Главная страница
Навигация по странице:

Лабораторная работа 11. Изучение конструкций подшипников скольжения и качения Выполнили студенты группы фтт301



Скачать 341.84 Kb.
Название Лабораторная работа 11. Изучение конструкций подшипников скольжения и качения Выполнили студенты группы фтт301
Анкор Laboratornaya_rabota_11_1.docx
Дата 27.12.2017
Размер 341.84 Kb.
Формат файла docx
Имя файла Laboratornaya_rabota_11_1.docx
Тип Лабораторная работа
#14279

Дата

Лабораторная работа № 11.

Изучение конструкций подшипников

скольжения и качения

Выполнили студенты группы ФТТ–301:




Александров А.,

Медведева А.,

Селетков А.,

Шильберт Л.


Цель работы: ознакомление с особенностями конструкций и работы опор и направляющих трения скольжения и качения.


  1. Классификация. Условное обозначение подшипников качения.


Подшипники качения классифицируют по следующим основным признакам:
по форме тел качения - шариковые и роликовые, причем последние могут быть с роликами: цилиндрическими короткими, длинными и игольчатыми, а также бочкообразными, коническими, бомбинированными - с небольшой (7-30 мкм на сторону) выпуклостью поверхности качения - и витыми -пустотелыми;
по направлению воспринимаемой нагрузки - радиальные, предназначенные для восприятия только радиальных или преимущественно радиальных сил (некоторые типы могут воспринимать и осевые силы); радиально-упорные - для восприятия радиальных и осевых сил; подшипники регулируемых типов без осевой силы работать не могут; упорные - для восприятия осевых сил, радиальную силу не воспринимают; упорно-радиальные - для восприятия осевых и небольших радиальных сил;
по числу рядов тел качения - одно-, двух- и четырехрядные;
по основным конструктивным признакам - самоустанавливающиеся (например, сферические самоустанавливаются при угловом смещении осей вала и отверстия в корпусе) и несамоустанавливающиеся; с цилиндрическим или конусным отверстием внутреннего кольца, сдвоенные и др.
Условные обозначения подшипников качения являются в основном цифровыми и наносятся на торцовые поверхности колец. Основное обозначение подшипника может включать от двух до семи цифр (нули на левой стороне обозначения, то есть в начале цифры, не проставляются).

Две последние цифры справа обозначают диаметр отверстия во внутреннем кольце (диаметр цапфы вала), делённый на 5, за исключением следующих четырёх размеров: диаметр отверстия 10 мм обозначается цифрами 00; 12 мм – 01; 15 мм – 02, и 17 мм – 03. Так, например, подшипник с диаметром отверстия внутреннего кольца 20 мм будет иметь две последние цифры обозначения 04, с диаметром 75 мм – 15, с диаметром 495 мм – 99 и т.д. Из этого следует, что для большей части подшипников диаметр отверстия внутреннего кольца изменяется с шагом 5 мм.

Третья цифра справа соответствует серии диаметров наружных колец (наружных диаметров подшипника): сверхлёгкая серия – 8 или 9; особолёгкая – 1; лёгкая – 2; средняя – 3; тяжёлая – 4.

Четвёртой цифрой справа обозначается тип подшипника: шариковый радиальный – 0; шариковый сферический – 1; роликовый радиальный – 2; роликовый сферический – 3; игольчатый – 4; роликовый с витыми роликами – 5; шариковый радиально-упорный – 6; роликовый радиально-упорный – 7; шариковый упорный – 8; роликовый упорный – 9.

Пятая и шестая цифры отведены для обозначения конструктивной разновидности подшипника.

Седьмой цифрой обозначается серия ширин (цифры от 0 до 9), лёгкой серии обычно соответствует 0 или 1.


  1. Материалы для изготовления деталей подшипников качения.


Кольца подшипников качения и их тела качения (шарики, ролики) изготавливают из специальных высокохромистых легированных сталей (ШХ15, ШХ15СГ, ШХ20СГ, 20ХН4А и др.) с улучшающей термообработкой до HRC 61…67 при неоднородности твёрдости не более 3 HRC для каждого из колец и для всех тел качения. Сепараторы чаще всего выполняют штампованными из стальной (мягкая малоуглеродистая сталь) ленты. Сепараторы скоростных подшипников выполняют из антифрикционных материалов (латуни, бронзы, алюминиевых сплавов, текстолита и некоторых других пластмасс).


  1. Виды отказов подшипников качения.


Для подшипников качения можно отметить следующие основные причины потери работоспособности.

Усталостное выкрашивание — наблюдается у подшипников после длительного времени их работы в нормальных условиях.

Износ наблюдается при недостаточной защите от абразивных частиц (пыли и грязи). Износ является основным видом разрушения подшипников автомобильных, тракторных, горных, строительных и многих подобных машин.

Разрушение сепараторов — дает значительный процент выхода из строя подшипников качения и особенно быстроходных.

Раскалывание колец и тел качения — связано с ударными и вибрационными перегрузками, неправильным монтажом, вызывающим перекосы колец, заклинивание и т. п. При нормальней эксплуатации этот вид разрушения не наблюдается.

Остаточные деформации — на беговых дорожках в виде лунок, вмятин и прочего наблюдаются у тяжело нагруженных тихоходных подшипников.


  1. Сравнительная масса подшипников.




  1. Роликоподшипник радиальный с короткими цилиндрическими роликами и с коническим посадочным отверстием № 3182118.



Эскиз подшипника

Характеристика



Двухрядный роликовый радиальный подшипник, с короткими цилиндрическими роликами, с безбортовым наружным кольцом, с коническим посадочным отверстием (1:12), канавкой и отверстиями для внесения смазочного материала. Комплект тел качения с внутренним кольцом способны перемещаться относительно наружного в обе стороны. Двухрядные подшипники способны обеспечивать высокую грузоподъемность и жесткость при относительно небольших габаритах.



Область применения: большие электродвигатели, осевые буксы железнодорожного транспорта, гильотины, мощные редукторы, насосы; шпиндели металлорежущих станков.


  1. Шарикоподшипник радиальный однорядный № 150308К.



Эскиз подшипника

Характеристика



Подшипники воспринимают радиальные и осевые нагрузки в обоих направлениях вдоль оси вала и не превышающие 70% неиспользованной допустимой радиальной нагрузки. Для восприятия чисто осевой нагрузки рекомендуется применять шарикоподшипники с увеличенным радиальным зазором между шариками и дорожкой качения. Однорядные шарикоподшипники работают с минимальными потерями на трение и допускают наибольшую частоту вращения. Сепараторы радиальных однорядных подшипников в основном штампованные с центрированием по телам качения.



Область применения: применяются в конструкциях с нежесткими валами и в узлах с технологически необеспечиваемой строгой соосностью посадочных мест.


  1. Роликоподшипник радиальный двухрядный сферический (самоустанавливающийся) № 3516.




Эскиз подшипника

Характеристика



Конструкция двухрядного сферического роликового подшипника объединила в себе все наилучшие технические характеристики двухрядного шарикового подшипника и цилиндрического роликового подшипника. Внутренняя поверхность внешней обоймы - сферическая, что позволяет компенсировать перекосы валов. Тело качения - ролик сферической формы. Подшипник хорошо работает при больших радиальных неравномерных нагрузках. Он может быть как основного конструктивного исполнения с бортиками на внутреннем кольце, так и иметь канавку на наружном кольце и отверстия для внесения смазки. Способен к самоустановке и работает при перекосах посадочных мест. Тип воспринимаемых нагрузок — радиальные. Допускают значительный перекос внутреннего кольца относительно наружного кольца. Обладают высокими работоспособностью и долговечностью даже в тяжелых условиях работы.



Область применения: металлургия, горнодобывающая промышленность, тяжелое машиностроение.


  1. Шарикоподшипник упорный однорядный № 8108К.

Эскиз подшипника

Характеристика



Однорядный упорный шарикоподшипник этого типа предназначен для восприятия нагрузок, действующих параллельно оси подшипника, и устанавливается в достаточно тихоходные узлы (в узлы с высокой скоростью оборотов предпочтительно ставить более дорогие радиально-упорные подшипники). Состоит из двух колец и комплекта тел качения на стальном штампованном сепараторе.


Область применения: подшипники применяются для опоры вентилятора и привода водяного насоса системы охлаждения в автомобилях.



  1. Роликоподшипник радиальный с короткими цилиндрическими роликами № 102210.




Эскиз подшипника

Характеристика



Подшипники роликовые радиальные с короткими цилиндрическими роликами, предназначены для восприятия радиальных нагрузок. Обладают значительно большей радиальной грузоподъемностью по сравнению с грузоподъемностью радиальных шарикоподшипников, но по скоростным характеристикам несколько уступают. Данные подшипники очень чувствительны к перекосам внутренних колец относительно наружных, так как при перекосах возникает концентрация напряжения у краев ролика. Для снижения этих напряжений изготавливают подшипники специальных модификаций с выпуклыми (комбинированными) роликами или дорожками качения. Сепараторы штампованные или массивные из стали, латуни, бронзы и алюминиевых сплавов.


Область применения: применяются в узлах тяжелонагруженных и многоопорных и двухопорных длинных валов, подверженных значительным прогибам; в опорах машин, где при больших радиальных нагрузках неизбежна несоосность посадочных мест.


  1. Роликоподшипник с коническими роликами радиально – упорный однорядный № 7508.




Эскиз подшипника

Характеристика



Подшипник данного типа предназначен для восприятия одновременно действующих радиальных и осевых нагрузок. Допустимая частота вращения значительно ниже, чем у подшипников с короткими цилиндрическими роликами, а способность к восприятию осевой нагрузки определяется углом конусности наружного кольца. С увеличением угла конусности осевая грузоподъемность возрастает при уменьшении радиальной. Перекос вала относительно оси недопустим. Изготавливают однорядные, двухрядные и четырехрядные подшипники. Сепараторы штампованные и точечные.


Область применения: подшипник этого типа устанавливается в различных транспортных средствах, тракторах и комбайнах, а также на  разнообразном технологическом оборудовании: грузовой автомобиль МАЗ 538 — рулевое управление; трактор ЮМЗ-6 — синхронизированная КПП; комбайны — коническая передача; троллейбусы — рулевое управление.

  1. Подшипник скольжения




Эскиз подшипника

Характеристика

c:\users\user\desktop\шатун.png

1―вкладыши;

2―усики;

3―отверстие для смазки;

4―паз в головке шатуна;

5― крышка нижней головки;

6― нижняя головка шатуна;

7― болт крышки шатуна;

8― гайка;

9―шплинт.

Подшипник этого вида предназначен для восприятия осевой нагрузки. В отличие от подшипников качения, надёжнее работают в высокоскоростных приводах и способны воспринимать большие ударные и вибрационные нагрузки в следствии демпфирующего действия масляного слоя, менее шумные, а также имеют сравнительно малые радиальные размеры.


Область применения: подшипники скольжения широко распространены в двигателях внутреннего сгорания, паровых и газовых турбинах, насосах, компрессорах, центрифугах, прокатных станах, в тяжелых редукторах и других машинах.


Сравнительная характеристика подшипников качения серия № 3518 диаметр вала Ø90


Тип подшипника

Динамическая грузоподъёмность,

Cr, кН

Статическая

грузоподъёмность,

C0r, кН

Масса, кг

Роликоподшипник радиальный с короткими цилиндрическими роликами и с коническим посадочным отверстием № 3182118

146

213

2,13

Роликоподшипник радиальный двухрядный сферический (самоустанавливающийся) № 3518


259

349,8

3,52

Шарикоподшипник упорный однорядный № 8118К

59,2

190

0,661

Роликоподшипник радиальный с короткими цилиндрическими роликами № 102216

106

68

1,5

Шарикоподшипник радиальный однорядный № 150318К

143

99

4,869

Роликоподшипник с коническими роликами радиально – упорный однорядный № 7518

190

171

3,44


Сравнительная характеристика подшипников


Тип подшипника

Динамическая грузоподъёмность,

Cr

Статическая

грузоподъёмность,

C0r

Масса

Качения

259

349,8

3,52

Скольжения

11,777








Fr=24 000 H

Коэффициент нагруженности подшипника CF=663,349
Контрольные вопросы:

  1. Из каких деталей состоит подшипник качения, их назначение?

  2. Какие материалы применяются для изготовления подшипников качения?

  3. Почему ролики радиальных и радиально – упорных подшипников выполняют с небольшой выпуклостью?

  4. Как назначается материал сепаратора для подшипников?

  5. Как выбирается критерий расчёта подшипника?

  6. Назовите виды отказов, встречающиеся у подшипников качения.

  7. Какой режим работы подшипника наиболее благоприятен: вращается наружное кольцо или вращается внутреннее кольцо? Почему?

  1. Дать определение параметрам Cr и C0r.
написать администратору сайта