Главная страница
Навигация по странице:

  • Раздел I. Ранняя диагностика отклонений в развитии и общие подходы к лечебно-педагогической работе.................................. 5

  • Раздел II . Лечебно-педагогическая работа (содержание и методы) .

  • Рекомендуемая литература

  • Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика ранний и дошкольный возраст Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. М. Гуманит изд центр владос, 1997. 304 с


    Скачать 0.65 Mb.
    НазваниеМастюкова Е. М. Лечебная педагогика ранний и дошкольный возраст Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. М. Гуманит изд центр владос, 1997. 304 с
    АнкорМастюкова Е.М. Лечебная педагогика.doc
    Дата06.12.2017
    Размер0.65 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаМастюкова Е.М. Лечебная педагогика.doc
    ТипКнига
    #11670
    страница1 из 11
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Мастюкова Е.М.

    Лечебная педагогика (ранний и дошкольный воз­раст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в разви­тии. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 304 с.

    В книге обобщены многолетние данные автора, а также оте­чественных и зарубежных исследований по диагностике и кор­рекции различных форм аномального нервно-психического раз­вития детей.

    Особое внимание обращено на раннюю диагностику наибо­лее частых отклонений в развитии познавательной деятельности и сложных дефектов.

    Книга предназначена специалистам по коррекционной педа­гогике. Она может быть полезна для студентов дефектологиче­ских и психологических факультетов, детских психоневрологов, педиатров, семейных врачей, а также родителей.

    Оглавление

    Введение ............................................................................................................................................................................................................ 3

    Раздел I. Ранняя диагностика отклонений в развитии и общие подходы к лечебно-педагогической работе.................................. 5

    Глава 1. Возрастные закономерности психомоторного развития................................................................................................................. —

    Глава 2. Ранняя стимуляция психомоторного развития.................................................................................................................................. 21

    Глава 3. Основные формы аномального психического развития (клиническая характеристика) ..............................................................26

    1. Нарушения познавательной деятельности.................................................................................................................................................... —

    1.1. Умственная отсталость................................................................................................................................................................................—

    1.2. Задержка психического развития............................................................................................................................................................... 29

    1.3. Нарушения познавательной деятельности у детей с тяжелыми речевыми расстройствами………………….................................... 31

    1.4. Нарушения познавательной деятельности у детей с церебральными параличами............................................................................... 35

    1.5. Дети с нарушениями слуха, зрения, ранним детским аутизмом..............................................................................................................39

    Глава 4. Судорожный синдром и наиболее распространенные соматические и нервно-мышечные заболевания у детей раннего возраста..................................................................................................................................................................................................................40

    1. Нервно-мышечные заболевания.....................................................................................................................................................................49

    2. Нервно-психические нарушения в связи с черепно-мозговой травмой.................................................................................................... 50

    Глава 5. Ранняя диагностика отклонений в развитии...................................................................................................................................... 52

    1. Общие теоретические положения..................................................................................................................................................................—

    2. Основные методы клинико-психолого-педагогической диагностики отклонений психического развития у детей........................... 59

    2.1. Медицинская диагностика. Диагностика некоторых синдромальных форм психического дизонтогенеза........................................—

    2.1. Медицинская диагностика. Ранняя диагностика детского церебрального паралича…………………………………………............71

    2.2. Психопатологическое исследование..........................................................................................................................................................74

    2.3. Психолого-педагогическая диагностика....................................................................................................................................................75

    2.4. Основные методы педагогической диагностики.......................................................................................................................................—

    2.4.1. Констатирующий эксперимент................................................................................................................................................................78

    2.4.2. Обучающий эксперимент........................................................................................................................................................................ 80

    2.5. Нейропсихологическое и логопедическое обследование…………………………………………………………………………........ 81

    2.6. Диагностика развития мышления ............................................................................................................................................................. 82

    3. Диагностика нарушений речи и оценка коммуникативного поведения................................................................................................... 86

    3.1. Алалия и нарушения коммуникативного поведения .............................................................................................................................. 87

    3.2. Обследование экспрессивной речи ........................................................................................................................................................... 90

    3.3. Заикание.........................................................................................................................................................................................................91

    3.4. Нарушения коммуникативного поведения детей с недостатками слуха................................................................................................97

    3.5. Нарушения коммуникативного поведения при раннем детском аутизме ……………….......................................................................99

    4. Аутистические проявления при некоторых нервно-психических заболеваниях у детей........................................................................104

    Глава 6. Некоторые показатели готовности к обучению детей с особыми проблемами развития............................................................108

    Глава 7. Роль электроэнцефалографического исследования в оценке готовности к школьному обучению............................................117

    Глава 8. Что такое лечебная педагогика?..........................................................................................................................................................121

    Раздел II. Лечебно-педагогическая работа (содержание и методы).........................................................................................................131

    Глава 1. Общие принципы лечебной педагогики..............................................................................................................................................—

    Глава 2. Физическое воспитание........................................................................................................................................................................140

    2.1. Воспитание и укрепление общего здоровья ребенка.................................................................................................................................—

    2.2. Развитие и нормализация движений .........................................................................................................................................................145

    2.3. Физическое воспитание в преддошкольном возрасте.............................................................................................................................162

    2.4. Физическое воспитание в дошкольном возрасте.....................................................................................................................................163

    2.5. Развитие пространственных представлений и конструктивного праксиса в процессе физического воспитания ............................164

    Глава 3. Поэтапное формирование устной речи и коррекция речевых нарушений.....................................................................................170

    Глава 4. Ознакомление детей с окружающим миром......................................................................................................................................180

    Глава 5. Сенсорное воспитание и развитие игровой деятельности................................................................................................................183

    Глава 6. Развитие познавательной деятельности.............................................................................................................................................194

    Глава 7. Подготовка к обучению математике, чтению и письму...................................................................................................................201

    7.1. Подготовка к обучению математике..........................................................................................................................................................—

    7.2. Формирование предпосылок к обучению чтению к письму...................................................................................................................204

    7.3. Подготовка к обучению письму...................................................................................................................................................................—

    7.4. Подготовка к обучению чтению.................................................................................................................................................................205

    7.5. Роль дидактических игр в умственном воспитании дошкольников.......................................................................................................206

    Раздел III. Дифференциация лечебно-педагогической работы в зависимости от структуры ведущего нарушения и медицинского диагноза................................................................................................................................................................................................................207

    Глава 1. Общий теоретический подход........................................................—

    Глава 2. Принципы лечебно-педагогической работы при умственной отсталости.....................................................................................208

    Глава 3. Лечебно-педагогическая работа при умственной отсталости..........................................................................................................210

    Глава 4. Принципы лечебно-педагогической работы при задержке психического развития....................................................................215

    Глава 5. Лечебно-педагогическая работа при задержке психического развития........................................................................................222

    Глава 6. Принципы лечебно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (ТНР) ......................................22 6

    6.1. Лечебно-педагогическая работа с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР) .................................................................................—

    6.2. Воспитание ребенка с отставанием в развитии речи.............................................................................................................................232

    Глава 7. Лечебно-коррекционная работа при детском церебральном параличе (ДЦП)............................................................................234

    7.1. Ранняя стимуляция психического и речевого развития ........................................................................................................................—

    7.2. Кондуктивное воспитание при детском церебральном параличе (ДЦП)...........................................................................................235

    7.3. Ранняя логопедическая работа.................................................................................................................................................................236

    7.4. Развитие двигательных функций.............................................................................................................................................................241

    Глава 8. Лечебно-педагогическая работа с детьми с нарушениями зрения................................................................................................243

    Глава 9. Лечебно-педагогическая работа с детьми с нарушениями слуха .................................................................................................248

    9.1. Современные методы медицинской реабилитации детской тугоухости..............................................................................................256

    Глава 10. Лечебно-педагогическая работа с детьми с эмоциональными расстройствами и нарушениями общения............................258

    Глава 11. Основы лечебно-педагогической работы при детской шизофрении и эпилепсии……….........................................................264

    Глава 12. Лечебно-педагогическая работа с соматически ослабленными детьми и детьми с повышенной нервной возбудимостью

    и нарушениями поведения................................................................................................................................................................................266

    12.1. Лечебно-коррекционные и педагогические мероприятия ...................................................................................................................268

    Глава 13. Лечение и психотерапевтическая работа с семьей.........................................................................................................................270

    13.1. Общеоздоровительные мероприятия......................................................................................................................................................—

    13.2. Медикаментозная терапия (общая характеристика основных лекарственных препаратов)............................................................273

    13.3. Психотерапия в коррекционной работе с детьми с отклонениями в развитии..................................................................................278

    13.4. Психотерапевтическая работа с семьей.................................................................................................................................................280

    Заключение.........................................................................................................................................................................................................284

    Приложение 1. Некоторые показатели психического и физического развития детей раннего возраста..................................................287

    Приложение 2. Развитие зрительно-моторной координации и тонких дифференцированных движений рук........................................291

    Приложение 3. Стимуляция доречевого и речевого развития.......................................................................................................................292

    Приложение 4. Некоторые упражнения по подготовке к формированию графических навыков……………………..............................293

    Приложение 5. Некоторые рекомендации по руководству самостоятельной двигательной активностью детей с отклонениями в развитии...............................................................................................................................................................................................................295

    Рекомендуемая литература.............................................................................................................................................................................298
    Светлой памяти М.С.Певзнер посвящается

    Введение

    Цель этой книги — помочь педагогам, воспитателям и роди­телям в подготовке к обучению детей раннего и дошкольного возраста с различными отклонениями в развитии и хрониче­скими соматическими заболеваниями.

    Знание основ лечебной педагогики необходимо для созда­ния специальных условий и предпосылок для возможности ус­пешного обучения каждого ребенка с различными неврологи­ческими, психическими и хроническими соматическими забо­леваниями и отклонениями в развитии. В книге рассказывается о том, как обеспечить возможность успешного обучения каж­дого из этих детей, как способствовать лучшему усвоению ими знаний, как развивать их познавательные способности и инте­рес к занятиям, активизировать их самостоятельную познава­тельную активность. Дается описание коррекционных занятий по сенсорному воспитанию, развитию игровой деятельности, речи, ознакомлению детей с окружающим миром, формирова­нию начальных математических представлений, развитию лич­ности и межличностных отношений.

    Особое внимание уделяется сочетанию педагогического про­цесса с лечебно-гигиеническими и оздоровительными мероприя­тиями.

    Коррекционная направленность педагогического процесса предполагает преодоление и коррекцию имеющихся у ребенка нарушений: двигательных, речевых, интеллектуальных, поведен­ческих расстройств, нарушений общения, недостаточности выс­ших психических функций, например, пространственных нару­шений.

    Эффективность предлагаемых приемов коррекционной пе­дагогической работы возможна только при систематическом и раннем их применении с учетом дифференцированного подхо­да в зависимости от структуры нарушенного развития, клинического диагноза, характера ведущего нарушения и особенно­стей вторичных отклонений в развитии.

    Эффективность лечебно-педагогических коррекционных и развивающих мероприятий в значительной степени зависит от сотрудничества специалистов и родителей.

    Успех лечебно-коррекционной работы определяется не только дифференцированностью подхода с учетом специфики откло­нений в развитии, соматического, неврологического и психиче­ского состояния ребенка, но и его индивидуальными особенно­стями, склонностями, интересами, способностями, особенно при возможно более раннем их выявлении и развитии.

    Из предлагаемых рекомендаций педагоги, воспитатели и ро­дители могут выбрать те, которые представляются им наиболее целесообразными с учетом вида аномального развития, степени и характера нарушений различных функций, а также компенса­торных и возрастных возможностей ребенка и конкретных ус­ловий жизни.

    Предлагаемая вниманию читателей книга — результат обоб­щения многолетнего опыта работы автора с детьми, имеющими отклонения в развитии, а также критического анализа отечест­венной и зарубежной литературы.

    Книга предназначена педагогам, воспитателям, логопедам, детским психоневрологам, работающим в детских восстанови­тельных центрах, специальных яслях, домах ребенка, детских садах, а также родителям. Она может быть полезна студентам дефектологических, психологических и педиатрических факуль­тетов, а также детскому семейному врачу.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
    написать администратору сайта