Главная страница
Навигация по странице:

  • Характеристика основных симптомокомплексов неблагополучного развития личности детей и школьников и общие пути их коррекции. Неорганизованность.

  • Недисциплинированность

  • Виды неорганизованности Неорганизованность бывает истинной и ложной

  • Причины неорганизованности

  • Типы неорганизованных дошкольников и пути преодоления неорганизованности в дошкольном возрасте.

  • Типы неорганизованных дошкольников

  • «повышенной энергетикой»

  • Дети с провакационными формами поведения

  • Тактика работы с гиперактивными детьми

  • Критерии гиперактивности (схема наблюдений за ребенком)Дефицит активного внимания

  • Двигательная расторможенность

  • Тактика поведения педагогов и родителей по отношению к гиперактивным детям

  • Учебник. Методические рекомендации по составлению и написанию коррекционноразвивающих программ. учебнометодическое пособие. Составители В. Г. Маралов, Н. В. Макарова., Чгу, 2003


    Скачать 0.53 Mb.
    НазваниеМетодические рекомендации по составлению и написанию коррекционноразвивающих программ. учебнометодическое пособие. Составители В. Г. Маралов, Н. В. Макарова., Чгу, 2003
    АнкорУчебник.doc
    Дата03.05.2018
    Размер0.53 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаУчебник.doc
    ТипМетодические рекомендации
    #20139
    страница5 из 11

    Подборка по базе: методические рекомендации по созданию электронных учебников.docx, Метод рекомендации.docx.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Под социально-психологическим тренингом общения понимают «… своеобразные формы обучения знаниям и отдельным умениям в сфере общения, а также формы соответствующей их коррекции» (Л.А. Петровская (1982)).

    Принципы организации социально-психологического тренинга следующие:

    • общение по принципу «здесь и теперь» – уход от общих рассуждений в сферу обсуждения того, что происходит в группе в настоящее время;

    • принцип персонификации высказываний – отказ от безличных речевых форм; замена выражений типа «обычно считается», «некоторые полагают» высказываниями «Я считаю», «я полагаю»;

    • принцип акцентирования языка чувств – адекватное и прямое выражение своих ощущений и чувств;

    • принцип активности – максимальная включенность каждого участника тренинга в групповое взаимодействие;

    • принцип доверительного общения – означает открытость, искренность, непосредственность;

    • принцип конфеденциальности – содержание общения в тренинговой группе не выносится за пределы самой группы (Л.А. Петровская (1989)).


    В заключение отметим, что в настоящем разделе были далеко не полно рассмотрены специальные формы и методы коррекции личностного и познавательного развития детей и школьников. Авторы и не ставили такую задачу, мы дали лишь общие направления организации и проведения подобного рода деятельности, конкретные методические рекомендации читатель может найти в той литературе, которая указана в начале данного раздела.


    Характеристика основных симптомокомплексов неблагополучного развития личности детей и школьников и общие пути их коррекции.
    Неорганизованность.


    1. Неорганизованность (виды, причины возникновения, коррекционные стратегии)

    2. Типы неорганизованных дошкольников и пути преодоления неорганизованности в дошкольном возрасте.

    3. Тактика работы с гиперактивными детьми.

    4. Типы неорганизованных школьников. Психологические условия преодоления неорганизованности в младшем школьном и подростковом возрасте.

    Литература

    1. Белова С.М. Двигательная коррекция детей с синдромом гиперактивности / Возможности практической психологии в образовании: Из опыта работы психологов УЦ «Перспектива». Вып. 2 / Под ред. Пилипко Н.В. – М, 2000, с 65 – 68.

    2. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2002 – 128 с.

    3. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. – СПб., 1993.

    4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.:Генезис, 2000. – 192 с.


    В симптомокомплекс «неорганизованность» мы включаем все те проявления, которые можно охарактеризовать как недисциплированность, непослушание, неуправляемость.

    Недисциплинированность – это несоблюдение норм и правил поведения.

    Непослушание – отказ от выполнения предъявляемых требований.

    Неуправляемость – проявление спонтанности в поведении ребенка в соответствии с сиюминутными мотивами и желаниями, отрицательное реагирование на требования взрослых.

    Виды неорганизованности

    Неорганизованность бывает истинной и ложной, в свою очередь, истинная неорганизованность может подразделяться на преднамеренную и непреднамеренную.

    Ложная неорганизованность обнаруживается там, где родители или воспитатели предъявляют завышенные требования к ребенку, которые он выполнить не может в силу своих возрастных особенностей. Например, мать говорит четырехлетнему сыну: «Сядь смирно и смотри книжку», а он через три минуты отвлекается, убегает. Или – «Убери игрушки», он тут же забывает и не выполняет требование. Вывод, который делают родители, однозначен: «Мой ребенок неорганизованный, неуправляемый». На самом деле он таковым не является, просто в силу возрастных особенностей, неразвитости произвольных форм поведения ему трудно удержать цель, прилагать усилия для того, чтобы длительное время чем –то заниматься.

    Причины неорганизованности

    1. Недостаток произвольной регуляции поведения, что выражается в неразвитости произвольного внимания (его элементов), воли, в ситуативной мотивации с аффективной окрашенностью.

    2. Некоторые нарушения функциональных возможностей коры головного мозга, которое выражается в значительном преобладании процессов возбуждения над процессами торможения.

    3. Незнание норм и правил поведения.

    4. Нарушение системы детско-родительских отношений, прежде всего, нарушение баланса любви и требовательности. Там, где этот баланс нарушается в сторону требовательности, дети идут на сознательное нарушение дисциплины, проявляют агрессивность, стремятся привлечь к себе внимание. Если же баланс нарушается в сторону любви, сопровождающейся жертвенностью и вседозволенностью, а требовательность сводится к минимуму, ребенок проявляет капризность, эгоистические наклонности, упрямство. Возможны и такие ситуации, когда требования взрослых «размыты», непоследовательны, противоречивы, в этих случаях ребенок теряет ориентиры, а поведение приобретает характер непоследовательности, противоречивости.

    5. Нарушения в системе взаимоотношений со сверстниками приводят к неорганизованности, если у ребенка возникает выраженная потребность в самоутверждении, при этом отсутствуют необходимые навыки общения и взаимодействия. Это приводит к желанию утвердиться любыми путями, чаще всего негативными.

    Исходя из причин неорганизованности, можно выделить следующие основные стратегии коррекции:

    • повышение уровня произвольной регуляции;

    • развитие, а в случае необходимости коррекция внимания;

    • ознакомить детей с соответствующими нормами и правилами поведения, создать жизненные и игровые ситуации, где они могли бы проявить свои знания, закрепить их в соответствующих действиях.

    • оптимизация взаимоотношений в системах «родитель – ребенок», «ребенок – ребенок».

    Тактика работы с неорганизованными детьми обусловлена возрастными особенностями детей и осуществляется в зависимости от индивидуально-типических проявлений неорганизованности.

    Типы неорганизованных дошкольников и пути преодоления неорганизованности в дошкольном возрасте.

    В дошкольном возрасте со всеми проявлениями неорганизованности можно встретиться достаточно часто, при умеренном проявлении они не вызывают особой тревоги, так как вполне укладываются в возрастные нормативы. Дошкольники часто ведут себя непроизвольно, что проявляется в неумении долгое время заниматься одним делом, в неподчинении требованиям, ситуативности и т.п. В то же время можно встретиться с такими детьми, поведение которых выходит за рамки возрастных норм. Их действительно трудно организовать, они непослушны, недисциплинированы, доставляют много хлопот воспитателям, родителям, другим детям.

    Типы неорганизованных дошкольников

    Первые три типа являются проявлением истинной непреднамеренной неорганизованности

    1. Дети, несоблюдающие нормы и правила взаимодействия, делают это несознательно чаще всего в силу незнания этих форм и правил, некоторого личностного инфантилизма, а также в силу преобладания непроизвольных форм поведения. Они как бы «растворяются» в ситуации, ведут себя спонтанно, без элементарного планирования и выбора оптимальных способов реагирования. Это приводит к конфликтам со сверстниками и взрослыми, негативному эмоциональному реагированию.

    2. Дети с «повышенной энергетикой» проявляют любознательность, склонность к экспериментированию: «Что будет, если сунуть булавку в розетку», «Что будет, если перемешать содержимое всех пузырьков, стоящих в ванной комнате, и поднести к ним спичку» и мн. др. С такими детьми много хлопот, как дома, так и в детском саду. Однако, если их тягу к экспериментированию поддержать, поставить на «научную основу», т.е. сделать контролируемой, то многие негативные проявления снимаются, а желание проявить себя, высокая любознательность остануться и будут позитивно развиваться.

    3. Гиперактивные дети. Этот тип доставляет наибольшие неприятности как родителям, так и воспитателям. Ярко выраженная гиперактивность при нарушении интеллекта – признак заболевания, такого ребенка следует показать специалистам. Однако имеются и такие дети, которых можно назвать расторможенными, неуправляемыми. Они нарушают нормы и правила в силу неспособности управлять собой, своим поведением, которое регулируется сиюминутными побуждениями, сменяющимися очень быстро.

    В качестве проявлений истинной преднамеренной неорганизованности выступают демонстративность, избалованность, провакационность.

    1. Демонстративные дети намеренно нарушают правила поведения, нормы взаимоотношений с целью привлечь к себе внимание. У них выражено стремление к первенству, быть в центре внимания. Позитивными достижениями и формами деятельности это не всегда удается сделать, поэтому легче всего не следовать правилам, а нарушать их, чтобы привлечь внимание.

    2. Избалованные дети привыкли, чтобы все их желания и прихоти выполнялись. Невыполнение требований приводит к капризам, проявлениям упрямства. У таких дошкольников развивается неоптимальная «Я – концепция», эгоизм, стремление добиться любыми путями выполнения со стороны взрослых и сверстников своих желаний.

    3. Дети с провакационными формами поведения бросают своеобразный вызов другим, особенно взрослым, они как бы проверяют взрослых на прочность, делают все, чтобы «нарваться» на наказание, побуждая последних к агрессии. При обнаружении слабости взрослого провакационность усиливается, перерастает в стремление «сесть на шею»

    Обратимся к общим путям коррекции неорганизованности в дошкольном возрасте.

    Основное внимание должно быть направлено на устранение центральной причины, т.е. недостатков в произвольной регуляции поведения. Приведем направления работы, представленные в программе Г.Бардиер, И.Ромазан, Т.Чередниковой (1993).

    • учить детей направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении;

    • различать и сравнимать мышечные ощущения;

    • определять соответствие характера ощущений характеру движений, провождаемых этими ощущениями;

    • менять характер движений, опираясь на контроль своих ощущений;

    • произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения;

    • различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, беспокойно, страшно и т.д.);

    • одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения. Сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие;

    • произвольно и подражательно «воспроизводить» или демонстрировать эмоции по заданному образцу;

    • улавливать и понимать, а также различать чужие эмоциональные состояния;

    • сопереживать (т.е. принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать его эмоциональное состояние);

    • отвечать адекватными чувствами (т.е. в ответ на эмоциональное состояние товарища проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам общения);

    • определять конкретные цели своих поступков;

    • искать и находить, выбирая из множества вариантов, средствадостижения этих целей;

    • проверять эффективность выбранных путей: действиями, ошибаясь и исправляя ошибки, опытом чувств, опытом прошлых аналогичных ситуаций;

    • предвидеть конечный результат своих действий и поступков;

    • брать на себя ответственность.

    Решать эти задачи возможно в самых различных видах деятельности: в процессе игр, на специальных занятиях, во время гимнастики, музыкальных и физкультурных занятий. Целесообразно использовать и специальные формы: релаксацию, психогимнастику, тренинги.

    Если неорганизованность сопровождается незнанием норм и правил поведения, то основное внимание в психокоррекционном процессе должно быть обращено на овладение детьми нормами и правилами. Здесь целесообразно начать работу с бесед по картинкам, отражающим ту или иную нравственную норму. Например, предъявляется картинка: в автобусе сидит мальчик и читает книжку, рядом с ним девочка встает со своего места и уступает его бабушке. Вопрос: «Кто на этой картинке тебе больше нравится?» Дети с правильным пониманием норм и правил взаимоотношений легко справляются с такими заданиями, дошкольники же с некоторым отставанием в личностном развитии будут неаерно разрешать ситуацию. Например: «Мне нравится мальчик, который читает книжку, мне мама тоже читает книжки».

    На втором этапе подбирается система рассказов и сказок на соответствующие нормативы поведения с последующим анализом.

    На третьем этапе в игровой форме моделируются жизненные ситуации, требующие знания норм взаимодействия, тем самым создаются предпосылки для переноса знаний в реальное поведение.

    Наибольшую сложность представляет устранение такой причины неорганизованности, как нарушение детско-родительских отношений. Работу такого типа выполняет психолог, проводя соответствующую психотерапию. Однако есть возможности в этом отношении и у воспитателя, который может рекомендовать родителям следующую тактику воспитания неорганизованных детей:

    • разобраться в причинах неорганизованности, непослушания;

    • проанализировать собственное поведение, что в нем провоцирует ребенка на проявление неорганизованности;

    • принять ребенка таким, какой он есть, для этого важно научиться не раздражаться и не подгонять ребенка под заранее построенную модель;

    • постараться установить оптимальный баланс любви и требовательности;

    • заменить дисциплинирующие воздействия на организующие;

    • не отмахиваться от ребенка, когда он «мешает», чаще включаться в совместную деятельность по принципу «делаем вместе, оказываю помощь, ребенок действует самостоятельно;

    • стараться мотивировать любую деятельность, занятие ребенка;

    • в качестве самого «страшного наказания» использовать демонстрацию обиженности, нежелания общаться с ним;

    • перестать волноваться за будущее ребенка, это будущее еще не наступило;

    • гармонизировать отношения со всеми другими членами семьи.


    Тактика работы с гиперактивными детьми

    «Гипер…» – ( от греч. Нуреr – над, сверху) составляющая часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «асtivus» и означает «действенный, деятельный».

    Американские психологи П.Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка.

    Критерии гиперактивности

    (схема наблюдений за ребенком)

    Дефицит активного внимания

    1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

    2. Не слушает, когда к нему обращаются.

    3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

    4. Испытывает трудности в организации.

    5. Часто теряет вещи.

    6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

    7. Часто бывает забывчив.

    Двигательная расторможенность

    1. Постоянно ерзает.

    2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).

    3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.

    4. Очень говорлив.

    Импульсивность

    1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.

    2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.

    3. Плохо сосредотачивает внимание.

    4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).

    5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.

    6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других – нет, на одних уроках он успешен, на других – нет).

    Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, психолог может предположить, что ребенок, за которым он наблюдает гиперактивен.

    Причины гиперактивности

    1. Генетические факторы.

    2. Повреждение центральной нервной системы во время беременности и родов.

    3. Негативное действие внутрисемейных факторов.

    Тактика поведения педагогов и родителей по отношению к гиперактивным детям

    • главное – быть последовательным и постоянным;

    • важно говорить всегда медленно и спокойно;

    • следует стараться сохранить спокойствие и держать себя в руках, заранее подготовившись к возможному конфликту, нужно реагировать на любые позитивные сдвиги в поведении ребенка;

    • необходимо избегать непрерывных одергиваний и запретов;

    • нужно отделять поведение ребенка, которое может не нравиться, от его личности;

    • обеспечить гиперактивному ребенку строгий режим;

    • давая ребенку новые или трудные задания, следует сопровождать их спокойным, ясным, четким разъяснением, показывать несколько раз, пока он не запомнит, важно стимулировать и тренировать его восприятие и память, необходимо быть терпеливым, повторять все по несколько раз;

    • ребенок в данный момент времени должен заниматься чем-либо одним, все остальное нужно убрать, чтобы не отвлекать внимания;

    • важно дать гиперактивному ребенку какое-то постоянное поручение, чтобы оно было в пределах его возможностей, обязательно следует проследить за его выполнением и поощрять старания ребенка;

    • следует научиться вовремя распознавать сигналы, предупреждающие о возможном взрыве, здесь важно вовремя вмешаться и предупредить взрыв – отвлечь ребенка или спокойно обсудить конфликтную ситуацию;

    • зная о повышенной возбудимости гиперактивного ребенка, необходимо включать в игру с ним не более двух-трех человек;

    • нельзя жалеть, дразнить, бояться гиперактивного ребенка, относиться к нему снисходительно;

    • важно обязательно согласовать тактику поведения по отношению к гиперактивному ребенку со стороны педагогов и родителей.

    • работать с ребенком в начале дня, а не вечером;

    • делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки;

    • снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха;

    • посадить ребенка во время занятий рядом со взрослым;

    • использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

    Приведем пример программы нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности А.Л. Сиротюка.

    Коррекционно-развивающая прграмма состоит из 16 занятий. При соблюдении режима проведения – 2 занятия в неделю. Время проведения – 50 – 60 минут. Оптимальное участие группы – 4-6 человек, возраст – 6 – 12 лет.

    Структура занятия:


    написать администратору сайта