Главная страница

НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ. Лекции по курсу налоги и налогообложение


Скачать 488.5 Kb.
НазваниеЛекции по курсу налоги и налогообложение
АнкорНАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ.doc
Дата06.12.2017
Размер488.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаНАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ.doc
ТипЛекции
#11680
страница1 из 10
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ИНВЕСТИЦИЙ

ЛЕКЦИИ ПО КУРСУ «НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ»
преподавателя Пустоваловой Т.К.
(для студентов заочной формы обучения)

Челябинск

2012

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.
Тема 1. Экономическая сущность налогов. Основы налогообложения…..3
Тема 2. Налоговая система Российской Федерации………………………..7
Тема 3. Налог на добавленную стоимость (НДС)…………………………10.
Тема 4. Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды…..19
Тема 5. Налог на имущество организаций…………………………………23.
Тема 6. Налог на прибыль организаций……………………………………26

Тема 7. Налог на доходы физических лиц…………………………………35
Тема 8. Права и обязанности налогоплательщиков. Ответственность

за совершение налоговых правонарушений ………………………………46
Тема 9. Налоговые органы, их права, обязанности и ответственность….50

Тема 1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ.

ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

При изучении темы Вы узнаете:

  1. экономическую сущность и функции налогов;

  2. элементы налога и их характеристику;

  3. принципы и методы налогообложения;

  4. способы уплаты налогов.

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ

И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ

Налоги являются одним из древнейших финансовых институтов. Они возникают вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства для осуществления своих функций.

Однако простейшие налоговые формы (также как жертвоприношение, взимание дани и т.п.) существовали ещё на заре человеческой цивилизации.

По мере развития общества налоговые формы постепенно менялись, приближаясь к их современному состоянию.

В настоящее время под налогом понимается обязательный, индивидуальный, безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и с физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Таким образом, в определении выделяются следующие черты налога:

  • обязательность;

  • индивидуальный характер;

  • безвозмездность (отсутствие встречной обязанности государства совершать какое-либо действие);

  • взимание в пользу субъекта публичной власти (государственный бюджет, местные бюджеты, государственные внебюджетные фонды).

В российском налоговом законодательстве кроме понятия «налог» используется также такое понятие как «сбор».

Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными полномочными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Сбор всегда связан с определённой целью (за что конкретно уплачивается сбор), которая достигается в результате уплаты, то есть присутствует элемент индивидуальной возмездности.

Что касается экономической сущности налогов, то она сводится к изъятию государством части валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в экономике, с целью формирования единого фонда денежных средств для последующего финансирования предоставляемых государством услуг.

Определив экономическое содержание налога и его отличительные признаки, рассмотрим функции, через которые проявляется сущность налогов.

.Фискальная функция реализует задачу формирования единого фонда денежных средств государства. От налоговых поступлений зависит более 80% федерального бюджета. Именно фискальный потенциал налогов даёт возможность решения государством социальных, оборонных, природоохранных и других задач.

Распределительная (перераспределительная) функция налогов предполагает, что в процессе формирования государственного бюджета (единого фонда денежных средств) часть созданного валового внутреннего продукта перераспределяется из одних отраслей экономики и регионов в другие в соответствии с целями, которые в данный момент преследует государство.

Регулирующая функция заключается в том, что в процессе налогообложения формируется относительно более и относительно менее благоприятные сферы и зоны экономической активности. Эта функция налогов реализуется через систему льгот и преференций, создающих для некоторых видов деятельности более льготный режим.

Контрольная функция налогов состоит в том, что появляется возможность количественного отражения сумм налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Фактически в рамках данной функции происходит оценка эффективности налоговой системы по обеспечению необходимых для общества доходов.
2. ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГА И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

Для того, чтобы налогоплательщики могли правильно и своевременно уплачивать налоги в законе должны быть определены все необходимые для этого элементы налога.

Нечетность или неполнота закона о налоге могут привести: с одной стороны, к возможности уклонения от уплаты налога на законных основаниях, с другой стороны – к расширительному толкованию закона со стороны налоговых органов и как следствие – к завышению сумм налоговых платежей.

В соответствии со ст. 17 части 1 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налога:

  • объект налогообложения;

  • налоговая база;

  • налоговая ставка;

  • налоговый период;

  • порядок исчисления налога;

  • сроки и порядок уплаты налога.

Налогоплательщик (субъект налогообложения) – это организация или физическое лицо, на которое в соответствии с законодательством возлагается обязательностью уплатить налог.

Что касается организаций, различают организации-резиденты и организации-нерезиденты. Резиденты отвечают перед отечественным законодательством по всей сумме и видам доходов, а также по всем видам налогов. Нерезиденты уплачивают налоги только от дохода, полученного на территории данной страны. Этот же принцип применяется при исчислении налогов от доходов физических лиц.

В налоговом законодательстве наряду с понятием «налогоплательщик» используется и такое понятие, как «налоговый агент».

Налоговый агент – это лицо, на которое в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налога в бюджет или внебюджетный фонд.

Например, исчисление и перечисление налога на доходы физических лиц осуществляется налоговым агентом. Им, в частности, является любая организация, выплачивающая заработную плату своим сотрудникам. Налогоплательщиками данного налога являются физические лица, работающие в этой организации и проживающие в России.

1.Объект налогообложения – это выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущество, полученная прибыль(доход) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога.

Так у налога на прибыль организаций объектом налогообложения является полученная прибыль, а у налога на доходы физических лиц – доход, полученный налогоплательщиком.

2.Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения, к которой применяется налоговая ставка. Порядок ее определения устанавливается по каждому виду налога.

Например, налоговая база по налогу на прибыль представляет собой полученную прибыль или ее часть (которая облагается налогом) , а налоговая база по НДС – выручку от реализации облагаемой налогом продукции или ее часть.

А вот по транспортному налогу в качестве налоговой базы принята мощность двигателя, измеряемая в лошадиных силах. Кстати, в Бельгии в качестве налоговой базы по данному налогу принят вес автомобиля, а в Германии – объём рабочих цилиндров двигателя.

3.Налоговая ставка представляет собой сумму налога, приходящуюся на единицу измерения налоговой базы.

Чаще всего налоговая ставка устанавливается в процентах, но может быть установлена и в рублях (например, по транспортному налогу, по некоторым видам акциза).

.

4.Налоговый период – это срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы и по окончании которого определяется сумма налога, подлежащая уплате.

Согласно НК РФ это может быть календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам.

Необходимость определения этого элемента определяется тем, что многим объектам налогообложения свойственна протяженность во времени и в целях определения соответствующего результата необходимо периодически подводить итог.

Следует различать понятия “налоговый период” и “отчетный период“, которые соответствуют сроку подведения окончательных или промежуточных итогов, составления и предоставления в налоговый орган отчетности.

В ряде случаев налоговый и отчетный периоды могут совпадать. Например, по налогу на добавленную стоимость налоговый и отчетный периоды равны кварталу. Но чаще всего налоговый период включает в себя несколько отчетных периодов.

5.Порядок исчисления налога определяется законом конкретно по каждому налогу, т.е. налог может быть исчислен: налогоплательщиком самостоятельно, налоговым агентом или налоговым органом.

В то же время законодательством предусмотрена возможность исчисления одного и того же налога, как самостоятельно, так и налоговым органом. Так, транспортный налог исчисляется организациями самостоятельно, а физическим лицам, имеющим транспортные средства, налог исчисляют налоговые органы.

6.Срок уплаты налога определяется календарной датой или истечением периода времени, а также указанием на событие, которое должно наступить, либо действие, которое должно быть совершено.

Так, налог на прибыль организаций за отчетный период должен быть уплачен не позднее 28 числа месяца, следующего за отчетным периодом (указание на календарную дату), а налог на имущество организаций за данный отчетный период должен уплачиваться не позднее пяти дней со дня окончания срока представления налоговой декларации за соответствующий отчетный период (указание на событие).

Что касается порядка уплаты налога, то налог может уплачиваться единовременно в полной сумме или по частям, в наличной или безналичной форме.

Так, по налогу на имущество организаций предусмотрено четыре платежа в размере одной четвертой от годовой суммы налога. Как правило, организации уплачивают налоги в безналичной форме, а физические лица – в наличной форме.

Говоря об элементах налога, нельзя не назвать такой элемент, как налоговые льготы. Этот элемент не относится к числу обязательных, но, как правило, предусматривается в большинстве законов о налогах.

В соответствии с НК РФ под налоговыми льготами понимается преимущество отдельных категорий налогоплательщиков по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог, либо уплачивать его в меньшем размере.

В зависимости от того, на изменение какого элемента налога (объекта налогообложения, налоговой базы или общей суммы налога) направлена льгота, все льготы могут быть разделены на три группы:

  1. налоговые изъятия (из-под налогообложения выводятся отдельные предметы или объекты налогообложения);

  2. уменьшение налоговой базы (предоставляется в виде сокращения налоговой базы или вычетов из налоговой базы);

  3. снижение суммы уплачиваемого налога. Данный вид льготы направлен на уменьшение общей суммы налога и может быть предоставлен в виде снижения. налоговой ставки, возврата ранее уплаченного налога, отсрочки или рассрочки по уплате налога и т.д.


3. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Формирование налоговой системы государства требует использования определенных правил (принципов налогообложения). Впервые они были сформированы шотландским экономистом и философом Адамом Смитом (1723-1790г.) в его книге “Исследование о природе и причинах богатства народов”, которая вышла в 1776г.

Эти принципы актуальны и сегодня, их по праву называют классическими.

Первым из четырех сформированных А. Смитом принципов является принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения налогом и равномерность распределения его между гражданами соразмерно их доходам. Понимание справедливости зависит от исторического этапа развития, экономического устройства общества. В современном понимании справедливым считается участие юридических и физических лиц в финансировании потребностей государства соразмерно доходам, которые они получают.

Второй принцип А. Смита – это принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были точно заранее известны налогоплательщику.

Третий принцип – принцип удобства, предлагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для налогоплательщика.

И наконец, четвертый принцип – это принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога, т.е. расходы по взиманию налога должны быть минимальными по сравнению с доходом, который приносит данный налог государству.

Со временем эти принципы были дополнены принципами обеспечения достаточности налогов, подвижности налоговой системы, однократности обложения, научного подхода к установлению величины ставок налога и т.д.

Под методом налогообложения понимается установление зависимости между величиной ставки налога и размером налоговой базы.

Выделяют следующие методы налогообложения:

  • равное;

  • пропорциональное;

  • прогрессивное;

  • регрессивное.

Равное налогообложение предполагает установление фиксированной (равной для всех) суммы налога, взимаемой с налогоплательщика. В этом случае вообще нет зависимости между налоговой ставкой и налоговой базой.

Равное налогообложение было широко распространено в средние века (подушный налог). В настоящее время применяется редко. В РФ данный метод использовался ранее (в начале 90-х годов) при введении некоторых местных налогов, например сбора на содержание милиции.

Пропорциональное налогообложение предполагает установление фиксированной налоговой ставки, которая не меняется в зависимости от динамики налоговой базы. При таком методе налогообложения налог растет пропорционально росту налоговой базы.

Большинство российских налогов строится на основе пропорционального метода (налог на прибыль, НДС, налог на доходы физических лиц и т.д.).

Прогрессивное налогообложение предполагает рост налоговой ставки по мере увеличения налоговой базы. Этот вид налогообложения часто используется при обложении доходов и реже – при обложении имущества (налог на имущество физических лиц).

При регрессивном методе налогообложения налоговая ставка не растет по мере роста налоговой базы, а наоборот, снижается. В чистом виде этот метод используется крайне редко. оставшуюся после уплаты налога часть дохода

4. СПОСОБЫ УПЛАТЫ НАЛОГОВ

Принято выделять три основных способа уплаты налога:

  1. по декларации;

  2. у источника дохода;

  3. кадастровый.


Уплата налога по декларации предполагает, что налогоплательщик обязан представить в установленный срок официальное заявление о своих налоговых обязательствах (налоговую декларацию). Этот способ уплаты налога является наиболее распространенным.

Уплата налога у источника дохода означает, что налогоплательщик получает доход уже за вычетом удержанного (у источника выплаты) налога.

При таком способе сначала уплачивается налог, а затем только налогоплательщик получает оставшуюся после уплаты налога часть дохода (например, так происходит налогообложение дивидендов по акциям).

Кадастровый способ уплаты налога предполагает составление кадастра (реестра), содержащего информацию об объектах налогообложения, их физических параметрах, средней или потенциальной доходности. В мировой практике этот способ применяется, как правило, в отношении имущественных налогов.

В рамках российской налоговой системы применение кадастрового метода просматривается в законе о земельном налоге и отчасти в налоге на имущество физических лиц.

Тема 2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

При изучении темы Вы узнаете:

  1. налоговую систему России и ее особенности;

  2. классификацию налогов;

1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И

ЕЕ ОСОБЕННОСТИ

Налоговая система любого государства представляет собой:

  1. совокупность налогов, сборов и иных обязательных платежей, используемых для финансирования государственного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов;

  2. систему законов, указов и подзаконных нормативных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты налогов, сборов и иных налоговых платежей;

  3. систему государственных институтов, обеспечивающих принятие законов и иных нормативных актов, администрирование налогов в соответствии с нормативными актами и контроль за своевременностью и правильностью уплаты налогов.

Современная налоговая система РФ начала складываться в 1992г. Налоги, входящие в состав налоговой системы РФ, устанавливаются НК РФ и подразделяются на три группы: федеральные, региональные (налоги республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов) и местные налоги и сборы.

Рассмотрим состав налоговой системы РФ на 1 января 2012 года.

К федеральным налогам РФ относятся:

  1. налог на добавленную стоимость (НДС)

  2. акцизы на отдельные виды товаров;

  3. государственная пошлина;

  4. водный налог;

  5. налог на прибыль организаций;

  6. налог на доходы физических лиц;

  7. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

  8. налог на добычу полезных ископаемых.

К региональным налогам относятся:

  1. налог на имущество организаций;

  2. транспортный налог;

  3. налог на игорный бизнес.

К местным налогам и сборам относятся:

  1. налог на имущество физических лиц;

  2. земельный налог.

Кроме того, в состав налоговой системы РФ входят четыре специальных налоговых режима:

  1. упрощенная система налогообложения;;

  2. система налогообложения в виде единого налога на вмененный налог;

  3. единый сельскохозяйственный налог;

  4. система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

При этом федеральные налоги вводятся в действие федеральными законами и являются обязательными к уплате на территории всей РФ, Региональные налоги вводятся региональными законами и обязательны к уплате на территории соответствующего субъекта РФ, а местные налоги и сборы вводятся в действие нормативными актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующего муниципального образования.

Рассмотрим систему законов и иных нормативных актов, формирующих отечественную налоговую систему. Все эти нормативные акты и документы имеют разный статус и различную юридическую силу в силу чего их можно распределить по следующим пяти категориям.

Во-первых, это Налоговый Кодекс РФ, состоящий из двух частей. В первой части рассматриваются общие вопросы налогообложения, а во второй части (которая еще не закончена) регламентируется порядок исчисления и уплаты ряда федеральных, региональных и местных налогов.

Во-вторых, это - указы Президента РФ, регулирующие отдельные элементы режима налогообложения до принятия соответствующих законодательных норм, а также ежегодно принимаемые законы о федеральном бюджете РФ, поскольку в них устанавливаются параметры распределения налоговых доходов (регулирующих налогов) между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ.

В-третьих, это - группа законов субъектов РФ, регулирующих введение, режимы исчисления и уплаты налогов на территории каждого региона (ставки, льготы), а также те нормативные акты, которые устанавливают региональные льготы и ставки по федеральным налогам в части, предусмотренной федеральным законодательством.

Так, например, ставка налога на прибыль в части, зачисляемой в доход бюджета субъекта РФ, определяется на региональном уровне в установленных федеральным законодательством границах.

К этой же группе следует отнести и законы субъектов РФ по формированию бюджетной системы региона, где определяются нормативы распределения регулирующих доходов между бюджетом субъекта РФ и муниципальными бюджетами на территории региона.

В-четвертых, это - нормативные акты представительных органов местного самоуправления, которые регламентируют в пределах собственной компетенции введение в действие, режимы исчисления и уплаты местных налогов на территории соответствующего муниципального образования.

В-пятых, это - группа подзаконных нормативных актов, включающая инструкции и методические рекомендации Федеральной налоговой службы РФ и Министерства финансов, детально описывающие предусмотренный законодательством порядок исчисления и уплаты в бюджет отдельных налогов.

В эту же группу входят инструкции, издаваемые финансовыми органами субъектов РФ, определяющие режимы исчисления и уплаты этих налогов.

Что касается третьей составляющей налоговой системы России (системы государственных институтов), то ее образуют законодательные органы РФ и ее субъектов, представительные органы местного самоуправления, Федеральная налоговая служба РФ, Государственный таможенный комитет и т.п.

Рассмотрим в самом общем виде особенности российской налоговой системы.

Прежде всего, необходимо отметить преобладание в ней косвенных налогов (НДС, акцизы) над прямыми (налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и т.п.).

Что касается распределения налоговой нагрузки на юридические и физические лица, то в современной российской налоговой системе доля налогов, взимаемых с юридических лиц, в бюджете значительно выше, чем доля налогов, уплачиваемых физическими лицами. Весьма незначительна и доля имущественных налогов. А вот доля платежей за пользование природными ресурсами хотя и незначительна , но постепенно увеличивается.
2. КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ
Рассмотрим классификацию налогов на примере налоговой системы России.

Все многообразие налогов, сборов, пошлин и других налоговых платежей можно сгруппировать по определенным критериям, то есть провести их классификацию.

Существует несколько классификаций налогов в зависимости от критериев, которые при этом используются.

1. В зависимости от принадлежности к уровню власти и управления налоги делятся на федеральные, региональные и местные.

2. По способу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.

К прямым налогам относят подоходные и поимущественные налоги, те которые уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно, прямо и непосредственно .Фактически при прямом налогообложении налогоплательщик и несёт бремя этого налога (налог на прибыль, налог на имущество и т.п.)

Косвенным налог называется потому, что лицо, облагаемое этим налогом, перекладывает его на кого-то ещё, т.е. конечным носителем бремени такого налога будет не то лицо, которое по закону считается налогоплательщиком, а то, на которые переложен налог.

Косвенные налоги – это налоги на потребление, они взимаются в виде надбавки к цене реализации товара, работ, услуг (акцизы, НДС).

3. В зависимости от наличия или отсутствия целевого режима расходования средств, полученных с помощью налогов, принято различать общие и целевые налоги.

К общим относятся те налоги, которые в соответствии с действующим законодательством зачисляются в бюджет для покрытия общих расходов бюджета. Целевые налоги вводятся для финансирования конкретной категории расходов.

4. В зависимости от принципа, положенного в основу при определении адресата-получателя средств от данного налога налоги подразделяются на собственные (закрепленные) и регулирующие.

Собственные (закрепленные) – это налоги, которые на длительный срок полностью или частично закрепляются за тем или иным бюджетом в качестве источников его финансирования. Так, например, налог на имущество физических лиц является местным налогом, средства от этого налога закреплены за местным бюджетом.

Регулирующие – это налоги, отчисления от которых распределяются между уровнями бюджетной системы по нормативам, установленным на год или на долговременной основе. К регулирующим налогам относят, например, налог на прибыль организаций.

5. В зависимости от статуса налогоплательщика налоги делятся на налоги с физических лиц и налоги с юридических лиц.

6. В зависимости от источника уплаты налоги с юридических лиц делятся на:

  • налоги относимые на затраты (земельный налог, транспортный налог);

  • налоги, включаемые в продажную цену продукции (НДС, акцизы);

  • налоги, относимые на финансовый результат (прибыль до налогообложения). К этой группе, например, относится налог на имущество организаций;

  • налоги на прибыль и за счет прибыли, остающийся в распоряжении организации (государственная пошлина).

Для физических лиц источником уплаты налогов являются их доходы.

7. В зависимости объекта налогообложения налоги подразделяются на группы налогов, в которых объектом налогообложения является:

  • прибыль(доход);

  • реализация товаров, работ, услуг;

  • использование природных ресурсов;

  • имущество и т.д.



Тема 3. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ (НДС)

При изучении темы Вы узнаете:

  1. общий порядок исчисления НДС;

  2. налогоплательщиков НДС;

  3. объект налогообложения;

  4. операции, не подлежащие налогообложению НДС;

  5. определение налоговой базы;

  6. налоговый период;

  7. налоговые ставки;

  8. сумму налога, предъявляемую продавцом покупателю. Счета-фактуры;

  9. момент определения налоговой базы;

  10. налоговые вычеты и порядок их применения;

  11. порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг);

  12. сумму налога, подлежащую уплате в бюджет;

  13. порядок и сроки уплаты;

  14. бухгалтерский учет расчетов по НДС.



1. ОБЩИЙ ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ НДС

В налоговую систему России НДС был введен в 1992 г. Порядок исчисления и уплаты НДС определен в главе 21 НК РФ.

НДС в самом общем виде представляет собой платеж, который вводится на каждой стадии процесса производства и реализации товара (работы, услуги) вплоть до конечного потребления. При этом на каждом этапе продвижения товара от производителя к конечному потребителю производится зачет ранее уплаченных поставщику (предъявленных поставщиком) сумм этого налога. В результате налогообложению подвергается лишь разность между ценой реализации произведенного товара (работы, услуг) и стоимостью материальных ресурсов, использованных в производственном процессе (добавленная стоимость).

Таким образом, объектом налогообложения является не сама «добавленная стоимость», а весь оборот по реализации товаров (работ, услуг). Выделение же НДС достигается с помощью соответствующего механизма, при котором в бюджет перечисляется разница между суммой НДС, начисленной на весь объем реализации продукции ( НДС покуп.), и суммой НДС, уплаченной поставщику (предъявленной поставщиком) товаров и услуг, составляющих издержки производства продукции (материальные затраты) (НДС постав.). Такой метод исчисления НДС называется косвенным, в отличие от прямого метода, при котором определяют добавленную стоимость и исчисляют сумму налога исходя из этой величины.

Схема определения НДС приведена на рис.2.

Рис 2. Принципиальная схема определения и уплаты НДС.
Пример. Пусть Цена 1=1000 руб., Цена 2=3000 руб. Тогда для предприятия №2 при косвенном способе расчета:

1. НДСпокуп (НДС «исходящий») = Цена 2 * 0.18 = 3000 * 0.18 = 540 руб.

2. НДСпостав (НДС «входящий») = Цена 1 * 0.18 = 1000 * 0.18 = 180 руб.

3. НДС в бюджет = 540 – 180 = 360 руб.

При прямом способе расчета:

1. ДС = 3000 – 1000 = 2000 руб.

2. НДС в бюджет = 2000 * 0.18 = 360 руб.
Как видно из рисунка полную стоимость НДС (НДС3) оплачивает конечный потребитель.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
написать администратору сайта