Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

МЕТОДЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ. Методы рационального чтения



Скачать 347 Kb.
Название Методы рационального чтения
Анкор МЕТОДЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ.doc
Дата 16.01.2018
Размер 347 Kb.
Формат файла doc
Имя файла МЕТОДЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ.doc
Тип Методическое пособие
#15158
страница 1 из 4
  1   2   3   4

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«ЯРОСЛАВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
БИБЛИОТЕКА ПЕРВОКУРСНИКА

МЕТОДЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ


Издание 2-е


Ярославль

2007 год
УДК37

ББК74


Составитель: Хмаро Наталья Владимировна – доцент кафедры педагогики и психологии с курсом ФПДО, кандидат педагогических наук.

Рецензент: Русина Н.А. доцент, заведующая кафедрой педагогики и психологии с курсом ФПДО, кандидат психологических наук.
Методы рационального чтения. Методическое пособие для студентов. Ярославль, Аверс Плюс, 2007, 32 с.
Чтение учебной и научной литературы — сложная умственная деятельность, от эффективности которой зависят успешность учения и самообразования, а также степень разви­тия умственных способностей студента. В методическом пособии рассматриваются основы рациональной организации чтения, даются практические советы по работе с книгой.

Адресовано студентам высших учебных заведений.
Утверждено и разрешено к печати Центрально-координационным методическим советом и редакционно-издательским советом академии (протокол № 1 от 31.10.06)

Содержание
1. Введение 4

2. Культура чтения 5

3. Способы чтения 8

4. Умение задавать вопросы 9

5. Закономерности чтения 10

6. Ключевые слова 10

7. Методы чтения 11

8.Слова-ориентиры 15

8. Приёмы осмысления текста 16

9. Заучивание наизусть 17

10. Ведение записей в процессе чтения 19

10. Оформление конспекта 20

11. Контрольные вопросы и задания 22

12. Рекомендуемая литература 32

Ум без книги, что птица без крыльев
Введение
За годы учебы в вузе усвоить весь объем знаний, накоп­ленных человечеством, невозможно. Поэтому необходимо научиться самостоятельно добывать знания из огромного коли­чества сведений, содержащихся в литературе, отбирать и усваи­вать главное, творчески применять его в своей учебной деятель­ности. Чтение учебной и научной литературы является не только важнейшим средством приобретения суммы знаний, но и неза­менимой школой мышления, способом овладения искусством письменной речи.

Чтение представляет собой достаточно сложный механизм восприятия графической информации. Помимо психологических процессов (зрительное восприятие) и мыслительных (логическая обработка) в процессе чтения участвуют также образное мыш­ление, чувственное восприятие и целый ряд различных инструментов человеческого сознания.

Чтение — взаимосвязанная последовательность действий, которая предусматривает восприятие, осмысление, переработку, хранение информации. Основным каналом восприятия является зрительный, но кроме него информация поступает по речеслуховому и речедвигательному каналу (анализатору).

Скорость и качество чтения зависят от методики чтения. Нерациональное чтение не только способствует возникновению дефицита времени, но и тормозит развитие памяти, внимания, мышления, приводит к бессистемности и, следовательно, к бес­полезности знаний, нередко вызывает переутомление, головные боли, неврозы.

Отметим типичные недостатки традиционного чтения.

1. Отсутствие гибкой стратегии. Люди, как правило, оди­наково медленно читают как детективный роман, так и научную статью или учебную литературу, хотя нетруд­но заметить, что информационная насыщенность их раз­лична и, значит, подход при чтении должен быть разным. Умение выбрать оптимальный способ чтения с учетом поставленной цели, характера материала, бюджета вре­мени и называется гибкой стратегией чтения.

2. Рассеянность внимания. Медленно читающий человек с недостаточной скоростью получает информацию для обеспечения нормального мыслительного процесса. В результате формируются отвлеченные от предмета чте­ния мысли, которые уводят нас «вдаль», в то время как мы механически продолжаем читать текст. И внезапно мы обнаруживаем, что уже давно упустили нить повество­вания и возвращаемся к началу, в лучшем случае, абза­ца. Такой процесс чтения не доставляет ни удовольствия, ни пользы.

3. Регрессия.Другой недостаток традиционного чтения – регрессия, т.е. непроизвольное возвратное движение глаз человека к недопонятому слову или словосочетанию, при­вычка возвращаться глазами к прочитанному тексту без особой необходимости. Данное действие читатель часто совершает механически, теряя при этом скорость чтения. Таким образом совершаются холостые движения глаз и повторное прочтение отдельных участков строки. Для некоторых читателей характерен тот факт, что независи­мо от сложности текста они прочитывают его посредством постоянных регрессий дважды. При этом регрессии вызваны не упущенным смыслом фразы, а страхом его упустить, сомнением в своих возможностях понять ее. Эта вредная привычка снижает скорость чтения и может при­вести к потере главной идеи текста. Конечно, не все совер­шаемые читателем возвраты при чтении обусловлены привычкой подстраховаться. Нередко при чтении слож­ного, насыщенного информацией текста возникают вопросы, требующие обдуманного и вторичного прочте­ния данной части текста. Такие возвраты называют реципациями, в отличие от механических регрессий они быва­ют неизбежны и носят целенаправленный осмысленный характер. Однако рекомендуется все-таки их избегать, заменяя повторным прочтением материала после окон­чания первого. Это способствует более глубокому осмыс­лению уже однажды прочитанного текста.

4. Привычка делать частые остановки глаз при прочтении одной строки текста. Многие привыкли делать на стро­ке до 4-5 остановок, при этом со строки считывается от 12 до 24 символов. А некоторые неподготовленные читатели читают по одному слову за один раз, останав­ливая глаза на каждом слове, с последующим движением к другому, перескакиванием назад и блужданием по сто­ронам. Таким образом наши глаза осуществляют несколь­ко скачков по строке и еще один скачок с конца предыду­щей на начало следующей строки. Уменьшая до мини­мума скачки глаз по строке и их блуждание по сторонам, можно значительно повысить скорость чтения и улуч­шить понимание текста. Некоторые при чтении водят пальцем по строкам или поворачивают голову вслед за изменением направления взгляда, слева направо — по строке и справа налево — к новой строке. Такое же отрицательное влияние на скорость чтения оказывает привычка проговаривать вслух или про себя слова текста. При этом скорость чтения, по существу, не отличает­ся от скорости речи, хотя должна быть в 3—4 раза выше. У большинства читателей, которые не произносят слова ни вслух, ни про себя, замечена артикуляция органов речи: мышцы языка, губ, гортани получают импульсы движения, как при произнесении слов, что также замед­ляет чтение.
КУЛЬТУРА ЧТЕНИЯ
Для того, чтобы чтение было плодотворным, необходимо обладать определенными навыками, культурой чтения. Под ней подразумеваем не только умение самостоятельно выбрать нужные для занятий книги, ориентироваться в библиотечных каталогах, делать записи из произведений, конспектировать их, но, прежде всего, умение рационально читать. Овладение правильной, научно обоснованной методикой чтения предполагает знание основных правил работы с книгой и использование их в познавательной деятельности с учетом своих индивидуальных особенностей.

Как правильно организовать чтение. Важнейшим условием рациональной работы с книгой является умение:

  • четко сформулировать цели,

  • выработать мотивацию к эффективному чтению,

  • выбрать оптимальный способ чтения.

Следует помнить о двух основных целях работы с научной литературой:

1) приобретение необходимой информации;

2) развитие своих способностей, прежде всего, логической памяти, мышления, внимания.

Обе они взаимосвязаны и предполагают активную творческую работу в процессе чтения, четкий логический анализ содержания и структуры текста. Правильно читая научную или учебную книгу, мы следим за ходом мысли автора, продумываем его рассуждения, усваиваем методы, изложенные в книге, учимся доказывать, объяснять.

Одним из важнейших условий высокопродуктивного и быстрого чтения является четкое планирование работы. В первую очередь планируется содержание процесса чтения. Приступая к изучению какой-то проблемы или области знания, сначала необходимо:

  1. составить список основной литературы,

  2. затем самостоятельно либо с помощью преподавателя или специалиста в этой области наметить план чтения. В нем на первом месте будут работы, которые в данной области являются основополагающими, фундаментальными. Впоследствии переходят к тем книгам и статьям, которые дополняют уже усвоенные знания.

  3. Затем составляется календарный план работы с учетом затрат времени, широты изучения проблемы, трудоемкости пла­нируемой работы и сроков ее завершения. При умелом распреде­лении умственного труда можно не только развить громадную по своей продуктивности работу, но и сохранить на долгие годы высокую умственную работоспособность.


Устают не столько от того, что много работают, а от того,

что не умеют правильно организовать свою работу.
На процесс чтения немалое влияние оказывает психологи­ческий настрой. Если вы перед началом работы дали себе уста­новку «я не успею», «я не смогут», то скорее всего так и получит­ся. Для преодоления неуверенности в себе, сомнений в целесооб­разности и эффективности чтения, например книги, нужно убедить себя в обратном, прибегнув к серии внутренних само­приказов типа «я сумею», «у меня все выйдет» и т.д. Это поможет вам внутренне собраться и сосредоточиться.

Чтобы настроить свой мозг перед началом чтения, нужно:

  • сделать краткую ревизию уже имеющихся знаний по данному вопросу. Это облегчит восприятие информации, которая будет поступать при чтении, поможет установить в уме правильные связи.

  • Если материал совсем новый, то имеет смысл обратиться к справочной литературе, чтобы создать кое-какие зацепки, кото­рые помогут удержаться свежей информации.

  • Обязательно наметьте себе вопросы, на которые вы хотели бы найти ответы в тексте.

Существенным в организации рационального чтения явля­ется ПОСТЕПЕННОЕ вхождение в процесс чтения. Это особенно важ­но в тех случаях, когда читать надо напряженно в течение дли­тельного времени. Слишком быстрый «старт» приведет к не менее быстрому перенапряжению нервной системы и зрения уже на первом этапе. Плавность вхождения в нормальный ритм работы важна не только в самом начале, но и на всех последующих этапах работы с текстом. Если вы столкнулись со сложным фрагментом материала, который требует тщательного обдумывания, сделайте небольшой перерыв, отдохните, обдумайте прочитанное и медленно возвращайтесь к работе.
Правильное рас­пределение времени в процессе чтения,

поэтапность и последо­вательность в усвоении сложного материала

способствуют наи­более полному и глубокому его пониманию.
Необходимо соблюдать определенную последовательность в чтении, чтобы каждое произведение прибавляло что-то новое к научному багажу, вело бы вперед в познании науки. Начать работу с книгой нужно с предварительного ознакомления с ней.

  • Прежде всего необходимо рассмотреть ее построение. На облож­ке или на первой странице (титульный лист) указаны автор кни­ги, ее заглавие, редактор (переводчик), год и место издания. Эти сведения выписываются в конспект, или на карточки, или в особый список источников. Излагая чьи-либо мысли и рассуж­дения, всегда нужно точно указывать, кому они принадлежат и из какой работы взяты.

  • После этого следует ознакомиться с оглавлением книги. Оно помогает уяснить структуру книги и найти в ней нужный мате­риал. Если имеется предисловие, его нужно обязательно прочесть, так как оно вводит читателя в круг рассматриваемых вопросов, знакомит с методами исследования.

  • Последним этапом предварительного ознакомления с кни­гой является первичное ее чтение. Оно дает общее представле­ние о книге, но обязательно требует повторной проработки по частям. Не всегда, конечно, нужно предварительно читать всю книгу. При проработке учебника это нецелесообразно, так как содержание последующих глав может быть понято лишь в резуль­тате глубокого изучения и усвоения предыдущих. То же относится к книгам, рассчитанным на более или менее подготовленного чи­тателя.

В процессе первичного чтения необходимо уточнить пони­мание иностранных слов и специальных терминов, встречающих­ся в тексте. Объяснение некоторых из них можно найти в самой книге, но в большинстве случаев приходится обращаться к словарям иностранных слов, энциклопедическому, философскому и другим.

СПОСОБЫ ЧТЕНИЯ
Важным этапом работы с книгой является выбор оптималь­ного способа чтения книги, он осуществляется в зависимости от целей чтения.

Существует целый ряд различных способов чтения. Рассмотрим наиболее эффективные.

Способы

чтения

Описание

Чтение-просмотр


Во время такого чтения необходимо уло­вить структуру материала, его основные мысли и направления, не читая его подробно. Результатом такого прочтения текста явля­ется оценка его необходимости и ценности для вас. Умение опре­делять структуру текста, соподчиненность его частей (глав, пара­графов, рубрик), взаимосвязь текста с рисунком, таблицами, графиками, сносками, примечаниями и приложениями выраба­тывается постепенно при чтении многих книг с различной струк­турой и является очень важным.

Выборочное чтение


Этот способ обычно используют в про­цессе чтения газет, журналов, сборников статей, хрестоматий. Эффективен он и при сборе информации по какому-либо вопро­су, когда приходится знакомиться с большим количеством источ­ников из разных областей знаний. При изучении учебников, фун­даментальных монографий, важнейших книг по изучаемой проблеме этот способ нерационален.

Полное, медленное чтение без анализа текста


Многие сту­денты чаще всего используют именно этот способ, однако для изучения учебной и научной литературы он малоэффективен. Л.С. Выготский писал, что обычно думают, будто "понимание выше при медленном чтении; однако в действительности при быстром чтении понимание оказывается лучше, ибо различные процессы совершаются с различной скоростью и скорость понимания отвечает более быстрому темпу чтения".

В процессе медленного чтения внимание читателя не концентрирует­ся на основных частях текста, он не выделяет теоретические поло­жения и главные факты, не анализирует систему доказательств автора, логику его изложения. Не происходит совершенство­вания основных интеллектуальных операций, а информация запоминается с трудом, после неоднократных повторений и воспроизводится в дальнейшем неоперативно, с пропусками и иска­жениями.

Углубленное чтение

Панорамное быстрое чтение



Углублённое чтение начинается с осмысления структуры книги и детального анализа текста, выделения непонятных момен­тов. Это основной, наиболее эффективный способ чтения учеб­ной и научной литературы, обеспечивающий прочное запоми­нание информации и «гимнастику ума». Он предполагает определенную систему работы по анализу текста.

Используются специальные тренировочные упражнения, благодаря которым обучающийся добивается существенного увеличения угла (поля) зрения. Возникает эффект панорамного видения текста (эффект фузионной дивергенции, т.е. разведение зрительных осей глаз). За счет этого повышается скорость чтения и качество усвоения прочитанного.

Динамичное чтение

Динамичное чтение используют, когда необходимо прочесть большое количество литературы в короткие сроки. Такая мето­дика позволяет ускорить чтение без ущерба усвоения сути текс­та и обеспечивает оперативное извлечение информации.

Основные резервы повышения скорости чтения:

  • следование четкой цели в процессе чтения;

  • подавление возврата к прочитанному;

  • овладение навыками сжатия текста, оперативного извлечения из него сути, содержащейся в ключевых словах;

  • умение игнорировать избыточную информацию;

  • привычка прочитывать за один раз между остановками глаз до 2—3 и более слов, при этом как можно меньше возвращаться к прочитанному или блужданию по стра­нице;

улучшение памяти и внимания.


Таким образом, в зависимости от цели чтения и содержания материала необходимо уметь выбрать оптимальный способ чте­ния. Для повышения эффективности чтения желательно диффе­ренцированно подходить не только к различному содержанию материала, но и к его частям.
Умение варьировать способы чтения

в рамках одного текста очень важно.
Читатель должен также оперативно менять скорость чте­ния — несколько замедлять восприятие информации, прямо соот­ветствующей цели; увеличивать скорость чтения других частей главы; быстрее читать описательный текст, нежели текст слож­ных умозаключений и доказательств. Исключительную роль для качества чтения играет сосредоточенность, проявляющаяся в дли­тельной работе над книгой без отвлечения. Сосредоточенность обеспечивает высокую скорость чтения и глубокое понимание текста.
УМЕНИЕ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ
Умение задавать вопросы один из важный приемов эффективного чтения. Он благотворно сказывается и на тех, кто их задает, и на тех, кому они адресованы. Изучение текста прохо­дит более эффективно, когда по нему задают правильно постав­ленные вопросы, а затем при ответах выявляется степень пони­мания материала. Если студенты придумывают собственные вопросы по тексту и сами же отвечают на них, то это способству­ет лучшему пониманию и запоминанию материала.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЧТЕНИЯ
1. Когда мы говорим, то произносим слово за словом, пишем мы тоже последовательно, по линиям (строкам). Поэто­му устная и письменная речь обычно рассматривалась как линейный процесс коммуникации. Однако современные исследования показывают, что головной мозг работает намного более многомерно и схематично, и поэтому линейное толкование внешней речи и письма является значительным упрощением сложной работы мозга. Линейное развитие речи — элемент за элементом — не означает линейного восприятия поступающей в наш мозг информации. Наш мозг работает преимуществен­но с ключевыми понятиями в их взаимосвязи и зависимо­сти. Поэтому нужно не столько внимательно изучать каждое предложение текста, сколько искать главную идею и основные мысли.Тем более что некоторые тексты содержат много избыточной информации (до 70—80%), в то время как смысловое ядро заключается в оставших­ся 20-30% .

  1. Процесс извлечения информации из текста сугубо инди­видуален. В его основе лежат накопленные читателем знания и опыт о предмете чтения, поэтому объем извлека­емой информации у разных людей может быть различен.

  2. Так как мы думаем быстрее, чем читаем, то при быстром чтении понимание текста выше, чем при медленном.

  3. Наш мозг вместо дословного чтения постепенно осуществляет в ходе чтения перекодирование содержания в соб­ственные мысли.

  4. Определенное противоречие при чтении возникает между стремлением быстро пройти текст и необходимостью понимать смысл прочитанного. Это противоречие мож­но разрешить, вырабатывая в себе способность при чте­нии материала сразу понимать его смысл и значение.


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Слова в тексте, несущие главную смысловую нагрузку, полу­чили название ключевых слов. В основном в качестве ключевых слов выступают существительные, прилагательные, глаголы и обозначают эти слова предметы, состояния, действия. Ключе­вые слова могут быть не в каждом абзаце текста.

Ключевые слова — это слова, которые наиболее точно и сжа­то

отражают основной смысл фрагментов текста и

помогают понять, запомнить и воспроизвести прочитанное.

Они были образно названы одним студентом опорными камнями, необ­ходимыми для того, чтобы пройти через болото, причем болото представляет собой массу слов, среди которых есть и ключевые, но в большинстве своем они несущественны для инициализации (от лат. initialis — начальный) воспроизведения информации.

Пары слов, в состав которых входит ключевое слово, называ­ют смысловыми рядами.

Смысловые рядыэто те фундамен­тальные кирпичики,

на которых держится смысл всего текста.

Все вместе они представляют собой суть текста, его смысловое ядро.

МЕТОДЫ ЧТЕНИЯ
Существует много различных методов чтения. Рассмотрим некоторые из них.

Метод поэтапного осмысления текстасостоит в том, что:

  1. прежде всего в тексте нужно выделить смысловые фрагмен­ты, т.е. законченные в смысловом отношении части.

  2. Затем найти в них ключевые слова и определить смысловые ряды, составля­ющие суть каждого фрагмента. Выделение смысловых рядов в тексте является подготовительным этапом к его качествен­ной обработке — определению доминанты, т.е. сути текста в целом.

  3. И последний этап состоит в определении смыслового ядра всего текста в целом. Такое осознанное сжатие текста позволяет оперативно извлечь из него главную информацию.

Навыки преобразования текста на сжатие составляют один

из важных навыков рационального чтения.

Умение извлечь главную мысль автора из его произведения отличает активное чтение от пассивного, выявляет аналитический, творческий под­ход читателей к материалу.

Усвоению текста помогают опорные пункты из ключевых слов, несущих основную смысловую нагрузку. Чтение, таким образом, сводится к выявлению смыслового содержания текста. Основой для этого служит алгоритм, названный дифференциаль­ным. Он представляет собой программу, позволяющую каж­дый фрагмент текста разбивать на логические элементы, затем обработать их. Алгоритм имеет три блока:

  • первый — составление смысловых рядов,

  • второй — выявление ключевых слов,

  • третий — извлечение главного смыслового содержания текста.

Чтобы выработать автоматизм для выделения ключевых слов, необхо­димо прочитать немало текстов, подчеркивая в них эти слова. Наше сознание объединяет их в лаконичные выражения, несу­щие замысел автора. Текст как бы сжимается, мысленно кон­спектируется. Умение образовывать смысловые ряды также при­ходит после определенной тренировки.

Внимательно прочитав и продумав тот или иной параграф, раздел книги, полезно осмыслить его связь с другими частями текста, а закончив чтение книги, воспроизвести в своей памяти ее содержание в целом, попытаться самому сформулировать наи­более важные проблемы, результаты их решения автором.

Глубина понимания читаемого обусловлена также способ­ностью устанавливать связь между сведениями, поступающими во время чтения и уже имеющимися. При чтении происходит сравнение новых данных и тех, что хранятся в мозгу. Результа­том такого сравнения является оценка поступающей информа­ции: если некоторые представления о предмете чтения у читате­ля существуют, то он отыщет смысл в тексте. В противном случае прочитанное для него окажется полной бессмыслицей.

В сложных текстах, когда процессы осмысления и воспри­ятия не сливаются воедино, могут осуществляться периодические возвраты к отдельным частям или прочитанному в целом под влиянием новых сведений, новых мыслей и ассоциаций.

Желательно, чтобы перерывы в тексте, остановки совпадали с окончанием предложения или абзаца. Более длительные пере­рывы целесообразно устраивать после прочтения целиком пара­графа или главы книги.

Другой метод чтения получил название «Обзор. Вопро­сы. Чтение. Изложение. Повторение». Он основан на сочетании вопросов и пересказа материала. В соответствии с этим методом, начиная читать трудный текст, нужно прежде всего

  • сделать обзор главы (или другой удобной для восприятия части тек­ста). В процессе обзора вы обращаете внимание на заголовки и подзаголовки, чтобы получить представление, о чем вы будете читать. Это позволит в процессе чтения предвидеть дальнейшее развитие темы и поможет упорядочить и интерпретировать по­лученную информацию.

  • ? Перед тем, как начать знакомиться с каким-то разделом (объем которого, как правило, не должен превышать одной-двух страниц), превратите заголовок этого раздела в вопрос для себя. Если вы после прочтения раздела не можете ответить на этот вопрос, не подглядывая в книгу, значит, вы не поняли представ­ленную в разделе информацию.

  • Чтение — это третий шаг (как уже было сказано, вы начина­ете изучать текст не с него). При чтении бывает целесообразно делать записи. Они полезны, если представляют собой пересказ материала собственными словами.

  • Изложение — это ответы на во­просы, которые вы задали себе ранее. Отвечать на них надо, не за­глядывая в книгу или в свои записи. Коротко обобщая прочитан­ное, изучающий оценивает свое понимание материала. Легко решить, что вы его знаете, когда он находится перед вами. Только позже, не имея под рукой ни книги, ни своих записей, вы можете обнаружить, что в действительности вы им не овладели. На этом этапе вы должны определить качество своих знаний, оценив, на­сколько уверенно вы отвечаете на вопросы. Неплохо произнести ответ вслух или дать его в письменном виде. Одна из наиболее показательных проверок того, насколько хорошо понят текст, — умение его обобщить, выделить его сущность и изложить его в не­скольких предложениях. Если вы не можете ответить на вопро­сы, необходимо вернуться в начало раздела и сделать еще одну попытку. Перечитайте раздел и просмотрите еще раз вопросы, которые вы себе задали.

  • Следующий шаг после изложения — проверка. Пройдитесь снова по всему материалу. Изучите его еще раз. Это важная составная часть процесса усвоения и изучения материала, поскольку она является гарантией того, что полученная информация будет вам доступна, когда она понадобится. В этом слу­чае процесс припоминания становится более автоматичным и требует меньших усилий, а информация воспроизводится бо­лее точно.

Большую пользу приносит метод взаимных вопросов и отве­тов, состоящий в том, что изучающие задают продуманные вопро­сы, на которые они затем поочередно отвечают. Умение задавать продуманные вопросы — это тот навык, которому следует посто­янно учиться, поскольку большинство людей привыкли задавать примитивные вопросы, требующие при ответе на них лишь небольшого напряжения памяти (например, «в каком году...?», «кто изобрел...?»), вместо того чтобы задать такой вопрос, ответ на который потребует серьезного анализа разнородной инфор­мации и напряженной мыслительной деятельности.

Рассмотрим еще один эффективный метод чтения. Он пред­ставляет собой определенную последовательность действий. Прежде всего отметим, что чтение всего текста с первой страни­цы не всегда является самым эффективным способом.

  • Лучше сначала сделать обзор учебника: введение, оглавление, заключе­ние (именно в них, как правило, содержится ядро материала). Кроме того, нужно просмотреть схемы, таблицы, сноски, заголов­ки, подзаголовки, предметный указатель. Обзор дает представ­ление о материале. Теперь можно выбрать нужные главы, кото­рые предстоит изучить подробно.

  • Следующим этапом является предварительный просмотр. Нужно бегло прочесть начало и окончание глав, разделов, параграфов, так как именно там у многих авторов содержится глав­ная информация. Это быстрое просматривание, но если нужно вернуться к каким-то местам, то их необходимо пометить. Иног­да после предварительного просмотра становится все ясно, или вы убеждаетесь, что этот материал вам не подходит, или он слиш­ком сложен, не соответствует вашим целям.

  • Третий этап — собственно чтение. Именно на этом этапе вы добиваетесь окончательных ответов на вопросы и помечаете карандашом те места, к которым еще вернетесь (но лучше не cpазу разбираться с трудными частями).

  • И наконец, последний этап — повторение прочитанного. На этом этапе нужно проверить, решены ли поставленные цели и задачи, просмотреть то, что вы прочитали. Для сложных книг, например учебников по мате­матике, физике, может потребоваться 2—3 просмотра и повто­рения.


Работа памяти
Чтение предполагает активную работу памяти. Полезно при чтении останавливаться и закрывать глаза, пытаясь воспроизвести мысленно прочитанное или представить себе схему, таблицу, график или рисунок. Одним из способов ясного понимания текстa является образное его представление. Так, если текст показы­вает зависимость изменения каких-то параметров, целесообраз­но мысленно вообразить график этой зависимости; если в тексте сравниваются различные величины, можно представить себе диаграмму; если излагается какое-либо явление, процесс — рас­сматривать его, как чередующиеся кадры кинофильма, и т.д.

Разные люди обладают различными типами памяти — зри­тельным, слуховым и моторным. Поэтому для усвоения книги одному человеку достаточно прочесть ее про себя, другому — вслух, а третий при чтении делает пометки в тексте и выписки.
Пометки при чтении и вкладные листы
Книгу из личной библиотеки вообще полезно читать с каран­дашом в руке, подчеркивая отдельные слова, фразы, отчеркивая абзацы и ставя против них условные знаки. Быстрее находить нужные места в тексте помогает подчеркивание разноцветными маркерами или линиями различной формы, при этом целесообразно всегда пользоваться одними и теми же знаками. Чтобы отметить при чтении то, что нужно, читатели часто используют закладки из полосок бумаги. Можно усовершенствовать эти за­кладки так, чтобы они отмечали сразу два места в страничном блоке.

Давно известен прием вкладных листов. Одна сторона таких листков предназначена для отметок, относящихся к левой, дру­гая, оборотная,— к правой странице книги. Читатель, желающий полнее использовать площадь вкладных листов, может сделать комментарии и отметки сразу к четырем страницам книги на одном листке. В этом случае делят листки пополам вертикальной чертой или хотя бы складывают: черта или сгиб покажут границу, за которую не должны переходить записи, относящиеся к разным страницам.

У каждого человека в период обучения чтению формируется свой индивидуальный метод понимания текста. Однако он не всегда является эффективным. Возможно, вам встречались люди, которые, прочитав книгу, не могут вспомнить ни ее назва­ния, ни автора, ни важнейшей мысли прочитанного. О таком чело­веке можно сказать, что у него сформировался весьма неудачный метод чтения.

Для ускорения работы по анализу текста можно использо­вать так называемыйметод комплексного восприятия любого текста, или интегральный алгоритм чтения. Он представляет собой четкую последовательность умственных действий, которая помогает организовывать, упорядочивать и делать процесс чте­ния более эффективным. Алгоритм позволяет выделить содер­жательную, информативную часть текста, разложить его по смыс­ловым «полочкам» и усвоить рассортированную таким образом информацию. Алгоритм является основой скорочтения, именно он открывает возможность выработать эффективную программу работы мозга при чтении.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил, что толь­ко система, вытекающая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями, что голова, наполненная бессвязными, отрывочными сведениями, похожа на кладовую, где сам хозяин ничего не отыщет. Чтение по алгоритму представля­ет собой именно организованный процесс, в ходе которого ин­формация, содержащаяся в читаемом тексте, как бы сопоставля­ется с отдельными ячейками — блоками алгоритма.

В случае полного или частичного соответствия информация укладывается в эти блоки. Всего их семь, что соответствует опти­мальной пропускной способности человеческого мозга. Эти блоки будут выглядеть примерно так:

  1. название;

  2. автор;

  3. источник;

  4. основное содержание;

  5. факты;

  1. особенности материала;

  2. новизна.

Чтение с одновременной классификацией материала, став привычным, в дальнейшем протекает почти автоматически. Метод комплексного восприятия текста формирует основу тех­ники динамического чтения.

Процесс освоения этого метода пре­дусматривает два этапа:

  • осмысление всех семи блоков ,

  • доведе­ние привычки следовать им до автоматизма.

Вот краткое содержание этих блоков.

  1. Название — чаще всего отражает суть содержания, и порой по названию можно судить о значимости для вас материала.

  2. Автор — это стиль и глубина прочтения материала автором.

  3. Источник — особое значение имеет для статей из журна­лов, их название и дата издания могут оказать помощь в оценке значимости текста.

  4. Основное содержание текста — это, по сути, то, ради чего мы читаем.

  5. Факты — это данные, которые определяют достоверность рассматриваемой проблемы, помогают уловить ее смысл.

  6. Особенности материала — это исключительно индивиду­альная оценка прочитанного, которая строится на вашем опыте и знаниях материала.

  7. Новизна материала и возможность его использования — это также индивидуальная оценка, в основе которой лежит не только ваш опыт, но и цели, касающиеся материала.

Следование пунктам данного метода определяет порядок изучения текста, делает сам процесс чтения более целенаправ­ленным и активным, учит из обилия слов выбирать то, что пред­ставляет для вас ценность. Хорошо научившись извлекать и обрабатывать информацию, можно навести постоянный порядок в «кладовой» своего ума.
СЛОВА-ОРИЕНТИРЫ
Для повышения эффективности чтения важно внимательно следить за ходом мысли автора, манерой его изложения. Выявление логической структуры текста позволяет глубже постигнуть мысль, вокруг которой группируется фактическое содержание. Большую помощь в этом оказывают абзацы и слова-ориентиры, содержащиеся в тексте.

Слова-ориентиры можно сравнивать с дорожными указателями, которые говорят нам о направлении, поворотах и развет­влениях дороги (в нашем случае — мысли автора). Они помога­ют предвидеть, где и когда появится нужная информация. Наиболее часто встречаются следующие слова-ориентиры:

  • об изменении хода мысли предупреждают слова и группы слов: «но», «однако», «хотя», «иначе», «тем не менее», «несмотря на», «помимо» и т.п.;

  • выделение и подчеркивание особо важного в тексте обыч­но совершается при помощи слов: «поэтому», «таким образом», «стало быть», «следовательно», «в сущности» и др. Они обращают внимание читателя на значительный факт, который играет важную роль в логической цепоч­ке развития мысли;

  • подготовка вывода или обобщения: «итак», «в итоге», «наконец», «в результате» и т.д.;

  • на развитие мысли указывают слова: «и еще», «также», «причем», «к тому же», «более того» и т.д.

Научившись видеть слова-ориентиры в тексте, вы будете без труда следовать логике развития событий и соответственно адап­тировать темп чтения к важности текущего момента.
ПРИЕМЫ ОСМЫСЛЕНИЯ ТЕКСТА
В процессе чтения полезно задавать себе вопросы по содер­жанию и стараться найти на них ответы в самом тексте или, мыс­ленно обращаясь к другим известным источникам, предугадывать то, о чем будет сказано далее.

Полезно использовать следующую систему приемов осмысления текста.

  1. Постановка вопросов самому себе и поиск ответов на них в тексте либо путем вспоминания и рассуждения.

  2. Постановка вопросов-предложений. Этот процесс не только активизирует процесс чтения книги, но и способ­ствует восстановлению в памяти ранее усвоенных знаний в данной области, а также систематизации знаний, их обобщению и осознанию.

  3. Предвосхищение плана изложения текста. Этот прием позволяет читателю как бы войти в творческую лабора­торию автора, выдвигать гипотезы, предвидеть логиче­ский план содержания книги.

  1. Предвосхищение содержания. Использование этого при­ема предполагает наличие у читателя определенной сум­мы знаний в данной области. Этот прием способствует формированию умений доказывать, обосновывать свою мысль, строить цепь рассуждений и фактов, т.е. помогает развитию способностей к научной работе.

  2. Мысленное возвращение к ранее прочитанному под вли­янием новой мысли.

  3. Критический анализ текста и его оценка. Это система отдельных приемов, которая выражается в дополнениях к изучаемому тексту, в выражении своего мнения, в отстаивании своей точки зрения.

Овладение рациональными приемами чтения потребует немало времени и сил. Однако это необходимо для повышения качества и скорости чтения и является одним из условий овладе­ния творческим стилем чтения учебной и научной литературы.

ЗАУЧИВАНИЕ НАИЗУСТЬ
Процесс заучивания заключается в переводе информации из оперативной памяти человека в долговременную. При этом если информация понятна, то этот процесс протекает естественно и легко и становится для запоминающего интересным. Если же информация непонятна, то такой процесс может чрезвычайно утомлять человека и даже подорвать его здоровье.

В ходе обучения медицине студенты сталкиваются с необходимостью усвоения и запоминания большого объёма специальных слов, названий, терминов. Самый продуктивный способ запоминания – выявление исторических оснований словообразования, поиск близких по значению слов или слов такой же корневой основы. Одним из приёмов в крайнем случае может стать и опора на ассоциации, возникающие при употреблении слова.

Основным приёмом заучивания является повторение. Большое значение приобретает использование разнообразных форм повторения, что позволяет как-то по-новому воспринять уже знакомый материал, выделить в нём то, что до этого не было замечено.

  • Память человека очень индивидуальна, поэтому необходимо понаблюдать и выделить самые общие параметры своей памяти, найти приёмы запоминания, помогающие лично вам.



  1   2   3   4
написать администратору сайта