Главная страница
Навигация по странице:

Аннотирование. Лабораторная работа 2 аннотирование краткая теоретическая справка


Скачать 104 Kb.
Название Лабораторная работа 2 аннотирование краткая теоретическая справка
Анкор Аннотирование.doc
Дата 24.04.2017
Размер 104 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Аннотирование.doc
Тип Лабораторная работа
#2347

Лабораторная работа № 2

АННОТИРОВАНИЕ

Краткая теоретическая справка

Аннотирование, как и реферирование имеет целью сокращение физического объема первичного документа при сохранении его основного смыслового содержания. Аннотация в лаконичной форме дает ответ на вопрос «О чем сообщается в первичном документе?».

Аннотирование – процесс аналитико-синтетической переработки информации, целью которого является получение обобщенной характеристики документа, раскрывающей его логическую структуру и наиболее существенные стороны содержания.

Аннотация – это вторичный документ, содержащий краткую обобщенную характеристику первичного документа с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей.

Основными функциями аннотации как вторичного документа являются сигнальная и поисковая функции.

По функциональному назначению аннотации делятся на:

– справочные аннотации (уточняют неясное заглавие и сообщают в справочных целях сведения об авторе, содержании, жанре и других особенностях документа, которые отсутствуют в библиографическом описании);

– рекомендательные аннотации (активно пропагандируют документы, заинтересовывают, привлекают внимание, убеждают в необходимости прочтения документа). Рекомендательные аннотации должны быть написаны простым и доступным языком. По объему они значительно превосходят справочные аннотации.

Объектами аннотирования могут быть любые документы. Выбор вида создаваемой аннотации зависит от назначения пособия, отрасли знания, вида документа, особенностей его жанра, доступности, объема и ряда других факторов. Так, например, если для характеристики официальных, научных, справочных, производственно-практических изданий целесообразно составление справочных аннотаций, то для раскрытия содержания научно-популярной, художественной, детской литературы, изданий для досуга обычно составляют рекомендательные аннотации.

В состав аннотации могут входить следующие элементы:

– основная тема, проблема, цель работы; результат работы; ее новизна по сравнению с другими, родственными по тематике и целевому назначению;

– сведения об авторе; указания на принадлежность автора к стране (на документы, переведенные с других языков);

сведения о достоинствах аннотируемого произведения, взятые из других документов; сведения об изменениях заглавия документа или авторского коллектива и года выпуска предыдущего издания (при переиздании);

– год, с которого начат выпуск многотомного издания.

В аннотации на произведения художественной литературы должны быть указаны сведения о литературном жанре, периоде, к которому относится творчество автора, основная тема и проблема произведения, место и время действия описываемых событий.

Аннотация на периодические и продолжающиеся издания включает данные о задачах, целях, характере издания, об объединении, разделении, возобновлении или прекращении выпуска, а также других изменениях в издании.

Процесс написания аннотаций предполагает осуществление трех этапов:

1) оценка информационной значимости документа и выбор вида библиографической характеристики;

2) анализ содержания с целью выявления существенных сведений;

3) обобщение наиболее значимой информации для составления аннотации.
План-макет поаспектного (анкетного) анализа документа при составлении справочной аннотации:

– сведения об авторе;

– сведения о форме (жанре) первичного документа;

– предмет, объект или тема первичного документа;

– время и место исследования;

– характеристика содержания аннотируемого документа;

– причины переиздания и отличительные особенности данного издания;

характеристика справочного аппарата издания;

– целевое и читательское назначение документа.

В аннотируемом документе могут отсутствовать какие-либо аспекты из приведенного перечня. В этом случае они опускаются, однако последовательность изложения в аннотации сохраняется.

План-макет поаспектного (анкетного) анализа документа при составлении рекомендательной аннотации:

– сведения об авторе;

– краткая характеристика творчества;

– характеристика аннотируемого произведения;

– оценка произведения;

– стилистические особенности произведения;

– характеристика художественно-полиграфического и редакционно-издательского оформления;

– целевое и читательское назначение документа.

Нахождению в тексте анализируемого документа основных аспектов содержания способствует умение быстро выявлять маркеры – слова и словосочетания, являющиеся устойчивыми признаками данного аспекта.

Перечень маркеров, облегчающих выявление основных аспектов содержания аннотируемых документов при составлении справочной аннотации

Наименование аспекта

Маркер

1

2

1. Сведения об авторе

Автор монографии – …

1.1. Профессия

Монография известного отечественного историка литературы … посвящена … Авторы учебника – высококвалифицированные специалисты в области …

1.2. Ученая степень, звание

Академик … посвятил свою монографию … Автор, доктор филологических наук, профессор …

1.3. Национальность или указание о принадлежности автора к стране

Автор, известный российский литературовед …

Книга видного американского социолога… посвящается…

Труды…, родившегося в России и эмигрировавшего в США…, заложили основу научного направления – …

2. Форма (жанр) аннотируемого документа + предмет рассмотрения или тема документа

Издание (монография, статья, учебник, практикум, словарь, руководство и т.п.) посвящено (представляет)…

В антологию вошли работы по проблемам …

Сборник включает статьи, посвященные … В справочнике нашли освещение вопросы …

3. Время исследования…

Хронологические рамки исследования – … Анализируемая работа содержит сведения о … за период

4. Место исследования

Описывается методика …, разработанная в Московском государственном университете …

Рассматривается технология…, созданная в Дальневосточном институте…

5. Характер подачи материала

Материал представлен в виде … Информация подается как …

5.1. Систематическое изложение

В монографии всесторонне анализируется …

Сборник … – итог комплексного исследования …

5.2. Постановка проблемы

Рассматривается (обсуждается, ставится, дискутируется и т.п.) проблема … Обосновывается и раскрывается сущность проблемы …

5.3. Описание методики

Описан принципиально новый метод … Рассматривается метод …

5.4. Сведения о фактическом материале, положенном в основу исследования

На обширном фактическом материале … показывается…

Книга основана на фактических данных ... Анализируются реальные события … Факты, собранные и проанализированные автором, характеризуют …

5.5. Обобщение данных по различным источникам

В монографии обобщен научный материал …

Приводятся результаты коллективного изучения и обобщения …

Обобщаются ранее не систематизированные данные …

5.6. Рекомендации практического характера

Даются рекомендации по …

Описываются рекомендации по практическому применению …

На практике рекомендуется …

5.7. Отличительная особенность, новизна излагаемого материала

Принципиальное отличие подхода …, который отстаивает автор, заключается в … Впервые вводится в научный оборот … Сборник посвящен малоизученной проблеме ….

В монографии впервые представлен …

6. Причины переиздания и отличительные особенности данного издания

В переиздании … заново написаны главы о …, изменена структура ….

Третье издание … включает новые разделы по …

Новое издание отличается от предыдущего …

В отличие от …, в состав нового издания вошли …

7. Характеристика справочного аппарата издания

Издание снабжено … (вступительной статьей академика…, предметным и именным указателями …)

В состав справочного аппарата монографии вошли: …

Пользование пособием облегчает справочный аппарат, включающий … Монография сопровождается списком литературы, включающим … наименований.

8. Читательский адрес и целевое назначение

Книга адресуется (рассчитана, ориентирована, предназначена для …, представляет интерес для, можетбыть использована, будет полезна, может быть рекомендована…)

Перечень маркеров, облегчающих выявление основных аспектов содержания аннотируемых документов при составлении рекомендательной аннотации

Наименование аспекта

Маркер

1

2

  1. Сведения об авторе

Автор романа – …

1.1. Даты жизни, деятельности

Годы жизни автора – … относятся к периоду…

1.2. Национальность или принадлежность автора к стране

Татищев В.Н. (1686-1750), русский историк… Хорхе Луис Борхес (1899-1986) – аргентинский поэт, прозаик, переводчик.

Герман Гессе (1877-1962) – крупнейший немецко-швейцарский писатель первой половины XX в.

1.3. Раскрытие псевдонима

М.Твен (настоящее имя – Сэмюэл Клеменс) … Подлинное имя современного французского прозаика Анри Труайя – Левон Тарасян …

1.4. Профессия

Автор очерков – известный полярный исследователь, неутомимый путешественник … До прихода в литературу автор успел поработать и …, и …

1.5 Период, к которому относится творчество автора

Творчество … относится к эпохе…, оно пронизано идеей …

Идейные убеждения … складывались под влиянием…

Творчество … неразрывно связано с периодом, получившим название …

2. Краткая характеристика творчества автора

Творчество … посвящено …

2.1. Основные направления творчества, произведений автора

Ведущая (основная, генеральная) тема творчества –…

В основном … пишет о …

Излюбленная тема … – …

2.2. Упоминание о наиболее значимых произведениях автора

В новой повести … продолжает ту линию своего творчества, которая обозначена его широко известными романами – «…»

Имя … известно любителям поэзии по таким сборникам, как «…»

2.3 Место автора в формировании определенного жанра или направления литературы

Юджин О`Нил, зачинатель американской драмы XX в., …

С именем Р. Брэдбери неразрывно связано развитие жанра научной фантастики.

2.4. Сведения о присужденных автору премиях и званиях

Повесть (роман, сценарий) удостоена (отмечена, получила и т.п.) премии …

Роман лауреата крупнейшей британской литературной премии «Букер» за … год, посвящается …

3. Характеристика аннотируемого произведения

Эта книга – повествование о том, как …

3.1. Литературная форма (жанр произведения)

Роман (повесть, рассказ, новелла, поэма, очерк, эссе и т.д.) повествует (посвящен, рассказывает) о …

3.2. Тема произведения:

в художественных произведениях

Главная тема повести (романа, рассказов) – … Роман посвящен …

Повесть и рассказы … объединяет тема …

в научно-популярных изданиях

На страницах книги читатель встретится с … (побывает в …, увидит …, узнает …, отправится …)

Автор приглашает читателя увидеть … (удивиться …, задуматься над …, внимательно посмотреть на…)

в детской литературе

Знакомясь с этой книгой, юный читатель узнает о том, каков (что, где, когда, сколько, зачем, почему, отчего…)…

… – вот далеко не полный перечень вопросов, на которые можно найти ответы в этой увлекательной книге.

3.3. Место и время действия

Действие повести происходит в … во время … События романа разворачиваются в … в годы …

Время действия повести – …

3.4. Характеристика действующих лиц

Главные персонажи романа – …

Герой повести обладает …

3.5. Цитаты.

«…» – этими словами главного героя можно выразить основную идею романа

«…» – так определяет суть основного конфликта своего романа автор.

4. Оценка анализируемого произведения

Книга получила высокую оценку прессы и читателей.

4.1. Отличительные особенности издания

Настоящее издание широко известного романа … включает новую часть…

Подобное издание предпринимается впервые … Большинство новелл публикуется на русском языке впервые

4.2. Фактический материал, лежащий в основе произведения, личное участие автора в описываемых событиях

Повесть автобиографична …

В книге использованы личные наблюдения автора …, много лет проработавшего в … Судьба героя во многом повторяет судьбу автора …

4.3. Историческая, общественная и художественная ценность аннотируемого

Повесть … стала одним из самых значительных произведений советской литературы 1920 гг.

В антологию вошли лучшие повести…, созданные в период с … по …

4.4. Сведения о популярности аннотируемого документа

Повесть широко известна и была экранизирована …

Роман за короткий срок трижды переиздавался, он является значительным событием в современной литературе.

4.5. Сведения о возникших вокруг произведения дискуссиях

Повесть вызвала много горячих споров…

Роман … вызвал оживленную дискуссию на страницах журналов…

4.6. Оценка произведения классиками литературы

Роман получил высокую оценку …: «…»

… дал высокую оценку роману, считая, что …

5. Стилистические особенности аннотируемого

Характерные особенности писательского почерка … проявляются …

Литературную манеру … отличают …

художественная литература

Поэтичность, эмоциональность, романтическая окрыленность – вот отличительные черты художественного стиля …

научно-популярная литература

Книга написана (живо и эмоционально, в живой, публицистической манере), увлекательно (простым и доступным языком, ярко и увлекательно, в полемическом духе …)…

6. Характеристика художественно-полиграфического и редакционно-издательского оформления




6.1. Общая характеристика

Издание подарочное …

Книга прекрасно иллюстрирована. Многочисленные карты, оригинальные рисунки, фотоснимки обогащают содержание книги.

6.2. Качество и количество иллюстраций

Издание иллюстрировано 120 тоновыми и цветными иллюстрациями.

Книга оформлена художниками Палеха, лауреатами премии …

Мастерски выполненные художником … иллюстрации прекрасно дополняют текст.

7. Читательский адрес




7.1. Целевое назначение

Цель книги – раскрыть …, сформировать …, дать представление о …, углубить знания о … Книга может быть полезна для расширения кругозора…, повышения квалификации, как справочное пособие по …

7.2. Читательское назначение

Книга рассчитана на (предназначена для …, адресована …, будет с интересом прочитана …, обращена к тем, кто …, заинтересует …, может быть рекомендована …) студентов (младших школьников, руководителей предприятий, специалистов в бласти…)…


Пример справочной аннотации на кн.: В мире Пушкина : Сб. ст. – М. : Худож. лит., 1974. – 559 с.

Сборник статей приурочен к 175-летию со дня рождения великого русского поэта. На материале отдельных произведений Пушкина исследуются вопросы поэтики и художественного метода, рассматриваются и общие проблемы его поэзии, прозы, драматургии и эстетических воззрений. Книга открывается статьей П. Антокольского «Образ времени в поэзии Пушкина». А. Гуревич, М. Каган, М. Еремин рассматривают поэмы Пушкина. К. Кедров ставит проблему – «Евгений Онегин» в системе образов мировой литературы. Ряд статей посвящен художественному мастерству Пушкина (среди авторов – А. Чичерин, С. Соловьев, С. Машинский и др.) Исследователи стремились по-новому прочитать произведения поэта, раскрыть их связь с нашей современностью.

Пример рекомендательной аннотации на кн.: Тахо-Годи Е. Константин Случевский. Портрет на пушкинском фоне : монография / Е. Тахо-Годи. – СПб. : «Алетейя», 2000. – 400 с.

Приятно, что еще пишут такие книги – обстоятельные, не зараженные структуралистским хитроумием, постструктуралистской безответственной болтовней. Кажется, это – первая подобная биография «несуразнейшего и в то же время – одного из глубочайших русских поэтов» (Ходасевич), жившего не в слишком хорошее для поэзии время. Он родился в год смерти Пушкина, а умер через полтора года после выхода в свет «Золота в лазури» Андрея Белого. Не удивительно поэтому, что биография Случевского – прежде всего история; история, сплетенная из истории словесности, общественной мысли, политической и социальной. Может, я ошибаюсь, но лучшие специалисты по истории России XIX века сейчас историки литературы. И даже если вы никогда не читали таких, например, строк:

Ходит ветер избочась

Вдоль Невы широкой,

Снегом стелет калачи

Бабы кривобокой, - но интересуетесь историей и культурой России прошлого (и начала нынешнего) века, непременно прочтите эту книгу.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ


  1. Составьте аннотированный библиографический список на тему «Феномен фэнтези в русской литературе»: отредактируйте предложенный список и дополните не менее, чем 10 публикациями (публикации, не соответствующие заявленной теме, необходимо исключить):

  1. Березин, В. Фэнтези [Электронный ресурс] / В. Березин // Октябрь. – 2001. - N 6. - С.185-188.. – URL: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2002/3/gub.html (06.02.12).

  2. Галина, М. Фантастика/Футурология / М.Галина // Новый мир. – 2011. - №10. – С. 214-221. То же [Электронный ресурс]. – URL: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2002/3/gub.html (06.02.12).

  3. ГРЭЙДО, Э. Соотношение жанра фэнтези с другими жанрами фантастической литературы [Электронный ресурс] // Эстель Грейдо : [сайт]. – [Б.м.], 2001. – URL: http://galkin-sklad.narod.ru/text/publ/fantasy-1.htm (06.02.12).

  4. Грэйдо, Э. Художественный мир фэнтези [Электронный ресурс] // Там же. – URL: http://galkin-sklad.narod.ru/text/publ/fantasy-2.htm (06.02.12).

  5. Губайловский, В. Обоснование счастья: о природе фэнтези и первооткрывателе жанра // Новый мир. – 2002. – № 3. – С. 174–185. То же [Электронный ресурс]. – URL: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2002/3/gub.html (06.02.12).

  6. Гусарова, А. Д. Жанр фэнтези в русской литературе 90-х гг. двадцатого века: проблемы поэтики : диссертация ... кандидата филол. наук / Анна Дмитриевна Гусарова [Петрозавод. гос. ун-т]. – Петрозаводск, 2009. – 255с.

  7. Каграманов, Ю. Что бредится и что сбудется / Ю. Каграманов // Новый мир. – 1998. - №11. – С. 192-197. [Электронный ресурс]. – URL: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2002/3/gub.html (06.02.12).

  8. Мир фантастики и фэнтези : [сайт]. - URL: http://www.mirf.ru/Articles/art205.htm (06.02.12).

  9. Олейник В.К. Жанр фэнтези в литературе XX века [Электронный ресурс] // Кабинет профессора : [сайт]. - [Б. м., б. г.]. - URL: http://www.kulichki.com/tolkien/cabinet/about/oleynik.shtml (06.02. 12).

  10. Фишман, Л. Мы попали / Л. Фишман // Дружба народов. – 2010. - № 4. – С. 200-208. [Электронный ресурс]. – URL: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2002/3/gub.html (06.02.12).

  11. Щербина, Т. Волшебное слово низкого жанра / Т. Щербина // Дружба народов. – 2009. - № 12. – С. 201-202.[Электронный ресурс]. – URL: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2002/3/gub.html (06.02.12).

  12. Эдельман, Н. Пока не иссякла фантазия / Н. Эдельман // Знамя. – 2006. - № 11. – С. 226-230. [Электронный ресурс]. – URL: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2002/3/gub.html (06.02.12).
написать администратору сайта