер курсовой работы не должен быть излишне большим. Однако нельзя принимать от студента работу на нескольких страницах. Минимальный объем 30 (тридцать) страниц стандартного формата А4, максимальный 60 (шестьдесят) страниц машинописного текста через 1,5 (полтора) межстрочных интервала шрифтом 12-го размера.

Выбор темы курсовой работы и составление плана

Важным этапом самостоятельной работы над курсовой работой является вы­бор темы и составление ее плана. Студенту следует помнить, что от выбора темы, от того, насколько правильно составлен план, во многом зависит и качество выполняе­мой курсовой. Нередки случаи, когда студент выбирает ту тему, которая ему показа­лась более легкой, или ту, по которой у него имеется необходимая литература. При этом он забывает о цели курсовой работы — углубленном изучении важных и слож­ных проблем экономической теории.

Для того чтобы выбор темы был осуществлен правильно, студенту вначале следует внимательно посмотреть соответствующий раздел курса экономической тео­рии (по программе данного курса, учебнику или учебному пособию, плану семинар­ских занятий). Это поможет лучше представить содержание, объем и основные во­просы избираемой темы, связать их с интересами студента в той или иной области знаний.

После выбора темы и согласования ее с научным руководителем студент са­мостоятельно или же опять-таки с помощью научного руководителя может присту­пить к подбору основной и дополнительной литературы по избранной тематике.

Подбор необходимой литературы осуществляется с помощью библиографиче­ских каталогов.

Официальные документы — Конституция, законы, указы, постановления и т.п.;

Основная литература это учебники, учебные пособия;

Дополнительная литература это монографии, коллективные работы, жур­нальные и газетные статьи, различные справочники, энциклопедии и т.п. Дополни­тельная литература обязательно должна присутствовать в списке. Важно при­влечь более широкий круг дополнительной литературы, в том числе и на иностран­ных языках, так как от использования различных источников будет зависеть качество курсовой работы.

Подобранную литературу вначале необходимо детально просмотреть2 и со­ставить предварительный план курсовой работы, который в дальнейшем по мере ра­боты над литературой будет уточняться и дополняться.

План — это логическая основа, костяк курсовой работы, важнейший показа­тель того, насколько глубоко студент изучил имеющиеся источники и отобрал из них самое существенное. Правильно составленный план свидетельство понимания сту-

См. Мамонова Л.Б. Методические рекомендации студентам 1-го курса «Как организовать работу с библиотечными каталогами при написании рефератов и курсовых работ» — М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2000.

2 В книгах надо познакомиться с оглавлением, прочесть аннотацию, предисловие, оглавле­ние. При первоначальном знакомстве с книгой полезно также пролистать ее, бегло просмот­реть текст, рассмотреть иллюстрации, таблицы, диаграммы, приложения, научно-справочный аппарат.

дентом содержания рассматриваемой проблемы. План необходимо согласовывать на консультации с научным руководителем. В план работы рекомендуется включать введение, основную часть, заключение, список литературы и приложения.

Во «Введении» на 2—3 страницах студент должен обосновать выбор темы, раскрыть структуру плана и дать анализ литературы, по которой будет написана кур­совая работа. Кроме актуальности тематики необходимо указать цели и задачи иссле­дования, отразить методологию и объекты исследования, сослаться на проработан­ность данной проблематики в работах ведущих авторов. От качества «Введения» за­висит общая оценка за курсовую работу (см. Прил. 4).

Основная часть работы состоит из двух-трех разделов (1-й — Теоретический; 2-й — Практический; 3-й (если рассматривается зарубежный опыт — Особенности применения в России). Необходимо раскрыть основное содержание темы, показать степень изученности данной проблемы, ее дискуссионность, дать свое понимание рассматриваемых вопросов. Показать особенности решения данных вопросов в Рос­сии.

Заключение должно быть объемом 3—5 страниц. В нем необходимо четко сформулировать основные выводы и предложения, вытекающие из текста курсовой работы. Необходимо следить за тем, чтобы выводы, содержащиеся в «Заключении», коррелировали с целями и задачами, обозначенными во «Введении». От качества «За­ключения» зависит общая оценка за курсовую работу (см. Прил. 4).

Подготовка текста и оформление курсовой работы

После того как изучена и законспектирована выбранная литература, студент уточняет план своей курсовой работы и приступает к написанию текста и оформле­нию курсовой.

Перед студентом первого курса не стоит задача в своей курсовой работе от­крыть какие-то новые научные положения в области экономической теории. Он дол­жен в процессе изложения вопросов темы показать способность осмысленно пользо­ваться литературой, понимать методологию изложения материала, уметь обработать фактический материал, сделать правильные выводы и обобщения, увязать теорию с практикой современной действительности.

Составляя текст курсовой работы, студент должен стремиться к его самостоя­тельному изложению, допуская и использование цитат из источников, которые под­тверждают написанное студентом. Количество цитат в тексте должно быть ограниче­но необходимостью подтверждения того или иного положения автора курсовой, а не носить характер сплошного текста. При использовании цитат необходимо давать ссылку на используемый источник. Использование научного цитирования с примене­нием правильно оформленных сносок обогащает курсовую работу и делает зримым ход работы автора над литературой, выработки его собственного мнения по основным вопросам темы. Общая оценка за курсовую работу зависит от корректности цитиро­вания и оформления цитат (см. Прил. 4).

Ссылками на источник (Автор. Название. Год и место издания. Страница) должны быть оформлены прямые цитаты из текста используемых изданий, а именно: чье-то мнение, высказывание, приведенные факты, в том числе статистические мате­риалы, таблицы, сравнительные данные и т. п., а также материалы, размещенные в Internet с соответствующими адресами. Сноски должны быть оформлены единообраз­но. Сноски в тексте работы могут быть как постраничными, так и концевыми. В по­следнем случае они должны корреспондировать со списком литературы, приведенном

в финале работы. Например, сноска типа [6, 148] непосредственно в тексте означает ссылку на источник, позиционированный в списке литературы под номером 6, и на текст, размещенный в нем на 148-ой странице.

Дословное изложение прочитанной литературы недопустимо, так как проти­воречит самому смыслу курсовой работы, не создает условий для получения знаний, выработке убеждений, развитию способностей, приучает к обману. Только самостоя­тельность в изложении полученных знаний позволит студенту через свою курсовую работу понять, насколько он усвоил тему, осуществить самоконтроль знаний.

Иногда студент сталкивается с таким положением, когда у различных авторов нет единой точки зрения по рассматриваемому вопросу. Очень хорошо в таком случае привести высказывания нескольких авторов, стоящих на разных позициях и предста­вить свое отношение к ним, попытаться дать аргументированное изложение собст­венного понимания данного вопроса.

Собранный фактический и цифровой материал надо систематизировать, то есть свести его в таблицы, диаграммы и графики, схемы. Их можно давать как в тек­сте по ходу изложения того или иного вопроса, так и в конце курсовой работы в каче­стве приложения. Весь приводимый в курсовой работе цифровой и фактический ма­териал должен быть оформлен сносками.

Тщательно отредактированный и вычитанный после написания (печати) текст курсовой работы необходимо правильно оформить.

> Курсовая работа выполняется на стандартных листах формата А4 (210 х
297 мм). Ориентация текста книжная (лист располагается вертикально). Текст нано­
сится постранично только с одной стороны листа, двустороннее расположение текста
на листе недопустимо.

^ Поля и отступы текста: левое поле — 30 мм, правое поле — 15 мм, верхнее и нижнее поля — по 25 мм. Если текст печатается на компьютере в текстовом редакторе Microsoft Word, то при форматировании следует установить правый огра­ничитель текста в позицию 161/2. Оформлять границы полей в виде рамок не нужно.

  • Нумерация страниц начинается с титульного листа. Титульный лист счи­
    тается первой страницей, но номер «1» на нем не проставляется. На второй странице
    располагается «План» работы. В «Плане» напротив соответствующих разделов, глав и
    параграфов в обязательном порядке должны быть проставлены номера страниц, с ко­
    торых они начинаются.

  • Такие разделы работы, как «Введение», «Заключение», «Литература» и
    «Приложения» приводятся в «Плане», но не нумеруются. Нумерации подлежат толь­
    ко разделы, относящиеся к основной части работы.

  • На титульном листе курсовой работы должна содержаться следующая
    информация: наименование вуза, кафедра, по которой выполняется работа, название
    темы, аббревиатура студенческой группы, фамилия и инициалы студента, фамилия и
    инициалы научного руководителя, а также его ученая степень и должность, город и
    текущий год. (Образец оформления см. в Прил. 1).

  • Статистический, числовой, аналитический и графический материал (таб­
    лицы, графики, диаграммы и т.п.) можно разместить в основной части работы. Одна­
    ко целесообразно (хотя бы частично) перенести его в раздел «Приложения» (также со
    ссылками на источник). Данный раздел, если он заявлен, располагается в самом конце
    работы, после списка использованной литературы. Каждое приложение должно быть
    пронумеровано либо числами, либо заглавными буквами латинского алфавита.

^ Во всех графических построениях должны быть обозначены координат-

ные оси, а все графики, диаграммы и т.п. пронумерованы и иметь свое название, ко­торое указывается под каждым из них. Таблицы также должны иметь отдельную ну­мерацию и названия, которые указываются перед каждой таблицей.

^ Все переменные, неизвестные, константы и т.п., приведенные в форму­лах, должны быть хотя бы единожды объяснены и расшифрованы.

> Источники в списке использованной литературы позиционируются сле­
дующим образом:

1) Нормативно-правовые акты:

а) законы;

б) указы Президента РФ;

в) законодательные акты Федерального собрания РФ;

г) постановления Правительства РФ;

д) письма, инструкции, распоряжения Министерств и ведомств РФ;

  1. Книги (монографии, сборники);

  2. Периодические издания;

  3. Статистические сборники и справочники;

  4. Печатные материалы на иностранных языках;

  5. Интернет-ресурсы.

Для всех литературных источников списка сохраняется непрерывная сквозная нумерация (см. Прил. 3).

  • В конце курсовой работы студент ставит свою подпись и указывает дату
    ее сдачи на кафедру для рецензирования.

  • Курсовая работа должна быть надлежащим образом скреплена. Это
    предполагает, что при многократном обращении к ней, она должна сохранять свою
    целостность, то есть не рассыпаться на отдельные листы. Поэтому работы, листы ко­
    торых скреплены обычной скрепкой либо вообще не скреплены, а просто вложены в
    полиэтиленовый файл или папку, приниматься не будут.

Срок сдачи курсовой работы научному руководителю не позднее трех недель до дня начала текущей зачетной сессии.

Отзыв (рецензия) на курсовую работу — это, с одной стороны, форма кон­троля и оценки проделанной студентом работы со стороны преподавателя, а, с другой — форма оказания помощи студенту в глубоком овладении курсом и конкретно мате­риалом по данной теме.

Форма отзыва может быть произвольной. Однако в последнее время в Финан­совой академии внедряется унифицированная форма отзыва на курсовую работу (см. Прил. 4). Она предполагает, что интегральная оценка студента за курсовую складыва­ется из двух частей: оценки за соответствие работы предъявляемым формальным тре­бованиям и оценки за содержание. Общая оценка отражает сложившуюся в Финансо­вой академии стобалльную систему оценки знаний. Шкала итоговых оценок:

51—69 баллов —3 (удовлетворительно);

70—85 баллов — 4 (хорошо);

86—100 баллов — 5 (отлично).

Работа студента с отзывом и защита курсовой работы

Защита курсовой работы является важным этапом выполнения данной науч­ной работы. Получив через некоторое время обратно свою курсовую работу с отзы­вом научного руководителя, студент начинает готовиться к ее защите, то есть демон

страции знании темы, умения отстаивать изложенный материал, аргументировать свои выводы и предложения.

Отзыв содержит предварительную оценку, которая может измениться в ту или иную сторону в зависимости от результатов защиты курсовой. При работе с отзывом студент особое внимание должен уделить анализу отмеченных недостатков, методи­ческим советам преподавателя по их устранению, обратив внимание и на постранич­ные замечания рецензента.

Если текст курсовой работы является дословным переписыванием материала из источника, то за такую работу выставляется оценка «неудовлетворительно», и сту­дент должен написать и представить другую курсовую работу, но уже на новую тему. Во всех остальных случаях при наличии существенных замечаний студент дорабаты­вает ее и приходит на защиту.

Защита курсовой работы должна состояться в срок до начала текущей за­четной сессии.

Процедура защиты предполагает устную форму ответов студента на вопросы, задаваемые рецензентом по теме курсовой. По усмотрению научного руководителя процедура защиты курсовой работы может носить характер двустороннего взаимо­действия (преподаватель — студент), а может быть и публичной, происходить в сту­денческой группе, в некоторых случаях возможно привлечение других преподавате­лей кафедры.

На защите студент должен кратко изложить содержание своей работы, по­ставленные в ней проблемы, привести сведения об источниках, на основе которых она написана. Студент должен заранее продумать ответы на наиболее общие вопросы, которые могут быть заданы, а также на специальные вопросы, относящиеся конкрет­но к теме исследования.

Можно указать следующие примерные наиболее общие вопросы, которые мо­гут быть заданы в процессе защиты курсовой работы:

  1. Почему Вы выбрали эту тему для своего исследования? В чем заключается
    ее актуальность?

  2. Как отражена в Вашем исследовании связь с актуальными проблемами эко­
    номики России?

  3. Какие цели и задачи Вы ставили в своем научном исследовании?

  4. Что нового Вы узнали в изученном Вами дополнительном материале по
    сравнению с учебной литературой?

  5. На каких основных источниках Вы основывали написание своей курсовой
    работы?

  6. Что показалось Вам интересным в той или иной работе, что конкретно Вы
    использовали в своей курсовой работе?

  7. С кем из авторов Вы согласны по ряду дискуссионных вопросов, а с кем —
    нет? Почему?

  8. Какие выводы и предложения по теме исследования Вы сделали? Каков ос­
    новной итог Вашей работы?

  9. Собираетесь ли ВЫ продолжать свои исследования по данной теме в буду­
    щем? Если да, то по каким основным направления?

10. Чем Вам могут помочь знания, полученные в данной области, в Вашей
дальнейшей научной и практической работе?

Если студент хорошо подготовился к защите и дал исчерпывающие ответы на вопросы, учел замечания, содержащиеся в отзыве, а также ответил и на дополнитель-

ные вопросы преподавателя, то окончательная оценка курсовой работы может быть повышена по сравнению с первоначальной (предварительной) оценкой рецензента, отраженной в отзыве. И наоборот, если в процессе защиты студент показал слабое знание рассматриваемых в курсовой работе вопросов или если он не ориентируется в собственной курсовой работе, то оценка может быть снижена вплоть до неудовлетво­рительной.

Оценка заносится в ведомость, составленную деканатом соответствующего института, а также в зачетную книжку студента.

К экзамену по экономической теории студент допускается только после по­лучения положительной оценки за курсовую работу по данной учебной дисциплине.

Лучшие курсовые работы по экономической теории, выполненные по наибо­лее актуальной тематике, в которых продемонстрирован творческий и научный под­ход к ее изложению, могут быть рекомендованы на научные студенческие конферен­ции по линии Научного Студенческого Общества (НСО) и конкурсы по линии Воль­ного Экономического Общества (ВЭО России).

Общие критерии оценки курсовой работы:

Неправильно оформленная работа не принимается.

Неудовлетворительная оценка ставится за работу, переписанную с одного или нескольких источников.

Удовлетворительная оценка ставится за курсовую работу, в которой недоста­точно полно освещены узловые вопросы темы, работа написана на базе очень не­большого количества источников, притом устаревших.

Хорошая оценка ставится за работу, написанную на достаточно высоком тео­ретическом уровне, в полной мере раскрывающую план курсовой, правильно оформ­ленную.

Отличная оценка ставится за работу, которая характеризуется использовани­ем большого количества литературных источников, глубоким анализом привлеченно­го материала, творческим подходом к его изложению, в том числе к демонстрации дискуссионности данной проблематики.


написать администратору сайта