Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

Лек. 3 Адаптация детей к школе. Лекция 3 адаптация детей в школе



Название Лекция 3 адаптация детей в школе
Анкор Лек. 3 Адаптация детей к школе.doc
Дата 04.05.2017
Размер 62 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Лек. 3 Адаптация детей к школе.doc
Тип Лекция
#7435

ЛЕКЦИЯ 3

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ

Социально-психическая адаптация представляет собой особую сложную систему мероприятий, направленных на овладение новыми общественными формами деятельности, и связана, прежде всего, с изменением статуса индивида.

В течение жизни человек много раз меняет его, попадая в определенные микросоциальные условия (школа, работа семья и др.) и каждый раз ему необходимо вырабатывать для этих условий новые формы поведения.

Экспериментальными исследованиями было показано, что система обеспечивающая адаптацию, как и любая другая функциональная система, представляет собой совокупность подсистем, соединенных жесткими связями. Ю.А.Александровский (1976) предпринял попытку представить психическую адаптацию человека как взаимодействие следующих подсистем:

I. Поиск, восприятие и переработка информации - имеет ведущее значение и является основой познавательной деятельности.

2 Эмоциональное регулирование - создает личностное отношение к получаемой информации и является наиболее интегрированной формой активности.

3. Социально-психологические контакты - основываются на приобретенных знаниях и определяют социальное положение индивидуума, его личностные позиции.

4.Бодрствование и сон - обеспечивают различные уровни активности, создавая наиболее благоприятные условия для адаптации.

5. Эндокринно-гуморальная регуляция - включает различные биохимические механизмы»

Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач и ему необходимо:

1. успешно овладевать учебной деятельностью

2. осваивать школьные формы поведения

3. приобщаться к классному коллективу

4. приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму Отчетливые изменения в период поступления ребенка в школу проявляются в поведении. Положительный эффект приспособления к школе сказывается в достижении относительного соответствия поведения требованиям новой среды и обеспечивается психологической готовностью к выполнению стоящих перед ребенком задач (выработка наиболее адекватных форм поведения в условиях меняющейся микросоциальной среды). Психологическая готовность к школе включает в себя и социальную зрелость. Доминирование мотива, побуждающего выполнять предъявляемые школой требования, роль ученика, познавательные интересы обеспечивают ребенку успешное приспособление к новым условиям школьного обучения. Недоразвитие мотивационно-потребностной сферы, недостаточная степень усвоения социальных норм препятствует эффективному овладению школьной системой обучения.

Учебная деятельность носит коллективный характер, поэтому при поступлении в школу ребенок должен обладать определенными навыками общения с другими детьми, благодаря которым он может быстро приобщиться к группе сверстников.

Большинство детей легко устанавливают дружеские связи, которые в этом возрасте основываются, как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов (дети сидят за одной партой, живут в одном доме и др.). И лишь для некоторых детей период установления дружеских взаимоотношений затягивается: они теряются в новом окружении, не могут в течение продолжительного времени сблизиться с одноклассниками, чувствуют себя одинокими.

В формировании этих отношений немаловажную роль играет учитель. Он выступает как авторитетный наставник, требующий выполнения определенных правил поведения и пресекающий всякие отклонения от них, постоянно оценивает работу школьников, а от этого во многом зависит его положение в классе.

Большинство поступающих в школу детей психологически подготовлены к ясному пониманию смысла этих норм и правил, но степень волевого развития у них неодинакова, поэтому часть детей испытывает трудности в этом плане.

Приспособление к школе протекает у детей по разному и отличается по скорости и устойчивости. Можно выделить три группы:

1. Большинство детей 56% адаптируется к школе в течение двух месяцев (первых) обучения. Часть из них не испытывает затруднений с самого начала. Учебная деятельность у' них носит постоянно выраженный характер, они добросовестно выполняют все требования учителя, доброжелательны, быстро приобретают друзей. У них наблюдается хорошее настроение, спокойное эмоциональное состояние. У некоторой части детей возникают сложности с приобретением социальных контактов: сфера общения в первые два месяца ограничена, активность на уроке снижена. У других трудности сопряжены с выполнением правил поведения: они часто отвлекаются на уроках, типичная ошибка в письменных работах - пропуск букв, на перемене временами конфлик­туют с одноклассниками. Однако затем происходит смена поведенческих реакций: повышение активности на уроках, нормализуются взаимоотношения с одноклассниками.

2.Ее составляют дети с неустойчивой адаптацией 30%. Их отличает более длительный период проявления неблагоприятных форм поведения. Это связано с плохой подготовкой этих детей к школе, низким уровнем развития у них познавательных интересов. Чаще всего у них нарушена учебная активность:

она носит кратковременный характер и заменяется игрой. В поведении этих детей в первые месяцы преобладает неадекватные поступки: на уроках они рисуют, играют, занимаются посторонними делами. Все это говорит о социальной незрелости этих детей: они еще не готовы взять на себя роль школьника. У некоторых из них на протяжении 3-4 месяцев обучения низкий уровень овладения школьной программой сопровождается трудностями во взаимоотношениях с учителем и одноклассниками. Они не поднимают руки на уроках, часто на обращенный к ним вопрос учителя отвечают тихим голосом, мало контактируют с одноклассниками. Лишь в конце первого полугодия негативные формы поведения сменяются у них на более адекватные.

3. Дети с нарушенной способностью адаптации. Для этих детей 14% характерно нарушение нормальных форм социально-психологической адаптации, что проявляется в ограниченной способности справляться со своими учебными и социальными функциями, в негативных формах поведения, появлении отрицательных эмоций. У некоторых детей этой группы очень слабо выражена учебная активность, отсутствие успехов в учебе резко снижает их социальный статус, дети-одноклассники активно их- отвергают. Подобная ситуация неблагоприятно сказывается на их эмоциональном состоянии. Постоянно меняется характер их взаимоотношений с учителем, чаще всего они избегают контакта с ним, выполняя требования формально. Они теряются при ответах на вопрос учителя, часто допускают ошибки, выполняя задания, перемены проводят в одиночестве, предпочитая не выходить из класса, а заняться каким-либо делом, сидя за партой. Выражений их лиц отражает эмоциональный дискомфорт: печаль, тревога, напряженность типичны для них.

У части детей отсутствие адаптации связано с поведенческими проблемами. На уроках эти дети невнимательны, часто не слушают объяснений учителя, отвлекаются на посторонние занятия, разговоры, если же они сосредотачиваются на задании, то выполняют его правильно. Нарушения поведения на уроках сопровождаются постоянными замечаниями со стороны учителя, записями в дневник, наказаниями. На перемене происходит разрядка напряжения: они бегают, кричат, мешают играть другим детям. Все это постоянно приводит к их изоляции, все чаще в поведении проявляются вспышки гнева, злости по отношению к одноклассникам.

АДАПТАЦИЯ (ПСИХИЧЕСКАЯ).

Судьба человека во многом определяется уровнем его адаптивности -врожденной и приобретенной способности к адаптации, то есть приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях.

Есть высоко-, средне - и низкоадаптивные люди. Врожденные основы адаптивности - это инстинкты, темперамент, конституция, эмоции, уровень врожденных сторон интеллекта, специальные способности, внешние данные и физическое состояние организма.

Уровень адаптивности повышается или понижается под воздействием воспитания, обучения, условий и образа жизни.

Высокая или нормальная адаптивность - это благоприятные:

-психофизические данные,

- высокая работоспособность,

- выносливость,

- устойчивость к стрессам (невзгоды, болезни),

- психическая и физическая гармоничность,

- гармоничность личностных качеств,

- высокий и средний интеллект,

- высокая или нормальная обучаемость,

- способность к приобретению опыта,

- мужественность или женственность,

- уверенность в себе,

  • адекватность притязаний и выбора жизненных целей.

Лучший тест на уровень активности - сама жизнь. В первую очередь в

экстремальных ситуациях, в преодолении трудностей, в часы испытаний и

невзгод, в конкурентных отношениях, при неблагоприятных природно-

климатических условиях.

Дезадаптация - всегда психосоматическая (души и тела) и протекает в трех

формах:

1. Невротическая (неврозы)

2. Агрессивно - протестной формы

3. Капитулятивно - депрессивной (психосоматические заболевания и нарушения поведения).

Адаптивность человека обеспечивается эволюционно-отобранными, целесообразными, врожденными особенностями его натуры.

Первой составляющей натуры человека, обеспечивающей адаптивность, являются инстинкты. В.И. Гарбузов выделяет семь инстинктов:

- самосохранения,

- продолжения рода,

- альтруистический,

- исследования,

- доминирования,

- свободы,

- сохранения достоинства.

И мы видим 7 первичных профилей личности, а с этим и 7 врожденных судьбоносных ориентации.

Инстинкты активно влияют на формирование системы отношений в неосознаваемой сфере психики.

Из инстинктивных побуждений вытекают первичные (фундаментальные) установки, соответственно формируется жизненный замысел, образ жизни, система ценностей и осуществляется сам выбор судьбы.

В норме у человека один или несколько инстинктов преобладают, остальные выражены, слабее (в разной степени), но влияют на личностные тенденции. Однако в силу определенных биологических и социальных факторов преобладание одного или нескольких инстинктов может быть чрезмерным (вплоть до болезненного), а проявление остальных может оказаться подавленным вплоть до атрофии. И тогда возникает инстинктопатия.
Между инстинктопатиями и психопатиями существует тесная связь и корреляция. При чрезмерном преобладании инстинкта:

1. Самосохранения возникает болезненная эгоцентричность (сверх эгоизм) и подавление инстинктов продолжения рода и альтруизма.

2. Продолжения рода - инстинктопатия с комплексом сверх матери (сверхотца) и подавление инстинкта самосохранения вплоть до самоотрицания.

3. Исследовательского - творческий фанатизм и подавление инстинктов продолжения рода, самосохранения.

4. Доминирования - инстинктопатия с суперкарьеризмом и атрофия инстинкта альтруизма, когда к цели «идут по головам».

5. Свободы - инстинктопатия с фанатизмом сверхреволюционеров и подавление инстинкта самосохранения вплоть до атрофии.

6.Сохранения достоинства - инстинктопатия с гордыней, фанатичным самоутверждением и атрофия инстинкта самосохранения.

7-Альтруизма - инстинктопатия с альтруизмом до фанатизма и подавление инстинктов доминирования, самосохранения.

Инстинктопатии приводят к конфликтным межличностным отношениям между людьми, их носителями, и индивидуумами с нормаль­ным доминированием того или иного инстинкта, а также к непримиримому антагонизму между носителями инстинктопатий!:

I и всех остальных П и всех остальных, кроме Ш

Ши1,У 1Уи1,У

УиШ,У1,УП У1и1,У

VII и V а также между собой I и I, V и V

У обычных людей из преобладания того или иного инстинкта вытекает типология индивидуальности. И каждый человек принадлежит к одному из семи типов:

I - эгофильный II - генофильный

Ш - альтруистический IV - исследовательский

V - доминантному VI - либертофильный (свобода)

VII - дигнитофильный (достоинство)

ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ ЭГОФИЛЬНЫЙ

С раннего детства проявляется склонность к повышенной осторожности, характерны: тенденция к симбиотической связи с матерью (ребенок не отпускает мать от себя ни на миг), невротические реакции на отрыв от матери (детский сад, санаторий, больница), склонность к страхам (страх темноты, одиночества, высоты, огня, воды и тд), нетерпимость к боли (отказ от лечения зубов, лечебных процедур), тревожность в отношении всего нового и неизвестного (в том числе в отношении незнакомых лиц), склонность к консерватизму, недоверчивости, подозрительности, мнительности.

Далее формируется личность с выраженной эгоцентричностью тревожной мнительностью, склонностью к ипохондрическим переживаниям, к отрицанию любого риска, а при неблагоприятных условиях со склонностью к страхам или истерическим реакциям. И это люди, для которых «безопасность и здоровье превыше всего». Эволюционная целесообразность наличия данного типа заключается в том, что его носители, сохраняя себя, являются хранителями генофонда рода, племени. Предпочитаемый цвет - серый.
II - ГЕНОФИЛЬНЫИ

Характерна своеобразная разновидность эгоцентризма, когда «я» заменяется понятием «мы» (семья) вплоть до отрицания «я». Ценности, цели, жизненный замысел подчинены одному - интересам детей, семье. Данная ориентация (основа) фундаментальна. Уже в детстве интересы этого типа людей;

фиксированы на семье, и Такой ребенок спокоен только тогда, когда отец и мать вернулись с работы, вся семья в сборе, все здоровы и у всех хорошее настроение. Он обостренно улавливает разлад в семье, и в этом случае у него возникает невроз. Дети такого типа тонко улавливают ухудшение самочувствия своих близких, отзывчивы и эмпатийны (сопереживание, сочувствие).

При неблагоприятных обстоятельствах формируется тревожная личность с фокусированием тревоги на детях, семье и возникновением страхов вплоть до фобий. И это люди, для которых «интересы семьи превыше всего!», а их кредо «мой дом - моя крепость».

Эволюционная целесообразность наличия данного типа заключается в том, что его носители - хранители семьи, а с этим - хранители генофонда рода, племени, хранители жизни. Предпочитаемый цвет - коричневый.

Ш - АЛЬТРУИСТИЧЕСКИЙ


Характерны доброта, эмпатийность отмечаемые уже в раннем возрасте. Они заботливы к близким, особенно к пожилым, понимают их состояние, способны отдать другим последнее, даже необходимое самим. Характерна его реакция на требования родителей дать отпор агрессивному сверстнику, ответить ударом-на удар, - «Я не могу ударить, ему будет больно!» Он переживает наказание других тяжелее, чем когда наказывают его самого. Он не переносит вида крови. Самоотверженные люди, посвятившие жизнь общественным интересам, защите слабых и нуждающихся, больных, инвалидов. Они убеждены, что не ;может быть хорошо всем, если плохо кому-то одному, а их кредо -«доброта спасет мир, доброта превыше всего!» И они, эволюционно, хранители доброты, мира, хранители жизни. Предпочитаемый цвет - синий.

IV - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ


У людей этого типа с раннего детства отмечается любознательность, стремление во всем добраться до сути. Ребенок, огорчающий родителей тем, что, будучи оставленным без присмотра, разберет будильник, радиоаппаратуру или пылесос до последнего винтика, замкнет электросеть, побывает всюду - от чердака до подвала, это ребенок «исследовательского» типа. Он часами может строить плотину на ручье или наблюдать жизнь рыбок в аквариуме.

Все нормально развивающиеся дети задают вопрос - почему? но ребенок исследователь задает это вопрос чаще и не довольствуется поверхностными ответами. Научившись читать, он предпочитает книги о путешествиях, фантастику, а начав изучать физику и химию, ставит эксперименты. Вначале его интересует все,-но далее все сильнее и сильнее захватывает какое-либо одно .увлечение. У детей этого типа рано обнаруживается склонность к творчеству, что проявляется в играх, рисунках. В конце концов их таких детей, чем бы они не увлекались, вырастают увлеченные, творческие люди. Великие путешественники, изобретатели, корифеи науки - лица этого типа. Их кредо - «творчество и прогресс - превыше всего». Эволюционная целесообразность наличия этого типа очевидна. Предпочитаемый цвет-красный.

V - ДОМИНАНТНЫЙ

С раннего возраста наблюдается стремление к лидерству и наличие качеств истинного лидера: умении организовать игру, поставить цель и проявить волю для ее достижения. При воспитании, учитывающем данное предопределение и призвание формируется мужественность, логичность мышления, критичность, ответственность, способность к прогнозированию, способность выделить главное, основное, уловить новизну и эффективность идеи. Для такого человека характерны доминирование левополушарного стиля восприятия и реагирования, эмоциональная сдерженностъ, деловитость я прагматизм (практический ум), приоритет статусных потребностей (карьеризм).

Формируется личность, знающая чего она хочет и как достигнуть желаемого, упорная и настойчивая в достижении цели/Для лиц доминантного типа характерны: эгоцентризм, но с признанием общественных интересов и ценностей как целесообразной необходимости готовность к тщательно просчитанному риску, но без авантюризма; признание необходимости реформ, но путем эволюции, а не революции, умение разбираться в людях. В общении, деловых контактах характерна ориентация на лидеров, деловых людей и пренебрежение к слабым и к «лирикам» при готовности, однако, покровительствовать им.

Л/Для них характерна склонность учитывать интересы «всего коллектива, всего народа» при пренебрежении интересами одного, конкретного человека. Их кредо — «дело и порядок превыше всего, один - ничто, все - всё, будет хорошо, всем - будет хорошо каждому».1! Эволюционная целесообразность наличия данного типа, рождающего государственных лидеров и организаторов, в том, что они хранители интересов и чести всего рода, племени. Предпочитаемые цвета -зеленый и красный.

VI - ЛИБЕРТОФИЛЬНЫЙ


Уже в колыбели дети этого типа резко протестуют, когда его пеленают, долго удерживают в кроватке, склонность к протесту против любого ограничения свободы, растет вместе с ним.'Для детей этого типа характерна склонность к отрицанию авторитетов, в первую очередь учителей, если речь идет о школе.

Характерны темпераментность, терпимость к боли, лишениям и стремление к ^самостоятельности. Рано появляется тенденция, выражаемая словами «мой дом -это весь мир!», равно как и склонность рано покидать отчий дом. В поведении преобладает упрямство,, негативизм, невосприимчивость к внушению. Характерна предрасположенность к риску, авантюризм, оптимистичность, склонность к перемене мест, работы, образа жизни, нетерпимость обыденности, путины и бюрократизма. Подавлены инстинкты самосохранения и продолжения рола, что проявляется в склонности к уходу из семьи. Кредо таких людей -«свобода в первую очередь, превыше всего!». Они хранители интересов и свободы каждого, индивидуальности, они естественно ограничивают тенденции лиц «доминантного» типа. Предпочитаемые цвета - желтый и красный.

УП - ДИГНИТОФИЛЬНЫЙ


Уже в раннем возрасте человек этого типа способен уловить насмешку и абсолютно нетерпим к любой форме унижения. Это тот случай, когда с ребенком можно договориться, только убедив его и только лаской. Характерна безоглядность, готовность поступиться всем в отстаивании своих прав. Инстинкт самосохранения у такого человека на последнем месте. В личной характеристике приоритетна проблема личности, семейной, национальной гордости. Эволюционная целесообразность наличия этого типа заключается в том, что его носители - хранители чести и достоинства, индивидуальности личности, а с этим - ЖИЗНИ, достойной человека. Предпочитаемые цвета - зеленый и серый.

Естественно, наряду с «чистыми» типами, наблюдаются и смешанные, I когда сочетаются 1 и 2, 2 и 3, 4 и 5, 5 и 7, 1 и 4, 2 и 5, 4 и 7, 1 и 5, 2 и 7, 1 и 6, | 1и7I 61 В.И.Гарбузов Г 20 Практическая психотерапия, 1994 год.
написать администратору сайта