Главная страница
Навигация по странице:

Самостоятельные работы русский язык. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов в рамках дисциплины Русский язык


Скачать 0.56 Mb.
Название Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов в рамках дисциплины Русский язык
Анкор Самостоятельные работы русский язык.doc
Дата 12.04.2017
Размер 0.56 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Самостоятельные работы русский язык.doc
Тип Методические рекомендации
#141
страница 1 из 7
  1   2   3   4   5   6   7

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Удмуртской Республики

«Сарапульский техникум пищевой промышленности»

Методические рекомендации

по организации самостоятельной работы студентов

в рамках дисциплины «Русский язык»

Сарапул, 2013

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями примерной программы учебной дисциплины «Русский язык»




Председатель ПЦК______________/_____________

Протокол №________________от_______________

Составитель: Конькова А.Н. преподаватель

БОУ СПО УР «Сарапульский техникум пищевой промышленности»




Рецензент: ., методист

БОУ СПО УР «Сарапульский техникум пищевой промышленности»




Аннотация
Данная работа представляет собой методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов в рамках дисциплины «Русский язык». Рекомендации содержат указания к выполнению самостоятельных работ, а также тексты к лингвистическим задачам.

Методические рекомендации могут быть использованы для организации самостоятельной деятельности студентов по дисциплине «Русский язык», а также являются средством рейтингового оценивания студентов в рамках ведения предметного портфолио.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………...……………………………………………………...………………………….5

  1. Особенности курса и основные требования

примерной программы учебной дисциплины «Русский язык» ...........................................6

  1. Требования к организации самостоятельной работы студентов

и правила пользования методическими рекомендациями…………………….…………...7

  1. Задания для самостоятельной работы студентов ………………………………..….....10

Занятие №1. Тема: Основные сведения о языке и речи …...……………………………………......…..10

Занятие №2. Тема: Текст как произведение речи………………………...…...………………..……....12

Занятие №3. Тема: Определение особенностей функциональных стилей современного

русского языка…............................................................................................................................…13

Занятие №4. Тема: Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение…………………...……..14

Занятие №5. Тема: Публицистический стиль речи, его назначение ……………………….…….........…15

Занятие №7. Тема: Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение) ……….......18

Занятие №8. Тема: Слово в лексической системе языка ………………………………….......………..19

Занятие №9. Тема: Систематизация русской лексики с точки зрения ее происхождения

(исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы) ……………………………...…20

Занятие №10. Тема: Систематизация лексики с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика,

книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы) ……………………...….21

Занятие №11. Тема: Знакомство с типами словарей, одноязычными и двуязычными словарями,

видами одноязычных словарей ………………………………………………………….….………...23

Занятие №12. Тема: Классификация фразеологизмов ………………………………………………….24

Занятие №13. Тема: Классификация фонетических единиц ……………………………………………27

Занятие №14. Тема: Классификация орфоэпических норм: произносительные и нормы ударения ………..28

Занятие №15. Тема: Знакомство с благозвучием речи, звукописью как изобразительным средством …..….31

Занятие №16. Тема: Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных …………………..32

Занятие №17. Тема: Понятие морфемы как значимой части слова …………………………………...…33

Занятие №18. Тема: Способы словообразования, словообразование знаменательных частей речи, особенности словообразования профессиональной лексики и терминов…….………………….……….34

Занятие №19. Тема: Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция) …………………………………………………………………..………..35

Занятие №20. Тема: Лексико-грамматические разряды имен прилагательных ………………………......35

Занятие №21. Тема: Лексико-грамматические разряды имен числительных …………………………….36

Занятие №20. Тема: Лексико-грамматические разряды имен прилагательных …………………………..36

Занятие №23. Тема: Определение грамматических признаков глагола .....................................................37

Занятие №24. Тема: Определение грамматических признаков наречия …………………………………37

Занятие №25. Тема: Правописание союзов …………………………………………………………...38

Занятие №26. Тема: Правописание частиц ……………………………………………………………39

Занятие №27. Тема: Правописание предлогов ………………………………………………………...40

Занятие №28. Тема: Правописание междометий и звукоподражаний …………………………………...41

Занятие №29. Тема: Выделение словосочетания, предложения, сложного синтаксического целого ………43

Занятие №30. Тема: Строение словосочетания ………………………………………………………..44

Занятие №31. Тема: Классификация видов предложений по цели высказывания; восклицательные предложения …………………………………..……………………………………………………46

Занятие №32. Тема: Выделение предложений с однородными членами и знаков препинания в них ………47

Занятие №33. Тема: Классификация односоставных и неполных предложений …………………………49

Занятие №34. Тема: Постановка знаков препинания в сложносочиненном предложении ………………..49

Занятие №35. Тема: Постановка знаков препинания в сложноподчиненном предложении ……………….50

Занятие №36. Тема: Постановка знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи …...51

Занятие №37. Тема: Постановка знаков препинания в бессоюзном сложном предложении ………………51

Занятие №38. Тема: Сложное синтаксическое целое как компонент текста ……………………………..52

Занятие №39. Тема: Раскрытие роли пунктуации в письменном общении ...…………………………….53

Заключение………………………………………………………………………...................................55

Литература ………………………………………………………………..…….………..……………..56

Приложение ……………………………………………………………………..……............................57

Рецензия …………………………………………………………………………………………………60

Введение
Процесс модернизации современного образования воплощает тенденцию к самообразованию молодого поколения. Созданные федеральные стандарты по разным дисциплинам позволили педагогам организовать процесс самостоятельного поиска и освоения предметных курсов студентами, тем самым, повышая качество получения знаний.

Современные учебные программы, основанные на постулатах нового Федерального стандарта СПО, включают в себя не только совместную аудиторную деятельность студентов и преподавателя, но и внеаудиторную – самостоятельную работу учащихся. Примерная программа учебной дисциплины «Русский язык» не является исключением. Рабочая программа и календарно-тематическое планирование данного курса также предполагает самостоятельную деятельность студентов.

Организовать процесс самостоятельной работы учащихся сложно, так как существующая на сегодняшний день учебно-методическая литература, к сожалению, пока не ориентирована на новые требования образования, поэтому возникла необходимость в создании методических рекомендаций, адаптированных не только на новые требования учебной программы, но и учитывающих уровень знания учащихся.

Следовательно, данные методические рекомендации отражают цель – оказание методической помощи студентам и преподавателям русского языка в организации самостоятельной деятельности в рамках курса «Русский язык». Для реализации цели были поставлены задачи:

– раскрыть сущность и особенность курса «Русский язык»;

– включить в методическую работу задания, взятые из рабочей программы дисциплины «Русский язык»;

– дать поэтапный инструктаж выполнения заданий.

1. Особенности курса и основные требования

примерной программы учебной дисциплины «Русский язык»
Курс учебной дисциплины «Русский язык» рассчитан на 117 академических часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов и самостоятельной работы обучающегося – 39 часов.

Самостоятельная работа занимает практически четвёртую часть учебной деятельности студентов. Внеаудиторная работа учащихся ориентирована на реализацию некоторых требований примерной программы учебной дисциплины «Русский язык». В результате выполнения самостоятельной работы студентам даётся возможность получить определённые знания, умения и навыки:

  • умение

– проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

– извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

– соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

– использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.


  • знание

– связи языка и истории, культуры русского и других народов;

– основных единиц и уровней языка, их признаков и взаимосвязей;

–орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка; норм речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально деловой сферах общения.


  • использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:


– осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

– развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

– увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств;

– совершенствования коммуникативных способностей;

– самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

2. Требования к организации самостоятельной работы студентов

и правила пользования методическими рекомендациями
Самостоятельная деятельность учащихся – внеаудиторная работа, предполагающая самостоятельное извлечение информации, её обработка (анализ и синтез), решение лингвистических задач.

Следовательно, требования к организации внеаудиторной деятельности касаются процесса поиска информации, источников информации и полученных на аудиторных занятиях предметных знаний, умений, навыков:

  1. Умение пользоваться электронными ресурсами: сайтами, книгами и учебными пособиями, справочниками и словарями.




  1. Умение создавать электронный ресурс – в основном презентации с помощью программы Microsoft Power Point.




  1. Умение пользоваться письменными источниками, находить нужную информацию.




  1. Уметь работать с полученной информацией: обрабатывать её, сокращать, конспектировать.




  1. Учащиеся должны вести записи в лекционной тетради и уместно использовать записи при решении заданий самостоятельной работы.




  1. Учащиеся должны выполнять требования к каждому заданию данных методических рекомендаций.




  1. Учащиеся выполняют задания либо на отдельных листах формата А4 (сообщения, рефераты, доклады, рецензии и т.п.), либо в специальных тетрадях для самостоятельных работ (задания, как правило, содержат указание, где следует выполнить решение упражнений: на отдельных листах или в тетради для самостоятельных работ).




  1. Учащиеся оформляют и ведут тетради для самостоятельных работ согласно следующим требованиям:

  • тетрадь для самостоятельных работ должна состоять из 18 листов в линию

  • титульный лист оформляется следующим образом:




ТЕТРАДЬ

для самостоятельных работ по дисциплине «Русский язык»

студента группы МК-119 БОУ СПО «СТПП»____________

Иванова Александра Петровича________________________

2013-2014 учебный год

  • последующие задания, которые необходимо выполнить в данной тетради, оформляются с указанием числа и месяца, а также темы занятия;

  • тетрадь должна содержать «красные» поля, ширина которых должна составлять не менее 2 см.

  • обязательным требованием ведения тетради для самостоятельных работ является соблюдение норм оформления учебных задач:

    • запрещено выходить за поля,

    • запрещается писать красной, чёрной и зелёной пастами, пользоваться разрешается всеми оттенками синего (но не голубого),

    • оформлять решение лингвистической задачи необходимо аккуратно, используя, если необходимо провести чертёжные действия, линейку и грифельный карандаш,

    • в тетради для самостоятельных работ не должны быть записи, не касающиеся дисциплины «Русский язык», также не должны быть записи, не относящиеся к самостоятельной работе студентов.


Структура методических рекомендаций создана таким образом, чтобы максимально облегчить работу студентам и педагогам. Пользоваться данными указаниями несложно: необходимо внимательно прочесть требования к выполнению

заданий, просмотреть списки рекомендуемой литературы.

8

Задания для самостоятельной работы студентов
Занятие №1

Тема: Основные сведения о языке и речи

Задание*:

1. Написать сообщение о языке и речи

2. Подобрать пословицы и поговорки

* данное задание является разноуровневым. Необходимо выбрать лишь один вариант задания и решить его.

Требования к оформлению сообщения:

А) графические требования:

  • Сообщение оформляется печатным текстом на листе формата А4, шрифт Times New Roman, кегль 14, междустрочный интервал 1,5, поля 1 см.

  • Разрешается двустороннее оформление сообщения на листе, объём сообщения не менее двух страниц.

  • Оформление сообщения должно иметь ниже указанный вид

Сообщение на тему: «Язык и речь»

студента группы ТПП-119

БОУ СПО «СТПП»

Сидорова Максима Петровича

(Текст сообщения)
Список использованной литературы:

1.

2.

3.
Проверил: Конькова А.Н., преподаватель русского языка и литературы
Оценка:
Роспись оценщика:


Б) требования к содержанию сообщения:

  • Сообщение должно соответствовать заявленной теме

  • Сообщение должно содержать в себе три части: вводная часть, основная и заключение; данные части должны иметь логические переходы или связки.

  • сообщение должно включать в себя следующие аспекты:

  • язык как средство общения и форма существования национальной культуры

  • язык как система, основные уровни языка

  • русский язык в современном мире

  • речь и виды речевой деятельности


Рекомендуемая литература:

1. Горшкова К. В., Хабургаев Г. А. Историческая грамматика русского языка: Учебное пособие для ун-тов. – М., 1996

2. Русский язык: Энциклопедия / Гл. ред. Ф. П. Филин; Ред. колл.: Р. И. Аванесов, В. И. Борковский, Т. А. Ганиева и др. Институт русского языка АН СССР. – М., 1979

3. Успенский Б. А. История русского литературного языка (XI—XVII вв). – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2002.
9

Требования к подбору пословиц и поговорок:

  • пословицы и поговорки нужно записывать в тетрадь для самостоятельных работ

  • пословицы и поговорки записываются в столбик друг под другом пословицы и поговорки должны соответствовать теме «Язык и речь» количество пословиц и поговорок – не менее 10



Рекомендуемая литература:

1. Подобин В.М., Зимина И.П. Русские пословицы и поговорки. – Л.,1956 г.

2. Уваров Н.В. Энциклопедия народной мудрости. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения, сравнения, устойчивые словосочетания, встречающиеся в русском живом языке во второй половине XX – начале XXI веков. – М, 2009.

10

Занятие №2

Тема: Текст как произведение речи
Задание: провести анализ текста

Требования к анализу текста:

  • Данное задание выполняется в тетрадях для самостоятельных работ

  • Определите основную тему и идею текста

  • Укажите количество микротем текста, перечислите их. Укажите, из скольких абзацев должен состоять данный текст

  • Учитывая проведенный структурно-смысловой анализ, составьте план текста

Текст для анализа

Значение питания в жизнедеятельности человека отражает выражение Г.Гейне «Человек есть то, что он ест», тем самым, подчеркивая исключительную роль питания в формировании тела, поведении ребенка. Характер питания оказывает влияние на рост, физическое и нервно-психическое развитие человека, особенно в детском и подростковом возрасте. Правильное питание является абсолютно необходимым фактором для обеспечения нормального кроветворения, зрения, полового развития, поддержания нормального состояния кожных покровов, определяет степень защитной функции организма. Пищевые добавки (ПД) – одно из древнейших изобретений человечества. Они явились одним из первых достижений Homo sapiens, который вместе с даром осмысления получил от природы потребность в пищевом разнообразии. Ежедневно практически любой человек на земном шаре использует с продуктами питания хотя бы одну из самых популярных ПД – соль, сахар, перец, лимонную кислоту. История применения пищевых добавок (уксусная и молочная кислоты, поваренная соль, некоторые специи и др.) насчитывает несколько тысячелетий. Однако только в 19-20 веках им стали уделять особое внимание. Вызвано это особенностями торговли с перевозкой скоропортящихся и быстро черствеющих товаров на большие расстояния, что требует увеличения срока хранения. Спрос современного потребителя на пищевую продукцию с привлекательными цветом, запахом обеспечивают ароматизаторы, красители, консерванты и т. п. Жизнь современного человека характеризуется заметным влиянием техногенно-антропогенных факторов, приводящих к нарастанию загрязнения пищи, воды и воздуха чужеродными веществами. Смело можно утверждать, что каждый из нас с пищей, водой и воздухом получает несколько граммов чужеродных веществ, которые не относятся к пищевым. Но определенный вклад вносят и пищевые добавки. С расширением наших знаний о пище и совершенствованием технологии производства продуктов питания росло и использование пищевых добавок. Потребность в них особенно возросла в последнее время в связи с увеличением спроса на более питательные и более удобные для использования пищевые продукты. Но нельзя забывать о том, что, некоторые виды добавок как естественных, так и искусственных противопоказаны определённым группам людей страдающих теми или иными заболеваниями, многие из которых могут вызывать аллергическую реакцию разной степени тяжести. По данным отечественных и зарубежных исследователей, распространенность пищевой аллергии во всём мире возрастает и колеблется по странам в широких пределах: от 0,01 до 50%. Пищевая аллергия, как правило, впервые развивается в детском возрасте. Почему число заболеваний связанных с потреблением современных продуктов питания неуклонно растёт? Во-первых, это связано заменой традиционного питания на систему быстрого питания и приготовления пищи, где в максимальной степени используются достижения современной химии и биотехнологии. Во-вторых, это связано с повышением проницаемости слизистой кишечника, которое отмечается при воспалительных заболеваниях желудочно-кишечного тракта, спровоцированных нетрадиционной пищей и теми химическими добавками, которые присутствуют в ней. Надо понять, что без пищевых добавок сегодня уже не обойтись. Но для того, чтобы остановить распространение этих заболеваний связанных с приёмом пищи, в настоящее время необходимо широкое информирование населения с целью обучения граждан и их близких избегать употребления продуктов, содержащих потенциально опасные продукты и пищевые


11

Занятие №3

Тема: Определение особенностей функциональных стилей современного русского языка
Задание: стилистический анализ текста
Требования к стилистическому анализу текста:

  • Данное задание выполняется в тетрадях для самостоятельных работ

  • Анализ текста выполняется по следующему плану:

    1. определите стиль и жанр текста

    2. определите сферу общения и ситуацию, на которую текст ориентирован

    3. определите основные функции текста: общение, сообщение или воздействие, установите характер адресата с учетом стилистических особенностей текста

    4. определите форму (письменная, устная), тип речи (описание, повествование, рассуждение и их возможное сочетание), вид речи (монолог, диалог, полилог); определите стилевые черты, характерные для текста с учетом его стилистической принадлежности:

– выпишите языковые приметы стиля, отраженные в тексте;

– выиндивидуально-авторские стилистические особенности текста на уровне отбора языковых средств и их организации, включая стилистические приемы.
Текст для анализа
  1   2   3   4   5   6   7
написать администратору сайта