Главная страница
Навигация по странице:

  • Виды психокоррекции Психокоррекционные мероприятия классифицируют исходя из следующих критериев: По характеру направленности

  • По наличию программ

  • По масштабу решаемых задач

  • Основные принципы психокоррекционной работы.

  • Принцип единства диагностики и коррекции.

  • Принцип нормативности развития.

  • Принцип коррекции «сверху вниз».

  • Принцип коррекции «снизу вверх»

  • Деятельностный принцип коррекции.

  • Этапы коррекционно-развивающей работы

  • Учебник. Методические рекомендации по составлению и написанию коррекционноразвивающих программ. учебнометодическое пособие. Составители В. Г. Маралов, Н. В. Макарова., Чгу, 2003


    Скачать 0.53 Mb.
    НазваниеМетодические рекомендации по составлению и написанию коррекционноразвивающих программ. учебнометодическое пособие. Составители В. Г. Маралов, Н. В. Макарова., Чгу, 2003
    АнкорУчебник.doc
    Дата03.05.2018
    Размер0.53 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаУчебник.doc
    ТипМетодические рекомендации
    #20139
    страница2 из 11

    Подборка по базе: методические рекомендации по созданию электронных учебников.docx, Метод рекомендации.docx.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11





    Глава 1

    Введение в психологическую коррекцию

    Основные вопросы:

    1. Особенности психокоррекционного процесса.

    2. Виды психокоррекции.

    3. Основные принципы психокоррекционной работы.

    4. Этапы коррекционно-развивающей работы.

    Основная литература.

    1. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2001. – 220 с.

    2. Практическая психология образования: Учеб. Пособие для вузов /И.В. Дубровина, А.Д.Андреева, Н.И. Гуткина и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2003. – 480 с.

    3. А.С. Спиваковская. Принципы, задачи и общая характеристика психологической коррекции как особого психологического эксперимента/ Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / Сост и общая редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2002. – с.140 – 156.

    4. Маралов В.Г., Ситаров В.А. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте (Дошкольник – младший школьник). – М.: «Прометей», МГПИ им. В.И. Ленина, 1990. – 220 с.

    Особенности психокоррекционного процесса




    Одним из важнейших условий формирования готовности будущего психолога к практической деятельности является овладение такими формами оказания психологической помощи людям как психодиагностика, психоконсультирование, психотерапия, психокоррекция.

    И, если в работе со взрослыми психолог в основном пользуется методами психологического консультирования и психотерапии, то в работе с детьми разного возраста на первый план выдвигаются методы психологической коррекции.

    Под психологической коррекцией понимают обычно деятельность по изменению, исправлению личности и отдельных ее психических проявлений, приведение психического развития в соответствие с нормой или некоторой идеальной моделью с учетом индивидуальных возможностей ребенка.

    В настоящее время существует множество противоречивых взглядов на проблему психокоррекции. Не уточнено понятие «психокоррекция», дискуссионным является вопрос о разведении двух сфер психологической помощи – психологической коррекции и психотерапии. Принципы проведения коррекционной работы зачастую не соотносятся с основными теоретическими направлениями осуществления психокоррекции. В литературе представлено множество программ коррекции личностного развития, общения и межличностных отношений, познавательной сферы, учебной деятельности, но большая их часть не имеет четкой теоретической базы и обоснования, а содержит лишь перечень упражнений и психокоррекционных техник. По мнению И.И. Мамайчук, А.С. Спиваковской при всем многообразии описанных технических приемов не учитывается самое главное – субъект психологического воздействия. В результате бездумное использование многообразных психотехнических приемов может оказывать негативное влияние на психическое состояние ребенка, на особенности его развития.

    Термин «коррекция психического развития» впервые использовался в дефектологии. Он означал совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление недостатков в развитии аномального ребенка. По мере развития прикладной психологии понятие «коррекция» стало шире использоваться и при нормальном психическом развитии ребенка. Некоторые авторы рассматривают психологическую коррекцию как способ профилактики нервно-психических нарушений у детей. Например, А.С. Спиваковская рассматривает психотерапию и психокоррекцию как два взаимодополняющих друг друга метода психологического воздействия, каждый из которых имеет свои зоны приложения. Психотерапия – метод лечения, а психологическая коррекция - метод профилактики. Так, по мнению ученого, психотерапия как система специально организованных методов лечебного воздействия применяется к лицам, уже заболевшим неврозом. Когда речь идет о детях «еще не больных, но уже не здоровых», о начинающих складываться формах невротического реагирования и дезадаптивного поведения, т.е. когда речь идет о профилактике неврозов, на первый план выступают методы и приемы психокоррекции.

    Ряд исследователей (Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс и др.) рассматривают психокоррекцию как метод психологического воздействия, направленный на создание оптимальных возможностей и условий развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка. Так, психологи утверждают, что коррекционная работа должна строится не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений.

    В настоящее время нередко понятие «психологическая коррекция» подменяется понятием «психотерапия». Однако чаще всего, психотерапия рассматривается как система медико-психологических средств, применяемых врачом для лечения различных заболеваний, психокоррекция как совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков психологии или поведения психически здорового человека (Р.С. Немов). А.А. Осипова выделяет следующие отличительные от психотерапии черты психологической коррекции:

    • ориентация на клинически здоровых людей;

    • ориентация на здоровые стороны личности; ориентация на среднесрочную помощь, в отличие от краткосрочной помощи;

    • направленность на изменение поведения и развития личности.

    Вместе с тем, многие ученые (Р.А. Исурина, Р.А.Защепицкий, И.И. Мамайчук) не согласны с тем, что объектом психокоррекции, в отличие от психотерапии, могут быть только клинически здоровые лица. Авторы утверждают, что следует дифференцировать коррекцию нормального и аномального развития. Первая осуществляется психологом, а вторая – патопсихологом, дефектологом, психоневрологом, психотерапевтом. При этом, чем большее значение имеют психологические и социально-психологические факторы того или иного вида нарушений, тем больший удельный вес приобретают методы психологической коррекции (Г.Л. Исурина).

    Учитывая сказанное, под психологической коррекцией мы понимаем……………..

    ……………………………………………………………………………………………
    Виды психокоррекции

    Психокоррекционные мероприятия классифицируют исходя из следующих критериев:

    1. По характеру направленности выделяют коррекцию симптоматическую и каузальную. Симптоматическая коррекция предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии. Каузальная коррекция направлена на источники и причины отклонений.

    Большинство исследователей утверждают, что приоритетной целью проведения коррекционных мероприятий должно стать устранение причин трудностей и отклонений в развитии клиента. Симптоматическая же коррекция, по мнению данных авторов, направлена на преодоление внешней стороны трудностей развития, поэтому работа с симптоматикой, какой бы успешной она ни была, не сможет до конца разрешить переживаемые клиентом трудности. Мы полагаем, что при решении «узких задач», не затрагивающих всех сторон личности клиента, особенно, при краткосрочной психокоррекции, ее результаты могут быть удовлетворительными и прочными.

    К наиболее известным симптоматическим методам психокоррекции относятся следующие (С.С. Либих., 1979):

    • седативная коррекция («гипноз-отдых» /К.И. Платонов/, музыкотерапия, аутогенная тренировка, дыхательная гимнастика, релаксация);

    • отвлекающая коррекция (В.М. Бехтерев, 1911), используется при коррекции навязчивостей посредством переключения с абстрактного мышления на ряд конкретных ассоциаций;

    • активизирующая коррекция, цель метода – мобилизация активности;

    • разъясняющая коррекция предполагает работу с алгоритмами осознания ситуаций

    1. По содержанию различают:

    • Личностная коррекция направлена на позитивное изменение Я-концепции ребенка, уровня его притязания, гармонизацию личности. Она направлена на преодоление негативных личностных проявлений.

    • Коррекция эмоциональной сферы связана со снижением психоэмоционального напряжения. Она предполагает развитие способности к эмоциональной дифференциации и идентификации, эмоциональному обособлению, развитие социальных эмоций и навыков адекватного эмоционального реагирования и эмоционального самоконтроля.

    • Коррекция волевой сферы – это развитие произвольности психических процессов, формирование целеполагания, преодоление незавершенности действий ребенка.

    • Коррекция поведенческой сферы связана с овладением ребенком социальных ролей, репетицией социально одобряемых моделей поведения, навыками саморегуляции и самоконтроля, преодолением негативных стереотипов поведения.

    • Коррекция познавательной сферы направлена на формирование познавательной мотивации, развитие познавательных психических процессов, тренировку интеллектуальных функций и способов умственной деятельности.

    • Коррекция игровой и учебной деятельности направлена на развитие личностной, социальной и учебной мотивации, овладение средствами и способами деятельности, навыками целеполагания, контроля и самооценки

    • Коррекция отношений ребенка предполагает изменение социальной ситуации развития ребенка, его социального интеллекта, эмпатии и рефлексии, повышение социального статуса.

    1. По форме работы различают коррекцию: индивидуальную; групповую; индивидуально-групповую.

    Выбор индивидуальной или групповой формы коррекционной работы определяется в первую очередь структурой развития, а также возрастом и выраженностью аффективных проблем ребенка.

    Существуют следующие показания для индивидуальной психокоррекционной работы: дошкольный возраст ребенка; наличие существенных дефектов внешности или тяжелых соматических заболеваний; интенсивные агрессивные и аутоагрессивные тенденции; интимный характер проблемы (потерпевшие от сексуального насилия, дисморфомания и т.п.); кризисы утраты смысла жизни; шизоидная акцентуация и психопатия.

    Проведение групповой психокоррекции может быть успешным при следующих состояниях: страхах; заикании; агрессивности; нарушениях общения; неадекватной самооценке и социальной дезадаптации; эпизодическом наркопотреблении.

    Противопоказанием для групповой коррекционной работы является: наличие тяжелых психических расстройств, выраженная двигательная расторможенность, проблемы интимно-личностного характера, выраженная шизоидная психопатия, наркомания 1-2 стадии, активное нежелание ребенка работать в группе.

    При проведении групповой психокоррекционной работы с детьми желательно придерживаться следующих принципов отбора группы: относительная однородность группы по возрасту; максимальная разнородность по акцентуациям, оптимальная численность – 5-10 человек; желательна закрытость группы (одни и те же участники работают на всех занятиях), но возможны и открытые группы (со сменой учасников).

    1. По наличию программ: программированною; импровизационную.

    2. По характеру управления коррегирующими воздействиями: директивную и недириктивную

    3. По продолжительности: сверхкороткую; короткую; длительную; сверхдлительную. Сверхкороткая психокоррекция длится минуты или часы и направлена на разрешение актуальных изолированных проблем и конфликтов. Короткая коррекция длится несколько часов и дней. Применяется для решения актуальных проблем. Длительная психокоррекция продолжается месяцы. В центре внимания – личностное содержание проблем. Сверхдлительная коррекция может продолжаться годы и затрагивает сферы сознательного и бессознательного.

    4. По масштабу решаемых задач: общую; частную; специальную.

    Под общей психологической коррекцией подразумеваются мероприятия общепедагогического порядка, нормализующие социальную среду ребенка. Задачи общей психокоррекции сливаются с задачами психогигиены, психопрофилактики. Они решаются в процессе организации учебно-воспитательных мероприятий.

    Частная психокоррекция – это специальноразработанные системы психокоррекционных мероприятий, таких, например как семейная психокоррекция, психогимнастика и пр.

    Специальная психокоррекция - это комплекс приемов, методик и организационных форм работы с ребенком или группой детей одного возраста, являющийся наиболее эффективным для достижения конкретных задач формирования личности.
    Основные принципы психокоррекционной работы.
    Психологическая коррекция как особая форма психологического воздействия теоретически базируется на фундаментальных положениях отечественной психологии, главными из которых являются следующие:

    1. Положение, разработанное в теоретической концепции В.Н. Мясищева, согласно которому личность является продуктом системы значимых отношений, поэтому эффективная психокоррекция немыслима без включения в коррекционный процесс и самого ребенка, и его семьи.

    2. Положение теории деятельности А.Н. Леонтьева, состоящее в том, что позитивно влиять на процесс развития – значит управлять ведущей развитие деятельностью, в данном случае воздействовать на деятельность по воспитанию детей и на ведущую деятельность ребенка;

    3. Разработанное Д.Б. Элькониным положение о том, что коррекционный потенциал игры заключается в практике новых социальных отношений, в которые включается человек в процессе специально организованных игровых занятий;

    4. Положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения для психического развития ребенка. Отсюда, основным содержанием коррекционной деятельности является создание «зоны ближайшего развития», своевременное формирование психологических новообразований.

    Данные положения легли в основу разработки основных принципов психокоррекционной работы:

    1. Принцип единства диагностики и коррекции. Началу осуществления коррекционной работы должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования. Контроль динамики хода эффективности коррекции, в свою очередь, требует осуществления диагностики.

    2. Принцип нормативности развития. При оценке соответствия уровня развития ребенка возрастной норме и формулировании целей коррекции необходимо учитывать следующие характеристики: особенности социальной ситуации развития, уровень сформированности психологических новообразований, уровень развития ведущей деятельности ребенка, особенности индивидуальности и самостоятельного пути развития.

    3. Принцип коррекции «сверху вниз». Активное формирование психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста, активное влияние на генезис и становление непосредственно возрастных новообразований.

    4. Принцип коррекции «снизу вверх» рассматривается как упражнение и тренировка уже имеющихся у ребенка психологических способностей.

    5. Принцип системности развития психологической деятельности. Этот принцип задает необходимость учета в коррекционной работе профилактических и развивающих задач. Системность этих задач отражает взаимосвязанность различных сторон личности и неравномерность их развития. Реализация принципа системности развития в коррекционной работе обеспечивает направленность на устранение причин и источников отклонения в психическом развитии.

    6. Деятельностный принцип коррекции. Суть этого принципа в том, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности клиента. Основным направлением коррекционной работы является целенаправленное формирование обобщенных способов ориентировки клиента в различных сферах предметной деятельности, межличностных взаимодействий, в социальной ситуации развития. Как видим, данный принцип определяет как сам предмет коррекции, так и способы коррекционной работы.


    Этапы коррекционно-развивающей работы (по И.В. Дубровиной)


    1. Изучение практического запроса;

    2. Формулировка психологической проблемы;

    3. Выдвижение гипотез о причинах наблюдаемых явлений;

    4. Выбор метода исследования;

    5. Использования метода;

    6. Формулировка психологического диагноза, которая должна содержать и прогноз дальнейшего развития ребенка в двух направлениях: при условии, если с ребенком будет проведена необходимая работа, и при условии, если такой работы с ним проведено не будет;

    7. Разработка рекомендаций, программы психокоррекционной или развивающей работы;

    8. Осуществление этой программы, контроль за ее выполнением.


    При выработке основных стратегий работы с тем или иным клиентом важно помнить, что все особенности ребенка как организма, социального индивида и личности находятся на стадии созревания, развития, следовательно, они могут быть выраженными или невыраженными, обладают динамикой как в сторону совершенствования, так и в сторону ухудшения. Поэтому, рассматривая каждого ребенка как индивидуальность, важно выделить такие особенности его личности, которые нуждаются в развитии или изменении, в поддержании на достигнутом уровне или блокировании ухудшения. Таким образом, работа может осуществляться по четырем направлениям, которые составляют стратегию психолого-педагогического воздействия: 1)развитие; 2)стимулирование (поддержание на достигнутом уровне и создание условий для дальнейшего развития); 3) блокирование; 4) изменение.

    Схематически основные стратегии можно изобразить при помощи «педагогического квадрата» (Маралов В.Г.)


    Блокирование

    Стимулирование


    Изменение

    Развитие


    В ячейку «Развитие» записываются те качества, которые нуждаются в интенсивном развитии. Например, у ребенка недостаточно развиты наглядно-образное мышление или память. Работа должна быть направлена на обеспечение более высокого уровня их развития.

    В ячейку «Стимулирование» вписываются качества и характеристики, которые относительно развиты, отвечают требованиям возраста. Их следует поддерживать на достигнутом уровне и стимулировать дальнейшее развитие.

    В ячейку «Блокирование» записываются качества и черты характера, которые начали по тем или иным причинам «распадаться», ухудшаться. Дальнейшее ухудшение надо «заблокировать», предотвратить. Например, ребенок занимал благоприятное положение в группе, но его статус стал ухудшаться, стали возникать конфликты с детьми. Необходимо выяснить причины этого и наметить меры по предотвращению снижения социометрического статуса.

    В ячейку «Изменение» вписываются черты и свойства, которые необходимо корректировать. Например, ребенок недисциплинирован, социально импульсивен.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта