Главная страница

Учебник. Методические рекомендации по составлению и написанию коррекционноразвивающих программ. учебнометодическое пособие. Составители В. Г. Маралов, Н. В. Макарова., Чгу, 2003


Скачать 0.53 Mb.
НазваниеМетодические рекомендации по составлению и написанию коррекционноразвивающих программ. учебнометодическое пособие. Составители В. Г. Маралов, Н. В. Макарова., Чгу, 2003
АнкорУчебник.doc
Дата03.05.2018
Размер0.53 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаУчебник.doc
ТипМетодические рекомендации
#20139
страница11 из 11

Подборка по базе: методические рекомендации по созданию электронных учебников.docx, Метод рекомендации.docx.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

  • провести подробный анализ объектов (предметов, геометрических фигур) и вычленить главное, существенные признаки, которые отличают один объект от другого или делают их сходными.

  • Выделить заданные формы в окружающих предметах или демонстрируемых психологом рисунке

  • Разделить объект на составные элементы

  • Воспроизвести заданные фигуры разными способами (построить из палочек, спичек, нарисовать в воздухе или на бумаге, вырезать, вылепить, выложить из тесьмы.

  • Дорисовать незавершенные контуры геометрических фигур, предметов.

  • Преобразовать фигуры (с помощью палочек или спичек из одной фигуры сделать другую)

Второй этап – уточнение и развитие представлений о схеме тела и направлениях пространства по отношению к себе.

Вид заданий:

  • определить сторонность у себя, сначала сопровождая процесс ориентировки развернутыми речевыми коментариями, а затем только мысленно;

  • определить сторонность объектов, находящихся напротив, обозначить ситуацию вербально;

  • обозначить направленииииия графически (схемой), предварительно показав их рукой в воздухе;

  • определить линейную последовательность предметного ряда, находящегося напротив;

  • написать геометрический диктант.

Третий этап – уточнение и формирование полноценных представлений о пространственных отношениях объектов и их взаимном расположении.

Виды заданий:

-определить пространственные соотношения между предметами, обозначить их вербально;

- провести преобразования в расположении предметов относительно друг друга по словесной инструкции и наглядно представленному образцу

- определить пространственные соотношения элементов графических изображений

  • выполнить рисунок (конструктивную поделку) по словесной инструкции;

  • провести ориентировку на основе предложенного плана.


Развитие и совершенствование зрительного восприятия и зрительного анализа, координации в системе «глаз-рука».

Ошибки: забывание начертания редко встречающихся букв и смешение их между собой (ч и ц, ф и и) или смешение по оптическим характеристикам букв

Виды коррекционно-развивающих заданий:

  • узнавание реальных предметов и их изображений с последующим называнием

  • узнавание стилизованных изображений предметов

  • узнавание контурных или силуэтных изображений предметов

  • узнавание точечных или пунктирных изображений предметов, геометрических фигур, букв, цифр.

  • Узнавание зашумленных (перечеркнутых) или наложенных друг на друга изображений предметов, геометрических фигур, букв, цифр.

  • Нахождение заданной фигуры (буквы, цифры) в ряду других

  • Поиск в предметах или сюжетных картинках недостающих или неадекватных деталей

  • Различение правильно и зеркально изображенных буквенных и цифровых знаков

  • Преобразование букв или цифр

  • Сопоставление букв (цифр), выполненных различными видами печатного и рукописного шрифта

  • Задания на точное графическое воспроизведение предложенных объектов (рисунков, знаков, символов)

  • Конструирование по заданному образцу.


Развитие и совершенствование сложнокоординированных движений кистей и пальцев рук
Виды заданий:

  • пальчиковый игротренинг

  • занятия, упражнения и игры с использованием продуктивной деятельности

  • упражнения специальной графической подготовки (ощупывание специально изготовленных деревянных контуров букв пальцами (указательным и средним) ведущей руки, обведение их деревянной палочкой, осязание букв, изготовленных из наждачной бумаги и т.п.)

  • Специальные физические упражнения


Развитие и совершенствование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза.
Первый этап – совершенствование слухового восприятия, чувства ритма, слухоречевой памяти;

Виды заданий:

  • после прослушивания предложить детям выделить и назвать неречевые звуки (бытовые шумы, звуки улицы, звучание музыкальных инструментов)

  • чередовать характер действий или изменять направление движений, ориентируясь на громкость или смену темпоритмических характеристик звукового сигнала (барабан, бубен, хлопки)

  • запомнить и восприизвести ритмический рисунок

  • прослушать серию звуков (удары в барабан) и определить их количесство

  • различить на слух голоса учеников класса

Второй этап – развитие фонематического восприятия и формирование четких фонематических представлений.

Виды заданий:

  • запомнить и воспроизвести без ошибок ряд звуков (слогов, слов)

  • выделить из ряда слов, отличающихся одним звуком, заданное педагогом слово

  • подобрать сходные по звучанию слова

  • найти в слоговом ряду лишний

  • угадать гласный звук по беззвучной артикуляции

Третий этап – формирование навыков фонематического анализа и синтеза

Виды заданий:

  • найти общий звук в словах

  • выделить из текста слова с заданным звуком

  • придумать самостоятельно слова с определенным звуком

  • определить первый и последний звуки в словах

  • подобрать слова с заданным количеством звуков

  • сгруппировать картинки в зависимости от количества слогов в их названиях

  • преобразовывать слова, добавляя или изменяя один звук, переставляя звуки

  • составить схемы слов или подобрать слова к предложенной схеме.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


написать администратору сайта