Главная страница
Навигация по странице:

  • Формы и методы коррекции личностного и познавательного развития детей и школьников. Вопросы

  • Практические задание по теме

  • Психогимнастика Психогимнастика

  • Требования, предъявляемые к выбору упражнения.

  • Требования, предъявляемые к инструкции.

  • Требования, предъявляемые к участию тренера в выполнении упражнений.

  • Требования, предъявляемые к остановке и обсуждению упражнений.

  • Схема занятия по психогимнастике. 1 фаза.

  • Основные виды игротерапии. По функциям взрослого

  • По форме

  • Этап объединения, интеграции группы

  • Завершающий, обобщающий этап.

  • Учебник. Методические рекомендации по составлению и написанию коррекционноразвивающих программ. учебнометодическое пособие. Составители В. Г. Маралов, Н. В. Макарова., Чгу, 2003


    Скачать 0.53 Mb.
    НазваниеМетодические рекомендации по составлению и написанию коррекционноразвивающих программ. учебнометодическое пособие. Составители В. Г. Маралов, Н. В. Макарова., Чгу, 2003
    АнкорУчебник.doc
    Дата03.05.2018
    Размер0.53 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаУчебник.doc
    ТипМетодические рекомендации
    #20139
    страница3 из 11

    Подборка по базе: методические рекомендации по созданию электронных учебников.docx, Метод рекомендации.docx.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Особенности составления и написания коррекционно-развивающих программ.
    Практическое задание по теме: провести психолого-педагогическую экспертизу одной из опубликованных коррекционно-развивающих программ, на предмет ее соответствия принципам отечественной психокоррекции и требованиям, предъявляемым к составлению и написанию коррекционно-развивающих программ.
    Формы и методы коррекции личностного и познавательного развития детей и школьников.

    Вопросы:

    1. Психогимнастика.

    2. Игротерапия

    3. Проективный рисунок

    4. Суггестивные методы коррекции

    5. Психологический тренинг

    Основная литература:

    1. Маралов В.Г., Фролова Л.П. Психологические основы коррекции личностного развития детей дошкольного возраста. НМЦ управления образования мэрии Г. Череповец, 1995. – 97 с.

    2. М.И. Чистякова. Психогимнастика /Под ред. М.И. Буянова. – М.: Просвещение : ВЛАДОС, 1995. – 160с.

    3. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками /Азарова Т.В., Барчук О.И., Беглова Т.В., Битянова М.Р., Королева Е.Г., Пяткова О.М.; под общей ред. Битяновой М.Р. – СПБ.: Питер, 2002. – 304 с.


    Практические задание по теме:

    • составить конспект психогимнастического занятия для детей дошкольного или младшего школьного возраста;

    • нарисовать рисунки по следующим темам: «Я – реальное», «Я – идеальное». Продемонстрировать рисунки в группе, найти совместными усилиями общее и отличительное психологическое содержание;

    • создать формулу содержательного и действенного самовнушения с целью самосовершенствования.


    Психогимнастика

    Психогимнастика – метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Основная цель этого метода – преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

    Психогимнастика приследует следующие цели:

    • диагностическую – в пантомиме проявляются слабости, нарушения в поведении, скрытые импульсы и позиции ребенка;

    • коррекционную – в процессе выполнения психогимнастических упражнений формируются отдельные навыки и типы поведения, исправляются неадекватные эмоции и другие личностные характеристики;

    • социометрическую – в ходе взаимодействия детей друг с другом выявляются взаимоотношения в группе, положение в ней отдельных участников.

    К вспомогательным целям относят – снятие или повышение напряженияв группе, активизацию групповой динамики.

    Термин «психогимнастика» употребляется в широком и узком значении. Психогимнастика в узком значении понимается как игры, этюды, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации в группе. Такого рода психогимнастика направлена на решение задач групповой психокоррекции: установление контакта, снятие напряжения, отработку обратной связи и т.д.

    В широком смысле психогимнастика – это курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики человека как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы.

    Так, использование термина «психогимнастика» в узком значении представлено в работе Н.Ю. Хрящевой (1999). В своей книге «Психогимнастика в тренинге» автор описывает очень широкий круг психогимнастических упражнений. Они могут выполняться в небольших группах по 2-3 человека или всеми членами группы вместе, быть специализированными и воздействовать преимущественно на ту или иную психическую характеристику, например память или внимание, могут носить более универсальный характер, оказывать более генерализированное воздействие. Автор выделяет требования, которые необходимо учитывать при планировании, а также в процессе проведения психогимнастических упражнений. Раскроем их более подробно.

    1. Требования, предъявляемые к выбору упражнения.

    При выборе упражнения, психолог должен учитывать:

    • Что преимущественно должно произойти в результате его проведения;

    • На каком этапе находится группа: чем она сплоченней, тем рискованнее могут быть упражнения;

    • Состав группы: социально-демографические характеристики (пол, возраст и т.п.), а также физические данные;

    • Время проведения: в начале дня целесообразно проводить упражнения, которые позволяют отключиться от забот дня и включиться в ситуацию «здесь и теперь», а также помогают мобилизовать внимание, активность. Во второй половине дня следует проводить упражнения, помогающие снять усталость.

    • Содержание дальнейшей работы.

    1. Требования, предъявляемые к инструкции.

    • Инструкция должна быть четкая, ясная, законченная, содержащая необходимую информацию;

    • Процесс инструктирования не должен длиться дольше, чем выполнение упражнения;

    • Проговаривая инструкцию желательно устанавливать визуальный контакт с каждым участником группы;

    1. Требования, предъявляемые к участию тренера в выполнении упражнений.

    • Тренер принимает участие в выполнении упражнений, которые проводятся с целью получения каждым участником группы личностной обратной связи, а так же если выполнение упражнения требует четного или наоборот нечетного числа участников;

    • Тренер не принимает участия в тех упражнениях, которые требуют его руководства в процессе их выполнения, а так же если необходимо обеспечить безопасность членов группы, например при выполнении упражнения с закрытыми глазами.

    4.Требования, предъявляемые к остановке и обсуждению упражнений.

    • Существуют упражнения, которые имеют логическое завершение, в ряде случаев тренер заранее оговаривает условия окончания упражнения, например: упражнение будет закончено, когда каждый из участников группы что-то сделает или скажет;

    • Упражнение стоит завершать, когда степень вовлеченности, удовольствия от его выполнения достигает максимума и еще не начинает снижаться;

    • Чем в большей степени упражнение ориентировано на получение содержательной информации, тем больше времени стоит потратить на его обсуждение. Если упражнение расчитано прежде всего на изменение состояния группы как целого или каждого участника в отдельности, то обсуждение может быть достаточно кратким.

    Обычно выделяют следующие темы для психогимнастических упражнений:

    • привычные жизненные ситуации (например, отношение к взрослым, как обратить внимание на себя и т.п.);

    • общечеловеческие конфликты (например, встреча двух человек на узкой доске над пропастью, утешение обиженного ребенка, обида);

    • специфические проблемы отдельных участников (какой я есть, каким меня видят окружающие, какие желания для меня являются главными);

    • интерперсональные отношения (как выразить свое отношение к участникам занятий, чувства до начала занятий и в конце, пространственная социометрия).

    Широкое понимание термина «психогимнастика» представлено в работе М.И. Чистяковой «Психогимнастика» (1990). В своем пособии автор предлагает курс психогимнастики для детей дошкольного и младшего школьного возраста, который включает 20 занятий. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из четырех звеньев или фаз.

    Схема занятия по психогимнастике.

    1 фаза. Мимические и пантомимические этюды.

    Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев и др.) и некоторых социально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.). Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, той или иной походкой.

    Примером может служить этюд на выражение удивления.

    Удивление (для детей 4-5 лет)

    Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было.. Из чемодана выпрыгнула собака.

    Мимика: Рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты.

    2 фаза. Этюды и игры на выражение отдельных черт характера и эмоций

    Цель: выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т.п.), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных детьми ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. При изображении эмоций внимание привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно.

    В качестве примера приведем этюд «Эгоист» (для детей 5-6 лет)

    Мама принесла к чаю три пирожных. Мальчик взял себе одно пирожное и показал пальцем на два других: «А эти я съем вечером». Мама подумала: «Мой сын – эгоист».

    3 фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или на группу в целом. Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ.

    Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделированных стандартных ситуаций.

    Например, этюд – «Любящие родители» (для детей 4-5 лет).

    В зале звучит латышская народная песня «Колыбельная медвежонку».

    Мама - медведица и папа – медведь укачивают своего любимого сыночка. Сначала мама-медведица качает медвежонка, нежно прижимая его к себе, а папа-медведь с доброй улыбкой смотрит на маму и сына и сам тоже тихонько покачивается. Мама -–медведица передает медвежонка медленно. Теперь папа качает малыша, а мама – медведица глядит на обоих ласково, с любовью.

    Выразительные движения: Сложить перед собой руки, обхватывая пальцами локоть другой руки, мерно покачиваться под музыку вправо – влево, на лице улыбка.

    4 фаза. Психомышечная тренировка.

    Цель: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения и черт характера.

    Приведем пример этюда на расслабление мышц.

    Штанга (для детей 5-6 лет)

    Ребенок поднимает «тяжелую штангу». Потом бросает ее. Отдыхает.

    Обычно занятия по психогимнастике проводятся с подгруппами дошкольников и младших школьников не более 6 человек, время занятий от 20-25 минут, до 1 часа – 1,5 часов в зависимости от возраста, состояния здоровья, уровня утомляемости, личностных особенностей. На психогимнастике каждый этюд повторяется несколько раз, чтобы в нем могли принять участие все дети.

    Игротерапия
    Игротерапия – это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры.

    Как показывает практика и многочисленные исследования, игровая терапия оказывается эффективной при решении самых разнообразных проблем. С помощью игры можно устранить такие трудности ребенка, как неумение общаться, аффективная неустойчивость, фобические реакции, низкая самооценка, агрессивное поведение, вредные привычки и мн. др.

    Основные виды игротерапии.

    1. По функциям взрослого в игре различают:

    • директивную игротерапию, где терапевт выступает в качестве ее организатора и транслятора символического значения игры;

    • недирективную игротерапию, где проводится линия на свободную игру как средство самовыражения ребенка.

    1. По форме организации деятельности различают:

    • индивидуальную игротерапию;

    • групповую игротерапию.

    1. По структуре используемого в игре материала:

    • игротерапию с неструктурированным материалом (игры с водой, песком, глиной, двигательные игры и т.п.);

    • игротерапия со структурированным материалом (игры в семью, людей, животных, агрессивные игры, игры с марионетками, строительные игры и т. п.)

    Если в качестве критерия выдвинуть теоретический подход, то можно выделить следующие виды игротерапии.

    Виды игротерапии


    Основные виды


    Авторы

    Основные цели

    Игротерапия

    в психоанализе

    М. Кляйн,

    А. Фрейд,

    Г. Гуг – Гельмут


    Игра направлена на установление

    аналитической связи между

    ребенком и взрослым с целью

    создания условий для катарсиса,

    инсайта и сублимации.

    Игровая терапия,

    центрированная на

    клиенте

    К. Роджерс,

    В. Экслайн

    Игра направлена на создание или воссоздание значимых отношений

    между ребенком и взрослым с целью

    личностного роста и развития.

    Игровая терапия

    отреагирования

    Д.Леви,

    Г. Хэмбидж

    Игра направлена на освобождение

    чувств путем воссоздания в игре

    стрессового опыта из жизни ребенка.

    Примитивная

    игровая терапия

    60- е годы, США

    Игра используется с детьми младшего

    школьного возраста с целью лучшего

    усвоения предлагаемых знаний

    Игротерапия в

    отечественной психологической

    практике


    А. Захаров

    Игра применяется как средство

    диагностики, коррекции и

    обучения.

    Спонтанные и направленные игры

    выступают как две

    взаимодополняющие фазы единого

    игрового процесса.

    Направленное воздействие на

    клиента осуществляется посредством

    характеров, воспроизводимых им и

    психологом персонажей.



    А.И. Захаров сформулировал следующие принципы использования игры с коррекционными целями:

    • погружение в игру – восприятие мира игры как реальности в данный момент, создание определенного игрового пространства и времени происходящих событий, использование игровой символики, непосредственное участие всех детей и взрослых в игре в назначенных ролях или в виде эмоционально реагирующей аудитории;

    • равенство игровых отношений – означает отсутствие противопоставленных позиций взрослых и детей, принятие чувств и переживаний последних, предоставление им права выбрать темы для игры, распределить роли, в том числе и роли взрослых;

    • спонтанность и импровизация в игре – подразумевает динамизм игры, эмоциональность и непосредственность, свободное выражение чувств, новизну происходящих событий, отсутствие репетиций, заученных реплик и диалогов, индивидуальное преломление игровых сюжетов, изменение сценария по ходу игрового действия;

    • организующее начало игры – это определенный распорядок игровых занятий, подготовка к игре, последовательность действий, а так же создание в ней определенных направлений или психологической ориентации на достижении коррекционного или психотерапевтического эффекта;

    • условность игрового действия – проигрывание ролей по типу «как будто», допускающее полное игровое перевоплощение, но не делающее его обязательным;

    • эмоциональное отреагирование в игре – предоставление возможности эмоциональной разрядки, снятие накопленного нервного напряжения в игровой форме, изживание страхов;

    • перемена (чередование) ролей – перемена ролей позволяет проверить, укрепить и развить навыки психологической защиты после эмоциональной разрядки в роли объекта страха; перемена ролей активно формирует умение принимать и играть роли, являясь разновидностью ролевого тренинга и средством достижения более адекватной социализации ребенка.

    Остановимся на описании этапов игровой терапии.

    1. Этап объединения, интеграции группы. Ориентировка в ситуации, знакомство, установление отношений, правил, норм и т. п. Здесь ребенок признается как уникальная личность с правом на индивидуальное проявление.

    Задачи этапа:

    • ориентировка ребенка в целях, которые реализуются в игровом сеансе, правах и нормах, существующих в группе;

    • формирование позитивных взаимоотношений ребенка и психолога;

    • установление первичных положительных отношений со сверстниками.

    1. Реконструктивный этап. Целями данного этапа являются:

    • воссоздание проблемы, моделирование конфликта, который ребенок испытывает; в качестве примеров выступают такие, как предложение темы игры; подведение ребенка к обыгрыванию ситуации; путь наталкивания (подобрать игрушку, инсценировать ситуацию); следует отметить, что психолог на этом этапе должен интенсифицировать игру ( например, включиться в нее путем подведения ребенка к значимой конфликтной ситуации;

    • моделирование социально-неадекватных способов взаимодействия с людьми.

    На данном этапе целесообразно использовать сюжетно-ролевые игры (творческие и спонтанные), игры –драмматизации.

    1. Завершающий, обобщающий этап. Целью данного этапа является обеспечение переноса новых психологических ситуаций в реальную жизнь, обобщение новых способов взаимодействия. Это осуществляется посредством:

    • параллельной работы с родителями;

    • совместных игровых занятий;

    • совместной работы детей и родителей.

    Следует отметить, что в дошкольном возрасте игротерапия занимает одно из ведущих мест, учитывая тот факт, что игра является ведущим видом деятельности в данном возрастном периоде. Вместе с тем, игра сохраняет свой коррекционно-развивающий потенциал и в работе с детьми младшего школьного возраста, с подростками, юношами и девушками.

    Так, М.Р. Битянова отмечает, что на современном этапе в работе школьного психолога чаще используются большие психологические игры. Автор рассматривает их как целостное законченное действо, совершенно самостоятельное, имеющее свою внутреннюю систему целей и правил, достаточно продолжительное по времени. Для участников «Большая» психологическая игра выступает как деятельность. Представим виды психологических игр, описанных М.Р. Битяновой.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта