Главная страница
Навигация по странице:

ОБУЧЕНИЯ КУЛИНАРИИ. Методические особенности обучения разделу кулинария



Скачать 133 Kb.
Название Методические особенности обучения разделу кулинария
Анкор ОБУЧЕНИЯ КУЛИНАРИИ.doc
Дата 02.05.2017
Размер 133 Kb.
Формат файла doc
Имя файла ОБУЧЕНИЯ КУЛИНАРИИ.doc
Тип Документы
#6492

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ РАЗДЕЛУ «КУЛИНАРИЯ»

Задание

Прочитайте методические рекомендации. Заполните таблицу.




5 класс

6 класс

7 класс

Кол-во часов

11

14

14

Пищевые продукты

- Сырые и вареные овощи

- Яйца

- Горячие напитки (чай, кофе, какао)







Теоретические сведения (способы)

-Физиология питания

-Товароведение овощей

-Первичная обработка овощей (сортировка, мойка, очистка, промывание, нарезка)

-Приготовление блюд из свежих овощей

-приготовление блюд из вареных овощей

-Блюда из яиц

-Бутерброды, горячие напитки

-Сервировка стола к завтраку

-Заготовка продуктов, заготовка крахмала







Практические работы

-Определение доброкачественности овощей по внешнему виду

-Нарезка овощей

-Органолептическая оценка готовых блюд

-Приготовление двух блюд из яиц

-Нарезка хлеба для бутербродов

-Горячие напитки для чайного стола

-Сервировка стола к завтраку

-Закладка яблок на хранение

-Сушка, замораживание

фруктов, ягод, зелени

-Получение крахмала из картофеля или яблок







Блюда

-Салат из редиса, св. овощей, отварной свеклы

-Винегрет

-Картофель отварной

-Тыква отварная

-Бутерброды (закрытые, сандвичи, канапе)







Формы обучения

Фронтальная, Бригадно-звеньевая







Методы обучения

Рассказ, беседа, демонстрация, инструктаж, самостоятельная работа







Дидактические материалы

Плакаты

Карточки-задания

Рецептурные карты







Темы проектов

Сервировка стола к завтраку








На занятиях по изучению раздела «Кулинария» учащиеся в соответствии со школь­ной программой приобретают умения и навыки при­готовления различных блюд. Учащихся знакомят с эле­ментами научных основ рационального питания, со свойствами и питательной ценностью пищевых продук­тов, с инструментами и приспособлениями, используе­мыми при обработке продуктов питания, с предприя­тиями общественного питания и пищевой промышлен­ности, отдельными профессиями работников этих пред­приятий.

Задача учителя - привить учащимся практические трудовые навыки приготовления пищи, умения пра­вильно пользоваться инструментами и приспособления­ми, нагревательными приборами, соблюдая правила безопасности труда, научить сервировать стол, пра­вильно пользоваться столовыми приборами.

Большое внимание должно уделяться бережному, экономному отношению к продуктам питания при при­готовлении пищи.
Методика формирования теоретических знаний о свойствах пищевых продуктов
Последовательно в каждом классе учитель знако­мит учащихся с питательной ценностью продуктов, из которых приготавливают пищу, со значением приготав­ливаемых блюд в питании человека. Знания полезных свойств пищевых продуктов помогут учащимся в со­ставлении меню в соответствии с нормами рациональ­ного питания.

Изучение природы пищевых продуктов, их полез­ных свойств тесно связано с химией и биологией, спо­собствующими пониманию процессов, происходящих с пищевыми продуктами в различные стадии их обработки; с анатомией и физиологией человека, которые раскрывают необходимость употребления человеком различных продуктов питания.

Уже в V классе учащиеся получают сведения о том, что нормальная жизнедеятельность организма челове­ка зависит от состава пищевых продуктов. Для суще­ствования человеку необходимы пищевые продукты, содержащие воду, минеральные вещества, жиры, белки, углеводы, витамины и т. д.

Учитель рассказывает, что в жизнедеятельности ор­ганизма большую роль играет вода. Она является са­мой значительной составной частью массы тела чело­века.

В зависимости от возраста, физической нагрузки, климатических условий суточная потребность человека в воде составляет 1,5 - 2 л. Содержание воды в раз­личных продуктах не одинаково: в молоке - 88%, в овощах и фруктах - 70-95 %, в мясе - 38-78 %, в ры­бе - 57-89%, в крупе-10-14%, в сахаре - 0,14%.

Большое внимание учитель уделяет составу минеральных веществ, которые являются составной частью пищевых продуктов. В VI-VII классах учитель может поставить перед учащимися вопросы о свойствах минеральных веществ, а в V-VI классах сообщает познавательные сведения, используя демонст­рационные таблицы, или раздает информационные кар­точки-задания.

Учитель рассказывает об углеводах, белках, жирах, витаминах, используя наглядный материал в виде таблиц. Углеводы - это органические вещества, в состав которых входит углерод, водород и кислород. Они пре­обладают в пище человека и являются основными источниками жизненной энергии. Углеводы делятся на простые сахара и сложные. К простым сахарам отно­сится глюкоза (виноградный сахар). Она содержится в ягодах, плодах, хорошо усваивается организмом. Фруктоза (фруктовый сахар) находится в мёде, яго­дах и плодах, овощах. К углеводам относится крах­мал. В питании человека он составляет 80% общего количества употребляемых углеводов, содержится в зернах пшеницы, гороха, в картофеле.

Жиры участвуют во всех жизненных процессах об­мена веществ. Они предохраняют организм человека от охлаждения, участвуют в построении тканей, явля­ясь важным источником энергии. По происхождению различаются жиры животные, получаемые из жировой ткани животных продуктов, и растительные, получае­мые из семян растений и плодов. Жиры значительно улучшают вкус блюд. В зависимости от возраста, пола и вида трудовой деятельности человека суточная нор­ма жиров 80 - 100 г, из них 25% должны составлять растительные масла и 20% - сливочное масло, легко усвояемое, богатое витаминами. Жиры имеются почти во ВССХ продуктах, но в разном количестве: в мясе их 1,2 - 49%, в рыбе -0,8 - 30%, в молоке - 3,12%, в сли­вочном масле - 82,5%, в подсолнечном масле - 99,9%.

Белки - наиболее важные биологические вещества живых организмов. Они являются основным материа­лом, из которого строятся клетки, ткани, органы человека. Они могут служить источником энергии, способствовать пищеварению, обмену веществ, росту. Белки бывают животными и растительными. Животные белки содержатся в основном в молоке, яйцах, рыбе, мясе; растительные белки - в рисе, сое. Белки обладают определенными свойствами, которые нужно учитывать при обработке продуктов. Содержание бел­ков в продуктах различно: в мясе - 11-20%, в рыбе - ­8-23%, в молоке - 2,8%, в яйцах - 12,7%, в крупе­ - 7-13%, в бобовых - 23%, в хлебе - 6-8%, в ово­щах - 0,5-5 %.

В питании человека важно сочетание всех указан­ных выше компонентов.

Витамины не только способствуют росту и правиль­ному развитию организма, но и повышают его сопротивляемость различным заболеваниям. Содержатся они больше всего в овощах, фруктах.

Можно привести исторические сведения, пословицы и поговорки о происхождении продуктов, особенно о хлебе.

Учащиеся V-VII классов, выполняя лабораторно-­практические работы, знакомятся с качествам пищевых продуктов как с совокупностью свойств (внешний вид, цвет, вкус, запах, консистенция), обуславливающих их практическую полезность. Качества любого пищевого продукта определяется по xaрактерным для него свой­ствам. Она зависит от многих факторов, но в основ­ном от сырья, способа производства химического со­става, условий хранения, способов упаковки и транспортировки.

Качества продуктов определяют органолептическим и лабораторными методами. Органолептический метод заключается в определении качества продуктов с помощью органов чувств: зрения, осязания, обоняния, вкуса. Таким методом пользуются учащиеся V­-VII классов, устанавливая вкус, цвет, запах конси­стенцию и внешний вид продукта. На предприятиях общественного питания этот способ считается основным и дополняется пробной варкой или жарением продук­та, качества которого сомнительно. Учитель может ска­зать, что на производстве пользуются лабораторными методами (физические, химические и микробиологиче­ские) определения качества продуктов.

Учитель объясняет учащимся, что при хранении пищевых продуктов в них происходят физические, хи­мические, биохимические и биологические процессы, которые взаимосвязаны и влияют на качества продук­тов. Физические процессы - эта изменение температу­ры, влажности продуктов, поглощение ими газообраз­ных веществ, уплотнение и деформация. Химические процессы могут вызвать образование новых веществ, ухудшающих пищевую ценность, вкус, запах, цвет продукта, например прогоркание жиров, потемнение тома­та-пасты.

Биохимические процессы протекают под действием ферментов, находящихся в продуктах. Биологические процессы могут быть вызваны развитием микроорганиз­мов или под воздействием насекомых, клещей, грызу­нов. Для сохранения качества пищевых продуктов должен строго соблюдаться режим хранения. Условия хранения каждого продукта различны и зависят от их свойств.

В V классе учащиеся сталкиваются с необходи­мостью знания качественной характеристики колбасных изделий, сыра и масла, которые используют для при­готовления бутербродов.

Учитель может кратко рассказать учащимся о кол­басах. Колбасы - эта изделия и мясного фарша в оболочке, подвергнутые тепловой обработке до готов­ности к употреблению. В питании колбасные изделия используются в качестве закусок, для приготовления бутербродов, первых и вторых блюд. Колбасные изде­лия содержат значительное количество белков, жиров, минеральных веществ.

Качества колбасы проверяют по внешнему виду, виду фарша на разрезе батана, запаху, цвету, вкусу. Существуют определенные сроки хранения колбас. Так, например, вареные колбасы, сосиски и сардельки хранят при температуре 0 - 80С не более 72 часов.

Краткую информацию учитель может сообщить о жирах. По происхождению жиры подразделяются на три группы: растительные, животные, комбинирован­ные (маргарин, кулинарные жиры).

Например, можно рассказать о том, что жиры как продукты были известны еще в глубокой древности. Из упоминаний Гиппократа (460-377 гг. до н. э.) вид­но, что в те далекие времена были известны грекам, а еще раньше египтянам оливковое, миндальное и дру­гие растительные масла.

Сырьем для получения растительных масел явля­ются семена различных масличных культур - под­солнечника, сои, горчицы, хлопчатника и др. для по­лучения масел используются также зародыши семян кукурузы, плоды оливкового дерева.

Основной масличной культурой в нашей стране является подсолнечник.

Можно привести учащимся исторические сведения. В Россию подсолнечник попал при Петре I в начале ХVПI в., разводили его как декоративное растение. Только в конце XIX в. начали добывать масло из его семян. Растительные масла обладают высокой энерге­тической ценностью (899 ккал или 3761 кДж на 100 г), так как содержат 99,9% жира. Степень усвояемости масел высокая. Хранят растительные масла в стеклян­ной, фарфоровой посуде при температуре 4-50С и 85-процентной влажности воздуха в темных помещениях.

В VI классе учащиеся изучают виды круп, макарон­ных изделий, молочных продуктов, ягод и фруктов. Учитель может выдать учащимся карточки-задания с соответствующей информацией или кратко расска­зать им об этих продуктах. Например, о макаронных изделиях, их питательных свойствах можно рассказать следующее.

Производство макаронных изделий возникло в на­чале XVIII в. в Италии и на юге Франции. В России первая фабрика была построена в конце XVIII в. Из­делия готовили вручную. Первые приспособления по­явились в России в XIX в.

Макаронные изделия хорошо сохраняются, из них можно быстро приготовить разные блюда и гарниры, они имеют высокую пищевую ценность. В состав макаронных изделий входят белки, углеводы, жиры и дру­гие полезные вещества. Энергетическая ценность 100 г продукта - 332 ккал (1389 кДж). Макаронныe изде­лия бывают различного вида: макароны, рожки, со­ломка, вермишель, фигурные изделия в виде звездочек, ракушек и др. .

Качество макаронных изделий оценивают по цвету, вкусу, запаху, влажности. Цвет изделия должен быть однотонным с кремовым или желтоватым оттенком, поверхность гладкая или шероховатая, излом изделия стекловидный, форма правильная, вкус и запах долж­ны быть свойственными макаронным изделиям, без при­вкуса горечи, затхлости, без запаха плесени. При варке до готовности изделия увеличиваются в объеме в 2 ра­за. Влажность макаронных изделий - 11-13%.

Помещение для хранения макаронных изделий долж­но быть чистым, сухим, хорошо проветриваемым. Хра­нить макароны можно в картонных коробах, мешочках, фаянсовой, стеклянной посуде.

Учитель рассказывает о различных крупах, о том, что они ценятся как питательный продукт, содержащий крахмал, растительные белки, минеральные вещества и витамины группы В. Некоторые крупы (овсяная, пше­но) содержат значительное количество жира. Эти крупы нельзя долго хранить, так как жир, содержащийся в крупе, начнет разлагаться и крупа приобретет горько­ватый привкус.

Крупы легко усваиваются организмом, поэтому их часто используют в детском и лечебном питании.

Признаки недоброкачественности круп - затхлость, плесень наличие насекомых-вредителей и их личинок.

После сообщения познавательных сведений учитель может дать задание учащимся собрать коллекции мака­ронных изделии, круп, которые можно будет оформить как наглядное пособие.

В процессе сообщения теоретических сведений учи­тель демонстрирует таблицы: «Крупы из различных злаковых культур», «Источники углеводов и раститель­ных белков», «Источники животных белков», «Источни­ки жиров», «Содержание витамина В 1 (в мг) в 100 г круп».

После объяснения познавательного материала учи­тель может задать вопросы, например: «В каких крупах больше содержится витамина В 1? Какова роль витами­нов в питании человека?»

Таким образом, в VI классе учитель продолжает знакомить учащихся с растительной и животной пищей. Учащиеся закрепляют знания различных требовании к обработке продуктов, содержащих витамин С, тепловой обработке скоропортящихся продуктов - молока, творога и дp. .

В VI классе учащиеся изучают свойства и качества овощных, рыбных и мясных продуктов, значение овощных блюд в питании человека. Опираясь на знания учащихся по ботанике (V класс), учитель может рас­крыть элементы научных основ рационального питания, показать значение растительной пищи для человека, разнообразие культурных растений, используемых в питании, их пищевую ценность и кулинарные свойства. Учащиеся узнают об условии сохранения витаминов С, А в процессе приготовления овощных блюд.

Учитель может провести занятие в виде беседы, до­полняя ответы учащихся. Он ставит ряд вопросов: 1). Какие овощные растения вы знаете? 2). Как называются части (органы) растений? 3). Что называется клубнем, корнеплодом, луковицей?

Эти знания учащиеся получили из курса «Ботаника». Как правило, они охотно отвечают на поставленные вопросы. Учитель демонстрирует таблицу 1 о содержании витаминов в овощах.

Таблица 1

Содержание витаминов в 100 г овощей

Овощи



Kapотин (мг)




С

(мг)

Перец красный




10,0




250,0

Морковь красная




9,0




4,0

Щавель




8,0




60,0

Лук зеленый




6,0




48,0

Шпинат




5,0




37,0

Помидоры красные




2,0




38,0

Репа




0,7




15,0

Капуста цветная




0,05




42,0

Лук репчатый




0,03




8,4

Cвеклa




0,01




8,0

Капуста белокочанная




следы




24,0


Можно раздать учащимся карточки-задания для са­мостоятельной работы или сообщить сведения о про­дуктах.

Например, можно кратко рассказать школьникам о том, что в рационе питания человека рыба играет зна­чительную роль. Мясо рыбы содержит белки (от 8 до 23 %), жиры (от 0,8 до 30,3 %), витамины, минеральные вещества (около 3%), углеводы, воду (57,6 -89,1%).

В зависимости от места обитания и образа жизни рыбы делятся на морские, пресноводные и др. Сельдь (каспийскую, тихоокеанскую, атлантическую), салаку, кильку, тюльку, сардину, сарданеллу и т. д. солят, ма­ринуют, коптят, используют для приготовления консер­вов. Треску, пикшу, навагу, минтай, сайду, хек и др. используют для приготовления консервов, рыбного филе, копчения, сушения, в кулинарии применяют для тушения, жарения, варки. Камбалу и палтус используют для копчения, приготовления консервов, а в кулинарии ­для приготовления запеченных и жареных блюд.

Приступая к приготовлению блюд из мяса, школь­ники должны ознакомиться с качественной характерис­тикой мяса и мясных продуктов. Учитель сообщает некоторые сведения, а затем задает вопросы для повто­рения и проводит беседу.

Мясо - ценный продукт питания. В нем содержатся многие питательные вещества, необходимые организму человека, и в первую очередь белки. Мясо легко под­вергается кулинарной обработке, поэтому из него гото­вят разнообразные первые, вторые и холодные блюда, а в промышленности оно служит сырьем для колбас, коп­ченостей, консервов.

Мясо - важнейший источник белков (11,4-20,8 % ), жиров (1,2-49,3%), углеводов, минеральных веществ (0,7 -1,3 % ), витаминов.

К мясным продуктам относят также мясо птицы (кур, гусей, уток, индеек).

В кулинарии мясо используется для салатов, первых, вторых блюд, для варки, жарения, соления, копчения и консервирования.

В VII классе учащиеся знакомятся с различными видами теста, учатся приготавливать изделия из него. Школьников знакомят с качественной характеристикой тех продуктов, с которыми им предстоит работать.

Как и в предыдущих классах, учитель может сообщать познавательные сведения в виде рассказа или раздать карточки-задания с необходимой информацией, например:
Карточка -задание

Какие виды муки вы знаете? Какие требования предъявля­ются к качеству муки? Какие другие продукты используют при выпечке хлеба, пирогов, блинов и других изделий из теста?

Мука - порошкообразный продукт, полученный при измель­чении зерен хлебных злаков (ржи, пшеницы). Муку подразделяют на виды, типы и сорта. Вид муки зависит от того, из какой зер­новой культуры она изготовлена. Она бывает - пшеничная, ржа­ная, кукурузная, соевая. Пшеничная мука в зависимости от тех­нологических достоинств и назначения бывает хлебопекарной, ма­каронной, диетической (рисовая, гречневая, овсяная). и др.

Химический состав муки зависит от качества зерна и вида помола. Мука грубого помола по сравнению с мукой высших сортов имеет меньшую энергетическую ценность и усвояемость из-за содержания оболочек, богатых клетчаткой, но высокую биологи­ческую ценность из-за содержания в ней витаминов и минераль­ных веществ. В муке содержатся белки, крахмал, жиры, мине­ральные вещества, влага. Мука низких сортов содержит витами­ны группы В. Чем выше сорт муки, тем меньше в ней витаминов и минеральных солей.

Требования к качеству муки. Качество муки оценивают по цвету, вкусу, запаху, влажности и крупности помола, содержанию примесей и хлебопекарным свойствам. Цвет муки характеризует сорт муки. Определяют цвет по эталону или прибором фотомет­ром (цветомером) . Вкус муки слегка сладковатый, без хруста при разжевывании. Не допускается плесневелый или затхлый запах горький или ясно выраженный сладкий вкус. Влажность муки до15%; сухая мука, сжатая в руке, должна рассыпаться. Крупность помола определяют просеиванием муки на ситах. Хранят муку в сухих проветриваемых помещениях.

Мучные изделия получают из различного теста и выпекают в большом ассортименте:

а) хлебобулочные изделия: хлеб, булки, батоны, калачи, булочки, сдоба и др.;

б) мучные кулинарные изделия: блины, оладьи, блинчики, пироги, пирожки, кулебяки, пельмени;

в) мучные кондитерские изделия: пирожные, торты, кексы, печенье, пряники, вафли.

Сведения о других продуктах, используемых при выпечке (яйца, дрожжи, соль, сода, крахмал, сахарная пудра, корица и др.) учащиеся получают также из кар­точек-заданий или из сообщений учителя.

В VII классе учащимся сообщают теоретические знания о способах консервирования овощей, фруктов, ягод. Эти знания широко опираются на знания ботаники о жизнедеятельности микроорганизмов (молочнокислые бактерии, дрожжи), условия их развития. Учащиеся углубляют свои знания о значении питательных веществ о физиологических нормах потребности организма в питательных веществах, о практических требованиях к составлению меню. Прежде чем рассказывать о консер­вировании, учитель ставит перед учащимися ряд вопро­сов: 1) Почему портятся продукты питания - гниют бродят, покрываются плесенью? 2) Как можно coxpaнить продукты от порчи? 3) Почему консервированная пища сохраняется дольше?

Большинство учащихся активно включается в беседу и отвечает на вопросы, чаще всего без обоснования сущ­ности процесса. Задача учителя состоит в том, чтобы раскрыть биологическую сущность хранения продуктов и процессов, происходящих при их разложении. Учитель сообщает исторические сведения, рассказывает о сушке, копчении, засолке, квашении, уваривании их с сахаром, мариновании, замораживании и консервировании.

Можно рассказать учащимся, что человек издавна старался запасать и хранить продукты. Способ упаков­ки продуктов в герметичную тару - консервирование­ появился в начале XIX в. Первые консервы были изго­товлены для солдат по приказу Наполеона I. В одном из музеев Англии хранится банка консервов, изготовлен­ная в 1825 г., нашли ее на затонувшем корабле.

Каждый из способов хранения продуктов анализи­руется учащимися вместе с учителем.

Для формирования знаний используют плакаты, диафильмы, рефераты уча­щихся «Правила по безопасности труда при кулинарных работах», «Содержание витаминов во фруктах и ово­щах», «Сроки пастеризации фруктов», кинофильмы «Фрукты и овощи», «Тара и инвентарь для консервиро­вания». Во внеурочное время проводят встречи с работ­никами пищевых предприятий, которые рассказывают о производстве консервов, о достижениях промышленности в крае и в целом по стране.

На заключительном занятии по разделу учитель проводит экскурсию на завод, фабрику-кухню или в кулинарное училище. Основная цель экскурсии - познакомить учащихся с современным производственным оборудованием, с профессиями людей, занятых в сфере общественного питания, и системой их подготовки в профтехучилищах, техникумах, институтах, показать значение этих профессий для народного хозяйства страны.

Методика формирования практических умений и навыков по обработке пищевых продуктов и приготовлению блюд
На занятиях по технологии в V-VII классах учащиеся приобретают практические умения и навыки по обработке пищевых продуктов и приготовле­нию из них отдельных блюд.

Практические и лабораторно-практические работы по кулинарии рекомендуется проводить бригадами, в этом случае коллективная работа учащихся сочетается с индивидуальной. Каждый член бригады выполняет часть общей работы, что позволяет, наряду с воспита­нием у учащихся чувства коллективизма, товарищества, выявить индивидуальные способности, интересы и на­клонности. Класс, состоящий из 20-25 человек, делится на 3-4 бригады. В каждой бригаде выбирают бригадира. Бригадир отвечает за чистоту рабочего места во время работы, а ответственность за качество приготов­ленных блюд несут все члены бригады. В обязанности бригадира входит распределение обязанностей между членами бригады, решение вопросов снабжения занятий необходимыми продуктами и т. д. Как правило, в начале занятий бригадиры докладывают учителю о выполнении задания (приготовлении необходимых продуктов). Бри­гадир назначает дежурных от своей бригады. Рекомен­дуется, чтобы за период обучения работе с пищевыми продуктами в роли бригадира побывали все учащиеся.

За бригадами закрепляются рабочие места, инвен­тарь, наборы инструментов и приспособлений, места для хранения продуктов, посуды, кухонного инвентаря. Рекомендуется места, закрепленные за бригадами (как и инвентарь, инструменты и приспособления), пронумеро­вать согласно номерам бригад. В обязанности дежурных по бригадам входит:

1) в соответствии с карточками-заданиями подготов­ка набора посуды, инструментов и приспособлений;

2) своевременное освобождение рабочих мест от сора, отходов производства после первичной и тепловой обработки продуктов;

3) сервировка стола после приготовления пищи;

4) мытье посуды и кухонного инвентаря, мойки, пли­ты, подготовка всего необходимого для занятий следу­ющего класса;

5) сдача учителю после занятий инструкционных карт и карточек-заданий, отчет за проведенное дежурство.

В V классе учащиеся осваивают процессы приготов­ления открытых, закрытых и комбинированных бутер­бродов, учатся заваривать чай, приготавливать кофе и какао, а также блюда из яиц (омлет натуральный, яичница натуральная и др.).

Начиная с V класса учитель подчеркивает, что при­готовление каждого блюда состоит из первичной и теп­ловой обработки продукта. Учитель должен показать приемы пользования инструментом, рассказать, какие приспособления существуют для обработки продуктов и как ими пользоваться, показать посуду для приготовле­ния блюд и т. д.

В V классе учитель вначале демонстрирует школь­никам трудовые приемы работы ножом, например, при нарезке хлеба, сыра, колбасы и др., затем раздает инструкционно-технологические карты, рецепты или технологические схемы и учащиеся приготавливают блю­да самостоятельно.

В целях приобретения учащимися большего объема знаний по приготовлению пищи можно разным брига­дам дать задание по приготовлению из одних и тех же продуктов paзличных блюд. Например, одной бригаде­ – приготовить яичницу-глазунью, другой - омлет и т. д.

Для показа последовательности выполнения операций широко используют демонстрационные таблицы, плакаты, диафильмы. Для более прочного усвоения школьниками умений и навыков учитель проводит инст­руктажи: вводный, текущий, заключительный. Инструк­тажи помогают учителю сосредоточить внимание уча­щихся на различных этапах урока, проанализировать и проконтролировать работу учащихся, своевременно вы­явить ошибки и прокомментировать их, оценить работу учащихся.

В V- VI классах инструктажи проводятся более полные, а в VII классе учащимся предоставляется большая самостоятельность под руководством бригадира.

От класса к классу практические работы по приго­товлению пищи усложняются. Taк, в VI классе учащиеся осваивают приготовление блюд из круп и макаронных изделий, из молока и молочных продуктов, приготовле­ние компота из сухофруктов или свежих плодов и ягод. Приготовление отдельных блюд иногда вызывает за­труднения, например приготовление сырников. Поэтому учитель помогает учащимся правильно составить пропорцию теста, размешать и продемонстрировать процесс их поджаривания. При этом обращается внимание на правила безопасности труда. Как правило, учащимся после этого занятия предлагается дома в воскресенье приготовить сырники и сообщить об этом учителю.

В процессе работы учащиеся пользуются справочны­ми сведениями, оформленными в виде демонстрацион­ных таблиц, приведенными в учебных пособиях по технологии («Сроки хранения молока и молочных изделий», «Время варки макаронных изделий и каш», «Сервировка стола» и др.).

В V - VII классах учащиеся усваивают технологию при­готовления салатов из овощей, заправочных супов с пассированием овощей, учатся обрабатывать рыбу, при­готавливать из нее вторые блюда с гарниром (картофе­лем и другими овощами), приготавливать мясные кот­леты.

Овощи для салата учащиеся приносят из дома чис­тыми, мытыми, готовыми к резке, и задача учителя будет состоять в том, чтобы показать приемы нарезания овощей, смешивания и украшения зеленью.

Приготовление мясных котлет учащиеся осуществ­ляют совместно с учителем, главное - показать учащим­ся процесс приготовления фарша.

Для приготовления жареной рыбы не требуется мно­го времени, и учитель на занятии, посвященном этой теме больше времени отводит сообщению познаватель­ных сведений.

При изучении вопросов первичной обработки про­дуктов каждая школьница должна принять участие в определенном этапе первичной обработки продуктов. Перед началом работы следует проинструктировать уча­щихся относительно правил безопасности труда, пока­зать безопасные приемы работы инструментами и при­способлениями, проследить за участием всех школьни­ков в выполняемой работе. Эту задачу можно решить проще, если предварительно раздать бригадирам кар­точки-задания с указанием последовательности выпол­нения работы, Бригадир должен за каждым этапом ра­боты закрепить членов своей бригады и вместе с другими членами бригады активно участвовать в оценке выполняемых операций.

При изучении способов тепловой обработки продук­тов учитель говорит учащимся, что неправильное веде­ние процесса тепловой обработки может привести к образованию в продуктах веществ, обладающих непри­ятным вкусом, запахом и плохо усваиваемых организмом. Может возникнуть нежелательное изменение цвета блюда, разрушение витаминов и ароматических ве­ществ, потеря растворимых питательных веществ. По­этому при приготовлении блюд и кулинарных изделий следует строго соблюдать режим и время тепловой обработки. Учитель может раздать карточки с инфор­мацией о приемах тепловой обработки продуктов, и учащиеся самостоятельно получают необходимые знания для выполнения практической работы.

В процессе проведения практических занятий, учи­тель использует различные наглядные пособия, плака­ты, а также справочные таблицы: «Правила безопаснос­ти труда при кулинарных работах», «Виды нарезок овощей», «Калорийность отдельных продуктов», «Содер­жание витаминов в овощах», «Холодные закуски», «Оформление салатов», «Разновидности рыбы», «Рыбные закуски»; кинофильм «Кулинария», фрагменты «Рыбные блюда», «Питательная ценность мясных продуктов», «Оформление мясных блюд», «Сервировка стола к обе­ду» и др.

В VII классе следует обратить внимание на форми­рование большей самостоятельности при выполнении практических работ. Учащиеся VII класса приобретают навыки приготовления различных выпечек из муки: оладий, песочного печенья, пирогов.

Практика работы показывает, что учащимся VII класса нравится выпекать, особенно печенье, они пере­писывают различные рецепты, выпекают печенье дома. Во многих школах учащиеся VII класса организуют к 8 Марта чай с печеньем для учителей, красиво сервируют столы, украшают их цветами.

На заключительном занятии учитель организует экскурсию на хлебозавод, кондитерскую фабрику (в це­ха по выпечке печения и тортов), в профессионально­-технические училища. В процессе экскурсии учащиеся знакомятся с профессиями тестовода, кондитера, пекаря, с машинами и механизмами, используемыми на произ­водстве.

На занятиях учитель может использовать кинофиль­мы: «Школьникам об общественном питании», «Изделия из теста»; диафильмы: «Торты и пирожные», «Болезнь хлеба»; плакаты: «Приготовление изделий из теста», «Сервировка праздничного стола», «Виды кондитерских изделий».

Учителю необходимо иметь инструкционно-техноло­гические карты и различные рецепты по выпечке бли­нов, оладий, пирогов, печенья, тортов.

В VII классе учащиеся приобретают умения и на­выки по консервированию пищевых продуктов.

На этих занятиях учитель использует плакаты: «Правила безопасности труда при кулинарных работах», «Поставщики важнейших питательных веществ и вита­минов А, В, С», «Рост производства овощей», «Сроки пастеризации фруктов», «Нормы соли и пряностей при приготовлении маринада» и др.

Учащиеся VI класса знакомятся также с нормами и режимом питания, с питательной ценностью пищи, с требованиями к меню. Школьники учатся составлять меню на день, подсчитывать стоимость продуктов для завтрака, обеда, ужина. Главная цель таких практиче­ских занятий - определение питательной ценности пи­щевого рациона, привитие навыков экономного расходо­вания продуктов питания при составлении меню, расчета стоимости дневного рациона семьи.

На этих двух занятиях учитель может использовать плакаты и диафильмы: «Содержание питательных ве­ществ в различных продуктах и их калорийность», «Суточная потребность организма в витаминах», «Со­держание витаминов А, В, С, D в пищевых продуктах», «Расход энергии при различных состоя­ниях и действиях человека», «Перечень основных про­дуктов питания», «Витамины - чудесные вещества» и др.

Обучение школьников работе с пищевыми продукта­ми тесно связано с профессиональной ориентацией их на рабочие профессии предприятий общественного питания.

При выборе методов обучения необходимо исходить прежде всего из задач развития познавательных инте­ресов и способностей учащихся. Опыт показывает, что интерес к работе у учащихся возникает уже в тот момент, когда учитель, давая задание принести к сле­дующему занятию определенные продукты, сообщает, какие блюда они будут учиться готовить. Кроме того, развитие интереса к работе зависит от творческой атмосферы, в какой проходит сама работа учащихся, от включения элементов эстетики в процессы приготовле­ния пищи (нарезка, украшение), дегустации приготов­ленных блюд, сервировки и т. д.

Большая роль в обучении школьников работе с пи­щевыми продуктами отводится осуществлению межпред­метных связей. Необходимо на уроках раскрывать школьникам значение их знаний по природоведению, ботанике, биологии, физике, химии для усвоения определенных знаний, умений и навыков по кулинарии.

Наиболее характерной структурой урока по изуче­нию основ кулинарии можно считать следующую:

1. Организационный момент. Включает проверку го­товности учащихся к уроку и отметку отсутствующих; дает возможность решить проблемную ситуацию (забы­ли принести какие-то продукты и т. д.). Оргмомент позволяет учителю определить дополнительные задания для тех, кто не может участвовать по каким-то причи­нам в приготовлении пищи. Именно в период оргмомента учитель уже может точно определить рабочий ритм урока.

2. Повторение пройденного материала. Этот пункт плана позволит осуществить принцип последовательно­сти и систематичности в обучении учащихся работе с пищевыми продуктами. При повторении пройденного материала акцентируют внимание учащихся на тех мо­ментах, которые нужно будет учитывать на данном практическом занятии. Повторение можно и нужно со­провождать показом каких-то определенных приемов работы, при ответе на поставленные вопросы учащиеся должны использовать определенный иллюстративный материал. Кроме того, при повторении пройденного учи­телю следует обращать внимание школьников на рас­крытие взаимосвязи изученной темы с темами других предметов.

3. Изложение нового материала (формирование но­вых знаний). Может проводиться в форме беседы, рас­сказа или объяснения. Так, беседа предоставляет боль­шие возможности для развития внимания учащихся, их любознательности, интереса к изучаемому, развития речи, самостоятельности мышления при решении опре­деленных вопросов. В беседе учителю легче научить школьников правильно применять их знания в практи­ческой работе.

При использовании таких методов, как рассказ, объяснение, следует использовать показ наглядных по­собий, определенных приемов работы, натуральных объектов, инструментов и приспособлений, которыми предстоит воспользоваться учащимся в ходе выполнения практического задания. В ходе объяснения учитель вы­деляет новые, незнакомые термины, объясняет их значе­ние. Одной из задач, которые приходится решать учителю в xoдe объяснения нового материала, является отбор сведении, которые должны быть зафиксированы уча­щимися в тетрадях.

Перед началом практической работы рекомендуется учителю написать на доске или вывесить критерии оцен­ки результатов деятельности учащихся, по которым будет оцениваться в конце урока их работа. Критерии оценки разрабатываются в соответствии с дидактиче­ской целью урока, с видом и объемом работы, време­нем, котopoe затрачивается на выполнение задания. Учитывается также степень самостоятельности, умение использовать технологическую документацию, инстру­менты и приспособления, правильные приемы работы, соблюдение правил безопасности труда, санитарии и гигиены. Большое внимание должно уделяться творче­скому подходу учащихся к выполнению, оформлению и преподнесению работы. Учитывая, что в школах приня­та пятибалльная система оценок, рекомендуется разра­батывать пять критериев.

4. Практическая работа (формирование практиче­ских умений и навыков). Как правило, практическая работа начинается с вводного инструктажа, позволяю­щего правильно направить учащегося на выполнение задания, дать рекомендации относительно использования инструкционных карт, карточек-заданий, наглядных средств обучения (на которых показаны те или иные операции, приемы работы), инструментов и приспособ­лении.

Практическая работа может проводиться следующим образом:

а) Учащимся рекомендуется воспользоваться одной инструкционной картой, вывешенной на доске для вы­полнения практической работы. Все бригады выполняют одинаковое задание.

В этом случае учитель может сосредоточить внима­ние всего класса на выполнении определенных операций, вовремя подсказывать выход из сложных ситуаций, указать на типичные недостатки, которые могут быть в работе, причины их возникновения и способы устране­ния. У учащихся развивается дух здорового соперниче­ства, желание выполнить работу как можно лучше. В конце занятия можно накрыть общий стол для дегус­тации.

Недостаток этой методики проведения занятия в том, что в классе может не быть полного набора инструмен­тов и приспособлений, которые потребуются сразу всем бригадам.

б) Каждая бригада выполняет свое задание по своей инструкционной карте.

Достоинства такой методики проведения занятия за­ключаются в том, что у учащихся развивается интерес к выполнению задания другими бригадами, желание выполнить так же.

Но в этом случае учителю сложнее методически орга­низовать занятие, подготовиться к нему, четко проду­мать последовательность проведения практической рабо­ты в каждой бригаде, суметь предвидеть сложные ситуации, в которых необходимо прийти на помощь учащимся.

В ходе выполнения практической работы учитель должен осуществлять контроль за соблюдением правил безопасности труда, санитарии и гигиены, наблюдать за организацией рабочих мест в соответствии с требова­ниями культуры труда, следить за соблюдением после­довательности приготовления блюд и отдельных техно­логических операций, за выполнением правильных приемов работы с инструментами и приспособлениями, за трудовой дисциплиной, поощрять учащихся.

За 5-10 минут до конца практической работы учи­тель проводит заключительный инструктаж, помогая учащимся завершить работу в указанный срок, подготовить блюда к дегустации.

5. Подведение итогов проводится за 10-15 минут до конца занятий. Дежурные от звеньев сервируют столы, остальные убирают свои рабочие места. Весь класс уча­ствует в дегустации приготовленных блюд. Рекоменду­ется выбрать «хозяйку» класса, которая сумела бы «пригласить» гостей к столу, правильно их обслужить. При оценке работ учащихся рекомендуется учитывать: а) самооценку учащимися своей работы; б) взаимную оценку учащимися работы друг друга; в) коллективный анализ учащимися работы бригад или всего класса; г) оценку работ учащихся бригадирами; д) оценку работ учащихся учителем.

Чаще всего используются следующие критерии оценки:

1) качество приготовленного блюда (вкус, цвет, кон­систенция);

2) соблюдение технологической последовательности приготовления блюд;

3) соблюдение правил безопасности труда, санита­рии и гигиены, а также требований культуры труда;

4) внешний вид приготовленного изделия, творческий подход к его оформлению;

5) самостоятельность выполнения задания.

6. Задание. За 3-5 минут до конца урока учитель раздает бригадирам карточки-задания для следующего занятия. Рекомендуется давать различные варианты, так, чтобы бригады могли выбрать задания сообразно своим интересам, в соответствии с теми продуктами, которые у них имеются.

7. Уборка помещения. Обязательна влажная уборка, с использованием дезинфицирующих средств.

Возможны и другие варианты методики проведения занятий. Например, можно провести занятие в форме КВН (чаще всего в конце изучения раздела «Работа с пищевыми продуктами»).




написать администратору сайта