Главная страница
Навигация по странице:

Поволжье. Машиностроительный комплекс



Название Машиностроительный комплекс
Анкор Поволжье.doc
Дата 26.05.2017
Размер 50 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Поволжье.doc
Тип Документы
#9656

Машиностроительный комплекс, на который приходится треть про­изводимой промышленностью продукции, объединяет разнообразные машиностроительные производства. В Поволжье выпускают значитель­ную часть общероссийского производства станков, автомобилей, под­шипников, электротехнических изделий, приборов, вычислительной техники, сельскохозяйственных машин, оборудования для нефтехимии, строительной техники. Особое место в комплексе занимает транспортное машиностроение, представленное производством самолетов и вертоле­тов» грузовых и легковых автомобилей, троллейбусов, велосипедов, пас­сажирских и сухогрузяых судов, танкеров.

Авиационная промышленность возникла в годы войны в городах Самаре и Саратове. В настоящее время она специализирована на произ­водстве самолетов и вертолетов (Самара, Саратов, Казань, Ульяновск).

Поволжье — крупнейший в стране производитель автомобилей. На него приходится более 15% российского выпуска грузовых и 78,3% лег­ковых автомобилей. Для развития этой отрасли в районе имеются все не­обходимые предпосылки: он находится в зоне концентрации основных потребителей продукции, хорошо обеспечен транспортной сетью, уро­вень развития промышленного комплекса позволяет организовать широ­кие связи по кооперированию.

Волжский автозавод в г. Тольятти выпускает около 600 тыс. автомо­билей в год. По технической оснащенности цехов, уровню механизации и автоматизации, производительности труда он ведущий в автомобиль­ной промышленности страны. ВАЗ имеет обширные связи по коопера­ции.

В комплектации автомобиля «Жигули» участвуют Нижнекамский завод (покрышки). Волжский завод резинотехнических изделий (про­кладки, уплотнители, резиновые кольца), заводы г. Димитровграда (тканевые материалы для обивки и утепления салона, кузовная армату­ра, карбюраторы, вкладыши), а также предприятия, специально постро­енные для ВАЗа в других районах страны, например Вологодский под­шипниковый завод.

КамАЗ — крупнейшее в стране предприятие по производству грузо­вых автомобилей большой грузоподъемности. В его составе семь заводов: автомобильный, двигателей, прессово-рамный, кузнечный, литейный, колесный, ремонтно-инструментальный. Автомобильный завод спро­ектирован на выпуск в год 150 тыс. машин различных модификаций грузоподъемностью 8т. В настоящее время производство автомобилей сократилось до 8 тыс. штук. КамАЗ имеет более 100 предприятий-смежников, обеспечивающих поставки необходимых комплектующих изделий.

Ульяновский автозавод возник в 1941 г. на базе эвакуированного московского ЗИЛа. Здесь создана серия автомобилей УАЗ высокой про­ходимости грузоподъемностью 0,8т, предназначенных для перевозки мелких партий грузов по дорогам не только с твердым покрытием, но также по грунтовым и проселочным. В г. Сердобске (Пензенская об­ласть) организован филиал ЗИЛа, а в Балашове — завод, выпускающий автомобильные прицепы. 100% российского производства троллейбусов дает завод в г. Энгельсе.

Традиционная отрасль Поволжья — речное судостроение. Крупней­ший центр судостроения и судоремонта— г. Астрахань.

Для обеспечения сельского хозяйства и нефтяной промышленности — важных отраслей хозяйственного комплекса района — машинами и обо­рудованием создано сельскохозяйственное и нефтяное машиностроение.

Выделяется Поволжье также производством подшипников (Самара, Волжский), станков (Самара, Ульяновск), электротехнических изделий (Самара, Казань), вычислительной техники (Казань), приборов (Пенза).

Металлургия Поволжья не удовлетворяет потребности его машино­строения в черных металлах. Оно получает их из других районов стра­ны. Единственный в районе передельный завод «Красный Октябрь» в Волгограде — крупный производитель высококачественного металла. В г. Волжском построен трубный завод, выпускающий электросварные трубы большого диаметра для нефтяной и газовой промышленности. Два предприятия района выпускают цветные металлы для отрасли: Волго­градский алюминиевый завод — самое крупное предприятие этого профи­ля на европейской территории страны и Самарский металлургический завод, специализированный на производстве легких сплавов и изделий из них.

Старейшей отраслью является промышленность строительных мате­риалов. Ее развитию в Поволжье способствуют богатая сырьевая база, а также растущие потребности индустриального и жилищного стро­ительства. Выделяется производство цемента в городах Вольске, Новоульяновске, Михайловке, Жигулевске, а также бетонных и железо­бетонных изделий, асбестоцементных труб, шифера, толя, рубероида, силикатного кирпича. Осуществляемое на протяжении нескольких деся­тилетий строительство гидроэлектростанций, крупных промышленных комплексов обусловило создание в районе мощной строительной индуст­рии.

Положение близ Волги — важной лесосплавной магистрали — приве­ло к появлению в Поволжье деревообрабатывающей промышленности, лесопиления, производства фанеры, мебели.

В легкой промышленности важное место занимает текстильная, пред­ставленная производством шерстяных (суконных) и хлопчатобумажных тканей. Старейшее в районе шерстяное производство возникло еще до революции. Его центры находятся в Ульяновской и Пензенской облас­тях (Барыш, Языкове, Сурск и др.). Крупный Камышинский хлопчато­бумажный комбинат в Волгоградской обл. обеспечивает потребности района в своей продукции. Синтетические ткани из капрона выпускают в г. Балашове (Саратовская обл.,).

С начала 90-х годов XX в. промышленность всех субъектов РФ в рай­оне переживает резкий спад производства, объясняемый изменением экономической ситуации, появлением новых форм собственности, сла­быми темпами проведения экономических реформ. Сказывается отсутст­вие и государственной, и региональной политики развития района. Про­ведению региональной политики должно способствовать создание ассоци­ации «Большая Волга», которая включает Волго-Вятский и Поволжский районы. Основная ее задача — объединение финансовых, промышлен­ных, сырьевых ресурсов в рамках единого экономического пространства. Предусматривается проведение единой экономической политики струк­турных преобразований, крупных финансовых и коммерческих операций, совместного промышленного строительства, реализации крупных науч­но-технических проектов.

Динамичное развитие промышленности невозможно без формирова­ния банковско-финансовой инфраструктуры— финансово-промышлен­ных групп, корпораций, консорциумов, транснациональных компаний. Такую инфраструктуру уже начали создавать. Одна из первых финансово-промышленных групп в районе — АО «Волжский оргсинтез», ставший соучредителем трех банков и владельцем крупных пакетов акций некоторых предприятий и фирм городов Волгограда и Волжского.

Агропромышленный комплекс Поволжья представлен развитым сельским хозяйством и перерабатывающей промышленностью межрай­онного значения. Район издавна был одним из важнейших земледельче­ских в стране. В настоящее время он занимает первое место в России по площади сельскохозяйственных угодий (18,7%). Из 25,5млн. га посев­ной площади примерно 18—19млн заняты зерновыми культурами. На район приходится 18,4% российского производства зерна. По этому по­казателю он уступает лишь Северо-Кавказскому. Особое место в зерно­вом хозяйстве занимает производство яровых высокобелковых и твер­дых сильных пшениц. Посевы озимой пшеницы расположены в основ­ном на правобережье, в Саратовской и Волгоградской областях, где зима значительно мягче, чем в Заволжье.

Поволжье выделяется среди других районов и выращиванием крупя­ных культур. В хорошо увлажненных его частях выращивают гречиху, а в более засушливых — просо. В Астраханской области выращивают рис.

Технические культуры занимают существенно меньшие посевные площади. Преобладают в их посевах масличные: подсолнечник, горчи­ца. Подсолнечника особенно много в Саратовской области. Горчицу выращивают в Волгоградской и Саратовской областях. По производству горчицы Поволжье занимает первое место в стране.

Из других культур стоит отметить коноплю (Пензенская и Ульянов­ская области), лен-долгунец (Татарстан, Ульяновская область), кори­андр и мак (Самарская и Саратовская области).

Отрасли специализации сельского хозяйства Поволжья — овощевод­ство и бахчеводство. Основной ареал их выращивания — Волго-Ахтубинская долина Астраханской области. Широко известны астраханские помидоры и высокосахаристые арбузы.

Развито животноводство молочно-мясного и мясошерстного на­правления. Район дает 14,1% общероссийского производства мяса и 13,7% молока.

В полупустынной зоне развито овцеводство. В Калмыкии большое значение имеют коневодство и производство кумыса.

Важнейшая проблема развития Сельского хозяйства района — необ­ходимость проведения работ по орошению земель, обводнению пастбищ. Острозасушливая зона Поволжья охватывает территорий Самарской, Саратовской, Волгоградской и Астраханской областей. Республики Калмыкии. Периодически повторяющиеся здесь засухи резко снижают урожайность зерновых (в Саратовской области, например, с 25 до 5 ц/га), особенно (в 10—15 раз н более) в левобережных районах зоны сухих степей.

В районе действует несколько оросительных систем: Саратовский оросительно-обводнительный канал, Палласовский оросительный канал, Тажинская, Тольяттинская и Приволжская оросительные системы. Основным принципом ирригационного строительства становится созда­ние не отдельных каналов, орошающих сравнительно небольшие площа­ди, а крупных инженерных систем регулярного действия и закрытого типа. На территории района можно выделить три основные зоны ороше­ния: Поволжскую возвышенность, Заволжские сырты и Прикаспийскую низменность. В Волго-Ахтубинской пойме, где удачно сочетаются жаркий климат, большие площади плодородных земель, обилие воды для орошения, хорошо произрастают бахчевые культуры, капуста, лук, баклажаны, кабачки, особенно помидоры и арбузы.

Важная часть агропромышленного комплекса — пищевая промыш­ленность. Условия для ее развития исключительно благоприятны: обес­печенность сельскохозяйственным сырьем, значительные производст­венные мощности, потребности населения Поволжья и других районов страны.

Кроме обычных для любого экономического района отраслей, обеспе­чивающих местное население продуктами питания (мясом, маслом, молоком, хлебом), пищевая промышленность Поволжья имеет несколь­ко производств общероссийского значения. Старейшая отрасль его пищевой индустрии — мукомольная — развита в Саратовской, Са­марской и Ульяновской областях. Район самый крупный в России по вы­возу муки. Переработкой соли выделяются предприятия Волгограда и Волгоградской области. В Астраханской области сконцентрированы рыбные заводы, выпускающие различную продукцию, особенно из осет­ровых рыб.

В районе представлены все виды современного транспорта: желез­нодорожный, речной, морской, авиационный, автомобильный и трубо­проводный. Основные транспортные и инженерно-технические «оси» развиваются в широтном направлении и обеспечивают доставку в район сырья: нефти, газа, угля, металла.

Из шести железнодорожных магистралей, соединяющих западные и восточные районы страны, пять пересекают Поволжский район. Они проходят через Казань, Бугульму, Самару, Саратов, Астрахань. Самое мощное и загруженное Самарское направление — важное звено Трансси­бирской магистрали. У Кинеля к нему примыкает Среднеазиатское на­правление. Загрузка транспортной сети на Самарском участке превыша­ет средние показатели примерно в пять раз. Железнодорожная сеть района улучшилась благодаря укладке вторых путей на магистрали Москва — Казань — Екатеринбург. Внутрирайонные связи осуществля­ются по меридиональной железной дороге Свияжск — Ульяновск — Сызрань — Саратов — Иловля, которая имеет выход на Волгоград и Ка­зань.

По развитию водного транспорта Поволжье занимает ведущее место в стране. Гидротехническое строительство и заполнение водохранилищ превратило Волгу в глубоководный путь. По Волго-Камскому пути и че­рез систему каналов район имеет выход к Каспийскому, Черному, Азов­скому, Балтийскому и Белому морям. Основные перевозимые по этому пути грузы — зерно, нефть, строительные материалы. С низовий Волги вверх движутся баскунчакская соль, астраханские и камышинские ар­бузы, овощи, рыба. Среди массовых грузов, перевозимых вниз по Волге, преобладает лес.

Из общего объема перевозок грузов около 70% приходится на меж­районные. Часть сырья, проходящего через район транзитом, остается в поволжских городах и используется многими отраслями их промышлен­ности: машиностроительной, химической, деревообрабатывающей и др.

В Поволжье сформирован мощный трубопроводный транспорт, по которому нефть из районов добычи направлялась во все районы страны и на экспорт. Основные направления: Альметьевск — Нижний Новго­род — Ярославль — Москва — Рязань; Самара — Новороссийск; Аль­метьевск — Самара — Брянск — Мозырь и далее в страны Восточной Европы (нефтепровод «Дружба»).
написать администратору сайта