Главная страница
Навигация по странице:

метод_рекомендации_1. Методические рекомендации к лабораторным работам по информатике для студентов специальности Информационные системы и технологии



Скачать 2.33 Mb.
Название Методические рекомендации к лабораторным работам по информатике для студентов специальности Информационные системы и технологии
Анкор метод_рекомендации_1.doc
Дата 19.11.2017
Размер 2.33 Mb.
Формат файла doc
Имя файла метод_рекомендации_1.doc
Тип Методические рекомендации
#11331
страница 7 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Пример 2. Разработать инженерный калькулятор для выполнения четырех арифметических операций, вычисления синуса, косинуса, квадрата, квадратного корня, логарифма.


Использованные компоненты:

Edit1 — для ввода первого числа;

Edit2 — для ввода второго числа;

Button1 — вызов процедуры сложения чисел;

Button2 — вызов процедуры вычитания чисел;

Button3 — вызов процедуры умножения чисел;

Button4 — вызов процедуры деления чисел;

Button5 — вызов процедуры вычисления синуса первого числа;

Button6 — вызов процедуры вычисления косинуса первого числа;

Button7 — вызов процедуры вычисления квадрата первого числа;

Button8 — вызов процедуры вычисления квадратного корня первого числа;

Button9 — вызов процедуры вычисления логарифма первого числа ;

Label1 — для вывода результата.



Рис. 10. Форма примера 2

Программный код

unit Unit1;

interface

uses

Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms,

Dialogs, StdCtrls;

type

TForm1 = class(TForm)

Button1: TButton;

Edit1: TEdit;

Edit2: TEdit;

Button2: TButton;

Button3: TButton;

Button4: TButton;

Label1: TLabel;

Button5: TButton;

Button6: TButton;

Button7: TButton;

Button8: TButton;

Button9: TButton;

procedure Button1Click(Sender: TObject);

procedure Button2Click(Sender: TObject);

procedure Button3Click(Sender: TObject);

procedure Button4Click(Sender: TObject);

procedure Button5Click(Sender: TObject);

procedure Button6Click(Sender: TObject);

procedure Button7Click(Sender: TObject);

procedure Button8Click(Sender: TObject);

procedure Button9Click(Sender: TObject);

private

{ Private declarations }

public

{ Public declarations }

end;

var

Form1: TForm1;

implementation

{$R *.dfm}
procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

begin

Label1.Caption := FloatToStr(StrToFloat(Edit1.Text) + StrToFloat(Edit2.Text));

end;
procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject);

begin

Label1.Caption := FloatToStr(StrToFloat(Edit1.Text) - StrToFloat(Edit2.Text));

end;
procedure TForm1.Button3Click(Sender: TObject);

begin

Label1.Caption := FloatToStr(StrToFloat(Edit1.Text) * StrToFloat(Edit2.Text));

end;
procedure TForm1.Button4Click(Sender: TObject);

begin

Label1.Caption := FloatToStr(StrToFloat(Edit1.Text) / StrToFloat(Edit2.Text));

end;
procedure TForm1.Button5Click(Sender: TObject);

begin

Label1.Caption := FloatToStr(Sin(StrToFloat(Edit1.Text)));

end;
procedure TForm1.Button6Click(Sender: TObject);

begin

Label1.Caption := FloatToStr(Cos(StrToFloat(Edit1.Text)));

end;
procedure TForm1.Button7Click(Sender: TObject);

begin

Label1.Caption := FloatToStr(Sqr(StrToFloat(Edit1.Text)));

end;
procedure TForm1.Button8Click(Sender: TObject);

begin

Label1.Caption := FloatToStr(Sqrt(StrToFloat(Edit1.Text)));

end;
procedure TForm1.Button9Click(Sender: TObject);

begin

Label1.Caption := FloatToStr(Ln(StrToFloat(Edit1.Text)));

end;

end.
Порядок работы


  1. Выполнить программу примера 2. Подготовить тесты для проверки правильности работы программы, провести отладку, проанализировать результаты. Сохранить программу на диске.

  2. Составить и выполнить программу (табл. 8). Подготовить тесты для проверки правильности работы программы, провести отладку, проанализировать результаты. Сохранить программу на диске.

  3. Составить и выполнить программу, печатающую значение TRUE, если указанное в таблице 9 высказывание является истинным, и FALSE в противном случае. Подготовить тесты для проверки правильности работы программы, провести отладку, проанализировать результаты. Сохранить программу на диске.

Таблица 8


Номер варианта

Условие

Исходные данные


1






x, y



2




с, x, y



3




b, x, y


4




x, y, z


5




x, y, z


6




x, y, z


7




x, y

8




x, y, z



9




x, y, z



10




x, y, z


11




x, y, z


12




x, y



13




x, y



14




x, y




Таблица 9

Номер варианта

Высказывание

Исходные данные

1

Треугольник со сторонами a, b, c является равнобедренным

a, b, c

2

Данное четырехзначное число читается одинаково слева направо и справа налево

m

3

Данное целое число является четным

n

4

Сумма двух первых цифр заданного четырехзначного числа равна сумме двух его последних цифр

n

5

Треугольник со сторонами a, b, c является равносторонним

a, b, c

6

Данное целое число a кратно числу b

a, b

7

Число с является средним арифметическим чисел a и b

a, b

8

Сумма цифр данного четырехзначного числа является четным числом

m

9

Числа x и y являются координатами точки, лежащей в третьей координатной четверти

x, y

10

Произведение чисел a и b кратно числу c

a, b, c

11

Данная тройка натуральных чисел a, b, c является тройкой Пифагора, т.е. c2 = a2 + b2

a, b, c

12

Сумма цифр данного трехзначного числа является нечетным числом

m

13

Сумма двух натуральных чисел кратна трем

a, b

14

Периметр треугольника со сторонами a, b, c больше числа d

a, b, c, d


Лабораторная работа

«Программирование на Delphi разветвляющихся алгоритмов»

Цель работы:

  1. Усвоить правила записи логических выражений, работу операторов if и case.

  2. Научиться составлять разветвляющиеся программы на Delphi.

Краткие сведения из теории
Алгоритм называется разветвляющимся, если он содержит несколько ветвей, отличающихся друг от друга содержанием вычислений. Выход вычислительного процесса на ту или иную ветвь алгоритма определяется исходными данными задачи.

Пример 3. Найти максимальную из двух величин а и в

Использованные компоненты:

Edit1 – для ввода первого числа;

Edit2 – для ввода второго числа;

Label3 – для вывода результирующего сопротивления;

BitBtn1 – для запуска программы;

BitBtn2 – для выхода из программы.




Рис. 11. Форма примера 3
Программный код

unit Unit1;

interface

uses

Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms,

Dialogs, StdCtrls, Buttons;

type

TForm1 = class(TForm)

Label1: TLabel;

Label2: TLabel;

Edit1: TEdit;

Edit2: TEdit;

Label3: TLabel;

BitBtn1: TBitBtn;

BitBtn2: TBitBtn;

procedure BitBtn2Click(Sender: TObject);

procedure BitBtn1Click(Sender: TObject);

private

{ Private declarations }

public

{ Public declarations }

end;

var

Form1: TForm1;

implementation

{$R *.dfm}

var a,b,m:real;

procedure TForm1.BitBtn2Click(Sender: TObject);

begin

Close;

end;


procedure TForm1.BitBtn1Click(Sender: TObject);

begin

a:=strtofloat(edit1.Text);

b:=strtofloat(edit2.Text);

if a>=b then m:=a else m:=b;

label3.caption:='Первое число= '+floattostr(a)+#13+'Второе число= '

+floattostr(b)+#13+'Максимальное= '+floattostr(m);

end;

end.
Пример 4. Найти корни квадратного уравнения

Использованные компоненты:

Edit1 – для ввода коэффициента a;

Edit2 – для ввода коэффициента b;

Edit3 – для ввода коэффициента с;

Label6 – для вывода результата;

Button1 – для запуска программы.



Рис. 12. Форма примера 4


Программный код

unit Unit1;

interface

uses

Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms,

Dialogs, StdCtrls;

type

TForm1 = class(TForm)

Edit1: TEdit; Edit2: TEdit;

Edit3: TEdit; Label1: TLabel;

Label2: TLabel; Label3: TLabel;

Label4: TLabel; Label5: TLabel;

Button1: TButton; Label6: TLabel;

procedure Button1Click(Sender: TObject);

private

{ Private declarations }

public

{ Public declarations }

end;

var

Form1: TForm1;

implementation

{$R *.dfm}

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

var a,b,c,x,x1,x2,d:real;

begin

a:=StrToFloat(Edit1.Text);

b:=StrToFloat(Edit2.Text);

c:=StrToFloat(Edit3.Text);

d:=b*b-4*a*c;

if d<0 then Label6.Caption:='Íåò ðåøåíèé'

else if d>0 then begin

x1:=(-b+sqrt(d))/(2*a);

x2:=(-b-sqrt(d))/(2*a);

Label6.Caption:='x1='+FloatToStr(x1)+', x2='+FloatToStr(x2);

end

else begin

x:=-b/(2*a);

Label6.Caption:='x='+FloatToStr(x);

end

end;

end.

Пример 5. Определить название столицы по названию государства.

Использованные компоненты:

Edit1 – для ввода названия страны;

Label2 – для вывода названия столицы;

BitBtn1 – для запуска программы;

BitBtn2 – для выхода из программы.





Рис. 13. Форма примера 5
Программный код

unit Unit1;

interface

uses

Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms,

Dialogs, StdCtrls, Buttons;

type

TForm1 = class(TForm)

Label1: TLabel;

Edit1: TEdit;

Label2: TLabel;

BitBtn1: TBitBtn;

BitBtn2: TBitBtn;

procedure BitBtn2Click(Sender: TObject);

procedure BitBtn1Click(Sender: TObject);

private

{ Private declarations }

public

{ Public declarations }

end;

var

Form1: TForm1;

implementation

{$R *.dfm}

var land, cap:string[50];

num:0..8;

procedure TForm1.BitBtn2Click(Sender: TObject);

begin

close;

end;

procedure TForm1.BitBtn1Click(Sender: TObject);

begin

land:=edit1.Text;

num:=0; //номер страны в списке

if land='Австралия' then num:=1;

if land='Болгария' then num:=2;

if land='Греция' then num:=3;

if land='Италия' then num:=4;

if land='Норвегия' then num:=5;

if land='Франция' then num:=6;

if land='США' then num:=7;

if land='Россия' then num:=8;

case num of //определение столицы по номеру страны в списке

1:cap:='Вена';

2:cap:='София';

3:cap:='Афины';

4:cap:='Рим';

5:cap:='Осло';

6:cap:='Париж';

7:cap:='Вашингтон';

8:cap:='Москва';

0:cap:='Такой столицы не знаю';

end;

label2.Caption:=cap;

end;

end.

Порядок работы
1. Выполнить программы примеров 3, 4, 5. Подготовить тесты для проверки правильности работы программ, провести отладку, проанализировать результаты. Сохранить программы на диске.

2. Разработать алгоритм и программу для индивидуального задания (табл.10). Выполнить программу, проанализировать результаты.

3. Составить программу для примера из таблицы 11 с использованием оператора case. Выполнить ее и проанализировать результаты.

Таблица 10

Номер варианта

Условие

Исходные данные

1


Три точки на плоскости заданы своими координатами. Выяснить какие из них находятся на максимальном расстоянии друг от друга.

х1, у1,

х2, у2,

х3, у3


2

Вычислить:



a, b, c

3

Заданы три величины а, b, c. Определить максимальное и минимальное значение из их среднего геометрического, среднего арифметического и суммы экспонент exp(a) + exp(b) + exp(c).


a, b, c


4

Определить в какой четверти координатной плоскости находится точка с координатами х,у.


х,у


5




x, y, z

6




x, y


7




x, y, z


8




x, y

9

Вычислить значение функции, заданной графически, по заданному значению аргумента х




х

10

Вычислить значение функции, заданной графически, по заданному значению аргумента х:




х

11

Решить линейное уравнение ах + b = 0 для любых значений коэффициентов.



a, b


12

Проверить, делится ли выбранное число на 5, на 11 или 13.


х

13

Определить, является ли сумма цифр четырехзначного числа четной.

m

14

Проверить, кратно ли заданное целое число и сумма его цифр 4.

n
</0>
1   2   3   4   5   6   7   8   9
написать администратору сайта